Как правильно организовать самостоятельное засыпание грудничка. Как научить ребенка засыпать самостоятельно и что может вам помешать? Техники самостоятельного засыпания 4 месячного ребенка


Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и

Мой опыт самостоятельного засыпания ребенка.

✅Начну с того, что я – довольно мягкая и совсем не строгая мама. Я сразу реагирую и не выношу детского плача, провожу довольно много времени с детьми, читаю много разных книг по детской психологии, сплю с детьми, кормлю их грудью довольно долго, разрешаю очень много. Это я к тому, что самостоятельное засыпание у моей дочери проходит спокойно, без крика или какой-либо выжидательной тактики (не по доктору Эстивилю) по времени подхода к ребенку. Нет. То, о чем я пишу,-это советы по спокойному и естественному засыпанию.

Самостоятельное засыпание улучшает сон, снижает частоту пробуждений, способствует более крепкому сну. Ребенок может заснуть самостоятельно, пробудившись в фазу поверхностного сна (через 35-40 минут сна).

✅А все почему? А все потому, что у меня второй ребенок. В какой-то момент я проанализировала что меня напрягало больше всего с первым ребенком, и поняла, что все было прекрасно, кроме одного: бесконечных долгих ежедневных укладываний, вначале с грудью, потом без груди. Меня это так сильно напрягало и раздражало, что я поняла, что самостоятельное засыпание - это главное, чего я должна добиться от второго ребенка. Кроме того, я не представляла себе как же именно я смогу уложить сразу двух детей. Это меня пугало больше всего. Когда родилась моя дочь Марта, старшему сыну Роберту было 3г8 месяцев и он только- только начал самостоятельно засыпать. К слову сказать, сейчас ему 4г8м и он до сих пор предпочитает засыпать так, чтобы я была рядом (хотя, к счастью, уже может и без меня).

✅Иногда я видела у своих пациентов, как ребенок машет рукой маме, ложится в кровать и засыпает. Меня это поражало. Сразу скажу, что Марта – не такая, никакой легкости с засыпанием у нас не было, и это была каждый раз моя ежедневная маленькая победа, и были времена, когда Марта требовала чтобы было иначе -) Также хочу сказать, что весь первый месяц жизни она спала почти круглосуточно и никаких проблем с укладыванием не было, а потом с 1го и до конца 2го месяца ее беспокоил животик, она не брала соску и засыпать сама не хотела. Самостоятельно засыпать она стала в день, когда взяла соску и когда прошел животик: ровно в 3 месяца.

✅Марте сейчас 1 год, она хорошо ест, все еще на грудном вскармливании, днем она спит два раза по два часа в своей кроватке, ночью сама засыпает в своей кроватке в нашей комнате (примерно в 21:00), в первое ночное кормление (примерно 1:00) я забираю ее в нашу кровать и до утра (8:00) она спит с нами.

❓❓❓Итак, чему я отдаю главное значение при самостоятельном засыпании?

1⃣➢ Разрыв стереотипа грудь-сон . Если ребенок привык засыпать с грудью, то имеет смысл постепенно сдвигать время кормления на более раннее время от засыпания. Если Марта плохо поужинала, то я довольно часто предлагаю ей грудь перед сном, но не даю ей при этом заснуть: нет ритуалов, свет включен, она не лежит в своей кроватке и т.д. Сейчас она уже знает что грудь – это не время для сна и не засыпает на груди. Чтобы ребенку легче было пережить отсутствие мамы, можно положить мягкую игрушку (начать класть пока вы спите с ребенком вместе) или какую-либо одежду мамы – игрушка или одежда сохранит запах мамы, когда мама уйдет. Кроме всего прочего, отсутствие связи грудь-сон является профилактикой развития кариеса при длительном кормлении грудью. Если уже сформирована привыка засыпать с грудью, то нужно вначале ввести в засыпание все нижеперечисленные ритуалы (музыку, игрушку и тд), а потом, не раньше чем через 1,5-2 недели постепенно (!!!) убирать грудь, (а потом и себя), оставив при этом ритуалы. Если убрать грудь не получается сразу, то начните забирать грудь хотя бы ненадолго, постепенно увеличивайте период, на который Вы забираете грудь.

2⃣➢ Четкое отслеживание времени бодрствования . Как бы обманчиво не было ощущение что ребенок переутомится и тогда легко заснет, каким бы сильным не было желание «перегулять» ребенка чтобы он легче заснул, все равно, большинству детей перевозбуждение только мешает заснуть! Начиная с рождения имеет смысл отслеживать максимально большой промежуток, который ребенок может выдержать чтобы заснуть спокойно и без проблем: сразу после рождения это 30-40 минут, потом 1 час, к 6 месяцам ребенок может бодрствовать примерно 2 часа, к 1 году 3-4 часа. Вы увидите, что ребенок лучше и дольше спит, когда он уложен вовремя. Подробнее про режим дня я рассказала .

3⃣➢ Наличие ежедневных одинаковых с рождения ритуалов . Это вообще самое важное, как мне кажется! Нужно создать дома обстановку, которая предрасполагает ко сну, незадолго до сна прекратить все активные игры (это иногда довольно сложно при наличии суперактивного брата), и соблюдать определенную последовательность действий изо дня в день. Это может быть что угодно: музыка, включенный ночник, стишок, колыбельная, мягкая игрушка и т.д. В нашем случае я когда надеваю на дочку пижаму я читаю стишок («Спать пора, уснул бычок…»), а потом выключаю свет, говорю всегда одну и ту же фразу («все, спать») и включаю музыку на телефоне («Спокойной ночи, малыши»). Музыку я включала еще когда Марта была в животе (пока укладывала старшего) и после рождения каждый ее сон включаю одну и ту же мелодию (телефон на время близости с ребенком я ставлю в авиарежим): я клала телефон в люльку зимой на балкон, я кладу телефон в кроватку на ночь, кладу ей телефон в коляску весной если она спит на улице. Словом, у нее уже выработался рефлекс на эту мелодию: «слышу – сплю». Иногда она сама подпевает себе. Проблема возникает только когда ее укладывает кто-то другой: нужно обязательно дать этому человеку мелодию (у меня она есть на айпаде и у мужа в телефоне).

4⃣➢ Пеленание . До 3 месяцев Марта спала в коконе, а зимой на балконе она спала в комбинезоне и в люльке, которые ограничивали ее подвижность, и она привыкла к тому, что вокруг нее есть что-то мягкое и теплое. Возможно, это нужно не всем детям, и я, конечно, не говорю о тугом пеленании, и после того как ребенок уснул я ее разпеленовываю и она свободно вертится во время сна, но на первых порах лично мне было удобно немного одеялком прижимать ручки когда Марта могла разбудить себя из-за рефлекса Моро (вздрагивание и разведение ручек в разные стороны), а в более позднем возрасте она научилась сама вынимать соску изо рта, вставать и потом и слезать с кровати, и все это мешало ей заснуть, поэтому я немножко фиксировала ей ручки одеялом, а потом уже постепенно и в этом необходимость отпала.

5⃣➢ Соска . Я написала большой обзор по соскам , и Вы можете еще раз почитать и вспомнить о вреде и пользе соски. Вкратце напомню, что при установившейся лактации, в возрасте после 1го месяца и если соска дается только на сон, а днем ребенок ходит без соски, то сосание соски на засыпание полезно, так как удовлетворяет сосательный рефлекс, может быть профилактикой синдрома внезапной детской смерти и не может повлиять на нарушение прикуса или на лактацию. Поэтому Марта с удовольствием сосет соску (а не мою грудь) при засыпании, чему я очень рада. Если же Ваш ребенок не берет соску и Вы против соски-можно пробовать укладывать без нее, тоже хорошо, не придется потом отучать; если вы не против соски, но ребенок не берет, продолжайте предлагать, можно спустя какое-то время, можно попробовать соски разной формы и из разных материалов. Если ребенок засыпает и без груди, и без соски, то вталкивать в него соску не нужно.

6⃣➢ Все проблемы со здоровьем малыша должны быть решены на период приучения к самостоятельному засыпанию. Ребенка, у которого режутся зубки или который болеет не нужно приучать засыпать самостоятельно.

7⃣➢ Спокойствие, еще раз спокойствие ! У вас точно будут моменты, когда ребенок будет сопротивляться Вашем попыткам научить его самостоятельно засыпать. У ребенка бывает разное настроение, разные проблемы со здоровьем, разный по интенсивности день, разной степени соблюдены ритуалы перед сном. Как итог – результат не всегда будет стабильным. Если Марта хнычет и зовет тем самым меня к себе после того, как я ее уложила спать, я всегда подхожу к ней снова. Я могу ее обнять, склониться над ней, прижаться к ней лицом, поцеловать ее, чуть покачать, еще раз рассказать наш стишок, сказать что-то ласковое, погладить по голове или по бровям (чаще всего я делаю именно это), иногда взять на ручки, поносить немного и положить обратно (не спящую) в кроватку.

8⃣➢ Терпение, последовательность и выдержка мамы. Ежедневно, маленькими шажками, но целенаправленно, последовательно и четко Вы обязательно сможете прийти к самостоятельному засыпанию.

✔️Умение самостоятельно засыпать также поможет ребенку не просыпаться ночью и спать всю ночь без пробуждения, без желания проверить наличие мамы рядом. Во время переключения между фазами сна ребенок будет не пробуждаться, а самостоятельно засыпать. Длительный спокойный и крепкий сон очень важен для ребенка.

✔️Желательно чтобы ребенок спал в полной темноте.

✔️Научить ребенка засыпать самостоятельно можно в любом возрасте начиная с рождения.

Я очень надеюсь, что мой опыт пригодится кому-то и осчастливит еще хоть какую-то маму, которая сможет вечера проводить с мужем или так как ей захочется, а не сидеть у детской кроватки по несколько часов! Удачи!

Обучение самостоятельному засыпанию от 4х мес. Меняем привычки по Трейси Хогг часть 1

Пишет Olga (olkan)

Оля проделала фантастическую работу: перевод и анализ основных методов обучения самостоятельному засыпанию и отучению от зависимостей. МАСТ РИД однозначно ВСЕМ!
В конце текста - бонус - ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

(Описание методики дано по книге Трэйси Хогг The Baby Whisperer, дополнительные материалы с форума www.thebabywhispererforums.com.)

Дисклеймер: Нижеприведенная методика является частным случаем решения проблем, когда у ребенка ужасный сон в следствие сформировавшейся зависимости от тех или иных методов укладывания, и эта зависимость мешает ему и маме нормально спать и высыпаться. Большинство проблем со сном вызваны некорректным режимом сна или питания, перевозбуждением - пожалуйста, почитайте другие статьи про сон. Воспринимать данную статью как отдельно существующий метод сна - НЕКОРРЕКТНО, это узконаправленный инструмент решения достаточно узкой проблемы. Большинство же проблем решаются налаживанием режима, который следовал бы за ребенком, нахождением способов успокоения, подходящих вашему ребенку, внимательностью к ребенку и его потребностям, и пониманием механики его сна. Пожалуйста, почитайте другие статьи по основам сна и режима, если планируете что-то менять в том, как спит ваш ребенок.

Основа хорошего сна – это адекватный режим и ритуал засыпания.

Ритуал – это набор предсказуемых для ребенка событий, и может быть у каждого свой. Длина ритуала будет зависеть от ребенка и его потребностей – кому-то он нужен подлинней, кому-то короче. Пример обычного ритуала: Войти в спальню, сменить подгузник, закрыть шторы, сесть в кресло с ребенком на руках и спеть колыбельную (спеленать), положить в кроватку. Если вы пользуетесь методом «шипение-похлопывание», то начинать его стоит, когда ребенок на руках. Главное здесь – повторяемость и предсказуемость, ребенку нужно несколько шагов, чтобы понять, что ему пора спать.

Подготовить атмосферу – пойти в детскую, чтобы рядом не было игрушек и остального шума, и выполнить набор повторяемых каждый раз действий (например, закрыть шторы, попрощаться с солнышком, включить белый шум)

Пеленание- Для новорожденных нет более важной помощи, чем пеленание. Это помогает им контролировать конечности, пока они спят, чтобы их они не будили. Оно также позволяет им себя чувствовать в большей безопасности. Рекомендуют пеленать до 3-4 месяцев, но некоторым детям это помогает и до 8-9 месяцев. Не рекомендуют пеленать детей, которые спят на животе, или когда ребенок научился переворачиваться на живот, потому что он не сможет поднять голову.

Подержать на руках – Просто сядьте с ребенком на руках на несколько минут, лучше в темноте, чтобы было как можно меньше раздражителей. Не качайте и не прыгайте с ним на руках, просто посидите спокойно, чтобы ребенок расслабился.

Шипение – похлопывание – Маленькие дети не могут концентрироваться на двух вещах одновременно, поэтому Трейси Хогг разработала этот метод. Положите ребенка на плечо, начните говорить ровное громкое шшшшшш возле его уха, а второй рукой похлопывать равномерно в ритме сердца по середине спины (не слишком низко, чтобы не попадать по почкам). Делайте это, пока ребенок не расслабится и не начнет смыкать глаза, и кладите его в кроватку на бок, продолжая похлопывать и шипеть. Старайтесь, чтобы ребенок не заснул полностью у вас на плече. Пока вы так делаете, ребенок не может концентрироваться на плаче, и успокаивается. Этот метод – прекрасная альтернатива укачиванию или засыпанию на руках, и он учит ребенка засыпать самостоятельно: окончательное засыпание происходит в кровати, и со временем можно будет постепенно все меньше и меньше вмешиваться, и давать ребенку пройти все большую часть пути самому в кровати.

Если ребенок старше, и у него уже образовалась та или иная зависимость (от укачивания, груди, соски), без которой он не может засыпать, И ЭТО ВАС НАПРЯГАЕТ, то можно заняться отучением.

ПЕРЕУЧИВАНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Метод «Обнял-положил» - это последнее прибежище в обучении самостоятельному сну, и обычно используется, когда у ребенка выработалась зависимость (соска, укачивание, грудь), и ему нужно это снова и снова, чтобы заснуть или продолжать спать. Если мы пользуемся этим методом, нельзя одновременно использовать методы-зависимости, так как мы учим ребенка засыпать самому, засыпать, если проснулся, и спать не пробуждаясь, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Зависимости, такие как укачивание – так называются, потому что требуют полного вашего участия, чтобы ребенок мог заснуть. Вы усыпляете ребенка полностью, или почти полностью до того, как он окажется в кровати. Часто это создает привычку просыпаться и потребность в усыплении, чтобы продолжить спать. Есть прямая зависимость между тем, как ребенок засыпает и тем, что ему нужно, чтобы уснуть, если он проснулся, и ему ничего не требуется (он не голоден, мокрый, замерз). Ребенок не может сам себя укачать, также достаточно тяжело постепенно уменьшать количество укачивания – одним словом, ребенок становится зависимым

Использовать метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ стоит только если все другие методы ничего не дали. Всегда попытайтесь сначала найти другой метод, и прибегайте к ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ, если обычные мягкие методы не дают результатов. Использовать этот метод можно чтобы:

Научить детей, которым создали зависимость, засыпать самостоятельно на ночь или днем.
Ввести режим для более старших детей, или вернуть режим, если он слетел.
Помочь ребенку перейти с 3 часового на 4 часовой цикл.
Продлить короткие сны (однако эффективность метода достаточно низкая)
Продлить сон с утра, если ранние подъемы вызваны родителями и режимом, а не естественным биоритмом ребенка.

Метод не заменяет ритуала отхода ко сну, который нужно продолжать использовать. Пользуйтесь ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ только если Вы не можете успокоить ребенка иными путями, это последняя мера

Чтобы метод сработал, нужно смотреть на всю картину. Весь режим дня должен способствовать сну – не перегуливает ли ребенок, не слишком ли рано вы его укладываете? Может, ребенок ест недостаточно часто или слишком часто? Может быть он перевозбуждается и его игры слишком стимулирующие? Может быть, ему пора менять цикл режима с 3 на 3.5 или 4 часовой. Хороший и регулярный дневной сон может сильно повлиять на ночной, поэтому начинать зачастую проще днем.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ – это инструмент обучения и метод решения проблем. При его использовании вы не делаете ребенка зависимым от себя, и не бросаете его в одиночестве. Он дает ребенку чувство безопасности, и учит его спать самостоятельно.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ отличается от метода Эстевиля, Фербера и других методов контролируемого плача тем, что мы не бросаем ребенка одного. Это не значит, что плача не будет, он будет, но ребенок при этом будет знать, что мы рядом, чтобы помочь и успокоить. Методы «контролируемого плача» или «проораться» разрушают доверие ребенка к родителю.

КОГДА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОДОМ

Методом НЕЛЬЗЯ пользоваться с детьми младше 3 месяцев - он является для них слишком стимулирующим, и сжигают слишком много калорий, быстро проголадываются. Если ребенку 3-4 месяца – нужно смотреть по ребенку – для многих из них процесс по-прежнему может быть слишком возбуждающим, и потому неподходящим.

Для детей моложе 4 месяцев лучше использовать введение Ритуала Засыпания и Шипения-Похлопывания. Чтобы отучить младенца от соски, используйте способ Постепенного Отъема, так же, как и при отучении от засыпания с грудью.

Для ребенка с 4 месяцев и старше можно использовать адаптированную версию ОБНЯТЬ-ПОЛОЖИТЬ, но старайтесь всегда начинать с Шипения-Похлопывания. Лучше подождать, если можете, к 5-6 месяцам большинство детей готовы к методу, но, напоминая, пользоваться им стоит, если больше ничего не помогает.

Некоторые дети по мере взросления начинают не любить Шипение-Похлопывание, особенно после 6 месяцев. Некоторых раздражает шипение и мешает им спать, но это касается НЕКОТОРЫХ детей. Если вашему ребенку не нравится шипение, или похлопывание, попробуйте заменить на поглаживание, или что-то подобное, что успокаивает вашего ребенка.

Всегда используйте Похлопывание-Шипение прежде, чем возьметесь за метод Обнять-Положить, вне зависимости от возраста. Даже если это не работает, не бросайте, поищите другие методы успокоения.

Успешность метода Обнять-Положить зависит от последовательности и упорства. Если вы делаете это впервые, вы можете заметить некоторые улучшения через несколько дней, и серьезные улучшения в течение нескольких недель. Обычно, по мере применения, дела идут плохо, хуже, лучше, а потом ПРОСТО УЖАСНО снова. Это внезапное ухудшении называют регрессом. Если вы продолжите применять метод, то регресс займет день, два дня максимум.

Рекомендуется отвести на метод 2 недели, и быть готовым в течение этого времени все внимание отдавать сну: времени, укладке, контролю стимуляции, ВСЕМУ. Постарайтесь, чтобы все сны проходили дома. Установка нового режима занимает около 2 недель.

Если вы используете метод для просыпаний ночью, то используйте его до тех пор, пока ребенок не заснет.

Во время дневного сна используете метод 40 минут. Если ребенок не заснул, сделайте перерыв на 5-10 минут, выйдите с ребенком из комнаты, а потом начинайте снова, и делайте до тех пор, пока не придет время следующего кормления.

Если вы хотите продлить сон, делайте это 40 минут, если не получается, поднимайте ребенка и выстраивайте день дальше.
Если ребенок так и не лег на дневной сон, и вы покормили его, следите внимательно за признаками усталости, и кладите его снова, как только их увидите. Если признаков нет, попробуйте уложить снова через 45 минут, ребенок скорее всего будет устал, ведь он практически или вообще не спал.

СОБСТВЕННО, МЕТОД:

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ С ДЕТЬМИ ДО 3 МЕСЯЦЕВ!

ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 МЕСЯЦЕВ

Спеленайте ребенка и убедитесь, что в комнате максимально темно. Последуйте Ритуалу Засыпания, положите ребенка на бок, можно использовать свернутое полотенце или позиционер, чтобы удерживать его в позе на боку.

Похлопывайте уверенным твердым движением по центру спины в ритме сердца, и произносите долгое, повторяющееся шшшшшшшшшшшшшшш, громко, не быстро.

Старайтесь делать это в кроватке. Но если ребенок заплакал и у вас не получается его успокоить,возьмите его, положите на плечо, чтобы он уткнулся лицом вам в шею или плечо, и похлопывайте и шипите, пока он полностью не успокоится, тогда положите его в кроватку.Положите руку ему на грудь, если в комнате недостаточно темно, положите руку поверх глаз (но не на глаза), чтобы убрать визуальную стимуляцию. Старайтесь успокоить его в кроватке, но если не получается, возьмите его на руки. Продолжайте похлопывать и шипеть в кроватке еще 7-10 минут, пока он практически не заснет. Потом перестаньте шипеть, оставьте только похлопывание. Если он заплачет- снова начните шипеть, если нужно – возьмите на руки. Рано или поздно вы дойдете до стадии, когда он практически заснул в кровати, а вы похлопываете и шипите. Тогда постепенно замедляйте похлопывание и шипение, потом прекратите шипение, оставив только похлопывание, пока ребенок не заснет. Останьтесь с ним до глубокого сна – когда перестанут двигаться зрачки, он полностью расслабится, после того, как будет «вскидывание» перед засыпанием. Возможно, вам понадобиться похлопывать вплоть до этого момента, но может быть и нет, некоторым детям достаточно руки на груди, или просто того, что вы сидите рядом. В этом возрасте им еще нужна ваша помощь, чтобы заснуть, и именно такой способ помогает избежать развития зависимостей.

Важно не останавливаться, когда ребенок успокоится - не бросайте его, не уходите, пока он полностью не уснет!

Если прошло 40-45 минут, а ребенок не спит- накормите его и попробуйте еще раз. К этому моменту он будет уже голоден.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Ниже приведены общие описания, и как адаптировать метод под каждый возраст. Рекомендации общие, не забывайте слушать и чувствовать своего ребенка.

“Когда ребенок заплачет, войдите в комнату. Попытайтесь успокоитьего словами и мягкой рукой на спине. До 6 месяцев можно применять похлопывание-шипение, чуть позже можно просто положить руку, чтобы он чувствовал, что мы рядом. Если он не перестает плакать, возьмите его на руки. Как только он успокоится, СРАЗУ ЖЕ положите его в кровать. Кладите его полностью, даже если он начнет плакать, как только вы начнете его опускать, посмотрите, продолжит ли он плакать в кровати, и только тогда поднимите его снова и повторите. Вы его успокаиваете, а не пытаетесь заставить заснуть – это он должен сделать сам. Если он плачет, выгибается, сопротивляется – кладите его сразу. Никогда не боритесь с плачущим ребенком, но поддерживайте контакт, положив твердую руку ему на спину, чтобы он знал, что вы здесь. Побудьте с ним, говорите «мы просто идем спать, мой хороший. Ты просто будешь спать». Самое сложное – это понять, когда класть его обратно. Если держать на руках слишком долго, или класть слишком быстро, метод может не получаться. Если вы дошли до точки, что не можете больше это терпеть, и ребенок никак не успокаивается, то можно на минутку выйти и успокоиться. Хотя не рекомендуется оставлять ребенка плакать, но если ваши эмоции зашкаливают, это тоже ничему не поможет. Выйдите, досчитайте до 10, успокойтесь и попробуйте снова.
Суммируя, когда ребенок плачет, вы

Положите руку на спину или на грудь, скажите спокойным тихим голосом «мы просто идем спать» или «время спать». Всегда сначала пытайтесь успокоить в кровати, это окончательная цель.
- Если не работает, поднимите ребенка, скажите свою фразу, дайте ему успокоиться и снова положите. Если он начнет плакать на пути, все равно положите.
- Если он продолжает плакать – снова возьмите на руки.
- Если ребенок сопротивляется, не держите на руках, сразу положите, скажите фразу, и поднимите снова.
- Делайте снова и снова, пока не увидите, что ребенок пытается успокоиться. Обычно это значит, что плач становится тише, они начинают тянуть в рот руки, или начинают подвывать «мантру» - не берите на руки, если ребенок плачет «мантру», он так пытается сам себя усыпить.
- Если видите, что ребенок пытается уснуть, больше не берите на руки. Оставьте их в кровати, положите руку и скажите свою фразу. Теперь уберите руку, сделайте шаг назад и посмотрите, что будет.

Если он начнет снова плакать, повторите весь процесс, стремясь успокоить в кровати прежде всего.

ОЧЕНЬ ВАЖНО подстроить метод по возраст ребенка:

4 МЕСЯЦА – следуйте вышеуказанному методу со следующими изменениями;

Если ребенок спеленут и распеленался – снова спеленайте.
- Не держите дольше 5 минут. Если он не успокоился за 5 минут, положите его, потом снова возьмите на руки, если ребенок по-прежнему плачет..
- Каждый раз, положив, пытайтесь успокоить похлопыванием-шипением.
- Если это не работает и вы взяли на руки, можно похлопывать и шипеть, держа его на руках.
- Положите ребенка, как только он перестанет плакать, начнет пытаться засыпать или после 5 минут.

4-6 МЕСЯЦЕВ – Процесс немного изменится, так как ребенок более сильный и мобильный. В этом возрасте дети скорее всего будут вырываться, когда вы будете их держать, выгибать спину или мотать головой, поэтому нужно внести следующие изменения:

Если ребенок мотает головой по матрасу, поворачивает ее из стороны в сторону, встает на колени, сам крутится с боку на бок – не поднимайте его сразу, иначе он вас пнет или схватит за волосы. Вместо этого продолжайте с ним успокаивающе говорить тихим голосом.
- Если вы взяли на руки, держите максимум 2-3 минуты, потом положите, даже если он еще плачем. А потом возьмите снова, если он еще плачет.
- В 4-6 месяцев дети физически сопротивляются, и основной ошибкой является держание его на руках слишкмо долго. Ребенок вам показывает выгибанием спины, или упираясь в ваше плечо лбом, что он хочет лечь, ДАЖЕ если он еще плачет. Можно говорить «давай я тебя обниму», и «давай я тебя положу в кроватку».

6-8 МЕСЯЦЕВ – Метод все больше включает в себя участие ребенка, и поэтому важно почувствовать его ритм и внести следующие изменения;

Вы не берете ребенка на руки, а предлагаете ему взять. Можно протянуть ребенку руки и сказать «дай мне тебя взять», и брать, когда он к вам потянется.
Поднимайте не на плечо, а в позиции «колыбелька», и говорите «все хорошо, ты просто идешь спать». Не смотрите в глаза, не качайте.
Скажите фразу и сразу же положите ребенка.
Когда он начнет показывать признаки, что он пытается успокоиться, продолжайте успокаивать рукой и словами, если ребенку это помогает. Некоторым детям это только мешает, смотрите по ребенку.

8 – 12 МЕСЯЦЕВ – В этом возрасте вы уже не поднимаете ребенка, такие дети быстрее успокаиваются в кровати.

Подождите, пока ребенок встанет или сядет, после чего уложите его, так, чтобы лицом он смотрел не на ваше лицо, а от вас.
Если чувствуете, что ребенок совершенно в истерике, можно взять на руки, но сразу же положите обратно.
В этом возрасте все важнее использовать голос, так как ребенок начинает понимать слова, например «я не ухожу, ты не один, просто пора спать».
Возможно, придется совмещать «обнял-положил» с постепенным выходом из комнаты. Сначала сидите с ним, пока он не заснет, потом отходите несколько метров от кровати, через несколько дней – будьте у двери, а потом – за дверью.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Готовьтесь, что будет плач и сопротивление, особенно если у ребенка стойкая зависимость от чего-то для засыпания. Метод не избавляет от плача, но избавляет от страха быть брошенным, потому что вы все время с ребенком и успокаиваете его в его слезах. Своими действиями вы сообщаете ребенку «Все хорошо, я тебя люблю, у тебя получится, это ничего, что ты плачешь, ты сможешь». Говорите это, когда применяете метод, это поможет ему успокоиться и вам – помнить, что и зачем вы делаете

Плач будет проходить через серию пиков, снова и снова. В конце концов он потеряет энергичность и начнет затихать. Это может занять минуты или часы, были случаи, когда детям требовалось 3 часа, чтобы успокоиться в первый раз применения метода, но это скорее крайность. Каждый раз количество раз, что вам пришлось поднять ребенка будет уменьшаться, можете считать и записывать это, чтобы понять свой прогресс. Чаще всего родители видят улучшение в течение первых дней, а потом на 5 день ребенок регрессирует – спит еще хуже, чем раньше. Но если вы продолжите придерживаться метода, то ребенок вернется в колею. Самое главное – последовательность.

В конце концов, после тяжких минут, благодаря вашим нежным словам и прикосновениями ребенок заснет. Метод РАБОТАЕТ, если вы применяете его правильно и не бросаете на полдороги. К сожалению, простых формул нет, метод сложный и требует много сил, но они того стоят. Постарайтесь найти помощь, или начать метод на выходных, чтобы с вами был муж или подруга, который помог бы вам сохранять спокойствие. Ожидайте, что вы будете расстроены, подавлены, взбешены. Ожидайте, что вам захочется отказаться и вернуть все «по-сторому», снова дать соску, начать качать… НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО.

КАК ВЫЖИТЬ И НЕ СДАТЬСЯ

Как гласит одна поговорка, «ночь темнее всего перед рассветом». Ниже приведены пункты, которые помогут не сбиться с пути

Продумайте весь план до начала. Отучение ребенка от зависимости – крайне трудно сделать в одиночку. Это жутко тяжело! Если вы знаете свой темперамент и боитесь, что настанет момент, когда у вас сдадут нервы, не пытайтесь действовать в одиночку. Возьмите кого-то в партнеры. Если муж не может помочь – позовите лучшую подругу, другую маму – хотя бы для моральной поддержки. Возможно этому человеку не придется ничего делать с ребенком, но вам поможет иметь кого-то рядом, чтобы вы могли пожаловаться, поплакаться, как трудно, и чтобы он напомнил вам, что и зачем вы делаете, что вы помогаете ребенку научиться спать, чтобы в ваш дом пришло спокойствие.

Начните в пятницу, чтобы у вас впереди были выходные, и возможность помощи от папы, бабушки или подруги.

Если нужно, наденьте наушники или беруши. Это не для того, чтобы вы игнорировали плач ребенка, а чтобы немного приглушить звук, чтобы он не настолько вам выматывал нервы.

Не изводите себя жалостью к ребенку. Вы учите его спать самостоятельно, давая ему возможность спокойного и долгого сна, а это большое благо.

Если вам хочется все бросить, спросите себя, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ Я СЕЙЧАС СДАМСЯ? Если ваш ребенок плачет сорок минут, вы сдаетесь и возвращаетесь к зависимости, которую развили в ребенке за долгие месяцы – то он проплакал 40 минут зря! Вы там же, где и начали, ребенок не научился успокаиваться самостоятельно, плюс теперь вы чувствуете еще и свою вину.

Самостоятельное засыпание ребенка в первые и последующие дни после выписки из роддома кажется родителям настоящей сказкой. Еще бы, ведь спящие младенцы так прекрасны. Но спокойного сна достичь удается не всегда. А между тем, по утверждению педиатров, дети в состоянии засыпать самостоятельно и спать спокойно в течение длительного времени. Почему же укладывание детей спать превращается в настоящую катастрофу? Многие после нескольких бессонных ночей ищут ответы на форумах, советуются со стариками и постоянно укачивают малыша, понимая, что справиться с капризами крохи довольно сложно. Почему так происходит и как с этим бороться? Поговорим об этом далее.

Причин, по которым у родителей возникают проблемы с укладыванием ребенка, довольно много. Во многом причины зависят от возраста ребенка, от его биологических часов и так далее.

Дети быстро устают, им необходим качественный отдых для того, чтобы восстановить силы. Сон способствует правильной работе головного мозга и нервной системы. Его недостаток приводит к постоянной усталости, слабому иммунитету.

Маленьких детей укладывать спать довольно сложно, по многим причинам. О том, почему детки не спят, следует сказать подробнее.

  • дискомфорт, связанный с самыми разными факторами, начиная от температуры в помещении и заканчивая подгузниками низкого качества, которые не дают малышу нужного комфорта;
  • режущиеся зубки или колики в животике также являются частой причиной бессонницы у малыша;
  • из-за повышенной возбудимости ребенок также может засыпать с большими трудностями, что заставляет родителей подолгу сидеть у кроватки малыша;
  • банальные страхи, связанные с темнотой, также могут стать причиной того, что детки, которые уже в состоянии осознавать свое окружение, боятся чудищ, живущих под кроватью. Нередко напуганному ребенку снятся кошмары;
  • голод также становится нередкой причиной того, что малыш начинает истошно кричать среди ночи;
  • нарушение границ сна также может стать причиной бессонницы у ребенка, ведь каждой возрастной категории нужно разное количество времени, чтобы выспаться;
  • нередко малыш может не спать и по причинам более серьезным, в таком случае нелишним будет обратиться к специалистам.

Таким образом, причин плохого сна у малышей существует немало. Нередко они совмещаются друг с другом, а потому решать проблему невозможности самостоятельного засыпания ребенка приходится, учитывая все причины. А как принято решать такие проблемы? Какие способы укладывания малыша спать существуют? Об этом далее.

Как приучить ребенка засыпать без родителей? Начать стоит с общих рекомендаций специалистов по изучению сна и педиатров. Такие простые способы помогут решить проблемы детского засыпания в течение довольно короткого времени и не требуют серьезных знаний в области сомнологии.

Проблемы со сном у новорожденных связаны не с капризами крохи, а с особенностями работы нервной системы младенцев. В отличие от взрослых, дети до года попросту не могут осознанно расслабляться и отключаться от внешних раздражителей в тот момент, когда организму нужен отдых и настала пора засыпания.

Выбрать подходящий способ укладывания малыша можно, ориентируясь на причины плохого засыпания у ребенка, особенности развития и его возраста. Что же делать, если ребенок отказывается засыпать самостоятельно?

Многие родители задаются вопросом: во сколько укладывать ребенка спать? Во сколько угодно, главное, что засыпание должно происходить в одно время. Если же речь идет об укладывании спать грудничка, то следить за его режимом не столь важно, однако следует учесть, что биоритмы малыша сами подсказывают, когда его укладывать, главное понять, когда это происходит. Понять, как уложить спать месячного ребенка несложно: стоит только понаблюдать за младенцем. Чувствуя усталость, малыш начинает капризничать, зевать и тереть глазки. Важно уложить младенца именно в этот момент, иначе потом сделать это будет довольно сложно. А какие еще рекомендации для

достижения самостоятельного засыпания ребенка дают мамочкам педиатры и сомнологи?

  • Кормление грудью. Если малыш находится не на искусственном вскармливании, то его можно считать счастливчиком, ведь мама может быть всегда рядом. Не стоит приучать малыша к определенному времени кормления с самого начала, так как до начала прикорма малыш просто не может насытиться за несколько приемов. Материнское молоко считается достаточно легким, что обезопасит малыша от проблем с животиком, однако из этого следует и то, что малыш быстро проголодается. Поэтому кормление малыша до года по возможности обязательно, даже ночью.
  • Неплохо создать и уютную атмосферу для быстрого засыпания. Для этого можно купать малыша перед сном, делать массаж с использованием различных эфирных масел. Малыш должен почувствовать расслабление пред сном.
  • Укачивание в кроватке и тихая колыбельная также помогут малышу спокойно уснуть в кроватке. Главное, чтобы пение было спокойным, а музыка, под которую уснет малыш, тихой. Не стоит прибегать к экспериментальным способам, которые использует, например, немецкая мама, которая укладывает двухлетнюю малышку посредством колыбельной в стиле prodigy. Судя по видео, которое легко можно найти в интернете, девочка засыпает. Это объясняется тем, что мама резко сменяет одно действие на другое, то есть тихое сменяется громким, а потом постепенно затихает, успокаивая малыша. Однако важно учесть, что малыша может и напугать продиджи, а посему лучше использовать старые добрые колыбельные.
  • Если пение - не самая сильная сторона родителей, то можно применить способ гипнотического разговора. Для этого можно использовать счет. О том, как это делать правильно, можно понять, посмотрев видео, в котором папа укладывает ребенка спать. Он тихо и протяженно произносит каждое слово, будто гипнотизируя дочку, глаза которой слипаются под его счет.
  • Комфортная температура также создает малышу уютную атмосферу, в которой он спокойно засыпает.
  • Не стоит бояться использовать и соску, ведь сосательный рефлекс очень развит у малыша, а потому пустышка поможет малышу чувствовать себя комфортно.
  • Умиротворяюще может подействовать и игрушка, которая пропитается запахом мамы, ведь малыш будет чувствовать родного человечка рядом, а мягкая на ощупь игрушка вызовет у ребенка приятные ассоциации, и ему будут сниться только добрые сны.
  • Пробуждение может наступить и в моменты, если он себя случайно задел, в этом случае поможет пеленание, ведь младенец привык, что в утробе мамы уютная теснота.
  • Прогулка в коляске также может стать хорошим успокоительным для крохи.
  • Важно создать дружелюбную атмосферу в семье, чтобы уложить малыша спать быстро.
  • Для деток старшего возраста следует исключить все шумные игры и просмотр мультиков за несколько часов до сна, в противном случае уложить малыша будет довольно сложно.
  • Нередко в укладывании малыша может помочь кот. Не бойтесь, если животное заходит в комнату. Как показывает опыт, дети быстро засыпают с котами и кошками, а питомцы вовсе не вредят малышам, а действуют на них успокаивающе. В интернете можно найти немало видеороликов, на которых кот укладывает ребенка спать.
  • Не лишними будут и ритуалы, которые бы готовили малыша ко сну. Среди них прощание с солнышком, чтение книг и тому подобное. Они автоматически будут ассоциироваться с засыпанием, а потому малыш быстро привыкнет и будет засыпать в это время.
  • Если причиной плохого сна у ребенка становятся ночные кошмары, важно посмотреть, в какие игры играет ребенок, что конкретно его пугает. Неплохо превратить сон в некую игру, в которой малыш, засыпая, будет видеть сны, а потом как настоящий волшебник, разгадывать по ним, как сложится сегодняшний день. Поможет в этом детский сонник. Укладывать ребенка спать таким образом значительно проще.

Эти простые способы помогут уложить малыша спать без капризов и слез, ведь детки будут готовы ко сну. Но чем старше становится малыш, тем острее встает вопрос о самостоятельном засыпании ребенка, ведь родители также имеют право на совместное времяпровождение, когда малыш спит.

Помимо общих рекомендаций существуют и профессиональные методики приучения к самостоятельному засыпанию. Главное понять, какая из методик подходит конкретному ребенку, ведь, в зависимости от развития, привыкание ребенка к самостоятельности должно быть постепенным.

По мнению врачей, малыша нужно учить засыпать самостоятельно так же, как вы учите его без помощи родителей есть ложкой, надевать колготки, чистить зубки. Разработаны профессиональные методики, применяя которые родители смогут уложить ребенка спать без лишних переживаний.

А какие существуют методики укладывания спать?

Приведем самые популярные:

  1. Метод Трейси Хогг.
  2. «Фейдинг».
  3. «Объяснение».

Чтобы понять, какой метод окажется наиболее подходящим для того или иного ребенка и его родителей, важно разобраться, каковы же особенности каждой из методик известных специалистов.

Согласно данной методике, приучить ребенка к самостоятельному засыпанию не так сложно, как кажется молодым родителям. Это подойдет для тех, кто планирует научить малыша засыпать самостоятельно, при этом не просыпаясь на период кормления.

По сути, этот момент может быть связан как с отлучением от груди, так и с переходом на другой режим дня (от младенчества к старшему возрасту). Как приучить ребенка к нормальному сну при помощи данного метода и каковы его особенности?

Суть метода в том, чтобы постепенно отучить малыша от частого кормления в период засыпания. Первым этапом становится плотное кормление ребенка ровно столько, сколько ему нужно. Через некоторое время малышу показывают часики с таймером и сообщают, что молоко закончится ровно тогда, когда прозвучит сигнал.

Первый раз таймер ставится на десять минут. После того как он прозвучал, малыша отлучают от груди и нежно укладывают в кроватку. Конечно, с непривычки малыш будет рыдать. Причем плакать он может довольно долго. Главное в этот момент не сдаваться и терпеливо успокаивать малыша, поглаживая его по спинке. Постепенно ребенок уснет. Повторяя это действие, мамочки смогут легко отлучить малыша от кормления в ночное время, так как, спустя примерно пять дней, малыш будет засыпать по звонку.

После того как привычка укрепилась, самое время переходить ко второму этапу: сокращение периода кормления. Для этого будильник должен прозвенеть уже спустя 4 минуты. При этом кормление принято сопровождать сказками, потешками или песенками. По истечении времени, важно уложить малыша и продолжить читать ему.

Спустя несколько дней, можно таким же способом отучить малыша от кормления на тихий час, заменив его чтением интересной книжки.

На последнем этапе почти автоматически происходит отказ от кормления перед сном, что воспринимается малышом почти без слез и способствует скорейшему засыпанию.


Данный способ укладывания малыша без кормления грудью является наиболее длительным, зато наименее всего действующим на детскую психику. Поэтому многие специалисты рекомендуют именно его. Суть данного метода довольно проста, хотя осуществление ее не всегда дается легко. На то, чтобы научить чадо засыпать самостоятельно, может потребоваться около двух месяцев. Как уложить ребенка спать без кормления при помощи данной методики?

Суть данного метода заключается не в отлучении малыша от груди, а в умении заинтересовать ребенка чем-то другим. Ведь познавательные потребности ребенка возрастают с каждым днем, а потому сделать это вполне реально, но все происходит постепенно.

На первом этапе надо стараться добиться того, чтобы малыш засыпал без сосания, увлекшись чем-то другим.

Можно первоначально заменить кормление какой-нибудь игрушкой, книжкой с яркими картинками или предметом технического прогресса, которые особенно привлекают малышей (главное следить за тем, чтобы малыш не навредил себе).

Важно при этом учесть, что, если малыша отвлечь не удается и он требует грудь, нужно дать ему возможность сосать, так ребенку будет комфортнее и он уснет спокойно, зная, что всегда может получить требуемое. Именно по этой причине процесс растягивается надолго. Но зато ребенок отучается постепенно и не испытывает сильного стресса.

После того как малыш научился засыпать без груди, самое время переходить ко второму этапу. Он заключается в том, чтобы навсегда прекратить кормление грудью. Чтобы после вечернего чтения малыш крепко спал, важно сказать, что мама рядом, пожелать ему добрых снов. Постепенно частота просыпания снизиться до нуля.

Такой метод подходит для деток, которые более или менее освоили речевые конструкции и в состоянии понять, что говорят ему мать и отец. Больше всего он подходит деткам от полутора лет. Как укладывать малыша посредством объяснений?

По сути, он чем-то похож на метод «таймер» с оговоркой, что никакого таймера не ставится. Просто ребенку несколько раз на дню сообщают, что кормления перед сном не будет по такой-то и такой-то причине. Лучше, если это будет волшебная сказка, через которую дети воспринимают мир. При этом важно, несмотря на требования и капризы, выполнить свое обещание и отменить кормление перед сном. Таким образом кормление заканчивается, а прием пищи заменяется другими ритуалами.

Способ этот достаточно эффективен и помогает научить ребенка самостоятельному засыпанию в течение трех дней.

Еще одним эффективным методом укладывания ребенка спать без укачивания и кормлений является метод Фербера. А кто же такой этот Фербер, методика которого пользуется такой популярностью?

Ричард Фербер - американский сомнолог, специализирующийся именно на детском сне. Его книга о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно вызвала огромный ажиотаж, связанный со способом укладывания малыша. Многим метод Фербера показался весьма жестким, но те, кто использовал его, не раз убеждались в эффективности в подобном способе.

Если вы выбрали метод Фербера, самое время поговорить о том, в чем его суть. Укладывая трехлетнего ребенка в кровать, родители нередко натыкаются на его требовательное хныканье, что заставляет их постоянно находиться с ним рядом, а то и укачивать на руках. А это не так легко. Как же проходит приучение к самостоятельному засыпанию по методу Фербера?


Кладите ребенка сразу в кровать, стараясь не держать на руках очень долго. После того как малыш улегся, нужно пожелать ему хороших снов, напомнив о том, что если ему приснилось красочное или, наоборот, страшное сновидение, то утром можно будет посмотреть расшифровку в соннике. Вероятнее всего, в первые дни малыш будет плакать, хныкать, закатывать истерики, пытаясь добиться своего. В этот период для укладывающего важно показать свою твердость. Многие полагают, что это нарушение прав ребенка и приравнивают это к жестокости, но на самом деле это помогает ощутить малышу надежность слова его родных, как бы парадоксально это ни звучало.

На первых порах к малышу придется подходить несколько раз за ночь. Делать это можно и даже нужно. Важно только при этом не брать ребенка на руки и не пытаться его чем-то накормить. Достаточно посидеть рядом, погладить по спинке, пошептать ласковые слова.

Постепенно необходимо увеличивать интервалы между подходами к кроватке малыша. При этом доктор Фербер замечает, что не надо бежать в комнату по первому требованию. Если только малыш уж очень сильно плачет, тогда можно к нему подойти. Но ребенок не может кричать вечно, а значит, очень скоро он успокоится и заснет. Если же ребенок не успокаивается, важно положить к нему в кроватку игрушку, посидеть рядом, но ни в коем случае не вынимать чадо из кроватки.

Неплохо показать ребенку, если он просто капризничает: «Мы спим!». Смирившись с этим, дитя быстро уснет в своей колыбели.

Однако использовать данный метод допустимо только в том случае, если на малыша не накладывается никаких дополнительных стрессовых ситуаций, таких, например, как поступление в детский сад или переезд на новое место и тому подобное. Данный метод может повысить тревожность у малыша, что может резко сказаться на будущем развитии ребенка. Плачущего во сне укладывать следует более щадящим способом.


Наиболее лояльными, но в то же время сложными и длительными являются рекомендации Евгения Комаровского. Однако данный метод является менее травмирующим, поэтому, выбирая между ним и методом Фербера, лучше ориентироваться на рекомендации доктора Комаровского. Как же уложить ребенка спать без слез и капризов?

Первое, на что обращает внимание доктор Комаровский, что необходимо укладывать ребенка в одно время, при этом сделать его удобным не только для малыша, но и для его родителей. Ведь иногда необходимо заняться домашними делами и старшими детьми, которым положен родительский час. Он отмечает также, что не следует пренебрегать дневным сном, который так необходим неокрепшему организму крохи.

Согласно Комаровскому, лучше сразу класть малышей спать отдельно от родителей. Это поможет избежать травмирующего отлучения от мамы впоследствии. До трехмесячного возраста важно обеспечить малыша отдельной кроваткой. До года она должна быть расположена рядом с родителями, так как подходить к ребенку до года - это нормальная ситуация. А вот уже после года ребенка по возможности нужно переводить в отдельную комнату. При этом, отмечает Комаровский, укачивание в кроватке вполне допустимо. Отучать от этого необходимо с первых месяцев, но постепенно.

Настаивая на соблюдении режима сна, доктор Комаровский отмечает, что важно не только укладывать ребенка спать в одно и то же время, но и будить малыша. «Зачем будить ребенка? Пусть поспит!» - настаивают сердобольные бабушки, не понимая, что избыток сна, так же, как и его недостаток, негативно сказывается на здоровье малыша. Дело в том, что если двухмесячного малыша нужно укладывать на длительный период (около 20 часов сна), то трехмесячный ребенок не нуждается в столь длительном сне и количество сна постепенно сводится к 15 часам.

При этом важно следить за тем, чтобы шестимесячный ребенок спал днем меньше, чем ночью, в противном случае засыпание затянется надолго, что очень нежелательно.


Если малыш плохо засыпает, нелишне обратить внимание на то, насколько активен малыш. Если днем ребенок не очень активен, важно растормошить его. Но делать это нужно строго до ужина. После ужина предпочтительны спокойные занятия.

Комаровский обращает внимание и на то, что и пижама, и спальное место малыша должны быть уютными и комфортными. Важно выбирать белье из натуральных тканей.

Особое внимание следует обратить на подгузник. По мнению Комаровского, это еще один фактор, который может помешать малышу спокойно уснуть. Поэтому важно знать, как правильно выбрать подгузник для ребенка.

Таким образом, ответ на вопрос, как приучить ребенка спать, зависит от многих факторов. Главное разобраться, в чем дело, выбрать способ, который подойдет именно вам, и тогда, возможно, вам не придется отвечать на вопрос своего чада: «Ты спишь?», недовольно-бурчащим «Сплю!» и снова размышлять над вопросом: как быстро уложить любимое чадо.