Игры и игровые упражнения для обучения дошкольников правильному дыханию. Дыхательные упражнения для дошкольников.doc


С каждым годом респираторно-вирусные инфекции прогрессируют, мутируя раз за разом и снижая чувствительность к фармакологическим препаратам. Особенно простудным заболеваниям и осложнениям от них подвержены дети

Старые инфекции в новой оболочке

В современной среде в условиях загазованного воздуха и питания с различными добавками иммунитет малышей слабеет с каждым годом. Об осенних и весенних вспышках заболеваний говорить не приходится. Пневмония или бронхит, сопровождающиеся несколько лет назад высокой температурой, кашлем, насморком, сегодня протекают бессимптомно. Врачи такие острые заболевания диагностируют с трудом, и, как правило, проходит немало времени, пока инфекцию выявляют. К тому моменту она вовсю хозяйничает в маленьком носителе, лечению поддается с трудом, а период реабилитации до полного выздоровления затягивается на несколько месяцев. Ослабленный организм ребенка не способен восстановить здоровье самостоятельно, поэтому необходимо принимать срочные меры для его укрепления. дошкольников, цель которой состоит в поднятии иммунитета и общего укрепления организма, а также в профилактике и снижении заболеваний, является отличным способом помочь ребенку справиться с ними. С каждым годом все больше родителей обращают внимания на комплексы, разработанные специалистами для борьбы с вирусами и инфекциями.

как способ укрепить иммунитет

Дыхательная гимнастика для дошкольников - это, прежде всего, комплекс упражнений, разработанный для развития группы мышц, отвечающих за процесс дыхания. Кроме того, такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что, в свою очередь, поможет улучшить умственную активность малыша.

Секрет заключается в правильном носовом дыхании. Ведь нос служит своеобразным фильтром от попадания пыли или других частиц в носоглотку при вдыхании воздуха. При попадании инородных микротел он сразу же блокирует их, обволакивая слизью. Впоследствии она засыхает, образуя корочки (малыши называют их «козявки»).
Для правильного прохождения воздуха через нос используются специальные гимнастики для дошкольников, с помощью которых акцентируется внимание малышей на глубокие носовые вдохи, а выдохи через рот. При этом в сочетании с дыхательными занятиями используются произношения тягучих гласных и шипящих согласных звуков при выдохе. Это могут быть звуки «а», «ш» «с» и другие.

Польза для здоровья тела и интеллекта

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников разработаны в различных игровых и стихотворных формах. В процессе выполнения упражнений каждая клетка организма наполняется кислородом. Правильное дыхание упрощает подачу кислорода к мозгу, что означает более быстрое и понятное усвоение окружающей информации. Кроме того, начинает стимулировать работу сердца, восстанавливает нервную систему (для гиперактивных детей), даже органам пищеварения такие упражнения помогут в усвоении пищи.

Для укрепления иммунитета и помощи при выздоровлении от простудных заболеваний, бронхитов, пневмонии, а также в послереабилитационный процесс используется дыхательная гимнастика для дошкольников Стрельниковой. При этом сама певица рекомендует эту гимнастику не только детям, но и взрослым. Кроме того, дыхательная гимнастика позволяет развить голосовые связки для возможности пения. Очень интересные упражнения предлагает в своей книге «Дыхательная гимнастика для детей» Красикова И. С. Более подробно рассмотрим методы Стрельниковой А. С., так как они показывают действительно впечатляющие результаты.

Методы госпожи Стрельниковой весьма необычны. Ее система основывается не на общей работе дыхания «вдох-выдох», а на характере вдохов и их качестве. Выдох у певицы определяется как неизбежное следствие вдоха, образующееся само по себе. Стрельникова выдвинула гипотезу о том, что при вдохе грудная клетка не расширяется, а, наоборот, сжимается. Поэтому в системе присутствуют наклоны, повороты, обхват груди руками.

Результаты занятий по Стрельниковой не могут остаться незамеченными. Кроме явных улучшений в комплексе с традиционной медициной при лечении хронических заболеваний носа и горла, бронхов и легких, отмечаются заметные положительные результаты при борьбе с сахарным диабетом, сердечными заболеваниями, недугами нервной системы.

Три "кита" дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательная гимнастика для дошкольников начинается с 3-х базовых упражнений, которые выполняются «солдатским шагом». Они являются своеобразной разминкой, которая подготавливает к основному комплексу.

Упражнения-разминки

1. Упражнение «Ладошки». Становимся ровно. Руки вдоль туловища, при этом от локтя они подняты вверх ладошками от себя. Если правильно поставить руки, то получится поза «Сдаюсь!» в расслабленном состоянии. Затем вдыхаем воздух через нос и крепко сжимаем кулачки, словно пытаясь поймать жучка. В движение приходят только кисти рук, все остальные части тела должны быть неподвижными. Делаем четыре кратких вдоха (принюхиваемся) и спокойно выдыхаем через нос или рот. Делаем по четыре раза такие вдохи, затем отдыхаем 3-5 секунд. Всего необходимо сделать 24 раза по четыре вдоха. Общее количество повторений этого упражнения составит 96 раз.

2. Упражнение «Пончики». Поза такая же, как в упражнении 1, только ручки при этом не согнуты в локтях и сжаты в кулачки. Делаем вдох и разжимаем кулаки, как бы отталкивая от себя некий предмет, и, бросая его на пол, выдыхаем. Делаем 8 таких вдохов, отдыхаем 3-5 секунд и повторяем еще 11 раз.

3. Упражнение «Насос». Стоим прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль туловища. Немного наклоняем туловище вперед, шея не должна быть напряжена, голова свободно опущена, спина слегка округляется. При наклоне вдыхаем не спеша, при выпрямлении выдыхаем. Делаем 8 вдохов, как в предыдущем упражнении, по 12 повторов.

Всего основной комплекс включает в себя 14 упражнений, которые желательно делать в три подхода. Лучше всего подходит дыхательная гимнастика для дошкольников после сна в утреннее время перед завтраком и вечернее - перед ужином. Можно заниматься после приема пищи, но не ранее чем через час. делать категорически не рекомендуется, так как она насыщает организм кислородом, что способствует дополнительному заряду организма энергией.

Дыхательная гимнастика в дошкольных учреждениях

В детских садах проведение дыхательных упражнений крайне необходимо. Они могут выполняться во время утренней зарядки, на специальных занятиях с логопедом, при проведении гимнастики после тихого часа, на прогулках. Может быть такая дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах или с иллюстрациями, что помогает ребенку не только лечить но и развивать память и мышление.

При выполнении упражнений стоит придерживаться следующих правил:

  • вдох производится только носом с плотно закрытым ртом;
  • плечи не поднимаются;
  • нельзя делать резкие и быстрые выдохи;
  • нельзя надувать щеки.

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо следить за состоянием детей. При учащенном дыхании, побледнении (покраснении) лица, дрожании и покалывании кистей рук и ног следует прекратить упражнения. Затем нужно сложить ладони вместе, поднести к лицу и подышать в них глубоко 2-3 раза.

В детских садах воспитателем и логопедом может практиковаться дыхательная гимнастика для дошкольников в картинках. С помощью забавных стишков, считалок и изображений детям легче осваивать непонятные движения, а если заниматься под легкую мелодичную музыку, то упражнения принесут не только ощутимые результаты для иммунитета, но и улучшение психологического состояния малышей. Дома родители также могут практиковать подобные способы представления дыхательных упражнений.

Некоторые упражнения дыхательной гимнастики

1. Стойка прямо, ноги на ширине плеч, руки находятся на талии. Руки поднимаются вверх - вдох, наклон в сторону - выдох, возврат в исходное положение, не опуская рук - вдох, наклон в другую сторону - выдох. Возврат в исходное положение.

2. Стойка прямо. Обхватить себя руками за плечи (крест-накрест) и слегка наклонить голову. Руки развести на максимальное расстояние, стараясь развернуть лопатки как можно сильнее, поднять голову и сделать вдох. Снова вернуться в начальное положение, расслабив руки, и сделать выдох.

Такая разная дыхательная гимнастика

Многие гимнастические упражнения иллюстрируют картинки. Дыхательная гимнастика для дошкольников таким образом легче воспринимается детьми, как считают педиатры, логопеды и психологи. Для ребенка в первую очередь необходим настрой родителей, и многие дети не до конца понимают движения и звуки, которые взрослые пытаются донести до них. При взгляде на яркие красочные картинки у ребенка подключается своего рода «подсознательное воображение», и он сам для себя понимает, как сделать то или иное упражнение действительно правильно.

Дыхательная гимнастика для закаливания легких

Также существует много упражнений для закаливания именно легких. Вот несколько из них:

1. Пальчиком закрывается одна ноздря, второй ребенок дышит по 4-6 секунд на каждую ноздрю. Делается всего по 10 вдохов на каждую, попеременно закрывая то один носовой проход, то второй. Получается так: закрыли одну ноздрю, вдохнули-выдохнули, поменяли ноздрю, вдохнули-выдохнули. И так по 10 раз.

2. Ребенок делает вдох, слегка прикрывая пальчиками крылья носа. Затем медленно выдыхает воздух, при этом уже постукивая по носу, чтобы воздух выходил рывками. Стоит сделать 10 подходов.

3. Малыш делает глубокий вдох, на выдохе постукивает пальчиками по носу, как в упражнении 2, и громко произносит слоги «ба-бо-бу», «ба-бу-бы».

Дыхательная гимнастика в стихах

Дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах является не только увлекательным, но и полезным занятием. Чаще всего стишки заключают в яркие картинки. Таким образом малыш не только слышит, но и учится визуализировать процесс выполнения упражнений. Ниже представлено несколько стишков для дыхательной гимнастики:

1. Аромат сосны вдыхаем (делается глубокий вдох, как будто пахнет чем-то вкусным)

И дыханье затаим (задерживается дыхание),

А теперь мы выдыхаем (выдох происходит с тянущимся звуком «а»),

Отдыхаем, отдыхаем. (перерыв 10 секунд)

2. Нас щекочет что-то там (делаются 4-5 мелких резких вдохов),

Хочется чихнуть всем нам! (резкий выдох, имитирующий чихание, наклон вперед)

«А-а-апчих!»

Упражнение повторяется 3-4 раза.

Каждая мама и воспитательница, обладающая чувством ритма, в стихах может написать несколько упражнений самостоятельно, основываясь на базовых знаниях по применению методики дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика для дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания.

О дыхательной гимнастике

Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений.

Польза дыхательной гимнастики

При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения больше подойдут для вашего ребенка.

Как проводить занятия с ребенком

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Упражнения для детей 2-4 лет

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Упражнения для детей 5-7 лет

Для более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить следующие:

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора . Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

Ссылки

  • Дыхательная гимнастика для детей , социальная сеть Страна Мам

Дыхательная гимнастика для дошкольников. Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика. Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Для чего нужна дыхательная гимнастика?
1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
2. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
3. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
4. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
5.Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение
6.Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Дыхание бывает следующих видов:
нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя) ;
среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается) ;
верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть) ;
смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
Существует несколько различных методик проведения дыхательной гимнастики.
Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачев
Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко.
Направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие.
Методика звукового дыхания М. Л. Лазарева.
Суть метода заключается в освоении неглубокого дыхания и задержке дыхания.
Это гимнастика для развития речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Данная методика направлена на совершенствование речевого дыхания дошкольников и используется в логопедии.
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Суть этой методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Движение приходиться на вдох. Именно вдоху в гимнастике Стрельниковой и уделяется основное внимание: для ее выполнения нужно научиться коротко и шумно вдыхать – исключительно через нос со сжатыми губами. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно. По причине специфики дыхания методику Стрельниковой специалисты даже называют парадоксальной. Но при этом подтверждают ее незаменимую профилактическую и лечебную ценность. Состоит она в том, что воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему по нему необходимые полезные и питательные вещества.
Это самая сложная гимнастика, которая используется в старшем дошкольном возрасте. Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 -5 лет. Именно в этом возрасте у детей идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкультминутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности; на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Во время утренней гимнастики и занятий по физкультуре обычно используют 1- 2 дыхательных упражнения для восстановления дыхания после физической нагрузки. На прогулке или после НОД по другим видам деятельности в группе в хорошо проветренном помещении можно проводить целые комплексы дыхательной гимнастики.

Перед выполнением упражнений необходимо позаботится о создании условий:
Ребёнок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы) ;
Одежда не должна стеснять движений грудной клетки;
Упражнения выполняются на улице (при комфортной температуре воздуха) или, в крайнем случае, в хорошо проветренной комнате.
- Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей. Продолжительность занятия - от 10 до 20 минут.
- Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении.
- Чтобы научить ребенка делать упражнение, педагогу предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.
- Сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить детям его выполнить. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.

Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад - основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями - это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

Дыхание - залог здоровья

Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей - верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: ). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание - это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

Александра Николаевна Стрельникова - педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.


Александра Стрельникова смогла добиться невероятных успехов в разработке собственной системы профилактического и лечебного дыхания для детей. Сейчас ее методика продолжает активно использоваться

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

  • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
  • ладошки развернуты к зрителю.

Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом - Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот - не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

«Погончики» или «Погонщик»

Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох - руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох - возвращаемся в начальное положение.

Название упражнения образовано от слова «погоны» - мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход - 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч;
  • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
  • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
  • голова слегка опущена.

В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон - вдох, выпрямление - выдох.

Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

Конечно, малышам 4-5 лет такое количество повторений может быть не под силу, однако превратив гимнастику Стрельниковой в игру, можно добиться хороших результатов. Например, положите на пол какую-нибудь игрушку, маленький мячик или ту же бумажку, за которой ребенок будет наклоняться.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Исходное положение (сидячее или стоячее - не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день - например, утром и вечером.

«Кошечка»

Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

  • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
  • спина прямая;
  • руки опущены вдоль туловища.

Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

«Повороты головой»

Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

Такое упражнение противопоказано при головных болях, а лечение аденоидов и гайморита нельзя начинать без консультации с врачом-терапевтом. При необходимости специалист поможет подобрать видеоурок с разрешенными болеющему ребенку упражнениями.

В здоровом теле - здоровый дух

Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями - ключ к здоровью и долголетию!

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

для дошкольников

« В етер и листья»

Ребята делают глубокий вдох, задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

«Подуй на пальцы»

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

«Ветер» 1.

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….

И качает так листок – ф-ф-ф….

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок – ф-ф-ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки

И поют свои песенки.

Осенние листочки

На веточках сидят,

Осенние листочки

Детям говорят;

Осиновый – а-а-а-…

Рябиновый –и-и-и…

Березовый – о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

«Аромат цветов»

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произносят «А – ах!»

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи –

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

«Синьор – помидор»

И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение совпадает сопротивление на выдохе.

«Осы»

Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з…»

«Пожалеем Мишку»

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.

Мишка наш совсем здоров-

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и Мишки

Полечку пляшут без передышки.

«Шарик»

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!...

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

«Дед Мороз»

Как подул Деде Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Шарик лопнул»

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Ш-ш-ш…

Дети кладут руку на живот и делаю через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш».Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

«Ветер» 2.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произнести длительный выдох.

Пузырь»

Эй, мышонок, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой.

Перед называнием каждого цвета, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой!

«Пчела»

Пчелка, гуди,

Легко взмахивают кистями рук.

В поле лети.

С поля лети –

Медок неси.

Ж-ж-ж…Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

«Дятел»

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

«Ежик»

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых – пых», энергично работая мышцами живота.

Встретил в чаще еж ежа.

Как погода, еж?

Свежа.

И пошли домой дрожа,

Съежась, сгорбясь, два ежа.

«Корова»

Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му – у…», стараясь, чтобы звук был ровным.