Разделение рабочего дня на части. Пример разделения рабочего дня на части


Закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:

Особый характер труда в организациях (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве - это доение, кормление животных, уход за больными животными и другие схожие работы);

Производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

2. Применение режима разделения рабочего дня на части возможно при соблюдении требования - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

3. Предоставив право работодателю на установление режима разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

4. Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Полагаем, что вопросы применения режима разделения рабочего дня на части могут рассматриваться как самостоятельным локальным нормативным актом, так и правилами внутреннего трудового распорядка.

5. На уровне организации определяется:

На какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

Должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

Величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

Срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

6. На практике работникам с режимом разделения рабочего дня на части устанавливаются доплаты компенсационного характера.

7. В отношении некоторых категорий работников регулирование режима разделения рабочего дня на части получает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Интенсивность трудовой деятельности может различаться в зависимости от времени суток. Если перепады интенсивности значительны, актуальным становится внедрение разделения дня.

Что собой представляет разделение рабочего дня?

Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ. Она регламентирует:

  • Основания для введения такого графика.
  • Максимальную длительность рабочего времени.

В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности. Все это устанавливается на усмотрение работодателя. График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным. Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим. Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.

ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

  • Особая специфика деятельности.
  • Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
  • На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  • Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Особенности перерывов

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  • Участники судов гражданской авиации.
  • Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  • Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  • Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  • Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  • Сотрудники связи.
  • Люди, которые занимаются уходом за животными.
  • Служащие субъектов Спецстроя.
  • Сотрудники наземного электрического ТС.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.

Что будет с обеденным временем?

Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов. Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  • Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Как осуществляется налогообложение?

Рассмотрим компенсации с точки зрения налогообложения:

  • Средства учитываются для налогообложения, что оговорено в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
  • Входят в состав трат на оплату деятельности работников в целях исчисления налогов. Это актуально при УСН.
  • Компенсации облагаются налогом на доходы ФЛ.
  • Из них вычитаются страховые взносы.

Следовательно, начисляемые компенсации не снижают налоговую нагрузку.

Порядок разделения рабочего дня

Что делать работодателю, если он желает раздробить рабочий день? Актуален следующий порядок действий:

  1. Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
  2. Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
  3. Утверждение внутреннего акта.
  4. Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня. Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.
  5. Заключение с трудящимися дополнительного соглашения, в котором оговорено раздробление.

На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения. Профсоюз должен убедиться в том, что нововведения никак не нарушают права сотрудников.

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Исходя из ч.1, ч.2 ст. 108 ТК РФ, подобный перерыв может быть присоединен к любому перерыву, предусмотренному раздробленным трудовым режимом.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта . Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

Разделение рабочего дня на части способствует рациональному использованию рабочего времени сотрудников. При разделении рабочего дня на части рабочий день как бы разрывается на части, между которыми образуется значительный перерыв. В каких случаях работодатель может разделить рабочий день на части?

Рабочий день может быть разделен на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (статья 105 Трудового кодекса РФ).

Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день. На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности. Все зависит от интенсивности работы в тот или иной промежуток времени. Однако работодатель вправе установить и большее количество перерывов. Главное требование при его введении – общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать установленной законодательством длительности. Напомним, что максимальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Перерывы в рабочее время не включаются и не оплачиваются, время перерывов работник использует по своему усмотрению

Если работодатель планирует ввести данный режим рабочего времени, ему необходимо учитывать, что не на всех работах допускается разделение рабочего дня части. Он возможен лишь в тех организациях, где сама специфика труда допускает либо делает необходимым такое разделение. Как правило, разделение рабочего дня на части осуществляется в сфере транспорта, в организациях обслуживающих население, на предприятиях общественного питания, торговли, в организациях жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, животноводства и т.д.

Для того чтобы установить в организации разделение рабочего дня на части, работодателю следует определить данный режим работы в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Этот локальный нормативный акт в обязательном порядке согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации. По желанию работодателя допускается разделение рабочего дня на части как для всех работников организации, так и для работников отдельных структурных подразделений.

В локальном нормативном акте работодателю необходимо определить следующие детали: должности работников, для которых рабочий день разделяется на части; количество частей, на которые делится рабочий день, и их продолжительность; время начала и окончания соответствующей части рабочего дня; продолжительность перерыва между рабочими частями; срок, на который вводится разделение рабочего дня на части (если такой режим устанавливается на определенный срок) и др.

Так как раздробленный рабочий день неудобен работникам, многие работодатели идут на небольшую хитрость – вводят в организации некоторые стимулирующие льготы. Например, можно в локальном нормативном акте за работу в таком режиме, установить доплаты компенсационного характера.

Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Так, приказом Минсвязи России от 08 сентября 2003 года №112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного приказом Минтранса России от 18 октября 2005 года №127, определено, что водителям рабочий день (смена) может быть разделен на две части.