Эмоциональный интеллект у детей до года: инструкция по применению. Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Дефицит внимания со стороны взрослых. Эмоциональный фон


У всех людей есть эмоциональный фон, который мы привыкли называть настроением. Вы, наверное, уже знаете, что делится на две основные категории - хорошее и плохое, то бишь на положительный эмоциональный фон и отрицательный.

Конечно же, нам приятнее и удобнее общаться с теми, у кого хорошее настроение, так как эти люди открыты для общения, улыбчивы и излучают положительную энергию. В основном, к таким собеседникам и подход искать не нужно, потому что они сами с удовольствием идут на контакт, готовы обсуждать любые темы разговора. Но даже тут есть свои минусы: из-за того, что у данных собеседников достаточно стабильный позитивный эмоциональный фон, их не так уж просто чем-либо встревожить, они попросту не будут реагировать на ваши жалобы, не стоит ждать от них искренних соболезнований, если вы сообщите им о своём горе или жизненных трудностях. Такие люди увиливают от "грустных" разговоров, не принимают их всерьёз или же вообще отказываются общаться на печальные и тоскливые темы.

А люди с плохим настроением - совсем другая история. Контактировать с ними - занятие не из приятных. Когда общаешься с таким человеком, создаётся впечатление, будто этот собеседник может испортить вам ваш собственный эмоциональный настрой. Волей-неволей эти люди за глаза получают обидные прозвища: "ворчун", "зануда", "брюзга", и т. п. В коллективе они обычно не находят себе друзей, так как окружающие люди их недолюбливают, считая неприятными личностями и хмурыми снобами. Но это зря. Ведь плохое настроение этих людей не означает, что они не нуждаются в общении, всё с точностью наоборот. Да, поначалу будет непросто общаться с такими людьми, их настроение будет давить на вас, но придерживаясь следующих правил, разговор принесёт вам кое-какие плоды.

Итак, не надо пытаться развеселить вашего хмурого собеседника, он не нуждается в этом, и не поймёт, что вы от него хотите. Знайте, их плохое, депрессивное настроение возникает не из-за чего-то, это их нормальное, обыкновенное . Рассказывая данному собеседнику анекдот или шутку, будьте уверенны в том, что этот человек не засмеётся и не оценит ваши старания, а всего лишь недоумённо посмотрит на вас, и возможно покрутит пальцем у виска (в крайних случаях). Так стоит ли стараться? Оставьте эту затею. Единственное, что действительно может развеселить человека с нехорошим настроем, так это очень-очень радостное событие, произошедшее непосредственно в его жизни, и относящееся именно к нему самому. А в остальных случаях не ждите от них ответную улыбку на вашу, им просто это не свойственно, вот и всё. Даже если они вам в ответ и улыбнутся, то уж точно не искренне, а из проявления вежливости.

Если же вам хочется или надо общаться с плохо настроенными людьми, то вам придётся привыкнуть к их специфическому восприятию мира - они всё подвергают сомнению. Их девиз: "Не расслабляться, ждать удара в любой момент".

Их плохой настрой не означает, что они неудачны в жизни. Большинство из них, как и в первой категории, удачны в работе и счастливы в любви. Настроение таких людей - это своего рода защитная реакция на всевозможные ситуации, они заранее перестраховывают себя на неудачные случаи, рушения планов и надежд. Им удобно так жить, ведь если что-то не получится, то никто и не заметит, что у таких людей что-либо произошло, их "маска" из негативного настроя тщательно скрывает от всех окружающих их эмоции и искренние переживания.

В норме эмоциональный фон варьирует в широких пределах, в соответствии с жизненной ситуацией. При длительном пребывании в неблагоприятной ситуации возможно его столь же долгое снижение. Это неблагоприятный психологический фактор, но не признак патологии.

Патологическое снижение настроения, по глубинœе и/или длительности не соответствующее вызвавшей его причинœе или вообще не имеющее видимой внешней причины, - признак депрессивного состояния. При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. У него резко падает активность, часты мысли о самоубийстве. Возможны и суицидальные попытки, что делает состояние депрессии очень опасным. Оно нередко требует психиатрического вмешательства. Частый источник депрессии - длительная фрустрация (неудовлетворенность) значимой потребности.

Существуют различные виды депрессии: классическая (основное проявление - глубокое снижение настроения), астеническая (с ярко выраженной ослабленностью, сильной истощаемостью), тревожная (включающая значительное повышение тревоги), ажитированная (с возбуждением) и др.
Размещено на реф.рф
У детей депрессия нередко протекает в замаскированной форме, когда снижение настроения не особенно заметно. При этом и в данном случае наблюдается снижение уровня активности, обеднение интересов, некоторая общая вялость. Депрессия часто сопровождается неприятными соматическими (телœесными) ощущениями, болями, не имеющими явной физиологической причины.

Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. В случае если же оно сочетается с мрачной раздражительностью, то говорят о дисфории.

Специфическим эмоциональным состоянием, с которым особенно часто приходится сталкиваться психологу-консультанту, является состояние тревоги: беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределœенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса (нагрузки, вызванной крайне важно стью адаптации к неблагоприятным или резко меняющимся условиям). Острая тревога приводит к распаду целœенаправленной деятельности и паническому поведению.

При сочетании высокого уровня тревоги с депрессивными тенденциями часто возникают фобии (навязчивые страхи) - боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Благоприятность/неблагоприятность состояния

Психологические состояния можно грубо разделить на четыре категории:

> благоприятные;

> неблагоприятные в пределах психологической нормы;

> пограничные;

> патологические.

Пограничные состояния - это психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность, но не приводящие к инвалидизации. К ним относятся, в частности, невротические состояния, характеризуемые астенией, снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (тревогой, депрессией и т. п.). Могут наблюдаться тики (непроизвольные подергивания мышц), заикание, энурез (недержание мочи), невротические боли и т.п. Частой причиной невротического состояния является дезадаптация - неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. В частности, у детей часто возникает школьная дезадаптация, т- е. трудности в приспособлении к нормам и требованиям школьной жизни. При пограничных состояниях иногда полезно медицинское вмешательство.

Патологические состояния (в частности, психотические ) характеризуются более глубоким нарушением психики. Стоит сказать, что для них типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, снижение критичности к своему состоянию, продуктивная симптоматика (галлюцинации, сверхценные или бредовые идеи). При этом патологическое состояние не всœегда проявляется столь ярко и подчас трудно поддается распознаванию. Патологическое состояние во всœех случаях требует медицинского вмешательства.

Эмоциональный фон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмоциональный фон" 2017, 2018.

Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка

Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.

Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).

Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.

Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.

Как и любое интегральное понятие,

эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

Состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;

Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;

Обстановка в семье ребёнка.

Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.

В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:

В трудностях засыпания и беспокойном сне,

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,

В рассеянности, невнимательности,

В беспокойстве и непоседливости,

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,

В проявлении упрямства,

В том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,

В игре с половыми органами,

В подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,

В снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,

В повышенной тревожности,

В дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик "Два дома", «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика

«Я в детском саду»

Ребенок рисует только здани е.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка

(А. И. Захаров)

Социально - культурные факторы.

Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

Социально-психологические факторы.

Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.

Социально –экономические факторы.

Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.

Возраст ребёнка: 3,5

Как выровнять эмоциональный фон ребенка?

Добрый день.
Сыну 3,5 года. Он у нас пока один. Характер несносный. Стал кричать на родителей и бабушку, может подойти ударить, если не выполняются его просьбы. Часто капризничает без повода.
Нам уже ставили гиперактивность, Пили фенибут. Становилось лучше. Это было в год и полтора. Потом вроде бы ничего, но когда стал ходить в сад - это тихий ужас. Вот вышли в садик после новогодних праздников, сутра вроде бы идет, даже можно сказать - с удовольствием. Проблемы начинаются после садика. Он рад, что за ним пришли, но через минуту - он уже орет, что все не так. что варежки одели неправильно и т.д. Бабушке уже за него стыдно. Ей проще вообще его в сад не водить. Но ведь это не решение проблемы. Ребенку нужна социальная адаптация. Как нам выровнять эмоциональный фон ребенка?

Анна

Обычно, если ребенок ведет себя вызывающе по отношению к родителям (успешно управляет при помощи капризов и истерик, обзывает взрослых, хамит или может ударить), это говорит о нарушении иерархии в семье. Иерархия – это когда у каждого есть своё место: первый – папа, вторая – мама, дальше дети по старшинству. Между взрослым и ребенком необходима граница, должно быть понимание, кто в семье главный, кто несет ответственность и принимает решения. Дети нуждаются в сильной личности отца и матери (или матери, если пара в разводе), только тогда они чувствуют себя в безопасности. Если по каким-то причинам иерархия нарушена и ребенок начинает считать себя главным (т.е. мама, папа или другие старшие члены семьи перемещаются вниз по иерархической лестнице), начинаются указанные проблемы. Обычно это происходит, если все желания ребенка в семье культивируются, он постоянно находится в центре внимания и фактически управляет жизнью семьи. Причем ребенок сам страдает от позиции «главного», подсознательно понимая, что не способен взять на себя ответственность за семью.

Чтобы пресечь попытки ребенка ударить взрослого, можно попробовать метод «удерживающей терапии» (для детей 1,5-6 лет). Упражнение выполняется максимально спокойно, с серьезным лицом; категорически нельзя делать удерживающую терапию, если вы сами “на эмоциях”, кричите и находитесь в истерике (иначе вы только усугубите ситуацию), с вашей стороны должно быть “ледяное спокойствие”. В момент приступа гнева, когда ребенок хочет броситься с кулаками, необходимо крепко взять его двумя руками (в обнимку, лицом к себе) и сказать твердо, спокойным голосом: «Я тебя люблю, но я сильнее, я с тобой справлюсь». Держать ребенка, крепко прижимая к себе, до тех пор, пока он не расслабится (у него пройдет приступ). Это может занять и 20, и 30 минут в зависимости от ситуации. После этого еще какое-то время посидите вместе в обнимку. В процессе этого упражнения ребенок “встает на свое место”. Многим детям хватает одного раза, чтобы вызывающее поведение полностью прекратилось (некоторым детям требуется повторить терапию 2-3 раза).

Еще один важный момент. Сила родителя – это не значит “бить, кричать, угрожать и запугивать”. Такая “демонстрация силы” приводит только к снижению самооценки ребенка и психологическим проблемам. Сила родителя – это “железобетонная” уверенность, что здесь я главный (управляю, принимаю решения) по праву иерархии.

Анна Зубкова, специалист

Захар, 4,5 лет

У Захара присутствует дефицит внимания.

Захар проявляет себя как любознательный и смышленый ребёнок. Его характеризует стабильный интерес к ходу занятия, отсутствие отвлекаемости и низкий уровень утомляемости. В тоже время не гиперактивен, усидчив, спокоен, на занятиях не балуется.

Всегда внимательно выслушивает предлагаемую инструкцию, никогда не перебивает.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Всё это помогает Захару достигать значительных успехов на занятиях, хотя некоторые задания ему не удаются, или пока даются с трудом. К таким играм и упражнениям относятся те, которые направлены на межполушарное взаимодействие мозга. Однако, сталкиваясь с трудностями, Захар не теряет интерес, а всегда до конца выполняет задание, проявляя свою работоспособность и стремление закончить начатое. При этом он не обращается за помощью к взрослым, что характеризует его как самостоятельного и целеустремлённого ребёнка.

На занятиях не проговаривает свои действия и действия окружающих.

Демонстрирует стабильный эмоциональный фон: всегда улыбается, вежлив, никогда не проявляет агрессии, негативизма, не капризничает.

Старается лишний раз не привлекать к себе лишнего внимания, но в тоже время Захара нельзя характеризовать как закрытого, замкнутого, старающегося казаться незаметным, ребёнка.

В тоже время создаёт впечатление несколько замкнутого ребёнка, что на самом деле является проявлением вежливости Захара.

В эмоциональном плане сдержанно реагирует на похвалу или на указание на ошибку: при похвале скромно улыбается, при указании на ошибку молча, старается её исправить.

В целом создаёт впечатление воспитанного, вежливого, любопытного, умного и позитивного ребёнка, который всегда готов идти на контакт и принимать участие в какой-либо деятельности, но в силу своей скромности, не всегда проявляющего инициативность.

Психолого-педагогическая характеристика.

Софья, 6 лет (парасигматизм свистящих)

Софья создаёт впечатление самокритичного и требовательного по отношению к себе ребёнка: на занятиях чувствуется, что она контролирует свою деятельность, эмоции и слова. Всегда пытается доводить дело до конца, на занятиях абсолютно не мешает педагогу. Практически не устаёт, работает медленно, но вдумчиво, не хаотично. Помощь от взрослых старается не принимать, но и не отвергает её. При столкновении с трудностями при выполнении заданий и упражнений в начале, молча, задумывается, и сосредоточённо пытается найти решение задания. Если этого не удаётся, то сразу, твёрдо, признаётся, что не может выполнить его. При этом замыкается, часто расстраивается (один раз даже до слёз), но на предложение повторить упражнение, уже с помощью взрослого, чаще всего, соглашается. Это хорошо показывает характер девочки и её собственно-обозначенные чёткие границы “Могу – Не могу”.

Как правило не проговаривает свои действия и действия взрослых.

На занятиях не отвлекается, задание выслушивает до конца, часто проявляет целеустремленность при их выполнении. Легко может занять себя какой-нибудь игрой, при этом не чувствую себя брошенной.

К личностным особенностям Софьи можно отнести некоторую эмоциональную замкнутость, настороженность, отсутствие инициативы на занятиях, небольшую раздражительность, пассивность в общении, робость. Настроение во время занятий преимущественно спокойное, адекватное обстановке.

Софья быстро идёт на контакт, в том числе и с взрослыми, но создаётся впечатление, что это общение её несколько тяготит.

Софья демонстративна и принципиальна. Может расстроиться, если с её братом начали заниматься раньше, чем с ней. Любит, чтобы её успокаивали, не боится высказать своё мнение, хоть и делает это тихим, спокойным голосом.

В целом, Софью можно охарактеризовать как несколько замкнутого ребёнка, склонного к привлечению внимания, но в тоже время способного к усердию, самодисциплине и контролю своих действий.

Психолого-педагогическая характеристика.

Владислав, 5 лет (параламбдацизм)

Влад создает впечатление весёлого и старательного ребёнка. У него спокойный характер, не имеющий каких-то ярко выраженных агрессивных черт. Настроение на протяжении всех занятий обычно положительное. Резкие колебания настроения отсутствуют. Чётко видно, что старается контролировать своё поведение, думает, прежде чем, что-то сказать. Внимательно, с первых слов, выслушивает предлагаемую инструкцию и сразу её выполняет. С другой стороны, легко может поддаться настроению, отвлечься, иногда недостаточно сосредотачивается.

Всегда радостно реагирует на новые игрушки и упражнения. Никогда не отказывается от выполнения упражнений. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Спокойно выполняет все инструкции, но при этом, быстро утомляется. Сложностей или неудач при выполнении упражнений не боится. Настроение при трудностях у Влада не опускается. Влад всегда открыт для общения, очень легко идёт на контакт с окружающими, демонстрирует хорошие успехи на занятиях, эмоционально всегда настроен положительно. Все это является его главными чертами характера.

Общителен. Всегда готов идти на контакт, в том числе и с незнакомыми людьми. С удовольствием отвечает на вопросы. Но отвечает без развернутых ответов, “по существу”, без дополнительных деталей.

В целом Влада можно охарактеризовать как ребёнка, который легко идет на контакт.. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелателен, однако на протяжении всего времени занятий может что-нибудь теребить в руках, отвлекаться.