Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры. Игры на развитие слухового восприятия и произвольного внимания у дошкольников с ЗПР Игры и упражнения на развитие слухового внимания


Упражнения на развитие слухового внимания
1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).

2. Привлекайте внимание ребенка: "Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.п.

3. Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите ребенку 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

5. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много. Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

6. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

7. Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру.
Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

8. Произносите один т тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка воспроизвести образец.
Например: А - плачет девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - девочка укололась иголкой
А - качают малыша
О - удивилась мама
О - стонет больной
О - поет певица
О - кричит охотник в лесу
У - гудит паровоз
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик.

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать дочке "МЯУ" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при воспроизведении следующих звукопродражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

Развитие фонематического слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А " (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П " (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л " (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К , хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка ", "флаг ", "стол " и т.д.".

Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч ", "сила ", "диван " и т.д.".

Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо ", "туча ", "крыша " и т.д.".

Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка " стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча ) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым ".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел .
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет .
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп .

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак ". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка .

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1 .
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты " (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет , а гром - ... , ветер - ... , а снег - ... , дождь - ... , а солнце - ... ".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый , как и снег ".
(Такой же узкий , как и лента ; такой же быстрый , как и речка ; такой же круглый , как и мяч ; такой же желтый , как и дыня ).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед , лук и яблоко ;
по цвету - гвоздику и ромашку , грушу и сливу ;
по прочности - веревку и нитку , камень и глину ;
по ширине - дорогу и тропинку , речку и ручей ;
по высоте - куст и дерево , гору и холм ".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь "? Слово "врач ", "чашка ", "пища "?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий , хрупкий
Крепкий, далекий , прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По ..." (Подушка )
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед ?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек ".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол .

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром ". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром ".
Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Кушелева Марина
Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих , что является одной из причин недоразвития речевого общения . В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие речи окружающих.

Слуховое внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. Работая с умственно отсталыми детьми, использую самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте , который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно использую речевые приемы в сочетании с яркими предметами и их изображениями, краткие эмоционально – выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п.

Проявления основных свойств слухового внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям. Эти дети крайне импульсивны и несосредоточены.

Дети – олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными , но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.

Сниженное слуховое внимание (или невнимательность , как мы называем) детей – олигофренов всех возрастов в определенной мере обусловлено слабостью их волевой сферы.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие и тренировку слухового внимания .

Упражнения и игры для развития слухового внимания .

1. «Будь внимателен » .

Цель : развить слуховое внимание , научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

2. «Алфавит» .

Цель : развить внимание .

Задание : если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

3. «Исправь ошибки» .

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме :

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук) .

Закричал охотник : «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери) .

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска) .

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета) .

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку) .

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей) .

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками) .

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб) .

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу) .

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке) .

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь) .

Фруктов в корзине не счесть :

Яблоки, груши, бараны есть (бананы) .

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку) .

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак) .

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок) .

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот) .

Рогатый дол

По дороге шел (вол) .

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку) .

4. «Что мы слышим?»

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела – ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Ответ : это пила. Повторяется звук з.

Ежедневно,

В шесть утра,

Я трещу :

«Вставать поррра!»

Ответ : это будильник. Повторяется звук р.

5. «Кто заметит больше небылиц?»

Цель : развить внимание , умение замечать нелогичные ситуации.

Задание : отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев) .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

7. «Да и нет не говорить» .

Цель : развить внимание .

Задание : ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет» .

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

8. «Где стучали?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

9. «Что звучало?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют , что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

10. «Слушай и делай» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды : «Подойди к окну и подними руку» , «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

11. «Послушай и повтори» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их .

12. «Испорченный телефон» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его : «Какие ты услышал слова?» , если он скажет верно, значит, телефон исправен.

13. «Дятел» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

14. «Определи на слух самое короткое слово» .

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

15. «Цепочка слов» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

16. «Назови звук» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей : «Какой звук есть во всех этих словах?»

17. «Кто лучше слушает?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш : шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

18. «Найди картинку» .

Цель : развитие слухового внимания и восприятия .

Задание : логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются.

19. «Хлопки»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры .

20. «Кто летит» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит) . Но иногда он будет ошибаться (например : собака летит) . Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

21. «Запомни слова» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию важный материал для развития Ваших детей.

Речь пойдёт о формировании у дошкольников речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему же это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 - летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из - за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о - о - о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые можно использовать на развитие речевого слуха, слухового внимания и восприятия.

Определение звучания игрушек (3-4 г.). Возьмите 3 - 5 звучащих по - разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, пищащие и заводные игрушки), предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (3-5 метров), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучащую игрушку (назвать) (воспроизвести ее звучание).

  • Определение голосов членов семьи, птиц, животных (папа из комнаты, а мама с кухни должны назвать имя ребенка).
  • Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь).
  • Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).
  • На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
  • Повторение сочетаний звуков и слогов: А,У,И, А-У, А-И, О-А, ТА, ПА, ТА-ТА, МА-МА-МА, ТА-МА-СА и т.д.
  • Повторение слов, словосочетаний, небольших предложений. Для усложнения: предлагается ребенку встать спиной к говорящему и повторить за ним все словосочетания, сохраняя их количество и порядок, например, «Коля, нашел шапку» или «Наша Таня громко плачет» или «Пошел котик на торжок, купил котик пирожок» и т.д.
  • «Отгадай, что звучит» (3-5 л.).
  • Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • «Солнце или дождик» (3-4г.).
  • Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на улицу. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • «Разговор шепотом» (4-6 л.).
  • Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • «Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).
  • Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • «Слышим звон и знаем, где он» (4-5 г.).
  • Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление
  • «Скажи, как я» (4-5 г.).
  • Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и повторять их так же и следить за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
  • «Угадай, что делать» (4-5 г.).
  • У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо - опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение. Услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
  • «Вспомни звуки леса» (5-6 л).

Желаем, Вам, приятного и полезного досуга с детьми вечером, сидя на диване!

с. 1
Игры-упражнения для развития слухового внимания,

восприятия и памяти
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также развивая своё восприятие звуков речи.

Выделяют два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие слухового восприятия и развитие фонематического восприятия.

Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.

Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие восприятия неречевых и речевых звуков происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием звуков и постепенно учится их дифференцировать.

Развитие неречевого слуха проводится по направлениям:


  • знакомство со звучащими игрушками;

  • обучение умению реагировать на начало и конец звучания;

  • обучение различению на слух звучащих игрушек;

  • обучение различению на слух длительности звучаний;

  • обучение различению на слух слитных и прерывистых звучаний;

  • обучение различению на слух темпа звучаний;

  • обучение различению на слух громкости звучаний;

  • обучение различению на слух высоты звучаний;

  • обучение различению на слух количества звучаний;

  • обучение различению на слух музыкальных ритмов;

  • обучение различению на слух голосов птиц и животных;

  • обучение определению направления источника звука.

Игры-упражнения для развития неречевого слуха

«Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
«Барабан или гармошка?»

Цель: учить детей различать звучащие игрушки при постепенно увеличивающемся выборе: из двух-четырех.

Оборудование: барабан, гармошка, большие зайка и кукла, маленькие зайки и куклы по количеству детей в группе или соответствующие картинки с подписями БАРАБАН, ГАРМОШКА .

Ход игры

Дети сидят перед педагогом за столами. На столе у педагога сидят большой зайка и большая кукла. Около зайки - барабан, около куклы - гармошка. На столах у детей или маленькие зайка и кукла, или соответствующие картинки. Педагог ударяет в барабан и показывает, как зайка начинает прыгать, и побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. То же самое он проделывает и с гармошкой, под звук которой пляшет кукла.

Педагог на глазах детей играет в разной последовательно то на барабане, то на гармошке, не показывая при этом игрушку, соответствующую предъявляемому звучанию. Дети самостоятельно выбирают нужную игрушку (картинку), т.е. барабан - зайка, который прыгает; гармошка - кукла, которая танцует. В подтверждение правильности выбора педагог также выполняет действия либо с куклой, либо с зайкой, продолжая стучать в барабан или играть на гармошке.

Когда дети начнут уверенно справляться с данным заданием, звучания начинают предъявляться им уже не слухо-зрительной, а на слуховой основе. С этой целью педагог стучит в барабан или играет на гармошке за большим экраном или ширмой и побуждает детей выбрать нужную игрушку. Затем он, продолжая воспроизводить звучание, появляется из-за экрана (ширмы), оценивает правильность выбранной игрушки: показывает, как пляшет кукла, если звучит гармошка, или прыгает зайка, если звучит барабан.

Аналогично проводятся игры-упражнения и с другими парами звучащих игрушек, например: барабан (прыгает зайка) и дудка (едет машина); металлофон (летает бабочка, маленькая птичка) и бубен (прыгает лягушка). В дальнейшем ребенку предлагают выбирать не из двух, а из трех звучаний: барабан - дудка - металлофон, гармошка – бубен – дудка.
«Найди такую же коробочку»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Ход игры: Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы - горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две.

Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное - чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
«Звуки улицы»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.

Ход игры: Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы - сигналы автомобилей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.
«Где позвонили?»

Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Весёлый Петрушка»

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки- повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
Игра «Мишка и зайчик»

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа звучания одного музыкального инструмента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры: В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. -Давай поиграем! Мишка ходит медленно -вот так, а зайчик прыгает быстро - вот как! Когда я стучу в барабан медленно - ходи как мишка, когда стучу быстро - бегай, прыгай) быстро, как зайчик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана - медленный, быстрый - несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.


«Ритмические рисунки»

Перед началом игры ведущий объясняет детям, как можно с помощью знаков записывать тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.

Игровое задание – прослушать предлагаемые взрослым ритмические рисунки и зарисовать их.

Обратное задание – воспроизвести (отхлопать, отстучать) ритмический рисунок по образцу.


«Топайте – идите»

Цель: учить детей определять на слух слитность звучаний.

Оборудование : барабан, большой экран или ширма, таблички.

Речевой материал: Будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, барабан, СЛИТНО, НЕСЛИТНО.

Ход игры Дети стоят полукругом перед педагогом. Он производит по барабану ряд ударов без пауз (слитно), шагает ни месте, произнося татата, и побуждает к этому же детей. Затем он ударяет по барабану с паузами (неслитно), топает одной ногой, произнося та та та, и побуждает к этому же детей.

Педагог на глазах детей производит то слитные, то неслитные удары по барабану, которые сопровождаются соответствующим произнесением слогов: татата или та та та, В ответ дети либо шагают на месте, произнося слоги слитно - татата, либо топают одной ногой - та та та (неслитно). Когда они начинают справляться с данным заданием, педагог после того, как дети уже отреагировали тем или иным движением на звучание, спрашивает: «Как звучало?» и помогает выбрать соответствующую табличку: СЛИТНО или НЕСЛИТНО.

По мере того, как дети научаются различать слитные и неслитные звучания на слухо-зрительной основе, они предлагаются педагогом на слух. С этой целью он стучит по барабану за большим экраном или ширмой. Дети воспроизводят услышанное звучание движениями и произнесением слогов, а затем показывают (или прочитывают) соответствующую табличку. В случае ошибки кого-то из детей звучание предлагается на слухо-зрительной основе, т.е. без большого экрана (ширмы), а затем повторяется за ним для восприятия образца на слух.

Стучать по барабану может и «маленький учитель» - один из детей. В этом случае педагог может давать ему задания: «Играй слитно (неслитно)».


«Высоко - низко»

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Оборудование: пианино, игрушки - птичка и мишка, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), ВЫСОКО, НИЗКО .

Ход игры

Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними - птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом - о____ , о о о. Аналогично предъявляются высокие звуки - летает птичка, дети изображают птичку - пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играет на пианино в разной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог после воспроизведения детьми движений спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой - над высоким. Дети часто вместо характеристики звука называют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочитать.

Когда они начинают уверенно справляться с данным заданием, видя, как педагог играет на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывается ширмой. Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться:


  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла);

  • дети могут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картинки, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа - птички, посередине - куклы, слева - мишки и т.п.;

  • дети могут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу - а___ (низким голосом), у груди – а___ (голосом нормальной высоты), над головой – а___ (высоким голосом) и т.п.

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:


  • научить различать голоса близких детей и взрослых;

  • научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

  • запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

  • научить подбирать сходные по звучанию слова.

Игры-упражнения на развитие фонематического слуха
«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.


  • Картошка. Ложка. Окрошка.

  • Апельсин. Блин. Мандарин.

  • Конфета. Котлета. Ракета.

  • Миска. Сосиска. Ириска.

  • Банан. Диван. Барабан.

  • Мёд. Компот. Плот.

  • Лимон. Вагон. Бульон.

  • Сало. Залы. Хала.

  • Пироги. Сапоги. Утюги.

  • Калач. Кулич. Циркач.

  • Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

  • Пирожок. Творожок. Горшок.

  • Пломбир. Кефир. Сыр.

  • Суп. Зуб. Дуб.

  • Салат. Халат. Мармелад.

  • Жакет. Букет. Пакет.

  • Кабачок. Крючок. Значок.

  • Ананас. Квас. Контрабас.

  • Торты. Шорты. Корты.

  • Солянка. Полянка. Склянка.

  • Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.


«Покажи»

Цель : развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.


  • Покажи все зеленые квадраты.

  • А где синие треугольники?

  • Покажи красный овал.

  • А синий прямоугольник?

  • Где желтый круг?

  • Покажи желтый круг и красный квадрат.

  • А где фигуры без углов?

  • Покажи все прямоугольники.

  • Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

  • Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

  • А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

  • Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.


«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.


«Поймай звук»

Цель : выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».
«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.


«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.


«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
«Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха -умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное и то, что нельзя есть, - это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне - заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

-Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное - то, что можно кушать, - лови мяч. Если я назвала несъедобное - то, что есть нельзя, - не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Литература


  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, 2000

  2. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап., 2005

  3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста, 2010

  4. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Под. ред. Л.А. Головчиц, 2003

  5. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет., 2007.

  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, 1994. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/razvivaemsja_igraja/razvitie_slukhovogo_vnimanija/10-1-0-35

  7. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха детей и коррекция их недостатков (Статья 3) О.А. Степанова http://www.school2100.ru/upload/iblock/d7e/d7e4913d657ae12eb311df61de3efc64.pdf

  1. Картотека игр по развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста. www.twirpx.com
с. 1

Родители зачастую жалуются на рассеянность детей. Многие думают, что малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер. Но на самом ли деле ребенок просто не хочет слушать? Может, проблема со слуховой памятью?

По-научному расстройство слухового внимания известно как нарушение фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - слуховое восприятие речевых звуков и слов окружающего мира ребенка (родителей, воспитателей, учителей, животных и так далее). Проблема слухового внимания ведет к тому, что малыш не воспринимает на слух (не дифференцирует) схожие по звучанию или подобные по артикуляции речевые звуки.

Если вы замечаете, что ребенок не может повторить то, что вы сказали пару секунд назад, с ним нужно проводить игры на развитие слухового внимания. Подобная методика повышает уровень фонематического восприятия и внимательность детей. Ниже приводятся девять вариаций игр, помогающую развитию данного вида памяти.

Учебные игры для детей

«Море волнуется раз» . Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите малышу подвигаться в танце. Как только мелодия закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.

«Что там?» . Предложите малышу послушать и запомнить то, что происходит «в телевизоре». Попросите рассказать, что он услышал. По сигналу внимание ребенка переключается с телевизора на вас и наоборот. Затем малыш должен рассказать, что и где происходило.

«Цепочка действий» . Предложите ребенку последовательность действий, которую необходимо выполнить шаг за шагом. К примеру, дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести в зал. Поставь их в вазу».

«Запомни и повтори» . Назовите малышу несколько чисел и попросите повторить. При этом количество чисел необходимо увеличивать. Сумма слов составляет от одного до десяти. Назовите числа в произвольном порядке, попросите их повторить «задом наперед», то есть в обратном порядке. Назовите слова в произвольном порядке, а затем попросите повторить наоборот.

«Словарная семерка» . Прочитайте 7 слов: кот, дом, трамвай, самолет, девочка, мама, пылесос. Попросите малыша запомнить и повторить эти семь слов. Если ему тяжело, дайте ребенку лист бумаги и цветные фломастеры. Предложите к каждому из названных слов сделать рисунок, который помог бы впоследствии вспомнить эти слова.

«Семерка фраз» . Назовите семь фразовых словосочетаний.

  • Мишка замерз.
  • Зайчонок бежит.
  • Волк злится.
  • Бабуля спит.
  • Дедушка ловит рыбу.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.

Попросите малыша послушать, запомнить и повторить эти фразы. Если ребенку тяжело выполнить это задание, попросите в каждой из фраз нарисовать схему. Пусть он после этого в точности воспроизведет все словосочетания. Если возникнут трудности, помогите подсказками. Отметьте, какую помощь оказывают на него рисунки. Неплохой результат опроса - 6-7 фраз.

«Фантазия» . Возьмите картинки, где изображены определенные события. Пусть малыш придумает три предложения по этим рисункам. Затем ему потребуется их повторить.

«Анализ текста» . Прочитайте текст, взятый из рассказа или любого другого литературного произведения. Затем попросите пересказать то, что услышал. Если малыш затрудняется, повторно перечитайте ему отрывок опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе). Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул из услышанного. Попросите провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть он повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.

Зачем нужно проводить игровые тренировки?

Процесс развития речи ребенка во многом зависит от развития фонематического слуха. Фонематический слух – это умение разделять одни речевые звучания от других. Тренировка слуховой памяти позволяет малышу отличать слова, близкие по звучанию, такие как мал-мял, рак-лак, том-дом и другие..

Плохое развитие у ребенка

Недостаточное развитие слуховой памяти является причиной неправильного произношения определенных звуков, слов и фразовых сочетаний впоследствии. Даже во взрослой жизни человек будет путать или неправильно выговаривать звуки, если в детстве с ним не проводили соответствующие уроки по тренировке рассматриваемого типа памяти. Как правило, подобные занятия организуются учителем-логопедом, но в некоторых (незапущенных) случаях родители справляются сами в домашних условиях, проводя с детьми беседы в игровой форме.

Что нужно делать?

Если вы заметили, что ребенок не совсем четко и правильно произносит какие-либо звуки или же недостаточно отчетливо выговаривает целые слова, не стоит пускать проблему на самотек. Не думайте, что с возрастом проблема уйдет сама. Обратите внимание на речь малыша. Чем раньше вы примете меры, тем легче и оперативнее будет решен вопрос. Следуя вышеперечисленным указаниям и проводя с ребенком беседы в виде игры, вы улучшите слуховую память малыша и научите быть более внимательным, что обязательно пригодится ему во взрослой жизни.

Автор статьи: Кугушева Анна