Классификация и характеристика бредовых идей. Бред - симптомы, стадии, лечение, примеры бреда Критерии бреда


Как правильно вести себя с заболевшим человеком, как реагировать на основные симптомамы заболевания - галлюцинации, бред и спутанное мышление?

Друзья и близкие душевнобольных людей часто спрашивают:
"Что я должен отвечать, когда он говорит о посланиях, которые получает по телевизору?",
"Что мне делать, когда она вдруг начинает странно жестикулировать?",
"Могу я сделать хоть что-нибудь, чтобы его не пришлось снова класть в больницу?"

Это важные вопросы и, хотя вы не сможете полностью избавить человека с серьезным психическим заболеванием от галлюцинаций, бреда, рецидивов болезни или странного поведения, ваша забота может принести ему немалую пользу.
Существуют различные способы свести к минимуму частоту рецидивов у вашего родственника и сделать их менее тяжелыми для него самого и для окружающих его людей.

Как реагировать на бред и галлюцинации

Есть несколько принципов, которыми стоит руководствоваться, общаясь с больными, страдающими от бреда или галлюцинаций.

Во-первых , хотя вы не видите то, что видят они, не слышите то, что слышат они, не можете разделить с ними их чувства и убеждения, для них это несомненная реальность. Они действительно слышат голоса и на самом деле видят образы. У них нет никаких оснований доверять своим ощущениям меньше, чем вашим. Поэтому не оспаривайте их галлюцинации и бредовые вымыслы, не отрицайте их и не преуменьшайте их значения - единственное, чего вы этим добьетесь, это лишитесь доверия больного и превратитесь во врага в его глазах. Помогать ему после этого станет гораздо сложнее и проблем в общении с ним станет на порядок больше.

Во-вторых , не следует забывать, что бред и галлюцинации сопровождаются самыми различными эмоциональными переживаниями, от приятных и забавных до ужасающих. Поэтому надо в первую очередь реагировать на эмоциональное состояние больного родственника, а на содержание его бредовых фантазий и галлюцинаций обращать внимание во вторую. Например, ваша мать боится, что в 9 часов придет дьявол, чтобы ее мучить. Не стоит убеждать ее, что дьявола не существует, и что он никак не может появиться ни в 9 часов, ни позднее. Лучше попробуйте обсудить с перепуганной женщиной, что могло бы помочь (как помочь) ей почувствовать себя более защищённой.

В-третьих , необходимо принимать все меры для обеспечения безопасности вашего больного родственника и окружающих его людей, включая вас, стремясь к созданию наиболее благоприятных условий существования для всех. Нет смысла пытаться остановить проявление симптома, если больной в состоянии заниматься своими делами и никого при этом не беспокоит. Например, ваш родственник выполняет в течение неполного дня работу добровольного помощника и у него есть несколько друзей. Приходя вечером домой, он принимает послания по телевизору, но они его не слишком тревожат. В данном случае не надо вмешиваться, как бы сильно вам этого ни хотелось. Но если вам доставляют большое неудобство его рассказы о голосах из телевизора, попросите в вашем присутствии о них не говорить. Некоторых больных можно уговорить на это. .

КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ, СТРАДАЮЩИМ ОТ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ.

Проявление признаков галлюцинаций:
  1. 1. Разговоры с самим собой, напоминающие эмоциональную беседу с кем-то невидимым или выступление перед незримой аудиторией. (Бытовое ворчание "Куда же я дела ключи?" не считается.)
  2. Неожиданный смех без причины.
  3. Встревоженный и озабоченный вид; человеку трудно сосредоточиться на теме разговора или определенной задаче.
  4. Создается впечатление, что ваш родственник видит то, чего вы увидеть не можете.

Больные учатся в какой-то мере справляться с галлюцинациями, постепенно приобретая опыт и пользуясь различными методами и приемами, например:

  1. беседы с психотерапевтами или другими специалистами;
  2. увеличение доз антипсихотических лекарств;
  3. просьба, чтобы голос оставил в покое;
  4. игнорирование голосов, образов, запахов, ощущений вкуса и других чувств;
  5. сосредоточение на определенной задаче или работе;
  6. включение громкой музыки (лучше через наушники).

Вы можете, обратившись к родственнику в спокойной, доброжелательной, ободряющей манере:

  1. спросить, слышит ли он сейчас что-нибудь и что именно;
  2. получить таким образом представление о чувствах, которые он испытывает;
  3. обсудить, как можно справиться с этими переживаниями или с тем, что их вызывает. Помочь больному почувствовать свою защищенность или возможность контролировать происходящее.
  4. Осторожно и тактично высказать предположение, что происходящее, вполне возможно, является всего лишь проявлением болезни, галлюцинацией. Пользуйтесь при этом любыми словами, с которыми больному будет легче согласиться. Создание такого персонального словаря, содержащего слова, которые принимаются вашим родственником, и слова, которые должны стать табу, ибо выводят его из равновесия, должно стать повседневной задачей для вас. Это путь к пониманию, возможность говорить на одном языке с близким человеком, гарантия того, что он вас когда-нибудь услышит, и что вы хоть в чём-то сможете его убедить.
  5. Если нужно, напомнить больному о каком-то относящемся к делу правиле поведения, например, что не надо громко кричать. Только не надо раздражаться на него за это. Помните, что болен он, а не вы. На недовольный тон и повышение голоса все люди, реагируют одинаково плохо.
Вы не должны:
  1. Смеяться над больным и его ощущениями.;
  2. удивляться его переживаниям или показывать, как вы напуганы тем, что с ним происходит.
  3. Настойчиво убеждать больного в незначительности того, что с ним происходит. Несмотря на то, что вы твёрдо убеждены в нереальности видений и необоснованности его страхов, раздражения, для него всё это слишком серьёзно
  4. Вступать в подробное обсуждение содержания галлюцинаций или бреда, выспрашивать, с кем он разговаривает. Не давайте ему почвы для дальнейших фантазий и не потакайте ему, повышая значимость происходящего в его глазах.
С другой стороны, если больного очень беспокоят внутренние или внешние (телевизор, радио, розетка, утюг, что угодно) голоса, у вас не может не возникнуть желание помочь. Как к этому подойти, зависит от конкретного случая. Можете успокоить больного, что непосредственная опасность, вы уверены, сейчас ему не грозит. (При этом не забывайте, что ваши слова также могут его встревожить. Например, когда голос убеждает, что отец собирается его отравить, а отец убеждает его, что беспокоиться не о чем, больному трудно решить, кому верить.)

Если бред или галлюцинации вызывают у больного гнев, попытайтесь выяснить, что бы его могло немного успокоить. Не исключено, что окажется достаточным принять теплую ванну, немного послушать музыку, сходить вместе в гости к приятелю. Но может выясниться, что пора пригласить врача, увеличить дозу лекарств или обратиться в срочную психиатрическую помощь.

Больные в различной степени убеждены в истинности своего бреда и реальности галлюцинаций. Некоторые понимают, что это симптомы болезни,Больные в различной степени убеждены в истинности своего бреда и реальности галлюцинаций. Некоторые понимают, что это симптомы болезни, другие пытаются проверить их истинность и реальность, и тогда у вас появляется возможность объяснить, что их иллюзии всего лишь игра воображения. Но есть больные, которые полностью убеждены в реальности своих галлюцинаций. Они лелеют их, не хотят с ними расставаться и отчаянно защищают.

Во что бы то ни стало, избегайте споров об истинности и реальности бреда и галлюцинаций, потому что доказать все равно ничего не сможете. Если больной будет настаивать на этой теме, спокойно и уважительно отвечайте, что знаете о том, что для него это вполне реально, но у вас иная точка зрения.

Больные по-разному относятся к тому факту, что у них бывают бред или галлюцинации. Боясь насмешек, многие учатся скрывать их, притворяться или утверждают, что у них нет ничего подобного. Поэтому бывает нелегко определить, есть ли у человека эти симптомы. Но если вы уже точно знаете о чём-то подобном, тем важнее расположить к себе родственника, чтобы он не ждал от вас агрессии или насмешек и не стремился скрывать своё истинное состояние. Не противопоставляйте ему себя, сделайтесь соучастником близкого человека в его борьбе с собственным недугом, если сможете. Тогда вам гораздо легче будет распознавать проявляющиеся симптомы, купировать надвигающиеся приступы, контролировать течение болезни, т.е. вы сможете более эффективно и, главное, своевременно ему помочь. Выявление проблем на ранней стадии и недопущение обострения - это одна из основных ваших задач. Если не всегда удаётся - не отчаивайтесь.

РЕАГИРОВАНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ БОЛЬНОГО, СТРАДАЮЩЕГО БРЕДОМ

Не задавайте вопросы и не уточняйте детали бредовых утверждений. Не пытайтесь с помощью споров и убеждения вывести больного из бреда. Это не действует.

Не говорите больному, что его утверждения безумны, бредовы или неправильны, ЕСЛИ ТОЛЬКО он сам вас об этом не спросит. Но даже тогда отвечайте осторожно.

Видя, что родственник спокоен, выслушайте его с уважением, нейтрально и спокойно, а затем поступите по одному из следующих вариантов:

  1. Ответьте на одно из его небредовых замечаний.
  2. Уведите разговор от бредовой тематики.
  3. Определенно, но без назидательности, скажите, что хотели бы сменить тему.

Если больной будет настаивать, чтобы вы комментиррвали то, что он говорит в состоянии бреда, можшэ поступить следующим образом:

  1. Скажите, что не знаете, или уклонитесь от ответа.
  2. Признайте реальность, в которой находится больной, и, уважая его мнение не меньше, чем свое, честно объясните, что существуют различия между его и вашими мнением и восприятием.

Когда бред сопровождается сильными чувствами, следует:

  1. Признать и определить объект эмоций (страха, гнева, тревоги, печали) без ссылок на бред.
  2. Помочь справиться с чувствами, например, спросить: "Что мы можем вместе сделать, чтобы тебе стало спокойнее?"

Со временем придёт опыт, и вы научитесь распознавать признаки того, что в данный момент у вашего родственника галлюцинации или бред. Больной может глядеть в пространство, как бы следя за чем-то или прислушиваясь к чему-то, сам с собой разговаривать, или вдруг засмеяться без видимой причины. В это время лучше дать понять, что понимаете его ощущения, что он не одинок. Пусть он знает, что вы не беспокоитесь и не сердитесь, а только хотите помочь ему чувствовать себя как можно лучше. Но, безусловно, если галлюцинации и бред приведут к социально неприемлемому поведению (например, непрекращающимся крикам в середине ночи или истерике в общественном месте), то придется принять меры.

Часто бывает, что бред и галлюцинации начинаются очень мягко. Вначале человек слышит голос, нашептывающий его имя или что-то забавное. Но со временем голоса причиняют все больше беспокойств. Они оскорбляют, громко окликают по имени, заставляют делать вещи, опасные для самого больного или для других людей. Некоторые больные постепенно приспосабливаются к голосам, разговаривают с ними, огрызаются, просят, чтобы те оставили их в покое. Другие сосредоточиваются на какой-нибудь работе, отвлекаются. Третьи учатся не обращать на голоса внимания, игнорировать их, одерживать над ними верх. В тех случаях, когда симптомы становятся слишком серьезными, приходится увеличивать дозы антипсихотических лекарств, - конечно, по назначению врача. Людям, не имеющим специального медицинского образования, ни в коем случае нельзя делать это самостоятельно, на своё усмотрение, полагаясь на советы знакомых или исходя из личного опыта.

В разделах "Общение с больным, страдающим галлюцинациями" и "Реагирование на поведение больного, страдающего бредом", даются краткие рекомендации для случаев, когда у вашего близкого возможны подобные психотические симптомы.

Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением

При общении с такими больными рекомендации те же, что и в предыдущих двух случаях. Точно так же, как нет причин переживать, что вы не можете видеть то, что видит человек при галлюцинациях, не нужно расстраиваться, если не удается уловить смысл речи человека со спутанным мышлением. Просто примите, как факт, что его мышление работает не так, как ваше. Не стоит этого бояться, если только больной не слишком рассержен, не угрожает другим и достаточно управляем. Лучше проявите уважение и заботу.

Постарайтесь найти общую основу для ваших взаимоотношений. Можно затронуть проблему, которая его интересует или заняться вместе с ним чем-то, что ему нравиться делать (работа в саду, сорт, игра и т.п.). Можно сконцентрироваться на одной из его кажущихся бессвязными мыслей и попробовать ответить на неё - это иногда помогает попасть в эмоциональный тон. Если ваш собеседник выглядит довольным своими словами, то можете сказать, что рады его хорошему самочувствию. Если же он кажется испуганным, постарайтесь выяснить причину и помочь успокоиться.

Забота и внимание - это главное, что нужно от вас больному. Для этого может быть достаточно всего лишь немного времени проводить вместе, относиться к нему с уважением и обращать внимание на его проблемы. Рассматривайте это, как общение с человеком, говорящим на незнакомом языке - можно относиться к нему с теплотой и делиться заботами, не обязательно понимая каждое слово.

Способность психически больного человека ясно мыслить и выражать свои мысли может сильно меняться от одного дня к другому. Старайтесь наслаждаться общением в ясные периоды и ищите приёмы приспособиться к периодам спутанного мышления. Когда спутанность усиливается и сохраняется в течение нескольких дней, это может быть признаком начала рецидива, и тогда не мешает подумать вместе с больным и врачом, не увеличить ли на время дозу лекарств. Временами, несмотря на испытываемую неловкость, ваш родственник может пытаться установить с вами определенный контакт. Если вы сумеете пойти ему навстречу, близость между вами может очень помочь.

Как справиться с гневом психически больного человека.

Друзья и родственники обычно очень боятся гнева психически больных людей. Большинству из нас легче научиться иметь дело с иррациональным страхом, печалью, бредом и галлюцинациями, чем с иррациональным гневом. Сразу приходят на ум все эти мифы об агрессивных психотических убийцах.

Однако психически больные гораздо чаще "громко лают", чем "кусаются". Изложенные выше принципы в равной мере применимы и при общении с больным, склонным к гневу. Единственное различие в том, что необходимо оценить вероятность опасности или проявления насилия. Впрочем, если ваш родственник никогда не был склонен к насилию, то нет оснований думать, что он проявит его в данный момент.

Прежде всего, надо обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Если и вы, и больной рассержены или расстроены, то лучше разойтись, чтобы хотя бы ВЫ успокоились. Ситуацию легче взять в свои руки при условии спокойного и четкого поведения. Навыки общения, приобретают особое значение, когда эмоции нарастают. Больному надо, чтобы от вас исходила уверенность. Часто успокаивающий, уверенный голос дает возможность довольно быстро устранить переполняющие больного иррациональные чувства. Помните, что за внешним гневом обычно скрываются страх и обида.

При общении с больным важно даже само ваше физическое присутствие. Не надо устраивать около него толчею. Больной может выйти из себя, если ему кажется, что он загнан в угол или в ловушку. Поэтому бывает неплохо оставить ему свободным выход из комнаты или самому расположиться так, чтобы иметь возможность отойти, если эмоции слишком накалятся. Когда больной встревожен, избегайте всякого физического контакта с ним, если не вполне уверены, что прикосновение ему будет приятно.

Принимайте во внимание, что больной рассержен или встревожен. Будьте как можно внимательнее к причинам его тревоги, если они вам ясны. Не преуменьшайте и не игнорируйте переживания больного. Помогите ему сосредоточиться на том, что способно его успокоить. Самое главное - найти способ успокоить больного, а в более спокойный период займётесь причинами его гнева.

Всегда, даже во время приступа гнева, не упускайте из виду границы приемлемого поведения. Если больной угрожает, швыряется предметами, ломает вещи или кричит, нанося ущерб и беспокоя соседей, ему необходимо спокойно, но твердо сделать замечание. Например, сказать ему, что если он не прекратит, то вы уйдёте из дома

Если ситуация настолько накаляется, что возникает угроза насилия, то одним из вариантов может быть обращение в полицию..

Вызвать полицию при конфликте с другом или близким человеком всегда очень нелегко. Но при серьезном психическом заболевании такой выход из положения приходится учитывать. Оперативность и характер реакции полиции будет зависеть от того, как они оценят вашу ситуацию, и насколько они в это время заняты. В малых городах полиция охотнее и быстрее приезжает по таким вызовам, чем в крупных городах с более высоким уровнем преступности.

  1. будьте как можно спокойнее, говорите медленно и четко;
  2. сохраняйте контроль над ситуацией: скройте свой страх, так как он может только обострить положение, или скажите родственнику, что его гнев вас пугает;
  3. не приближайтесь и не прикасайтесь к больному, если он сам об этом не пбпросит или не разрешит;
  4. оставьте ему возможность удалиться;
  5. не уступайте всем требованиям больного, ясно осознавая пределы возможного и последствия;
  6. постарайтесь выяснить, насколько гнев иррационален и поэтому является симптомом болезни, и нет ли под ним реального основания, которое надо учесть;
  7. не спорьте об иррациональных идеях;
  8. признайте серьезность переживаний вашего родственника и выразите желание его понять;
  9. помогите ему решить, как поступать в дальнейшем;
  10. защитите себя и других от возможных нападений, так как взрывы гнева не всегда удается предотвратить или остановить;

Если гневливость - естественное состояние вашего близкого человека и он бывает время от времени подвержен её приступам, то подождите, пока очередной приступ гнева пройдет, больной успокоится и сможет снова овладеть своими эмоциями. С этой целью:

  1. Ведите себя в этот период четко и поменьше досаждайте больному, чтобы не вызвать лишнего раздражения и тем самым не спровоцировать взрыв.
  2. Используйте такие способы выплеснуть энергию, как физические упражнения (например, нанесение ударов но боксерской подушке) или пронзительные крики в уединенном месте.
  3. Выходите на время из ситуации или делайте перерыв, чтобы заполнить журнал или посчитать про себя.
  4. Давайте больному дополнительную дозу лекарств, если они прописаны.

Хотя вмешательство полиции неприятно, однако это может быть лучшим способом овладеть ситуацией и обеспечить всем безопасность. Обычно в таких случаях больного направляют туда, где ему обеспечивают надлежащее врачебное наблюдение и неотложную медицинскую помощь.

  • Бред (лат. Delirio) часто определяют как расстройство мышления с возникновением не соответствующих реальности болезненных представлений, рассуждений и выводов, в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Эту триаду сформулировал в 1913 году К. Т. Ясперс, при этом он подчёркивал, что данные признаки являются поверхностными, не отражают сущности бредового расстройства и не определяют, но лишь предполагают наличие бреда. Бред возникает только на патологической основе. Традиционным для русской школы психиатрии является такое определение:

    Другое определение бреда дает Г. В. Груле: «установление связи отношения без основания», то есть не поддающееся коррекции установление отношений между событиями без должной на то основы.

    В рамках медицины бред рассматривается в психиатрии и в общей психопатологии. Наряду с галлюцинациями бред входит в группу так называмых «психопродуктивных симптомов».

    Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть одной из сфер психики, при этом - симптом поражения головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только методами, влияющими непосредственно на головной мозг, то есть психофармакотерапией (например, антипсихотиками) и биологическими методами - электро- и лекарственным шоком, инсулиновыми, атропиновыми комами. Последние способы особенно эффективны при воздействии на резидуальный и инкапсулированный бред.

    Знаменитый исследователь шизофрении Э. Блейлер отмечал, что бред всегда:

    Эгоцентричен, то есть имеет существенное значение для личности больного; и

    Имеет яркую аффективную окраску, так как создается на почве внутренней потребности («потребности бреда» по Э. Крепелину), а внутренние потребности могут быть только аффективными.

    Согласно исследованиям, проведенным ещё В. Гризингером в XIX веке, в общих чертах бред по механизму развития не имеет выраженных культурологических, национальных и исторических особенностей. В то же время возможен культуральный патоморфоз бреда: если в Средневековье преобладали бредовые идеи, связанные с одержимостью, магией, приворотом, то в наше время часто встречается бред воздействия «телепатией», «биотоками» или «радаром».

    В разговорном языке понятие «бред» имеет отличное от психиатрического значение, что приводит к некорректному с научной точки зрения его использованию. Например, бредом в быту называют бессознательное состояние больного, сопровождающееся бессвязной, бессмысленной речью, которое возникает у соматических больных с повышенной температурой тела (например, при инфекционных заболеваниях). С клинической точки зрения это[уточнить] явление следует называть «аменция». В отличие от бреда, это качественное расстройство сознания, а не мышления. Также в быту бредом ошибочно называют другие психические нарушения, например, галлюцинации. В переносном значении бредом считаются любые бессмысленные и несвязные идеи, что также не всегда правильно, так они могут не отвечать бредовой триаде и являться заблуждениями психически здорового человека.

Бредовые идеи - ложные, ошибочные суждения, возникающие на патологической основе, овладевают всем сознанием больного, не поддаются логической коррекции, несмотря на явное противоречие с действительностью.

Классификация бредовых идей: А. по содержанию (фабуле бреда) 1. Бредовые идеи преследования (преследования, воздействия, инсценировки, сутяжничества, отравления, ущерба, ревности) 2. Бредовые идеи величия (реформаторства, богатства, любовного очарования, высокого происхождения, изобретательства) 3. Бредовых идеи самоуничижения (виновности, обнищания, греховности, дисморфомания, ипохондрический бред)

По фабуле, т.е. по основному содержанию бредовой концепции (системе патологических умозаключений) в соответствии с классификацией немецкого психиатра В. Гризингера выделяют три вида бреда: преследования (персекуторный) депрессивный и величия. Каждый из этих видов бреда включает множество различных клинических вариантов.

1) Бред персекуторный : собственно преследования, отравления, материального ущерба, ревности, воздействия, отношения, колдовства (порчи), овладения. Последние три понятия (естественно, и некоторые другие их варианты, что связано с конкретными этнокультуральными особенностями больного) составляют так называемые архаические формы бреда, содержание которых непосредственно вытекает из бытующих в обществе представлений.

Бредовые идеи преследования особенно на стадии их возникновения часто сопровождаются тревогой, страхом, нередко выступают, как определяющий фактор поведения больного, что может обуславливать его опасность для окружающих и могут требовать неотложную госпитализацию в недобровольном порядке. Опасность усиливается, когда причиняемое, по мнению больного, «зло» находит конкретного носителя из ближайшего окружения.

2) Депрессивный бред может встречаться в следующих клинических вариантах: самообвинения, самоуничижения, греховности, злого могущества, ипохондрический, дисморфоманический, нигилистический. Каждый из этих вариантов может иметь свои особенности и фабулу. Однако все они существуют на фоне сниженного настроения. Диагностическую значимость здесь имеет установление последовательности появления психопатологических феноменов: что является первичным – бредовые идей соответствующего содержания или депрессивное настроение.

Депрессивные идеи могут определять поведение больных и, соответственно, приводить к общественной опасности больного (в первую очередь для самого себя, т.к. возможны покушения на самоубийство).

Наиболее интенсивный и сложный по содержанию депрессивный бред возникает при затяжных тревожных депрессиях. В этих случаях часто развивается бред Котара. Бред Котара характеризуется фантастическими идеями отрицания или громадности. При наличии идей отрицания больной сообщает об отсутствии у него моральных, интеллектуальных, физических качеств (нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности чувствовать). При наличии соматопсихической деперсонализации часто больные жалуются на отсутствие желудка, кишечника, легких, сердца и. т. д. Могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов (высох мозг, атрофировался кишечник). Идеи отрицания физического «Я» называют нигилистическим бредом. Отрицание может распространяться на различные понятия внешнего мира (мир мертв, планета остыла, нет звезд, веков).

Часто при бреде Котара больные обвиняют себя во всевозможных свершившихся или грядущих мировых катаклизмах (бред отрицательного могущества) или высказывают идеи о вечных мучениях и невозможности умереть (бред мучительного бессмертия).

3) Бредовые идеи величия всегда отмечаются на фоне повышенной самооценки больного и включают следующие клинические варианты: бред изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, богатства. Сюда же относятся и, так называемый любовный бред (любовного очарования) и нелепый, протекающий, как правило, на фоне выраженного слабоумия, мегаломанический бред величия. При этом высказывания больного о своих необыкновенных способностях, положении или деятельности приобретают грандиозный размах, а их неадекватность бросается в глаза любому человеку («я управляю земным шаром и всеми Богами вселенной»). Идеи величия чаще всего характерны для более поздних стадий психического заболевания или для тяжелых, быстро прогрессирующих и приводящих к слабоумию органических поражений головного мозга.

По степени завершенности системы бредовых умозаключений (патологической системы доказательств) бред принято разделять на систематизированный и несистематизированный (отрывочный).

Для систематизированного бреда характерна обширная система доказательств, «подтверждающих» лежащую в основе патологических идей фабулу. Все приводимые больным факты взаимосвязаны и имеют однозначную трактовку. По мере прогрессирования болезни все большее число явлений действительности включаются в бредовую систему, а сам процесс мышления становится все более детализированным при безусловной сохранности основной болезненной идеи. При наличии выраженной систематизации бреда следует предполагать более длительный, хронический характер психического расстройства. Для острых состояний чаще характерен несистематизированный бред. Этот же бред может отмечаться и при быстро прогрессирующих органических поражениях головного мозга, когда вместе с распадом психики (формированием слабоумия) распадается и ранее стройная система бредовых построений.

Бред принято также разделять на так называемый первичный и вторичный (хотя, по мнению различных исследователей, это деление носит условный характер).

При первичном бреде бредовые построения больного в первую очередь определяются расстройством сферы мышления, приводящим к неадекватной интерпретации реально существующих явлений (отсюда другое название этого бреда - интерпретативный).

Вторичный бред возникает на основе имеющихся нарушений других сфер психической деятельности при наличии других психопатологических феноменов (галлюцинаций, аффективных нарушений, расстройств памяти и проч.).

По механизмам возникновения могут быть выделены следующие виды бреда: кататимный, голотимный, индуцированный, резидуальный, конфабуляторный.

Кататимный бред строится на основе эмоционально окрашенного комплекса доминирующих (в отдельных случаях, сверхценных) идей и представлений.

В основе голотимного бреда (по Е.Блейлеру) лежат изменения в эмоциональной сфере, содержание бредовых идей соответствует здесь измененному настроению (бред любовного очарования при повышении настроения в маниакальном состоянии и как контраст-бред самообвинения при депрессии).

При индуцированном бреде происходит своеобразное заражение, передача имеющегося у первично заболевшего лица (индуктора) бредовых переживаний лицу, ранее не обнаруживающему признаков психического расстройства.

В отдельных случаях содержание бредовых идей у близко общающихся (а чаще проживающих совместно) людей может иметь далеко идущее сходство, несмотря на то, что каждый из них страдает самостоятельным психическим расстройством различного генеза. Подобный бред (самого различного содержания) принято называть конформным, вкладывая в это понятие только совпадение основной фабулы бредовых построений при возможности определенного расхождения конкретных высказываний каждого из заболевших.

Резидуальный бред (по Нейссеру) возникает после перенесенного состояния нарушенного сознания и строится на основе связанных с этим расстройств памяти (типа «островковых воспоминаний») при отсутствии какой- либо связи с реально происходящими после исчезновения острого состояния реальных явлений действительности.

При конфабуляторном бреде содержание бредовых построений определяется ложными воспоминаниями, носящими, как правило, фантастический характер.

Бред может быть также охарактеризован с точки зрения стадий его развития:

бредовое настроение- переживание окружающего мира с чувством его измененности и своеобразного ожидания предстоящих грандиозных событий типа надвигающейся беды;

бредовое восприятие - начинающееся бредовое истолкование отдельных явлений окружающего мира наряду с усилением тревоги;

бредовое толкование - бредовое объяснение воспринимаемых явлений действительности;

кристаллизация бреда - завершение построения различной степени сложности и «логической» последовательности системы бредовых умозаключений;

обратное развитие бреда - появление критики к отдельным бредовым построениям или бредовой системе в целом.

Бредовые синдромы: А. Паранояльный синдром: представлен систематизированным интерпретативным (первичным) бредом, не сопровождается галлюцинациями или расстройствами настроения, обычно монотематический (например, реформаторства, изобретательства, ревности, кверулянства и пр.) Б. Параноидный синдром: Представлен вторичным чувственным бредом. Бред возникает на фоне аффекта тревоги, страха, депрессии, галлюцинаций, психических автоматизмов, кататонических расстройств. Поэтому в зависимости от преобладающих в клинической картине расстройств, говорят о: Параноидном синдроме Галлюцинаторно-параноидном синдроме Депрессивно-параноидном синдроме Синдроме психических автоматизмов Кандинского-Клерамбо и пр. В. Парафренный синдром: представлен всеми проявлениями с-ма Кандинского-Клерамбо (бред преследования и воздействия, псевдогаллюцинации, психические автоматизмы) + Мегаломанический бред (фантастический бред величия) При шизофрении с годами часто отмечается смена бредовых синдромов (динамика): паранояльный -> параноидный -> парафренный.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

Бредовое расстройство выражается в наличии у человека стойких убеждений, которые в действительности являются абсолютно ошибочными, но для него самого полностью правдоподобными, чем и объясняется его искренняя вера в них. Иметь бредовое расстройство – не то же самое, что болеть шизофренией (с чем его часто путают). Бредовое расстройство отличается тем, что при нем у человека возникают и длятся месяц и более ошибочные убеждения и верования, полностью для него нормальные; в остальном же поведение человека абсолютно здоровое.


Руководство по диагностике и статистике психических расстройств выделяет 6 типов бредового расстройства: эротомания, мания величия (бред грандиозности), бред ревности, бред преследования, ипохондрический бред и смешанный тип. Каждый из этих видов подробно разъяснен в этой статье, чтобы вам было легче опознать тот или иной тип. В процессе знакомства с этим расстройством помните о том, что наш разум – невероятная сила, способная обретать формы самых странных фантазий, которые могут казаться нам абсолютно реальными.

Шаги

  1. Отмечайте признаки эротомании. Эротомания характеризуется убежденностью в том, что в индивидуума кто-то влюблен. Особенно распространена ситуация, когда страдающий данным расстройством верит в то, что в него влюблена какая-то знаменитость, вопреки тому, что знаменитость эта даже не в силах узнать лица человека, а то и вовсе с ним незнакома! Признаки того, что человек страдает эротоманией, включают:

    • Простой жест, улыбка или доброе слово превращается в убежденность в том, что человек в тайне любит страдающего эротоманией. Невинный жест может интерпретироваться как признак скрытой любви или попытки романтического сближения, исходящей от того, что этот жест сделал.
    • Потребность интерпретировать особенные "знаки" о том, что человек, с которым общается страдающий бредовым расстройством, хочет быть вместе с ним.
    • Побег от социальной жизни и времяпрепровождения с людьми. Вместо этого страдающий проводит время в фантазиях, представляя, как объект его любви делает то, что подтверждает его грезы. Например, человек может набрать все фильмы любимой кинозвезды, сидеть дома и пересматривать их снова и снова, чтобы каким-то образом воплотить свою любовь в жизнь – и все это вместо того, чтобы выйти на улицу и жить реальной жизнью.
    • Страдающий этим расстройством может слать сообщения или подарки объекту своей эротомании. Он может даже начать преследовать этого человека.
  2. Понаблюдайте за людьми с настойчивым чувством грандиозности (бред величия). Этот тип часто обладает весьма эгоистичным характером. День за днем они живут с убеждением, будто они – непризнанные гении с особенными способностями, которые общество пока что просто не признало. Признаки того, что человек страдает от бреда величия, включают:

    • Человек может верить в то, что обладает нераскрытым или особенным талантом/способностью; человек может считать, что сделал удивительные открытия, которых другие просто не понимают.
    • Человек верит в то, что может спасти мир с помощью простых, безобидных повторяющихся действий. Такие люди обладают нереалистичным взглядом на степень своего влияния на происходящее и окружающий мир в целом.
    • Человек верит в то, состоит в отношениях с какой-нибудь важной знаменитостью (королем, принцем, президентом, звездой, мифическими или сверхъестественными существами). В их сознании они искренне верят в то, что эти отношения существуют в реальности. Идеальным примером может служить человек, сидящий возле телефона в ожидании звонка от Элвиса Пресли или другой рок-звезды; или тот, который верит, что с ним напрямую говорит Господь.
  3. В качестве признаков возможного расстройства воспринимайте не умеренные проявления, а сильные, интенсивные вспышки ревности. Большинство людей страдают от ревности время от времени, чувство ревности длится недолго и скоро замещается рационализацией, позволяющий жить дальше. Однако у страдающего от ревности в рамках бредового расстройства и интенсивность и длительность выходят за рамки. Такие проявления включают:

    • Человек убежден в том, что его супруг, любовник или партнер поступает по отношению к нему нечестно или изменяет ему. Даже если в этом направлении нет абсолютно никаких доказательств, такие люди никогда не успокаиваются. Они мыслят таким образом, что их решение изменить невозможно.
    • Страдающий бредовым расстройством может пройти невероятно долгий путь чтобы доказать, что у него есть причины для ревности. Часто это выражается в слежке за партнером или организации частного расследования.
  4. Знайте и о тех, кто страдает бредом преследования. В определенных жизненных ситуациях недоверчивость – необходимое средство для того, чтобы не быть использованными людьми, желающими навредить нам. Однако большую часть времени наш радар доверия говорит нам о том, что большинство людей хорошие, и что с помощью доверия мы можем сделать отношения с ними лучше и полнее. Для тех, кто страдает бредом преследования, доверие к другим почти невозможно в любое время, в любой ситуации. Этот тип считает, что определенная группа людей охотится за ним, каким бы ошибочным это убеждение не казалось. Некоторые признаки расстройства включают:

    • Страдающий бредом преследования убежден, что окружающие состоят в заговоре против него. Такой человек постоянно подозревает окружающих и пристально следит за ними.
    • Высокий уровень недоверия к остальным весьма очевиден, и выходит за рамки обычной осторожности. Идеальным примером такого расстройства будет человек, который постоянно думает о том, что разговоры окружающих между собой касаются чего-то негативного по отношению к нему.
    • Страдающий верит в то, что другие хотят причинить ему вред, подорвать авторитет или даже уничтожить каким-либо образом. Иногда эти фантазии могут вести к тому, что страдающий данным расстройством человек физически набрасывается на предполагаемых заговорщиков, – это делает его потенциально жестоким и опасным.
  5. Помогите страдающим бредовым расстройством людям получить профессиональную помощь. Этот человек может быть членом вашей семьи, коллегой по работе или членом местной спортивной команды. Очень важно обнаружить бредовое расстройство до того, как оно разрушит жизнь многих людей, – бредовое расстройство в целом отдаляет страдающего им от окружающих людей, из-за него он теряет работу, друзей и даже семейные связи. И дело не только в заботе о самом человеке, – вы должны помочь ему также и для того, чтобы предотвратить вред, который может быть причинен им другим людям (бредовое расстройство может провоцировать жестокость, преследование, агрессивное поведение и т. д.). Чем раньше вы поможете человеку получить необходимую помощь, тем лучше, – чем дольше расстройство остается без лечения, тем выше вероятность того, что пострадают окружающие (и сам больной).

    • Имейте в виду, что бредовые больные редко обращаются за психологической помощью по своей инициативе. Не забывайте – они верят в то, что говорит им их разум; они искренне верят в то, что их фантазии реальны .
    • Примите необходимые превентивные меры, чтобы обезопасить страдающего от актов самоповреждения, жестокости, насилия и пренебрежения по отношению к самому себе или окружающих.
    • Если вы напрямую ответственны за этого человека, поговорите с его семьей, друзьями или другими людьми, с которыми он живет. Они могут нуждаться в дополнительных знаниях и более глубоком понимании ситуации.
    • Если вы находитесь в уязвимой позиции по отношению к страдающему бредовым расстройством, найдите кого-то, кто поможет вам уйти от опасности. Если вы подвергаетесь атаке или опасной конфронтации со страдающим, не колеблясь звоните в полицию – ваша безопасность стоит на первом месте. После того как вы окажетесь в безопасности, человеку будет оказана необходимая помощь.
  6. Вам стоит понимать, что если вы отвечаете за кого-то, кто страдает бредовым расстройством, будут периоды госпитализации. Это значит, что вы и члены вашей семьи должны подумать о создании таких условий, в которых человек получал бы всю необходимую заботу о своей жизни, а семья и друзья разделили бы между собой обязательства и дела страдающего на весь период его пребывания в больнице.

    • Считается, что бредовое расстройство более распространено среди слоев с низким социальным и экономическим уровнем благополучия; среди тех, у кого в семейной истории была шизофрения (не забывайте, что это другое расстройство), кто страдает от постоянного стресса или какими-либо заболеваниями головного мозга. Потеря слуха (или его недостаток) также иногда становится причиной.
    • Ослабление стресса также является важной частью помощи человеку, страдающему бредовым расстройством; очень важно выполнять обычные предписания относительно здорового питания, регулярных физических упражнений и нормального сна. Это даст определенную надежду на будущее; если человек не трудоустроен, найдите для него что-то продуктивное, чем он мог бы заниматься в жизни. Он может заниматься продажей вещей из дома через сайт eBay, писать, изготавливать произведения искусства, создавать полезные предметы для дома из дерева или металла, заниматься волонтерской деятельностью и т. д.
    • Осведомленность позволит вам понимать, когда нужно обращаться за помощью, если ситуация выходит из-под контроля. Обычно речь идет об осведомленности семьи и друзей, поскольку сам человек редко когда способен отдавать себе отчет в том, что пребывает в состоянии бреда.
    • Диагноз бредового расстройства обычно ставится лишь в том случае, когда эпизоды длятся месяц и более, возникают неоднократно и на длительном промежутке жизни человека.
    • Бредовое расстройство может быть нейтрализовано с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии и определенных антипсихотических препаратов.
    • Иногда грандиозность и стремление к величию соответствуют амбициозным целям. "Я написал 5 рассказов и получил от агента заказ на полный роман " может быть абсолютной правдой. Даже "Я уверен, это станет бестселлером" может быть просто оптимизмом. Бред грандиозности – верить в то, что издатель предложит многомиллионный контракт после первого же прочтенного предложения.
    • Определенные личностные типы имеют более высокую склонность к бредовым расстройствам.
    • Иногда паранойя сопровождает бредовое расстройство. Все зависит от степени тяжести реакции индивидуума. Паранойя не может и не должна рассматриваться как бредовое расстройство.

По поводу классификации бреда существует очень много противоречивых суждений и связанных с ними споров. Указанные противоречивые суждения и споры обусловлены двумя обстоятельствами:

  • во-первых, предпринимается безнадежная попытка свести все многообразие бредовых феноменов в единую классификационную схему, учитывающую и сочетающую такие разные характеристики, как состояние сознания, предпочтительно интеллектуальное или чувственное расстройство, механизм бредообразования, структура бредового синдрома, тема и фабула бредового переживания, темп возникновения и развития бреда,его стадии, периоды, фазы, этапы;
  • во-вторых, для наименования классификационных групп используется множество обозначений, в которые авторы нередко вкладывают различное содержание. Среди таких обозначений наиболее часто встречаются формы, виды, типы, классы, категории, варианты бреда и др.

Разнообразие механизмов бредообразования, полиморфность проявлений (клиники) бредовых
феноменов, а также отсутствие достоверного понимания анатомо-физиологических и энергетических основ мыслительного процесса и его расстройств крайне затрудняют обоснованную систематику этих расстройств.

Наряду с критериями клинической оценки признаков бредового синдрома, названными нами параметрами бреда, существенную роль при разработке принципов систематизации бредовых идей играет оценка ряда «клинических характеристик ». На указанных «клинических характеристиках» необходимо вкратце остановиться.

Проявление, тема и содержание бредовых переживаний . Проявления бреда следует рассматривать как наиболее характерное, непосредственное отражение личности, интеллекта, характера, конституции больного. Одни авторы, проводя клинический анализ бредовых переживаний, оценивают бред как самостоятельный, изолированный, непостижимый психопатологический феномен, а другие «растворяют» бред в иных психопатологических образованиях. Любые бредовые переживания, бредовые идеи могут проявляться в виде бредовой тенденции, бредовых высказываний, бредового поведения.

Бредовые тенденции, составляя «доминанту психики», определяют все «умственные» и практические устремления больного: направленность его эмоциональных и аффективных установок, ассоциаций, суждений, умозаключений, т. е. всей интеллектуальной, мыслительной деятельности.

Бредовые высказывания в одних случаях адекватны бредовым переживаниям и отражают их сущность, в других они соответствуют бредовым интеллектуальным «разработкам», не отражая непосредственно элементы бредовых умозаключений, наконец, в третьих случаях высказывания больного отражают бредовые переживания не прямолинейно, а косвенно, что выявляется, например, при включении в эти высказывания неологизмов, имеющих непонятный для окружающих смысл.

Различия форм проявления бреда обусловлены сущностью и особенностями соотношения (в отдельных случаях взаимоотношения) «бредового Я» больного с его преморбидным «Я» или сохранными элементами психического статуса; субъективными жизненными установками, намерениями, планами; объективным миром вообще, объективным окружением, конкретными людьми. Неизменность «патологических условий», лежащих в основе болезни, по мнению И. А. Сикорского, обусловливает стереотипность, «шаблонность» бредовых тенденций и суждений больных.

Поведение больных в значительной степени предопределяется тематикой, направленностью и содержанием бредовых идей. Однако прямое влияние на их поведение оказывают и такие взаимосвязанные факторы, как актуальность бредовых переживаний, их аффективная «насыщенность», конституциональные и характерологические особенности личности больного, манера его взаимоотношения с окружающими, преморбидный жизненный опыт.

Многообразие возможных видов бредового поведения больных достаточно хорошо иллюстрируют материалы Г. Губера и Г. Гросса (1977), наблюдавших различные варианты реакций и действий больных шизофренией. К таким вариантам они относят:

  • при бреде преследования-защиту и самооборону, вербальный диалог с «преследователями», поиск защиты у других, бегство, изменение места жительства, угрожающие предупреждения «преследователям», преследование «преследователей», попытки агрессии, суицидальные попытки, информирование окружающих о «преследователях», паническую реакцию в связи с предполагаемой опасностью для жизни, уничтожение, возможно, компрометирующих документов, опасение отравления и отказ от приема пищи, лекарств;
  • при ипохондрическом бреде - самозащиту от неправильного лечения, сомнения в компетентности врачей и сестер, активное знакомство с популярной и научно-медицинской литературой, обвинение врачей в «сокрытии диагноза» ради «спасения чести мундира», суицидальные попытки из-за страха перед будущей судьбой, которая связана с определенной болезнью;
  • при бреде величия - действенное желание убедить окружающих в своей значимости, требование признания и поддержки, стремление к участию в общественной жизни в значимой роли, требование преклонения и повиновения, разделение окружающих на «сторонников» и «противников», агрессивные поступки по отношению к «противникам», вмешательство в чужие проблемы с целью чьей-либо защиты или обвинения, обиду на «сторонников» из-за их недостаточной «преданности», попытки присвоения имущества и власти других (считают, что то и другое принадлежит им), отказ от профессии, должности, элементов работы как недостойных собственной личности и т. д.

Любой бред независимо от его формы, структуры, синдро-мологической, нозологической принадлежности, содержания может быть моно- и полисюжетным, правдоподобным и фантастическим, обыденным и гиперболическим, последовательным (связным) и отрывочным, гипер- и гипотимным, понятным по смыслу и непонятным.

По методическим соображениям целесообразно различать общую идею, или фабулу , бреда, его тематическое оформление и конкретное содержание. При этом под фабулой бреда понимают совокупость суждений, выражающих основную концепцию бреда, т. е. направленность общего бредового умозаключения. Эта «направленность» влияет на более узкое бредовое суждение в виде темы бреда, но не предопределяет его конкретное содержание.

Основная сущность бреда, его фабула, может, например, заключаться в идее преследования без сколько-нибудь определенного сюжета: это наличие врагов, противников, какой-то силы, цель которых - причинить вред больному. Бредовое суждение, тема нередко сужается до мысли о том, что целью «преследователей» является уничтожение больного. Эта мысль иногда составляет конкретное содержание, включающее не только причины враждебного отношения к больному, но также уточнение способа реализации этого отношения, например, убийство путем отравления с целью избавить от него жену и ее любовника.

Так, основную фабулу бредовых переживаний находящегося под нашим наблюдением больного П. составляет появившаяся 2 года назад пессимистическая идея о том, что его будущее предопределено «плохим состоянием здоровья». Сначала эта идея имела характер «бредового предположения» о наличии неизлечимой болезни без ее конкретизации. Затем возникла твердая уверенность в том, что эта болезнь - сифилис мозга. Знакомство не только с популярной, но и со специальной литературой «позволило» больному сконструировать все содержание бреда, он «догадался», от кого заразился сифилисом, и понял, что болезнь приведет к прогрессивному параличу, а затем- к смерти, причем болезнь эта не только безнадежная, но и позорная.

Многочисленные наблюдения, включая собственные, позволяют прийти к выводу о том, что характер возникновения и развития бредового психического заболевания, не сопровождающегося помрачением сознания, а также многие другие сопутствующие факторы в известной степени предопределяют фабулу бреда и опосредованно, в процессе развития болезни,- его тему. В то же время конкретное содержание бреда чаще всего не зависит от патогенетических свойств данного психического заболевания и может быть вызвано случайными факторами (чей-то рассказ, случайно увиденный плакат, телевизионная передача, кинокартина и др.).

Несколько иначе формируются фабула, тема и содержание бреда, возникающего при помраченном сознании. В этом случае наблюдается «слияние» понятий фабула, тема и содержание бреда, целиком зависящих от природы и формы помрачения сознания.

Наличие определенной зависимости содержания бреда от внешних обстоятельств подтверждается тем, что в одну и ту же историческую эпоху, знаменующуюся одними и теми же событиями, отмечается известное сходство содержания бредовых переживаний психически больных независимо от этнического своеобразия и особенностей страны, в которой проживают эти больные. Так, например, после взрыва атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки, запуска первого управляемого искусственного спутника Земли в психиатрических клиниках различных государств, находящихся в разных частях света, появились «изобретатели» атомных бомб, «космонавты», летавшие на Луну, Марс и т. п.

Данные литературы и собственные наблюдения позволяют согласиться с высказываниями ряда исследователей, считающих, что на содержание бреда, кроме событий личностного и общественного характера, в равной степени влияют разнообразные факторы .

К таким факторам, например, относят:

  • конституциональные свойства личности, преморбидные и актуальные интероцептивные ощущения, воздействующие «через сознание на размышления о причине болезненных ощущений»;
  • уровень культуры, образования, профессия, жизненный опыт, настроение, степень аффективной устойчивости, психогенные факторы, при которых даже «малые психогении» подходят к содержанию бредовых переживаний, «как ключ к замку»;
  • подсознательные и бессознательные ассоциации, апперцепции, идеи, из-за которых часто не удается установить мотивы, предопределившие содержание бреда, так как эти мотивы не осознаются самим больным, «скрыты» от него.

Синдромологические или нозологические особенности фабулы бреда выявляются не всегда. В одних случаях содержание бреда не зависит от формы психического заболевания, в других- типично для тех или иных нозологических форм, в третьих- сливаясь с некоторыми симптомами болезни (помрачение сознания, слабоумие и др.), может оказаться специфичным для конкретного психоза. Например, для прогрессивного паралича можно признать специфичным бред величия и богатства в сочетании со слабоумием, для алкогольного делирия - помрачение сознания с бредом преследования и переживанием непосредственной угрозы собственной жизни, для психозов позднего возраста - нигилистический бред Котара, убежденность в гибели вселенной, разрушении внутренних органов в сочетании со слабоумием большей или меньшей степени выраженности.

Неспецифичны, но достаточно типичны:

  • для хронического алкогольного психоза - бред ревности;
  • для эпилептического психоза- религиозный бред, отличающийся конкретностью, относительным постоянством, ограниченностью сюжета, практической направленностью;
  • для шизофрении - ипохондрический бред с идеями предстоящих физических страданий и смерти и т. д.

К изложенному выше можно добавить, что, по мнению И. Я. Завилянского и В. М. Блейхера (1979),

«характерными бредовыми феноменами» можно считать: для шизофрении - бред преследования, воздействия, отравления, гипнотического влияния; для циркулярной депрессии-идеи самообвинения; для возрастных психозов - бред ущерба, обкрадывания.

Некоторые авторы отмечают зависимость «направленности » темы, содержания бреда не только от формы психического заболевания, но также от этапа, периода, структуры болезни. Б. И. Шестаков (1975) полагает, что при поздно начавшемся шизофреническом процессе его первый длительный паранойяльный период характеризуется идеями отношения и значения («бред оценки» по Сербскому). В дальнейшем развивается бред преследования, непосредственной опасности с «разрыхлением» бредовой системы в парафренном периоде и влиянием на бредовую структуру разорванности мышления. А. В. Снежневский (1983) отмечает интеллектуальное, последовательно систематизированное содержание при первичной и образное - при вторичной чувственной формах бреда. Б. Д. Златан (1989), ссылаясь на «мнение многих авторов», признает характерным для шизофренического бреда оторванность его содержания от реальной действительности в отличие от экзогенного бреда, содержание которого непосредственно связано с окружающей реальностью.

К изложенному выше следует добавить суждение Е. Блейлера (1920), считающего типичными для шизофрении «несамостоятельные» бредовые идеи, которые являются прямым следствием ранее возникших идей («он сын графа, значит, его родители не настоящие»). Мы назвали бы такое содержание бреда «опосредованным», «паралогичным».

При определении параметров бреда уже было отмечено, что по степени реалистичности содержания бредовые идеи можно разделить на три категории: нереалистичные вообще, абсурдные, нелепые; нереалистичные для данного больного и данной ситуации, но в принципе правдоподобные; реальные для данного больного, правдоподобные, но по содержанию не соответствующие действительности.

По поводу случайности или закономерности содержания бреда существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Одни авторы, например А. Б. Смулевич, М. Г. Ширина (1972), полагают, что содержание бреда можно рассматривать как следствие прогредиентной динамики психопатологических нарушений, т. е. бред - это «психическое образование», неотделимое от психического процесса, составляющего результат патологической деятельности мозга, а следовательно, содержание бреда детерминировано деятельностью мозга и его нельзя рассматривать как случайное, независимое от этой деятельности явление. Другие психиатры, считая возникновение бреда закономерным следствием развития данного психического заболевания, полагают, что содержание бреда может быть случайным. Эту мысль «всего» 140 лет назад высказал П. П. Малиновский, отметивший, что «...в помешательстве бред есть выражение сущности болезни, но предмет бреда, по большей части, есть обстоятельство случайное, зависящее от игры воображения больного или от наружных впечатлений».

Мы склонны присоединиться к точке зрения П. П. Малиновского, но при этом должны внести некоторое уточнение: возникновение бредовых переживаний всегда - закономерный результат развития прогредиентно текущего психического заболевания, один из этапов психопатологического процесса, следствием которого оказывается также основное идейное направление бреда, основная его форма - идея «преследования», «величия», «ипохондрическая» и др. Однако сюжетное оформление, конкретное содержание, детали бреда могут быть случайными.

Наличие типичного, или специфичного, для некоторых психозов содержания бреда не исключает возможность возникновения близких по фабуле бредовых идей при разных психических заболеваниях. Это обстоятельство не дает оснований для категорического отрицания диагностического значения содержания бреда во всех случаях [Смулевич А. Б., Щирина М. Г., 1972]. При этом, естественно, не следует смешивать понятия «содержание» и «структура» бреда.

Зависимость содержания бреда от пола и возраста . Достоверных, полученных на репрезентативном материале сведений о частоте различных форм бреда раздельно у мужчин и женщин нам найти не удалось. Однако принято считать, что бред ущерба и любовный бред чаще наблюдается у женщин, а бред ревности -у мужчин. По мнению Г. Губера и Г. Гросса (1977), бред виновности и совершенного преступления, влюбленности и ревности, предстоящей смерти «от руки близких», «обнищания и обкрадывания», «высокого происхождения» чаще встречается у женщин; ипохондрический бред и бред «запоздалых действий» более характерен для мужчин. Независимо от пола «способность к бредообразованию» с возрастом увеличивается [Гуревич М. О., Серейский М. Я., 1937], но при нарастании атеросклеротического или сенильного слабоумия - уменьшается.

Г. Е. Сухарева (1955) отмечает, что в детском возрасте бредовые идеи встречаются крайне редко и проявляются в виде неоформленного чувства опасности. Изредка наблюдаемые у детей «нелепые высказывания» непоследовательны, не связаны между собой, не похожи на бредовые идеи в полном смысле этого слова. Иногда такие высказывания, близкие по форме к бредовым, носят игровой характер, содержат мысли о перевоплощении в животных или возникают в процессе «бредоподобного фантазирования». Бредовые построения, отражающие жизненный опыт, требующие способности к абстрагированию и интеллектуальному творчеству, в детском возрасте не встречаются. Г. Е. Сухарева подчеркивает, что бредовые идеи у маленьких детей чаще возникают на фоне помраченного сознания и реже-на основе устрашающих зрительных галлюцинаций с «мотивом преследования». Возникновению этих идей могут предшествовать страх и «нарушение чувства симпатии» к родителям. Е. Е. Сканави (1956), В. В. Ковалев (1985), так же как Г. Е. Сухарева (1937, 1955), указывают на характерный для детей «ранний источник» дальнейшего развития бреда в виде изменения отношения к родителям, превращающегося затем в «бред чужих родителей». При этом авторы отмечают, что в случаях ранней шизофрении бредовые идеи постепенно трансформируются «от сновидных, катестезических форм», от паранойяльных и ипохондрических толкований в начале заболевания к бреду отравления. Одновременно становится менее выраженной связь содержания бреда с конкретной ситуацией, бред абстрагируется, теряется его «аффективная насыщенность».

В подростковом периоде наблюдаются мономанические бредовые идеи и паранойяльный бред, иногда со слуховыми галлюцинациями, переходящий в феномен психического автоматизма [Сухарева Г. Е., 1955]; развитие при юношеской шизофрении параноидной симптоматики, депрессивно-бредовых состояний с идеями самообвинения, изредка стойкий систематизированный паранойяльный бред, а также усложнение бредовых переживаний, связанное с расширением социального общения [Сканави Е. Е., 1962].

При поздней шизофрении отмечаются менее содержательный бред и иногда бред «малого размаха» с конкретной бытовой тематикой. Бредовая фабула у больных с возрастными органическими сосудистыми заболеваниями менее разработана, чем при функциональных психозах, в частности шизофренических [Штернберг Э. Я., 1967].

Сочетание бреда с другой психопатологической симптоматикой . Взаимосвязь бреда, бредовых идей с другими нарушениями психической деятельности может быть разнообразной. К подобным нарушениям относятся помрачение сознания, более или менее выраженное интеллектуальное снижение (включая нарушения памяти), иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации и др. Перечисленные симптомы и синдромы в одних случаях тесно связаны с бредовыми переживаниями, патогенетически взаимозависимы с ними, а в других - развиваются условно изолированно.

Расстройство сознания любой формы, сопровождающееся и не сопровождающееся галлюцинаторными переживаниями, служит благодатной почвой для развития бреда. Оно может вызвать появление бредовых идей или сопровождать их в тех случаях, когда бред предшествует расстройству сознания. Структура, характер, феноменологическое проявление, развитие бредовых идей видоизменяются при любом варианте их соотношения с помрачением сознания. Интеллектуальное снижение может лишь опосредованно «участвовать» в патогенезе бреда. Обычно же слабоумие той или иной степени выраженности отражается лишь на сюжете, содержании, оформлении бредовых идей, препятствуя в наиболее тяжелых случаях возникновению бреда. В отдельных случаях бредовые переживания могут возникать на базе конфабуляций (больные принимают за действительное собственные фантазии, заполняющие пробелы памяти) или на базе криптомнезии, т. е. «скрытых» воспоминаний. При этом основанием для развития бреда служат принимаемые за собственные услышанные или прочитанные сведения о различных событиях, чужих мыслях, открытиях, а также собственные воспоминания, «потерявшие черты знакомости» и поэтому воспринимаемые как новые [Короленок К. X., 1963]. С последним суждением нельзя полностью согласиться, поскольку криптомнезня, так же как коифабуляция, влияет только на оформление сюжета бреда, но не служит основанием для его возникновения и развития.

Наиболее часто бредовые идеи, возникающие при помраченном и непомраченном сознании, наблюдаются одновременно с иллюзиями, галлюцинациями, псевдогаллюцинациями.

В дифференциально-диагностическом отношении в каждом конкретном случае важно оценивать порядок возникновения во времени иллюзий, галлюцинаций, бреда и их сюжетной зависимости друг от друга.

Сюжетная связь между иллюзиями или галлюцинациями и бредом может быть прямой (содержание галлюцинаций совпадает с бредовыми переживаниями) и непрямой (содержание галлюцинаций «приспосабливается» к бреду паралогичными рассуждениями самого больного). При алкогольных галлюцинозах, по мнению А. Г. Гофмана (1968), бред обычно тесно связан с обманами восприятий, но содержание его не сводится только к сюжету этих «обманов», причем он считает, что бредовые идеи воздействия чаще других переживаний сопутствуют вербальным галлюцинациям, особенно комментирующим движения, поступки, ощущения и мысли больных.

Нередко у больных с идеями отношения и преследования-невозможно отделить одновременно возникшие иллюзорные переживания, «бредовые иллюзии» от каких-либо конкретных бредовых сюжетов, включающих только идеи преследования или только идеи отношения. В ряде случаев невозможно определить приоритет (по времени возникновения или значимости) иллюзий, галлюцинаций, бреда, тесно связанных друг с другом в единой бредовой композиции. Точное совпадение по содержанию вербальных псевдогаллюцинаций и бредовых переживаний, возникающих одновременно с ними и после них, нередко наблюдается при парафренном бреде.

В тех случаях, когда основу заболевания составляет параноидный синдром и больной жалуется на «запахи », практически невозможно не только определить, иллюзии это или галлюцинации, но также установить характер самих переживаний больного: действительно ли они включают сенсорный, чувственный компонент, т. е. действительно ли ощущается запах, или имеется лишь бредовая убежденность больного в наличии запаха. Подобная бредовая убежденность наблюдается при параноидных формах бреда с интерпретативным бредовым толкованием происходящего вокруг. Так, один находящийся под нашим наблюдением больной часто, особенно в периоды пониженного настроения, замечает, что окружающие люди (знакомые и незнакомые) стараются отойти от него, отворачиваются, потягивают носом воздух - принюхиваются. На их лицах больной замечает гримасы отвращения. Он давно утвердился в мысли о том, что от него исходит неприятный запах. Временами без должной уверенности считает, что сам ощущает этот запах, но обычно подтверждает, что о запахе догадывается по поведению других. В этом случае нельзя говорить о сочетании обонятельных галлюцинаций и бредовых идей. Здесь речь идет только о бредовых переживаниях с включением в них не действительных обонятельных галлюцинаций, а бредовых иллюзий. Обонятельные галлюцинации всегда в большей или меньшей степени тематически связаны с бредом. То же самое можно сказать о вкусовых и тактильных галлюцинациях. При этом в клиническом плане представляет интерес анализ соотношения у одного и того же больного бредовых переживаний с тактильными галлюцинациями и тактильными псевдогаллюцинациями.

Бредовая интерпретация тактильных галлюцинаций проявляется либо в прямой их связи с бредовыми идеями преследования, либо в сочетании с бредом-тематической, а не сюжетной связи с ним. Патологические ощущения, близкие к тактильным, могут локализоваться не только на поверхности тела, но также в подкожной жировой клетчатке, костях, внутренних органах, мозге. Это не просто сенестопатические ощущения или сома именно вызванные висцеральные иллюзии. В отличие от них тактильные галлюцинации облекаются в форму конкретного переживания и более или менее содержательны. Они во всех случаях трактуются по-бредовому. Сюжеты подобных галлюцинаций и их бредовое оформление разнообразны. Иногда тактильные галлюцинации и их бредовая интерпретация возникают одновременно. В ряде случаев «бредовое понимание» тактильных обманов развивается постепенно.

Известную синдромологическую взаимозависимость между бредом, с одной стороны, и галлюцинациями или псевдогаллюцинациями- с другой, можно выявить при возникновении бреда одновременно с соответствующими ему по фабуле псевдогаллюцинациями или после них и при появлении истинных: галлюцинаций, основывающихся на предшествующем бредовом сюжете.

При вербальных, зрительных и других галлюцинациях, вытекающих из бреда, соответствующих ему сюжетно и неотделимых от него, трудно исключить аутосуггестивный характер их возникновения. Некоторые авторы такие галлюцинации называют бредовыми. Подобный генез имеют, например, галлюцинации у больного, у которого возник бред преследования и отравления, а затем появились слышимые за стеной дома голоса преследователей, запах отравляющего газа, металлический привкус пищи и т.д. Суггестивный и аутосуггестивный механизм появления не только галлюцинаций, но и бреда выявляется при анализе индуцированных психозов.

На протяжении текущего столетия отечественные психиатры и ученые других стран уделяют большое внимание изучению характера синдромологических и клинических взаимоотношений между бредом и иллюзиями, галлюцинациями, псевдогаллюцинациями. Отдельные высказывания по названной проблеме и суждения о результатах соответствующих исследований заслуживают краткого обзора.

В связи с многомерностью, многопрофильностью, а также повторяемостью, типичностью, или специфичностью, бредовых синдромов, о которой уже говорилось, невозможно изложение их клиники по строгой, однозначной схеме. Однако наиболее приемлемым мы считаем последовательное клиническое описание различных бредовых синдромов по основным классам - бред нарушенного, или расстроенного, сознания, чувственный и интеллектуальный бред. Предлагаемый порядок изложения основывается на следующих положениях.

  1. Клиническая характеристика бредового синдрома включает анализ условий бредообразования, особенностей развития и свойств конкретного этапа (паранойяльный, параноидный, парафренный), тематической направленности и содержания «бредовых переживаний.
  2. Феноменологически одни и те же формы бреда могут встречаться при нарушенном сознании, чувственном и интеллектуальном бреде ненарушенного сознания (например, бред преследования наблюдается одинаково часто при бреде помраченного сознания, в частности делириозном, и интеллектуальном шизофреническом бреде, а также при чувственном бреде экзо-генно-органической природы).
  3. Близкие по психопатологическому проявлению бредовые синдромы существенно различаются в зависимости от нозологической формы психического заболевания (например, бредовые идеи ревности, возникающие при шизофрении и относящиеся к интеллектуальному бреду, существенно отличаются от бредовых идей ревности, наблюдаемых при чувственном бреде больных церебросклеротическим психозом, эпилепсией или алкогольным психозом).
  4. Возможны смешанные формы бреда (например, онейро-идный бред, патологически связанный с интеллектуальным шизофреническим бредом, но возникший при онейроидном помрачении сознания).

В связи с изложенным необходимо иметь в виду условный характер приводимого ниже разделения бредовых синдромов по основным классам бреда - интеллектуальному, чувственному, нарушенного сознания. При этом, если интеллектуальный бред встречается только при психических заболеваниях, в частности шизофрении, а чувственный бред - при различных психозах, протекающих с большей или меньшей «заинтересованностью» нервно-соматической сферы, то бред нарушенного сознания обязательно патогенетически связан с расстройством сознания разной степени выраженности, начиная от гипнагогического и гипнопомпического, истерического или эпилептического и кончая делириозным или онейроидным.

Учитывая сложность проблемы бреда, а также отсутствие достоверных знаний о сущности нормальной и патологической мыслительной деятельности, мы предлагаем многомерную систематику бредовых феноменов, включающую их разделение на следующие сводные группы:

  • классы, характеризующиеся отношением к высшим психическим функциям,- бред помраченного сознания, чувственный бред, интеллектуальный бред;
  • категории - бессвязный, интерпретативный, формирующийся, кристаллизованный, систематизированный бред;
  • виды механизма бредообразования - эссенциальный, голотимический (катестезический, кататимный), аффективный;
  • типы течения - острый, подострый, хронический и волнообразный, а также этапы, периоды, стадии бредового синдрома;
  • формы тематики и фабулы - бред преследования, величия и др.

Кроме того, следует различать типическую, или специфическую, синдромологическую и нозологическую принадлежность бреда.

Основные классы бредовых феноменов . Разделение бреда на первичный - интеллектуальный и вторичный - чувственный в отечественной, немецкой, французской, итальянской и ряде других психиатрических школ считается общепризнанным. Сущность такого разделения рассматривается в подавляющем большинстве статей, руководств, монографий по психиатрии, опубликованных за последние 100 лет, и излагается достаточно однотипно.

Однако не все психиатры, анализируя бредовые синдромы, обозначают их «первичные» или «вторичные». Эти авторы нередко присоединяются к мнению А. Эя (1958), считающего всякий бред вторичным.

Предпосылки к разделению бреда на интеллектуальный и чувственный в известной степени основываются на некоторых положениях формальной логики, в соответствии с которыми можно различать два вида бредового мышления: при первом нарушается когнитивная сфера - больной подкрепляет свое искаженное суждение рядом субъективных доказательств, объединенных в логическую систему; при втором нарушается и сенсорная сфера: бред больного носит образный характер с преобладанием грез и фантазий [Карпенко Л. А., 1985]. Примерно то же подчеркивает А. А. Меграбян (1975), считающий, что имеется «внутренняя двойственность психики», образованная мыслительной и чувственной функциями. В доступной обозрению литературе по психиатрии второй половины XIX и XX в. полностью подтверждается существование рамок, ограничивающих структуру классификации бредовых состояний феноменами, обусловленными нарушениями преимущественно интеллектуальной или преимущественно чувственной сферы.

В последние годы выделение основных классов бреда не претерпевает каких-либо принципиальных изменений. Так же как и в предыдущие десятилетия, оно соответствует двум основным функциям человеческой психики - интеллектуальной и аффективной. По-прежнему интеллектуальный бред обозначают как первичный и в большинстве случаев идентифицируют с интерпретативным, а аффективный, или чувственный, бред считают вторичным, и одни авторы объединяют его с образным, а другие - разграничивают с ним. Доказательства правильности указанной классификации или ее модификаций не отличаются оригинальностью, меняются лишь формулировки, иногда расстановка акцентов или перечень составных элементов.

Правильность деления бреда на чувственный, интеллектуальный, или интерпретативный, и смешанный вызывает сомнение, поскольку при так называемом чувственном бреде нарушения ощущений и восприятий по закону эксцентрической проекции могут быть вызваны нарушением мыслительного процесса и, следовательно, не являются этиопатогенетическим фактором, но вместе с тем интерпретативный бред может возникнуть вследствие изначального нарушения чувственной сферы.

Признавая клиническую обоснованность включения в систематику бредовых состояний классов интеллектуального и чувственного бреда, мы полагаем, что они должны быть дополнены классом бредовых феноменов, возникающих на почве помраченного сознания. Речь идет о бредовых переживаниях, начавшихся с момента помрачения сознания или с момента воздействия вызвавших его причин и исчезающих (за исключением случаев резидуального бреда) при прояснении сознания. К этому классу не относится чувственный бред, если его возникновение не связано с помрачением сознания, а сознание нарушается на высоте развития чувственного бреда. Отметим, что А. Эй (1954) настаивал на выделении формы бреда, связанного с расстройством сознания. Кроме того, сохранение основных разделов традиционной систематики нуждается в следующих дополнительных пояснениях:

  • обозначение бредового феномена термином «интеллектуальный» бред в отличие от других форм бреда не вполне обоснованно, поскольку любой бред обусловлен расстройством интеллекта и является интеллектуальным;
  • понятия «интеллектуальный » и «чувственный » бред отражают механизм бредообразования, характеризуют психопатологическую структуру дебюта, течения, исхода соответствующего бредового феномена, но не исключают участия в процессе развития интеллектуального бреда чувственных элементов и в процессе развития чувственного бреда компонентов интеллектуального бреда;
  • понятия «первичный » и «интеллектуальный » бред можно считать синонимами, в то время как понятие «интерпретативный» указывает на психопатологические элементы, встречающиеся при разных клинических вариантах острого и хронического бреда, и не определяет принадлежность этого бреда к тому или иному классу;
  • правомерно существование понятия «сочетанный» бред, объединяющего в классы чувственного бреда «образный», «галлюцинаторный» бред и бред «воображения».

Разделение бредовых феноменов на первичный - интеллектуальный и вторичный - чувственный. Первичный - интеллектуальный - бред нередко обозначают также как «истинный», «систематизированный», «интерпретативный». Так, К. Ясперс (1923) пишет о том, что истинными бредовыми идеями мы называем именно такие, источником которых служит первичное патологическое переживание или необходимой предпосылкой к возникновению которых является изменение личности; истинные бредовые идеи могут быть неотличимы от действительности и совпадать с ней (например, при бреде ревности); первичный бред делится на бредовое восприятие, бредовое представление, бредовое осознание. М. И. Вайсфельд (1940) соглашается с Роллером и Мейсером в том, что первичный бред возникает не в результате психического процесса, а непосредственно в мозге. А. В. Снежневский (1970, 1983) подчеркивает, что отправной точкой для интеллектуального бреда служат факты и события внешнего мира и внутренние ощущения, искаженные интерпретацией больных. В. М. Морозов (1975) указывает на возможность «инфильтрации» интерпретативного систематизированного бреда элементами чувственного бреда и отмечает, что, по мнению французских психиатров, в таких случаях говорят о бреде воображения, который, включая в себя переоценку собственной личности и даже мегаломанические идеи, интенсифицирует и сопровождает интерпретативный паранойяльный бред.

Термин «интерпретативный бред» и понятие «бредовая интерпретация» неоднозначны, так как характеризуют различные стороны психопатологического феномена.

Бредовая интерпретация всегда выражается в бредовом толковании происходящего вокруг, сновидений, воспоминаний, собственных интероцептивиых ощущений, иллюзий, галлюцинаций и т.д. Симптом бредовой интерпретации полиморфен и может встречаться при любом бредовом психозе. Интерпретативный бред, или «бред толкования» [Вернике К-, 1900], по типу течения разделяют на острый и хронический. Каждый из этих типов самостоятелен, они различаются по механизму возникновения, психопатологическим проявлениям, особенностям развития и нозологической принадлежности. Во всех отечественных исследованиях основоположниками учения об интерпретативном бреде признаются П. Серье и Ж. Капгра (1909), выделившие два варианта интерпретативного бреда. К первому, основному, они отнесли синдром, включающий бредовые концепции,- «концептуальный» бред, ко второму, симптоматическому,- бред интерпретации в виде «бреда предположительного» и «бреда вопросительного». Основной интерпретативный бред (по современной номенклатуре - хронический интерпретативный бред), встречающийся преимущественно в структуре шизофрении, включает систематизированные бредовые идеи и характеризуется большинством признаков первичного, или интеллектуального бреда. Взаимоотношения, взаимозависимость бредовой концепции, бредового умозаключения и бредовой интерпретации при первичном интеллектуальном бреде, сопровождающемся хроническим интерпретативным бредовым синдромом, могут быть двоякими по механизму образования. В первом случае бредовая концепция возникает внезапно в виде бредового озарения- «инсайта» с последующей хронической паралогической разработкой интерпретативного бреда; во втором - бредовые интерпретации, имеющие паралогические построения, предшествуют кристаллизации и последующей систематизации бреда, а затем продолжаются в виде интерпретации прошлого, настоящего и предполагаемого будущего в соответствии с фабулой кристаллизовавшегося бреда.

Симптоматический интерпретативный бред (по современной номенклатуре - острый интерпретативный бред) встречается при различных острых психозах, в том числе психозах помраченного сознания.

В этих случаях, по П. Серье и Ж. Капгра, клиническая картина характеризуется отсутствием тенденции к систематизации, иногда спутанностью, психотическими вспышками, интермиттирующим течением и др. Она состоит в болезненно извращенном толковании «реальных фактов» или ощущений, обычно с иллюзиями и реже с галлюцинациями. По Ж. Леви-Валенси (1927), острый интерпретативный бред отличается от хронического интерпретативного бреда отсутствием тенденции к систематизации; меньшей глубиной, выраженностью и сложностью интерпретативных построений; более выраженным аффективным сопровождением, склонностью к тревоге и депрессивной реакции; большей курабельностью.

Примерно с середины текущего столетия интерес к клинике «бреда интерпретации» заметно возрос. При этом проявления хронического интерпретативного бреда по-прежнему идентифицировали с проявлениями первичного интеллектуального бреда, рассматривая как одну из сторон присущей ему психопатологической картины, в большинстве случаев типичной или даже специфичной для шизофренического бреда. Острый интерпретативный бред, встречающийся при большинстве психозов, включая шизофрению, не во всех случаях удается полностью идентифицировать с вторичным чувственным бредом.

Составленная Ж- Леви-Валенси клиническая характеристика острого чувственного бреда уточнена и дополнена: этот бред отличается изменчивостью, непостоянством, нестойкостью, незавершенностью бредовых идей, отсутствием логической разработки фабулы, малой зависимостью от структуры личности, быстрым темпом образования идей, иногда наличием критических сомнений, отдельными разрозненными иллюзиями и галлюцинациями. Он характеризуется также мгновенностью возникновения, заполнением фабулы бреда происходящим в данный момент вокруг больного без бредовой ретроспекции и феноменологическими, динамическими элементами, позволяющими рассматривать острый интерпретативный бред как промежуточный синдром между хроническим интерпретативным и острым чувственным бредом [Концевой В. А., 1971; Попилина Е. В., 1974]. Разделению или, наоборот, идентификации острого интерпретативного и вторичного чувственного бреда уделяют внимание в своих исследованиях А. Эй (1952, 1963), Г. И. Зальцман (1967), И. С. Козырева (1969), А. Б. Смулевич и М. Г. Ширина (1972), М. И. Фотьянов (1975), Е. И. Терентьев (1981), П. Пишо (1982), В. М. Николаев (1983).

Вторичный бред - чувственный, его клинические проявления описаны в огромном количестве работ отечественных, немецких, французских психиатров и др. В отечественной психиатрии, особенно второй половины XX в., чаще других используют термин «чувственный бред», однако нередко в качестве синонимов можно встретить термины «аффективный бред», «бред воображения», «образный бред» и т. п. Определение понятия «чувственный бред» на протяжении столетия давали многие авторы, поправлявшие и дополнявшие друг друга. В последние десятилетия неоднократно составлялись сводные дефиниции термина «чувственный бред». Так, А. В. Снежневский (1968, 1970, 1983), резюмируя высказывания ряда психиатров, пишет, что чувственный бред с самого начала развивается в рамках сложного синдрома наряду с другими психическими расстройствами, имеет наглядно образный характер, лишен связной системы доказательств, логического обоснования, отличается фрагментарностью, непоследовательностью, неясностью, нестойкостью, сменой бредовых представлений, интеллектуальной пассивностью, преобладанием воображения, иногда нелепостью, сопровождается растерянностью, напряженной тревогой, нередко импульсивностью. При этом содержание чувственного бреда строится без активной работы над ним, включает события как реальные, так и фантастические, грезоподобные.

Фантастический бред сопровождается растерянностью. Он может проявляться в виде антагонистического бреда - борьба двух начал, добра и зла, или почти идентичного ему манихейского бреда - борьба света и тьмы с участием в ней больного, бреда величия, знатного происхождения, богатства, могущества, физической силы, гениальных способностей, экспансивного, или грандиозного, бреда - больной бессмертен, существует тысячи лет, обладает несметными богатствами, силой Геркулеса, гениальнее всех гениев, руководит всей Вселенной и т. п. Нередко чувственный бред отличается чрезвычайной образностью, непрерывно пополняется новыми деталями, обычно противоречивыми, незапоминаемым больными множеством событий с оценкой происходящего вокруг как специально разыгрываемой инсценировки - бред инсценировки. При чувственном бреде постоянно меняются люди и обстановка - метаболический бред, наблюдается также бред положительного и отрицательного двойника - знакомые загримированы под чужих, а чужие - под знакомых, родных, все происходящие вокруг действия, слуховые и зрительные восприятия трактуются с особым значением- символический бред, бред значения.

К фантастическому бреду относятся также бред метаморфозы- превращения в другое существо и бред одержимости. Разновидностью образного бреда является аффективный бред, сопровождающийся депрессией или манией. К депрессивному бреду принадлежат бред самообвинения, самоуничижения и греховности, бред осуждения окружающими, бред гибели (близких, самого больного, имущества и т. д.), нигилистический бред, бред Котара.