Материнская любовь ильиничны. Сочинение Образ Ильиничны в романе Тихий Дон (характеристика героини). средняя общеобразовательная школа


Образ Ильиничны

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки - Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка - подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины - спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом: в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков: «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость,» - говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны.

Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека и даже начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она - великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения!

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...». «Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о нем думает Ильинична. Только им жила она последние дни: «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно». В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне. «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше.

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына: «Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...».

Образ Ильиничны в романе - это чистый образ материнства, образ «донской мадонны». И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни: рождением и смертью. Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость. Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по «Тихому Дону»! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их «складках запах сыновьего пота», хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека.

Женские образы
Судьбы женщин-казачек воплощают традиционную судьбу русской женщины, с ее тяготами и невзгодами, по и с налаженным образом жизни, который ломает война. Война безжалостно отнимает близких людей, мужей, сыновей, разрушает дом, лишает женщин надежды на личное счастье, а многих и жизни. Григорий как-то подумал: «Казачку из всех баб угадаешь». И действительно, принимающая на свои плечи непосильный груз работ в поле, домашней работы и заботы о детях, казачка не сгибается под ним, а гордо и статно несет его. Как Дарья, которая подметает земляной пол голландскими кружевами.

Они красивы каждая своей красотой: Аксинья и Дарья — яркой, бросающейся в глаза, Наталья и Ильинична — спокойной, величественной. В романе «Тихий Дон» автор показывает по сути два типа женщины: образ матери, хранительницы очага (Ильинична и Наталья), и образ живой, порывистой. протестующей и неистово ищущей счастье «грешницы». И все они воплощают в себе то противоречивое сочетание — внешней традиции, патриархальности и внутренней свободы, гордыни — которое присуще казакам вообще. Все они любят, жаждут счастья, но до духовных высот поднимаются только в материнстве. Материнское начало считает автор единственно одухотворяющим элементом любви. Не случайно у Дарьи и У Аксиньи умирают дети.

Две женщины постоянно сопутствуют главному герою эпопеи: Аксинья и Наталья, возлюбленная и жена. Обе самозабвенно любят его, из-за него совершают решительные поступки, но они во многом противоположны друг другу. Поэтому, видимо, Григорию необходима любовь их обеих, он не хочет выбирать.

Образ Аксиньи.

Судьба не баловала Аксинью: страшна ее предыстория, она постоянно терпит побои от Степана. Понятно ее желание «за всю жизнь горькую отлюбить» и то, как яростно она защищает свое счастье. Неистовство Аксиньи любви к Григорию подчеркивается описанием «бесстыдно-жадных, пухлых губ», Аксинья — страстная, слишком живая для патриархального устоя семьи. Любовь — необходимая потребность ее существования и сначала в ней преобладает животное начало: Аксинья, как и Дарья, нуждается в постоянном присутствии мужчины рядом, отсюда их измены. Любя Григория, Аксинья живет со Степаном, изменяет Мелехову с листницким И не один раз. Она вынуждена в своем одиночестве Вымаливать любви Листницкого, когда Григорий ушел к Наталье.

Однако именно эта самозабвенная любовь к Гришке, ради которой Аксинья готова на любые испытания, Составляет Смысл ее существования и во многом оправдывает и ее эгоизм, и жестокость в борьбе за любимого, и Измены. Постепенно образ Аксиньи проясняется, становится чище, человечнее, как и ее любовь. Когда она Рожает дочь от Григория, то хорошеет совсем по-другому. Нет уже в ее описании эпитетов.жадная. и <порочнаяь, осанка ее становится «уверенно-счастливой». В разлуке с Григорием Аксинья привязывается к его сыну Мишатке, а после смерти Ильиничны заботится о детях Григория, как о своих, и они наЗывают ее матерью. В ее любви к Григорию тоже ПОявл:яется почти материнская нежность,). Готовность Аксиньи пойти за ним куда угодно, ни о чем не спрашивая, ВЫзывает в Григории ласковую усмешку: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!» От жадной страсти любовьАксиньи выросла в высокое жертвенное, почти материнское чувство. Жизнь ее оборвалась, когда она была счастлива, Думая: найдем и мы свою долю, и, казалось, ничто уже не мешало ей быть рядом с любимым.

Образ Натальи.

Образ Натальи тоже далеко не прост, хотя и воплощает естественную нравственность русской женщины, верность, добродетель, материнство. Наталья, став женой Григория, не избалована его любовью. Много страданий принимает она от своей любви, неясность Положения толкает ее на унижение: Наталья идет в Ягодное просить Аксинью вернуть ей мужа. Неприятие измены, нежелание быть нелюбимой и невозможность жить без Григория заставляют Наталью наложить, на себя руки. Так уж сложилось в романе, что именно самая добродетельная героиня совершает наиболее страшные, смертные грехи: попытка самоубийства, проклятие, которое она посылает на голову мужа, аборт, приведший ее к гибели. Вся жизнь Натальи в детях, именно это оценит
в ней со временем Григорий, дети свяжут его с Натальей прочно и неразрывно. Тяжелее всего ему будет пережить то, что Наталья перед смертью «простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».

Жизнь Ильиничны.

Жизнь Ильиничны тоже удивительно, как коротка и бедна (…) и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать». Муж бил ее, «по месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей вскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить . Более того, Ильинична сохранила доброе отходчивое сердце,способность прощать даже врага, кем стал для нее Мишка Кошевой, убивший старшего сына. Когда-то и она была статной, молодой и красивой. И теперь, без конца работая по дому, сохраняет «дородный стаю) и «плавает гусыней». Характер у нее казачий, несмотря на подчинение мужу. Она высказывает свое недовольство Аксинье за ее связь с Григорием, а потом за «приманиввниее Мишатки. Заставляет Наталью просить у Бога прощения за молитву о смерти мужа. Долго не может согласиться с замужеством Дуняшки и принять зятя.
Однако в конце жизни испытания и потери смягчили «мудрую и мужественную старуху э, Глубоким лиризмом проникнуты страницы, где говорится о последних днях Ильиничны. Жалость к Мишке Кошевому побеждает ненависть, «та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин», заставляет ее придвинуть Мишке тарелку с молоком, а потом отдать даже рубашку Григория. Ее последние дни согревала мысль о младшеньком, только его ждала Ильинична, все остальное потеряло для нее смысл. Не дождавшись Григория, она умирает, и Аксинья 4С трудом узнала в похорошевшем и строгом лице мертвой маленькой старушки облик прежней гордой и мужественной Ильиничны».

3 / 5. 2

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -- мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Судьбы женщин-казачек наиболее трагичны. Нельзя назвать ни одну героиню, которая бы была всегда счастлива. Зависимые от мужской силы и прихоти, они безропотно принимают все лишения, однако души их не черствеют, а наоборот, именно женщины пытаются сгладить те ситуации, которые возникают в связи со страшными временами воин и революции. Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом дополняет женский образ казачки, делая его более ярким.

Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова Василиса Ильинична коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Судьба не баловала эту женщину, но любовь к детям была её единственной отрадой. С беспрекословным пониманием принимала она все жизненные мытарства своих детей.

Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется только повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Но судьба лишила её даже этой радости.

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. Мать Григория, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, проснулась в сердце Ильиничны.

Великая, искупительная жалость к заблудшим детям этого жестокого мира - судьба материнского сердца. А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, «пусть носит, а то его сопрела уже от пота». Это высший жест прощения и примирения.

Наталья, безропотная, верная своему мужу, представляет собой образ идеальной женщины, чью судьбу всегда решает кто-то другой, но чья жизнь и смерть всегда в её руках. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) - на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее - пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность - убить собственный плод, их возможное будущее дитя.

До невозможности нести в себе и выносить его ребенка - мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной.

Судьбы Ильиничны и Натальи - яркие примеры судеб большей части женщин-казачек. Их судьбы ломаются не столько великими историческими событиями, сколько личными трагическими переживаниями, связанными с гибелью любимых людей, личной обидой, нанесённой кем-то, предательством. Здесь нельзя говорить о том, что внешние общественные обстоятельства никак не отражаются на судьбах женщин. Великие исторические события оставляют свой след в жизни героинь, но, в отличие от мужчин, всё это они переживают не умом, а душой, что и истощает их силы. Происходит логическая цепочка: войны, революция, восстание по-своему решило судьбы многих казаков, в свою очередь это отразилось на судьбах их родных женщин.

Сдержанной, скромной в чувствах труженице Наталье противопоставлена пылкая, страстная Аксинья, с ее «порочной красотой». Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они обе знали и настоящее человеческое счастье, которого добивались и удерживали, как могли. Через весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из народа. Аксинья -- натура сложная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами.

Судьба Аксиньи тоже трагична. Не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок Мелехова. Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория. Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.

Любовь Аксиньи к Григорию граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Однако, в отличие от многих других женщин, Аксинья свою судьбу решает сама: он самостоятельно и осознанно выбирает между нелюбимым мужем и Григорием второго, хотя знает, что это станет позором на всю жизнь. Но это все-таки не позволило отгородить её счастье от внешних обстоятельств. Смерть единственной дочери ведет к измене любимому человеку, а его уход к последующему разочарованию в жизни.

Любовь - это та сила, которая возвращает Аксинью к жизни. Она переживает за Григория, любит его детей после смерти их матери, думает о том, как обустроить их жизнь в будущем. Борьба за счастье придаёт сил для судьбоносных решений в её жизни: она уходит с Григорием и казаками из станицы в первый раз, и трагически погибает от пули при отъезде с Гришей во второй. Судьбу Аксиньи, а в свою очередь и Григория решил незнакомый человек. Здесь снова следует говорить о том, что единственное, что влияет на судьбы женщин-казачек - это только любовь, вечное чувство.

Судьбы женщин-казачек во многом схожи. Наперекор всем горестям они стараются сделать жизнь лучше. Их судьба часто зависит от чужих решений, внешних обстоятельств, но умение принять это и наполнить свою жизнь любовью к окружающим, отличают их от мужских образов. Ни политика, ни новая власть не заставят их изменить свои стремлениям познать счастье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 76»

г. Ульяновска

« Развитие коммуникативных компетенций на современном уроке русского языка и литературы »

Учитель русского языка и литературы

Трунина Елена Александровна

2016

Единственная настоящая роскошь-

это роскошь человеческого общения

Антуан Экзюпери.

Литература – специфическая учебная дисциплина, рассматриваемая как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни.

Уроки литературы являются также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.

Урок осуществляет в первую очередь задачу совершенствования коммуникативной компетентности в ходе работы по изучению произведения путём вовлечения каждого ученика в процесс активной речевой деятельности: беседу, диалог, монолог. В ходе обсуждения прочитанного, понятого они формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием, отвечают на проблемные вопросы, участвуют в дискуссии с одноклассниками, делают выводы в ходе обсуждения вопросов в группе.

Урок литературы в 11 классе

«Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Цель урока : совершенствование в ходе работы по изучению произведения навыков коммуникативной компетентности, совершенствование умений анализа, сопоставительного анализа путём проникновения в художественную «ткань» произведения.

Задачи:

1.Образовательная: ближе познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить проблемы текстов 25 задания ЕГЭ, которые можно проиллюстрировать изучаемым произведением;

2.Развивающая:

совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение,

совершенствовать умение проводить сопоставительный анализ путём проникновения в художественную «ткань» произведения,

совершенствовать правильное говорение, умение излагать собственные мысли в свободной интерпретации,

совершенствовать умение выражать свои чувства и эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру, совершенствовать навыка вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению,

совершенствовать аналитическое мышление, совершенствовать монологическую речь;

3. Воспитывающая: воспитывать осознанное и бережное отношение к слову, воспитывать понимание важности человеческих отношений, воспитывать чувства долга, ответственности, взаимопонимании, воспитывать должное отношение и уважение к женщине в любой её ипостаси.

Тип урока : урок-диалог

Методы работы на уроке:

Словесный;

Наглядный;

Демонстрационный;

Частично-поисковый;

Исследовательский;

Проблемный.

Форма учебной деятельности :

- фронтальная;

Индивидуальная;

Групповая.

Оборудование:

Презентация;

Эпизод из фильма;

Тексты;

Карточки-задания;

Карточки – помощники.

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают содержание романа;

Имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа;

Формулируют проблемы, поднятые автором в романе;

Анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Ход урока:

1.Организация класса.

2. Сообщение темы урока: Звучит песня…

Лариса Кошмина

Святая женская судьба,

Сердечных мук тебе не минуть,

И сердца твоего мольба –

Сумеет до небес достигнуть.

А нежных рук твоих тепло,

Согреет в лютые морозы.

Поддержишь, если тяжело,

Прольёшь любви святые слёзы.

Святая женская судьба,

На всё твоей хватает силы.

Если б вместила, коль смогла Всю землю на руках носила.

слайд 1)

Ефим Соломонович Роговер, один из исследователей творчества Шолохова, утверждает: «Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб героев романа. Показывая их, писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет полнокровный, зримый, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности».

На предыдущем уроке мы имели возможность познакомиться с индивидуальной судьбой, с неповторимым, наделённым противоречиями характером главного героя Григория Мелехова. Но представление о нём не будет полным, если мы не поговорим с вами о героинях романа, чьи судьбы переплетаются с судьбой Григория Мелехова. (слайд 2) Поэтому тема нашего урока: «Женские судьбы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».(слайд 3)

Отсюда и задача нашего урока:

Познакомиться с героинями романа, чьи судьбы наиболее тесно переплетаются с судьбой Григория Мелехова, и выявить основные черты характера, определяющие их судьбу, определить какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать то, о чём мы говорили сегодня на уроке.

3.Работа по теме урока:

Давайте проверим, насколько внимательно вы читали произведение. Вашему вниманию предлагается небольшой тест:

«Установите соответствие: портретная характеристика – героиня романа».

Переверните белые листы для выполнения теста. Пожалуйста, кто зачитает первую характеристику? (В процессе ответов – слайд №4):

1)Ильинична; 2)Аксинья; 3)Наталья; 4)Дуняша; 5)Дарья;

Вывод о том, насколько хорошо знают текст.

В романе эпопее Шолохов создает яркие женские образы Аксиньи, Дарьи, Натальи, Дуняшки, Ильиничны. При всей индивидуализации описания их объединяет щемящая душу острота страданий и трагическая судьба. (на слайде пропадают Дарья и Дуняшка, остаются Аксинья, Наталья и Ильинична).

Попробуем разобраться:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Каковы их переживания, поступки?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Не случайно у вас тесты на листах разного цвета –цвет распределит вас по группам, потому что именно в группах вы будете выполнять следующее задание.

Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:

«Воплощением каких черт характера является героини романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»- Ильинична?- Наталья?- Аксинья»? Определите, какие из этих качеств наиболее близки вам? Ответ аргументируйте текстом. Опорные слова характеристики выпишите на отдельные листы. Определите выступающего от группы. Время на подготовку – 5 минут. Время на представление результатов – 3 минуты.

При подготовке вы можете воспользоваться алгоритмом, который представлен на листах голубого цвета. Обратите внимания на критерии, по которым будет оцениваться ваш ответ (листы жёлтого цвета).

Ι группа

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильини

чны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

(Идёт работа в группах, затем выступления).

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

- Что объединяет таких разных шолоховских женщин?

- Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Просмотр эпизода художественного фильма С.Герасимова «Тихий Дон».

Давайте обратимся к кадрам трагического ухода из жизни одной из этих героинь (смерть Аксиньи).

Анализ эпизода.

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху».

Смерть Аксиньи - важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя - мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого - семьи, родины, жизни.

- Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Живо встают перед глазами женщины, изображённые Шолоховым, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними мы смеёмся и грустим, живём их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин.

Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле.

Героинь романа можно осуждать или оправдывать, принимать или не принимать, но важно помнить, что сам автор не был столь категоричен, он полагал, что ни один из героев не является носителем абсолютной правды, все герои имеют право на свою правду, как и вы сами. Но при этом нужно помнить, что каждый из нас несёт ответственность за свои поступки.

- Можно ли сказать, что эти черты определяют судьбу героинь?

Докажите.

-Но только ли черты характера определяют судьбу человеческую?

(историческое и личное переплетаются)

4. Подготовка к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку:

- Определите, какие проблемы текстов 25 задания ЕГЭ поможет проиллюстрировать наш сегодняшний разговор на уроке.

Проблема материнства, заботы о близких:

В романе М.Шолохова “Тихий Дон” представлен образ Ильиничны, которая олицетворяет собой идею материнства. Она является хранительницей домашнего очага, дарит близким своё душевное тепло. «Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

Проблема женской любви, женской верности и страсти:

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек.

Чувство любви в Аксинье необыкновенно сильно, страстно. Оно выражается в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра жизни с себя на другого человека, которому она отдает всю себя без остатка. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве - любви к Григорию.

Проблема извечного человеческого стремления к счастью :

Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, ни Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

5. Итог урока:

Конечно, героини Шолохова – разные женщины, о чем много сказано в литературно-критических статьях, но мы нашли в них нечто общее: все они сильные и мужественные женщины, умеющие любить до самозабвения, умеющие защищать свой дом, свою семью, жертвовать собой ради тех, кого любят. И как бы трагически ни складывались их судьбы, каждая из героинь Шолохова несет в себе силу характера, мужественно принимает удары судьбы, сохраняя главное свое качество – верность родной земле, дому и любимым людям. И все же время, каким бы жестоким оно ни было, не может сломать многовековые традиции, человеческую натуру и заставить перестать любить. Вернёмся к задаче нашего урока (слайд №5).

-Как вы считаете, выполнена ли она?

Оценки за урок (исходя из критериев).

Приложение 1

Характеристика литературного героя

Примерный план характеристики героя:

1.Определение места героя среди других персонажей.

2 .Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4.Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6.Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11.Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13.Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Приложение 2

При оценке устных ответов по литературе используются следующие критерии

ставится за ответ, который обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой;

свободно владеть монологической речью.

«4»

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;

за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошо владеть монологической литературной речью;

однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

«2»

ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Библиографический список и электронные ресурсы:

    Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО»,2007г.

    Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское словоРС»,2008г.
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.

    Учебник для вузов. Русская литература 20 века под ред. Кременцовой Л.П. Гура В.В., Абрамов Ф.А. М.А. Шолохов. Семинарий.

    Минакова А. О художественной структуре эпоса М.Шолохова// Проблемы творчества М.Шолохова. – М., 1984.

    Нестандартный урок по литературе: Сборник методических разработок. В 2-х частях/ МО РФ Челяб. Филиал ИПО/ под ред В.Я. Легаева. – Челябинск, 1993.

    Чалмаев В. Открытый мир Шолохова: «Тихий Дон» – невостребованные идеи и образы

    Якименко Л.Я. Творчество М.А. Шолохова.

    Эпизоды фильма С.Герасимова «Тихий Дон»

Казачка Василиса Ильинична является одной из героинь романа-эпоса, мать братьев Пера и Григория Мелеховых, жена Пантелея Мелехова. Образ Ильиничны - собирательный, олицетворяющий простую русскую женщину, хранительницу очага, верную супругу, любящую мать.

Внешний облик героини. Это уже пожилая женщина, с величавой походкой, несмотря на то, что всю жизнь трудилась не покладая рук, ее руки - натруженные, шершавые.

Ильична - потомственная казачка. Быт станичников был нелегок - наряду с хозяйственными заботами, воинская повинность защищать рубежи страны, поэтому женщины помогали мужьям по хозяйству, на их плечи ложилось воспитание детей, при необходимости, становились на защиту станицы в один ряд с мужчинами. У этих женщин особой «казачьей закалки» гармонично соединились решительность и женственность, независимость и покорность, незыблемая преданность семейному укладу и беззаветная любовь к отчизне.

Кроткая Ильинична спокойно и рассудительно ведет домашнее хозяйство, терпеливо относится к вспыльчивому мужу, который изменял ей и бил нещадно в молодости, трепетно заботиться о беспокойных детях и многочисленных внуках. Она берегиня своего семейного очага - в этом заключается смысл ее существования.

Главная добродетель этой женщины - материнское чувство, любовь к детям - искренняя и беззаветная: она ласково опекает их, величает: кровинушка моя». Мудрость матери противится насилию, ей претит гражданская братоубийственная война, бессмысленная жестокость враждующих, ведь каждый солдат–чей-то сын. Она бранит Григория, который убивает вражеских солдат, призывает опомниться и остановиться. Милосердие женщины поистине безгранично - принимает Мишку Кошевого в качестве зятя, великодушно прощая убийство собственного сына Петра.

По-женски понимает и поддерживает свою сноху Наталью, которая натерпелась от ее сына Григория и чуть было не наложила на себя руки, осуждает сына за бессердечие и жестокость к нелюбимой жене, и похождения с Аксиньей, но все-таки не теряет надежды его увидеть.

Трагичность судьбы героини заключается потере родных людей, ожидание сына Гриши с фронта было тягостным, больше они не увиделись.

Автор с особым проникновением и теплотой представил читателю образ матери центрального персонажа Григория Мелехова. Суровая жизнь не испортила ее чистую душу, всегда могла дать дельный совет снохам и дочери.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-рассуждение Дружба

    Дружба - незаменимая часть жизни человека. Каждый строит дружбу ценой множества компромиссов, но в основе искренность, уважение и любовь к другому, принятие его таким, какой он есть - со всем своим

  • Золотая осень - сочинение

    Каждый год мы наблюдаем такое прекрасное явление, как смена времён года. Одна живописная картина обязательно сменяется другой, и так по кругу. Но хотелось бы обратить внимание на особый

  • Один из самый популярных праздников в России, является такой праздник, как Новый Год. Его ждут все с нетерпением, готовят подарки для близких и родственников. Вся страна встречает его с залпами салютов