Современные проблемы науки и образования. Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал


, умения , финансы, время, связи и т.д. Используя ресурсы, человек ухудшает свое состояния , понижается его эффективность и успешность . Чтобы улучшить состояние, нужно восстанавливать и развивать личные ресурсы : физические, духовные, интеллектуальные, финансовые и социальные.

Физические ресурсы

Отвечают за физическое состояние человека, необходимое для выполнения физических действий и оказания воздействия на окружающую среду с оптимальной эффективностью. Для восстановления этих ресурсов требуется следующее:

Здоровое питание . Существуют полезные и вредные для здоровья продукты. Использование в рационе вредной еды провоцирует множество заболеваний: ожирение, инфаркты и инсульты из-за повышенного содержания холестерина в крови и т.п. Следует минимизировать, а лучше исключить из рациона такие вещества как соль, сахар, острое, жирное, жареное и т.п. Существует множество методик здорового питания, но ими пользуется крайне мало людей.

Отказ от вредных привычек . Курение, алкоголь и т.п. также создают проблемы со здоровьем: рак легких, цирроз печени, инфаркт и т.п. Для обеспечения отличного здоровья и долголетия нужно отказаться от этих привычек.

Отдых . Выполнение работы долгое время (по 12-14 часов в сутки) приводит к переутомлению, стрессу , срывам и психическим заболеваниям. Нагружая организм продолжительное время, появляются заболевания суставов и мышц: артроз, артрит и т.п. Для избегания подобных проблем требуется регулярный отдых. Как минимум нужно спать не 3-5 часов в сутки, а полноценных 8. Отдых делиться на пассивный и активный. Пассивный отдых (полежать на диване, посмотреть телевизор, почитать книгу..) позволяет восстановить физические силы. Активный же отдых (спорт, хобби, прогулки, путешествия...) позволяет восстановиться эмоционально. Можно применять следующий принцип : лучший отдых от работы - это выполнение другой работы. Переключайтесь между работами с разными нагрузками, например, походив несколько часов по разным офисам, можно несколько часов посидеть за своим столом и выполнить бумажную работу, разобрать почту, составить отчеты и т.п.

Для развития физических ресурсов нужно выполнять физические упражнения, повышающие силу, выносливость и гибкость тела. Посещение тренажерного зала или наем опытного тренера не является обязательным условием для этого - достаточно заниматься дома по 20-30 минут в день. Но многие люди обманывают себя, говоря что такие занятия не обязательны для выполнения основной работы, а следовательно являются бесполезными. Но они сильно заблуждаются, т.к. эти дела полезно влияют на здоровье и продлевают срок нормального функционирования тела.

Не развивая физические ресурсы, обязательно ухудшится здоровье, что значительно снижает успешность и эффективность. А сокращение продолжительности жизни приведет к тому, что человек может не успеть реализовать свое предназначение .

Духовные ресурсы

Духовные ресурсы определяют направление движения человека, вектор развития и формируют его внутренний стержень, за который он держится каждый день при принятии решений , составлении планов и постановки целей .

Интеллектуальные ресурсы

Для развития этих ресурсов требуется осознанное , методичное и целенаправленное приобретение опыта. Это происходит в детском саде, школе, колледже, вузе и других учебных заведениях. Но получив диплом, люди сводят к минимуму или прекращают самообразование. Непрерывное приобретение опыта требуется для личного развития и выполнения творческой деятельности , чтобы достичь цели жизни и реализовать личное предназначение.

Нужно регулярно изучать практические пособия, книги и журналы из предметной области, которая соответствует личному предназначению и призванию. Это дает новые знания и вдохновляет на выполнение творческой деятельности . Полученные знания нужно применять на практике для приобретения новых умений и их развития до навыков и компетенций , которые позволяют заниматься творческой деятельностью с оптимальной эффективностью.

Финансовые ресурсы

Когда человек достигает очередной цели, он получает некий результат , который может обменять на их универсальный аналог - деньги . Они являются неким посредником и позволяют обменять уже имеющиеся результаты на ресурсы для новых целей, что повышает эффективность и успешность их достижения. Важны не только деньги, но и экономические отношения, которые и позволяют производить обмен результатов на деньги и денег на ресурсы. Для повышения эффективности таких отношений существуют финансовые институты - банки, биржи, рынки, инвестиционные и страховые компании и т.п., которые объединяют людей с результатами, деньгами и ресурсами в единое пространство, что значительно ускоряет обменные процессы между ними.

Для развития финансовых ресурсов необходимо постоянно повышать доходы и капитал и понижать расходы. Разницу между доходами и расходами всегда необходимо вкладывать для увеличения доходов: "капитал должен приносить капитал". Как минимум следует начать с откладывания процента от доходов на банковский вклад. Генерируйте идеи для организации нового бизнеса и повышения доходности инвестиций. В этом поможет мощный сервис Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь - Личные цели .

Наличие развитых финансовых ресурсов делает человека свободным от денежных проблем. Ему не нужно выполнять неприятную работу только для того, чтобы получить деньги на еду и одежду. Он может сконцентрироваться только на личных целях для достижения успеха и реализации своего предназначения. Только в таких условиях человек может испытывать счастье .

Социальные ресурсы

Человеку для достижения целей требуется определенный опыт . Если его нет, то он может приобрести его самостоятельно. Но есть и другой вариант – установить социальные отношения с людьми, которые уже обладают этим опытом и которые помогут разобраться с проблемой, делом или целью на взаимовыгодных условиях . Взаимодействуя с такими людьми, человек повышает личную эффективность за счет взаимопомощи.

Например, есть автослесарь и электрик. Если у первого сломается телевизор, а у второго - автомобиль, они могут помочь друг другу и первый отремонтирует автомобиль, а второй - телевизор, естественно, на взаимовыгодных условиях.

Чем больше у человека связей с разными людьми, обладающими разным опытом, тем больше у него социальных ресурсов для более успешной и эффективной реализации личного предназначения.

Научитесь делать первый шаг к достижению успеха
с помощью тренинга
Тренинг уверенности в себе

Научитесь придумывать способы развития личных ресурсов
с помощью тренинга

Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни. Луиза Хей.

Все гениально просто, но хотелось бы конкретнее, что это за сила, которая есть в каждом из нас и как найти к ней подход? Как ее можно приложить к конкретной цели, мечте? Какая сила может помочь достичь успеха или бывшего, жить счастливо?

Один из законов Дао гласит, что все меняется кроме закона изменений. Спокойно воспринимать изменения, которые неизбежны, поможет опора на себя , внутренняя сила. Чем полнее вы осознаете свои сильные стороны, тем легче вам будет противостоять трудностям и достигать целей.

В психологии то, что может помочь человеку в различных ситуациях, принято называть личностными и социальными ресурсами, личностным потенциалом. Что сюда входит?

Притча - метафора "Живительный источник". Как нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, так и нельзя повторить свой жизненный путь.
Путь начинается с самого рождения Человека, с первого вздоха, с первого крика, который возвещает всех о начале жизненного пути.
Что таит эта дорога для путника, идущего по ней? Как долог этот путь, по каким просторам он проходит, какие препятствия будут встречаться на пути? На все эти вопросы ответ приходит в течении жизни.
Человек начинает свой путь неуверенно, маленькими шажочками, но по мере взросления и приобретения жизненного опыта эти шаги становятся все более твердыми и уверенными.
Дорога, по которой идет путник, непростая. Она, то сужается и становится непроходимой, то неожиданно расширяется и пересекается с другими дорогами, пролегающими вдоль маленьких речушек и морского побережья. Эта дорога никогда не бывает прямой и гладкой. Она может проходить сквозь чащу неизвестности или пролегать через горные хребты.
Эта извилистая дорога может привести в пустыню или завести в болото, однако всегда найдется та самая волшебная тропинка, которая убережет человека и обязательно выведет к новому источнику жизни. Источник, который исцеляет, может зарождаться высоко в горах или глубоко под землей. Он может быть в виде капли росы или глотка свежего воздуха. И где бы не находился человек, он всегда найдет свой неповторимый живительный источник, который восполнит утраченные силы и даст энергию для дальнейшего пути. А сам путь будет непременно освещен источником тепла и света.

1. Здоровье физическое и психическое;

3. Волевые качества – например, терпение, самоконтроль;
4. Накопленные знания и освоенные умения;
5. Самоуважение, самодостаточность, жизненные ценности;
6. Интерес человека к жизни, желания, цели ;
7. Позитивный жизненный опыт, активная жизненная установка – понимание того, что целенаправленные действия рано или поздно приведут к результатам;
8. Готовность к личностному росту, к самосовершенствованию;
9. Принятие вызова жизни, – способность использовать трудности жизни, проблемные ситуации для саморазвития;

11. Время и то, как вы его тратите;
12. Материальные возможности (доход, сбережения и т.д.);
13. Материально-технические средства (дом, транспорт и т.д.);
14. Социальная поддержка - люди, способные помочь в достижении цели;
15. Информация и источники информации.


Притча о жизнестойкости. Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде, - ответил ученик.
- Нет, - сказал Учитель - Это лишь поверхностный взгляд на вещи.
- Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди - сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде и изменило ее - превратило кипяток в великолепный ароматный напиток.
Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Эрих Фромм считал, что каждый человек обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь ему решить любую проблему. Это:

  • надежда – то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;
  • вера – осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;
  • душевная сила (мужество) – способность защитить надежду и веру, способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.

Итак, ресурс – это что-то внутреннее, что может нам помочь в достижении цели. Формула, использующая ресурсы для достижения успеха будет выглядеть так:

А.С. + Р. = Ж.С.

А.С. – Актуальное Состояние – это то, что есть сейчас.

Ж.С. – Желаемое Состояние – это то, что стремимся достичь.

Р. – Ресурсы – что нам для этого может понадобиться.

А теперь небольшой проективный тест Морские сокровища, который прояснит ваши цели и подскажет, какие ресурсы вам необходимы в первую очередь.

Инструкция. На этом рисунке вы видите небольшой кусочек морского пейзажа, точнее, морского дна. Вам надо, во-первых, до­полнить эту картину деталями, завершить ее, а во-вторых, особое внимание обратить на сундук. Как вы уже замети­ли, он раскрыт, но пуст. Заполните его тем содержимым, которое сочтете наиболее подходящим и верно отражаю­щим ваши мысли.


Ключ к тесту вы найдете в статье “Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы ”

Добавить источники по СР: Саралива; Максимова; Холостова; Павленок; Басов и др.

Журнальные статьи

Ресурсы человека - это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила - внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны - обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента

Воздействие субъекта социального обслуживания на объект социального обслуживания (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента социальное обслуживания, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, - это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение.

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.



Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности - свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, - можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.

Другая группа ресурсов человека - потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление - субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной - желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.



Еще один вид внутренних ресурсов - освоенный социальный опыт и здравый смысл - может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок». Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.

Временной потенциал - весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи». Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов социального обслуживания - это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус - это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) - имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статус можно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой - открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус - в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.

Объектом социального обслуживания часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше - в социально-экономическом плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи - комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др. Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант - это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал - понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии.

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1) При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы социального обслуживания одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему социального обслуживания, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала социального обслуживания, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций, которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе. При анализе состояния ресурсного потенциала социального обслуживания и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала социального обслуживания направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы - социального обслуживания, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе социального обслуживания, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования - это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социального обслуживания возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов

1

В статье рассматривается понятие «психологический ресурс», который с позиции ресурсного подхода в современной психологии представлен в качестве необходимой составляющей, обеспечивающей личности возможность преодолевать трудные жизненные ситуации. В содержании исследования представлен анализ и других подходов в понимании изучаемого феномена, выделены виды ресурсов личности, их роль в адаптации человека к новым ситуациям жизнедеятельности. При этом показано, что потеря ресурсов может стать первичным механизмом, запускающим стрессовые реакции. Вместе с феноменом «психологический ресурс» рассмотрены такие категории как «личностный потенциал» и «жизнестойкость», которые определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития. В работе показано, что актуализируются и проявляются психологические ресурсы, личностные потенциалы во взаимодействии человека с жизненной средой.

установки

психологический ресурс

потенциал

качества

жизнестойкость

личность

1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире.// Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2005. – Т. 51. – №7. – С. 83 – 84.

2. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №1 (3). URL: hhtp//psystudy.ru (дата обращения 18.07.2010 г.).

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса. // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 2. – С. 113 – 122.

4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

5. Куликов Л.В. Психогигиена личности. – СПб., 2004. – 464 с.

6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

7. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений. // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №6. – С.87– 101.

8. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. - №1. – С. 16-24.

9. Малыхина Я.В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома». Автореферат канд. дис. – СПб.: РПГУ, 2004.

10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.// Журнал социологии и социальной антропологии. – Том 1. – 1998. – №2. – С. 100 – 109.

11. Практикум по психологии здоровья. / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб: Питер, 2005. – 351 с.

12. Практическая психология образования: учеб. пособие. /Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 175 с.

Понятие «ресурс» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, зародившийся в гуманистической психологии, в рамках которого важное место заняло изучение конструктивного начала личности, позволяющего преодолевать трудные жизненные ситуации.

Цель исследования

Целью настоящего исследования является анализ и представление о феномене психологического ресурса как интегральной характеристике, обеспечивающей личности возможность эффективно преодолевать трудности, разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы и противоречия.

Материал и методы исследования

Основой исследования является теоретический анализ различных подходов в понимании феномена психологического ресурса. Обращение к работам представителей психоаналитического направления позволяет выделить подходы Э. Фромма, который описал три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда - то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

Рациональная вера - осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да» .

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывалось в в исследованиях Бодрова В.А., Водопьяновой Н.Е., Муздыбаева К. и др.

В частности, В.А. Бодров рассматривает ресурс в рамках развития теории психологического стресса. При этом исследователь определяет ресурсы следующим образом: «они являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способы (стратегии) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

К. Муздыбаев утверждает, что психологические ресурсы следует представлять как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями .

В исследованиях Н.Е. Водопьяновой дано следующее определение понятию «психологический ресурс»: это внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям, это средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией .

Аналогичный подход представлен в ресурсной концепции стресса С. Хобфолла. С его точки зрения, психологические ресурсы представляются тем, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовые, так и личностны. С. Хобфолл, проводя анализ этого понятия, к ресурсам относит: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, либо служат средствами достижения лично значимых целей.

Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды. К этому следует добавить и то, что в концепции С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции. В том случае, когда происходит потеря ресурсов, другие ресурсы начинают выполнять функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации на психику. Потеря внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности .

У некоторых исследователей при анализе содержания понятий «ресурс», «психологические ресурсы» появляются близкие, не всегда тождественные термины, которые значительно расширяют наше представление об изучаемом феномене. Так в работах Маклакова А.Г. появляется понятие «личностный адаптационный потенциал», которое содержательно раскрывается в рамках концепции адаптации. Автор считает способность к адаптации как индивидным, так и личностным свойством человека, поэтому рассматривает его как процесс и как свойство саморегулирующейся системы, состоящее в способности приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. По мнению исследователя, психологические характеристики человека, наиболее значимые для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, составляют его личностный адаптационный потенциал, который включает: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения .

Все описанные выше определения показывают очевидность того, что различные ресурсы могут выполнять ту или иную роль в адаптации человека к сложным ситуациям, в периоды преодоления трудных жизненных событий и т.д. Но важно иметь целостное представление об этих ресурсов, чтобы иметь возможность их активации. Так Л.В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит:

Активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

Силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»;

Активную жизненную установку;

Позитивность и рациональность мышления;

Эмоционально-волевые качества;

Физические ресурсы - состояние здоровья и отношение к нему как к ценности;

Материальные ресурсы - высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности;

Информационные и инструментальные ресурсов .

Последнее, по мнению Л.В. Куликова, включает в себя: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации .

Большая часть перечисленных качеств характеризует психологически здоровую личность. И, чтобы сделать портрет психологически здоровой личности более полным, к уже названным И.В. Дубровина добавляет следующие качества: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности .

Все они в своей совокупности представляют тот запас, резерв, ресурс, который позволяет личности активно выполнять все функции, быть субъектом собственной жизни, т.е. являются личностным потенциалом.

Именно это понятие становится объектом исследований Д.А. Леонтьева, который вводит его для обозначения базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Эффекты личностного потенциала обозначаются в психологии такими понятиями как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и др. . Наиболее точно, по мнению Д.А. Леонтьева, содержанию понятия «личностный потенциал» соответствует введенное С. Мадди (1998) понятие «жизнестойкость» (hardiness), которое определяется не как личностное качество, а как система установок и убеждений, как базовая характеристика личности, которая опосредует воздействие на ее сознание и поведение всевозможных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, от соматических проблем и заболеваний до социальных условий. Жизнестойкость по С. Мади определяется как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека .

В интерпретации исследователя жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни - убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе, в своих способностях, позволяющих ему успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать - как убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет, в первую очередь, стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни - убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) - это отношение человека к принципиальной возможности изменяться .

Именно жизнестойкость рассматривается некоторыми отечественными исследователями в качестве одного из ресурсов.

Изучая категорию «жизнестойкость», Л.А. Александрова предлагает рассматривать ее не отдельно, а в контексте проблемы совладания с жизненными трудностями. Проблема совладания, совладающего поведения не раз становилась объектом пристального внимания психологов. И некоторые исследователи считают, что в основе совладающего поведения находится жизнестойкость как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств для своего развития . При этом в качестве одного из компонентов жизнестойкости Л.А. Александрова определяет личностные ресурсы, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве другого компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л.А. Александрова рассматривает гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач [там же].

Еще один подход в понимании ресурса представлен в исследованиях Я.В. Малыхиной. Она указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле) превентивного ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле). По ее мнению, личный (индивидуальный) превентивный ресурс следует рассматривать как комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов. И, как утверждает Малыхина Я.В., отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека, что в соответствии с направленностью личности создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации .

Несмотря на многообразие существующих в психологической науке подходов к пониманию ресурсов, результаты исследований по вопросам психологических ресурсов, само понятие как психологическая категория представляется недостаточно разработанным.

Содержательные характеристики психологических ресурсов необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек - жизненная среда» с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой личности, в переживаемой здесь и сейчас реальности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является своеобразным пусковым механизмом для актуализации определенных личностных ресурсов. Психологические ресурсы актуализируются и проявляются во взаимодействии человека с жизненной средой, это происходит как непрерывный процесс пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что психологические ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации. Иначе говоря, психологические ресурсы выступают как системная, интегральная характеристика личности, которая обеспечивает личности возможность преодолевать трудные жизненные ситуации. Обозначенная характеристика актуализируется и проявляется в процессах самодетерминации личности. Поэтому весьма актуальным направлением в исследовании психологических ресурсов является изучение их структуры, механизмов функционирования, динамических характеристик, а также разработка исследовательских методик, адекватных содержанию исследуемой психической реальности.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г.Ставрополь;

Соловьева О.В., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г.Ставрополь

Библиографическая ссылка

Иваницкий А.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23894 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»