Принципы и средства тренировки психических возможностей. Тренировка психологической устойчивости Повышение психологической устойчивости


В жизни каждого из нас порой наступает критический момент, испытывающий нашу психику на прочность. Быть может, вас доводят до исступления друзья или коллеги, а может, вы устали от бессмысленной работы или тупиковых отношений.

Какое бы то ни было испытание, если вы хотите успешно его преодолеть, вы должны быть сильным, смотреть на мир непредвзято и быть готовым принять решительные меры.

Кажется, что это супер-очевидно. Мы все хотим хороших друзей, хорошую работу и хорошие отношения. Но не спешите, не все так просто.

Быть психически устойчивым — трудная задача, особенно, когда вы сталкиваетесь с определенными препятствиями. Способность отбросить привычные шаблоны и смело устремиться в новом направлении требует выдержки, отваги и дерзости, которыми обладают только по-настоящему психически устойчивые люди.

Удивительно, насколько такие люди выделяются из толпы. Там, где другие видят непреодолимые преграды, они видят задачи, требующие решения.

Когда завод Томаса Эдисона в 1914 году сгорел дотла, уничтожив единственные в своем роде прототипы и принеся ущерб в 23 млн долларов, Эдисон отреагировал так:

«Слава Богу, все наши ошибки сожжены. Теперь мы можем начать все заново».

Реакция Эдисона — идеальный пример психической устойчивости: видеть возможности и действовать решительно, даже когда кажется, что хуже уже некуда.

Есть несколько привычек, которые помогут вам повысить и развить именно это качество. На самом деле многие характерные черты психически устойчивых людей представляют собой особые стратегии, которые вы можете начать применять к жизни уже сегодня.

Итак, вот что отличает по-настоящему психически устойчивых людей.

1. Они знают, что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — краеугольный камень психической устойчивости. Вы не можете быть психически устойчивым, не умея в полной мере осознавать и проживать сильные негативные эмоции — и обращать их себе на пользу. Все события, которые проверяют на прочность вашу психику, в конечном счете затрагивают именно эмоциональный интеллект (EQ).

В отличие от IQ, который остается более-менее неизменным, EQ представляет собой гибкий навык, который при правильном подходе и должных усилиях можно развить и прокачать. Неудивительно, что 90% самых успешных людей имеют высокий EQ, и что люди с высоким EQ в среднем зарабатывают гораздо больше, чем их коллеги с показателем пониже.

К сожалению, развитый EQ встречается нечасто. В TalentSmart исследовали более миллиона человек, и обнаружили, что только 36% опрошенных способны точно определить свои эмоции в момент их возникновения.

2. Они работают над уверенностью в себе

«Если вы думаете, что вы на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится — вы тоже правы» — Генри Форд.

Психически устойчивые люди соглашаются с Фордом: наш менталитет оказывает огромное влияние на способность добиваться успеха. Цитата, приведенная выше, не просто расхожая фраза для мотивации — это факт. Исследование, проведенное недавно в Университете Мельбурна, показало, что уверенные в себе люди получают более высокую заработную плату и быстрее продвигаются по службе. Настоящая уверенность в себе — в отличие от напускной бравады, которой люди прикрывают свои страхи — видна с первого взгляда. Психически устойчивые люди всегда на шаг впереди сомневающихся и робких, потому что уверенность в себе вдохновляет других и помогает им осуществлять свои замыслы.

3. Они способны нейтрализовывать неприятных людей

Иметь дело с «тяжелыми» людьми утомляет. Психически устойчивые люди контролируют взаимодействие с неприятными собеседниками, держа чувства в узде. Когда им приходится столкнуться с таким человеком, они подходят к ситуации рационально, отслеживают свои эмоции и не позволяют гневу или разочарованию влиять на собственные реакции.

Они также умеют взглянуть на ситуацию с точки зрения собеседника, и благодаря этому способны находить общий язык и совместно решать проблемы, даже если партнер им неприятен. А если конфликт все-таки разгорается, психически устойчивые люди способны не принимать происходящее близко к сердцу и не позволяют чужим словам затронуть их самочувствие.

4. Они умеют принимать изменения

Психически устойчивые люди умеют проявлять гибкость и постоянно адаптируются. Они знают, что страх перемен парализует и может стать серьезной угрозой для их счастья и успеха. Они всегда идут навстречу новому и имеют наготове план, который должен помочь осуществлению их идей.

Только приняв перемены, можно найти в них хорошее. Вы должны встречать их с открытым умом, если хотите заметить и использовать те возможности, которые перемены приносят с собой. Если же вы пытаетесь действовать по-старому и надеетесь, что, игнорируя перемены, можно их отменить — вы обречены на провал. Ведь это чистое безумие: делать одно и то же снова и снова — и ожидать другого результата.

5. Они знают, как говорить «нет»

Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало, что чем вам труднее сказать «нет», тем более вероятно, что вы страдаете от стресса, повышенной утомляемости и даже депрессии. Психически устойчивые люди знают, что говорить «нет» — совершенно нормально.

Когда приходит время сказать «нет», психически устойчивые люди избегают таких фраз, как «Мне кажется, я не могу» или «Я не уверен». Их «нет» наполнено уверенностью в себе: они знают, что говоря «нет» новым обязательствам, они уважают те, что у них уже есть, и дают себе возможность успешно их исполнить.

Психически устойчивые люди также прекрасно владеют самоконтролем — умеют сказать «нет» самим себе. Они не гонятся за сиюминутным удовольствием и избегают импульсивных поступков.

6. Они понимают, что страх — главный источник сожалений

Психически устойчивые люди знают, что когда все будет сказано и сделано, они гораздо сильнее пожалеют о том, что упустили какой-то шанс, чем о постигших неудачах. Не бойтесь рисковать.

Я часто слышу, как люди говорят: «Что самое плохое может случиться? Это что, вас убьет?» Тем не менее, смерть — не худшее, что может случиться с вами. Худшее — это позволить себе умереть внутри, будучи еще живым.

Требуется большая осознанность, чтобы ходить по тонкой грани между сожалением и памятью. Если слишком долго жалеть о своих ошибках, это заставит вас все время переживать и бояться новых начинаний; если забывать о них полностью, вы рискуете их повторить. Ключ к равновесию лежит в способности трансформировать неудачи во внутренний прогресс. Так вы привыкаете подниматься после каждого падения.

7. Они умеют принять поражение...

Психически устойчивые люди умеют проигрывать, потому что знают, что путь к успеху вымощен ошибками. Никто никогда не добивался настоящего успеха, не научившись достойно принимать поражение. Ошибки дают вам понять, что вы на неверном пути, и тем самым помогают проложить путь к успеху. Самые большие прорывы, как правило, случаются, когда вы чувствуете, что у вас ничего не получается. Именно это разочарование побуждает вас начать думать по-другому, искать решение за пределами привычных рамок, и наконец увидеть то, что вы упускали.

8. ...не зацикливаясь на ошибках

Люди, о которых мы говорим, знают, что эмоциональное состояние определяется тем, на чем вы состредотачиваете свое внимание. Когда вы зацикливаетесь на своих проблемах, вы создаете и поддерживаете негативные эмоции и стресс, который снижает производительность. Когда вы фокусируетесь на том, что играет вам на руку, у вас появляется чувство личной эффективности, которое создает положительные эмоции и повышает производительность.

Психически устойчивые люди дистанцируются от своих ошибок, но не забывают о них. Если держать ошибки на безопасном, но достижимом расстоянии, вам будет проще адаптироваться, чтобы впоследствии достичь успеха.

9. И знают, как не давать никому ограничивать свою радость...

Если чувство удовольствия и удовлетворения приходит к вам от сравнения себя с другими — вы не хозяин собственного счастья. Когда психически устойчивым людям нравится что-то, что они делают, они не позволяют никому влезть в это со своими оценками.

Хотя невозможно просто отключиться и совсем не реагировать на то, что другие думают о вас, вы не должны сравнивать себя с ними, а к чужому мнению всегда стоит относиться с долей недоверия. Психически устойчивые люди знают: что бы о них ни думали, одно можно сказать наверняка — они не настолько хороши и не настолько плохи, как говорят другие.

10. ...не ограничивая при этом радость других

Психически устойчивые люди не судят о других, потому что знают: в каждом человеке есть что-то хорошее, и нет нужды принижать чужие достижения, чтобы начать лучше относиться к себе.

Сравнение себя с другими людьми ограничивает. Ревность и обида высасывают из нас жизнь; это лучший способ потерять энергию. Психически устойчивые люди не тратят свое время и силы на то, чтобы раздать всем вокруг оценки, и не беспокоятся о своем месте в рейтинге.

Вместо того чтобы тратить свою энергию на зависть, направьте эту энергию на благодарность. Когда вы радуетесь успехам других людей, все в выигрыше.

11. Они держат себя в форме

Исследование, проведенное в институте Восточного Онтарио, показало, что люди, которые делали упражнения два раза в неделю в течение 10 недель чувствовали себя более компетентными в социальном и интеллектуальном плане. Они также гораздо выше оценивали состояние своего тела и чувство собственного достоинства. Самое интересное, что рост уверенности в себе — ключ к психической устойчивости — был вызван вовсе не физическими изменениями в организме: это был моментальный эффект от эндорфинов, которые вырабатываются во время физических упражнений.

12. Они имеют привычку высыпаться

Трудно переоценить влияние сна на психическую устойчивость. Когда мы спим, мозг нейтрализует токсичные белки, побочные продукты нервной деятельности. К сожалению, он может делать это эффективно только пока вы спите, так что если вы не получаете достаточное количество сна, токсичные белки остаются в клетках вашего головного мозга, сея хаос и ослабляя вашу способность мыслить. И никакой кофе тут не поможет.

Психически устойчивые люди знают, что если они спят недостаточно — или неправильно — их самоконтроль, внимание и память ухудшаются; поэтому качество сна становится приоритетом.

13. Они ограничивают потребление кофеина

Слишком большое количество кофеина в крови вызывает выброс адреналина, который запускает реакцию «бей или беги». Это стратегия выживания, в которой мозг не задействует рациональное мышление, чтобы добиться более быстрой реакции. Такой метод отлично работает, если за вами гонится медведь, но может помешать в сложных жизненных обстоятельствах.

Когда кофеин приводит ваш мозг и тело в гипервозбужденное стрессовое состояние, эмоции захватывают контроль над вашим поведением. Длительный период выведения кофеина из огранизма гарантирует, что вы останетесь в этом состоянии надолго. Психически устойчивые люди знают, что слишком много кофеина идет во вред, и не поддаются на его соблазны.

14. Они способны прощать, не дожидаясь извинений

Негативные эмоции, связанные с обидой, создают в организме стрессовую реакцию, а постоянный стресс может иметь разрушительные последствия (как физические, так и психические). Когда вы прощаете кого-то, это не оправдывает их действия; вы просто перестаете быть их извечным заложником.

15. Они знают, на что направлять свою энергию

Попробуйте следить за новостями хоть сколько-нибудь продолжительное время, и вы увидите, что это бесконечный цикл войн, экономических крахов, распадающихся компаний и экологических катастроф. Недолго решить, что наш мир катится под откос.

И кто знает? Может быть, так оно и есть. Но психически устойчивые люди не беспокоятся об этом, потому что не желают тратить свои силы на то, что не могут контролировать. Вместо того, чтобы пытаться произвести революцию, они направляют всю свою энергию на две вещи, которые находятся полностью в их власти — их собственное внимание и усилия.

В своей работе специалисты от психологии используют упражнения, направленные на тренировку психических процессов человека, или говоря обобщённо, нацеленные на тренировку психики.

К психическим процессам относятся ощущение, восприятие, память, воображение, представление, внимание, мышление, речь, эмоции и воля.

Первичными регуляторами поведения человека являются именно психические процессы. Что значит первичными регуляторами? Это означает, что именно на основе психических процессов происходит формирование знаний, умений, навыков, психических состояний, способов реагирования и поведения.

Психические процессы динамичны, то есть они продолжительны во времени и могут изменяться: начинаются, продолжаются и оканчиваются.

Психические процессы можно разделить на познавательные (память, представление, мышление), эмоциональные (все виды эмоций) и волевые (управление поведением, принятие решений, преодоление трудностей).

В каком случае у человека возникает психологическая проблема? В том, когда один или несколько параметров психических процессов нарушается. Например, нарушение волевого процесса вызывает проблему принятия решений или преодоления трудностей, нарушение процесса мышления вызывает проблему обучения или понимания происходящего, нарушение эмоциональной сферы — проблемы эмоционального реагирования.

Все психические процессы напрямую взаимосвязаны между собой, и сбой в работе одного из них может повлечь цепную реакцию и нарушение в других: например, нарушение процесса внимания (рассеянность, сниженная способность к концентрации) нарушает процесс восприятия или представления, они влекут нарушение процесса мышления, который проявляется в снижении способности к обучению, что может вызвать нарушение эмоциональной сферы и повлечь отрицательные эмоции, они в свою очередь могут повлиять на волевой процесс — стремление к продолжению обучения до достижения хотя бы среднего результата, или вообще отказ от обучения.

Приведённый пример является условным, и призван дать общее понимание, как нарушение одного психического процесса влияет на нарушения в других, а они в свою очередь на результат поведения и деятельности человека.

Последовательность нарушения психических процессов может быть любой.

В работе психолога одними из самых часто встречающихся нарушений психических процессов, о которых говорят клиенты, являются нарушения эмоциональной сферы и воли.

При этом когнитивный подход в консультировании предполагает, что началом нарушения эмоциональных и волевых процессов является нарушение процессов познания.

Развитие психических процессов происходит в течение всей жизни, при этом их «качество» с возрастом стремится к снижению: уменьшается скорость мышления, способность к концентрации (внимание), наблюдается эмоциональная «закостенелость» и прочее.

Психические процессы развиваются под влиянием генетических факторов, то есть «природных» способностей человека, а также воспитания и обучения.

Однозначного и чёткого ответа о том, что является преобладающим — генетика или окружающая действительность — наука не даёт.

Принято считать, что развитие человека зависит как от генетической предрасположенности, так и от процессов обучения и воспитания. Преобладание одного из указанных факторов мы можем установить только проводя исследование с конкретным человеком, и обязательно выясним, что в структуре его личности имеются и «природные» склонности, и влияние социализации.

Вместе с тем, я как специалист склоняюсь ко второму мнению, то есть считаю, что основополагающим фактором развития человека является окружающая обстановка, то есть «бытие определяет сознание», а сознание в последующем формирует наше «бытие». При этом я ни в коем случае не отрицаю важность и значение конституционных особенностей личности.

Исходя из этого отношения к развитию человека, я согласен с мнением, что наши актуальные, то есть текущие способы познания объективного мира, способы реагирования на окружающую действительность и поведение в ней являются «натренированными» в процессе жизни.

Почему актуальные способы познания, реагирования и поведения являются «натренированными», и почему это слово взято в кавычки?

Дело в том, что способы познания, реагирования и поведения тренируются в процессе человеческого развития путём закрепления, то есть многократного повторения. Кавычки же означают, что чаще всего человек не знает и не подозревает, иными словами — не осознает, что актуальные способы познания, реагирования и поведения есть результат многократного повторения этих способов в повторяющихся, аналогичных или похожих жизненных ситуациях. Мало того, способы познания, реагирования и поведения могут повторяться не только в схожих условиях, но и распространяться на смежные ситуации, или даже на те, которые для человека являются новыми.

В процессе развития способы познания, реагирования и поведения могут закрепиться в виде определённой «модели», которая становится преобладающей и определяет направленность психического состояния человека.

Подтверждением изложенных выводов может служить и личный жизненный опыт общения с другими людьми: наверняка в окружении каждого из нас найдутся люди, которых мы можем в общих чертах охарактеризовать как умных или не очень, волевых или безвольных, агрессивных или добрых, пессимистичных или радостных, развязных или сдержанных.

Кто учился в обычной средней школе также прекрасно знает, что среди учеников есть отличники (умные), среди отличников есть учащиеся, имеющие «математический склад» ума — им легко даются алгебра, геометрия, физика, химия; есть гуманитарии; есть хорошисты и троечники; есть «спортсмены» и ученики, склонные к физическому труду.

Перечисленное разделение людей по общей характеристике и склонностям к определенной деятельности складывается от природной предрасположенности, но в большей мере от окружающей обстановки их развития, то есть воспитания и обучения.

Проводя разбор психологической проблемы человека, психолог может давать вышесказанные разъяснения, выясняя условия жизни и развития, текущую жизненную ситуацию, а также те ситуации, в которых проявляется проблемное реагирование и поведение.

В несложных вопросах, для клиента бывает достаточно иногда самого понимания психологических закономерностей развития личности и причинно-следственных связей возникновения его психологической проблемы.

Но как только вопрос усложняется, необходимо переходить на более высокий уровень работы, который может включать в себя помощь в развитии новых навыков познания, реакций и поведения.

В этом случае на помощь приходят психологические упражнения.

Эти упражнения также могут именоваться психотехниками, методами и прочими научными или околонаучными названиями, но суть их одна — тренировка новых навыков и умений психики.

Для понимания сути психологических упражнений, давайте рассмотрим аналогию — упражнения с целью физического развития.

Условно можно выделить три вида телосложения — эктоморф, эндоморф и мезоморф. По-русски — худощавый, полный, мускулистый. Идеальный тип встречается редко, поэтому у каждого человека могут быть признаки того или иного типа с выраженным преобладанием одного над другим.

Человек с полным телосложением склонен, так сказать, к стремлению «вширь». Диеты, нагрузки конечно дают эффект, но природа берёт своё.

Человек худощавого телосложения наоборот, имеет повышенный метаболизм, может есть «как не в себя», при этом оставаться худым.

Третий тип — мезоморф, или мускулистый тип телосложения.

Для целей нашей статьи для аналогии физических и психологических упражнений нам будут интересны два последних типа: худощавый и мускулистый. Давайте их переименуем и условно назовём: мускулистый — это физически «сильный», худощавый — «слабый».

Люди мускулистого типа в народе могут характеризоваться «широкой» или «тяжёлой костью», «косой саженью в плечах», от природы развитой мускулатурой.

Мускулистый тип является генетически сильным человеком в смысле физической силы. Таким людям очень легко тренироваться, у них хорошо растёт мышечная масса, они выносливы, упорны, некоторые имеют соответствующий «бойцовский» характер.

Такой человек может в принципе вообще не тренироваться и до преклонного возраста сохранять высокий уровень физической силы и крепости.

Худощавый тип напротив, вынужден много и упорно тренироваться, постоянно «быть в форме» чтобы приблизиться или сравняться по уровню физического развития к мускулистому типу.

Если два человека одного возраста, но разного типа телосложения (мускулистый и худощавый) начнут одновременно заниматься одним видом спорта, то через одинаковое время тренировок мускулистый тип покажет результаты, гораздо превышающие результаты худощавого.

Способен ли «худощавый тип» достичь или превзойти уровень мускулистого?

Да, способен. Но для этого ему придётся приложить усилия, кратно превосходящие усилия мускулистого.

Аналогичная ситуация с психикой.

Условно всех людей можно разделить на три типа: «сильных», «средних» и «слабых».

Сильный тип психики — это так называемые «сильные личности». Не буду объяснять их характеристик, думаю и так всем понятно, что это за люди. Добавлю только, что люди с сильным типом психики не обязательно имеют высокий социальный статус или успех, возглавляют организации и прочее. «Сильный» тип психики может наблюдаться и у вполне обычного человека, какого-нибудь сантехника, вполне довольного своей жизнью, изредка, а может и частенько подбухивающего, но готового приложить такие усилия для преодоления жизненных трудностей, на которые не способен иной руководитель успешной бизнес-корпорации.

В процентном соотношении психически сильных людей меньше всего.

Средний тип психики — это подавляющее большинство людей, которые с какими-то проблемами могут справиться сами, а какие-то могут их и сломить или надолго вывести из рабочего состояния.

Слабый тип — ну, чего тут объяснять. Когда в жизни всё более менее хорошо — они чувствуют себя хорошо. Но может статься, что какая-то мелочь надолго выведет их из психологического равновесия, и для восстановления потребуется длительное время. Этот тип характеризуется помимо прочего повышенным уровнем тревожности.

Могут ли люди среднего, а тем более слабого типа психики стать сильнее в психологическом смысле? И могут ли они приблизиться к характеристикам сильного типа?

Ответ однозначный — да, могут.

Для этого и служат психологические упражнения, направленные на тренировку психики. Если быть точным — тренировку психических процессов.

Какие психические процессы тренируются?

Да практически все. Подлежат тренировке воля, внимание, память, мышление, представление и воображение, тренируется речь (культура речи) и голос, и что очень существенно в обычной жизни — тренируется эмоциональная сфера: управление эмоциями, способность проявлять эмоции, испытывать или чаще ощущать новые или редкие эмоции (например, радость), выражать их и прочее.

Для развития каждого психического процесса существуют свои упражнения, некоторые упражнения могут влиять на развитие сразу нескольких процессов.

В свою очередь, навык развития и управления собственными психическими процессами приводит к изменению и управлению более стойкими и длительными проявлениями психики — психическими состояниями (например, настроением).

Ну и самое главное. Тренировка психики имеет своим результатом изменение и совершенствование способов познания как себя, так и окружающего мира, изменение и улучшение способов реагирования и поведения в конкретных жизненных ситуациях.

То есть в конечном итоге психологические упражнения влияют на общее состояние человека и его деятельность, направлены на повышение качества жизни.

В следующей статье я расскажу о том, каким образом строится система упражнений, их виды, продолжительность тренировок и разъясню другие, на мой взгляд очень интересные положения практической стороны психологических упражнений.

Благодарю за внимание.

При подготовке статьи использована следующая литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2018.

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Добиться этого с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств. У каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

В организации тренировки психических возможностей человека следует учитывать и выполнять определенные условия:

Четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению.

Процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее.

Необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки.

Разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающую при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т. д.).

Если первые реакции были удачными, то все остальные операции, составляющие навык, протекают автоматически. Неудачное начало или незапланированный перерыв обычно вызывают отрицательные эмоции и ведут к снижению работоспособности и положительной установки на работу. Вместе с тем хорошо закрепленный навык стабилен и трудно поддается каким-либо отрицательным влияниям.

При тренировке психических процессов необходимо учитывать некоторые принципы, следование которым сделает саму тренировку более эффективной. К основным из таких принципов следует отнести:

1. Нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы; следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление.

2. Выполняемая нагрузка должна доставлять радостные ощущения, удовольствие и другие положительные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъемом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников умственного труда, как школьники и студенты.

3. Необходимо соблюдать требования рациональной организации труда и обучения; забвение этого требования не только снижает эффективность труда, но и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и в конечном счете ведет к снижению интеллектуального потенциала.

Регулярность труда – важная основа профилактики эмоциональных перегрузок. Регулярные интеллектуальные и психологические нагрузки формируют в мозгу у человека так называемый динамический стереотип, благодаря которому сама интеллектуальная деятельности протекает гораздо эффективнее. Другой эффект регулярности занятий кроется в систематической тренировке памяти, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.

Каким бы психически сильным и уравновешенным ни был человек, порой он попадает в ситуации, которые, если и не грозят его здоровью, то могут вывести из душевного равновесия. Поэтому так важно научиться контролировать свое психическое состояние с помощью саморегуляции. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. То есть саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.

Своевременная саморегуляция – это средство, предотвращающее накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующее полноте восстановления сил, нормализующее эмоциональный фон деятельности, а также усиливающее мобилизацию ресурсов организма. Благодаря ей достигаются три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Методы и способы саморегуляции появились как результат изучения психологии и физиологии человека, закономерностей и механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

Существует огромное множество средств и методов саморегуляции самых различных психических состояний, которые можно условно разделить на две группы – естественные и специальные.

Естественные способы регуляции организма включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Люди достаточно часто интуитивно используют их в своей жизни: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление, не всегда можно использовать (например, на работе). Но есть и приемы, которые можно применять и во время работы, учебы, и часто люди это делают бессознательно. Поэтому вначале важно:

– разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса владеет человек;

– осознать эти приемы;

– перейти от спонтанного их применения к сознательной регуляции психических состояний;

– освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.

Можно выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

– вдыхание свежего воздуха;

– чтение стихов;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Специальные приемы регуляции нервно-психической состояний предполагают сознательное использование определенных приемов и методов.

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность . Благодаря специально подобранным ее средствам можно целенаправленно менять психическое состояние человека в нужном направлении. При чрезмерном возбуждении мышечная активность (например, спокойные упражнения на расслабление в сочетании с глубоким выдохом) создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон – в результате этого процесса состояние напряжения снижается. Для поднятия психического тонуса специальные упражнения (резкие короткие выдохи, как это делают спортсмены перед стартом) способны усилить силу возбудительных процессов.

При чрезмерном психическом напряжении из-за повышенного мышечного тонуса отсюда в ЦНС направляется большой поток нервных импульсов, – естественно, с еще большим ее напряжением. В этих условиях разорвать порочный круг помогают релаксирующие (расслабляющие) упражнения, благодаря которым центростремительный поток импульсов ослабляется. Особенно эффективны они в сочетании с удлиненным выдохом.

Релаксирующая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания. Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение. В этом, в частности, помогают пришедшие к нам из Индии и Китая комплексы физических упражнений, которые предусматривают для своего выполнения концентрацию внимания на различных частях тела (хатха-йога, тайцзицюань, цигун и др.).

Помимо доминантного механизма движение оказывает влияние на состояние психики и опосредованно, через спинной мозг, каждый отдельный сегмент которого связан с определенными участками тела и внутренними органами (например, нижние участки спинного мозга иннервируют мочеполовые органы и управляют мышцами нижних конечностей, верхние – сердце, органы дыхания и управляют мышцами плечевого пояса). При этом нарушение состояния какого-либо органа или системы проецируется на соответствующие мышцы. В таком случае специально подобранные физические упражнения на соответствующие мышцы туловища и конечностей позволяют оказать целебное влияние на измененное состояние того или иного внутреннего органа или системы.

Не следует забывать и тот эффект влияния мышечных нагрузок, который сопровождается снижением уровня «гормонов стресса» в организме, благодаря которому также улучшается нервно-эмоциональное состояние человека. Если же движение продолжается достаточное время (до 30–40 минут), то в ЦНС синтезируются так называемые «гормоны радости» (в частности, серотонин, эн-кефалины), так что даже на фоне наступившего утомления человек испытывает ощущение удовольствия («мышечную радость»).

Движение – это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха , о котором говорилось в главе 4. Однако следует учитывать, что в случае сильного утомления (в том числе и умственного) движение как средство активного отдыха может усугубить утомление, так что в этом случае необходим вначале пассивный отдых (сон, расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного) для оптимизации психического состояния все более широко используются различные методы собственно психорегуляции. Прежде всего здесь следует упомянуть аутогенную тренировку (АТ), позволяющую не только снять последствия стресса, но и восстановить работоспособность, повысить функциональные возможности организма и даже целенаправленно управлять своим психофизиологическим состоянием.

Существуют различные схемы АТ. Одной из самых простых и эффективных является комплекс упражнений, предложенный И. Шульцем еще в 20-е годы XX века, хотя сама эта методика была известна и применялась на практике еще в Древней Индии, Китае и ряде других мест.

Физиологический механизм методики основан на произвольном управлении доминантой – устойчивым сильным очагом возбуждения в одном из нервных центров мозга. Дело в том, что любое стрессовое событие усиливает мышечный тонус, и от чрезмерно напряженных проприорецепторов (находящихся в мышцах, сухожилиях, связках) идет мощная бомбардировка мозга, еще больше повышающая уровень его возбуждения. Освоение приемов АТ позволяет волевым усилием вызвать торможение двигательных и сенсорных нервных центров, получающих импульсацию от проприорецепторов. В результате уровень возбуждения участков коры головного мозга снижается, уменьшается и нервно-психическое напряжение. В этих условиях нервные центры отдыхают, восстанавливаются. Кроме того, в это время в правом полушарии, отвечающем за эмоции, активизируются механизмы самовосстановления и самооздоровления.

Классический вариант АТ проводится следующим образом.

Сидя (голова опущена, руки на бедрах) или лежа на спине мысленно несколько раз медленно повторить следующие словесные формулы: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь… Мои руки расслабляются и теплеют… Мои руки полностью расслабленные… теплые… Мои ноги расслабляются и теплеют… Мои ноги полностью расслабленные… теплые… неподвижные… Мое туловище расслабляется и теплеет…

Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное…

Моя шея расслабляется и теплеет… Моя шея полностью расслабленная… теплая… неподвижная… Мое лицо полностью расслабляется и теплеет… Мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

Как только после недели регулярных тренировок начнут отчетливо проявляться вызываемые ощущения, необходимо вместо повторения 12 формул ограничиться следующими семью (теперь для занятия AT потребуется всего 4–5 мин в день):

«Я расслабляюсь и успокаиваюсь…;

Мои руки полностью расслабленные… теплые… неподвижные…

Мои ноги полностью расслабленные… теплые… неподвижные… Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Моя шея полностью расслабленная… теплая…. неподвижная… Мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное… Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

В дальнейшем эти формулы можно свести к трем:

«Я расслабляюсь и успокаиваюсь…

Все мои мышцы полностью расслабленные… теплые… неподвижны…

Состояние приятного (полного, глубокого) покоя…»

Верхом совершенства является умение обходиться только двумя формулами: первой и последней. Для AT в этом варианте требуется около 1 мин, а при очень высокой тренированности – 10–15 с.

Заканчивать психомышечную тренировку следует формулами, содержание которых определяется дальнейшими планами человека. Если ему предстоит работа, то последними формулами могут быть следующие:

«Весь мой организм отдыхает… Я отдохнул и успокоился… Самочувствие хорошее! С удовольствием перейду к делу!»

После этого необходимо неторопливо, на глубоком вдохе хорошо потянуться всем телом, выдохнуть, встать на ноги, сделать несколько простых разминочных упражнений и приступить к делам.

Если же AT выполняется перед сном, то последние формулы должны готовить человека ко сну:

«Весь мой организм отдыхает… Я отдохнул и успокоился… Все тело приятно расслаблено… Приятная дрема окутывает голову… Я засыпаю… Я буду крепко спать всю ночь…»

Широко известен благоприятный эффект использования в регуляции нервно-психического состояния ручного массажа . Кожа человека, лишенная шерстяного покрова, представляет собой широчайшее рецепторное поле, импульсация которого имеет серьезное значение в регуляции возбудимости сенсорных участков головного мозга. Поэтому использование ручного массажа позволяет целенаправленное регулировать психофизическое состояние человека.

Для достижения положительного эффекта имеет значение как применяемый массажный прием, так и методика его использования. Так, при повышенном психоэмоциональном напряжении хороший эффект дает длительное, монотонное использование таких приемов, как поглаживание и глубокое ритмичное спокойное разминание. При подавленном состоянии человека, низком психическом тонусе активизации возбудительных процессов и снятию тормозных способствует применение в кратковременном резком режиме таких приемов, как растирание, ударное, поверхностное интенсивное разминание и т. д. Такие разновидности ручного массажа, как гигиенический и косметический, особенно утром, не только обеспечивают эффективное снятие так называемого «сонного торможения» и быстрое включение в рабочий режим, но и создают благоприятный эмоциональный тонус на предстоящий день.

Точный подбор интенсивности и характера массажа положительно влияет на состояние внутренних органов, оптимизирует их состояние, что через подкорковые образования благоприятно сказывается на эмоциональных структурах, связанных с зонами положительных эмоций.

Точечный массаж известен с древнейших времен. Медицина Индии и Китая, Тибета и Монголии накопила уникальный, богатейший опыт воздействия на биологически активные точки (БАТ) при различных функциональных нарушениях в организме и изменениях состояния психики. БАТ располагаются на каналах, или меридианах, по которым циркулирует особая жизненная энергия – ци (в соответствии с китайской терминологией), или прана (с индийской). Китайская медицина полагает, что существует два вида циркулирующей по меридианам энергии – Ян и Инь. В организме оба вида находятся в состоянии динамического равновесия, нарушение которого и приводит к заболеваниям.

Сочетание определенных внешних и субъективных признаков позволяет определить текущее состояние человека с точки зрения преобладания одного из жизненных начал. Например, предложенная Борсарелло таблица симптомов и болевых ощущений Ян– и Инь-заболеваний выглядит так, как представлено в табл. 11. Опираясь на указанные в ней критерии, специалист может определить характер соотношения жизненных начал у человека в данное время и, исходя из этого, таким образом построить процесс терапии через воздействие на БАТ, чтобы привести их в оптимальное соотношение, снизив долю одного и повысив – другого.