Мозг — основа слаженной работы организма. Как работает и из чего состоит память любого человека


Головной мозг это сложная саморегулирующаяся система, обеспечивающая высшие вегетативные функции и личность человека. Головной мозг – совокупность серого и белого вещества, осуществляющая регуляцию и функции всех органов и систем организма человека. Головной мозг неотъемлемо сообщён с каждой клеткой организма посредством проводящих путей и управляет им посредством аксонов и дендритов, нейронов и нейритов.

Головной мозг является единственным различием между людьми. Организм всех людей имеют одинаковую структуру, при травме любого органа жизнь сохраняется, сознание не нарушается. Головной мозг чувствителен к недостатку кислорода, при любых изменениях жизнь сохраняется, а сознание может быть утеряно. Именно по этой причине данный орган заключен в мощный костный каркас – череп.

Головной мозг представлен стволом, мозжечком, средним мозгом, промежуточным мозгом, конечным мозгом. Состоит он из белого и серого вещества. Серое вещество – это тела нервных клеток, а белое – отростки. Более 85% головного мозга состоит из белого вещества.

Конечный мозг – самый сложный отдел головного мозга, представленный базальными ядрами и полушариями, окутанными корой.

Других отделы головного мозга выполняют вегетативные функции, выполняемые без участия человеческого сознания. Большинство данных функций протекают преимущественно ночью:

  • регуляция сосудистого тонуса,
  • продукция либеринов,
  • продукция гормонов, иных биологически активных веществ.

Мозг – самый энергозатратный орган, большинство времени он пытается экономить. Леность – одна из форм экономии энергии.

Головной мозг и память

Память – это совокупность информации от различных органов чувств. Вспомнить запах или вкус – несложные задачи для головного мозга, аналитическая информация: цифры, буквы, слова – более сложный аналитический компонент. В головном мозге за сохранение памяти отвечают специализированные центры: гиппокамп и фрагменты обонятельного мозга, лимбической системы.

Информация, воспринимаемая органами чувств, преобразуется в электрохимический стимул (ионный ток), распространяющийся до центров головного мозга, где преобразуется в информационные сигналы. После анализа, информация может быть передана на более глубокий центр – гиппокамп, записывающий информацию. Стимулы провоцируют синтез быстрых белков в нейронах гиппокампа. Следует считать, что память – это белки . Память – это информация о прошедших событиях, которая может быть использована при необходимости. Быстрой или кратковременной памятью является формирование кратковременных синапсов.

Головной мозг и функции тела

Функции тела, движения, подчиняются определенным правилам. Процесс зарождается в коре головного мозга, а именно в предцентральной извилине, где в четвёртом слое находятся клетки Беца, способные генерировать импульсы.

Клетка Беца генерирует импульс, по проводящим путям направляемый передним рогам спинного мозга. Второй нейрон передает импульс к мышце, которая и сокращается. Путь длинный и сложный, при этом осуществляется за 0, 5 секунды.

Ученные рассматривают кору лобной области как совокупность образований, которые проявляют с раннего возраста выраженную индивидуальность в анатомическом строении. Среди этих образований есть те, которые является новыми, «человеческими » полями, которые развиваются в более позднем возрасте. К ним можно отнести 46 поле.

Поле 46 является «человеческим полем», т.к является эволюционным новообразованием, которое поздно дифференцируется. Поле 46 созревает последним и достигает 630% от начального размера. Т.к. это поле является тормозным, можно заметить, что дети не контролируют свои движения и хватают все, что плохо лежит. Такое поведение характерно мартышкам.

Общее

Специально развить лобные доли головного мозга у детей невозможно. В обществе бытует неправильно мнение о том, что физическая активность способствует усиленному кровообращению мозга, тем самым развивает все участки мозга. Физическая активность наполняет моторно-двигательные центры мозга, при этом остальные участки мозга ‘отдыхают ‘, т.к. при выполнении разных задач мозг задействует определенные центры, а не весь мозг.

Исходя из вышесказанного, чтобы определить упражнения для развитие лобных долей, нужно узнать, за какие функции отвечает лобные доли, при выполнении которых мы сможем развивать лобные доли.

Лобная доля как и другие состоит из и веществ.

Расположение

Лобная доля располагается в передних отделах полушарий. Лобную долю от теменной отделяет центральная борозда, а от височной — боковая борозда. Анатомически состоит из четырех извилин — вертикальная и три горизонтальных. Извилины отделяются бороздами. Лобная доля составляет треть массы коры.

Возложенные функции

Эволюционно так сложилось, что активное развитие лобных долей связанно не с мыслительной и интеллектуальной деятельностью. Лобные доли возникли у человека эволюционным путем. Чем больше человек мог делиться пищей в своей общине, тем больше вероятность того, что община могла выжить. У женщин лобные доли возникали с конкретной целью — деление пищей. Мужикам же эта область досталась в качестве подарка. Не имея тех возложенных задач, что лежат на плечах женщины — мужики стали использовать лобные доли самыми разными способами (думать, строить и тд), для проявления Доминантности.

По сути, лобные доля являются тормозными центрами . Также многие спрашивают, за что отвечает левая или правая лобная доля мозга. Вопрос поставлен не верно, т.к. в левом и правом лобных долях располагаются соответствующие поля, которые и отвечают за конкретные функции. Если обозначить грубо, то лобные доли отвечают за:

  • мышление
  • координация движений
  • осознанный контроль поведения
  • центры памяти и речи
  • проявление эмоций

Какие поля входят

Поля и подполя отвечают за конкретные функции, которые обобщены под лобными долями. Т.к. полиморфизм мозга огромен, комбинация размеров разных полей и составляет индивидуальность человека. Почему говорят, что со временем человек меняется. На протяжении всей жизни нейроны умирают, а оставшиеся формируют новые связи. Это и вносит дисбаланс в количественном соотношении связей между разными полями, которые отвечают за разные функции.

Мало того, что у разных людей размеры полей разные, так и некоторые люди могут и не иметь этих полей во все. Полиморфизм был выявлен советскими исследователями С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Ю.Г. Шевченко. Они показали, что индивидуальные способы строения коры мозга внутри одной этнической группы настолько большие, что нельзя увидеть каких-либо общих признаков.

  • Поле 8 — находится в задних отделах средней и верхней лобной извилин. Имеет центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 — дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 — Передняя префронтальная кора
  • Поле 11 — обонятельная область
  • Поле 12 — контроль над базальными ганглиями
  • Поле 32 — Рецепторная область эмоциональных переживаний
  • Поле 44 — Центр Брока (обработки информации расположения тела относительно других тел)
  • Поле 45 — музыкальный и моторный центр
  • Поле 46 — двигательный анализатор поворота головы и глаз
  • Поле 47 — ядерная зона пения, речедвигательная составляющая
    • Подполе 47.1
    • Подполе 47.2
    • Подполе 47.3
    • Подполе 47.4
    • Подполе 47.5

Симптомы поражения

Симптомы поражения выявляются таким образом, что выделенные функции перестают адекватно выполнятся. Главное не перепутать некоторые симптомы с ленью или навязанными мыслями по этому поводу, хотя это и есть частью заболеваний лобных долей.

  • Неконтролируемые хватательные рефлексы (Рефлекс Шустера)
  • Неконтролируемые хватательные рефлексы при раздражении кожи руки у основания пальцев (Рефлекс Янишевского-Бехтерева)
  • Разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы (Симптом Германа)
  • Поддержания неудобного положения руки (Симптом Барре)
  • Постоянное потирание носа (Симптом Дуффа)
  • Нарушение речи
  • Потеря мотивации
  • Невозможность сконцентрироваться
  • Нарушение памяти

Такие симптомы могут вызывать следующие травмы и болезни:

  • Болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височное слабоумие
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты
  • Онкологические заболевания

При таких заболеваниях и симтомах человека можно не узнать. Человек может потерять мотивацию, у него размываются чувства определения личных границ. Возможны импульсивное поведение связанное с удовлетворением биологических потребностей. Т.к. нарушение лобных долей (тормозных) открывает границы биологическому поведению, которым управляет лимбическая система.

Ответы на популярные вопросы

  • где находится речевой центр в головном мозге?
    • Находится в центре Брока, а именно в заднем отделе нижней лобной извилины
  • Где находится центр памяти в головном мозге?
    • Память бывает разная (слуховая, зрительная, вкусовая и тд). Зависимо от того, какой центр обрабатывает определенные сенсоры, в тех центрах и хранится информация от этого сенсора

Представление человека о памяти зависит от духа времени и связано с актуальными возможностями техники запоминания. В наши дни часто память сравнивают с жестким диском компьютера, на котором мы сохраняем информацию и выученный материал, а затем при необходимости снова им пользуемся. Однако в большей степени головной мозг по принципу организации напоминает безграничную мировую сеть Интернет.

Аристотель был убежден в том, что память покоится в сердце, и там хранятся воспоминания, Платон в 400 году до нашей эры считал, что память находится в душе и представляет собой восковую табличку: «То, что отпечатывается на ней, мы помним. Если же что-то стерлось или совсем не смогло оставить следа, эту вещь мы забываем и не знаем». После распространения книгопечатания память стали сравнивать с библиотекой. Изобретение фото- и кинокамеры, а также магнитофонной ленты наглядно нам показало, каким образом головной мозг записывает знания и воспроизводит их впоследствии.

По счастью, наш головной мозг — это не груда аппаратного оборудования весом в 1,3 килограмма, которому все равно, какое программное обеспечение на него устанавливают, так что сравнение с жестким диском компьютера все-таки неправомерно. Наш головной мозг потому так хорошо работает — и не отказывает, — что постоянно приспосабливается к нашему «программному обеспечению». В головном мозге человека практически невозможно даже условное разделение на аппаратное и программное обеспечение. Ячейка памяти в нем может включать до 100 миллиардов нервных клеток, а нейронные связи между ними постоянно активно перестраиваются и разрушаются. На протяжении всей жизни структуры головного мозга подстраиваются под приобретенный жизненный опыт и окружение. Наш мозг — это не статический орган, он обладает необыкновенной гибкостью. Процесс приспособления мозга в науке обозначается термином «нейропластичность «. Мозг не только сохраняет информацию, как это делает компьютер, он автоматически ее интерпретирует.

Сравнение мозга с сетью Интернет тоже нельзя назвать совершенно удачным, так как наш головной мозг представляет собой систематическую сеть, то есть работает со смыслом. Когда из памяти всплывает имеющаяся информация, мозг стремится обнаружить в ней «нечто разумное» и дает нам сигнал, удалось это или нет. Такого Интернет пока не может.

Головной мозг — основа нашей памяти . То, что мы сами узнаем и изучаем, образует структуры нашего мозга и тем самым нашу память. Головной мозг, как и память каждого человека, уникален — даже однояйцевые близнецы имеют разный, сформированный их собственным опытом головной мозг.

Выше всего нейропластичность головного мозга в детском возрасте. Именно поэтому этот период жизни так важен для развития самосознания, личности, ума, а также отношения к учебе. Уже во время внутриутробного развития закладывается анатомия мозга и грубая система связей в нем. Индивидуальная тонкая система связей формируется с рождения последовательно посредством воздействия окружения. Нейроны пытаются образовать друг с другом связь. Нейронная сеть возникает по первоначальному примеру, заложенному генетически: чувства и знания образуют в некотором роде уникальную сеть дорог, в которой конструируются магистрали для основополагающих мыслительных процессов. Эта «главная сеть путей сообщения» сохраняется для последующих учебных процессов. Дополнительные пути сообщения неизменно достраиваются, сеть становится все шире и «оживленнее». Если же внешние раздражители или учебные процессы отсутствуют, существующие нервные волокна между нейронами исчезают в течение нескольких дней, так как в системе головного мозга имеется механизм ликвидации неиспользуемых нейронных цепей. Сенсорные области головного мозга развиваются в раннем детстве, эмоциональная система развивается до переходного возраста, а развитие фронтальных долей головного мозга, обители интеллекта, происходит вплоть до двадцати лет.

При этом в определенные периоды в головном мозге закладывается основа для интеллектуальных способностей и манеры поведения в более позднее время. Анатомия мозга и динамика его структурирования развиваются толчками. В критические периоды головной мозг особенно чувствителен к влиянию окружающего мира. Важный толчок происходит во время первых двух лет жизни. В это время массово возникают контакты между нервными клетками (синапсы), которые затем — в зависимости от того, используются они или нет — выборочно удаляются. Дальнейшая перестройка нейронных связей происходит еще раз во время переходного возраста, прежде всего в лобных долях головного мозга, которые контролируют долгосрочное планирование, а также .

Головной мозг человека разделен на две части: левое полушарие отвечает за правую половину тела, правое полушарие «руководит» левой половиной тела. Нервные клетки коры головного мозга получают электрические и химические сигналы от органов чувств. Почти каждая часть тела через периферические нервы посылает сигналы головному мозгу. Например, если человек кончиком среднего пальца на левой руке коснется струны скрипки, осязательное тельце кончика пальца создаст импульсы, которые передаются по нервным волокнам и доходят до нейронов правой половины головного мозга, отвечающих за кончик этого пальца. Нейроны перерабатывают и кодируют сигнал в смысловую информацию. Это значит: они представляют что-то. В коре головного мозга имеются нейроны, представляющие отдельные кончики пальцев, или нейроны, представляющие губы или позвоночник. В нашем головном мозге имеется так называемая «карта» нашего тела, возникающая еще в утробе матери.

Если ребенок еще совсем в юном возрасте начинает учиться играть на скрипке и каждый день кончиками пальцев левой руки упражняется со струнами скрипки, это оказывает большое влияние на его головной мозг. При этом увеличивается не число нейронов, а в несколько раз вырастает число синапсов. Каждая нервная клетка контактирует с тысячами и даже десятками тысяч других нервных клеток. Если нервная клетка получает внешнее раздражение, то с помощью химических веществ через узлообразные соединения она отправляет сигнал связанным с ней нейронам. Если две нервные клетки связаны между собой и одновременно активируются, синапсы между этими нервными клетками укрепляются. Чем чаще в головном мозге происходит такое «синхронное воспламенение», тем лучше скрепляется сеть нейронов и тем интенсивнее и долговечнее будет воспоминание. Таким образом, если ребенок часто и регулярно упражняется в игре на скрипке, в результате синхронной активации одних и тех же сенсорных и моторных процессов больше и сильнее становятся определенные синапсические соединения. Кончики пальцев левой руки сильнее представлены в головном мозге юного скрипача и занимают значительно больше места, чем у ребенка такого же возраста, не играющего на этом инструменте. Менее частые действия получают гораздо меньшую площадь в мозге.

Наряду с отражением в коре головного мозга, представляющей как бы карту нашего тела, реакция происходит и в задних областях мозга, отражающих состояние чувств нашего тела, как, например, расположение или гнев, спокойствие или отвращение. Когда юная скрипачка берет в руки скрипку, то при одном только взгляде на инструмент она испытывает приятное чувство. Если ученика с учителем складывается из неприятных моментов, то при воспоминании об учителе у ученика возникнет чувство враждебности. Это происходит помимо нашей воли. Молодая девушка при одном только взгляде своего нового друга «заливается румянцем» — это указывает, насколько сильную реакцию молодой человек вызвал в мозговых извилинах своей возлюбленной. Эти отражения внешнего мира в нас могут меняться: как только мы расстаемся с любимым, изменяется и состояние наших чувств. Если вдруг учитель становится внимательным, понимающим и постоянно хвалит, то соответствующие реакции в головном мозге ученика меняются и активируются.

Где находится память?

Долгое время считалось, что клетки головного мозга взрослого человека больше не делятся, а отмершие клетки головного мозга не могут восстанавливаться. Однако в 1990-е годы общественность взбудоражило новое открытие в области головного мозга: оказалось, что в гиппокампе, маленькой внутренней части головного мозга, и у взрослого человека могут появляться новые нервные клетки. Гиппокамп активизируется при изучении чего-либо нового и как «организатор» решает, в какую ячейку памяти коры головного мозга сложить поступающие данные. Гиппокамп способен даже расти, что немаловажно для учебного процесса. Исследование мозга лондонских таксистов помогло подтвердить значение роста клеток в гиппокампе. Оказывается, они в среднем имеют больший гиппокамп, чем остальные люди. Причиной этого явления неврологи считают тот факт, что таксисты в этом городе, насчитывающем семь с половиной миллионов жителей, должны сильнее, чем другие люди, тренировать свое чувство ориентации и память на местность. Кроме того, им приходится регулярно сдавать сложный экзамен, который требует многомесячного изучения сети улиц Лондона. Невероятное сплетение улиц 33 районов на почти 160 квадратных километрах подвергают напряжению гиппокамп таксистов настолько, что он вырастает до необыкновенных размеров.

Наша память не сортируется по предметам и не имеет какого-либо центра, где могли бы скапливаться все сохраненные факты. В головном мозге царит совершенно иной порядок: память различается по содержанию и времени. Головной мозг имеет различные системы памяти, в которых откладываются различные знания и опыт соответственно различным функциям. Выделяют кратковременную и долговременную память. Память сохраняет как осознанные, так и неосознанные события, и сохранение происходит не обязательно в тех же структурах головного мозга, что и воспоминания. Пока события и факты ищут свое место в долговременной памяти, которая хранится в отдельных системах по всей коре головного мозга, проходит очень много времени. Гиппокамп, который является прежде всего фильтром или промежуточным запоминающим устройством для фактов и автобиографических воспоминаний, решает, обрабатывать полученную информацию дальше или нет и найдется ли в долговременной памяти место для новых знаний.

По этой причине у школьников порой возникают сложности с запоминанием и воспроизведением материала. Даже увлеченный географией ученик может не запомнить надолго скучные сведения об экономическом развитии и специализации различных регионов Аргентины, но он, скорее всего, легко вспомнит название столицы Аргентины Буэнос-Айрес, а также субтропические леса и их обитателей. Насколько глубоко отложились в его памяти знания об этой стране, покажет итоговая контрольная работа в конце четверти.

Мозг – это мощный управляющий центр, который отправляет команды по всему организму и контролирует ход их выполнения. Именно благодаря ему мы воспринимаем мир и способны с ним взаимодействовать. То, какой мозг имеет современный человек, его интеллект, мышление, стали результатом миллионов лет непрерывной эволюции человечества, его строение уникально.

Для головного мозга характерно разделение на зоны, каждая из которых специализируется на выполнении своих специфических функций. Важно располагать информацией о том, какие функции выполняет каждая зона. Тогда можно легко понять, почему появляются специфические симптомы при таких распространенных заболеваниях, как болезнь , Альцгеймера, инсульт и др. Нарушения можно регулировать медикаментозно, а также при помощи специальных упражнений, физиопроцедур.

Головной мозг структурно делится на:

  • задний;
  • средний;
  • передний.

У каждого из них своя роль.

У эмбриона голова развивается быстрее, чем другие части тела. У месячного эмбриона можно легко рассмотреть все три отдела головного мозга. В этот период они имеют вид «мозговых пузырей». Головной мозг новорожденного – самая развитая система в его организме.

Ученые относят задний и средний мозг к более древним структурам. Именно на эту часть возложены самые важные функции – поддержание дыхания и кровообращения. Границы их функций имеют четкое разделение. Каждая извилина выполняет свою работу. Чем более выраженной в ходе развития становилась борозда, тем больше функций она могла выполнить. А вот передний отдел обеспечивает все, что связывает нас с внешней средой (речь, слух, память, способность к мышлению, эмоции).

Бытует мнение, что мозг женщины меньше, чем мозг мужчины. Данные современных аппаратных исследований, в частности на томографе, не подтвердили это. Такое определение можно смело назвать ошибочным. Мозг разных людей может отличаться по размеру, весу, но это не зависит от гендерной принадлежности.

Зная структуру головного мозга, можно разобраться в том, почему появляются те или иные заболевания, от чего зависит их симптоматика.

Структурно головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Внешне они очень похожи и соединены между собой огромным количеством нервных волокон. У каждого человека одна сторона является доминантной, у правшей – левая, а у левшей – правая.

Также выделяют четыре доли мозга. Четко можно проследить, как разграничиваются функции долей.

Что собой представляют доли

Кора головного мозга имеет четыре доли:

  1. затылочная;
  2. теменная;
  3. височная;
  4. лобная.

У каждой доли есть пара. Все они отвечают за поддержание жизненных функций тела и контакт с окружающим миром. Если происходит травма, воспаление или заболевание мозга, функции пораженного участка могут быть полностью или частично утрачены.

Лобные

Эти доли имеют фронтальное расположение, они занимают область лба. Разберемся, за что отвечает лобная доля. Лобные доли головного мозга отвечают за отправку команд всем органам и системам. Их можно образно назвать «командным пунктом». Можно долго перечислять все их функции. Эти центры отвечают за все действия и обеспечивают главнейшие человеческие качества (инициативность, самостоятельность, критическая самооценка и т.д.). При их поражении человек становится беззаботным, переменчивым, его устремления не имеют смысла, он склонен к неадекватным шуткам. Такие симптомы могут указывать на атрофию лобных долей, ведущую к пассивности, которую легко принять за лень.

У каждой доли есть доминантная и вспомогательная часть. У правшей доминантной стороной будет левая область и наоборот. Если разделять их, легче понять, какие функции закреплены за конкретной областью.

Именно лобные доли управляют человеческим поведением. Эта часть мозга посылает команды, которые не дают выполнить определенное антисоциальное действие. Легко заметить, как у дементных пациентов поражается данная зона. Внутренний ограничитель отключается, и человек может неустанно использовать нецензурную лексику, позволять себе непристойности и т.д.

Лобные доли головного мозга также несут ответственность за планирование, организацию произвольных действий, освоение необходимых навыков. Благодаря им, те действия, которые поначалу кажутся очень сложными, со временем доводятся до автоматизма. А вот при повреждении этих участков человек выполняет действия каждый раз будто заново, автоматизм при этом не вырабатывается. Такие больные забывают, как пойти в магазин, как готовить и т. д.

При повреждении лобных долей может наблюдаться персеверация, при которой больные буквально зацикливаются на выполнении одного и того же действия. Человек может повторять одно и то же слово, фразу или постоянно бесцельно перекладывать предметы.

В лобных долях есть главная, доминантная, чаще всего левая, доля. Благодаря ее работе организуется речь, внимание, абстрактное мышление.

Именно лобные доли отвечают за поддержание тела человека в вертикальном положении. Больные с их поражением отличаются сгорбленной позой и семенящей походкой.

Височные

Они отвечают за слух, превращая звуки в образы. Именно они обеспечивают восприятие речи и коммуникацию в целом. Доминантная височная доля головного мозга позволяет наполнить смыслом услышанные слова, подобрать нужные лексемы для того, чтобы выразить свою мысль. Недоминантная помогает распознать интонацию, определить выражение человеческого лица.

Передние и средние височные отделы отвечают за обоняние. Если в пожилом возрасте оно теряется, это может сигнализировать о зарождающейся .

Гиппокамп отвечает за долговременную память. Именно он хранит все наши воспоминания.

Если поражены обе височные доли, человек не может усвоить зрительные образы, становится безмятежным, а его сексуальность зашкаливает.

Теменные

Для того чтобы разобраться в функциях теменных долей, важно понять, что доминирующая и не доминирующая сторона будут выполнять разную работу.

Доминирующая теменная доля головного мозга помогает осознать устройство целого через его части, их структуру, порядок. Благодаря ей, мы умеем складывать отдельные части в целое. Очень показательным в этом есть умение читать. Чтобы прочесть слово, нужно сложить буквы в одно целое, а из слов необходимо составить фразу. Так же проводятся манипуляции с числами.

Теменная доля помогает связать отдельные движения в полноценное действие. При расстройстве данной функции наблюдается апраксия. Больные не могут выполнить элементарные действия, например, не способны одеться. Это бывает при болезни Альцгеймера. Человек просто забывает, как делать нужные движения.

Доминантная область помогает ощущать свое тело, различать правую и левую стороны, соотносить части и целое. Такая регуляция участвует в пространственной ориентации.

Недоминантная сторона (у правшей она правая) комбинирует информацию, которая поступает из затылочных долей, позволяет в трехмерном режиме воспринимать окружающий мир. Если недоминантная теменная доля нарушается, может появиться зрительная агнозия, при которой человек не способен распознать предметы, пейзаж и даже лица.

Теменные доли принимают участие в восприятии боли, холода, тепла. Также их функционирование обеспечивает ориентацию в пространстве.

Затылочные

В затылочных долях перерабатывается зрительная информация. Именно этими долями головного мозга мы фактически «видим». Они считывают сигналы, которые поступают от глаз. Затылочная доля отвечает за обработку информации о форме, цвете, движении. Затем теменная доля превращает эту информацию в изображение трехмерного характера.

Если человек перестает узнавать привычные предметы или близких людей, это может сигнализировать о нарушении работы затылочной или височной доли мозга. Мозг при ряде заболеваний утрачивает способность обрабатывать полученные сигналы.

Как соединяются полушария головного мозга

Полушария соединяет мозолистое тело. Это крупное сплетение нервных волокон, по которым сигнал передается между гемисферами. Также в процессе соединения участвуют спайки. Есть спайка задняя, передняя, верхняя (спайка свода). Подобная организация помогает разделить функции мозга между его отдельными долями. Эта особенность вырабатывалась на протяжении миллионов лет непрерывной эволюции.

Вывод

Итак, каждый отдел несет свою функциональную нагрузку. Если же отдельная доля страдает из-за травмы или заболевания, часть ее функций может взять на себя другая зона. В психиатрии накопилось немало свидетельств о таком перераспределении.

Важно помнить, что мозг не может полноценно работать без питательных веществ. Рацион должен отличаться разнообразием продуктов, из которых нервные клетки получат необходимые вещества. Также важно улучшать кровоснабжение мозга. Ему способствуют занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, умеренное количество пряностей в рационе.

Последнее обновление: 30/09/2013

Человеческий мозг до сих пор остаётся загадкой для учёных. Он является не только одним из самых важных органов человеческого тела, но и самым сложным и малоизученным. Узнайте больше о самом загадочном органе человеческого тела, ознакомившись с данной статьёй.

«Мозг Введение» - кора головного мозга

В этой статье вы узнаете об основных составляющих мозга, а также о том, как мозг работает. Это вовсе не является каким-то углублённым обзором всех исследований особенностей мозга, ведь такая информация заняла бы целые стопки книг. Основной же целью этого обзора является ваше ознакомление с основными составляющими мозга и функциями, которые они выполняют.

Кора головного мозга является составляющим, благодаря которому человеческое существо является уникальным. За все присущие исключительно человеку черты, включая более совершенное умственное развитие, речь, сознание, а также способность мыслить, рассуждать и воображать, отвечает кора головного мозга, так как все эти процессы происходят именно в ней.

Кора головного мозга является как раз тем, что мы видим, когда смотрим на мозг. Это внешняя часть головного мозга, которую можно разделить на четыре доли. Каждая выпуклость на поверхности мозга известна как извилина , а каждая выемка - как борозда .

Кору головного мозга можно разделить на четыре секции, которые известны как доли (см. изображение выше). Каждая из долей, а именно лобная, теменная, затылочная и височная, отвечает за определённые функции, начиная от способности к рассуждению и заканчивая слуховым восприятием.

  • Лобная доля расположена в передней части мозга и отвечает за способность рассуждать, двигательные навыки, познавательные способности и речь. В задней части лобной доли, рядом с центральной бороздой, лежит двигательная кора мозга. Эта область получает импульсы от разных долей головного мозга и использует эту информацию для приведения в движение частей тела. Повреждение лобной доли мозга может привести к сексуальным расстройствам, проблемам с социальной адаптацией, снижению концентрации внимания, или же способствовать увеличению риска наступления таких последствий.
  • Теменная доля расположена в средней части мозга и отвечает за обработку осязательных и сенсорных импульсов. Сюда относятся давление, осязание и боль. Часть мозга, известная как соматосенсорная кора, находится именно в этой доле и имеет большое значение для восприятия ощущений. Повреждение теменной доли может привести к проблемам с вербальной памятью, нарушению способности контролировать взгляд, а также к проблемам с речью.
  • Височная доля расположена в нижней части головного мозга. В этой доле также находится первичная слуховая кора, необходимая для интерпретации звуков и речи, которые мы слышим. Гиппокампус также находится в височной доле - вот почему эта часть мозга связана с формированием памяти. Повреждение височной доли может привести к проблемам с памятью, языковыми навыками и восприятием речи.
  • Затылочная доля расположена в задней части мозга и отвечает за интерпретацию зрительной информации. Первичная зрительная кора, которая получает и обрабатывает информацию с сетчатки глаза, находится именно в затылочной доле. Повреждение этой доли может вызвать проблемы со зрением, такие как трудности в распознавании объектов, текстов, а также неспособность различать цвета.

Ствол мозга состоит из так называемых заднего мозга и среднего мозга. Задний мозг, в свою очередь, состоит из продолговатого мозга, варолиева моста и ретикулярной формации.

Задний мозг

Задний мозг является структурой, соединяющей спинной мозг к головному мозгу.

  • Продолговатый мозг расположен прямо над спинным мозгом и контролирует многие жизненно важные функции вегетативной нервной системы, включая частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
  • Варолиев мост соединяет продолговатый мозг с мозжечком и помогает в координации движения всех частей тела.
  • ретикулярная формация является нейронной сетью, расположенной в продолговатом мозге и способствующей контролю таких функций, как сон и внимание.

Средний мозг является самой маленькой областью головного мозга, которая действует как своего рода ретрансляционная станция для слуховой и зрительной информации.

Средний мозг контролирует многие важные функции, включая зрительную и слуховую системы, а также движение глаз. Части среднего мозга, называемые как «красное ядро » и «чёрное вещество », участвуют в контроле движения тела. Чёрное вещество содержит большое количество дофамин-продуцирующих нейронов, расположенных в нём. Дегенерация нейронов в чёрном веществе может привести к болезни Паркинсона.

Мозжечок, также называемый иногда как «малый мозг », лежит на верхней части варолиева моста, за стволом мозга. Мозжечок состоит из небольших долей и получает импульсы от вестибулярного аппарата, афферентных (сенсорных) нервов, слуховой и зрительной систем. Он участвует в координации движения, а также отвечает за память и способность обучения.

Расположенный над стволом мозга таламус обрабатывает и передаёт моторные и сенсорные импульсы . По существу, таламус является ретрансляционной станцией, принимающей сенсорные импульсы и передающей их в кору головного мозга. Кора головного мозга, в свою очередь, также отправляет импульсы в таламус, который затем посылает их в другие системы.

Гипоталамус представляет собой группу ядер, расположенных вдоль основания мозга рядом с гипофизом. Гипоталамус соединяется со многими другими областями мозга и отвечает за контроль голода, жажды, эмоций, регулирования температуры тела и циркадных (циркадианных) ритмов. Гипоталамус также контролирует гипофиз путём секреции , позволяющих гипоталамусу осуществлять контроль над многими функциями организма.

Лимбическая система состоит из четырёх основных элементов, а именно: миндалины , гиппокампуса , участков лимбической коры и септальной области мозга . Эти элементы образуют связи между лимбической системой и гипоталамусом, таламусом и корой головного мозга. Гиппокампус играет важную роль для памяти и способности обучения, в то время как сама лимбическая система является центральным звеном в контроле эмоциональных реакций.

Базальные ганглии представляют собой группу больших ядер, частично окружающих таламус. Эти ядра играют важную роль в контроле движения. Красное ядро и чёрное вещество среднего мозга также связаны с базальными ганглиями.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.