Эффективные приемы манипуляции. Манипулятивный стиль общения характеристика манипулятивного общения особым


Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

6.1. Характеристика манипулятивного общения

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет Р. Чалдини (1999), - «профессионалы уступчивости»): продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение - это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей» (Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, 1990, с. 179), можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;

к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

к здравому смыслу: вместо реального обоснования - апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);

к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения - стереотипы, приметы);

к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что.») или вытекающие из принимаемых ею положений.

Способы (приемы) манипулятивного воздействия. Е. Л. Доценко (1997) выделено четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции.

1. Тайый характер манипулятивного влияния обеспечивается многовекторностью воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата от других людей и т. д.

2. Для оказания психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т. п.

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души», т. е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг - создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг - изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору.

Р. Чалдини (1999) пишет о манипулятивных приемах, эксплуатирующих нормы долга и ответственности. Одним из них является использование эффекта «нога в двери». Опытные торговые агенты утверждают, что если удалось просунуть ногу в дверь дома, то проблем со сбытом товара уже не будет. Расчет при этом строится на том, что дверь без длительных расспросов «кто?» и «зачем?» открывают, как правило, люди простоватые, сердобольные и совестливые. А затем срабатывает психологическая закономерность: если человек уступил однажды, согласившись выполнить небольшую просьбу (открыл дверь), то очень велика вероятность, что он уступит и в дальнейшем, выполнив более существенную просьбу. В данном случае манипулятор действует в соответствии с поговоркой: «Дай палец - руку откусит». Эффект приема «нога в двери» объясняют тем, что, оказав необременительную помощь при первой просьбе, индивид начинает осознавать себя отзывчивым человеком, готовым помочь другим в хорошем деле. Восприятие себя нужным людям повышает самооценку индивида, и человек бессознательно или осознанно налагает на себя моральные обязательства - быть таким же (нужным, отзывчивым) и впредь. Это становится необходимым для сохранения своей высокой самооценки, так как человеку важно воспринимать себя хорошим не от случая к случаю, а постоянно. В советское время руководящие органы использовали этот прием, заставляя трудящихся брать на себя «социалистические обязательства».

Этот прием срабатывает при соблюдении двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы первая просьба была достаточно значимой для того, чтобы у адресата просьбы после ее выполнения появились основания воспринимать себя как примерного, отзывчивого человека, готового прийти на помощь. Во-вторых, человек должен полагать, что он самостоятельно согласился выполнить вторую просьбу, без принуждения со стороны.

Другой прием - «пробный шар». Например, студентов спрашивают, не хотят ли они посетить какое-то мероприятие («пробный шар»), и после получения их согласия объявляют, что занятия начнутся в 7 часов утра. Несмотря на ранний час, большинство студентов придут на объявленное мероприятие, так как своим согласием они уже приняли на себя обязательство, им становится неловко отказываться, так как они хотят и перед собой, и перед другими сохранить образ «человека слова».

Если же им сразу вместе с приглашением сказали бы, что мероприятие начнется в 7 часов утра, то большинство студентов не захотели бы на нем присутствовать.

Разновидностью «пробного шара» является прием «приманка», используемый в торговле. Его суть состоит в следующем. В магазине выставляется какая-то вещь (предположим, рубашка) по низкой цене. Покупатель, вдохновленный низкой ценой, хочет купить эту вещь. Но тут выясняется, что нужного размера нет. Видя огорчение покупателя, продавец предлагает ему точно такую же рубашку, подходящую по размеру, но уже за обычную цену, объяснив, что она из другой партии товара, поэтому ее еще не уценили. Что делают покупатели в данной ситуации? Большинство, безусловно, откажутся от покупки. Однако некоторая часть покупателей будет себя чувствовать неловко. Ведь продавец был таким вежливым и обходительным, потратил столько времени, и человеку становится неудобно отказываться от покупки: «Еще подумает, что я скряга и соблазнился дешевизной».

Собственно приманка используется в тех случаях, когда для заманивания людей обещают «золотые горы», а потом все оказывается совсем не так, как в рекламе.

Следующий манипулятивный прием основан на действии норм социальной взаимности. Называется он «не в дверь, так в окно» и осуществляется следующим образом. Сначала человека просят выполнить какую-то явно завышенную и обременительную для него просьбу, и после того, как он откажется ее удовлетворить, его просят о более скромном одолжении. Как правило, вторую, сниженную просьбу человек соглашается выполнить. Чалдини полагает, что уступчивость, проявляемая при уменьшении просьбы, объясняется тем, что человек принимает ее как уступку и поэтому идет навстречу просителю, чтобы не выглядеть в его и своих глазах черствым и неблагодарным. На уступку он отвечает взаимностью.

Кроме того, срабатывает механизм контраста: по сравнению с первой просьбой вторая кажется пустяковой.

Этот прием требует соблюдения двух условий: обе просьбы должны исходить от одного и того же человека и касаться одного и того же.

Для манипуляции иногда используются такие приемы, как поддразнивание («Тебя что, так легко заставить подчиниться?»), подзадоривание («Вряд ли ты можешь на это решиться»). Но наиболее часто в качестве средств манипулирования используются демонстрация своей слабости, беспомощности, а также заискивание, лесть и ложь, обман.

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам автора Файдыш Евгений Александрович

7.5. Профилактика психоманипуляции. Особенности поведения манипулятивного лидера, критерии биофилии и некрофилии Как же быть человеку, живущему в современном обществе, как разобраться во множестве религий и сект, школ и традиций, в море литературы. Как отличить истинную

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 1 Характеристика общения

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

Общая характеристика Луна является пассивно-негативным психологическим типом. Это единственный тип с подобным сочетанием двух основных характеристик. Направленность его внимания на пассивное начало показывает, что этот тип воспринимает внешний мир как нечто такое,

Из книги Психология манипулирования автора Козлова В. А.

Общая характеристика Тип Венера является пассивно-позитивным. Так же, как и тип Луна, он воспринимает мир как огромный и сложный механизм, скорость протекания процессов в котором настолько высока, что за ними просто невозможно поспеть. Скорость циркуляции внутренней

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

Общая характеристика Тип Меркурий активен по взаимодействию и негативен по восприятию. Его активная природа выражается как во внутреннем взгляде на жизнь, так и во внешних проявлениях. Он обладает отличной реакцией и способностью мгновенно адаптироваться к изменениям.

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Общая характеристика Тип Сатурна – активно-позитивный. Он самый заметный из всех типов. Его отличают отменные организаторские способности. Позитивность типа Сатурн – это внутренняя позитивность. Она проявляется в виде безграничной уверенности в себе, а также в

Из книги Я всегда знаю, что сказать! Как развить уверенность в себе и стать мастером общения автора Буасвер Жан-мари

Общая характеристика Этот смешанный тип сочетает в себе черты активно-негативного типа Меркурий и активно-позитивного типа Сатурн. Поэтому помимо меркурианской опрятности, властности, желания быть на виду, нетерпения, быстроты восприятия, трезвого расчета и хитрости у

Из книги автора

Общая характеристика Как и любой другой смешанный тип, тип Юпитер-Луна сочетает в себе качества двух чистых (классических) типов – пассивно-позитивного типа Юпитер и пассивно-негативного типа Луна. Тип Юпитер-Луна склонен быть консервативным в одежде и формальным в

Из книги автора

5.1. Деструктивность манипулятивного воздействия Несомненно, справедливым следует признать «обвинение» манипуляции в том, что в ее основании нередко лежит апелляция к низменным или примитивным влечениям человека. Личностная структура адресата, если он достаточно часто

Из книги автора

1.1. Общая характеристика перцептивного аспекта общения За рубежом межэтническое восприятие чаще всего рассматривается в аспекте восприятия расовых и этнических авто– и гетеростереотипов. Одна из первых работ по этой проблеме была осуществлена Д. Кацом и К. Брели. Они

Из книги автора

3.1. Характеристика детей Причиной направления детей на индивидуальную и групповую арт-терапию послужили жалобы родителей на их состояние, а также отмечаемые педагогами проявления школьной дизадаптации. Ниже приводится краткая характеристика детей и причин

Из книги автора

Невербальные компоненты пассивного, манипулятивного, агрессивного и аффирмативного поведения Невербальными сообщениями называются такие сообщения, которые передаются мимикой, жестами или интонацией, а не словами или предложениями. Невербальные элементы общения

Введение

Наверное, каждому из нас приходилось совершать в жизни поступки, после которых оставались смутные чувства некоторого недоумения и недовольства собой: ну зачем мы это сделали? Зачем совершили ненужные покупки, взвалили на себя лишние обязательства, пошли на неоправданные уступки, согласились на явно невыгодные условия сделки и т.д.? В огромном числе подобных случаев ответ следует искать в области технологии общения: скорее всего мы стали жертвами манипулятивных приёмов общения. Они подразумевают скрытое, незаметное для одного из партнёров по общению воздействие в целях извлечения односторонней выгоды. Таких приёмов существует не мало. А некоторые из них превратились в профессиональные навыки. Общепризнанными манипуляторами всегда были торговцы, педагоги, юристы, политики. Ныне к этим уважаемым людям добавилась растущая армия рекламщиков, журналистов, специалистов по «пиару», политических «имиджмейкеров» и пр. Увеличивающийся объём манипулятивных практик в социальной среде не может не влиять на сферу делового общения.

Феномен манипулятивного общения

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называют - «профессионалы уступчивости»): продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение - это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей», можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

  • * к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;
  • * к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;
  • * к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;
  • * к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;
  • * к здравому смыслу: вместо реального обоснования - апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;
  • * к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;
  • * к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);
  • * к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;
  • * к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;
  • * к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее. Сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);
  • * к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения - стереотипы, приметы);
  • * к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что.») или вытекающие из принимаемых ею положений.

Характеристика манипулятивного общения Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются прежде всего профессионалы влияния (или, как их называет Р. Чалдини (1999), – «профессионалы уступчивости»): продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки, мошенники.

Манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей.

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели.

Используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена: к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека; к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п. ; к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении; к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию; возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения какихто поручений, от каких-то обязанностей;

к здравому смыслу: вместо реального обоснования – апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах; к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения; к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает); к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов; к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие» , можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию); к фикции: к принципам и идеям, не имеющим отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения – стереотипы, приметы); к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что…») или вытекающие из принимаемых ею положений.

Способы (приемы) манипулятивного воздействия, Е. Л. Доценко (1997), соответствующие основным признакам манипуляции: 1. Тайный характер манипулятивного влияния обеспечивается многовекторностью воздействия: q отвлечение внимания адресата, q ограничение внимания на требуемом содержании, q снижение критичности адресата, q повышение собственного ранга в его глазах, q изоляция адресата от других людей и т. д.

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души» , т. е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство. 4. Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг – создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг – изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору.

Р. Чалдини (1999) пишет о манипулятивных приемах, эксплуатирующих нормы долга и ответственности. Одним из них является использование эффекта «нога в двери» . Роберт Чалдини (Robert B. Cialdini) Дата рождения: 24 апреля 1945 Страна: США Психологическая закономерность: если человек уступил однажды, согласившись выполнить небольшую просьбу (открыл дверь), то очень велика вероятность, что он уступит и в дальнейшем, выполнив более существенную просьбу.

Прием – «пробный шар» Например, студентов спрашивают, не хотят ли они посетить какое-то мероприятие («пробный шар»), и после получения их согласия объявляют, что мероприятие (занятие) начнется в 7 часов утра. Несмотря на ранний час, большинство студентов придут на объявленное мероприятие, так как своим согласием они уже приняли на себя обязательство, им становится неловко отказываться, так как они хотят и перед собой, и перед другими сохранить образ «человека слова» .

Разновидностью «пробного шара» является прием «приманка» Пример: в магазине выставляется какая-то вещь (предположим, рубашка) по низкой цене. Покупатель, вдохновленный низкой ценой, хочет купить эту вещь. Но тут выясняется, что нужного размера нет. Видя огорчение покупателя, продавец предлагает ему точно такую же рубашку, подходящую по размеру, но уже за обычную цену, объяснив, что она из другой партии товара, поэтому ее еще не уценили.

Прием основан на действии норм социальной взаимности: «не в дверь, так в окно» . Сначала человека просят выполнить какую-то явно завышенную и обременительную для него просьбу, и после того, как он откажется ее удовлетворить, его просят о более скромном одолжении. Как правило, вторую, сниженную просьбу человек соглашается выполнить. Срабатывает механизм контраста: по сравнению с первой просьбой вторая кажется пустяковой.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СЛАБОСТИ, БЕСПОМОЩНОСТИ Преувеличенная демонстрация своей слабости, неосведомленности, неопытности используется для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу и т. п. Индивидуально-психологические особенности, способствующие возникновению беспомощного поведения: преобладание мотива избегания неудачи над мотивом достижения успехов; низкая самооценка и заниженный уровень притязаний; повышенная тревожность; неуверенность в себе; отсутствие желания найти выход из сложившейся ситуации; отрицательный опыт в преодолении той или иной трудности.

ЗАИСКИВАНИЕ, ЛЕСТЬ, ПОДХАЛИМАЖ Заискивание – это стремление добиться чьего-то расположения путем лести и угодничества: подчеркнутым преклонением перед кем-то, почтительным выслушиванием наставлений или просто почтительным молчанием в присутствии другого (начальника, авторитета). Заискивание может восприниматься как вежливость, воспитанность, обходительность, отзывчивость и доброта. Лесть (подхалимаж) – это угодливое, лицемерное восхваление. Однако это не всегда безудержное восхваление в адрес другого (грубая лесть). Действие лести основано на срабатывании психологического механизма: знание, что мы комуто нравимся, вызывает ответную реакцию в виде благорасположения (симпатии) и желания уступать

ОБМАН, ЛОЖЬ, ВРАНЬЕ Ложь определяется как феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. «Ложь есть умышленно ложное утверждение, которое предназначено для того, чтобы обмануть другого, или предполагает вероятность обмана другого» . Ф. Л. Карсон

Ложь, как и правда, характеризуется по трем основным признакам: §фактической истинности или ложности утверждения; §вере говорящего в истинность или ложность утверждения; §наличию или отсутствию у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего.

Обман может быть определен как поступок или утверждение, цель которого – скрыть истину от другого или ввести его в заблуждение» (Знаков, 1999) Обман основывается на эффекте обманутого ожидания (невыполненное обещание, несовпадение наших представлений о чем-либо с действительностью (обманутые надежды)). Обман - более широкое понятие, чем ложь. Обман нельзя сводить только к ложным вербальным утверждениям. Обман основывается на исполнении определенной роли, а не на конкретном противоречащем фактам утверждении. (С. Бок , Р. Хоппер, Р. А. Белл )

Вранье, по В. В. Знакову, – не дезинформационный и не манипулятивный феномен, потому что враль, выдумывающий небылицы, не надеется, что ему поверят, и он не ожидает от своего вранья получения для себя какой-то выгоды. Разве вранье – это не обман? Врать, как и обманывать, можно с разными целями: одно дело – развлекаться путем выдумывания небылиц, другое дело – намеренно вводить человека в заблуждение. Вранье – это один из способов обмана, который связан с речью. (Крижанская Ю. С. , Третьяков В. П.)

«Словарь русского языка» С. И. Ожегов толкования обмана, вранья и лжи, которые трудно дифференцировать друг от друга: Обман – это ложное представление о чем-нибудь, заблуждение; вранье – ложь, вздор, выдумка; ложь – намеренное искажение истины, неправда. Врать – лгать, говорить неправду, говорить вздор, болтать; обмануть – ввести в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь; лгать – клеветать, возводить напраслину.

Распознавание лжи Лгущий человек выдает себя рядом признаков, в частности невербальных: во-первых, они стараются не смотреть в глаза, отводят взгляд; во-вторых, чаще меняют позу, нервно покачивают ногой; в-третьих, меньше улыбаются. Изменяется речь: люди говорят медленнее, более высоким голосом, делают больше речевых ошибок, больше колеблются, отвечая на вопросы. Сфабрикованные описания событий часто кажутся натянутыми и неестественными

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ (МАКИАВЕЛЛИЧЕСКИЙ) ТИП ЛИЧНОСТИ Макиавеллический, или манипулятивный, тип личности (название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь» , где он излагает свои принципы управления, манипулирования людьми) – это смягченный вариант авторитарного типа. Макиавеллизм определяется как циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей.

Эверетт Шостром выделил следующие типы: («ЧЕЛОВЕК-МАНИПУЛЯТОР. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации») Диктатор – преувеличение свой роли, доминирование, цитирование авторитетов, делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности: диктатор, настоятельница, начальник, босс, младшие боги. Тряпка – обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. Характерные приемы и трюки: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности – глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.

Хулиган – преувеличение своей агрессивности, жестокости, недоброжелательности. Управляет с помощью угроз разного рода. Разновидности: оскорбительно, ненавистник, гангстер, угрожающий, женская вариация - сварливая баба. Славный парень – преувеличение своей заботливости, любви, внимательности. Убивает добротой, в некотором смысле столкновение с ним опаснее, чем с хулиганом. Разновидности: угодливый, добродетельный, моралист, человек организации. Судья – преувеличение своей критичности, никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: обвинитель, всезнающий, обличитель, собиратель улик, позорящий, мститель, оценщик.

Сводка манипулятивных схем Четыре основные типа манипулятивных схем: Активный – манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Не показывает свою слабость, он всегда полон сил. Как правило, пользуется своим социальным положением, добиваясь контроля над другими. Американский психолог Ф. Перлз называл их «Собака сверху» - обвинитель, знающий все лучше других и приказывающий, «Собакой снизу» - выигрывает в споре с «Собакой сверху» , роль требует огромной виртуозности, всем угождает, ищет защиты у сильных. Пассивный – полная противоположность. «Сирота казанская» «Святая простота» . Соревнующийся – жизнь это постоянный турнир, его роль - бдительный боец. Безразличный – девиз «Мне наплевать» .

Психотерапевт В. Сатир создала свою классификацию: Обвинитель – хозяин жизни, начальник, шеф, ведет себя так, будто он – самый главный и от него зависит все. Говорит громким напряженным голосом, обычно в приказном тоне, опровергая всех даже не выслушав – ответы для него не важны. Характерные слова: все, каждый, любой, всегда (универсальные квалификаторы), неужели ты не…, почему ты не… (отрицательные вопросы), надлежит, должен, (императивы) следует. Резюме типа: «До каких пор вы будете проваливать каждое дело? !» Внутреннее состояние: скрываемый комплекс неполноценности, одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других. Невербалика: упирается одной рукой в бок, а другой – размахивает перед собой указующим перстом. Глаза выпучены, ноздри раздуты, голос громкий и резкий.

Угодник – всегда заискивает, благодарит и извиняется, со всем согласен. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее, терзается сознанием собственной ничтожности. Одним словом, Акакий Акакиевич – «Я человек маленький, куда уж мне. . » . Характерные слова: если бы только, мог бы, был бы, ничего не поделаешь (сослагательное наклонение). Внутреннее состояние: «ничего у меня не получается, я ни на что не гожусь» . Невербалика: вытянутая шея, подобострастная поза, плачущий тон…

Разрушитель – никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает невпопад, перескакивает с одного на другое, за свои слова не отвечает, не может на чемлибо сосредоточиться, не способен хоть как-то расставить приоритеты, при этом вроде бы вечно занят, суетлив и говорлив, но часто, на первый взгляд, даже обаятелен. Например, Хлестаков с его «легкостью в мыслях необыкновенной» . Речь частая, смена функциональных стилей языка, отсутствие четкого содержания («Я понимаю, как это тебя расстроило. Кстати, где мой зонтик? ») Внутреннее состояние: не знает, за что взяться, чувствует свою никчемность, бессмысленность своей деятельности («Никому до меня нет дела»). Невербалика: «вращающийся волчок, старающийся не упасть» .

Компьютер – всегда очень корректен, не эмоционален, хладнокровен и собран. Движения лишены живости, голос невыразителен, интонации монотонны, речь абстрактна и изобилует умными правильными длиннотами, даже если его уже никто не слушает. Характерные обороты речи: безличные («как можно заметить» вместо «я вижу»), безотносительные («некоторые» , «некто» , «в каком-то смысле»), уход от сильных глагольных форм – номинализация (вместо «нужно увеличить скорость» - «представляется своевременным увеличением скорости»). Внутреннее состояние: острое ощущение своей уязвимости. Невербалика: невыразительная мимика, скупые жесты, ничего не отражающие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Манипулятивный стиль общения

Введение

Скрытое от адресата побуждение к изменению его отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для конкретных целей манипулятора, называется манипуляцией.

Для манипулятора партнер - выгоду, если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая «выгода», с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроиться к партнеру «сверху» и иметь возможность безнаказанно наносить ему «уколы». Манипулятор представляет собой ту часть личности, которая сознательно (тогда это цинизм) или бессознательно применяет разнообразные уловки, задача которых контролировать ситуацию для достижения своих целей. По сути, манипулятор надеется на то, что окружающим более понравится его игра, его маска, нежели он сам. Чем большее значение человек придает своей маске, тем более обесценивает себя. А чем больше он обесценивает себя, тем более недооцененным он себя чувствует и тем глубже в нем чувство неудовлетворенности.

1. Определение понятия манипуляция

Рассмотрим один из видов влияния - манипуляцию. Инициатора, управляющего влиянием или воздействием, будем в этом случае называть манипулятором, а адресата - жертвой манипуляции.

Манипулирование частный случай скрытого управления, характеризующийся эгоистическими, положительными или отрицательными, благовидными или неблаговидными целями манипулятора, наносящего ущерб (материальный или психологический) своей жертве или помогающий своей жертве. Влияние (в психологии) - процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним.

Е.Л. Доценко в своей книге даёт определение «Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

Манипуляция - это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им. В практических целях иногда удобнее пользоваться непосредственно метафорой: манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением».

2. Манипуляция как психологическое взаимодействие

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. При любом взаимодействие, по меньшей мере, предполагается участие двух оппонентов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека. Каждая сторона стремится в общении удовлетворить свои интересы - в этом сущность одностороннего воздействия. Но в той мере, в которой при этом другая сторона рассматривается как равноценная, взаимные воздействия становятся взаимно ответственными частями единого процесса взаимодействия.

3. Манипулятивные системы поведения

Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Всегда играет роль человека полного сил, пользуясь при этом своим рангом или социальным положением: родитель, старший сержант, учитель, начальник.

Становится в процессе общения в позицию «собака сверху» (Ф. Перлз), опираясь при этом на бессилие других и добиваясь контроля над ними, стремясь подчинять, командовать, давить авторитетом.

Пассивный манипулятор - противоположность активному. Он прикидывается беспомощным или глупым, разыгрывая «собаку снизу», т. е., проявляя потребность подчиняться, соглашаться, слушаться. Пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный одерживает победу. Лучшие его помощники - вялость и пассивность.

Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь - это постоянная битва, а люди - соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «собаки сверху» и «собаки снизу» и являет собой смесь активного и пассивного манипулятора.

Безразличный манипулятор играет в безразличие, в индифферентность. Старается устраниться от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны, он то «Сварливая баба», то «Мученик», то «Беспомощный». На самом деле ему не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру.

В безразличность часто играют супружеские пары. Игра «Угрожать разводом» служит примером того, как манипулятор старается завоевать партнера. А отнюдь не разойтись с ним.

4. Манипулятивные типы

«Диктатор» - преувеличивает свою силу, доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т. е., делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: Настоятельница, Начальник, Босс.

«Тряпка» - обычно жертва Диктатора и его прямая противоположность. Развивает свое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Преувеличивает свою чувствительность. Его характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности: Мнительный. Глупый, Хамелеон, Конформист. Слушающийся, Отступающий.

«Калькулятор» (Вычислитель) - преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны перехитрить, с другой - перепроверить других. Разновидности: Делец, Аферист, Игрок, Шантажист.

«Прилипала» - полярная противоположность Калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость.

«Хулиган» - преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью разного рода угроз. Разновидности: Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация Хулигана - Сварливая баба (Пила).

«Славный парень» - преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с Хулиганом. В его конфликте с Хулиганом проигрывает Хулиган. Разновидности: Угодливый, Добродетельный, Моралист, Человек организации.

«Судья» - преувеличивает свою критичность. Никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обвинитель, Обличитель, Собиратель улик, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.

«Защитник» - противоположность Судье. Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Портит других, сочувствуя сверх всякой меры, отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: Наседка с цыплятами, Утешитель, Покровитель, Мученик, Помощник, Самоотверженный.

5. Причины манипуляций

Основная причина манипуляций в психологических проблемах, в вечном конфликте человека с самим собой, конфликте личности и сущности. Ведь личность - это упаковка, форма для внутренней части человека. Внешняя часть в психологии традиционно обозначается понятием «личность». При этом надо помнить, что само слово личность происходит от слова «личина», то есть маска. Когда человек рождается, он имеет «нулевую» личность и «голую» сущность. Затем через родителей начинается построение личности - ребенку дают имя, обучают словам, развивают сознание, формируют систему ценностей, самооценку, направленность, жизненные принципы и тому подобное. На этом этапе личность никогда не соответствует сущности. Она создается другими людьми, в основном родителями, такой, какую они считают правильной. После определенного этапа жизни, когда у человека возникает самосознание, появляется шанс «второго рождения». То есть, мы можем перестроить данную нам личность уже изнутри на ту, которая подходила бы нашей сущности.

И если человек говорит, что его жизнь не удалась, так как его «неправильно воспитали» - это неконструктивная позиция. Родители обречены воспитывать неправильно, так как в качестве точки отсчета «хорошо - плохо» они берут самих себя, в смысле того, что для них хорошо (а не для ребенка). Правильным может быть только самовоспитание. Но нам необходимо сказать своим родителям «спасибо» за ту личность, которую они создали. Лучше какая-то личность, чем совсем ничего. Из этого материала можно сделать ту личность, которую вам хочется.

Личность необходима человеку для выживания в среде, в которой он существует, это как бы инструмент человека для достижения целей.

Сущностью, то есть внутренней частью человека, является его целостность. Если высший комплимент для личности касается умственных способностей, то сущность определяет степень мудрости человека.

Сущность необходима для постижения и построения смыслов существования. Проблемы у человека и, в частности, коммуникативные проблемы возникают, когда образуется значительный разрыв между личностью и сущностью. психологический манипулятивный общение

Если у человека зрелая сущность и неразвитая личность, то ему сложно в социальном плане (зарабатывать деньги, строить карьеру, добиваться престижа и т. п.). Но гораздо чаще бывает наоборот. Огромное количество сил человек тратит лишь на внешнюю оболочку, оставляя свою сущность неразвитой. Э. Фромм выдвигает вторую причину манипулирования. Мы придерживаемся постулата, что чем мы лучше, чем совершеннее, тем любимее. В действительности, чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях, тем больше нас любят. Манипулятор же пытается завоевать любовь, проявляя полную власть над другой личности, стараясь сделать эту личность своей вещью.

Третья причина манипулирования - потребность получить одобрение всех и каждого.

Четвертая причина - это страх затруднительного положения. Манипулятор - это личность, относящаяся к другим ритуально, изо всех сил стараясь избегать интимности в отношениях, которая, по ее мнению, может привести к затруднительным положениям.

Пятая причина манипулирования кроется в нерешительности человека, в его страхе перед риском и неопределенностью. Пассивный манипулятор занимает такую позицию: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться?! Ну так я ничего не буду контролировать!». Человек многократно усиливает свою беспомощность.

Конечно, не всякое манипулирование - это зло. Какие-то манипулятивные шаги нужны человеку для выживания в культуре. Но все же большая часть манипуляций пагубно сказывается как на их жизни, так и на жизни окружающих их людей.

Движение от манипуляции к актуализации - это путь от болезни к здоровью. Актуализатор - это противоположность манипулятору. Термин актуализатор заимствован у Абрахама Маслоу, который ввел в психологию понятие «самоактуализирующейся» или самопроявляющейся личности - личности, проявляющей свои внутренние потенции более активно, нежели средний индивид, и поэтому живущей более полной и богатой жизнью. Он способен воспользоваться полнотой предназначаемых ему жизнью возможностей. Манипулирование ослабляет его. Маслоу призывает изучать необычных людей, продемонстрировавших способность к самоактуализации - полноте проявления присущих им возможностей. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости. Каждый человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо, если бы это было не так, не было бы необходимости в нем. Задача каждого человека - актуализация, проявление своих уникальных потенций, а не воспроизведение того, что достиг кто-то другой, будь это даже величайшее достижение. У каждого человека много потенциалов и чем больше он может принять полноту своих актуализационных аспектов, тем более актуализированным становится. Чем большее число сторон своей индивидуальности человек отказывается принять, отрицая их ценность, тем он более чувствует вещью себя и рассматривает других в качестве вещей, тем большую потребность он испытывает в манипуляции.

Вместе с тем каждый человек частично манипулятор, частично актуализатор. Задача увидеть собственные манипуляции, не для того, чтобы избавиться от них, так как, избавляясь от какой-то части себя, человек ограничивает свой потенциал, а для того, чтобы постараться преобразовать манипулятивное поведение в актулизационное. Актуализируясь, проявляя все грани своей индивидуальности, люди исходят из полноценности себя и других, и тогда необходимость в манипулировании отпадает. В то время как манипулятор - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, актуализатор - это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.

Чувство общности с человечеством (понятие, введенное А. Адлером) является самым подходящим для описания чувств по отношению к человечеству, которые характерны для самоактуализирующихся людей. По отношению к людям они испытывают общее и глубокое чувство идентификации, симпатии, любви, испытывают подлинное желание помочь людям. Чувство идентичности со всем человечеством может остаться незамеченным. Так как самоактуализирующаяся личность очень сильно отличается от других людей в своих мыслях, поведении, эмоциях. В определенном, очень глубоком, смысле такой человек остается чужаком и незнакомцем, лишь немногие способны его действительно понять, однако любить его могут многие. Его поступки кажутся неожиданными и чрезмерными, недостатки «среднего» человека могут выводить из себя, что является для него минутным переживанием. Однако как бы сильно он иногда не отделялся от остальных, он все равно чувствует глубокое родство с этими людьми. Так как эти люди имеют большое значение для развития, совершенствования любого коллектива, а также эволюционного развития земли в целом, то следует понимать их личностное своеобразие и коммуникативные особенности. Обычно они имеют более глубокие межличностные отношения, чем любые другие люди.

Заключение

Деловое общение - это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос "Как дела", - ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого задаем наводящий вопрос, например, "Что ты об этом думаешь, я молодец?". Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь?». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении. Когда человек говорит одно, а подразумевает совсем другое. Манипуляция начинается там, где кончается логика и здравый смысл. Манипуляция аппелирует к чувствам. Существуют разнообразные средства, методы и приемы тайного принуждения личности, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.

Технологии манипулирования имеют давнюю историю, успешно применяются и в современных условиях, постоянно развиваются и активно совершенствуются. В мире идет тайная война с использованием невидимого, но мощного информационно-психологического оружия, цель которой - владеть сознанием людей, а, следовательно, управлять их поведением.

Экономические особенности рынка, прежде всего того, который имеет место в практике современной России и всего постсоветского пространства, буквально на глазах внес кардинальные изменения в поведение огромной части населения, подавляющее большинство которого оказалось не готового ни психологически, ни морально к жестким правилам выживания. Мир стоит на пороге очередного прорыва в области распространения информации благодаря расширяющимся всемирным сетям кабельного и спутникового вещания, а они, в свою очередь, способствуют появлению новых технологий воздействия. Перед человечеством стоит задача борьбы не только с загрязнением окружающей среды. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в практике повседневного общения ведет человечество к подрыву собственной сущности как части разумной природы.

В силу этих обстоятельств духовная экология должна занять достойное место в системе образования современного человека и воспитании будущего поколения.

Список использованных источников

1. Коноплева, Н.А. Психология делового общения (Электронный ресурс).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Бурмистрова Е.В. Электронная версия лекции по курсу «Психология общения», 2011.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб.: Речь, 2003.

5. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актулизации. - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2011

    Степень влияния социально-психологических особенностей характера на стиль общения. Характер как совокупность устойчивых черт личности, типологии характеров. Методы и организация исследования зависимости стиля общения от особенностей характера личности.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2010

    Психологическая типология К.Г. Юнга. Экстравертная и интровертная установки личности, их особенности и характеристика. Особенности проявления базовых типов личностей в деловом общении. Типологии личности, построенные на основе акцентуаций характера.

    презентация , добавлен 18.10.2016

    Сущность и технологии осуществления информационно-психологического воздействия на человека. Контент-анализ западных и украинских средств массовой информации на предмет использования манипулятивных технологий управления массовым сознанием и поведением.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2015

    Характер, структура и возможности психологического воздействия в процессе непосредственного межличностного общения. Диалог: определение, цель, специфика; природа и роль общения в развитии характера и других психических образований в личности человека.

    доклад , добавлен 17.12.2010

    Факторы детерминации поведения личности, социальные стереотипы. Влияние культурно-исторического фона и средств массовых коммуникаций на групповое и индивидуальное поведение. Особенности национального характера и эффективность делового общения в России.

    реферат , добавлен 06.08.2015

    Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций. Механизмы реализующие манипулятивное воздействие (по Доценко). Основные стереотипы, распространяемые СМИ. Рассмотрение изображения образа мужчины посредством СМИ на примере рекламы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2013

    Характер как совокупность устойчивых черт личности. Обзор механизма формирования и типологии характера. Возрастные особенности становления черт характера у человека. Проблемы перевоспитания характера. Черты характера и другие личностные свойства человека.

    реферат , добавлен 04.11.2013

    Проблемы, связанные с характером психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения. Диалогическая природа общения. Диалог как форма психологического воздействия. Контакт на психологическом уровне.

    доклад , добавлен 13.12.2010

    Особенности интеллекта человека и оценка его способностей, выявление акцентированных черт характера, степени развития свойств личности. Возможности психологического самопознания и познания других людей. Знание и объяснение мотивации человека, его целей.

Слово манипуляция в сознании большинства людей ассоциируется с понятием «использование». Действительно ли манипулятивное поведение столь неэтично и исключительно деструктивно?

Этот вид психологического влияния достаточно жёстко критикуется и осуждается, однако нет человека в обществе, который ни разу не применял бы манипуляции в процессе общения. Разбираемся с сущностью, причинами и результатами манипулятивного поведения.

Сущность манипулятивного поведения

Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.

Манипулятивный стиль поведения

Склонны к манипулированию все, но одни прибегают к скрытому управлению поведением других изредка, часто сами не осознавая этого, а для других подобная стратегия является основной и преобладающей. Зависит это от индивидуальных характеристик личности. Исследования показывают, что типичный манипулятор отличается высоким уровнем эгоизма и недоверия к окружающим, ему сложно менять свое поведение, он долго адаптируется к новому. Также он хорошо разбирается в людях, быстро находит их «слабые места », что позволяет в каждой конкретной ситуации выбирать оптимальную стратегию поведения.

Чем манипуляция кардинально отличается от других стратегий общения? Манипулятор абсолютно не учитывает интересы и желания своей «жертвы». Человек выполняет его желания, часто пренебрегая собственными потребностями. Если возникает чувство, что вами воспользовались или пытались это сделать, вероятно, вы столкнулись с манипуляцией.

Причины манипулятивного поведения

Возникает логичный вопрос: зачем люди прибегают к стратегиям скрытого управления, если можно открыто попросить о помощи?
  • Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение – это наличие между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой – окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.
  • Другая причина, по которой люди начинают манипулировать – это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.
  • Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение , заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.

Манипуляция: зло или благо?

Манипулятивного поведение негативно влияет на отношения. Если в момент совершения определенного поступка человек не осознавал, что его к этому побудил другой, то со временем приходит понимание этого. Возникает чувство обиды, разочарования и злости, доверие к манипулятору снижается. В отношениях появляется напряжение и часто они рушатся.

Но бывают ситуации, когда манипулятор действует в интересах своей «жертвы». Примером может стать процесс воспитания, обучения и психотерапии. Во всех видах этой деятельности есть элементы манипуляции.

Заключение

Таким образом, роль и актуальность манипулятивного стиля поведения при общении зависит от того, с какой целью ее используют. Однако лучше всегда быть «хозяином своего поведения» и действовать в соответствии с собственными стремлениями. Чтобы не стать жертвой манипуляций, достаточно прислушиваться к собственным чувствам.