Систематическое наблюдение. Виды наблюдения


По регулярности проведения
Систематическое. Характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного времени; позволяет выявить динамику процессов, и значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Область применения систематического наблюдения достаточно широка - от поискового до экспериментального исследования психолого-педагогического процесса или объекта.

Случайное. Наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, психолого-педагогической ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, и планированного именно за данной деятельностью.

По месту наблюдения
Полевое. Проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации, непосредственном контакте с изучаемым объектом. Может выполнять роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополни тельной информации).

Лабораторное. Вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются педагогом. Основное его достоинство - максимальная, по сравнению с другими видами, возможность выявить все факторы ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток - искусственность ситуации, которая может вызвать резкое изменение поведения участников. Подобное наблюдение чаще всего применяется на этапе проверки психолого-педагогических гипотез и, как правило, сводится фиксации изменений, которые происходят в результате воз действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства (кино-, фото-, видеоаппаратура, ПЭВМ и т.д.).

По степени формализации
Контролируемое (структурированное). Вид наблюдения, при котором заранее определяется, какие из элементов (на ни сосредоточивается внимание) изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для педагога-психолога, также формируется специальный план записи наблюдений для начала сбора информации. Чаще всего задача контролируемого наблюдения - проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез при решении психолого-педагогических задач небольшого масштаба. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры наблюдения необходимо построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения.

Неконтролируемое (неструктурированное). В этом случае наблюдатель не определяет заранее, какие элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. У него нет строгого плана, заранее определен лишь непосредственный объект наблюдения. Наблюдатель выясняет психолого-педагогическую атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для изучения, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Недостаток неконтролируемого наблюдения - опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение - вывод» может проявиться наиболее ярко.

По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации
Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться.

Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях.

Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, - они просто регистрируют ход происходящих событий.

Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.

Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

«Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании»


Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны и бесплановы, в отличие от этого, научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, психолог воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Социально психологическое наблюдение, как метод сбора научной информации – это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого.

Метод наблюдения используется в социальной психологии при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются в различных обстоятельствах:

Во-первых, для того чтобы получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению "действующих лиц". Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед исследователем неизвестные ему ранее пласты, "срезы" социальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социальной проблемы.

Во-вторых, метод наблюдения используют, когда надо получить иллюстративные данные. Они, как правило, существенно "оживляют", делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

В-третьих, наблюдение выступает в качестве основного приема получения первичной информации. Если перед исследователем стоит эта цель, то ему необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода.

Таким образом, наблюдение используется тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение может быть:

1. Непосредственным и опосредованным;

2. Внешним и внутренним;

3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным;

4. Прямым и косвенным;

5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам);

6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности :

- Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

- Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам:

- Сплошное наблюдение . Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

- Выборочное наблюдение . Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

о форме наблюдения

· Осознанное наблюдение

· Неосознанное внутреннее наблюдение

· Неосознанное внешнее наблюдение

· Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение. Наблюдаемому человеку известно, что за ним наблшюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений

Особенности: наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение . При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности: факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт систем ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера, разработавшего теорию когнитивного диссонанса. Чтобы проверить свою теорию он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу

Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности: при такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.

По способам организации.

Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни налюдаемого "субъекта", и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных "объектов" наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

В тех ситуациях, когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых процессов, используют технические средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения . Так, в специально оборудованном классе могут проводиться занятия по формированию навыков менеджмента и т.д..

Этапы исследования методом наблюдения (схема 1):


Схема 1. Этапы исследования методом наблюдения

Главная задача исследователя на стадии организации наблюдения - определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения и их кодификаторы составляют так называемую "схему наблюдения"

В исследованиях социальных психологов популярна схема наблюдения Р. Бейлза, представляющая собой систему категорий взаимодействия людей в группе. Элементарным актом взаимодействия можно считать ситуации, в которых после действия одного человека другой человек изменил свои действия. Взаимодействие людей в малой группе может выражаться как в вербальной, так и невербальной форме. Это получило отражение в содержании категорий методики Р.Бейлза. Всего их 12 и их можно разделить на четыре группы: A и D – положительные и отрицательные эмоции, B и C – сообщения и вопросы (схема 2):

характеристика

позитивная социально-эмоциональная область

Выражение солидарности, повышение статуса другого человека, оказание помощи, вознаграждение

Снятие эмоционального напряжения, шутка, смех, выражение удовлетворения

Согласие, пассивное принятие, понимание воздействия, уступчивость

область задач - нейтральная

Предложение совета, направления мысли, при сохранении автономии партнера

Выражение своего мнение, оценивание, анализ, проявление чувств, желаний

Ориентация членов группы, информирование, повторение, уточнение

область задач - нейтральная

Просьба ориентировать, дать информацию, повторить, подтвердить

Просьба сообщить мнение, оценить, проанализировать, выражение чувств

Вопрос, просьба дать направление, возможный способ действия

негативная социально-эмоциональная область

Возражение, пассивное неприятие воздействия, отказ в помощи

Выражение эмоционального напряжения, просьба о помощи, уклонение (отступление «с поля боя»)

Проявление антагонизма, подрыв статуса другого, самозащита, домогательство своего признания


6-7 – проблема ориентации;

5-8 – проблема оценивания, мнений;

4-9 – проблема контроля

3-10 – проблемы нахождения решений;

2-11 – проблемы преодоления напряженности;

1-12 – проблема интеграции

М. Битянова предлагает видоизмененную схему, в которой сохранены параметры Бейлза, но фиксируется изменение поведения человека или взаимодействия группы людей в течение определенного времени. В этом случае в таблице по вертикали располагаются параметры схемы, а по горизонтали - временные отрезки (схема 3):

Схема 3. Схема наблюдения Бейлза в интерпретации М. Битяновой

Применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом использован в консультировании, в обучающей и развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. После приобретения опыта в использовании схемы, результатами наблюдения можно заменить другие громоздкие и неестественные процедуры. Например, тестирование.

Преимущества метода наблюдения:

· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения;

· Оперативность получения информации;

· Относительная дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения

· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов;

· На результаты наблюдения могут повлиять:

Настроение наблюдателя;

Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;

Предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

Комплексность наблюдаемых ситуаций;

Усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

Адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.);

Ошибки моделирования.

· Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов;

· Необходимость классифицировать результаты наблюдения;

· Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных);

· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей;

· Сложность соблюдения операциональной валидности;

· Ошибки в оценках, А.А. Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

Ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),

- «галло-эффект» (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),

- «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),

Ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),

Ошибка корреляции (Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи)),

Ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) .

Этический кодекс Американской психологической ассоциации разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - снизить предполагаемый ущерб.

Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Список литературы

1. Андреева Г. Социальная психология. - Москва: Аспект Пресс, 1999, 375 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40-43.

3. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40-41.

4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 422-423

5. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.

Он имеет свою классификацию, которая обусловлена сбором материала, формой проведения, длительностью и регулярностью исследования, а также некоторыми другими параметрами, которые мы раскроем в статье.

Включенное наблюдение - это способ получения информации, который применяется в разных науках, связанных с исследованием человеческого поведения: в журналистике, психологии и социологии.

Включенное наблюдение: открытое и скрытое

  • Открытое наблюдение характеризуется тем, что исследователь, попадая в группу людей, поведение которых его интересует, не скрывает цели своего присутствия. Так, психолог, оказавшись среди детей, предлагает им поиграть в игру, являясь при этом ведущим. Во время процесса он наблюдает за участниками и делает выводы. Или, например, журналист, оказавшись в толпе митингующих, не будет скрывать того, что ему необходимо сделать репортаж, однако, он также примет участие в мероприятии.
  • Скрытое наблюдение чаще всего применяется при исследовании конфликтной ситуации, где исследователь играет одну из ролей: это может быть провокатор, который будоражит чувства и вызывает эмоции у людей для их яркого проявления, или же миротворц, цель которого сгладить острые углы и подтолкнуть людей к примирению.

Включенное наблюдение: прямое и косвенное

Этот метод получения информации может быть прямым, если исследователь контактирует с участниками события. Косвенное наблюдение предполагает, что психолог, журналист или социолог исследуют явление с помощью других социальных фактов. Последний противоречит включенному только в том случае, если исследователь использует удаленный способ получения информации, который не подразумевает контакта с участниками. Если же коммуникация налажена, то наблюдение может быть косвенным.

Включенное наблюдение: стандартизированное и неструктурированное

  • Наличие плана проведения исследования или его отсутствие определяет тип наблюдения. Так, если психолог или журналист отметили для себя план действий, тогда наблюдение считается стандартизированным.
  • Спонтанное наблюдение, у которого нет строгого плана проведения, относится к неструктурированному.

Включенное наблюдение: систематическое и несистематическое

  • Систематическое проводится с некоторой периодичностью. Обычно его используют во время больших исследований, которые нуждаются в информации, проверенной временем: например, определение влияния новой методики на развитие личности. Особенно часто систематическое наблюдение используют психологи в работе с детьми, где они отмечают, насколько ребенок изменился, каковы тенденции его развития.
  • Несистематическое наблюдение подразумевает то, что исследователь его проводит лишь один раз.

Метод включенного наблюдения: лабораторное и полевое

  • Лабораторное наблюдение - это сбор информации в специфичных условиях, подготовленных искусственным путем перед началом исследования. В этом случае психолог создает специальную атмосферу, подготавливает материалы, с которыми будет работать группа, а журналист при лабораторной форме проведения приглашает участников в студию и (например) проводит интервью.
  • При полевой форме исследование проводится в естественных условиях, которые были сформированы объективными обстоятельствами.

НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ

- англ. observation, systematic; нем. Beobachtung, systematische. Тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ" в других словарях:

    наблюдение систематическое - при нем внимание должно быть сосредоточено на одном определенном акте поведения, чтобы как можно точнее описать именно его характеристики, изучению коих посвящено данное исследование. Для этого часто применяют опросники или карты наблюдений, куда … Большая психологическая энциклопедия

    НАБЛЮДЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ - англ. observation, systematic; нем. Beobachtung, systematische. Тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени … Толковый словарь по социологии

    Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Содержание 1 Общие сведения 1.1 Предмет наблюдения 1 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение. Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение… … Википедия

    Систематическое наблюдение - 4.2.1. Систематическое наблюдение за эксплуатацией зданий, сооружений и оборудования осуществляется ежедневно руководителями структурных подразделений, за которыми закреплены соответствующие здания, сооружения или отдельные помещения, или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Наблюдение таможенное - Таможенное наблюдение гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров,… … Официальная терминология

    Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных… … Таможенное право. Глоссарий

    Диспансеризация - систематическое врачебное наблюдение за состоянием здоровья военнослужащих в целях предупреждения, своевременного выявления и лечения заболеваний. Одно из наиболее важных мероприятий медицинского обеспечения офицерского состава, прапорщиков,… … Словарь военных терминов

    Медицинский контроль - систематическое наблюдение за состоянием здоровья военнослужащих, соблюдением санитарно гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил в целях укрепления здоровья личного состава. Осуществляется медицинской службой путем медицинского… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    мониторинг развития системы образования - систематическое стан­дартизированное наблюдение за процессом целенаправленных качественных и количественных изменений в рамках данной системы … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Книги

  • Наглядно-тематический комплект. Календарь погоды. Весна. ФГОС ДО , . Предлагаемый наглядно-дидактический комплект "Календарь погоды. Весна" включает 40 красочно оформленных листов, позволяющих воспитателю доступно и увлекательно в совместной интеллектуальной…
  • Календарь погоды. Весна. Наглядно-тематический комплект. ФГОС ДО , Кудрявцева Е.А.. Предлагаемый наглядно-дидактический комплект "Календарь погоды. Весна" включает 40 красочно оформленных листов, позволяющих воспитателю доступно и увлекательно в совместной интеллектуальной…

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным См.:Бабосов Е.М. Энциклопедия социологии. Яндекс словари [Электронный ресурс]/ Е.М. Бабосов//- http://slovari.yandex.ru/dict/sociology.

3) Не включенное (внешнее) наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода См.:Козина И. М. Особенности применения стратегии исследования и случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии Текст/ И. М. Козина // Социология.- 1995. -№ 5.- С.45 .. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как "участник-наблюдатель".

Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя-участника". В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с не включенным наблюдением.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведении систематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом такое влияние осуществляется.

10) Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом не включенное наблюдение за митингом определенной политической партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса - проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации См.:Гречихин А.А. Текст: Социология и психология чтения:Учебное пособие для вузов/ А.А. Гречихин -М.:МГУП,-2007.-383с..

Таким образом, выделили несколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от элементов контроля

Контролируемое

Неконтролируемое

2. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдения

Включенное

Не включенное

3. По степени формализованности

Нестандартизованное

Стандартизованное

4. По условиям организации наблюдения

Полевое

Лабораторное

5. По времени проведения наблюдения

Систематическое

Эпизодическое

Случайное

Одномоментное

Панельное.

Каждый из перечисленных видов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетания разновидностей продумываются исследователем для каждого конкретного исследования в зависимости от его целей и задач.