Национальный вопрос в революции и гражданской войне. Комментарии


Как отмечалось ранее обстановке недовольства и кризиса начинает проявляться тенденции к сближанию антиправых республиканских сил, в единое объединение - Народный фронт. Республиканцы и радикалы так и социалисты коммунисты и автономисты приходят к выводу что для сохранения республики и всех конституционных гарантий, необходимо широкая коалиция антиправительственных сил. Начинаются многочисленные переговоры о создании такой коалиции .

Как раз 30 декабря 1935 года разразился очередной правительственный кризис. Через несколько дней президент республики Н.Алькала Самора распустил кортесы и назначил новые выборы на 16 февраля 1936 года. Весьма удобный случай для создания и сплачения антиправой коалиции. Кульминация этого процесса можно назвать подписание 15 января так называемого «Избирательного пакта левых партий» - официальное название документа, который вошел в историю как «Пакт о Народном фронте». Этот документ представлял собой официальную совместно выработанную программу Народного Фронта .

Пакт подписали представители от имени левых партий, а именно «Левой республиканской партии», «Республиканского союза» и «Социалистической партии» «ВСТ», «Национальной федерации социалистической молодежи» «КПИ», «Партии синдикалистов» «ПОУМ», «Эскерра Каталана» и «БНП». Программа предусматривала, в частности: «предоставление широкой амнистии политическим заключенным, арестованным после ноября 1933 г., прием на работу тех, кто был уволен за свои политические убеждения, защита свободы и законности». Также было предусмотрено улучшение положения крестьянства. В целях защиты национальной промышленности было выдвинуто требование проведения политики протекционизма, принятия необходимых мер для поддержки мелкой промышленности и торговли .

Что касается национального вопроса, то в программе чекто и коротко было огаворено: «Все народы Испании имеют право на получение культурной и политической автономии по примеру Каталонии без каких-либо ограничений. Мы считаем, что в сложившейся обстановке было бы кощунством игнорировать права народов Испании на получение культурных и политических автономий. Как когда-то Каталония в 1932, так и другие области Испании, в первую очередь Страна Басков и Галисия, должны получить свои автономные статуты» .

С такой программой Народный Фронт, объединявший в себе большинство партий пошел на всеобщие выборы, которые состоялись 16 февраля 1936 года. Победу вопреки всем ожиданиям одержали не правые, а Народный Фронт. Из 473 мест в кортесах Народный Фронт получил 283, правые - 132, центр - 42. Результаты националистических партий были следующие: «Эскерра Каталана» получила 21 место в кортесах, «Регионалистская Лига» - 12, «БНП» - 9, партии Галисии - 3, «Союз фермеров» - 2, «Партии каталонских рабочих» - 1 .

Таким образом, Народный Фронт значительно опередил своих противников в Мадриде, Бильбао, Севилье, другими словами в Кастилии, в Стране Басков, в Каталонии, т.е. в индустриальных регионах и тех областях, где особенно остро стоял нацилнальный вопрос.

На основании результатов голосования можно прийти к следующему выводу: результаты выборов показали разделение страны на 2 лагеря, лагерь поддерживающих Республику и лагерь поддерживающих правых монархистов, фашистов и партий центра. Такое положение дел неустраивало не тех и не других. Военные уже готовии новые выступления против коалиционной власти. Центральное правительство Народного Фронта готово было отстоять завоеванное им право на власть.

И уже весной 1936 г. политическая обстановка в стране сильно обострилась: проводились различные митинги и демонстрации, а также различного рода забастовки. Так в поддержку Народного Фронта 28 февраля состоялся митинг в Мадриде, на котором присутствовало по разным данным свыше 100 тыс. человек. Аналогичный митинг но в воддержку правых состоялся в Бильбао, на нем присутствовало по разным данным 20 тыс. человек .

В такой напряженной политической и социальной обстановке было сформировано первое после выборов 16 февраля правительство во главе с М.Асаньей в которое также вошел один представитель «Эскерра Каталана». Также стоит отметить, что в правительство Асаньи не вошли две крупные политические силы - ИСРП и КПИ, которая к тому времени заметно усилила свои позиции. Представители ИСРП в частности заявляли: «Раз перед страной стоят задачи буржуазно-демократической революции, то и правительство должно быть представлено одними буржуазными партиями» . Тем не менее «буржуазное» правительство пользовалось полной поддержкой и ИСРП и КПИ, поскольку они заявили о своем твердом намерении выполнить избирательную программу Народного Фронта.

Позиция КПИ по национальному вопросу, определялась в соответствии с программными установками патрии. С момента своего создания в 1921 году, КПИ стояла на «принципе признания требовний автономистов Каталонии, Басконии и Галисии». Этот принцип явился одной из важнейших задач, которые перед собой ставила КПИ в 20-е гг. XX века, а именно: « Защищать подлинно национальные движения, а не нападать на них, как это делали социалистические руководители, поддерживавшие власть угнетателей во главе с мадридским правительством» . В 30-е гг. КПИ не отступила от своих принципов и программных установок, попрежнему заявляя что «только тесная связь компартии с огромным большинством населения страны являлось основой успеха ее политики в деле укрепления Народного Фронта» .

Еще одна партия, которая вместе с КПИ становится значимой политической силой это «Испанская Фаланга и ХОНС» Х. А. Примо де Ривера. Ведущей идеей этой партии провозглашалось достижение «единства отечества, раздираемого сепаратистскими движениями, межпартийными противоречиями и классовой борьбой», а политическим идеалом - «новое государство» - «эффективный, авторитарный инструмент на службе единства Родины» .

Как отмечает исследователь испанского фашизма С.П. Пожарская «идеологическая подготовка большинства фалангистов была весьма примитивна и сводилась к ультранационализму и ненависти к «левым» и сепаратистам, т.е. сторонникам автономии Каталонии, Страны Басков и Галисии. Фаланга всегда подчеркивала сугубо национальный характер своей партии» .

В отличие от правых партий фаланга шла под лозунгом «национальной революции», суть которой раскрывалась в ее программе - в так называемых «26 пунктов», составленных в ноябре 1934 г. лично Х. А. Примо де Ривера. Она, в частности, требовала установления нового порядка, призывала к «борьбе против существующего порядка» посредством национальной революции. Первый раздел этой программы, озаглавленный «Нация, единство, империя», энергичными штрихами рисовал образ будущего величия фалангистской Испании: «Мы верим в высшую реальность Испании. Первейшая коллективная задача всех испанцев - усиливать, возвышать и возвеличивать нацию. Все индивидуальные, групповые и классовые интересы должны быть, безусловно подчинены выполнению этой задачи» .

Также во втором пункте заявлялось: «Испания - неразделимая судьба. Любой заговор против этого нераздельного целого отвратителен. Любой сепаратизм - преступление, которые мы не простим. Действующая Конституция, так как она поощряет распад страны, оскорбляет единую природу испанской судьбы. Поэтому мы требуем ее немедленного отзыва» .

Что касается военных, которые разделяли взгляды фаланги и соответственно примкнули к ней, то они, как ярые централисты ратовали за территориальную целостность страны и национальное единство испанцев. Эти два постулата были основными в представлениях будущего правителя Испании генерала Ф. Франко .

Еще одним поводом для выступления военных на стороне правых сил, явилось то, что Республиканские правительства с 1931 по 1936 гг., на стороне которых в частности находились все политические силы Каталонии, Галисии, и Страны Басков, совершали промах за промахом в своем отношении к испанским вооруженным силам .

Поспешная и оскорбительная для подавляющей части офицерского корпуса военная реформа не принесла положительных дивидендов республиканцам, со стороны армии. Реформаторы, будучи людьми, сугубо гражданскими, не учитывали ментальность, традиции и ценностные ориентации испанских военных. Они не смогли до конца понять, что фундаментальной ценностью, постоянным интересом армии в общественно-политической жизни страны на всех ее этапах исторического развития было сохранение целостности Испании, ее государственного суверенитета, а не стремление к политическому лидерству и полной независимости от общества .

Пока этим главным ценностям испанских военных ничто не угрожало, они беспрекословно выполняли свой долг и приказы республиканского правительства. Подавление восстания генерала Санхурхо в 1932 г., Астурийской революции и каталонского выступления в 1934 г., проходило по прямому указанию республиканских лидеров при активном участии испанской армии .

Политическая слабость республиканского руководства Испании объективно определяла для армии решающую роль в жизни государства, обеспечении его внутреннего единства и стабильности. Применение республиканскими правительствами войсковых частей для насильственного подавления различных волнений и восстаний разрушило у армейских офицеров уважение к конституционным институтам общества и его законам, представив прагматизм, как лучший способ проведения внутренней политики .

Церковь, являвшаяся одним из четырех столпов традиционного испанского общества, выражала свою позицию по национальному вопросу согласно основным постулатам Католической церкви Испании: «Религия, единая нация, семья, порядок, труд и собственность» .

Также в «Совместном обращении испанских епископов к епископам всего мира», заявлялось: «Это законодатели в 1931 г. а затем исполнительная государственная власть и поддерживающие ее изменники, и предатели Каталонии внезапно дали нашей истории направление, всецело противоречащее природе и нуждам национального духа, а особенно религиозным чувствам, преобладающим стране. Конституция и проистекающие из ее духа светские законы», - здесь в частности идет речь о статуте автономии Каталонии,- «были резким непрестанным вызовом, брошенной национальной совести. Испанская нация, в большинстве своем сохранившая живую веру своих предков, сносила с достойной удивления терпеливостью всяческие оскорбления, наносимые ее совести бесчестными законами» .

Впрочем, в Стране Басков священники, очень часто являвшиеся уроженцами этого края и ежедневно сталкивавшиеся с проявлениями баскского национализма, поддерживали с населением добрые отношения. Аналогичная ситуация сложилась в Каталонии, где, несмотря на воинствующий антиклерикализм, сельские приходские священники, повседневно общавшиеся с крестьянами, не оставались безразличными к национальным чувствам .

Но перейдем к правительству, которое принялось исполнять предвыборные программные установки Народного Фронта. В конце апреля 1936 оно торжественно провозгласило «право всех народов Испании иметь свое автономное управление» .

Это означало то, что области ранее не получившее автономного управления (Галисия и Страна Басков) могли расчитывать на получение автономии.

Каталонии же был возвращен автономный статут. Также было сформировано новое каталонское правительство во главе с Л. Компанисом.

Галисия наконец получает разрешение от центрального правительства провести референдум по вопросу утверждения статута автономии. Он состоялся 28 июня 1936 г. В нем приняло участие 1 000 963 человек из них свое согласие выразили 993351 человек (т.е. 99,23%), против высказались 6161 человек (т.е. 0,61%) .

Галисия высказалась «за» автономный статут, который был еще разработан в 1932, но из-за политических прений не был даже обсужден кортесами. Всоре его приняли постоновлением кортесов 15 июля 1936 года. Текст статута, был идентичным каталонскому, и провозглашал те же самые свободы в региональной политике, в отношениях с центральной властью .

Но просуществовать в долгожданной автономии Галисия сможет лишь несколько дней т.к. начинается Гражданская война и пришедшие сюда франкисты отменят все демократические свободы, добытые в годы Республики.

Таким образом, Испания подошла к самому трагическому этапу в своей истории - Гражданской войне. В ней на протяжении трех лет будет решаться вопрос о том быть или не быть Республике, и смогут ли сохранить свои автономные права Каталония, Старна Басков и Галисия.

Ведь республика, завоеванная на выборах 16 февраля, представляла собой такую форму правления, которая давала народу реальную возможность пойти по пути свободы, мира и социального равенства. Осознав свое бессилие повернуть вспять демократическое развитие Испании легальными средствами, правые силы, фашисты, военные и церковные клерикалы решили прибегнуть к насилию, начав подготовку вооруженного восстания против Республики.

Страна в тот момент времени шла по пути постепенной фашизации общественной и политической жизни - все больше сторонников привлекала к себе Фаланга и ХОНС. Победа Народного Фронта стала важным завоеванием республики и полным провалом правых партий .

Таким образом, страна постепенно шла к вооруженному восстанию проигравших, которому суждено, будет перерасти в Гражданскую войну.

Все началось 17 июля, когда в испанской зоне Марокко восстали против республики военные гарнизоны. Уже затем 18 июля восстали военные в главных гарнизонах и городах страны. События развивались с молниеносной быстротой. Армия восстала против Республики. Начались кровопролитные бои во всех городах, штурмы муниципалитетов городов и административных зданий с целью захваты власти в городе; казни и расстрелы как с одной, так и с другой стороны. То, что начиналось как военный мятеж группы солдат и офицеров, с целью свергнуть существовавшую власть, с этого момента перерастает в кровопролитную Гражданскую войну .

В ней столкнулись два основных противоборствующих лагеря: военные и примкнувшие к ним фашисты, добивавшиеся свержения Республики и правительства, а также возвращения старых порядков, и представители Народного Фронта, выступавшие за сохранение демократических свобод и республики.

Что касается трех рассматриваемых регионов, Каталонии, Страны Басков и Галисии, то в начале войны они оказались в разном положении. Если Галисия, оказав значительное сопротивление, была захвачена через семь дней после начала мятеже, то в Каталонии и Стране Басков местные власти в лице правительств Л.Компаниса (в Каталонии) и Х.М.Агирре (в Стране Басков) смогли оказать сопротивление восставшим военным и не дать им захватить власть в регионе .

Постепенно обстановка стабилизировалась. Мятежники сумели удержать позиции в южных провинциях, а также в Галисии, Наварре, Арагоне.

Таким образом, Галисия с самого начала Гражданской войны потеряла всякую надежду на признание национальной самобытности, ее языковой особенности, а также право на самоуправление своими территориями. Теперь Галисия входила в состав «нового», единого испанского государства в качестве областной провинции.

Иная ситуация в начале войны сложилась в Каталонии и Стране Басков. Здесь ликвидировав очаги выступления военных мятежников и фашистов, не спешили к масштабным преобразованиям и действиям. Правительство Каталонии избрало с самого начала войны тактику не вмешательства, т.е. Каталония стремилась отделиться от Испании и отстранить себя тем самым от борьбы против фашизма. По этой причине правительство Каталонии нередко саботировало распоряжения центральной власти .

Баскские националисты стояли на позициях более умеренных, чем в Каталонии. Ведь осенью 1936 года кортесы должны были рассматривать вопрос о получении Страной Басков автономии. И в виду того что на территории Страны Басков находилось значительное количество приверженцев фашизма, кортесы не стали медлить .

В октябре 1936 г., после долгих лет ожиданий (проект статута был подготовлен еще в 1933 г, но не был принят, так как к власти пришли правые центристы) одобрили проект баскского автономного статута, в соответствии с которым было сформировано новое правительство возглавляемое Х. А. Агирре .

Согласно тексту статута об автономии Страна Басков получила право: «иметь собственный региональный парламент и региональное правительство; на признания баскского языка официальным языком наравне с испанским; на исполнение гражданского правосудия, за исключением дел относящихся к военному трибуналу; на назначения судей в местные суды; на руководство системой образования, и развитие национальной культуры; на руководство в области транспорта и логистики; на руководство гражданским флотом и авиацией; на управление местными средствами массовой информации и т.д.» .

Исходя из перечисленного можно признать, что Страна Басков пользовалась значительной самостоятельностью в финансовых, социальных и культурных вопросах.

Однако наслаждаться своим успехам Страна Басков смогла не долго. Уже в июне 1937 года под натиском превосходящих сил франкистов, а также при значительной поддержке немецкой авиации и танков, баскское сопротивление было сломлено. После этого Баскское автономное правительство эмигрировало сначала в Барселону, а когда та была захвачена в феврале 1939 во Францию .

Здесь также как и в Галисии произошли значительные изменения. Отношение к двум баскским провинциям Бискайе и Гипускоа, которые воевали против франкистов на стороне Республики, основывалось на беспрецедентном в юридической практике декрете (от 28 июня 1937 года). Согласно тексту этого декрета провинции Бискайя и Гипускоа объявлялись «провинциями-предателими». В отличие от других провинций, также воевавших за Республику, где предатели несли суровое наказание, но провинции не объявлялись предателями, теперь Бискайя и Гипускоа рассматривались как враждебные территории, следовательно, должны были подвергнуться широким преобразованиям, дабы соответствовать требованиям новых властей .

Исходя из этого, в Стране Басков взяли курс на включение региона во вновь создававшееся унитарное государство, а для этого была отменена автономия, распущены политические партии, профсоюзные и культурные организации, проповедовавшие самобытность баскского народа. Баскский язык был запрещен. Делопроизводство и обучение велись лишь на испанском. Населению запрещалось называть баскскими именами своих детей, распевать баскские песни, вывешивать «икурринью» - баскский флаг. В этой связи интересно заявление военного губернатора провинции Алава, назначенного Ф. Франко: «Баскский национализм должен быть разрушен, истоптан, вырван с корнем» .

Действительно вторя этому заявлению, в Стране Басков сотни людей были арестованы и расстреляны. По разным данным 100-150 тыс. басков во избежание репрессий и насилия бежали из страны .

Что касается Каталонии, которая одной из последних потерпела поражение и была захвачена франкистами, то ситуация была несколько иной. Как говорилось ранее, Каталония хотела выйти из состава Испании, и тем самым, не участвовать в Гражданской войне.

Такая позиция не устраивала центральное правительство, не желающего потерять в такой трудной войне столь богатый промышленными, финансовыми и людскими ресурсами регион.

По данному поводу президент Испанской республики М. Асанья в частности отмечал: «Женералитет захватывает государственные службы и присваивает функции государства в целях достижения сепаратного мира. Он издает законы в областях, не являющихся его компетенцией, управляет тем, чем не полномочен управлять. Двойным результатом всего этого является то, что Женералитет занимается делами, не имеющими к нему ни малейшего отношения, и что все это кончится анархией. Богатый, густонаселенный, трудолюбивый, с мощным промышленным потенциалом район оказывается, таким образом, парализованным для ведения военных действий» .

Еще одним камнем преткновения стал отказ Каталонии отдать свои войска под командование Генерального штаба армии, а также требование себе почетного права сформировать свою собственную армию .

Но реалии, равно как и положение на фронте были другими, и Каталонии пришлось все-таки вступить в войну. Нескоординированность действий все же давала о себе знать. Тем не менее, Каталонии удалось продержаться два года. Только 23 декабря 1938 г., когда началось масштабное франкистское наступление Каталония пала. 26 января 1939 г. франкистами была занята столица области Барселона. А через два месяца 28 марта Франко вошел в Мадрид, тем самым окончательно завоевав всю территорию Испании .

В истории также остался один примечательный документ - один из последних, относящихся к работе последнего республиканского правительства Х. Негрина - это так называемая программа мирного переустройства Испании, называемая «13 пунктов». Для нас этот документ важен тем, что в нем содержалось следующее: «В случаи окончания войны за народами Испании признается право на создание полноценных автономий в рамках испанской Республики» .

Но, к сожалению этому не суждено было случиться. Республика пала, на ее место пришла фашистская диктатура Ф. Франко, которая не признает ни одной автономии, и этот период современниками будет назван как период «национального застоя», когда верховная власть будет не замечать самобытности и своеобразия, культурного разнообразия испанской нации, и «душить» национальные интересы своих регионов.


Libmonster ID: RU-6862


Национальный вопрос в гражданской войне 1

После Февральской революции 1917 г. началось широкое национальное движение на окраинах бывшей царской России.

"Национальное движение на окраинах, - пишет т. Сталин, - носило характер буржуазно-освободительного движения. Веками угнетавшиеся и эксплоатировавшиеся "старым режимом" национальности России впервые почувствовали в себе силы и ринулись в бой с угнетателями. "Ликвидация национального, гнета" - таков был лозунг движения 2 . На окраинах России возник целый ряд "общенациональных" учреждений, возглавляемых национальной буржуазно-демократической интеллигенцией. Вокруг них собирала свои силы национальная буржуазия, ставившая перед собой отнюдь не "общенациональные", а "узко классовые задачи". "Речь шла об освобождении от царизма как "основной причины" национального гнета и образования национальных буржуазных государств. Право наций на самоопределение толковалось как право национальной буржуазии на окраинах взять власть в свои руки и использовать Февральскую революцию для образования "своего" национального государства. Дальнейшее развитие революции не входило и не могло входить в расчеты упомянутых буржуазных институтов. При этом закрывались глаза на то, что на смену царизму идет оголенный, лишенный маски империализм, что он, этот империализм, является более сильным и более опасным врагом национальностей, основой нового национального гнета" 3 .

Национальная буржуазия, ставившая перед собой свои ограниченные классовые цели, не была способна возглавить революционно-освободительное движение всей нации. Классовые противоречия внутри наций обострялись. "...Поскольку "общенациональные" институты на окраинах проявляли тенденцию к государственной самостоятельности, они встречали непреодолимое противодействие со стороны империалистического правительства России. Поскольку же они, утверждая власть национальной буржуазии, оставались глухи к коренным интересам "своих" рабочих и крестьян, они вызывали среди последних ропот и недовольство. Так называемые "национальные полки" лишь подливали масло в огонь: против опасности сверху они были бессильны, опасность же снизу они только усиливали и углубляли. "Общенациональные" институты оставались беззащитными против ударов извне, так же как против взрыва изнутри. Зарождавшиеся буржуазно-национальные государства, не успев расцвести, начинали отцветать".

Старое буржуазно-демократическое толкование принципа самоопределения превращалось в фикцию, теряло свой революционный смысл.

1 Настоящая статья представляет собой, переработанные главы из доклада на ту же тему, прочитанного в национальной секции Института национальностей СССР в июне 1932 г.

2 Сталин, Сборник статей по национальному вопросу, 1920 г., стр. 78.

3 Там же, стр. 79.

Ясно, что об уничтожении национального гнета и завоевании самостоятельности мелких национальных государств при таких условиях не могло быть и речи. Становилось очевидным, что освобождение трудовых масс угнетенных национальностей и уничтожение национального гнета немыслимы без разрыва с империализмом, низвержения "своей" национальной буржуазии и взятия власти самими трудовыми массами 4 .

Это указание т. Сталина дает ключ к пониманию путей перерастания на национальных окраинах. Могли ли трудящиеся угнетенных национальностей без помощи российского пролетариата свергнуть империализм и "свои" правительства? Разумеется, нет. Они одни были бессильны победить империализм. Даже захватив в отдельных районах власть в свои руки, они в конечном счете были бы неизбежно разгромлены империалистами в союзе с национальной контрреволюцией. Поэтому освобождение трудовых масс угнетенных национальностей могло быть осуществлено не путем их изолированных выступлений, а только в тесном союзе с российским пролетариатом в борьбе за социалистическую революцию.

Специфические особенности отдельных национальных окраин (различие социально-экономического уклада, культурного уровня, исторического прошлого и т. д.) определили здесь известное своеобразие процессов и форм перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Взаимоотношения между "общенациональными" институтами и Временным правительством сыграли известную роль во время октябрьского переворота.

Временное правительство, хотя и признало формально равенство всех наций, населяющих Россию, однако в то же время решительно выступало против национального движения и в особенности против национального самоопределения. Вот что говорил в августе 1917 г. на государственном совещании глава Временного правительства Керенский по вопросу о Финляндии: "И там, где борьба переходит пределы возможного, там, где желают затруднениями нашими воспользоваться для насилия над свободой воли народа русского, мы говорим и скажем: "руки прочь" (аплодисменты)... Я, как глава Временного правительства, как военный министр, сделаю соответственное распоряжение. Это не будет допущено (шумные аплодисменты, крики "браво") 5 .

Временное правительство стремилось предупредить попытки окраин добиться автономного самоуправления назначением комитетов Временного правительства по управлению тем или иным краем. Так было сделано в отношении Туркестана и Закавказья.

Вопрос о способах борьбы против украинской автономии явился для Временного правительства неразрешимой проблемой. Конечно оно было настроено против самочинных действий украинских сепаратистов и, если бы было в состоянии, не отказалось бы подавить украинское национальное движение силой. Однако при сложившихся обстоятельствах ему оставалось только лавировать и затягивать переговоры, апеллируя к будущему Учредительному собранию как единственно "правомочному" разрешить украинский вопрос. Этот вопрос не мог быть разрешен Временным правительством, так как принцип национального самоопределения коренным образом противоречил взглядам российской империалистической буржуазии, не желавшей отказаться от традиционной формулы "единой и неделимой России".

4 Сталин, Сборник статей, по национальному вопросу, 1920 г., стр. 31 - 32.

5 "Революция и национальный вопрос", т. III, 1930 г., стр. 55.

Во всех буржуазно-национальных движениях в период от Февраля до Октября можно обнаружить одну общую черту, а именно - большую умеренность их программы. Наряду с лозунгами культурно-национальной автономии выставлялось местами и требование национально-территориальной автономии (Башкирия, Казакстан, Крым, Закавказье и др.), однако решения национальных съездов об автономии осуществлялись крайне осторожно и неуверенно. Классовые интересы национальной буржуазии и помещиков толкали их к соглашению с русской буржуазией. Подъем массового революционного движения угрожал также и им, поэтому национальные организации буржуазии в союзе с феодальными элементами и клерикальным духовенством всячески затушевывали классовые противоречия внутри наций и старались всеми средствами отгородиться от надвигавшейся на Россию социалистической революции. Такова была программа их накануне Октября. Она не снимала однако их противоречий с Временным правительством, и эти противоречия имели конечно объективно положительное значение для успеха Октябрьской революции.

Перечисляя факты, которые доказывали, что за большевиками стояло большинство народа, что кризис назрел, Ленин 7 октября 1917 г. писал: "После аграрного вопроса в общегосударственной жизни России особенно большое значение имеет, особенно для мелкобуржуазных масс населения, национальный вопрос. И мы видим, что на "демократическом" совещании "национальная" курия по радикализму становится на второе место, уступая только профессиональным союзам и стоя выше курии советов рабочих и солдатских депутатов по проценту голосов, поданных против коалиции (40 из 55) 6 . А быть против коалиции означало в тот период на деле итти за большевиками.

В самом деле, в момент октябрьского переворота национальные "правительства" окраин не оказали никакой помощи Временному правительству. Оно оказалось изолированным. Конечно национальная буржуазия была не менее русской напугана пролетарской революцией, но взгляд на переворот 25 октября как на явление временное, как на скоро переходящую анархию тогда был господствующим. Национальная буржуазия желала использовать эту "анархию" для того, чтобы забрать в свои руки господство над национальными окраинами.

Октябрьская революция в России, гражданская война и национальный вопрос

Октябрьская революция, будучи по своему характеру социалистической, походя, мимоходом разрешила и задачи буржуазно-демократической революции (аграрный, национальный вопросы и пр.). Марксо-ленинский лозунг национального самоопределения начал осуществляться на практике. Одним из первых актов советского правительства было признание государственного отделения Финляндии. Власть в Финляндии находилась в руках буржуазии: во главе правительства стоял Свинхувуд, представитель ее реакционнейших кругов. В то время "левым" коммунистам казалось, что этим актом советское правительство предает интересы финляндских рабочих, отдавая их во власть национальной буржуазии. Однако ленинская формула - "отделить, чтобы объединить" - блестяще была оправдана всем дальнейшим ходом событий. Национальное освобождение поставило трудящихся Финляндии лицом к лицу со своими капиталистами. Классовая диференциация пошла очень быстро, и через несколько месяцев после провозглашения независимости Финляндии финский пролетариат

6 Ленин, т. XIV. ч. 2, изд. 1-е, стр. 264.

провел победоносное восстание против своей буржуазии. Потребовалось военное вмешательство германского империализма, чтобы в Финляндии мог восторжествовать палач Маннергейм и чтобы тем самым было предотвращено свободное объединение финляндских трудящихся с другими народами России в советской федерации.

Октябрь не только дал национальное освобождение угнетенным народам, но и нанес решительный удар национальной буржуазии и классу помещиков. Угроза социальному господству этих классов заставила их резко изменить курс своей политики. От лозунгов национально-культурной автономии они быстро перешли к лозунгу территориальной автономии, а в некоторых случаях и к требованию полного отделения от России. Этим национальная буржуазия стремилась отвлечь "своих" трудящихся от их классовых задач и предохранить их от большевистской "заразы". Пользуясь тем, что советская власть не распустила в первое время буржуазно-националистических организаций и не закрыла их печатных органов, буржуазия повела бешеную пропаганду, играя на национальных и религиозных чувствах масс.

Украинские социалисты, кавказские меньшевики и т. д. после Октября превратились в ярых сторонников отделения от России. Господа Церетели, Чхеидзе, Чхенкели и др. в период Временного правительства не раз клялись, что их лозунг есть и останется: "За единство России". Они даже ездили уговаривать украинцев и финляндцев не отделяться от России. "А между тем, когда грянула Октябрьская революция, они скрылись на Кавказ, где якобы "во имя спасения от разрухи", а в действительности "спасения от революции" вместе с самыми оголтелыми шовинистами Закавказья создают (9 апреля 1919 г.) так называемый "Закавказский сейм" и "отделяют" Закавказье от России" 7 . Украинская рада стала на тот же путь.

Среди восточных мусульманских национальностей националистическое движение привело в Татарии к провозглашению "Забулачной республики", в Башкирии - к образованию под руководством мелкобуржуазных националистов, опиравшихся на кулацкие слои аула, национальной автономии, в Казакстане - к возникновению "Алаш-орды" (контрреволюционной националистической организации, опиравшейся на манапские и байские слои казакского аула), на Северном Кавказе - к созданию "самостоятельных" государств и т. д. Между этими национальными образованиями не было единства в организационном смысле, но всех их объединяла общность классовых интересов.

Советская власть, столкнувшись с этим движением, в каждом отдельном случае находила конкретное решение вопроса об отделении, руководствуясь принципом его целесообразности для классовой борьбы пролетариата за социализм.

Декларация советского правительства о суверенных правах народов России имела огромное значение. Авторитет советской власти поднялся очень высоко в глазах угнетенных национальностей не только в России, но и далеко за ее пределами.

Если буржуазно-националистические организации на окраинах хотели использовать эту декларацию, для того чтобы отгородиться от пролетарской революции, то трудящиеся массы угнетенных национальностей через их головы потянулись к большевикам и советам. Октябрьская революция быстро докатилась и до национальных окраин. Всюду возникли советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, организуя

7 Сталин, Шесть лет национальной политики советской власти и наркомнац (отчет), 1924 г., стр. 5.

вокруг себя всех трудящихся. Там, где существовали национальные буржуазные "правительства", опиравшиеся на так называемые национальные полки и дружины, им противостояли советы, поддерживаемые всеми трудящимися без различия национальностей. Чем отчетливее была здесь выражена классовая диференциация, чем быстрее удавалось российскому пролетариату и компартии оказать организационную и военную помощь трудящимся угнетенных национальностей, тем скорее и легче свергалось ими господство "своей" национальной буржуазии. Советы были созданы и на самых отдаленных окраинах России. Но в каждом районе специфические особенности экономики, социальных отношений, прошлой истории и политического развития внесли ряд своеобразий в процесс борьбы трудящихся против национальной буржуазии.

Трудящиеся всех без исключения ранее угнетенных национальностей не отнеслись к Октябрьской революции пассивно, как к факту, навязанному им извне, а активной борьбой участвовали в ее утверждении. В этом отношении особый интерес представляет Туркестан, так как существуют утверждения, будто коренное население его не принимало участия в Октябрьской революции и движущей силой революции в Туркестане были только русские рабочие (преимущественно железнодорожный пролетариат). Несомненно русский пролетариат сыграл огромную и руководящую роль в Октябрьской революции в Туркестане, выдвинул из своей среды большое количество активистов- большевиков, принял участие в вооруженной борьбе с контрреволюционной буржуазией, делавшей попытки свергнуть власть советов в Туркестане. Но в то же время специфические особенности положения русского пролетариата на этой окраине (великодержавные колонизаторские пережитки) помешали с самого начала правильно оценить необходимость вовлечения широких масс трудящихся коренных национальностей в активную революционную борьбу и в социалистическое строительство. Отсюда вытекал в частности ряд грубейших ошибок и искажений национальной политики нашей партии со стороны центральных и местных партийных и советских органов Туркестана в первые два года существования советской власти, что в некоторых районах толкнуло, известные прослойки трудовых дехкан в лагерь контрреволюции.

В приветствии на имя V краевого съезда советов Туркестана (22 апреля 1918 г.) Ленин и Сталин писали: "Можете быть уверенными товарищи, что Совнарком будет поддерживать автономию вашего края на советских началах; мы приветствуем ваши начинания и глубоко уверены, что вы покроете весь край сетью советов, с существующими же советами будете действовать в полном контакте".

На заседании ташкентской организации РКП(б) 31 марта 1918 г. Тоболин сообщил о своей беседе с наркомом по делам национальностей т. Сталиным. Сталин в этой беседе предложил туркестанским товарищам усилить работу среди мусульман, с тем чтобы отколоть мусульманский пролетариат от мусульманской буржуазии и создать мусульманский совет.

Два основных момента содержатся в указаниях тт. Ленина и Сталина: подтверждение принципа национальной автономии и подчеркивание роли советов как массовых организаций рабочего класса и трудового дехканства. Покрыть весь край сетью советов значило организовать мусульманский пролетариат и трудовое дехканство, отколоть их от мусульманской буржуазии, т. е. углубить классовую диференциацию среди коренного населения.

Мусульманский пролетариат (применяю этот термин условно) не только не поддержал национальной буржуазии, но и выступил открыто против нее. На III краевом съезде советов 18 ноября 1918 г. по поводу внеочередного заявления Ляпина, председателя краевого съезда мусульман, претендовавшего на представительство всей нации, выступил депутат мусульманского пролетариата, член краевого съезда от города Ходжента, который предложил съезду не считаться с резолюцией краевого мусульманского съезда, ибо последний на самом деле не отражает "...настроения всего мусульманства по той простой причине, что на нем не были представлены многие мусульманские группы и организации, не получившие даже приглашения на этот съезд".

В период кокандской автономии на IV краевом, съезде советов 19 января 1918 г. выступил рабочий Джамасов, который "...рассказывает о тех мытарствах, которые приходится претерпевать мусульманам-рабочим со стороны мусульманской буржуазии, осмелившейся даже арестовать двух самых энергичных работников из среды мусульманской рабочей партии, причем неизвестна судьба арестованных. Оратор от имени мусульманских рабочих просит от съезда поддержки для борьбы с мусульманской контрреволюцией, которая организует разбойничьи шайки против мусульманских рабочих, которые нога в ногу идут с русскими рабочими".

На том же IV съезде советов оратор от имени Казалинского, Перовского, Керкинского, Термезского, Асхабадского, Джизакского советов констатирует, "... что всюду на местах твердо укрепилась власть советов, организуются революционные суды, Красная гвардия. Неукоснительно проводятся в жизнь все декреты народных комиссаров. Рабочие мусульмане идут вместе с русскими рабочими. Настроение всюду бодрое".

Тов. Юсупов, совершивший поездку в Ферганскую область, в своем докладе Центральному комитету Туркестанской республики 14 мая 1918 г. сообщил, что когда, он в Андижане разъяснял узбекам большевистские идеи, то в партию большевиков-коммунистов немедленно записалось 80 чел.

Характерное письмо рабочего-мусульманина из Коканда было напечатано в "Нашей газете". Письмо разоблачает буржуазно-клерикальные партии "Шура- ислам" и "Улема", которые принимали различные меры для обмана трудящихся масс, желая от их имени провести решение о создании "автономного правительства" ("автономного правительства баев", - по меткому выражению автора письма). Рабочий просит предупредить пролетариев-туземцев, чтобы они не верили резолюциям буржуазного съезда. "Если буржуазная автономия Туркестана будет признана русскими, - говорит автор, - то тем, самым сами туземные рабочие будут переданы в вечную кабалу баям. Русские рабочие не должны считаться с этим съездом, который выражает волю" буржуазии, но не пролетариата".

Все эти и многие другие документы свидетельствуют не только о сочувствии мусульманских рабочих, и трудового дехканства Туркестана советской власти, но и об их активном участии в организации советов и в борьбе с буржуазно- феодальной контрреволюцией в городах, кишлаках и аулах.

Татарская контрреволюционная буржуазия в Казани под прикрытием национальных полков провозгласила в марте 1918 г. "Забулачную республику" и вступила на путь вооруженной борьбы с советской

властью. Татарские рабочие и солдаты под руководством большевистской партии и при помощи русского пролетариата быстро разгромили национальную контрреволюцию.

В Башкирии классовая борьба под влиянием Октябрьской революции усилилась. Башкирские солдаты, рабочие и деревенская беднота принимали участие в борьбе против попыток контрреволюционных буржуазно- националистических элементов сохранить свое господство.

На Украине, в Крыму, на Кавказе восторжествовала советская власть.

Не может быть сомнения, что во всех национальных районах национально- буржуазные правительства и организации были бы полностью разгромлены в кратчайший срок, если бы Антанта и белогвардейцы не начали гражданскую войну и интервенцию против Страны советов.

Железное кольцо контрреволюции и интервенции охватило революционные центры советской России, опираясь на окраины. Это обстоятельство играло в гражданской войне особую роль. Буржуазно-помещичья контрреволюция несла с собой реставрацию всех дореволюционных отношений, в том числе и традиционной политики национального угнетения. В исключительных случаях белые правители и генералы терпели существование национальных государств, так как, занятые борьбой с Советской Россией, не имели сил для их ликвидации. И тогда победы и поражения белых служили барометром активности или пассивности белых по отношению к этим "независимым" республикам и областям. Наибольшая опасность быть ликвидированными в кратчайший срок грозила им в моменты наивысших успехов контрреволюционных армий. Только заинтересованность некоторых великих держав, фактических хозяев белых правителей, в эксплоатации тех или иных окраин заставляла генералов откладывать свои планы до более благоприятных времен.

Несмотря на некоторые противоречия, которые существовали между окраинными и белогвардейскими правительствами, их объединяла борьба за общие классовые интересы буржуазии и помещиков. Без победы над Советской Россией национальные правительства не мыслили себе долговечного господства над "своими" трудящимися, тем более что даже в моменты наибольшего успеха контрреволюции им приходилось вести постоянную войну с рабоче- крестьянским движением на территории своих "государств".

В борьбе против советской власти этим правительствам приходилось всячески скрывать от народных масс истинные причины своего участия в интервенции. Они обманывали трудящихся, доказывая им, что советская власть будто бы несет им новое национальное порабощение.

"Иные изображают борьбу окраинных "правительств", - пишет т. Сталин, - как борьбу за национальное освобождение против "бездушного централизма" советской власти. Но это неверно. Ни одна власть в мире не допускала такого широкого децентрализма, ни одно правительство в мире не предоставляло народам такой полноты национальной свободы, как советская власть в России. Борьба окраинных "правительств" была и остается борьбой буржуазной контрреволюции против социализма. Национальный флаг пристегивается к делу лишь для обмана масс, как популярный флаг, удобный для прикрытия контрреволюционных замыслов национальной буржуазии" 8 .

8 Сталин, Сборник статей по национальному вопросу, 1920 г., стр. 85.

Встав на путь контрреволюционной борьбы против советов, национальные "правительства" неизбежно попадали в фарватер интересов русской отечественной контрреволюции и международного империализма. Выбора быть не могло. Что это так, доказывает опыт ряда национальных "государств".

Украинская буржуазия и помещики восстановили свое господство при помощи немецких штыков, приняв тягчайшие для украинского народа условия выплаты контрибуции и установления военной оккупации. Другие окраинные "правительства", начав с громких заявлений о "независимости" и т. д. на деле немедленно превратились в верных агентов буржуазно-помещичьей контрреволюции и англо-французского империализма.

Вот несколько примеров.

В Башкирии слабое классовое расслоение и отсутствие значительной, прослойки пролетариата привело к тому, что руководство национальным движением перешло к мелкобуржуазной интеллигенции во главе с З. Валидовым. После Октября территория Башкирии оказалась в сфере влияния контрреволюционного казачьего атамана Дутова, "Комуча", а затем Колчака. Забитый нуждой башкирский народ должен был пережить тяжелую драму. Он был обманут своими вождями, внушавшими ему, что советская власть несет с собой новое национальное закабаление, и использован как орудие контрреволюции. Башкирские войска оказали немало ценных услуг контрреволюции и этим способствовали порабощению своего народа.

Попытка разрешить башкирский вопрос в борьбе против Октября завела руководителей башкирского национального движения в тупик. Они оказались между молотом и наковальней: с одной стороны напирала Красная армия, с другой Колчак дал приказ разоружить национальные башкирские части и ликвидировать башкирскую автономию. Буржузно-помещичья контрреволюция и не могла поступить иначе, так как это противоречило бы ее политике реставрации. Стиснутые со всех сторон вожди контрреволюционной Башкирии решили перейти со своими войсками на сторону советской власти. К этому их побуждали и настроения трудовых масс Башкирии, которые тянулись к советской власти. Акт этот не был конечно искренним. Советское правительство знало об этом, но все же не оттолкнуло протянутой руки. Оно руководствовалось тем, что за спиной контрреволюционных вождей стоят обманутые башкирские массы, которые должны были на деле убедиться, что единственным защитником угнетенных национальностей может быть только пролетарская диктатура. Эти расчеты вполне оправдались: трудящиеся Башкирии целиком и полностью отошли от своих руководителей и участием в борьбе против Деникина, Юденича, Польши и т. д. искупили свой тяжелый грех перед пролетарской революцией. Что касается З. Валидова и компании, то они, будучи амнистированы советской властью и допущены к работе в правительстве Советской Башкирии, сделали в 1920 г. попытку поднять контрреволюционное восстание, но на этот раз им не удалось никого обмануть.

Национальное движение казаков происходило после Февральской. революции под руководством преимущественно мелкобуржуазной интеллигенции. Основные требования, выставленные на многочисленных казакских национальных совещаниях и съездах, были следующие: национальное самоопределение (территориальная автономия и создание национального правительства), прекращение колонизации, создание национальной школы, суда, милиции и т. д. В эпоху Временного правительства национальное движение казаков не дало и не могло

дать положительных результатов. Только Октябрь принес казакскому народу полное освобождение. Но тут на сцену выступили буржуазные и мелкобуржуазные националисты и пытались использовать положение в интересах эксплоататорских классов казакского народа. Созванный в декабре 1917 г. в Оренбурге III казакский национальный съезд принял постановление об образовании территориально национальной автономии ("Алаш"), избрал правительство и поручил ему созвать Учредительное собрание Казакстана, проведя выборы на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Таким образом съездом была восстановлена буржуазно-демократическая политическая система, ликвидированная Октябрьской революцией. Отсюда вытекало и отношение съезда к пролетарской революции. Вот соответствующее место из революции съезда:

"Временное правительство пало, и Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом. Анархия волна за волной заливает большие города и деревни по всему государству, анархия растет с каждым днем и угрожает распространиться на территории тех областей, где живут казаки-киргизы... угрожает опасностью жизни и имуществу. Единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти" 9 .

Этот вывод был равнозначущ призыву к свержению диктатуры рабочего класса и передаче власти буржуазии. А так как на окраинах в это время шло накопление контрреволюционных сил для борьбы с советами, то участие "Алаша" в этой борьбе было обеспечено. Так оно и случилось.

В начале 1918 г. началось контрреволюционное восстание уральского казачества. "Алаш-орда", поставленная перед вопросом, с кем итти - с советской ли властью, провозгласившей право на национальное самоопределение, или с атаманами, которые несли порабощение казанскому народу, - попыталась было начать переговоры с советским правительством, обещая последнему свою помощь, но логика классовой борьбы бросила затем "Алаш" в объятия контрреволюции. В дальнейшем войска "Алаша" приняли участие в вооруженной борьбе против советской власти, заключив особый военный договор с "Комучем". Только после разгрома колчаковской контрреволюции "Алаш-орда" со своими войсками перешла на сторону советской власти.

Таким образом история участия "Алаш-орды" в контрреволюционной борьбе против пролетарской революции в основных чертах совпадает с историей валидовской Башкирии. Начав с использования лозунга национального самоопределения для закрепления господства имущих классов над трудящимися своих национальностей, националистические группировки и их вожди неизбежно были вынуждены пойти на блок со злейшими врагами всякой национальной свободы, с русской контрреволюционной буржуазно-помещичьей сворой, которая только ждала удобного случая, чтобы растоптать всякую видимость национальной автономии.

Когда весть о событиях в Петрограде докатилась до Закавказья и нашла благоприятный отклик в рабочей и солдатской массе, буржуа, беки, ханы и др. в смертельном страхе начали искать путей к спасению "священной" собственности и своих привилегий. На помощь им пришли многочисленные соглашательские и национальные партии Закавказья. Руководство в борьбе с большевизмом взяла на себя партия грузинских меньшевиков, которая сколотила для этой цели блок партий:

9 А. К. Бочагов, "Алаш-орда", стр. 10.

грузинских меньшевиков, российских эсеров, дашнаков, социал-федералистов и муссаватистов. Был создан так называемый Закавказский комиссариат, который немедленно принял меры к формированию национальных частей и к разоружению революционной армии, двигавшейся с фронта. С участием белогвардейских генералов был выработан план разоружения, причем оно не распространялось на казачьи и украинские части, так как, по мнению Закавказского комиссариата, они не были заражены большевистскими идеями. Началась дикая расправа с солдатской массой: национальные части пускали в ход пулеметы, даже артиллерию; в ряде мест происходили настоящие бои, в результате которых тысячи солдат были убиты и ранены. В угоду буржуазно- феодальной клике национально-демократические партии в течение ряда месяцев убивали одетых в серые шинели российских рабочих и крестьян. Но этим не окончились кровавые события в Закавказье. Началась братоубийственная война между отдельными национальностями, сопровождавшаяся погромами и т. д. Вместо "освобождения национальностей от последствий многовекового взаимного натравливания царского самодержавия" возникло резкое обострение национальных противоречий. Муссаватисты, защитники буржуазно-помещичьих привилегий, ориентировались на Турцию; дашнаки, как и российские эсеры, связывали свои надежды на лучшее будущее с деятельностью разных "собирателей" земли русской, орудовавших на юге России, и ориентировались на союзников; грузинские меньшевики окончательно погрузились в национально- шовинистическое болото.

Закавказье распалось на три самостоятельных республики: Армению, Азербайджан и Грузию. Между ними возникли острые разногласия по вопросу о размежевании, которые привели к военным столкновениям Грузии с Арменией и к усилению национального антагонизма между трудящимися различных республик. Закавказские коммунисты мужественно вели работу по разоблачению шовинистов. Предательская политика эсеров и меньшевиков привела к падению Бакинской коммуны (31 июля 1918 г.), аресту всех видных коммунистов, из которых впоследствии 26 человек были увезены англичанами в Закаспийскую область и там тайно расстреляны. Во всем Закавказье началась расправа с революционными элементами. Рабочее движение было подавлено. Но отголоски гражданской войны в Советской России докатывались до закавказских республик и нарушали покой буржуазно-помещичьей власти. Муссаватисты, дашнаки и грузинские меньшевики чувствовали неустойчивость своего положения и искали защиты у империалистов Запада. Сначала преобладала ориентация на центральные державы, но потом, когда чаша весов в империалистической войне склонилась на сторону союзников, пришлось сменить вехи на Антанту.

Отношение к Советской России со стороны контрреволюционных правительств Азербайджана, Грузии и Армении было разумеется самое враждебное; они видели в ее лице прямую угрозу своему существованию. Но, с другой стороны, их тревожил факт недружелюбного отношения к ним со стороны южнорусской контрреволюции, возглавляемой генералом Деникиным. Последний и слышать не хотел ни о каких национальных республиках, на его знамени был написан лозунг: "За единую и неделимую Русь". Если он и не собирался немедленно ликвидировать эти "затеи", то только потому, что не позволяла обстановка.

Антанта намеревалась провести план интервенции в России, опираясь на Деникина, поэтому первоначально она не придавала особого значения закавказским республикам и рассчитывала закрепить там

свои экономические и политические позиции после реставрации буржуазно- помещичьей России. Но поражение деникинских армий осенью 1919 г. заставило Антанту изменить свою точку зрения. Теперь эти республики должны были служить базой для новых попыток интервенции в России. Вот почему Антанта пошла на признание Грузии, Армении и Азербайджана. Географическое расположение этих республик, по мнению представителей империалистов, позволяло создать барьер между передней Азией и Советской Россией и затрудняло прямое сообщение большевиков с турецкими националистами (кемалистами), ведшими борьбу с Антантой за независимость Турции.

Как бы ни были велики разногласия между закавказскими республиками и Деникиным, приходилось выбирать между ним и империалистами, с одной стороны, и Советской Россией - с другой. Формально закавказские республики держались нейтралитета в войне контрреволюционного юга против революционного севера. Об этом мы можем судить по ответу меньшевистской Грузии советскому правительству на предложение заключить военное соглашение для совместного сокрушения белогвардейских банд Деникина. Вот соответствующее место из ноты Гегечкори, министра иностранных дел Грузии:

"Грузинский народ с самого начала гражданской войны в России твердо и последовательно стоял на позиции невмешательства в эту борьбу. Твердое решение соблюдать нейтралитет в этой борьбе является точным отражением явной воли народа Грузии, не желающего растрачивать свои малые силы и проливать свою кровь вне пределов республики".

Так ли это было на самом деле? Конечно нет. Грузия в частности не могла соблюдать нейтралитет по двум главным причинам: во-первых, она являлась орудием империалистов и не вела своей самостоятельной политики; во-вторых, успехи Красной армии окрыляли надежды трудовых масс в окраинных государствах, повышали их революционность, обостряли классовые противоречия и грозили смести власть национальной буржуазии. Поэтому ни одно буржуазное правительство окраинных государств не могло оставаться совершенно нейтральным в гражданской войне.

Когда конкретно вставал вопрос, с кем итти - с Советской Россией или с империалистами, несшими кабалу и порабощение всем народам Закавказья, - то грузинские меньшевики например предпочитали Советской России империалистов. Проиллюстрируем это речью вождя грузинских меньшевиков Жордания.

Он говорил: "Вы знаете, что Советская Россия предложила нам военный союз. Мы ей наотрез отказали в этом. Вам наверное известен наш ответ. Что означает этот союз? Он означает то, что мы должны порвать связь с Европой, как это сделали они, и обратить свои взоры к Востоку, где они ищут новых союзников. Запад или Восток - вот вопрос, который поставлен перед нами, и здесь колебания невозможны". И далее: "Как видите, пути Грузии и России здесь разошлись. Наш путь ведет в Европу, путь России - в Азию. Враги скажут, что мы на стороне империалистов. Поэтому я должен здесь решительно заявить: предпочту империалистов Запада фанатикам Востока".

У Жордания и его партии слова не расходились с делом. Декларация вождя грузинских меньшевиков нашла реальное выражение в ряде мероприятий, направленных к оказанию практической помощи Деникину и Врангелю в их борьбе с "фанатиками Востока" - большевиками. Меньшевики впоследствии не раз вдохновляли и поддерживали контрреволюционные восстания на Северном Кавказе и в Дагестане.

В этом же духе действовали азербайджанские муссаватисты. В Баку англичане хозяйничали, как у себя дома. Муссаватское правительство послушно выполняло их приказы. Боязнь, что Советская Россия окажется победительницей, заставляла муссаватистов всячески помогать англичанам в их борьбе против советской власти: они снабжали их военный флот топливом, согласились на полную передачу в английские руки военного порта и всего коммерческого флота, участвовали в экономической блокаде Советской России, не выпуская в нее ни одного пуда нефти и бензина. Азербайджанское правительство из своего скудного бюджета отпускало огромные суммы на поддержку нефтепромышленников. Так например, весной 1919 г. оно расходовало на все свои нужды ежемесячно 40 млн. руб., тогда как нефтепромышленники получали 60 млн., а английское командование 35 млн. руб.

Взаимоотношение муссаватского правительства с Деникиным было даже более острым, чем у соседней Грузии. Деникин хотел захватить весь каспийский флот в свои руки и превратить Баку в свою базу. Он не только не хотел признавать самостоятельности Азербайджана, но готовился безотлагательно разогнать муссаватское правительство. В его распоряжении были для этого и реальные силы в лице бичераховских отрядов, но положение спасли англичане. Они вмешались в спор Азербайджана с Деникиным и заставили последнего отказаться от своих планов. Британский империализм оказал эту услугу не даром. Ему не было никакого дела до национальной самостоятельности тюрков, он хотел лишь закрепиться в богатейшем Бакинском нефтяном районе. Просто оккупировать его было неудобно, могли возникнуть разногласия с другими империалистическими хищниками и самое главное с будущей Россией. Национальная же республика, вдобавок "независимая", могла служить самой лучшей ширмой для прикрытия истинных целей Англии.

Аналогичное положение было и в третьей закавказской республике, - Армении. Дашнаки являлись там верными приказчиками англо-французского империализма. Они непрестанно проповедывали войну против Советской России и кемалистской Турции. Буквально нищую страну дашнаки втягивали в самые авантюристические предприятия. Началась война, в результате которой турки в самый короткий срок полностью разгромили военные силы дашнаков и отобрали у Армении значительную часть ее территории. Армянские трудящиеся в результате авантюристической политики дашнаков подверглись кровавому погрому со стороны победителей-турок и понесли огромные материальные потери.

Такова бесславная история трех закавказских республик, возглавлявшихся буржуазно-националистическими и социал-предательскими партиями. Или - или - так был поставлен вопрос историей: или с Советской Россией - за действительное национальное и социальное освобождение, или против нее - за укрепление эксплоататорских классов внутри нации и превращение страны в империалистическую колонию. Они избрали второй путь и пошли на поводу империалистов. Только советизация принесла освобождение всем национальностям Закавказья и устранила царившие там веками национальные противоречия.

Несмотря на помощь империалистов, национальные "правительства" в борьбе с советской властью были разгромлены. В чем причина их поражения? "...Кроме национальных правительств, - пишет т. Сталин, - на окраинах существуют еще национальные рабочие и крестьяне.

Организованные в свои революционные совдепы по образцу совдепов в центре России еще до октябрьского переворота, они никогда не разрывали связей со своими братьями на Севере. Они также добивались победы над буржуазией, они также боролись за торжество социализма. Неудивительно, что их конфликт со "своими" "национальными" правительствами нарастал день за днем. Октябрьский переворот только упрочил союз рабочих и крестьян окраин с рабочими и крестьянами России, вдохновив верой в торжество социализма. Война национальных правительств с советской властью довела их конфликт с этими "правительствами" до полного разрыва с ними, до открытого восстания против них. Так сложился союз рабочих и беднейших крестьян всей России против контрреволюционного союза национально-буржуазных "правительств" окраин России" 10 .

Усилиями этого союза национальные контрреволюционные "правительства" оказались разбитыми наголову.

Последовательное проведение в жизнь ленинской национальной политики в период гражданской войны принесло огромную пользу пролетарской диктатуре. Не только трудящиеся ранее угнетенных национальностей, где бы они ни находились, выражали свои симпатии советской власти и боролись за ее восстановление в районах, занятых контрреволюционными бандами, но и некоторые буржуазные государства, получившие от советского правительства безоговорочное признание их независимости - Финляндия, Эстония, Литва, Латвия и Польша, - боясь реставрации "единой и неделимой России", в наиболее критические моменты не оказали реальной помощи русской контрреволюции и тем самым объективно способствовали победам Красной армии.

Взаимная поддержка революционной Центральной России и ее окраин сыграла в гражданской войне колоссальную роль. "Три года революции и гражданской войны в России показали, что без взаимной поддержки Центральной России и ее окраин невозможна победа революции, невозможно освобождение России от когтей империализма" 11 . Как центр России не мог долго держаться без помощи окраин, так и окраины России были обречены на империалистическую кабалу без помощи Центральной России.

Опыт гражданской войны в России показал, что национальный вопрос может быть разрешен лишь в результате пролетарской революции, что и для Запада путь победы социалистической революции проходит через союз ее с освободительным движением колониальных и зависимых стран против империализма. Таким образом национальный вопрос есть часть общего вопроса о пролетарской революции, часть вопроса о диктатуре пролетариата.

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир) . Google . Yandex

Одним из расхожих тезисов советской и белой пропаганды был тезис о том, что Белое движение выступает за единую, неделимую Россию. Но как по-разному понимали этот тезис в советской и белой пропаганде.

В советской пропаганде, пропаганде большевиков тезис о единой, неделимой России характеризовался примерно так: белые несут возрождение тюрьмы народов, чуть ли не колониального ига по отношению к народам Средней Азии, Дальнего Востока, Сибири, малым народностям, что уж говорить о еврейском вопросе, то, что белые – антисемиты всячески подчеркивалось в советской пропаганде, и это был один из очень важных тезисов после революции 1917 года.

В белой пропаганде этот же лозунг за единую, неделимую Россию, как ни странно покажется, не носил именно национально-государственного подтекстом. Он имел прежде всего социальный подтекст, то есть предполагалось, что единая, неделимая Россия – это объединение всех сословий, всех граждан Российского государства, всего народа, и здесь как раз предполагалось национальное единство, а не единство какого-то определенного, конкретного народа: русского, украинского, еврейского и т.д. То есть интересы государственности, национальные интересы ставились выше интересов отдельных народностей, и в этом отношении, наверное, можно было говорить о некоем имперском векторе, имперской составляющей белой пропаганды.

Но какова же была национальная политика белого движения. И мог ли быть осуществлен в реальности тезис советской пропаганды о том, что малейшие стремления к свободе малых народностей, отдельных народностей и наций в составе Российского государства будут подавлены и что не может идти никакой речи – а это кстати тоже был очень популярный тезис – о том, что Белое движение не признает какую бы то ни было независимость бывших частей Российской империи: Финляндии, Польши, Прибалтики, Кавказа, Закавказья, других республик. Насколько все это соответствовало действительности?

На этот вопрос может быть дан однозначный и четкий, на мой взгляд, ответ. В случае победоносного для белых окончания Гражданской войны предполагалось воссоздание единой, но федеративной или даже в какой-то степени конфедеративной государственности. Правда, эти термины «федерация» и «конфедерация» почти не использовались. Гораздо более распространенным определением был термин «областная автономия», «областничество». Что же это означало?

Областничество, областная автономия, прежде всего означало то, что каждая народность, каждая территория в составе бывшей Российской империи имеет право на определенную степень самостоятельности. Но вот степень этой самостоятельности, конечно, должна быть различной, должна варьироваться. Это может быть местное самоуправление, это может быть какая-то культурная автономия, в том случае, если данная народность, данная нация не обладает какими-то претензиями на самостоятельность – на выход из состава России, это может быть современный субъект федерации, выражаясь современным языком. Хотя еще раз отмечу, что сам термин «федерации» белые старались не использовать. Но если будет так, этот субъект, эта областная единица должна иметь местные органы власти, должна иметь местный парламент, какого-то местного главу исполнительной власти.

И, конечно, есть те части Российской империи, которые при всем большом желании, даже в случае победы над советской властью, уже невозможно будет вернуть в состав прежде единой России. Если говорить о конкретных примерах подобного рода. Те части России, которые, пожалуй, уже не вернется в ее состав, – это прежде всего Польша и Финляндия. В отношении их однозначно говорилось, что они будут иметь свою политическую независимость. Однако возникали спорные территориальные вопросы, нужно было четко определить линию государственной границы, четко представить, какая часть территории отойдет к России, а какая останется у Польши и у Финляндии. Затем аналогичную схему стали применять и в отношении прибалтийских республик – это Эстония, Латвия и Литва. Окончательно утвердить эти вопросы было должно все то же национальное собрание, все тот же самый земский собор, который как раз утвердит эту модель, условно говоря, областного устройства.

Второй тип, о котором я уже сказал, – вариант федеративного управления. Наиболее яркий, характерный пример его – это казачьи области. Двенадцать казачьих войск и дополнительно два казачьих войска, созданных Колчаком, – Енисейское и Иркутское, все они без исключения имели свое самоуправление: свои парламенты, своих атаманов. И ни Колчак, ни Деникин не покушались на их ликвидацию. Конечно, были какие-то инциденты, какие-то спорные моменты, связанные со стремлением часть казачьих депутатов и политиков вообще отделиться от России. Такие настроения были, например, свойственны части депутатов Кубанской рады в 1919 году. Но это отнюдь не означало, что Раду нужно распускать, ликвидировать, выборных атаманов упразднять. Никоим образом. Более того, Врангель даже включил всех наличных на тот момент на юге России казачьих атаманов в состав своего правительства.

По подобной схеме предполагалось действовать и с другими территориями, которые тоже буду претендовать на этот областной, или, выражаясь по-современному, федеративный статус. Это предполагалось сделать и в отношении Украины, и в отношении Белоруссии, и тех областей, именно областей, которые белые считали необходимым создать на территории Сибири, Туркестана. Сама Сибирь вообще должна была представлять отдельную область, отсюда знаменитый термин, который часто использовался в Гражданскую войну – Сибирское областничество.

В отношении тех народностей, которые еще не имеют ярков выраженного государственного статуса, предполагалась автономия, местная, культурная, на уровне местного самоуправления, земского самоуправления, на уровне каких-то городских дум, которые будут укомплектованы именно делегатами, представляющими интересы данной местной национальности.

В общем и целом таков был вектор решения национального вопроса. Совершенно очевидно, что мы не можем здесь говорить о восстановлении унитарной модели, которая полностью игнорирует какие бы то ни было национальные особенности. И, наверное, в многонациональном Российском государстве иной политики после революции и Гражданской войны и быть не могло.

На исходе гражданской войны (1917-1921 гг.) территория страны представляла собой, особенно на окраинах, конгломерат различных государственных и национально-государственных образований, статус которых определялся многими факторами: движением фронтов, состоянием дел на местах, силой местных сепаратистских и национальных движений. По мере того как Красная Армия занимала опорные пункты на различных территориях, возникала необходимость упорядочения национально-государственного устройства. О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен партийных дискуссий по национальному вопросу Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. М., 1994. С. 173..

Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала идею национального самоопределения, целиком полагаясь на «пролетарский интернационализм» и выступая сторонниками унитарного государства; их лозунг -- «Долой границы!», выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другие выступали сторонниками так называемого «самоопределения трудящихся» (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею «культурно-национальной автономии», принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимости от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться «революционная борьба пролетариата». В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Закрепление в партии за И.В. Сталиным роли специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его «разработки» весьма совпадали с мыслями самого Ленина. В труде «Марксизм и национальный вопрос» Сталин дал определение нации, которое во многом бытует и в настоящее время, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.

Возглавив после революции Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), Сталин в сущности мало изменил свою позицию. Он стоял за создание в составе России как можно более крупных независимых государственных объединений с учетом их национальной специфики, хотя образование таких конгломератов он рассматривал, как решение чисто временных задач, препятствующее росту националистических настроений Новейшая история Отечества. Под ред. А.Ф. Киселева. Т. 1. М., 2001. С. 390..

Вместе с тем революция и практика национально-государственного строительства «снизу» в период 1917--1918 гг. показали, что значение национального вопроса для России большевиками было явно недооценено. Одним из первых это констатировал Ленин при анализе данных о выборах в Учредительное собрание.

Целый ряд территорий, руководимых национальными правительствами, вообще отпал от России. На территориях, находящихся под большевистским контролем, утвердился принцип федеративного устройства, хотя в бурных событиях военного времени было не до решения национальных проблем.

Тем не менее, взаимоотношения «независимых» республик оформлялись путем специальных договоров и соглашений (в области военной, хозяйственной, дипломатической и др.). В период 1919--1921 гг. была подписана целая серия таких договоров, которые предусматривали совместные мероприятия по обороне, в сфере хозяйственной деятельности, дипломатии. Согласно договорам происходило частичное объединение органов управления, которое не предусматривало, однако, подчинение высших и центральных органов советских республик единому центру и единой политике. В условиях жесткой централизации, присущей периоду «военного коммунизма», постоянно возникали конфликты и трения между центральными и местными властями. Проблема заключалась еще и в том, что у самих коммунистов, особенно на местах, весьма заметными были националистические и сепаратистские настроения, и местные руководители постоянно стремились поднять статус своих национально-государственных образований, которые окончательно не были установлены. Все эти противоречия, борьба объединительных и сепаратистских тенденций не могли не сказаться, когда большевики, перейдя к мирному строительству, взялись за определение национально-государственного устройства.

На территории, где к 1922 г. установилась власть, Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи населения 1926 г.). Правда, многие из них представляли либо «рассеянные» национальные общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо специфические ответвления других этносов. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый «снизу» Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. М., 1994. С. 175..

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, что бы ни говорили сегодня представители национальных движений, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Соотношение центростремительных и центробежных тенденций, которые сегодня с новой силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного «проживания» различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, прочностью «сцепления» их связей, наличием и отсутствием в прошлом своей государственности, традициями, своеобразием уклада, национальным духом и т.д. В то же время вряд ли можно провести аналог между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками «тюрьмой народов». Отличия, характерные для России, бросаются в глаза -- это целостность территории, полиэтнический характер ее заселения, мирная по преимуществу народная колонизация, отсутствие геноцида, историческое родство и сходство судьбы отдельных народов. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку -- необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения Гордецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1920. М, 1987. С. 89..