Психогенный невроз. Невроз. Предрасполагающие к неврозам факторы. Биологические факторы. Психоаналитическая теория невроза Фрейда


Психогенез истинных неврозов никоим образом не означает, что соответствующие неврозы, как это довольно часто полагают, обусловлены психической травмой или психологическим конфликтом. Всё это вряд ли когда-либо бывает конечной и подлинной причиной подобных заболеваний. То, насколько велик вред, наносимый человеку душевными травмами и тягостными переживаниями и насколько они выбивают человека из колеи, целиком зависит от самого человека, от структуры его характера, а не от переживаний как таковых.

Ещё основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер имел обыкновение говорить: «Опыт творит человека», - подразумевая, тем самым, что этот опыт зависит от самого человека, от того, позволяет ли он обстоятельствам влиять на себя и в какой мере.

Далеко не каждый конфликт обязательно бывает патогенным и приводит к психическому заболеванию. Вообще нужно ещё доказать, что вскрытый конфликт является патогенным, ибо только тогда можно считать соответствующее заболевание психогенным.

В нашем отделении имел место случай, который где-либо в другом месте (при проведении наркоанализа) потребовал бы многих месяцев обследования и лечения, и в итоге был бы сделан вывод о наличии психогенного заболевания вследствие конфликта между супругами. Ещё было бы непременно высказано утверждение, что конфликт этот неустраним. В действительности речь шла, как у нас было вскоре установлено, не о психогенном, а просто о функциональном заболевании, а именно о том, что мы у себя называем псевдоневрозом. После нескольких инъекций дигидроэрготамина пациентка почувствовала себя абсолютно нормально, так что она, в конце концов, после полного выздоровления сумела преодолеть и свой семейный конфликт во всех его аспектах. Этот конфликт неоспоримо имел место, но он не был патогенным, и поэтому заболевание нашей пациентки нельзя считать психогенным. Если бы все семейные конфликты были патогенными сами по себе, то примерно 90 процентов состоящих в браке давно бы уже превратилось в невротиков.

Против патогенности большинства конфликтов свидетельствует и их распространённость. Относительно психических травм Клоос утверждает, что, «проявив некоторую находчивость и искусство толкования, их можно обнаружить в жизни каждого человека». Я считаю, что здесь даже не нужно особой находчивости. Чтобы проверить это утверждение для самого себя, я провёл соответствующее исследование, поручив своей сотруднице проанализировать из картотеки нашего психотерапевтического амбулаторного отделения десять историй болезни на предмет того, какие конфликты, проблемы и психические травмы там зафиксированы в анамнезе. Получилось 20 конфликтов и т. п., затем они были разделены на категории, а затем был выбран также случайный ряд из 10 больных нашего неврологического стационара, у которых не было никаких жалоб, заслуживающих названия психологических. Эти случаи подверглись такому же изучению, то есть у этих соматических больных были обнаружены те же самые проблемы и т. п. Причём численный результат равнялся 51. Эти люди, не страдающие неврозами, пережили даже больше психических травм и т. п., но оказались способны, если воспользоваться выражением Шпеера (Speer), их «переработать». Учитывая всё это, не приходится удивляться, что каждое соматическое заболевание обязательно имеет своим следствием кучу проблем. Подобные и не менее тяжёлые переживания в одной группе стали причиной душевных расстройств, а в другой - нет. Таким образом, эти расстройства обусловлены не переживаниями, не окружающей обстановкой, а каждым отдельным человеком и его отношением к тому, что приходится пережить.

Нет никакого смысла заниматься профилактикой неврозов, надеясь предохранить людей от этого душевного заболевания, избавив их от всех конфликтов и устранив с их пути все трудности. Напротив, было бы уместно и целесообразно людей заранее, так сказать, душевно закалить. Особенно было бы неправильно переоценивать душевную нагрузку, обусловленную проблемами в их патогенном значении, ибо из практики давно известен тот факт, что ситуации крайней нужды и кризиса сопровождаются уменьшением количества невротических заболеваний, и в жизни многих людей достаточно часто бывает так, что нагрузка в виде серьёзных требований действует на душу оздоровляюще. Я обычно сравниваю это с тем фактом, что ветхое здание может держаться и опираться на то, чем оно забито. И наоборот, бывает так, что ситуации резкого избавления от напряжения, скажем, освобождения от длительного и тягостного психологического давления представляют опасность с точки зрения психогигиены. Вспомним, например, о ситуации освобождения из плена. Очень многие люди пережили подлинный душевный кризис сразу после освобождения, тогда как во время плена, вынужденно испытывая внешнее и внутреннее давление, они были в состоянии проявлять свои лучшие качества и выдерживать тяжелейшие физические и моральные нагрузки. Однако, как только давление ослабевает, особенно если это происходит внезапно, неожиданное исчезновение давления подвергает человека опасности. Это в какой-то степени напоминает кессонную болезнь, опасное для жизни заболевание, которое развивается вследствие резкого снижения внешнего давления, например, в случае, если водолаз слишком быстро поднялся с глубины.

Мы сами, и позже другие исследователи 111 Шульте (W.Schulte) смогли показать, что, по крайней мере, внезапное исчезновение нагрузки может быть не менее патогенным, чем сама нагрузка, то есть стресс.

Наследственная отягощённость в большей степени имеет отношение к этиологии невротических заболеваний, чем психологическая нагрузка, и представители школы Кречмеров не устают твердить, что все комплексы проявляют свою патогенность на соответствующей конституциональной почве. С полным правом Эрнст Кречмер указывает на то, что именно конституция играет решающую роль в том, станет ли некоторый комплекс патогенным или нет, и что нередко сама конституция «создаёт собственные конфликты», причём не в последнюю очередь, как сумел показать Вольфганг Кречмер, в результате «потенцирующего влияния конституциональных взаимодействий внутри семьи». По мнению других авторов, неврозы развиваются на основе психопатической личности. Одним словом, оказывается, что даже подлинные, так называемые психогенные, неврозы не являются всецело психогенными.

Всё это должно бы удержать нас от слишком буквального признания психогенеза даже этой категории (не психосоматических, функциональных или реактивных) невротических в узком смысле слова, то есть психогенных, заболеваний. Эту оговорку позиции по поводу этиологии не следует принимать как оскорбление или повод для возмущения, поскольку мы из неё не собираемся делать выводов о каких-то фатальных последствиях. Скорее, мы считаем, что всегда возможна своего рода психологическая ортопедия. Ибо даже там, где мы сами склонны перед лицом «психогенного» заболевания, и в этом смысле перед лицом невроза констатировать психопатически-конституциональную основу, мы никогда не говорим, что там не остаётся места для нашего психотерапевтического вмешательства.

И даже более того. Именно тогда, когда мы констатируем наличие судьбоносного ядра психопатической конституции, например, при ананкастической психопатии как таковой, как определяющей судьбу, именно тогда мы корригируем ошибочный настрой на эту судьбу и уже тем добиваемся терапевтического успеха, что сводим заболевание до неизбежного минимума. Однако в отношении неврозов навязчивых состояний мы знаем, в какой степени тщетная борьба пациента против симптома делает этот симптом ещё более мучительным, если не она-то и фиксирует этот симптом вообще.

Психопатически-конституциональная основа неврозов может быть компенсирована педагогическими и терапевтическими средствами. Поскольку сами неврозы, вероятно, являются ничем иным, как «проявлением декомпенсации» - декомпенсации «конституциональной недостаточности» (Эрнст Кречмер). При известных обстоятельствах речь может идти о том, чтобы средствами логотерапии сформировать у больного ту прочную духовную опору, в которой обычный здоровый человек нуждается в меньшей степени, а психологически неустойчивый - в большей, как раз ввиду необходимости компенсации этой неустойчивости. Один раз в жизни каждый психопат оказывается на распутье, когда он должен принять решение между предрасположенностью, с одной стороны, и её реализацией в собственно психопатию, с другой. До принятия этого решения его, собственно говоря, ещё нельзя назвать психопатом. То, что ещё только будет его психопатией, из чего она может (но не обязательно) развиться, хорошо было бы назвать «психолабильностью» в противоположность психопатии.

После такой оговорки по поводу этиологии, по поводу reservatiomentalisв отношении психогенеза психогенных неврозов в данном узком смысле слова обратимся к случаям из клинической практики.

Мария... страдает ситуационно обусловленными тиками. Всякий раз, когда ей, как киноактрисе, приходится фотографироваться, она непроизвольно начинает качать головой. Она совершает эти движения, несмотря ни на что, сопротивляется этому и всё-таки двигается. Фактически её тики представляют собой - в смысле «символической репрезентации» (Е. Штраус) - жест несогласия. Но кому она его адресует? Наркоанализ не дал никакого результата, но на следующий день во время приёма пациентка неожиданно вспомнила (безо всякого наркоанализа) о том, что впервые тик появился, когда во время фотографирования присутствовал коллега, с которым она в предшествующую ночь изменила своему супругу. В конце концов, ей пришло в голову, что в самый первый раз тик, должно быть, появился, когда во время фотографирования напротив неё стояла мать; при последующем расспросе пациентка вспомнила: «Отец сказал: "Мария, иди ко мне на колени". Мать сказала: "Оставайся сидеть". Отец сказал: "Встань и поцелуй меня!" Мать сказала: "Нет, оставайся сидеть". С разных сторон "оставайся сидеть" и "подойди сюда" - я слышу это всю свою жизнь, так было всегда. Уже ребёнком я так делала, в школе и дома, или топала ногой». Можно предположить, что не будь пациентка киноактрисой, а манекенщицей, которая должна демонстрировать нейлоновые чулки, у неё был бы тик в виде топания ногой. В совокупности анализ дал следующее: фотограф, рядом с которым стояла мать, заместил мать в смысле образа матери, тогда как актёр, который во время фотографирования стоял рядом с пациенткой, в этом противопоставлении матери или образу матери занял место отца, то есть принял образ отца. В непринуждённом разговоре пациентка подтвердила, что коллега напомнил ей отца. То, что фотограф репрезентирует мать или, по крайней мере, ту инстанцию, которая запрещает сесть на колени к отцу или будущему заместителю его образа, позволяет понять, почему реакцией именно на его функцию стал тик и почему впервые это случилось как раз в тот момент, когда рядом с пациенткой оказался образ отца, замкнув таким образом полярное силовое поле между образами отца и матери. Данное стечение обстоятельств оказалось патогенным, поскольку совпало с реальным конфликтным материалом из детства. На вопрос о супруге пациентка ответила, что он её безмерно тиранизирует.

Иго, которое тик был призван сбросить, - это ещё и брак. Однако, даже в этом случае страх ожидания сыграл свою роль, ибо, как добавляет пациентка, после того первого случая она не только с каждым разом всё сильнее ожидала возвращения тика, но и боялась его. Терапия была направлена на то, чтобы вместо освобождения от скрытой злости, обиды и т. п. в виде тиков, сделать возможной разрядку при помощи терапевтической комбинации, состоящей из чего-то, похожего на просматривание диафильма и логотерапии, или, как это предложил Бетц (Betz ), назвав «логотерапией в символах». В этом смысле пациентке было рекомендовано в рамках релаксационных упражнений заместить свой неосознанный протест осознанным решением, которое нужно было сформулировать и принять его, на основе её личной ответственности и ответственности перед ребёнком, который для неё «превыше всего». Само собой разумеется, релаксационные упражнения использовались и в том смысле, что они играют не последнюю роль при лечении тиков.

Мы использовали также классическое толкование снов на основании того метода свободных ассоциаций, который ввёл в науку Фрейд. Правда, при помощи этого метода мы поднимали до уровня осознания и ответственности не только неосознанные инстинкты, но и неосознанную духовность. В снах, этих подлинных произведениях бессознательного, появляются как элементы инстинктивного бессознательного, так и элементы духовного бессознательного. И если мы для того, чтобы их понять, используем тот же самый метод, при помощи которого Фрейд прослеживал только инстинктивное бессознательное, то мы сможем на этом пути прийти совсем к другой цели - к открытию духовного бессознательного - и сказать о психоанализе: мы шли вместе, но бились врозь. В отношении эмпирического состава духовного бессознательного мы руководствуемся большим достижением психоанализа - целесообразностью, но требуем этой целесообразности не только со стороны анализируемого, но и со стороны аналитика. Мы требуем не только безусловной честности (в том, что касается продуцируемых идей) от исследуемого объекта, но и той безусловной непредвзятости от исследующего субъекта, которая не позволит ему закрыть глаза при виде содержаний, обусловленных неосознанной духовностью.

Психоанализ прекрасно разглядел, что может дать конфликт отдельных стремлений в человеке. Освящённое психоанализом учение об объяснимости так называемых оговорок, описок и других ошибок показало, как могут проявляться конфликты стремлений в рамках так называемой «Психопатологии повседневности». По этому поводу хочется привести несколько казуистических примеров.

1. Коллега, говоря о психиатрических больницах, о которых однажды зашла речь в связи с эвтаназией, сказал: «Там пациентов убивают по-человечески - убирают в заведение...».

2. Один коллега, выступая за предупреждение беременности, многократно оговаривается и использует вместо этого слово, означающее предупреждение судьбы.

3. Коллега, настаивая на необходимости народной инициативы, которая была бы направлена против абортов, оговаривается и произносит: «Если даже это не подвигнет депутатов государственного совета к изменению позиции, мы организуем народные роды».

Случай с Марией... был истолкован психоаналитически, поскольку удалось выявить причину тиков. В следующих примерах можно в толковании соединить причины и следствия, поэтому к ним мы подошли с точки зрения индивидуальной психологии.

Лео X . утверждает, что является гомосексуалистом, но в действительности бисексуален. Причины: в 17-летнем возрасте его совратил солдат-гомосексуалист. С 17 лет юноша был влюблён в девочку и испытывал в её присутствии половое возбуждение, вёл себя в сексуальном отношении нормально, хотя имеет место eiaculatio praecox . Впоследствии наблюдаются гомосексуальные реакции и фантазии, например, случайные поллюции. Финал: как только пациента спросили прямо, испытывает ли он страх перед браком или принуждают ли его к браку, он ответил: «Да, я должен жениться на одной, которая нравится матери и годится для хозяйства, и не могу жениться на той, которая нравится мне».

Роза С., три года назад пациентка потеряла сознание (АД в тот момент было 110) и испытала сильное сердцебиение. Жалуется на головные боли, парестезии и ощущение, как будто сердце останавливается. Как видно, складывается кардиоваскулярная и ангионевротическая или вазовегетативная картина, в которой к вегетативному компоненту присоединяется эндокринный: уже два года, как у пациентки начался климакс. Оба компонента дают функциональную сторону невроза страха, которым пациентка страдает, и реактивная сторона которого проявляется в страхе ожидания, свойственном пациентке по поводу того, что она «может снова потерять сознание», то есть в коллапсофобии, которой пациентка реагировала на первичный страх, сконцентрировавшийся вокруг коллапса, как вокруг «центра конденсации». Вследствие этого сформировался вторичный страх, представляющий собой, скорее, не собственно страх, а боязнь. В ответ на возникновение фобии муж пациентки, с которым у неё прежде были конфликты, изменил свой образ жизни и стал «самым честным мужчиной»; и в этом заключается третья, психогенная сторона данного случая, то есть сторона, связанная с «вторичным мотивом болезни» (Фрейд), являющимся вторичным постольку, поскольку он лишь фиксирует первичное заболевание, тогда как «приспособление» (Адлер) в некотором первичном смысле было патогенным 112 . Представим себе область феноменологии психогенных неврозов, ограниченной эллипсом, тогда страх и навязчивость представляют собой как бы два фокуса этого эллипса. И являются, так сказать, двумя клиническими протофеноменами. И это неслучайно, ибо страху и навязчивости соответствуют две базовых возможности человеческого бытия -«страх» и «долг» (чувство долга играет в психологии неврозов навязчивых состояний очень большую роль). Но онтологические условия проявления этих двух возможностей, тех самых, из которых возникают страх и долг, суть свобода человека и его ответственность. Только то существо, которое свободно, может испытывать страх. Как сказал Кьеркегор: «Страх - это головокружение от свободы». И только то существо, которое несёт ответственность, может испытывать чувство долга. Отсюда следует, что существо, облагодетельствованное в своём бытии свободой и ответственностью, приговорено жить в страхе и обязанностях 113 . Само собой разумеется, страх и долг играют определенную роль и при психозах. Ну, например, если в случаях эндогенной депрессии, в настоящее время в противоположность прежнему чувству страха преобладает чувство долга, то можно сказать: долг принадлежит к роду, который не делает то, что должен, а страх принадлежит к роду, который не знает, что должен.

Неврозом называют приобретенное функциональное расстройство, обусловленное психогенными факторами. Неврозы характеризуются склонностью к затяжному течению и обратимостью состояния.

Психогенными факторами, вызывающими развитие невроза, выступают внешние или внутренние конфликты, воздействие психотравмирующих обстоятельств и . Кроме того, невроз может вызвать длительное перенапряжение психики - ее интеллектуальной или эмоциональной сфер. Как правило, при неврозе наблюдаются астенические, навязчивые или истерические проявления, а также временное снижение физической и умственной работоспособности.

Стоит отметить, что кратковременные невротические состояния, которые со временем проходят сами собой, без проведения специального лечения, в разные периоды жизни наблюдаются практически у каждого человека.

Причины развития неврозов

Различные теории возникновения невроза в основном рассматривают его как следствие глубокого психологического конфликта. Считается, что такой конфликт развивается в условиях социальной ситуации, не позволяющей человеку удовлетворить свои базисные потребности. При этом такая ситуация должна сохранятся длительное время. Также психологический конфликт может развиваться в ситуации, представляющую угрозу для будущего, которую человек пытается преодолеть, но не может.

Невроз проявляется в основном эмоциональными нарушениями и расстройствами поведения. Также для невроза характерны нарушения регуляции внутренних органов вегетативной нервной системой.

Психологическими факторами, предрасполагающим к развитию невроза, принято считать особенности личности, негативные условия воспитания, неблагоприятные взаимоотношения с окружающими. Также к психологическим факторам относят неадекватно высокий уровень притязаний. Уровнем притязаний называют стремление человека к достижению целей разной степени сложности, на которые он считает себя способным. При неврозе наблюдается расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека - это приводит к тому, что он начинает неверно себя оценивать. При этом поведение индивидуума становится неадекватным, возникает повышенная тревожность и эмоциональные срывы.

Среди предрасполагающих биологических факторов выделяют функциональную недостаточность нервной системы у некоторых людей, делающую их уязвимыми к определенным психогенным воздействиям.

При неврозе происходит своего рода срыв деятельности головного мозга, при котором какие-либо признаки его анатомического повреждения отсутствуют. Невроз можно рассматривать как следствие неудач или межличностных конфликтов. Причем часто наблюдается порочный круг - конфликты вызывают невротизацию, а она, в свою очередь, приводит к новым конфликтам.

Вопросы читателей

18 октября 2013 Здрасвтуйте! У меня поставили диагноз неврологический комок в горле. Подскажите пожалуйска какими препаратами быстро и ефективно излечить даное заболевание. Заранее спасибо

Задать вопрос

Принято выделять следующие формы неврозов: неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний.

Причиной неврастении является продолжительное эмоциональное напряжение, которое, в конечном счете, приводит к истощению нервной системы. Эмоциональное напряжение при этом могут вызвать неустроенность личной жизни, конфликты в семье , неприятности на рабочем месте и т.п. При неврастении пациента беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Больному неврастенией сложно сосредоточиться на выполнении поставленной задачи, тяжело концентрировать свое внимание.

Также для неврастении характерны быстрая утомляемость, головные боли и боли в области сердца, нарушение работы пищеварительного тракта. При неврастении у пациентов нарушается половая функция, возникают расстройства сна - появляется бессонница.

Такая форма невроза как истерия чаще наблюдается у женщин. При истерии пациенты представляют себя несчастными, тяжелобольными, причем они глубоко вживаются в созданный ими образ. Порой бывает достаточно случайной мелкой ссоры в семье или незначительного конфликта на работе, чтобы пациент разразился рыданиями, начал всех вокруг проклинать и даже угрожать покончить с собой.

Истерическая реакция развивается, как правило, в тот момент, когда пациенту нужно добиться чего-либо от окружающих. Такие истерические реакции имеют яркий драматический окрас. Они могут проявляться безудержным плачем, театральным заламыванием рук, головокружением, тошнотой, рвотой, обмороками, в целом - признаками практически любого заболевания, известного данному человеку. Также при истерической реакции у пациента может исчезнуть голос, слух, возникнуть мнимый паралич рук и ног. Однако при всем этом истерический приступ не является симуляцией. Чаще всего он возникает помимо желания человека и вызывает у него сильные физические и моральные страдания.

Невроз навязчивых состояний , также называемый обсессивно-компульсивным расстройством, проявляется в виде стойких тревожных мыслей и навязчивых движений. Невроз навязчивых состояний характеризуется возникновением навязчивых действий и движений (компульсий), мыслей (обсессий), воспоминаний, а также различных (патологических страхов).

Среди обсессий наиболее распространенными являются пугающие мысли о потере мужа/жены, заражении тяжелой болезнью, смерти родственника. При этом пациент хорошо понимает, что его опасения нелогичны, однако избавиться от них он не может.

В целом, возникновение определенной формы невроза у конкретного человека зависит от его типа вегетативной нервной системы, конкретных ошибок, допущенных в его воспитании, а также от типичных неблагоприятных жизненных ситуаций.

Критерии психогенных заболеваний (триада Ясперса) :

1) временная связь с психотравмой;

2) значимое отражение ситуации в переживаниях;

3) исчезновение после разрешения психотравмироующей ситуации. функциональный характер психогенных расстройств, обратимость.

Явное превалирование психогенного фактора среди причин реактивного психоза и менее явное при неврозах.

Реактивные психозы

Систематика:

  • аффективно-шоковые реакции (F0);
  • реактивная депрессия (F32 однократный эпизод, F0);
  • реактивный параноид (F23,31);
  • истерические психозы:

– пуэрилизм; псевдодеменция (F 44.80)

– истерическое сумеречное расстройство (F 44.1 — 44.3)

  • индуцированные психозы. Заболевают обычно примитивные личности, а индуктор – авторитетный родственник.

Лечение реактивных психозов: психофармакологическое, психотерапевтическое.

Определение. Значимость личностных особенностей в возникновении неврозов, соответствие невроза и типа личности. Другие факторы возникновения неврозов.

Роль механизма осознаваемой или неосознаваемой фиксации компонентов условно-рефлекторного реагирования; страх и другие отрицательные эмоции как причина фиксации. «Экспериментальные неврозы» у животных как частные аналоги неврозов людей. Наличие животных, у которых «срыв» не удается вызвать никакими воздействиями.

Неврастения (астенический невроз, невроз истощения) . Основные причины – 1) нарушение циклов работа-отдых (переутомление в условиях необходимого или вынужденного эмоционального и волевого длительного препятствия); 2) астенический тип личности.

Полярные типы неврастенического невроза:

– по происхождению: невроз истощения – реактивная неврастения;

– по феноменологии: гипостеническая – гиперстеническая.

Клиника. Симптомы основные («раздражительная слабость», лабильность) и дополнительные:

  • Вегетативная лабильность при волнениях и действии физиологических факторов;
  • Гиперестезия на уровне ощущений («звуки оглушают» и т.п.), и эмоциональных реакций, сенестопатии;
  • Лабильность потребностей: пищевых, сексуальных, во сне;
  • Лабильность (других) психических процессов: нетерпеливость, неспособность ждать (воля); преходящая обидчивость, дисфоричность ↔ плаксивость (эмоции), отвлекаемость (воля);
  • На уровне личности: ипохондрическая направленность, пресыщенность жизнью и уход в работу, критичность и желание выздороветь.

Невроз навязчивых состояний как общее название для группы неврозов. Многочисленность психогенных навязчивостей во всех процессах: навязчивые воспоминания, представления (образы), мысли, опасения – страхи, влечения – желания, навязчивые действия и др.

Основные признаки: психастенический склад личности; мономорфность; прогредиентность в форме: (1) расширения зоны поводов для актуализации мономорфного симптома и (2) появления защитных действий (ритуалов). Особенности ритуалов при неврозе – отсутствие символичности и психологическая понятность.

Расширяющаяся зона поводов: непосредственная встреча с раздражителем (ситуацией) → реальное ожидание встречи с ним → одно лишь воспоминание о патогенном раздражителе. Тики – в отличие от ритуалов, изначально это акты, имеющие адаптивный смысл, однако впоследствии его утратившие (человек шмыгает носом, пожимает плечами).

Клинические формы (возможные стадии) невроза навязчивостей:

  • Навязчивые страхи (фобии): агорафобия, кардиофобия и др. (F40);
  • Навязчивые мысли (собственно обсессии) и сомнения (без значительных страхов со сдерживаемыми действиями) – F0;
  • Навязчивые действия (компульсивные и ритуалы): например, мытье рук – F1;
  • Панические атаки (эпизодическая пароксизмальная тревожность) – F0, сходство с диэнцефальными кризами (длительность до часа, вторичные невротические наслоения в виде навязчивого ожидания повторения и др.).

Истерический (конверсионный, диссоциативный) невроз («хамелеон, который беспрестанно меняет цвета» – Сиденгам Т.). Факторы предрасположенности: истерический (художественный) тип личности, признаки психического инфантилизма, внушаемость. Психологические механизмы: яркое воображение (представление о возможном расстройстве) → конверсия (превращение телесного в психическое) → фиксация.

Симптом относительной выгоды симптома (!-«относительной» в отличие от симуляции). Особенности поведения больных: эгоцентрическое отношение к себе и к болезни с эмоциональной логикой, изощренная способность привлекать внимание (театральность). Зависимость точности конверсионного «копирования» от точности представлений о реальных расстройствах. Возможность большой глубины соматоневрологических проявлений, сопоставимой с таковой при гипнотизировании.

Многообразие расстройств, их систематика:

  • Вегетативные (длительные расстройства или пароксизмальные – приступы, похожие на гипертонический криз и др.);
  • Неврологические расстройства сенсорные (гипестезия, слепота и др.) и двигательные (параличи и т.п., тики, вздрагивания, истерические припадки);
  • Психические (аффективные) поведенческие расстройства: «бурные» реакции, эмоциональная лабильность. Возможность сочетания истерического и депрессивного неврозов (возможность стойкой «депрессивной подкладки под истерический невроз и под истерическую личность»).

Депрессивный невроз (невротическая депрессия) – F 43.0. Факторы предрасположенности: личности эпилептоидные (гиперсоциальные, ригидные, бескомпромиссные), отчасти (нередко) сами создающие психотравмирующие ситуации.

Особенности невротической депрессии: «надежды на светлое будущее»; «бегство в работу»; вегето-дистонические маскирующие расстройства (гипотония, спастический колит без четкой ипохондризации); трудность засыпания, а при просыпании – разбитость и слабость без усиления тоски; плаксивость-слезливость (показатель малой глубины депрессии).

Редкость чистых картин неврозов, диагностическое обозначение по преобладающей симптоматике.

Неврозы с преобладанием вегето-соматических или ипохондрических расстройств по МКБ-10 выделены в «соматоформные расстройства» (F 45).

Главным признаком всех соматоформных расстройств является повторяющиеся разнообразные проявления соматических расстройств, постоянные требования медицинских обследований вопреки неоднократным отрицательным результатам обследования и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. При этом если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и выраженность симптомов.

Дифференциальный диагноз неврозов от других болезней, проявляющихся в своем начале неврозоподобными синдромами (смотри круги Снежневского).

Посттравматическое стрессовое расстройство

(F 43.1) – как следствие очень тяжелого стресса; — сочетание невротических, психопатоподобных и аддиктивных признаков. Психология лиц с этим расстройством (отказы от врачебной помощи и др.).

Лечение невротических расстройств : добровольность, иногда длительность, комплексность. Компоненты: психотерапия, ПФТ (малые транквилизаторы, легкие антидепрессанты), общеукрепляющие средства, санаторно-курортное лечение.

Психотерапия – это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы, что приводит к устранению расстройств как психических, так и соматических и глубокому пониманию причин этих расстройств и поведения самого пациента.

Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

  1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.
  2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.
  3. Когнитивная психотерапия.
  4. Бихевиоральная психотерапия.
  5. Рациональная психотерапия.
  6. Суггестивные методы: гипноз классический, Эриксоновский гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.
  7. Телесно-ориентированная психотерапия.
  8. Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса).
  9. Когнитивно-бихевиоральная терапия.
  10. Другие методы: музыкатерапия, игровая терапия, библиотерапия и др.

Попытки систематизировать психогенные травмы делались неоднократно. С большой долей условности их можно подразделить следующим образом.

1. Сверхсильные, острые, внезапные:

а) смерть на глазах ребенка;

2. Субъективные, сверхсильные, острые (сверхзначимые для ребенка): а) смерть матери, отца;

б) неожиданный уход из семьи любимого родителя;

в) известие, что родители неродные, что ребенок приемный.

3. Острые, сильные и сверхсильные, следующие одна за другой. Например: смерть матери, появление «плохой» мачехи, определение ребенка в интернат.

4. Психогенные травмы, лежащие в основе посттравматических стрессовых расстройств, отличающиеся определенным своеобразием. Это - стрессовое событие (кратковременное или продолжительной) исключительно угрожающего или катастрофического характера, которое может вызвать состояние дистресса почти у любого человека (природные катастрофы, сражения, несчастные случаи, роль жертвы пыток). Предиспонирующие факторы (личностные аномалии, органическая недостаточность) необязательны.

5. Связанные с воздействием на внутренние психологические комплексы ребенка.

6. Определяемые как ключевые переживания по отношению к каким-либо особенностям личности (тревожно-мнительные, истерические, сензитивно-шизоидные и пр.).

7. Сочетающиеся с депривацией (эмоциональной или сенсорной).

8. Психогенные травмы в периоды возрастных кризов (астенизация, кризовые психологические комплексы, наклонность к соматизированию психических расстройств).

9. Связанные с неправильным воспитанием (отвержение ребенка, воспитание по типу «кумира семьи», «золушки», по типу «ежовых рукавиц» и пр.).

10. Хронические психические травмы (неблагополучная семья, закрытые детские учреждения, армейские условия).

Комбинация острых и хронических психогенных травм.

Психогении в детском и подростковом возрасте

Понятия болезнетворного фактора и причины заболевания неоднозначны. Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной болезни. Она определяется «внутренними моментами» - отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору.

Вопрос о механизмах развития психогений изучался в течение всего последнего столетия. Соответственно было предложено большое количество теорий. Сам факт обилия патогенетических построений свидетельствует, с одной стороны, о трудностях создания единой модели, с другой - о том, что до настоящего времени не предложено еще исчерпывающей теории. Одним из наиболее значительных является учение И.П.Павлова о физиологических основах психогенных расстройств. Созданное в 20-30-х годах текущего столетия, это учение не только упоминается современными исследователями разных стран, но и используется в построении своих схем патогенеза (например «бихевиоризм»).

Особое место в понимании патогенеза неврозов занимает учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, художественный и мыслительный типы). В зависимости от нарушения силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов некоторые из этих типов оказались более расположенными к неврозам (например слабый художественный тип).

Изучение экспериментальных неврозов позволило И.П.Павлову показать, что ослабление нервных процессов, нарушение их подвижности, уравновешенности, появление очагов «охранительного» торможения при «перевозбуждении процессов возбуждения-торможения» или «ошибке» нервных процессов, возникновение фазовых состояний, очагов застойного возбуждения («больных пунктов») с явлениями положительной или отрицательной индукции могут привести к возникновению неврозов. И.П.Павлов понимал невроз как срыв высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения» нервных процессов. Объяснение природы основных истерических симптомов было дано И.П.Павловым в работе «Об истерии». Фантазирование у лиц с истерической симптоматикой он объяснил невротическим механизмом «бегства в болезнь» и дал ему физиологическое толкование.

И.П.Павлов объяснил с позиции физиологии высшей нервной деятельности и механизм истерической фиксации.

Слабая сторона. учения Павлова состояла в слишком большой обобщенности патофизиологических механизмов, в недостаточной увязанности их со средовыми факторами.

Значение биохимических гормональных изменений в развитии психогений изучалось многими исследователями, но наиболее стройную теорию разработал известный канадский ученый Х.Селье. В основу этой теории легло понятие стресса (в переводе - напряжение, давление обстоятельств). Сам Селье считал, что его концепция является продолжением учения Bonhoeffer об острых реакциях экзогенного типа, при которых клиническое оформление не зависит от характера экзогенной вредности и является общим для всех экзогений. В качестве стрессора, по Селье, могут выступать как физиологические (чрезвычайная нагрузка, температура, боль, соматическое заболевание), так и психические (угроза благополучию, страх и пр.) факторы.

В результате воздействия стрессоров возникает стресс как реакция защиты организма, попытка восстановить гомеостатическое равновесие. Стресс проявляется как адаптационный синдром в виде трех фаз:

1) реакция тревоги, мобилизации;

2) стадия сопротивления, резистентности;

3) стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности.

Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин). Первые две фазы - это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. Стресс может быть физиологическим и психологическим (информационный и эмоциональный). На первых двух стадиях он может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза - аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую, как развитие психогении и обозначил ее как «дистресс». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Концепция Селье сыграла важную роль в разработке теории патогенеза психогений, в углублении знаний об их соматической основе. Слабое место этого учения - в односторонности подхода.

Особенности адаптационного синдрома Сельс на психологическом уровне могут соотноситься с теорией фрустрации Розенцвейга . Фрустрация, по автору, это столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием (например, морально-этическая установка), с внутренним запретом. При этом развивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом.

С позиций эмоционального стресса, по-видимому, можно трактовать возникновение и развитие не только психогенной, но и некоторых форм соматогенной депрессии. Как отмечает P.Kielholz, на 1-й стадии стресса одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает психическая готовность к «борьбе». На 2-й стадии обилие психовегетативных и функциональных расстройств способствует возникновению ипохондрических опасений. На 3-й стадии появляются не только психические, но и психосоматические заболевания.

По мнению М.О.Гуревича, между психическим заболеванием и нарушениями соматического порядка возможны разные взаимоотношения. Он выделяет одно из них - когда соматическое заболевание вызывает вторичные мозговые, а затем психические нарушения. Это соматогенные психические расстройства.

При развитии дистресса, по Селье, имеет место другая ситуация, когда психогенный фактор вызывает такие психические нарушения, которые могут проявляться соматической симптоматикой, т.е. речь дает о соматоформных расстройствах.

Висцеровегетативные сдвиги с соответствующей симптоматикой имеются в картине каждого невроза как обязательная составная его часть. В соответствии с этой позицией автор вводит в определение неврозов обязательность психогенных соматических расстройств.

В приведенных теориях патогенеза находили отражения связи развивающегося невроза с психологическим содержанием психогенных переживаний, хотя неоднократно подчеркивалось наличие при этом «психологически понятных» связей.

Самым распространенным в зарубежной литературе оказалось учение З.Фрейда. Именно психоанализ впервые прикоснулся к тем сторонам патогенеза неврозов (особенно у детей), которые раньше не раскрывались. Речь идет о психологическом подходе к проблеме неврозов, точнее- психоаналитическом. Вначале, однако, эту теорию Приняли немногие. З.Фрейд сформулировал ряд положений о становлении сексуальности в раннем детстве («оральная», «анальная», «генитальная» стадии). He-удовлетворенная или подавленная (например, воспитание) сексуальность ребенка либо «сублимируется» (переходит в социально приемлемые формы деятельности), либо становится источником невротические расстройств, если «вытесняется» в подсознание и принимает участие в образовании внутренних конфликтов. Эта концепция определена как умозрительная, основанная на «пансексуализме», игнорирующая роль социальных факторов и индивидуальности в формировании психогений.

Все это послужило причиной многочисленных попыток модификации психоанализа З.Фрейда с исключением тенденции связывать все психические потребности с эросом, удовольствием или неудовольствием, с первенствующим положением в психике инстинктов и подсознания. В результате возникли психоаналитические и психодинамические направления в понимании патогенеза неврозов, которые в редуцированном и преобразованном виде начинают приниматься и отечественными психиатрами и психологами.

Согласно этим представлениям, психотравмирующий фактор действует только на такую личность, у которой до этого сформировались так называемые внутренние невротические конфликты. В.Н.Мясищев выделил три типа конфликтов по названию основных неврозов: истерический, обсессивно-психоастенический или неврастенический. Внутренний конфликт - это противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки. Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не проходит безболезненно. Появляется чувство собственной несостоятельности, враждебности к окружающим, отрицательной оценки не только себя, но и других. Если эти переживания застревают в сознании, а это при готовности к психогенным реакциям становится все более отчетливым, начинаются поиски разных путей разрешения внутреннего конфликта вплоть до тяжелой агрессии в рамках протестных реакций. Подавление сильных эмоций всегда вызывает кристаллизацию страхов, тревоги и злобы. В зависимости от преобладания одной из этих эмоций развивается та или иная форма психогенной реакции. Внутренний конфликт - это всегда проблема выбора, выбора между желаемым и возможным, желаниями и социальными запретами, желаниями и принятыми в конкретной микросреде социальными самоограничениями, т.е. появляется новый внутренний конфликт, связанный с объективной или субъективной депривацией. Чем менее подготовлен подросток к сознательному сдерживанию своих эмоций и потребностей, тем болезненнее переживаются эти внутренние психологические конфликты. Если моральные и этические устои, обязательность эстетических и познавательных потребностей, понимание необходимости выполнения своих обязанностей в отношении близких и учебы не воспитаны и жестко не закреплены, легко возникает отказ от того, что трудно, и происходит переход к такому стилю жизни, Который не требует ни интеллектуальных, ни волевых усилий - школа заменяется улицей.

Ортодоксальным психоанализом и школой Юнга разработано также понятие психологического комплекса, представляющего собой ассоциированные эмоционально значимые идеи и импульсы, подавляемые и вытесняемые сознанием, так как они находятся в конфликте с «я» и «сверх-я» (S.Freud, E.Breuer, 1895). Большинство из этих комплексов формируется в детстве, для образность они названы мифологическими именами. Все они - типичный пример пансексуалистского подхода. Так, комплекс Эдипа - влечение сына к матери и недоброжелательность к отцу. З.Фрейд рассматривал этот комплекс как. основную идею неврозов. Невроз трактовался при этом как регрессия либидо на одну из стадии инфантильной сексуальности. Эдип, герой древнегреческой Мифологии, убил фиванского царя Лая, не зная, что это - его отец, женился на своей матери и завладел престолом. Узнав правду, он ослепил себя и уединился. Тот же принцип заложен в комплексах Электры, Антигоны, Гризольды, Дианы, Иокасты, Медеи, Федры, Ореста. Комплекс Каина основан на зависти брата к брату (библейская легенда об Авеле и Каине).

Наиболее частыми комплексами, отражающими реальные психологические переживания, являются комплексы собственной неполноценности, присущие многим больным с неврозами. У ребенка после обид, унижений, испуга могут доминировать мысли о своей ничтожности, несостоятельности. В клинике в этих случаях говорят о патологически заниженной или завышенной самооценке. Внутренние конфликты возникают у ребенка со времени осознания таких понятий, как «хочу», «можно», «нельзя».

Интересным является изложение психодинамического направления (вариант психоанализа) в интерпретации В.И.Гарбузова. У ребенка следует различать как бы два уровня психической деятельности: в осознаваемой и неосознаваемой сферах. Наряду с произвольным мышлением, суждениями, реагированием, возникающими в ответ на конкретные внешние сигналы, в психике (как бы во внутреннем поле) происходит неосознаваемая переработка мыслей и чувств, их фиксация или вытеснение. Именно в этой сфере заключены механизмы развития неврозов.

В сфере неосознаваемого происходит переработка всего того, что таит в себе угрозу. Это - доминирующие переживания, которые могут оставаться на соматопсихическом уровне. По В.И.Гарбузову, большинство внешних впечатлений (зрительных, слуховых, психомоторных) усваивается неосознанно, но не исчезает, а остается в подсознании. Доказательства долго искать не надо. Всем известны случаи, когда при каких-либо особо экстремальных ситуациях вспоминается то, что казалось давно забытым, человек начинает говорить на нескольких языках, которые специально не изучал, в состоянии гипноза - хорошо рисовать или петь, хотя до этого таких способностей не обнаруживал.

Ребенок обычно не помнит ничего о себе и своей жизни до 3-4 лет, но все события и переживания остаются у него в памяти (особенно это касается отрицательных переживаний: страх, обиды, унижения, тяжкие ситуации). Иногда совершенно непонятно, почему он относится к кому-либо из окружающих с любовью или враждебностью, но при знакомстве с предшествующим периодом его жизни выявляются психологически понятные объяснения этого Легко передается ребенку и отношение его родителей к окружающим, особенно если это сильные эмоции. Стиль поведения, моральные принципы, система ценностей формируются в детстве и, как правило, внушены взрослыми (повышенная внушаемость детей, абсолютный. авторитет родителей). Все это определяет формирование так называемых установок. Внутренними установками становятся и собственное поведение, и отношение к другим, особенно если они продиктованы такими эмоциями, как страх, паника, ожидание нападения и пр. Зафиксированные в детстве установки могут приобретать характер обязательных правил, поведенческих штампов. Ребенка пугали, истязали, оставляли в эмоциональной изоляции - и в результате возникает стойкая неуверенность в себе. Ребенка превозносили, и он становится самоуверенным эгоистом. Возникающие установки могут противоречить друг другу (например, установка «не уступай» и «будь осторожен»). Если ребенок не в состоянии справиться со своими психологическими противоречиями и они накапливаются, растет напряжение, возникают стресс и готовность к развитию невроза. Усваиваются обычно те установки, которые соответствуют основным тенденциям формирующейся личности. Ребенок с невропатией легче усваивает установки на такое представление о жизни, которое определяется страхом перед ней - жизнь кажется полной опасностей. Установка на заниженную самооценку ведет к неврозу.

Кречмер выделил три типа установок: стенические, астенические и аутистические. Например, чисто аутистическое решение всех проблем связано не с реальной жизненной борьбой, а с отрешением от всего внешнего, - это внутренние представления, фантазии, сновидения наяву.

В ответ на воздействие психогенных травм для борьбы с ними организм, стремясь сохранить свою психическую целостность, отвечает образованием компенсаторных механизмов, «механизмов психологической защиты». Они бессознательно подавляют и вытесняют из сознания ту информацию, которая не соответствует требованиям моральной цензуры.

Западные психотерапевты, разработав это понятие, выделили разные варианты, наиболее важными из которых являются.

Механизм вытеснения (вытесняются импульсы, возбуждающие напряжение и тревогу);

Проекция - стремление освободиться от навязчивых мыслей, чувств, побуждений, приписывание их другим (например, приписывание другим своих отрицательных черт), вариант проекции - вымещение;

Рационализация - попытка оправдать свои слова или действия сложившимися обстоятельствами; постепенно ребенок начинает оправдывать себя во всем, развивается убежденность, что неприятности идут от родителей, учителей, появляется враждебность;

Механизм сублимации - превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый (примитивные, низменные потребности переводятся в деятельность, одобряемую в обществе); это - один из механизмов положительной компенсации;

Механизм элюзии (уклонения) - защита, проявляющаяся в уходе от реальности в мир грез и фантазий (вариант - «бегство в болезнь»).

Выделены и другие механизмы. Цель любого из механизмов психологической защиты - снижение психического напряжения.

В противовес индивидуумам слабым, у которых есть склонность к возникновению гипер- или псевдокомпенсаторных механизмов защиты, выделяется вариант самоактуализирующихся личностей, которые не нуждаются в психологической «защите». Это, как правило, «лица, увлеченные какой-либо значимой для них деятельностью; самопознание для них важнее самооценки» (творчество, в том числе рукотворчество и пр.).

Итак, этап психогенеза начинается с момента возникновения переживаний, заряженных интенсивным отрицательным аффектом (страх, тревога, обида) и сопровождающихся нарастанием напряжения. Индивидуум в зависимости от своих психологических комплексов, внутренних конфликтов, темперамента, уровня психической незрелости отвезет на это сразу, без обдумывания (реакция по механизму «короткого замыкания») или попыткой сформировать компенсаторные механизмы психологической защиты. В результате этой «борьбы» ребенок либо справляется с «травмой», преодолевает аффективное напряжение, либо у него наступает психологический «срыв», развивается невроз.

По мнению В.И.Гарбузова, весь процесс возникновения невроза у детей можно уложить в 3 этапа.

Первый из них характеризуется появлением напряжения, внутренних конфликтов и некоторых личностных свойств, отражающих борьбу с вредностью или отказ от борьбы, (стенические, астенические, аутистические установки, по Э.Кречмеру). Это - черты предневрозного Характера (по типу пассивности и робости, тревожной мнительности, эгоцентрической демонстративности).

Второй этап формирования предневрозного характера происходит на фоне страдания от неуверенности в себе, переживания нереализованности притязаний.

Третий этап - это формирование самого невроза на фоне и под влиянием психогенного психотравматизирования.

Иными словами, при неврозах у детей одновременно или последовательно возникают и кристаллизуются собственно невротическая симптоматика и соответствующие изменения личности.

В детском возрасте в связи с незрелостью психики защитные механизмы еще не сформированы, поэтому этап психогенеза (психологической переработки травмирующего фактора) отсутствует или редуцирован, а реакции отражают непосредственный ответ на психогенный (для конкретного ребенка) фактор. Только к концу детского возраста этап психогенеза становится более очерченным.

В период психогенеза начальная симптоматика отражает переход социального, через этап индивидуально-психического, в патобиологическое. Психогенные заболевания сопровождаются также функциональными сдвигами биохимических показателей (повышение в крови уровня пировиноградной кислоты, АТФ и Са с одновременным снижением в ней количества молочной кислоты, пониженное выведение фосфатов с мочой, колебания уровня сахара в крови.

В последние десятилетия накапливаются данные о зависимости между характером эмоционального стресса и функциональной активностью системы гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников.

Невротическое расстройство - болезнь современности

Сегодня считается, что психогенным фактором, вызывающим невроз, является стресс, конфликты, психотравмирующие обстоятельства, длительное интеллектуальное или эмоциональное перенапряжение. Эти события становятся причиной заболевания, если занимает центральное место в системе отношений личности.

В психиатрии диагноз «Невроз» включает в себя разнообразные функциональные расстройства нервной системы, которые характеризуются проходящими нарушениями таких процессов нервной системы человека, как возбуждение и торможение. Эта болезнь не является органическим повреждением нервной системы или внутренних органов. В развитии этого психического заболевания ведущая роль отводится функциональным расстройствам психогенного характера.

Главная причина, по которой у человека развивается невроз - высокий уровень цивилизации. Представители примитивных культур (например, австралийские бушмены) ничего не знают об этом заболевании. Именно поток информации, который ежедневно обрушивается на головы современного человека, создаёт благоприятные предпосылки для развития одной из форм невроза.

Этиология, патогенез и лечение неврозов

Сумасшедший ритм современной жизни не всем идёт на пользу. Огромное количество наших современников постоянно подвергается опасности приобрести то или иное невротическое расстройство. Почему это происходит? Что такое невроз? Чем он опасен? Какие виды этого заболевания наиболее распространены? Кто находится в группе риска?

Невроз того или иного вида (или невротическое расстройство) сегодня называют самым частым видом психических заболеваний во всём мире. Распространённость выраженных неврозов в развитых странах - примерно 15%, а их скрытые формы встречаются более чем у половины населения. Ежегодно наблюдается рост количества невротиков. Невротическое расстройство нельзя назвать заболеванием какой-то отдельной возрастной группы, оно может возникнуть в любом возрасте, но типичным возрастом его проявления является 25-40 лет. Обычно невротические расстройства протекают с осознанием болезни, без нарушения понимания реального мира.

С точки зрения психологии понятие «Невроз» относится ко всем обратимым нарушениям нервной деятельности человека, которые возникают вследствие психотравм, т.е. информационных раздражителей. Если же болезнь развивается в результате физических травм, различных интоксикаций и инфекций, а также эндокринных нарушений, мы имеем дело с неврозоподобными состояниями.

Хотя форм и видов неврозов в МКБ-10 насчитывается множество, наиболее часто встречаются такие невротические расстройства, как истерический невроз (истерия), невроз навязчивых состояний и неврастения. Недавно к этим невротическим расстройствам добавилась психастения, раньше относящаяся к классу психозов, а также фобический (панический) страх.

Учёные не могут прийти к единому мнению, что же вызывает невротические расстройства. Так, Павлов считал их хроническими нарушениями нервной деятельности. Психоаналитики полагают, что невроз является подсознательным психологическим конфликтом, возникшим в результате противоречий между инстинктивными стремлениями и моральными представлениями человека. К. Хорни называла это заболевание защитой от негативных социальных факторов.

Оглавление темы "Синдромы. Неврозы.":









Невроз - это психогенное заболевание. Современная цивилизация, с ее урбанизацией, интенсивным темпом жизни, информационными перегрузками, гиподинамией и другими факторами, привела к резкому увеличению распространенности неврозов. Социальное и медицинское значение психогенных заболеваний становится очевидным, если учесть, что примерно половина всех интернистских заболеваний - неврозы и психосоматические заболевания являются психогенными.

Многие неврозы могут имитировать органические заболевания, и не только неврологические, но и всевозможные другие, включая, например, «острый живот» (медицина знает немало фактов ошибочной диагностики и ошибочных действий врачей у больных с неврозами, в том числе неоправданные хирургические вмешательства). Кроме того, нередки сочетания органических заболеваний и неврозов. Органические заболевания также могут быть пусковым фактором невроза.

Развитие невроза определяет личностно значимый конфликт. Невроз - это болезнь личности.

Психогенная реакция на тяжелый стресс потенциально возможна у любого человека. Такая реакция обычно обратима (психофизиологическая реакция). В отличие от этого невроз является хроническим состоянием. Психосоматические заболевания, как правило, возникают в результате хронического стресса.

Предрасполагающие к неврозам факторы являются биологическими и психологическими.

Биологические факторы могут быть общими для человека и животных. Так, еще И. П. Павлов в исследованиях на собаках выделил «крайние типы» нервной деятельности, совпадающие у человека и животных и соответствующие известным типам темпераментов - меланхолическому и холерическому. Позже, работая в клинике, И. П. Павлов установил, что лица с преобладанием подкорки над корой и первой сигнальной системы над второй («художественный тип») склонны к истерическому неврозу, а с противоположными взаимоотношениями между ними («мыслительный тип»)- к психастеническому.

В настоящее время это положение дополнено представлением о преобладающем функциональном значении в первом случае правого полушария, а во втором - левого; установлена роль и возрастного фактора.

Так, биологической предпосылкой развития истерического невроза является детский возраст. В раннем детстве все мы являем собой преимущественно «художественный» правополушарный тип. Вот почему дети так склонны к эмоциональным реакциям вообще и к демонстративным в частности.

При неправильном воспитании ребенка, выражающемся в гиперопеке и вседозволенности, у него формируются неадекватные представления о значимости его личности - часто эгоцентризм и эгоизм, что в дальнейшем ведет к необоснованно повышенным или даже чрезмерным претензиям к окружающим, из-за этого возникают конфликтные ситуации, способствующие развитию невроза . Кроме того, дети очень впечатлительны, и психогении детства оставляют скрытую рану в душе ребенка, часто на всю жизнь. Это при определенной ситуации тоже может сыграть важную роль в развитии невроза .

К биологическим предпосылкам невроза следует причислить и последствия негрубых поражений, особенно перинатальных и раннедетских, ограничивающих возможности церебрального гомеостаза.