«Централизованная межпоселенческая библиотечная система» Вачского муниципального р-на Нижегородской обл. Урок мужества "афганская война"


Интервью с ветераном боевых действий, полковником милиции в отставке Андреем Командиным.

15 февраля — для многих особенный день. Двадцать пять лет назад в этот день выводом советских войск из Афганистана закончилась десятилетняя война, в которой СССР потерял 15 с лишним тысяч солдат и офицеров.

Андрей Командин, полковник милиции в отставке, — один из тех, для кого афганская военная кампания стала настоящей школой жизни. В феврале 1985-го в составе 12-го гвардейского мотострелкового полка он пересек советско-афганскую границу возле Кушки. Потом — Герат, где молодому лейтенанту предстояло прослужить два года.


Боевое крещение случилось уже через две недели после прибытия, в пустыне на афганско-иранской границе.

—Наша задача была — блокировать учебный центр душманов, который находился в этой пустыне, не допустить их прорыва в Иран. Мы — это мотострелковая рота, артиллерийская батарея плюс группа разведки, остальные — «бойцы» афганской армии, которых мы набирали по пути следования, останавливаясь в кишлаках. Ну, какой от них толк?.. Тогда я впервые попал под минометный обстрел. Замкомандира взвода был ранен — осколок от мины у виска прошел. Это был шок: падает в БТР, лицо в крови. Мы куда-то стреляли, куда-то отходили — все получилось очень суматошно. Но в целом с заданием справились. Главное — обошлось без потерь,— вспоминает Андрей Анатольевич.

После этого завертелось, пошло… Первый год ходили на боевые задания — Герат, Кандагар, помогали в Кабуле. Второй год охраняли и сопровождали наши колонны по горам и пригородам. Сначала жили в палатках, а ко второму году уже отстроили для себя казармы. Условия жизни, не говоря уже про службу, оказались не из легких.

—Днем до сорока пяти градусов доходило. А зимой даже снег выпадал. Правда, таял в течение дня. Мы больше по пустыне ходили. Самое труднопереносимое — ветер-«афганец», с песком. После него везде песок. И в столовой при этом всё горячее: каша, суп, компот…Чуть-чуть поел — и на улицу, весь мокрый, чтобы высушиться на ветру.
Со временем научились создавать маломальский комфорт — когда ходили на боевые, если БТР останавливался, вешали сбоку плащ-палатки, чтобы можно было присесть в тени, перекусить. Водители банки с тушенкой на двигателях разогревали. Главное — аккуратно это делать, чтобы не «рвануло».

Конечно, была и другая сторона такой жизни. Если Бог хранил от ранений — подстерегали болезни. И еще сильно страдали от вшей.

—Ранений или контузий я не получил. Но два раза переболел гепатитом. Оттуда все с «подарками» возвращались — вода отвратительная. Хоть и таблетки клали во все фляжки, а все равно болели. Когда лежал в госпитале, уже второй раз, там были такие двухъярусные кровати, фанерные стены. Сосед выписался, я решил его одеяло взять, мое было всё в дырах. Подошел, посмотрел — и передумал: там вши бегали просто. Когда возвращались в часть после госпиталя, «чистились» буквально на пороге — раздевались, мылись горячей водой, одежду всю в костер.

И солдаты, и офицеры были молодые, поэтому, может быть, особо не боялись.

—Лишь перед отпуском, недели за две, возникало такое чувство — только бы съездить, а там… И за месяц до замены — когда уже это кончится? А так быстро ко всему привыкали. И к постоянной опасности тоже. Поначалу и бронежилеты носили, и каски. Потом надевали их только, когда что-то случалось. Однажды БТР подорвался, и боец, который ехал сверху, спикировал с него. Крепко приложился головой. Так что некоторое время снова каски носили.
Был один момент, но страх пришел уже потом, когда осознали, что могло случиться… Одного бойца поймали на воровстве. Он пытался уйти и бросил между нами гранату. РГД. Это был день рождения моей дочери, 18 февраля 1987 года. И я, считай, второй раз родился. Слава Богу, все живы остались.
Другой решил сбежать к «духам». Нашли его наши разведчики, выкупили, вернули в часть. Отец него был прокурором — его сразу уволили с работы. Помню, перед строем зачитывали письмо от его матери: «Лучше бы тебя убили, был бы у нас в семье герой»… Такие были времена…

Сейчас, когда прошло уже почти два десятка лет, Андрей Командин больше вспоминает не боевые действия и не лишения, а маленькие радости, которыми советские военнослужащие скрашивали свою жизнь в чужой и далеко не всегда гостеприимной стране.

—Старшие офицеры научили нас готовить вареники из теста и консервированной капусты. Это был деликатес. А однажды мы привезли два КАМАЗа кирпичей — построили баню. Можно было мыться и стирать. Форму постираешь, на БТРе растянешь — и через пятнадцать минут она уже сухая. А знаешь, из чего в пустыне сделать торт на день рождения товарищу? У нас же все консервированное было. Берешь печенье, варишь сгущенку, промазываешь, сверху сахаром посыпаешь… Вот такие маленькие радости. Как-то привезли «живую» картошку. Взяли цинк из-под патронов, гвоздем пробили дырочки — получилась терка. Натерли картошки и нажарили драников. А в Кабуле было «офицерское» кафе. Когда мы первый раз туда попали, увидели в меню яичницу. Сразу заказали. Полгода яиц не ели…

А еще вспоминаются величественные сосны Герата. Местные власти охраняли их жестко — если кто свалит дерево, ему отрубали руки. Но нашим военнослужащим эти огромные деревья создавали дополнительные проблемы: ограничивали видимость.

—Со стороны местного населения присутствовала обычная партизанская тактика: днем с нами здоровались и улыбались, а ночью шли минировать дороги… Поэтому расслабляться не приходилось. Помню, когда уже летели домой на ИЛ-18 — «заменщик» его называли, — то до границы сидели тихие и напряженные, и лишь когда пилот сказал, что пересекли границу, закричали «ура».
Но вообще наша задача была — находить с местными общий язык. И это помогало. Как-то раз наш прапорщик автомат потерял — нашли и вернули. Хотя разное бывало. Зацепили при обстреле кишлак — в знак примирения передали жителям два КАМАЗа муки.
Еще приходилось охранять от них так называемые «керосиновые лужи». Трубопровод, по которому шло топливо, регулярно простреливали душманы. И мы должны были не дать местным собрать керосин, вытекающий из трубы. Они сразу же прибегали, уговаривали, предлагали плату. Проблема дефицита — всё на керосине, и его не хватало.

Война — это в любом случае страшно и плохо. Но это и хорошая школа жизни.

—Что бы там ни говорили, а для людей в погонах такие навыки нужны. Мне в жизни это многое дало — начиная от способности жить в полевых условиях и умения находить выход из любой ситуации до тактики ведения боя и использования оружия. А еще когда из ничего можешь сделать нечто — как в случае с варениками, — это всегда полезно и помогает в дальнейшем. Известно же, что американцы в Афганистане, если у них не будет холодной кока-колы, то и воевать не станут, а наши всегда сами себе быт обустраивали, бани строили, и даже дни рождения отмечали — с угощением и подарками. Такие навыки по жизни пригодятся всегда.

В 1992 году, когда начали сокращать Вооруженные Силы, друзья предложили Андрею Командину пойти в милицию. Наиболее приемлемым вариантом — и по духу, и по роду деятельности — стал ОМОН. Знание оружия и тактических приемов в отряде очень пригодились. Андрей Анатольевич отвечал за профподготовку в отряде, учил бойцов тому, чему сам научился в Афганистане.


В 1993-м оказался во Владикавказе, где разгорался осетино-ингушский конфликт. Практически всё то же, что в Афганистане, — горы, блок-посты, рейды. В октябре 1993-го — митингующая и стреляющая с баррикад Москва, а с 1995-го — Чечня. Только в составе отряда был в служебных командировках два раза. А когда перешел в управление кадров, уже не считал поездки.

—В 1998 году начал работать в учебном центре, стали готовить ребят к командировкам в горячие точки — первые сводные отряды милиции, которые поехали в Чечню. И здесь тоже пригодился весь «афганский» опыт. Обучали, в том числе, тактике боя — тем вопросам, которые, в общем-то, для милиции нехарактерны. Вести боевые действия в городе или в горах — не наша функция, но приходилось учиться и этому. Да и сейчас в служебных командировках нашим ребятам приходится наравне со своими прямыми обязанностями — охраной порядка, раскрытием преступлений — решать задачи, больше подходящие для регулярных войск.

Сейчас Андрей Анатольевич трудится в управлении Рособоронзаказа. Его основные функции — проверка исполнения государственного оборонного заказа местными предприятиями, контроль над расходованием государственных средств.

—Сейчас многие молодые ребята, которых я учил, уже на руководящих должностях. Я рад, что они продолжают дело, которым мы занимались вместе. И они не хуже, чем были мы в свое время. Что-то, конечно, изменилось. В бойцах ОМОН, например, стало больше спокойствия, больше уверенности в своих действиях и меньше авантюризма. Это не худший вариант. Каждая ситуация соответствует своему времени. МВД будет, пока есть государство. Некоторые задачи изменились, но главные функции остались незыблемыми — охрана порядка. Люди на службу сейчас приходят нормальные, и теперь у них к тому же есть материальный стимул, и не так всё плохо в плане обеспечения.
Да, в полиции сейчас есть пробел между молодостью и мудростью, надо его восполнять. Чтобы молодые могли подтянуться, чтобы среднее звено не «выпадало». Умных руководителей надо беречь, при всех спросах с них. Ведь подготовить хорошего руководителя — на это нужны годы и годы; у него должны быть опыт работы с людьми и определенная школа жизни.

ФОТО из архива Андрея Командина


Просмотрено: 1 032

Он оказался в Афганистане в 20 лет, молодой студент, которого выдернули на службу с университет-ской скамьи, и любимый сын своих родителей. Отпускать в Демократическую Республику Афганистан сначала старшего Игоря, а потом и младшего сына Сергея последним было особенно тяжело.

Сегодня Игорь Ипполитович Куницкий работает в БГСХА старшим преподавателем кафедры права, вырастил с женой Аллой двух дочерей. О тех событиях, как и любой афганец, он вспоминает неохотно, но не забывать о них и людях, не вернувшихся домой, в День памяти воинов-интернационалистов считает своим долгом.

– Игорь Ипполитович, как вы попали в Афганистан?

Из родного Пинска я только-только перебрался в Минск, чтобы учиться на историческом факультете БГУ, как меня призвали в армию. Раньше ведь таких отсрочек от службы, которые имеются сейчас в Беларуси, не было. Так я сначала год прослужил в Прибалтике, потом оказался в Кабуле, а в последу-ющем – в Кандагаре. Пробыл там тоже почти год.

– В качестве кого вы служили?

– Я был радиоразведчиком. Их еще называют «слухачи». Наша главная цель заключалась в том, чтобы с помощью системы координат определить местонахождение поступающих от душманских банд радиопередач и направить туда команду для уничтожения.

– Что было самым сложным для 20-летнего парня в таких условиях?

Все было сложно. Одно дело – родная страна с ее лесами и полями, другое – государство с горами, пустынями, высокой температурой вплоть до 50 градусов в летний период, которой никогда не бывает в Беларуси. Форма одежды при этом была не самой подходящей. Все, начиная от быта, окружающей среды и заканчивая питанием, было по-другому. Но человек – такое существо, которое может приспособиться почти к любым условиям. И мы тоже привыкали.

– А в моральном плане?

Война всегда подразумевает под собой «грязную работу», в том числе завязанную на убийстве. Приходилось стрелять, не всегда в военнослужащих. Когда на тебя нападают, разбираться, кто это делает, не приходится. Первая реакция – отразить опасное действие, защищаться. Стрелять в нас – русских шурави – могли даже специально обученные дети. И нам приходилось быть готовыми к пулям над головой и смерти в любой момент.

– Вы видели смерть сослуживцев?

Мне с таким столкнуться, к счастью, не пришлось, но я свидетель того, как не выживали раненые люди. Смотреть на это было больно.

После возвращения в Минск на учебу мне какое-то время пришлось восстанавливаться и возвращаться к нормальной жизни.

– Как вы обычно проводите День памяти воинов-интернационалистов?

Мы не любим в своем кругу вспоминать и ворошить прошлое. Но обязательно посещаем памятный знак, установленный в районе академического Дворца культуры, могилы товарищей и дома матерей погибших воинов, которые так и не дождались родных домой. Стараемся помянуть всех тех, кого с нами нет: друзей, братьев, товарищей по оружию.

– Многие сегодня неоднозначно оценивают решение по вводу советских войск в Афганистан…

Может, мы там были и зря, а может, и нет. Каждый народ создает свою историю, и вмешательства извне не всегда приводят к положительному результату. Но любые подобные события завязаны на экономике и политике. Последнюю определяют государство и те, кто стоит у его руля. Они принимают соответствующие решения. В то время (конец 70-х годов ХХ века) это был Леонид Брежнев. У военных не спрашивали: если ты находишься в армии – значит, должен выполнять приказ.

– Пользуясь случаем, можете высказать свои пожелания всем, кого затронули события тех лет.

Матерям погибших воинов-интернационалистов и всем-всем желаю здоровья и долгих лет жизни.

Беседовала

Катя КАРПИЦКАЯ.

Фото Михаила ЛЕВЦОВА.

В своей истории Россия пережила немало вооруженных конфликтов, но именно в XX столетии возникает массовый социально-психологический феномен «человека воюющего». О том, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений наших соотечественников, рассказывает эта книга. Главная ее тема - человек в экстремальных условиях войны, его мысли, чувства, поведение. Психология боя и солдатский фатализм; героический порыв и паника; особенности фронтового быта; взаимоотношения рядового и офицерского состава; взаимодействие и соперничество родов войск; роль идеологии и пропаганды; символы и мифы войны; солдатские суеверия; формирование и эволюция образа врага; феномен участия женщин в боевых действиях, - вот далеко не полный перечень проблем, которые впервые в исторической литературе раскрываются на примере всех внешних войн нашей страны в XX веке - от русско-японской до Афганской. Книга основана на редких архивных документах, письмах, дневниках, воспоминаниях участников войн и материалах «устной истории». Она будет интересна не только специалистам, но и всем, кому небезразлична история Отечества. Эта книга - возвращение долга нашим предкам, солдатам и офицерам Русской Армии, незаслуженно забытым героям давних войн. Это - дань уважения и памяти фронтовому поколению Великой Отечественной, моему отцу и его боевым товарищам. Это - дань уважения участникам «малых войн», моим ровесникам и друзьям, воевавшим в Афганистане. Это - боль за тех мальчиков, что проливают сегодня кровь в «горячих точках», и за тех, кому только предстоит пройти через войну…


Приложения

Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века{9}

1. Если считаете возможным, укажите свои биографические данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).

2. Участником какой войны вы являетесь?

3. Кем вы были до войны? (Укажите профессию.)

4. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?

5. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?

6. Сколько времени вы воевали? В каких войсках (формированиях)? В каком звании? В какой должности?

7. В какого рода операциях участвовали? Боевые задания какого характера вам приходилось выполнять?

8. Ваше отношение к войне на разных ее этапах: С какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?

9. Какие чувства вы испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)

10. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для вас на войне? Что запомнилось больше всего?

11. Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля - смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?

12. Участвовали ли вы в разведке, во взятии „языков“ и других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?

13. Первый пленный, которого вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.

14. Что вы думаете о своих, попавших в плен к неприятелю? При каких обстоятельствах это происходило?

15. Ваше мнение о союзниках, если они были.

16. Отношения с местным населением.

17. Боевая техника (оружие) - свое и противника: на равных шла борьба или нет? Особенности партизанской войны. Система взаимоотношений „человек и техника“; чем было для вас личное оружие?

18. Климатические условия: какие трудности были с ними связаны, как их переносили?

19. Роль боевого товарищества, взаимовыручки. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.

20. Взаимоотношения солдат и офицеров (рядовых и командиров).

21. Знакомы ли вам понятия „тыловая крыса“, „штабная крыса“, „окопная братва“? Есть ли современные аналоги?

22. Как снабжалась армия (ваше формирование) на войне? Были ли аналоги „наркомовским 100 граммам“, офицерским доппайкам и т. п.?

23. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.

24. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?

25. Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать? Какие были развлечения? Какие песни пели?

26. Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?

27. Имеете ли вы награды? Какие и за какие заслуги?

28. Женщины на войне. Как относились вы и ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они там были?

29. Какие письма вы писали домой с войны? Какие письма получали из дома?

30. Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?

31. Что такое война - для вас? Знакомо ли вам чувство „фронтовой ностальгии“? Мучают ли вас воспоминания, военные сны?

32. Как вы относитесь ко всему этому теперь, спустя столько лет? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?

33. Ваше отношение к тем, кто вас туда послал, тогда и теперь.

34. Как повлияло участие в войне на вашу дальнейшую жизнь?

В результате проведенного автором интервьюирования участников Великой Отечественной и Афганской войн получен интересный и обширный материал, который применим для анализа широкого спектра историко-психологических проблем. Тематически он гораздо шире, чем круг вопросов, рассматриваемых в настоящем исследовании. Поэтому в монографии используются ответы только на часть вопросов обследования, касающихся освещения следующих проблем: феноменов, возникающих в связи с тем, что война является экстремальной ситуацией (вопросы No№ 9, 10); формирования образа врага и отношения к нему (No№ 11, 12, 13, 16); особенностей фронтового быта (No№ 22, 23, 25); веры и атеизма на войне (№ 24); отношения к женщинам в армии (№ 28); выхода из войны и постгравматического синдрома (No№ 30, 31, 32, 34).

Практически все респонденты в ходе опроса дали весьма полезную и очень интересную информацию. Все ответы носили неформальный характер, отличались большим разбросом информативности, детализации фактов, степенью эмоциональности и т. д. Вместе с тем, ответы одних и тех же респондентов на разные вопросы не были равноценны, в ряде случаев ответы на какую-то часть вопроса оказались опущены. Некоторые из респондентов просили, чтобы при использовании материалов интервью оно рассматривалось как анонимное; большинство разрешило указать их имена и основные биографические данные.

Читайте еще:

Наряду с упомянутыми страхами, к одной из наиболее частых причин аноргазмии относится навязчивая концентрация внимания на тех сексуальных ощущениях, от которых ожидается, что они непосредственно предшествуют оргазму. Такие и аналогичные формы полного сомнения в процессе самонаблюдения...

Он уходил в армию из одной страны – вернулся совсем в другую. Как шутит председатель Союза ветеранов Афганистана Республики Казахстан Шарип Утегенов, пока был в Афганистане, «похоронил» Брежнева, Андропова, Черненко и двух министров обороны СССР – Устинова и Соколова. Правда, шутка эта получается с оттенком горечи…

ПРИШЛИ СО СВОИМ УСТАВОМ

В Афганистан я попал по призыву в армию. День призыва я запомнил навсегда. Это было 10 ноября 1982 года – день смерти Брежнева. Тогда, еще находясь в Чимкенте, мы знали, что отправляемся в Афганистан.

Если говорить об афганской войне в самом ее начале, то контингент советских войск местные воспринимали нормально. Ведь мы там строили школы, оказывали гуманитарную помощь и защищали наше посольство, стратегические объекты. Но в феврале-марте 80-го года уже начались нападения на наши колонны, военные городки, и поэтому была разработана программа превентивных действий. Начались боевые рейды, боевые операции по уничтожению караванов, которые поставляли оружие из сопредельных государств.

В первые годы войны в Афганистане было много потерь. Это в первую очередь связано с тем, что не было опыта войны в горно-пустынной местности. Ведь и мы, простые солдаты, и наши офицеры воспитывались на учебниках военной подготовки, которые были ориентированы на опыт боев в Великой Отечественной войне. В Афганистане опыт той великой войны в чем-то пригодился, но во многом он не помогал. Это была совсем другая война, совсем другая идеология, совсем другая страна. Война там была до нас. Просто мы приняли одну сторону и не приняли другую. Война была между партиями, которых в Афганистане было несколько. Мы же поддержали народно-демократическую партию Афганистана. И этим как бы подлили масла в огонь.

Хоть сейчас осуждают, спорят, нужно ли было вводить войска в Афганистан, я всегда говорю: в советское время была идеология – защита рубежей Советского Союза. Если бы мы тогда не поставили этот заслон, то радикальный ислам, который сейчас угрожает миру, мы бы здесь видели уже в 90-х. Поэтому где-то мы пусть и вмешались в чужую политику, в чужую страну влезли, но принесли и большую пользу в сдерживании международного терроризма на какой-то определенный период.

«НЕ Я ТЕБЯ ТУДА ОТПРАВИЛ»

Эту расхожую фразу мне пришлось услышать не один раз. Когда я из Афгана пришел, еле работу нашел – никто не хотел брать. Узнают, что воевал в Афганистане, и не берут. Я не мог устроиться даже бетонщиком. Как-то мне позвонили, сказали: «Есть место на ЖБИ, приходи с документами». Я был рад – полгода сидел без работы. В советское время два месяца без работы, и все – ты тунеядец, а это наказуемо. Я принес свои документы на ЖБИ, а там открывают военный билет, видят запись «служил в Афганистане, имеет право на льготы…» И все, мне сразу говорят: «Вы извините, мы вчера взяли человека».

Вы не можете представить, какая буря в тот момент в моей душе бушевала. Здесь мы оказались не нужны. Мы ведь в армию уходили из одной эпохи – как ее называли, «брежневский застой», а вернулись в «горбачевский бардак». Мы, конечно, были ошарашены. Было очень тяжело, и вы знаете, что многие «афганцы» потерялись в этой жизни. Был большой процент наркоманов у нас, много ребят ушло в криминальные структуры…

Я совершенно случайно устроился слесарем в ДСК, там уже было 8 ребят-афганцев. Там мы и создали свою первую организацию. Когда мы заходили к чиновникам, нам говорили: «Кто вы такие, откуда вы пришли?» Многие чиновники опасались нас, думали: «Они не признаны государством, про них никто не говорит. Если сейчас я этим «афганцам» помогу, кто его знает, как это для меня обернется». Они очень этого боялись. Потому что до 85-го года Афганистан был закрытой темой. Поэтому мы решили, что необходимо создать свой союз, где соберутся все единомышленники, кто прошел Афганистан.

ДЕТИ…

Вернувшись из Афганистана, мы создали военно-патриотические клубы, клубы воинов запаса. И хотя в названии не было слова «афганцы», все понимали, что это за ребята. И мы, тогда еще молодые все – по 22-23 года – имеем опыт боевой. К нам тянулись дети, подростки. Я устроился во Дворец школьников, там открыл военно-патриотический клуб. У меня занимались 320 детей. Если бы позволили размеры Дворца школьников, мы приняли бы тысячи ребят, потому что они приходили, они очень хотели заниматься. Мы говорили с ними на интересные им темы, преподавали рукопашный бой, парашютное дело. Выезжали в горы – на Машат, Угам. Там был скалодром. Детей привлекал прикладной вид спорта, не кабинетный. Для трудновоспитуемых подростков это было то, что нужно. Их ведь не привлечешь шахматами. А военная форма, оружие всегда притягивали мужчин, независимо от их возраста. Мы, используя эту психологию, максимально затягивали в свои клубы трудновоспитуемых. И многие из них потом прошли и Афганистан, и горячие точки Советского Союза – Карабах, в Таджикистане война была. Участвовали ребята и в конфликте на таджикско-афганской границе уже после обретения Казахстаном независимости.

Мы и сейчас продолжаем военно-патриотическую работу среди школьников, проводим сборы. Например, в Астане я проводил слет «Жас беркут», в Кокчетаве, в Шымкенте.

Но все упирается в финансирование. Меня возмущает, что деньги выделяются как госзаказ на военно-патриотическое воспитание и по линии разных министерств: культуры, образования, обороны, но работы не видно, потому что мы не ведем ее системно. Да и как проводится тендер? Нарисовал на бумаге – у меня, мол, клуб есть, сдал все отчеты – и все. Одних устраивает, что отчет сдан, других – что эти деньги отмыли.

… И ИХ СТРАННЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Мы как-то проводили сбор данных о военно-патриотических клубах Казахстана. У нас их, оказывается, около пятисот. Мало того, я знаю, в Шымкенте есть клубы, которые возглавляют бывшие зеки, отсидевшие за бандитизм, за изнасилование малолетних, за грабежи. И они сейчас занимаются патриотическим воспитанием детей.

К сожалению, у нас несовершенен закон об общественных организациях. Его надо доработать. В плане того, что о руководителе необходимо знать все – имеет ли он опыт, имеет ли образование и отвечают ли его моральные качества тому, чтобы воспитывать детей. А у нас главное оплатить госпошлину – 18-20 тысяч тенге – и прийти в органы юстиции. Вечером можешь забирать документы. Тебе и устав сами напишут, дальше – что хочешь, то и делаешь. И никому не интересно твое прошлое.

А ведь дети – это пластилин, из которого можно ваять что угодно. Поэтому я считаю, что если ты подал документы в юстицию, то юстиция должна потребовать с тебя всю документально подтвержденную информацию: кто ты такой, вплоть до каких-то резюме, характеристик, рекомендаций, чтобы кто-то за него был ответственен. Ведь под шумок такие организации могут открыть те же экстремисты и воспитывать потом детей в нужном им ключе.

НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ…

Сейчас, в свете последних событий в мире, на фоне исламского государства, война может оказаться и на нашем пороге. Самый хороший плацдарм для этого – Афганистан. Боевики ИГИЛ уже ведут переговоры с «Талибаном», заключают какие-то договора о взаимодействии, пытаются расшатать ситуацию. Если они объединятся, война может вспыхнуть в Узбекистане и Таджикистане в один день. Тем более что там есть хорошая почва, под которой подразумевается социальная неустроенность.

Мы недавно проводили в Алматы конференцию «Ветераны за мир и стабильность» и «Ветераны против терроризма». Вышли с обращением, что «Талибан» – это идеология, которую нельзя победить силой. Например, США, коалиция из 30 государств воевала с талибами, которых, на весь Афганистан, может, 10-15 тысяч всего. 130-тысячная группировка, вооруженная до зубов самым современным оружием, не смогла с ними до конца справиться. Потому что «Талибан» – это идеология. А победить идеологию можно, противопоставив свою идеологию. Мы должны воспитывать нашу молодежь в духе неприятия экстремизма и терроризма, объяснять им, к чему это может привести.

Я всегда был против того, чтобы у нас открыли месячные курсы для тех, кто в свое время «откосил» от армии. В возрасте 22 лет они могут пойти в военно-техническую школу (бывший ДОСААФ), заплатить 220 тысяч тенге, а через месяц тебе дают военный билет, как если бы ты отслужил год-два. Там им дают основы боевого искусства – стрельбу, рукопашный бой, строевая подготовка, и кто знает, куда завтра попадет этот обученный человек. У нас, когда мы в армии служили, была идеологическая подготовка, нас воспитывали. Мы оттуда приходили патриотами, готовыми защитить Родину в любой момент.

О БРАТСТВЕ

Сейчас мы пропагандируем идеи дружбы, братства народов. Единственная наша афганская структура на всем постсоветском пространстве сохранила свои связи. ШОС, ОДКБ, Евразийский, Таможенный союз – в каждом из этих образований есть несколько государств. А организации, которая представляла бы все 15 республик бывшего СССР, сейчас нет. Мы – единственные в своем роде. Но сейчас, к сожалению, и сюда вмешалась политика: если поедешь на съезд в Армению, азербайджанцы не приедут, и наоборот: в Грузию поедешь – россияне не приедут. Казахстан – единственное государство на всем постсоветском пространстве, куда все приезжают, которое всем интересно. Я проводил съезды в 2006-м, в 2009-м и в этом году в апреле. Все приезжали. Это говорит о том, что Казахстан ведет правильную межнациональную и международную политику.

БЕЗЫМЯННАЯ РОТА

В этом году исполняется 35 лет начала войны в Афганистане. Мы хотим провести акцию, похожую на Бессмертный полк. Сейчас у всех на слуху фильм «9-я рота». Я хочу назвать эту акцию «Безымянная рота». Эта идея родилась давно.

Думаю, шествие начнется от региональных офисов партии «Нур Отан», например, в Шымкенте от проспекта Бейбитшилик до мемориала Славы. Возложить цветы, а потом у памятника «афганцам» провести митинг. Мы планируем провести эту республиканскую акцию 25 декабря.

Я верю, что родственники ребят-«афганцев», школьники нас поддержат.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Ветеран Афганской войны: «Мы не только воевали, мы еще и строили»

В канун годовщины вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан ТАЙМЕР взял интервью у участника той войны, воина-интернационалиста, руководителя Одесской областной организации партии «РОДИНА» Константина Гринченко

ТАЙМЕР: Участие ветеранов Афганской войны в партийном строительстве предполагает, что у вас есть рецепты и предложения по улучшению положения ваших товарищей – «афганцев», не так ли?

К.Г.: Мы понимаем, что однозначно необходимы изменения в отношениях между государством и ветеранами войны в Афганистане. В первую очередь, это изменения законодательной базы. Необходимо дополнять и изменять Закон Украины «О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты». Это закон уже трансформировался, изменялся, но процесс его совершенствования нельзя считать завершенным. Например, дети погибших военнослужащих пользовались внеконкурсным правом поступления в вузы, мы полагаем, что действие этой статьи можно расширить и на всех участников боевых действий. Я подчеркиваю, не на инвалидов, а на всех… Идем дальше. Статья закона, которая говорила о том, что в случае утраты кормильца, который является инвалидом войны в Афганистане, льготы на оплату коммунальных услуг остаются за семьей, а если это просто участник боевых действий, не инвалид, то семья теряет эту льготу. То есть, представьте себе: сегодня государство не смягчает семье утрату, а как бы усиливает ее. Логики в этом никакой! Мы предлагаем эту норму изменить. И таких примеров можно привести немало, но думаю, что для понимания нашего подхода к проблеме этого достаточно.

Смысл этих изменений не том, что мы выбиваем себе очередные льготы. Нет, речь идет о другом – о том, что человек, который с оружием в руках выполняет свой долг перед государством, должен быть уверен, что государство ответит ему тем же. И тут не нужно сиюминутно рассуждать о том, что мы, мол, сейчас ни с кем не воюем и не собираемся. И слава Богу! Но на законодательном уровне это должно быть прописано и не задним числом, как это было с нами. Потому мы, люди, которые прошли и эту войну, и все, что было после этого, уже сейчас заботимся о соответствующих социальных гарантиях.

ТАЙМЕР: А насколько вообще тема войны в Афганистане актуальна в сегодняшней Украине?

К.Г.: С моей стороны было бы неправдой говорить, что та война для сегодняшней Украины играет огромное значение. Ведь давайте говорить откровенно – общий итог афганской войны нельзя считать для нас положительным. Мы ведь не достигли какого-то конечного логического результата.

Но нельзя и делать вид, что наше государство вообще не имеет к этому никакого отношения. В Украине было призвано 160 тысяч солдат и офицеров, сейчас в стране проживает где-то порядка 150 тысяч ветеранов. Что касается Одесской области, то приведу еще только одну цифру – с той войны не вернулось 220 человек. От этих цифр так просто не отмахнешься, так что можно сказать, что война в Афганистане оставила ощутимый след в украинском обществе.

Сегодняшняя дата - это, как говорится, «праздник со слезами на глазах». В этот день люди собираются, чтобы вспомнить те дни, чтобы помянуть тех, кого уже нет с нами. До тех пор, пока жива наша память, до тех пор будут стоять памятники участникам той войны. И неважно, сегодня они где-то лучше, где-то хуже, но пока мы помним, они будут стоять. Как только мы забудем - этих памятников тоже не будет. Это жестко, это резко – но это факт. К сожалению, такое сегодня время. Монументы, за которыми нет живой памяти – это просто архитектурные сооружения, с которым можно сотворить все, что угодно. Слово «памятник» говорит само за себя.

Например, в Одессе Ленина скинули с Куликового поля, и по большому счету, никто особо этому не препятствовал. Так, коммунисты немого повозмущались – и все. Или памятный знак ЧМП который убрали с Ласточкина, кто-то хочет, чтобы поскорее стерлась память, что в Одесса когда-то гордилась свои флотом. Теперь там парковка мэрии. То же самое с памятниками солдатам Великой Отечественной на Западной Украине, в Прибалтике, в Польше. Даже в России были случаи, когда местные чиновники для своей выгоды, чтобы построить какую-нибудь заправку или торговый центр, так обращались с памятниками Войны. Так что, памятники будут стоять, пока мы помним.

ТАЙМЕР: Действительно, время проходит и память стирается. Вокруг той войны уже возникло немало мифов…

К.Г.: В последнее время появилась такая же тенденция, о которой мне рассказывали фронтовики – ветераны Великой Отечественной. Когда месяц-два повоевал или вообще был только где-то рядом, а теперь он уже требует, чтобы о нем говорили, как о герое. Чем дальше мы от этих событий, тем меньше у нас оказывается людей, которые служили в хозвзводе, в батарее управления или водителями были, или в ремроте и т.п. Все служили в разведке, в десанте, в спецназе.

ТАЙМЕР: А как вы сами, оглядываясь назад, оцениваете ту войну?

К.Г.: Есть у нас такой очень влиятельный политик, был вице-премьером в правительстве Тимошенко – Николай Томенко. Он в 1983 – 1985-м годах служил в Афганистане. Я тоже служил в Афганистане, только он солдатом, а я служил лейтенантом. Разница в возрасте у нас не очень большая была. Можно сравнить наши сегодняшние оценки. Мне приходилось читать, что он пишет сейчас в «Украинском вестнике» о том, что на втором году службы он начал понимать, что это никакой не интернациональный долг, что это преступление лидеров Компартии и тому подобное. И это теперь говорит человек, который успел поруководить комитетом комсомола. Я ему хочу сказать: «дорогой товарищ» - ты тогда, наверное, все-таки думал не об этом. Эти мысли тебе пришли, наверное, уже потом, после того, как ты прочитал с десяток разных книг, стал кандидатом исторических наук. Я могу говорить о том, что ни у меня тогда, ни у тех, с кем я служил, ни у ветеранов, с которыми мы общаемся сегодня, и постарше, и помоложе, и у солдат, и у сержантов, и у офицеров – ни у кого таких мыслей не было. Каждый выполнял свою задачу, свой, так сказать, маневр.

ТАЙМЕР: При этом Томенко - активный участник «оранжевой революции», после победы которой Украину с удвоенной силой стали тянуть в НАТО. А военное присутствие этой страны в Афганистане ничем не отличается от советского.

К.Г.: Вот с этим я согласиться не могу. Отличия как раз есть. Сегодня я слежу за информацией в прессе о том, что делается в Афганистане. И приходится читать, что местные жители уже почувствовали разницу. Просто у них к этому еще и особое отношение. Да, есть война, есть враг, но для Афганистана состояние войны – это нормальное состояние. Да, «шурави» воевали, но мы и строили. Строили больницы, школы, клубы, инфраструктуру, поставлялась сельхозтехника…

Вот у меня одно из первых впечатлений от Афганистана: стоят два вола, «дехканин» в национальной одежде, что-то там этой мотыгой елозит по колено в воде. Возделывает рис. А рядом уже работает новенький трактор «Беларусь». Такой вот «город контрастов», смешение традиционного, по сути, средневекового быта и современности.

А сейчас там находятся американцы, которые ведут себя совершенно по-другому. По-другому ведут боевые действия, по-другому выстраивают отношения с местным населением. У нас в каждом крупном подразделении, например, в мотострелковой дивизии, по штатному расписанию был отдел или отряд по спецпропаганде. Это небольшая группа, которая выезжает в кишлаки, показывает кино, «крутит» музыку, раздает литературу, листовки, проводит совместные концерты, выставки. Это несмотря на окружающие специфические условия партизанской войны, когда то здесь, то там могут быть враждебные группировки. Все это было настроено на налаживание отношений, контактов с массой простых афганцев. Функционировали университеты, институты, в районных центрах организовывались комитеты – люди устраивали жизнь по-другому, по-новому. Страна развивалась…

А американцы же ведут себя не так. Они себе закрылись в укрепленных районах, нанесли бомбовый удар, сбросили 20 тонн боеприпасов. Ну да – попали в мирных жителей, промахнулись, принесли извинения. Или не принесли. А вокруг них жизнь вернулась к средневековью. И они предпочитают контактировать с местной верхушкой, вождями племен, а до всех остальных им нет никакого дела.

ТАЙМЕР: Вернемся к мифам об афганской войне. Ведь для того, чтобы их было меньше, нужно больше говорить самим участникам тех событий. Что на самом деле переживает человек, который попадает на такую войну?

К.Г.: Я не буду говорить о том, что все там были такими шикарными бойцами – нет. Давайте говорить объективно – вот молодой солдат, ему 18 лет, его призвали на службу. И он попадает в сложные климатические условия, сложные бытовые условия и плюс, естественно, ведение боевых действий. Конечно, тут уже проявлялось у кого какой потенциал, что в человека заложено и на что он способен. Да, были и перебежчики, и предатели были, и разгильдяи, и те, кто увиливал от службы – как говорят в армии, «шланги». Но таких было меньшинство. Большинство свои служебные обязанности выполняли нормально, и по жизни себя вели так, что вызывали уважение и делились с теми же афганцами куском хлеба. Я по себе сужу – не было какого-то дикого ужаса, страха. Многие солдаты и офицеры имели возможность не ходить на те или иные боевые операции, но они шли, потому что у них менталитет был такой. Конечно, основную тяжесть войны, тяжесть боевых действий вынесли на себе те подразделения, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Это пехота, это десант, это спецназ. Но когда шли колонны, то там уже и всем доставалось: и артиллеристам, которые обычно могут быть в 15 км от места боевых действий, и всем остальным.

Меня, например, специально никто не готовил к службе в условиях боевых действий. Вот что я сам сумел усвоить и во время солдатской службы, и в училище, и успел еще после училища послужить – этот опыт меня и выручал в разных ситуациях. Но повторю – откровенно говоря, лично я не был готов к боевым действиям. Например, был такой случай. Мне нужно было с гражданским транспортом преодолеть 120 км и ехать без «брони», без усиления было нельзя. Мы пристроились к какой-то колонне, которая везла свой груз, ее сопровождало всего три БРДМа (боевая разведывательная дозорная машина, - ТАЙМЕР). На эти девять машин было всего два офицера- старший лейтенант, который сопровождал этот груз, и я. Он в голове колонны, я замыкаю. Мы попадаем в зону обстрела, и в какой-то момент в БРДМе у крупнокалиберного пулемета заканчиваются боеприпасы. И боец не знает, как перезарядить. А я же тоже не знаю! Потому что меня совсем к другому готовили, не к тому, чтобы, фактически, быть командиром мотострелкового взвода. И это же не просто в учебных условиях, идет бой, со всех сторон пальба-стрельба! Ну, тут и пригодилось и хладнокровие, и смекалка.

Была, конечно, и другая сторона. За два года службы в Афганистане я не сделал ни одной затяжки травки. Хотя, получая паек, можно было легко обменять у любого мальчишки маленькую консервную баночку на шесть-восемь сигарет с легким наркотиком. Наркоты там валом. Кто-то, конечно, на это присел, кто-то присел на «бражку», были те, кто так снимал психологическое напряжение. Ведь ни о какой специальной реабилитации речи не шло.

1