​Авиценна – гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант. Биография авиценны Азиатского мудреца ибн сину называли главой ученых


ИБН СИНА (Avicenna), Абу Али

Персидский врач, учёный, философ и поэт Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах Ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна) родился в с. Афшана, близ Бухары. Жил в Средней Азии и Иране, изучал в Бухаре математику, астрономию, философию и медицину, занимал должности врача и везира при различных правителях.

Главные философские труды – «Книга исцеления» (в сокращённом изложении – «Книга спасения»), «Книга указаний и наставлений»,«Книга знания» (на языке фарси). Философия Ибн Сины продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию Бога – «первой причины», из которого в иерархическом порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., «универсальный разум» и «мировая душа» неоплатонизма дробятся у него на отдельные разумы и души согласно космологической схеме Аристотеля . Один Бог, по Ибн Сине, обладает абсолютным существованием, всё же остальное само но себе только возможно, а действительно лишь благодаря Богу. Однако природа, истекшая от Бога через иерархию эманаций, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления. Мусульманские богословы (в частности, Газали) обвиняли Ибн Сину в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Философские и естественно-научные трактаты Ибн Сины пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий.

Важнейшее научное сочинение Ибн Сины «Канон медицины» – медицинская энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на многие европейские языки. «Канон врачебной науки» – итог взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, переиздавался на латинском языке около 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В «Каноне» излагаются теоретические основы медицины – взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. Ибн Сина выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные Ибн Синой клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон» оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира. В алхимии Ибн Сина стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал, и основной задачей алхимии считал приготовление лекарственных средств.

Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси. Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн Сины – афористичность, простота художественно-изобразительных средств. Большая часть его стихов на фарси написана в форме рубай. Ибн Сина выступал и как теоретик литературы – в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Научные сочинения Ибн Сины сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка. Ибн Сина оказал влияние на классическую иранскую литературу, в меньшей мере – на арабскую, узбекскую и отчасти средневековую еврейскую литературы. С его повестью «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.


Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов - противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.


Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени - Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.


Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.

Медицина

В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.

Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.


В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.

Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.


В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда - книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:

  • 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
  • 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
  • 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
  • 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).


Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Литература и другие науки

Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Личная жизнь

К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.


Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Библиография

  • «Книга исцеления»
  • «Книга указаний и наставлений»
  • «Книга знания»
  • «Трактат о птице»
  • «Живой, сын Бодрствующего»
  • «Саламан и Ибсал»
  • «Повесть о Юсуфе»
  • «Об искусстве поэзии
  • «Канон врачебной науки»

Авиценна (Ибн Сина)

Полное имя – Абу Али Хусейн Ибн Абд Аллах Ибн сина (род. в 980 г. – ум. в 1037 г.)

Великий ученый, философ, врач, поэт и музыкант. Этот человек обладал поистине энциклопедическими знаниями. Его научные труды охватывали все области естественных наук. Ибн Сина смог стать неоспоримым авторитетом в области медицины более чем на 500 лет. Его книги, в частности «Канон врачебной науки» в 5 частях, на протяжении 600 лет являлись основными учебными пособиями для студентов европейских медицинских университетов.

Ибн Сина, больше известный в мире под латинизированным именем Авиценна, родился в сентябре 980 г. в небольшом укрепленном селении Афшана, расположенным недалеко от Бухары. В своей автобиографии он писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления

Самонида Нух Ибн Мансура и занялся там работой в диване – канцелярией. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял в жены мою мать, по имени Ситара – звезда. Там же и родились сначала я, а затем и мой брат». Родителям Ибн Сины нравилось имя Хусейн. Они давно решили так назвать своего первенца. В благородных домах вместе с именем ребенку давали и прозвище – кунью. Отец Абдаллах смеясь говорил: «Когда у моего мальчика родится сын, пусть же не мучается мой Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али». Но отец не догадывался, какая судьба ждет его сына. У Ибн Сины никогда не будет семьи, а вся жизнь его – это сплошной путь от города к городу.

Уже с детства Хусейн проявлял любознательность, десятки раз в день задавая вопросы: почему, когда, как? Отец самостоятельно занимался образованием сына. Его дом был местом, в которое часто приезжали ученые из Бухары, так что детство маленького Хусейна прошло в благодатной атмосфере. Когда мальчику исполнилось 5 лет, вся семья переехала в Бухару – столицу большого государства Самонидов. В этот город съезжались образованные люди со всего Востока: философы, поэты, врачи, музыканты. К тому же в Бухаре находилась богатейшая дворцовая библиотека.

Ибн Сина был принят в начальную мусульманскую школу – мэктэб, которую закончил в 10 лет. В классе он был самым маленьким из учеников. Любопытный мальчишка сразу же начал задавать учителю (хатибу) Убайду множество вопросов, но в ответ слышал лишь одно: «Учи Коран. Там на все есть ответы».

После школы юный Хусейн занимался с другим учителем, Абу Абдаллахом ан-Натили, который обучал его арабскому языку, грамматике, математике, стилистике. Как-то раз Ибн Сина заявил: «Я выучил весь Коран, теперь я могу задать свои вопросы?» Хатиб удивился: «Коран учат долгие годы, и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание хафис». – «Значит, я хафис», – ответил пытливый ученик. Хусейн блестяще сдал экзамен, не пропустив ни одного слова из Корана. Он удивил всех своей феноменальной памятью и глубоким знанием арабской литературы.

После завершения школьного образования Ибн Сина становится шейхом. Вспоминая свое детство, он писал: «К 10 годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

Впоследствии Хусейн занимался самообразованием, а отец, видя неординарные способности сына, нанимал самых лучших учителей. Вскоре талантливый ученик не только догнал наставника, но и неоднократно ставил его в тупик своими познаниями, задавая каверзные вопросы. «Пять, шесть теорем я изучил при помощи учителя, остальные – самостоятельно. Натили оказался не в силах обучать меня», – вспоминал Хусейн.

Когда Ибн Сине не исполнилось и двенадцати лет, по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи, он всерьез заинтересовался медициной. Ему приходилось осматривать трупы, которые оставались после кровопролитных битв. «Посещал я больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись такие врата исцеления, что это не поддается описанию, а было мне в это время 16 лет», – писал Авиценна.

Сначала Ибн Сина изучал медицину под руководством Абу-л-Мансура Камари, известного бухарского медика, но вскоре начал самостоятельную практику и за короткое время стал широко известным врачом. Неудивительно, что именно его пригласили во дворец для лечения эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. Отчего заболел эмир и как его лечил Ибн Сина, точно не известно, но можно сказать одно – лечение помогло. Наградой молодому талантливому врачу стал доступ к знаменитому книгохранилищу Самонидов. В библиотеке Ибн Сина работал несколько лет подряд. Именно там он завершил свое самообразование. Некоторые историки предполагают, что в это время он задумал создать книгу по медицине, в которой планировал обобщить опыт предшествующих поколений врачей и свой собственный. В 18 лет Ибн Сина вел активную переписку с крупнейшими учеными Востока, в том числе среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни. А в 20 лет написал несколько книг: многотомный медицинский словарь, энциклопедию о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящие из 20 томов.

Многое из задуманного осталось невыполненным в связи со смертью его отца в 999 г. К тому же изменилась и политическая ситуация в стране. Двор Самонидов был разрушен нападением турецкого религиозного фанатика Махмуда. Один из красивейших городов – Бухару – нещадно разграбили карахиниды, огромнейшая библиотека сгорела. С этого времени на плечи Ибн Сины легла забота о семье. Он принял решение переехать в Гуранж – столицу Хорезма.

Его выбор был не случайным. Хорезмшах покровительствовал ученым, а его дворец стал местом обсуждения новых научных теорий. Вскоре в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. Несколько лет ученые занимались научными исследованиями: проводили физические и химические опыты, наблюдали за звездным небом.

Но через несколько лет судьба вновь заставила Ибн Сину искать новое пристанище. Властелин соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал, чтобы ученые прибыли в столицу, дабы оказать им особую почесть – присутствовать на собрании у султана. На самом же деле он вынес им смертный приговор.

Ибн Сина и его учитель Масихи отказались ехать к султану и решили бежать через пустыню Кара-Кум. На третий день пути их настиг сильный ураган. Беглецы заблудились, у них не осталось еды и воды. Вскоре Масихи умер в пустыне, а Ибн Сина чудом спасся.

Но султан Махмуд Газневи не отступил от своего намерения. По всем городам были разосланы гонцы с описанием внешности Ибн Сины. За его голову была обещана большая награда. Скитания великого ученого закончились в Гургане. В это время Ибн Сина начал работать над «Каноном врачебной науки». Позже, спасаясь от преследования, он побывал у владык городов Абиверда, Нишапура, Турса, Рея.

В 1016 г. ученый попал в Хамадан и вскоре стал придворным врачом, а чуть позже – визирем правителя Хамадана. Как врач Ибн Сина пользовался огромным уважением и почетом, но как талантливый человек – приобрел массу врагов среди мусульманского духовенства. Ученый всегда отличался независимостью суждений, и его философские убеждения расходились с догмами ислама. Современник Ибн Сины имам Аль Газали назвал его неверным, а его труды подверг запрету. Много врагов ученый нажил себе и среди военных. Они требовали казнить строптивого визиря за инакомыслие, но эмир встал на его защиту и заменил казнь изгнанием. Через 40 дней после этого события у эмира Хамадана случился очередной приступ болезни, который заставил правителя не только отыскать Ибн Сину, но и вернуть ему должность визиря.

Спустя несколько лет ученый поступил на службу к эмиру из Хафана Шамсу ад-Даулаху. В это время он активно работал над книгой «Исцеление». Но его местонахождение стало известно султану Махмуду, Ибн Сину схватили и по ложному доносу заточили в крепость.

В заключении он пробыл 4 месяца и все это время работал над новыми научными трудами. В тюрьме у Ибн Сины не было книг, однако благодаря своей феноменальной памяти он ни на день не прекращал работу. В это время были написаны трактат «О Хайе, сыне Якзана» и другие.

Последние четырнадцать лет жизни Ибн Сина провел в Исфахане, где ему были созданы благоприятные условия для научной работы. Во время очередного похода правителя Аль ад-Даула против одного из газневидских полководцев у Ибн Сины внезапно обнаружилась серьезная болезнь. Вылечиться самостоятельно ему не удалось, в июне 1037 г. выдающийся ученый умер от болезненного истощения.

Некоторые ученые считают, что смерть знаменитого врача связана с передозировкой опиума, который он рекомендовал применять для лечения диареи и болезней глаз.

Перед смертью Ибн Сина продиктовал свое завещание малознакомому человеку. В нем указывалось, что все нажитое им имущество следует раздать бедным, а слуг отпустить на волю.

О великом ученом написано множество легенд, сказок, песен, которые до сих пор можно услышать в Бухаре. Так одна из легенд рассказывает о том, что Ибн Сина смог создать 40 лекарств, воскрешающих умерших, и взял со своего ученика слово, что после смерти Ибн Сины тот оживит его, используя каждое из этих лекарств по очереди. Вскоре учитель умер, и воспитанник начал выполнять его завещание. Постепенно, под воздействием различных снадобий тело умершего становилось все более юным и свежим. Осталось применить сосуд с последним лекарством, но, переволновавшись, ученик выпустил его из рук. Сосуд упал и разбился…

В этой поэтической легенде воплощена вера людей в то, что выдающийся врач обладал волшебным даром исцеления, а его знания были всемогущими, и в то, что Ибн Сина мог разгадать все тайны природы, овладеть ее законами, чтобы победить болезни и сделать все для облегчения жизни страждущих. Об этом же писал и сам Ибн Сина в одном из своих рубаи :

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел,

Коварства я избег, распутал все узлы.

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Выдающегося ученого Ибн Сину похоронили в Хамадане возле городской стены, а через 8 месяцев его прах был перевезен в Исфахан и погребен в мавзолее Аль ад-Даула.

Библиография его трудов насчитывает 276 названий. В философском наследии Ибн Сины центральное место занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это сочинение насчитывает несколько томов и охватывает все разделы философии как науки: логику, математику, химию, физику, метафизику. Ибн Сина действительно был человеком, как сейчас принято говорить, опередившим свое время: он умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия; считается отцом процесса перегонки эфирных масел.

К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» (на языке фарси), в которой он выступил основоположником ираноязычной философской литературы. Во многие области научных исследований он внес новую струю. Многие серьезные научные труды Ибн Сина писал в виде поэм, используя образные звучные четверостишия. Из-за аллегоричности формы в его творчестве можно выделить «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и другие.

Кроме того, сочинения Ибн Сины содержат музыкально-теоретические положения и его считают отцом-изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента – гиджака.

Безусловно, отдельно стоит упомянуть об одной из самых крупных и знаменитых в истории медицины книг – труде Ибн Сины «Канон врачебной науки», обобщающем взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Это произведение уже в ХІІ веке было переведено с арабского на латинский язык. Книга была напечатана сразу же вслед за Библией и соперничала с ней по количеству изданий. В это же время и имя автора было изменено на более простое, латинизированное – Авиценна.

«Канон врачебной науки» («Аль-Канун фи-т-тибб») состоит из пяти книг.

В первом томе изложены теоретические сведения о медицинской науке, охватывающей такие области знания, как анатомия, физиология, диагностика, хирургия. Ибн Сина впервые дал научное определение болезни как нарушение функционирования организма. Невероятно, но к созданному Авиценной учению о пульсе современные ученые до сих пор ничего не могут добавить. Так же Ибн Сина описал строение мышц глаза, что совершило революцию в медицинских кругах.

Во втором томе труда рассказано о разнообразных лекарствах – 811 средствах растительного, животного и минерального происхождения, расположенных по алфавиту. Ибн Сина описывает их действие на организм, способы применения, правила сбора и хранения. В книге приведено более 200 рецептов лекарств из меда, подчеркивается его действие на организм. Интересно, что особое место в книге занимают рецепты приготовления плова, который Авиценна рекомендовал как лекарство при недомогании, истощении организма и даже при тяжелой болезни.

Третий том «Канона» самый обширный, и он посвящен патологии и терапии. Знаменитый врач описывает здесь различные болезни, рассказывает о способах их лечения. Каждый раздел этого тома снабжен анатомо-топологическим введением.

Четвертый том посвящен хирургии. В этой книге Авиценна подробно описывает лечение вывихов и переломов, лихорадки, особое место он уделяет лечению различных опухолей, гнойных воспалений. В свое время он первым из хирургов провел трепанацию черепа. Здесь же Ибн Сина рассказывает о вирусах. Невероятно, но гипотезу Авиценны о том, что вирусы являются возбудителями инфекционных болезней, знаменитый ученый Луи Пастер смог подтвердить лишь через 800 лет! В книге описаны такие болезни, как чума, холера, желтуха. Кроме того, Авиценна впервые проанализировал причины возникновения таких тяжелых болезней, как менингит и язва желудка.

Пятый том посвящен сложным лекарствам, а также ядам и противоядиям.

«Канон врачебной науки» обеспечил Авиценне «самодержавную власть в течение пяти столетий во всем медицинском мире Средних веков» и много веков был обязательным руководством для врачей.

Согласно мусульманскому летоисчислению в 1954 г. исполнилось 1000 лет со дня рождения Ибн Сины. По призыву Всемирного совета мира эту дату отмечали во всем мире. В Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. И с тех пор каждое утро к нему идут люди: старые и молодые, здоровые и больные, верящие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя…

Самый влиятельный и известный в средневековом исламском мире персидский ученый Абу Али ибн Сина знаком миру под более простым и звучным именем - Авиценна. Современники на Востоке называли его духовным наставником, мудрецом. И это вполне объяснимо. Авиценна воспитал целую плеяду философов, был визирем. Сочетая в себе две эти ипостаси, он казался идеалом ученого.

Он полагал, что уйдет в небытие физически, со всеми своими свойствами, в том числе и внешним обликом, но тлена избежит разумная часть души. Слова оказались отчасти пророческими. Его труды из самых различных областей науки изучают по сей день, о нем снимают фильмы и пишут книги. Однако в одном он ошибся, ученым удалось воссоздать и его внешность по сохранившемуся черепу. Результат вы видите на фото.

Родился будущий философ и общественный деятель, врач и ученый в небольшом селении вблизи города Бухары (территория современного Узбекистана). Раннему раскрытию в мальчике интеллектуальных способностей способствовал отец (чиновник, проявляющий интерес к философии и науке). К десяти годам он настолько хорошо знал Коран, что, по словам из первоисточников, «ему диву давались».

Затем он овладел основами математики и мусульманского права. Дальнейшее обучение мальчик продолжил под контролем приехавшего в Бухару ученого Абу-Абдаллахома ан-Натили, поселившегося в их доме. Абу Али ибн Сина, биография которого может быть почерпнута из его книг, в скором времени удивил учителя и уже сам растолковывал ему некоторые понятия. Вскоре он принялся за самостоятельный штурм книг по метафизике и физике, и, по словам самого ученого, «в нем пробудилась тяга к медицине». Она не казалась ему сложной, и уже в 16 лет он консультировал опытных докторов и сам помогал пациентам, «открывая для себя новые способы лечения, ранее нигде не описанные». Слава о талантливом лекаре распространялась быстро, в 18 лет ибн Сина попал в эмирский дворец и получил открытый доступ к богатой библиотеке.

Странствия ученого

Годы активного учения сменились временем странствий, в которые окунулся Абу Али ибн Сина. Биография ученого в трудах историков указана в приблизительных датах. Так, он покинул Бухару после смерти своего отца в период между 1002 и 1005 годами. Он переезжает в город Гургандж, переживавший тогда в стороне от политических событий расцвет. Вся научная жизнь была сконцентрирована вокруг одного заведения - академии Мамуна, объединившей множество ученых. Именно к этому обществу и примкнул Авиценна. Известно, что он и его коллеги были абсолютно обеспеченны в мирском плане и жили дружно, наслаждались перепиской и научными дискуссиями.

В 1008 году ибн Сина был вынужден покинуть город. Причина крылась в отказе лекаря прибыть ко двору султана для проживания. Поступок молодого ученого привел его в ярость. Он дал приказ размножить его портрет и разослать во все края с предписанием о розыске и последующей доставке бунтаря в его дворец. Успеха предприятие не имело. Как известно, Авиценна завершил свои скитания в Джурджане (1012-1014 гг.). В этот период он создавал свои трактаты, начал работу над «Каноном врачебной науки».

Спустя время султан вновь предпринял попытки найти его, и ученый продолжил свои странствия дальше.

Жизнь в Хамадане

Абу Али ибн Сина, биография которого связана с постоянными странствиями, в попытке скрыться от поползновений султана оказался в городе Хамадане (современная территория Ирана). Здесь ученый провел почти десять лет, с 1015 по 1024 г. Это были весьма насыщенные событиями годы. Он активно занимался не только наукой, а также политическими и государственными делами. На пост визиря его привело знакомство и успешное лечение правителя Шамсада-Даули. Впрочем, в скором времени он вступил в конфликт с военной верхушкой и был свергнут. От казни его спас эмир, приняв компромиссное решение о высылке ибн Сины за пределы владений. В течение 40 дней лекарь скрывался. Однако случившийся с эмиром очередной приступ заставил его пересмотреть свое решение: срочно найти ученого, извиниться и вновь назначить на пост министра.

После смерти правителя к власти пришел его сын. Он предложил Авиценне вновь занять пост визиря, но тот отказался и вступил в тайную переписку с эмиром Исфахана, предложив ему свои услуги.

Жизнь в Исфахане

Расположенный на берегу реки Заянде и ныне иранский город Исфахан стал последним местом, в котором поселился Авиценна (Абу Али ибн Сина). Биография этого периода (1024-1037 гг.) богата на научные работы. Годы, проведенные при дворе эмира, являются наиболее плодотворными. Способствовало этому во многом увлечение наукой самого правителя. Именно в этот период философ и ученый написал, пожалуй, свой самый емкий труд - «Книгу справедливого разбирательства», насчитывавшую двадцать томов. Однако она исчезла во время одного из вражеских нашествий.

Свой жизненный путь Авиценна окончил в Хамадане, где и был похоронен. Умер он в возрасте 56 лет, после продолжительной болезни, в источниках упоминающийся как «колики».

Труды по медицине

Медицина - это основная сфера деятельности, в которой прославился еще при жизни Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки» (на фото ниже) - серия книг (всего пять томов), написанная им в 1023 году, является одной из самых знаменитых. Именно по ней многие доктора Запада и Востока в 12-17-м веках изучали основы медицины.

В книге Авиценна предположил, что многие заболевания могут быть вызваны мельчайшими существами, которые в том числе портят воду и пищу, являются разносчиками. Он изучил ряд болезней, различив чуму и холеру, описал проказу и подчеркнул заразность оспы, а также осветил вопросы, связанные с хирургическими операциями, раскрыл тему «сложных» лекарств (более половины из них - растительного происхождения).

Ибн Сина также известен такими трудами, как «Трактат о пульсе», «О пользе и вреде вина», «Лекарственные средства», «Кровеносные сосуды для кровопускания», «Поэма о медицине», и многими другими (в общей сложности - 274 ценные рукописи).

Химия и астрономия

Известно, что Авиценна открыл процесс перегонки эфирного масла, а также умел получать серную, азотную и соляную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Ученый критиковал взгляды Аристотеля в области астрономии, утверждая наперекор о том, что звезды и планеты светятся своим собственным светом, а не отражают его от солнца. Он написал собственную книгу, которая содержала в том числе комментарии к труду Птолемея.

Образы в книгах и кино

Неудивительно, что для своих книг и фильмов многие писатели и режиссеры выбирают центральным персонажем такую личность, как Абу Али ибн Сина. Биография известного философа и врача богата трагическими событиями и поистине значимыми открытиями. Наиболее известным произведением является книга Ноя Гордона «Ученик Авиценны», опубликованная в 1998 г. и экранизированная в 2013-м Филиппом Штёльцлямом (кадры из фильма - на фото ниже).

К теме жизни ученого обратился и испанский писатель Э. Теодоро. Его роман называется «Рукопись Авиценны» и повествует об отдельных эпизодах жизни ибн Сины.

Могло ли быть что-то ценнее и полезнее в средневековом мире, чем то, что открыл медицине Абу Али ибн Сина? Биология, астрономия, механика, философия, литература, медицина, психология - науки, в которых он был блестяще осведомлен и образован. Кроме того, он обладал острым умом, и по словам современников, феноменальной памятью и наблюдательностью. Все эти качества и многочисленные работы увековечили память о персидском ученом в веках.

известный на западе как Авиценна ; перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎

средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма; был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане; самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

Авиценна Ибн Сина

Краткая биография

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах , известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) - прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля , ученый-энциклопедист - родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие. Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям. В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах. Благодарный пациент - эмир Шамс ад-Давла - даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные. Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др. До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов. При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» - медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу. В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке. Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Биография из Википедии

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».

В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015-1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023-1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:


Оздоровительные упражнения

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям - произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако полагал, что и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте. Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.

Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Механика

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы - средневековой теории движения, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (позднее названная импетусом), вложенная в них внешним источником. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т. п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое «стремление», аналогично тому, как огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также тяжесть.

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное стремление» является результатом действия тяжести и проявляется в падении тела, то есть в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы - оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление» уменьшается из-за сопротивления среды, как следствие стремится к нулю и скорость тела. В пустоте «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты Авиценна не верил. Ибн Сина попытался дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально весу и скорости движения тела.

Возможно, идеи Ибн Сины о вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.

Мухаммад Аль-Газали в своей известной книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и вечности мира и его атрибутов, поскольку это, по мнению Аль-Газали, приводит к дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн Синой идей о причинности и невозможность телесного воскресения.

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

Ибн Сина разработал также своё собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

Литература

Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения - четверостишия и рубаи.

  • Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
  • Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
  • Ослиных черт у них такое изобилье,
  • Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
  • Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
  • Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
  • Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
  • Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
  • Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
  • Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
  • С подобным другом впредь не должен я дружить:
  • Беги от мотылька, когда он с гадом был!

Основные литературные работы Ибн Сины - философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, называл Ибн Сину своим учителем..

Публикации сочинений

  • Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. - Сталинабад, 1957.
  • Ибн Сина. Канон врачебной науки: В 5 т. - Ташкент, 1956-1960.
  • Ибн Сина. Математические главы «Книги знания». - Душанбе, 1967.
  • Ибн Сина. Послание о любви. - Тбилиси: Мецниереба, 1976.
  • Ибн Сина. Избранное. - М.: Книга, 1980.
  • Ибн Сина. Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1980.
  • Аль-Бируни, Ибн-Сина. Переписка. - Таш­кент: Фан, 1973.

Музыка

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

  • «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
  • «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
  • раздел о музыке в «Книге знания».

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора , он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента - гиджака.

Память


Именем Ибн Сины названы улицы:

  • в Самарканде,
  • в Бухаре,
  • в Усть-Каменогорске,
  • улица Ибн Сино в Уч-Кургане (Узбекистан),
  • улица Авиценны в Донецке.