Морфемный состав слова


§ 85. Морфемы как двусторонние, знаковые единицы языка различаются между собой по целому ряду внешних, формальных и семантических признаков, на основании которых осуществляется их классификация. В общепринятых классификациях морфем чаще всего учитываются такие их дифференциальные (различительные) признаки: а) роль в слове, которая определяется, прежде всего, характером выражаемого значения; б) место в слове но отношению к другим морфемам; в) выполняемая функция, или назначение.

Корневые и служебные морфемы

§ 86. По первому из названных признаков, т.е. в зависимости от роли в слове, от характера выражаемого значения, все морфемы того или иного языка подразделяются на два больших класса: корневые и служебные. Корневая морфема, в отличие от служебных, считается основной, стержневой, центральной частью слова. Такое положение корневой морфемы в слове, по сравнению со служебными морфемами, определяется некоторыми конкретными признаками:

  • 1) корневая морфема выражает основное лексическое значение слова, является "носителем основного лексического значения слова", морфемой, "заключающей в себе основной элемент лексического значения слова", в то время как служебные морфемы выражают дополнительные лексические (или словообразовательные) и грамматические значения;
  • 2) корневая морфема обязательна для каждого слова, это "обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы)...", "слов без корня нет" (утверждение о том, что в русском слове вынуть нет корня, или он является нулевым, не соответствует действительности; подробнее об этом см. в § 79); служебные же морфемы являются факультативными элементами слова, в одних словах (словоформах) они имеются, в других отсутствуют, как, например, во многих грамматически неизменяемых словах (ателье, кино, кенгуру, вчера, вопреки, кроме, увы и др.);
  • 3) корневые морфемы могут употребляться в сочетании со служебными морфемами и без них, "это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов..."; служебные морфемы употребляются в речи только в сочетании с корнями, они "никогда не употребляются самостоятельно, не выступают, так сказать, в чистом виде".

По названным дифференциальным признакам в подавляющем большинстве случаев можно безошибочно отличить корневую морфему от служебной. Однако встречаются и такие морфемы, для определения вида которых (т.е. причисления к корням или аффиксам) данных признаков явно недостаточно. Это относится, в частности, к морфемам еже-, -лог, -теки, употребляющимся в русских словах типа ежегодный, терминолог, дискотека, которые в лингвистической литературе рассматриваются то как корни, то как аффиксы. С целью более строгого разграничения корневых и служебных (аффиксальных) морфем можно предложить такой критерий: корневыми считать морфемы, способные употребляться в данном языке вне сочетания с другими корнями , а морфемы, не употребляющиеся в отрыве от корней, рассматривать как служебные. Это позволило бы устранить существующие разногласия в определении морфемного статуса тех или иных значимых частей слов, в том числе и только что упомянутых.

На основании рассмотренных выше признаков корневая морфема может быть определена как основная, центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, способная употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами и выражающая основное лексическое значение слова; служебная морфема – это морфема дополнительная, причем факультативная (не обязательная в составе слова), неспособная употребляться вне сочетания с корнем, которая дополняет, уточняет значение корня, т.е. выражает различные грамматические или дополнительные лексические (словообразовательные) значения слова.

§ 87. Как видно из приведенного определения, корневые морфемы в известном смысле являются свободными (могут употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами), а служебные морфемы – связанными (употребляются только при корне, в сочетании с ним). В то же время среди корневых морфем возможны корни связанные, а среди служебных – морфемы свободные, или относительно связанные. В этом проявляется некоторое сходство между корневыми и служебными морфемами.

Свободными (относительно связанными) служебными морфемами называются аффиксы, формально и семантически соотносящиеся с самостоятельными корневыми словами, т.е. употребляющиеся параллельно с ними в тех же значениях, например, глагольный префикс до- (ср.: добежать, донести, доиграться) и предлог до (подробнее об этом говорится в § 84).

Связанными корнями принято называть такие корневые морфемы, которые в современном языке употребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (префиксами, суффиксами), вне сочетания с ними не встречаются. В русском языке связанными являются корни таких слов, как, например: агит- атор, агит -ация, агит -ировать; реценз- ист, реценз- ия, реценз -ировать; роб-кий, роб-ость, роб-е ть; на-де-ть, о-де-ть, раз-де -ть; в-верг-нуть, с-верг-иуть, от-верг-нуть, опро-верг-нуть, ниспро-верг-нуть. Подобные (связанные) корни имеются и в других языках, например, в германских. В лингвистической литературе они иллюстрируются такими словами: английские ard- ent (пылкий), jeal- ons (ревнивый), rauc -ous (хриплый); немецкое fert- ig (готовый) и другие подобные. Корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов, называются свободными. (Вопрос о свободных и связанных корнях в русском языке подробно рассматривается в курсе "Современный русский язык".)

§ 88. Наряду с корневыми и служебными морфемами многие современные лингвисты особо выделяют морфемы, занимающие промежуточное положение между теми и другими, которые называются аффиксоидами, или полуаффиксами. Это такие морфемы, которые совмещают отдельные признаки и корневых, и служебных морфем. "Аффиксо́ид (от аффикс и греч. eidos – вид) – компонент сложного или сложносокращенного слова.., повторяющийся с одним и тем же значением в составе ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции (способность образовывать новые слова с тем же компонентом) к аффиксу – суффиксу (для последних компонентов сложений) или префиксу (для первых компонентов)".

Как видно из приведенного определения, аффиксоиды (полуаффиксы) могут занимать в слове разное место по отношению к корню. Одни из них располагаются перед обычным (полноценным) корнем, другие – после него. Аффиксоиды, располагающиеся после корня, называются суффиксоидами, или полусуффиксами. Это конечные компоненты таких слов, как, например: русские паро-ход, тепло-ход, электро-ход, везде-ход, тихо-ход; паро-воз, тепло-воз, электро-воз; олене-вод, птице-вод, пчело-вод; пуле-мет, мино-мет, гранато-мет; трудо-способн-ый, бое-способн-ыи ; немецкие Arbeits-mann "рабочий" (ср.: Arbeit – "работа" и Мапп – "мужчина, человек"), Kauf-шгш – "купец, торговец" (ср. kaufen – "покупать"), Sее-тапп – "моряк" (ср. See – "море"); Arbeits-los – "безработный" (ср.: Arbeit – "работа" и los – "свободный"), hoffnungs-/os – "безнадежный" (ср. Hoffnung – "надежда"); английские clock-smith – "часовщик" (ср. clock – "часы" и smith – "мастер по металлу"), gold-smith – "ювелир" (ср. gold – "золото"), black-smith – "кузнец" (ср. black – "черный"), Аффиксоиды, находящиеся перед корнем, называются префиксоидами, или полупрефиксами. Это начальные компоненты некоторых сложных слов, например: русские пол -ведра, пол- года, пол -часа; полу -месяц, полушубок, полу -голодный, полу- живой, полу -сидеть, полу -потух путь; само -затцита, само -лечение, сам о-обслуживание; немецкие Hoch- achtung – "глубокое уважение" (ср.: hoch – "высокий, знатный", Achtung – "внимание, почтение, уважение"), hoch- fein – "очень тонкий, изысканный; высокого качества" (ср.: fein – "тонкий, нежный, чуткий").

Аффиксоидами (полуаффиксами) обычно называются морфемы, соотносящиеся с корнями знаменательных слов (как в приведенных выше примерах). В то же время в качестве аффиксоидов иногда рассматриваются морфемы, которые соотносятся со словами служебными, например предлогами (или предлогами-наречиями), такие, как немецкие auf – в составе глагола aufstchen (вставать, подниматься), mit – в mitgehen (идти вместе, сопровождать), nach – в nachlaufen (бегать вслед, гнаться) и т.п., или русские до- в добежать , из- в извлечь и другие подобные.

Сходство аффиксоидов с корневыми морфемами проявляется в следующем: 1) как и прочие корни, они могут употребляться вне сочетания с другими корневыми морфемами или в отрыве от них; 2) их значения в основном соотносительны с лексическими значениями обычных корневых морфем или основ; 3) при них часто сохраняется соединительный элемент, что характерно для производных слов, образованных путем соединения разных основ или корней (ср.: немецкие Arbeit-s-mann, arbeit-s-los, hoffnung-s-los, русские пар-о-воз, тепл-о-ход, пул-е-мет и другие подобные. Сходство аффиксоидов с обычными аффиксами обнаруживается в том, что их значения ввиду регулярности употребления приобретают обобщенный характер, они выражают "обощенно словообразовательную семантику". Сходство значений аффиксоидов и обычных аффиксов подтверждается тем, что в ряде случаев те и другие употребляются параллельно, в сочетании с одними и теми же корнями (ср„ например: русские славяновед и славист, рыболов и рыбак, садовод и садовник, Волгоград и Волжск, полумрак и сумрак, немецкие Arbeilsmann и Arbeiter. Показательно и то, что значения, которые в том или ином языке обычно выражаются с помощью аффиксоидов, в других языках могут быть выражены при помощи обычных аффиксальных морфем (ср.: немецкое Seemann и русское моряк, немецкое Каиfтапп и русское купец, торговец, немецкое arbeitslos и русское безработный ; английское clocksmith и русское часовщик и др.

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.


Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.


В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом, конь, мать, ночь
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин, окон, солдат , армий
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров, рад, счастлив
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал, писал, считал
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал бы, написал бы, сосчитал бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши, читай, считай
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.: написан, прочитан

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Морфема – это наименьшая значимая единица языка, в которой заключено лексическое или грамматическое значение. Слова состоят из морфем.

Морфемы делятся на корневые и служебные .

Корень – это общая часть родственных слов.

Сравним слова: Вода – водить; водить – вождение. В первой паре слов корень ВОД . Однако слова не являются однокоренными, так как лексическое значение корня разное. Это омонимичные корни.

Во второй паре представлены различные варианты одного и того же корня, связанные с историческим чередованием согласных. Это однокоренные слова: вождение – это умение водить.

Корень является обязательной морфемой, присутствующей в каждом слове.

Служебные морфемы называются аффиксами , что в переводе с латинского означает прикреплённый.

Существуют 2 классификации аффиксов:

1) по расположение по отношению к корню;

2) по функции.

Аффиксы делятся на:

приставки (префиксы) – стоят перед корнем (пригород),

суффиксы – стоят после корня перед окончанием или на конце слов (школьный, быстро);

постфиксы – стоят после окончания или формообразующего суффикса (умывалась, какой-то);

соединительные гласные (интерфиксы) – стоят между корнями в сложных словах (сухофрукты, юго-запад);

окончание – стоит на конце слов или перед постфиксом (умывала, умывалась – окончание А).

Значение аффиксов может быть словообразующие и словоизменительные - формообразующие.

Словообразующие аффиксы предназначены для образования новых слов и имеют лексическое значение.

К ним относятся:

а) приставки - город - пригород (место вблизи города);

б) суффиксы школа – школьник (учащийся школы);

в) постфиксы - умывать – умываться (умывать себя), какой – какой-то (неизвестно какой);

г) соединительные гласные, которые выполняют соединительную функцию: сухие фрукты – сухофрукты.

Формообразующие морфемы служат для образования различных форм одного и того же слова и имеют грамматическое значение.

Основной формообразующей морфемой в русском языке является окончание .

Окончание – это изменяемая морфема, служащая для связи слов в предложении. В окончании может быть заключено несколько грамматических значений. Так в форме существит. «стол» нулевое окончание указывает на муж. род, ед. число, им. пад, а в форме «столах» оконч. АХ указывает на мн. число предл. падеж.

Неизменяемые слова не имеют окончаний. Сравним: окно – окна; пальто.

Некоторые формы прилагательных и глаголов образуются при помощи формообразующих суффиксов .

Формообразующие суф. прилагат. – это суф.степеней сравнения: сравнительной степени – ЕЕ, Е, ШЕ (сильный – сильнее ; сладкий – слаще ; тонкий – тоньше ); превосходной степени – ейш, айш, ш (сильнейший , тончайший , высший ).

Некоторые формы глаголов образуются с помощью суффиксов: инфинитив ТЬ , ТИ (читать, нести); прошедшее время – Л, нулевой суффикс (несла, нес); повелит.наклонение - И , нулевой суффикс (беги, брось).

Форма множ.числа в повелит.наклонении образуется при помощи формообразующего постфикса ТЕ (бегите, бросьте).

В каждом слове можно выделить основу - часть слова с лексическим значением. Поэтому в основу не входят формообразующие суффиксы и постфиксы. Например, основа слова «умывалась» - «умыва – ся»; окончание А и суффикс прошедшего времени Л в основу не входят.

Основы можно разделить на непроизводные и производные .

Непроизводные не произведены от основ других слов и равны корню: школа.

Производные произведены от других основ и включают в себя словообразующие морфемы: пришкольный – находящийся при школе.