Эмоционально-волевая сфера детей с дцп. Психологические особенности лиц с дцп Биологический фактор формирования личности ребенка с дцп


1.Первичные особенности личности.

2.Вторичные особенности личности.

3.Черты личности, проявляющиеся у детей с ДЦП.

4. Механизм патологического формирования личности.

5.Комплексный психолого-медико-педагогический анализ для диагностики черт личности.

6. Невропатический вариант психического инфантилизма.

7. Формы «аффекта неадекватности».

8.Формирование личности тормозного типа.

Выготский Г.С. выделял первичные особенности личности и вторичные. Мясищев В.Н. к первичным особенностям относил свойства обусловленные свойствами НС, и особенностями заболевания. Вторичные особенности проявляются характерологическими сдвигами от взаимодействия внешних и внутренних факторов. Вторичные особенности ребёнка вызывается рядом причин, к которым относят переживания физического дефекта, условия воспитания, отношения в семье ребёнка.

Механизмом патологического формирования личности ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние оказывает ранняя социальная депривация (изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием) и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, эгоцентризму, повышенной внушаемости.

Нормальное интеллектуальное развитие при ДЦП часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У больных легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют развитию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто при ДЦП развивается астеноневротический, психастенический, реже – неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.

Негативное влияние органического поражения ЦНС определяет особенности реагирования на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. В раннем возрасте выявляется неадекватность самооценки и нарушения представлений о своём теле. Частая госпитализация приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания становится гиперпротекция, при которой снижается уровень социальной адекватности поведения. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитания приводят к снижению самостоятельности, сенситивности, фрустрированности.

В случаях нарушения интеллекта особенности личности сочетаются с недостаточной критичностью, и низким познанием. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.


Для выявления отклонений необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ . Следует обратить внимание на ярко выраженные признаки поведения, нарушающие адаптацию, нужно учесть тонкие проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленности интересов, развитие деятельности и общения. Психологу важно отметить не только отрицательные черты, а прежде положительные, на которые можно опереться в коррекционной работе.

Нарушение личности при ДЦП чаще проявляется вариантами психического инфантилизма. Выделено три варианта осложнённого психического инфантилизма у школьников.

1.Невропатический вариант проявляется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Дети бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе наблюдается повышенная робость, трусливость, застенчивость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. У детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью, повышенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые склонны к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Всё это приводит к ещё большей дисгармонии в развитии личности.

«Аффект неадекватности» проявляется в различных формах. Одним из них являются реакция протеста, возникающие на основе аффективных переживаний (обида, ущемлённое самолюбие). Преобладают реакции пассивного протеста . Они проявляются в отказе от еды, от устного общения, в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются нарушениями соматовегетативных функций: рвоты, энуреза, энкопреза. Значительно реже может возникать суицидальное поведение, проявляясь в мыслях и представлениях либо в совершении попытки. Суицидальные попытки как реакции пассивного протеста возникают в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острых переживаний. Поводом для суицидального поведения может быть незаслуженное наказание, получение плохой оценки, неразделённое первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно; может быть неожиданным для окружающих. Наиболее частым протестом бывает отказ от выполнения требований учителя, а при неправильном воспитании в семье – отказ от выполнения требований родителей.

Формой «аффекта неадекватности» могут быть реакции отказа. Они проявляются в пассивности, в отказе от его обычных желаний и стремлений, нередко в бездумном характере ответов, отсутствии контактов. Ребёнок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции возникают и на ситуацию фрустрации. С психологической стороны это расстройство планов, крушение надежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущении беспомощности. Проявлением этого могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения. Закрепление такого поведения способствует патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера как неуверенность, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. Воспитание в виде гиперопёки ведёт к подавлению естественной активности, его стремлению к самостоятельности; в результате закрепляется ощущение зависимости от взрослых, неуверенность, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3.Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Тема № 19. Осложнённые варианты психического инфантилизма как нарушения развития личности детей с ДЦП

План:

1. Психический инфантилизм с раздражительной слабостью

2. Изменения при возрастании требований в школе

3. Органический инфантилизм.

Вариант психического инфантилизма с раздражительной слабостью описан в литературе как церебрастенический вариант осложнённого инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, нередко памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; характерна склонность к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении связаны не только с недоразвитостью эмоционально-волевой сферы, но и с повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение крайне неустойчивое, иногда с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, заканчивающиеся слезами. Часто наблюдаются аффективно-возбудимое поведение, а в новой обстановке может проявляться повышенная тормозимость.

У таких детей часто отмечаются неправильные взаимоотношения со сверстниками, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии личности. Если потребность в своём месте в коллективе не реализуется, могут возникнуть аффективные реакции в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессии.

В семье и в специальном детсаду к детям предъявляются другие требования, чем в школе. В школе требования возрастают церебрастеническое состояние детей углубляется и они не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя в отношении медлительности, недостатка навыков, грязного написания, травмируют детей, вызывают отрицательное отношение к школе. Возникает конфликт между самооценкой и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Аффективное поведение связано с тем, что требования окружающих начинают превышать возможности детей. Всё это порождает недовольство педагогов ребёнком, приводит к возникновению у ребёнка чувства неполноценности.

Третий вариант относится к органическому инфантилизму. В основе этого варианта – сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллекта. Это проявляется в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операций обобщения. Дети часто двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа действий и поступков.

Органический инфантилизм чаще бывает при атонической форме ДЦП, когда имеются поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Именно лобная кора играет важнейшую роль в целенаправленной деятельности, мотивации, которые необходимы для формирования ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства характерны большой дисгармонией. Наряду с чертами детскости, повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений характерны склонность к расторможению влечений, недостаточная критичность, импульсивность сочетаются с проявлением инертности.

Эти дети при психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов у таких детей формируются склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.

Таким образом, формирование личности детей с ДЦП связано с ранним органическим поражением мозга и с ош89 собенностями их воспитания и окружения. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и двигательными нарушениями. При более выраженных формах заболевания осложнённый психический инфантилизм проявляется в более выраженной форме. Вовлечение в патологический процесс различных мозговых структур оказывает определённое влияние на особенности развития личности детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Речь

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественны­ми и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, состав­ляет от 70 до 80%. Патологическое со­стояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствова­ло спонтанному развитию артикуляционной моторики, появле­нию новых звуков, а также артикулированию слогов в период ле­пета.

У 60 - 70 % детей с ДЦП отмечается дизартрия, т. е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органиче­ской недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связа­но с общими двигательными расстройствами. Например, у детей с гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение

нарушено в силу меняющегося мышечного тонуса.

При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. По данным Е.М. Мастюковой первые слова у детей с ДЦП в среднем появляются в 1,5 года, фразовая речь – к 3-3,5 годам.

По данным М. В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается свое­образие общего речевого развития. Сроки речевого развития у де­тей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 - 3 годам, фразовая речь - к 3 - 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего прак­тический опыт ребенка и его социальные контакты. У большинства детей школь­ного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых - разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использо­ванию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особен­но ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свой­ства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2-3 слов; слова не всегда правильно согласу­ются, не используются или используются не в полной мере пред­логи. У большинства детей школьного возраста сохраняется задерж­ка в формировании пространственно-временных представлений, в их обиходной речи ограничено употребление слов, обозначаю­щих расположение предметов в пространстве, в определенной вре­менной последовательности.

Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нару­шена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.



Специфические особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами (характер заболевания), так и с со­циальными условиями (воспитание и обучение ребенка в семье и учреждении). Степень нарушения двигательных функций не опре­деляет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.

Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбу­димости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздра­жителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможе­ны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно; веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительны ми, плаксивыми.

Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительно­стью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей в тревогу.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменения в настроении близких.

Патохарактерологическое формирование личности (психогенно обусловленное развитие личности в связи с длительным дей­ствием психотравмирующего фактора и неправильным воспитанием) отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени по причине воспитания по типу гиперопе­ки, характерному для многих семей, где воспитываются дети с патологией двигательной сферы. Такое воспитание ведет к подав­лению естественной, посильной ребенку активности и приводит к тому, что ребенок растет пассивным и безу­частным, не стремится к самостоятельности, у него формируются иждивенческие настроения, эгоцентризм, ощущение постоянной зависимости от взрослых, неуверенность в своих силах, робость, ранимость, застенчивость, замкнутость, тормозные формы пове­дения. У части детей наблюдаются стремления к демонстративному поведению, тенденция к манипулированию окружающими.

В некоторых случаях у детей с тяжелыми двигательными и ре­чевыми нарушениями и сохранным интеллектом тормозные фор­мы поведения носят компенсаторный характер. Дети характеризу­ются замедленностью реакций, отсутствием активности и инициа­тивы. Они осознанно выбирают такую форму поведения и тем са­мым пытаются скрыть свои двигательные и речевые нарушения. Отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП могут воз­никнуть и при другом стиле воспитания в семье. Многие родители занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с ДЦП. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требо­ваний и заданий, но при этом не учитывают специфику двига­тельного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребе­нок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его физического и психического состояния.

В условиях гиперопеки или гипоопеки ребенка возникает наи­более неблагоприятная ситуация для формирования у него адек­ватной оценки своих двигательных и иных возможностей.

Таким образом, развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же зако­нам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.

Термином "церебральные параличи" объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер - как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций - тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот .

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения .

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Это обусловлено:

вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения

затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств .

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с ЦП.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с ЦП вследствие двигательных нарушений восприятие себя ("образ себя") и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, то есть, характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко заменяются у них определениями там и тут. Дошкольники с ЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса. У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с ЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у других наблюдается ЗПР, у части детей имеет место умственная отсталость. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с ЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

У детей с ЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических и социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков формируется нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В его основе лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.

В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с ЦП, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с ЦП характерен невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены различные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к раздражителям). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется, и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний. Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дому; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с ЦП наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителя или учителя.

Итак, психическое развитие ребенка с ЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности .

Таким образом, личностные особенности детей с ДЦП включают ряд признаков:

Изменения самооценочного компонента личности, которые проявляются в снижении актуальных самооценок, негативном отношении больных детей к себе в целом.

Изменения эмоционального компонента личности, что проявляется в эмоциональной нестабильности, склонности к невротическим реакциям.

Изменения коммуникативного компонента личности, что проявляется в тенденции к псевдоаутизации: замкнутости, отгороженности от мира, трудностях в установлении социальных контактов.

Изменения интеллектуального компонента личности, что проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности.

Личностные особенности детей с ДЦП имеют ряд особенных признаков:

сниженные идеальные самооценки (притязания)

изменения волевого компонента личности, что проявляется в снижении инициативы, активности, конформном, зависимом поведении, стремлении к выполнению социальных правил и требований, что позволяет больному ребенку сохранить необходимый уровень активности за счет компенсаторного конформного и социально одобряемого поведения.

Выявленные общие личностные девиации отражают общие характеристики психогенеза личности детей с двигательными нарушениями и связаны с факторами социальной депривации, дефицитом общения, психогенным воздействием, в основе которого лежит физическая неполноценность.

Специфические особенности личности детей с ДЦП связаны с наличием органически измененной "почвы" и представляют собой вторичные изменения, определяющие способ приспособления личности ребенка к имеющейся церебрально-органической недостаточности и к двигательному дефекту .

Особенности психического развития детей с церебральным параличом

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др.) .

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

7. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

8. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

9. сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

§ вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

§ затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Около 25 % детей имеют аномалии зрения. У них отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушением плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (птоз) . Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20—25% детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п) , затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками) . У многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба-па, ва-фа) . В таких случаях возникают трудности в обучении чтению, письму. При письме под диктовку они делают много ошибок. JB некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может, иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом неожиданном звуке) , но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушение развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство) . Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами) . Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей выражен астереогноз — невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля. Ощупывание, манипулирование с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностыо кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено.

Несформированноеть высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.

У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около) . Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов плохо дифференцируют сходные формы — круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения, У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить из частей целое — собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строи-тельного материала) . Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений) . У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других — наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемое™ психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогикой работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией.

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания. При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Важно подчеркнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций — пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) — могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако, несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплеги.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия) . Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Для детей с целебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики к своему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков — реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных) . Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации. По данным Э. С. Калижнюк, отмечается некоторая корреляция между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект; дети с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболеванию, переоценивают свои возможности.

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования

1.Понятие ДЦП. Формы ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными нарушениями, в частности неспособность ребёнком сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения.

Определение ДЦП исключает прогрессирующие наследственные заболевания нервной системы. Частота ДЦП составляет 2-3 случая на 1000 новорожденных, им страдает 1 % недоношенных детей.

Анализ причин, приводящих к возникновению ДЦП показал, что часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах:

глубокая недоношенность и гидроцефалия;

пороки развития головного мозга;

кровоизлияния;

билирубиновая энцефалопатия;

гипоксия при дыхательных нарушениях (бронхолегочная дисплазия);

родовые травмы;

внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.);

несовместимость резус фактора матери и плода с развитием ("резус-конфликт");

работа матери с токсическими агентами во время беременности (лакокрасочное производство, хлорсодержащие вещества и т.д.);

токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания (внутренних органов) матери;

различные осложнения в родах.

Рассмотрим формы ДЦП:

Спастическая диплегия (синдром Литтля) - наиболее частая форма ДЦП, развивается чаще у недоношенных новорожденных. Для нее характерен спастический тетрапарез, ноги хуже рук.

Спастическая гемиплегия - вторая по частоте форма ДЦП: чаще рука поражена больше ноги.

Двойная гемиплегия - наиболее тяжелая форма ДЦП: спастический тетрапарез (руки хуже ног).

Дистоническая форма ДЦП развивается в результате желтухи или при асфиксии в родах. Движения нарушены, мышечный тонус снижен. Имеют место непроизвольные движения, затруднен контроль за движениями.

Атактическая форма развивается при раннем пренатальном поражении, проявляется нарушениями координации и равновесия.

Атоническая форма чаще развивается у новорожденных с ранним пренатальным поражением.

Различные формы ДЦП характеризуются разнообразными нарушениями, к их числу относятся:

двигательные нарушения (парезы разной степени тяжести, гиперкинезы);

нарушения вестибулярной функции, равновесия, координации движений, кинестезия (расстройство ощущения движения);

нарушения функций головного мозга (нарушения речи в виде афазии, дизартрии);

аномалии восприятия;

когнитивные нарушения, умственная отсталость более чем у 50 %;

расстройства поведения (нарушение мотивации, дефицит внимания, фобии, генерализованная тревога, депрессия, гиперактивность);

задержка темпов моторного и/или психоречевого развития;

симптоматическая эпилепсия (в 50-70 % случаев);

нарушения зрения (косоглазие, нистагм, выпадения полей зрения);

нарушения слуха;

гидроцефальный синдром;

остеопороз;

нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

урологические нарушения развивающиеся у 90 % больных;

ортопедические проблемы проявляются укорочением конечностей и сколиозом у 50 % детей, страдающих ДЦП.

Недостаток зрительной, слуховой и вестибулярной афферентации приводит к нарушению контроля за движениями.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции – это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, преодолевая препятствия. Одно из первых проявлений воли – произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

1.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

2. Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

3.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

4. Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать – ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются :

1) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положение отвергнутого или «мишень для насмешек», чрезмерного внимания окружающих;

2) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

3) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

4) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

5) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

6) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

1. Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.

3. Повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения. Инвалидность ребенка определяет его не успешность практических во всех жизненных сферах. Многие психологические потребности остаются не реализованными. Совокупность данных обстоятельств и приводит к повышенному уровню тревоги и беспокойства. Тревожность ведет к агрессивности, страхам, робости, в некоторых случаях к апатии, безразличию. Анализ таблицы 1 свидетельствует, что дети с ДЦП отличаются повышенной склонностью испытывать беспокойство, характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянное напряжение, склонны воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги .

Таблица 1 Проявления тревожности в норме и у детей с ДЦП

Уровни тревожности

Дети с ДЦП

Здоровые дети

Высокий

Средний

Низкий

Страх и тревога тесно взаимосвязаны. Кроме возрастных страхов дети с ДЦП испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. Качественная характеристика страхов детей с церебральным параличом отличается от страхов здоровых детей. Большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. А так же повышенная гиперчувствительность и ранимость может привести к неадекватным страхам, появлением большого количества социально-опосредованных страхов. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – заторможенностью и в обоих случаях сопровождается побледнением или покраснением кожи, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. Анализируя таблицу 2, можно отметить наличие страхов у детей в норме и детей с ДЦП .

Таблица 2. Возрастная динамика страхов

Виды страхов в норме

Виды страхов у детей с ДЦП

Отсутствие матери; наличие чужих людей. Сказочные животные, персонажи; темнота; одиночество; медицинские страхи; страх наказания; посещения школы, смерти, природных катаклизмов, темных сил: суеверий, предсказаний.

Социальные страхи: несоответствие социальным требованиям ближайшего окружения; психического и физического уродства.

Отсутствие матери; наличие чужих людей.

Сказочные животные, персонажи; темнота. Медицинские страхи (кроме обычных, отмеченных и у здоровых детей) - страхи массажных процедур, тактильного прикосновения врачом. Страх одиночества, высоты, передвижения. Ночные страхи. Невротические страхи, которые выражались в высказываниях детей: «оторвут, отрежут руку или ногу», «полностью загипсуют, и я не смогу дышать».Социальные страхи. Страх болезни и смерти. Неадекватные страхи - ощущение присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене, страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток) .

Анализ таблицы 3 свидетельствует, судя по частоте упоминаний, сущ е ственной для детей с ДЦП явилась категория страхов имеющих соц и ально-опосредованный характер. Появляются страхи того, что их могут бросить р о дители, над ними будут смеяться окружающие, здоровые сверстники не б у дут с ними играть. Данные страхи обусловлены осознанием своего д е фекта и переживанием его.

Таблица 3. Частота встречаемости различных страхов у детей с ДЦП и зд о ровых детей (в %).

Дети с ДЦП

Здоровые дети

Сказочные герои

Темноты

Смерти

Медицинские страхи

Социально-опосредованные страхи

Неадекватные страхи

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что процент медицинских и социально-опосредованных страхов у детей с церебральными параличами превалирует над всеми остальными, тогда как для здоровых детей более характерны страхи сказочных героев и темноты.

В целом дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем здоровые дети. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

4. Расстройство сна. Детей с ДЦП мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

5. Повышенная впечатлительность. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации способны вызывать у них негативную реакцию.

6. Повышенная утомляемость. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение – ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

7. Слабая волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу. А. Шишковская отмечает факторы, оказывающие влияние на волю ребенка :

Внешние (условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку);

Внутренние (отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни).

В значительной мере патологическому развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП способствует неправильное воспитание. Особенно, если родители занимают авторитарную позицию в воспитании. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, не учитывая специфику двигательного развития ребенка. Часто неприятие больного ребенка сопровождается представлением о нем как о социально неуспешном человеке, который не может ничего добиться в жизни, маленьком и слабом. От этого ребенок начинает чувствовать себя обузой в жизни родителей. В условиях эмоционального отвержения, при недостаточном внимании родителей эмоциональный профиль таких детей будет сочетать контрастные черты: склонность к стойким аффектам и ранимость, обидчивость, чувство собственной неполноценности.

К типу эмоционального отвержения ребенка относится и гипопротекция. При таком воспитании ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Условия гипоопеки предрасполагают к задержке формирования волевых установок, препятствуют подавлению аффективных вспышек. Аффективные разряды у этих детей будут неадекватны внешнему воздействию. Они не будут уметь себя сдерживать, будут склонны к дракам и агрессии.

Рассмотрим воспитание по типу гиперопеки, когда все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению. Это приводит к подавлению естественной, посильной ребенку активности, зависимости от взрослых, иждивенческим настроениям. Вместе с повышенной чувствительностью (он остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах.

Особенности семейного воспитания влияют на развитие воли у детей с ДЦП. По уровню волевого развития дети с ДЦП делятся на три группы .

1 группа (37%) – характерно общее снижение эмоционально-волевого тонуса, волевой инфантилизм. Проявляется в неумении и порой нежелании регулировать свое поведение, а также общая вялость, отсутствие настойчивости в достижении коррекционно-восстановительного эффекта и учебе. Свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.

2 группа (20%) – характерен высокий уровень волевого развития. Проявляется в адекватной самооценке, правильном определении своих возможностей, мобилизации компенсаторных ресурсов организма и личности. Дети активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, проявляют настойчивость в достижении терапевтического эффекта, упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

3 группа (43%) – средний уровень волевого развития. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия и многих других обстоятельств дети эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, текущими оценками, с лечебной перспективой.

Таким образом, особенности эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку окружающих: родителей, педагогов. Семьи детей с ДЦП имеют особый внутрисемейный психологический микроклимат. Не всегда психологическая обстановка в семье способствует нормальному воспитанию ребенка. Преобладающим типом воспитания в таких семьях является гиперопека.

Эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью.

Практическая часть

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

1. Упрямые барашки.

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

2. Нехочуха.

Эта игра поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает,

Умываться заставляет!

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя!

Я ногами топочу, я руками колочу...

Не хочу я, не хочу!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу...

Не хочу я, не хочу!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать.

С папой мы поколотили, и еще поколотили...

Так устали! Прекратили...

Потянулись

Снова потянулись

Показали руками

Умываемся

Опустили голову, надулись

Вытираем «слезы»

Топаем ногой

Погрозили пальцем

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Ходим медленно, широкими шагами

Удивленно разводим руками

Обращаемся к другим детям

Опять разводим руками

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Шумно выдохнули, остановились

Если игра переходит в кривлянье и баловство — нужно ее прекратить. Важно объяснить детям, что это была игра — мы пошалили, а теперь пора снова стать обычными детьми и заняться другими делами.

3. Цветочек и солнышко

Эта игра направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его. Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками. Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку. Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки.

Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок. Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны.

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем. Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу.

4. Угадай эмоцию.

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

5. Лото настроений № 1.

Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

6. Лото настроений № 2.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

7. Мои чувства.

Детям предлагается посмотреть на себя в зеркало и изобразить радость, затем испуг. Представить, как зайчик может испугаться, когда услышит шорох, а затем зайчик увидел, что это сорока и он рассмеялся.

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.