Теорию общественно экономических формаций развивал. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации


Материалистический подход в изучении цивилизаций

В рамках этого подхода цивилизация предстает как более высокий уровень развития, выходящий за пределы "естественного общества" с его природными производительными силами.

Л. Морган о признаках цивилизационного общества: развитие производительных сил, функциональное разделение труда, расширение системы обмена, появление частной собственности на землю, концентрация богатств, раскол общества на классы, образование государства.

Л. Морган, Ф. Энгельс выделяли три больших периода в истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Цивилизация - достижение некоего более высокого уровня по сравнению с варварством.

Ф. Энгельс о трех великих эпохах цивилизаций: первая великая эпоха - античная, вторая - феодализм, третья - капитализм. Становление цивилизации в связи с появлением разделения труда, отделением ремесла от земледелия, формированием классов, переходом от родового строя к государству, основанному на социальном неравенстве. Два типа цивилизаций: антагонистический (период классовых обществ) и неантагонистический (период социализма и коммунизма).

Восток и Запад как различные типы цивилизационного развития

"Традиционное" общество Востока (восточная традиционная цивилизация), его основные характеристики: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство государства, наличие деспотических государств. Влияние западной (техногенной) цивилизации.

Достижения и противоречия западной цивилизации, ее характерные черты: рыночная экономика, частная собственность, правовое государство, демократическое общественное устройство, приоритет личности и ее интересов, различные формы классовой организации (профсоюзы, партии и др.)- Сравнительные характеристики Запада и Востока, их основные черты, ценности.

Цивилизация и культура. Различные подходы к осмыслению феномена культуры, их связь. Основные подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный), семиотический, социологический, гуманистический. Противопоставление понятий "цивилизация" и "культура" (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, Н. А. Бердяев и др.).

Многозначность определений культуры, ее соотношение с понятием "цивилизация":

  • - цивилизация как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (Л. Тонной. П. Сорокин);
  • - цивилизация как конкретный этап общественного развития, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • - цивилизация как ценность всех культур (К. Ясперс);
  • - цивилизация как конечный момент в развитии культуры, ее "закат" и упадок (О. Шпенглер);
  • - цивилизация как высокий уровень материальной деятельности человека: орудия труда, технологии, экономические и политические отношения и учреждения;
  • - культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков), цивилизация как высшее проявление духовной сущности человека;
  • - культура - не цивилизация.

Культура, по мнению П. С. Гуревича, - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура как совокупность материальных и культурных достижений человечества во всех сферах общественной жизни; как специфическая характеристика человеческого общества, как то, что отличает человека от животных.

Важнейший компонент культуры - ценностно-нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы человека, общества; это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знаний и информации, но и собственного жизненного опыта человека; значимость объектов окружающего мира для человека: класса, группы, общества, человечества в целом.

Культура занимает особое место в структуре цивилизаций. Культура - способ индивидуальной и общественной жизнедеятельности, выраженная в концентрированном виде степень развития как человека и общественных отношений, так и своего собственного бытия.

Отличия культуры от цивилизации, по мнению С. А. Бабушкина, заключаются в следующем:

  • - в историческом времени культура - более широкая категория, чем цивилизация;
  • - культура - это часть цивилизации;
  • - типы культуры не всегда совпадают с типами цивилизаций;
  • - они мельче, дробнее, чем типы цивилизаций.

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса

Общественно-экономическая формация - это общество, находящееся па определенной ступени исторического развития, использующее определенный способ производства.

Концепция линейного развития всемирно-исторического процесса.

Всемирная история - совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен "пройти" все общественно-экономические формации. Производственные отношения первичны, фундамент всех остальных общественных отношений. Множество социальных систем сведено к нескольким основным типам - общественно-экономическим формациям: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической .

Три общественные формации (первичная, вторичная и третичная) обозначены К. Марксом как архаическая (первобытная), экономическая и коммунистическая. В экономическую формацию К. Маркс включает азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способ производства.

Формация - определенная ступень исторического прогресса общества, его закономерного и поступательного приближения к коммунизму.

Структура и основные элементы формации.

Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Базис - экономическая структура общества, совокупность производственных отношений. Материальные отношения - производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Характер производственных отношений определяется не волей и сознанием людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил. Единство производственных отношений и производительных сил образует специфический для каждой формации способ производства. Надстройка - совокупность идеологических (политических, правовых и др.) отношений, связанных с ними взглядов, теорий, представлений, т.е. идеология и психология различных социальных групп или общества в целом, а также соответствующие организации и учреждения - государство, политические партии, общественные организации. В структуру общественно-экономической формации входят и социальные отношения общества, определенные формы быта, семьи, образа жизни. Надстройка зависит от базиса и влияет на экономический базис, а производственные отношения - на производительные силы.

Отдельные элементы структуры общественно-экономической формации взаимосвязаны и испытывают взаимовлияние. По мере развития общественно-экономических формаций происходит их смена, переход от одной формации к другой через социальную революцию, разрешение антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой. В рамках коммунистической общественно-экономической формации социализм перерастает в коммунизм.

  • См.: Гуревич А. Я. Теория формации и реальность истории // Вопросы философии. 1991. № 10 ; Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Теория общественно-экономических формаций является краеугольным камнем материалистического понимания истории. В качестве вторичных базовых отношений в этой теории использованы отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические и производственные. Все многообразие обществ, несмотря на очевидные различия между ними, относятся к одной и той же ступени исторического развития, если в качестве экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате всё многообразие и множество социальных систем в истории было сведено к нескольким основным типам, эти типы получили название - «общественно-экономические формации». Маркс в «Капитале» проанализировал законы становления, развития капиталистической формации, показал её исторически приходящий характер, неизбежность новой формации - коммунистической. Термин «формация» был взят из геологии, в геологии «формация» обозначает - напластование геологических отложений определённого периода. У Маркса термины «формация», «общественно-экономическая формация», «экономическая формация», «общественная формация» употребляются в идентичном смысле. Ленин же характеризовал формацию как единый, цельный социальный организм. Формация это не агрегат индивидов, не механическая совокупность разрозненных общественных явлений, это целостная социальная система, каждый компонент которой должен рассматриваться не изолированно, а в связи с другими социальными явлениями, со всем обществом в целом.

В фундаменте каждой формации лежат определённые производительные силы (т.е. предметы труда, средства производства и рабочая сила), их характер и уровень. Что касается базиса формации, то таковым является производственные отношения это отношения которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. В этом базисе и вырастает всё здание формации.

Можно выделить следующие элементы формации как целостного живого организма:

Производственные отношения определяют возвышающуюся над ними надстройку. Надстройка это совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих им отношений и учреждений. По отношению к надстройке производственные отношения выступают как экономический базис, основным законом формационного развития является закон взаимодействия базиса и надстройки. Этот закон определяет роль всей системы экономических отношений, главное влияние собственности на средства производства по отношению к политико-юридическим идеям, учреждениям, общественным отношениям (идеологическим, моральным, религиозным, духовным). Между базисом и надстройкой существует тотальная взаимозависимость базис всегда первичен, надстройка вторична, но в свою очередь она воздействует на базис, она развивается относительно самостоятельно. По Марксу воздействие базиса на надстройку не фатально, не механистично, не однозначно в различных условиях. Надстройка побуждает базис к его развитию.

В состав формации включаются этнические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Эти формы детерминируются способом производства, характером производственных отношений и ступенью развития производительных сил.

И, наконец, это тип и форма семьи.

Они также на каждом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

Важным вопросом является вопрос о закономерностях, общих тенденциях развития конкретно-исторического общества. Теоретики формации полагают:

  • 1. Что формации самостоятельно развиваются.
  • 2. Существует преемственность в их развитии, преемственность на основе технико-технологического базиса и отношений собственности.
  • 3. Закономерностью являются полнота развития формации. Маркс считал, что не одна формация не погибает раньше, чем разобьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора.
  • 4. Движение и развитие формаций осуществляется ступенчато от менее совершенного состояния к более совершенному.
  • 5. Страны высокого формационного уровня играют ведущую роль в развитии, они оказывают воздействие на менее развитые.

Обычно выделяют следующие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включает две фазы - социализм и коммунизм).

Для характеристики и сравнения различных типов общественно-экономических формаций проанализируем их с точки зрения видов производственных отношений. Довгель Е.С. выделяет два принципиально разных их типа:

  • 1) такие, в которых люди принуждаются к труду насильственно или экономически, при этом у них отчуждаются результаты труда;
  • 2) такие, в которых люди трудятся по доброй воле, заинтересованно и обоснованно участвуют в распределении результатов труда.

Распределение общественного продукта при рабовладельческих, феодальных и капиталистических отношениях осуществляются по первому типу, при социалистических и коммунистических - по второму типу. (При первобытнообщинных общественных отношениях распределение осуществляется бессистемно и какой-либо тип выделить трудно). При этом Довгель Е.С. считает, что и «капиталистам», и «коммунистам», приходится констатировать: капитализм в экономически развитых странах сегодня - это только лишь традиционные слова и «таблички в мозгах», как дань безвозвратно прошедшей Истории, в сущности же, общественно-производственные отношения высоких уровней развитости (социалистические и коммунистические) являются уже весьма распространенными в странах с наиболее высоким уровнем эффективности производства и жизни людей (США, Финляндия, Нидерланды, Швейцария, Ирландия, Германия, Канада, Франция, Япония и др.). К СССР же определение страны, как социалистической применялось необоснованно. Довгель Е.С. Теория общественно-экономических формаций и конвергенция идеологий в экономике. «Организация и управление», международный научно-практический журнал, 2002, № 3, с. 145. С этой позицией согласен и автор данной работы.

Среди основных недостатком формационного подхода можно назвать недооценку способности капиталистического общества к самостоятельному изменению, недооценка «развиваемости» капиталистического строя это недооценка Марксом своеобразия капитализма в ряду общественно-экономических формаций. Маркс создаёт теорию формаций, рассматривая их как ступени общественного развития, причём в предисловии «К критике политической экономии» он пишет «Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человеческого общества». Маркс установил объективную взаимозависимость между уровнем развития и состоянием общества, сменой типов его экономической аргументации, он показал всемирную историю как диалектическую сменяемость общественных структур, он как бы упорядочил ход мировой истории. Это было открытием в истории человеческой цивилизации. Переход от одной формации к другой совершался у него через революцию, недостатком марксисткой схемы является представление об однотипности исторических судеб капитализма и докапиталистических формаций. И Маркс, и Энгельс, прекрасно осознавая и многократно обнаруживая глубочайшие качественная отличия капитализма от феодализма с удивительным постоянством подчеркивают однотипность, однопорядковость капиталистической и феодальной формации, подчинённость их одному и тому же общеисторическому закону. Они указывали на одинаковые по типу противоречия между производительными силами и производственными отношениями, там и тут фиксировали неспособность с ними справиться, там и тут фиксировали гибель как форму перехода общества на другую, более высокую ступень развития. Марксова смена формаций напоминает смену человеческих поколений, не одному поколению не дано прожить два жизненных срока, так и формации приходят, расцветают, умирают. Эта диалектика не касается коммунизма, он принадлежит другой исторической эре. Маркс и Энгельс не допускали мысли, что капитализм может открыть принципиально новые способы разрешения своих противоречий, может выбрать совершенно новую форму исторического движения.

Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в, но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства в той или иной форме в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо отметить: Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма.

Выявленные в формационном подходе недостатки учитывает в некоторой степени цивилизационный подход. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разно качественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе. Цивилизационный подход помогает увидеть в истории, не отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной культуры. Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Общественно-экономическая формация - центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3.Рабовладение . Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм . В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм . Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», - Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

В теории общественно-экономических формаций К. Маркс и Ф. Энгельс выделили из всего кажущегося хаоса общественных отношений отношения материальные, а внутри них, прежде всего, экономические, производственные отношения в качестве первичных. В связи с этим выяснились два чрезвычайно важных обстоятельства.

Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют более или менее целостную систему, но и являются базисом, фундаментом остальных общественных отношений и социального организма в целом.

Во-вторых, обнаружилось, что экономические отношения в истории человечества существовали в не скольких основных типах: первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Поэтому некоторые конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собор (например, афинское, римское, вавилонское, египетское), относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческий), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип экономических отношений.

В результате, все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономических формаций (ОЭФ). В фундаменте каждой ОЭФ лежат определенные производительные силы – орудия и предметы труда плюс люди, которые приводят их в действие. В нашей философской литературе в течение десятилетий под фундаментом ОЭФ понимался экономической способ производства в целом. Таким образом, происходило смешение фундамента с базисом. Интересы же научного анализа требуют разделения этих понятий. Базисом ОЭФ являются экономические отношения,т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В условиях классового общества сущностью и ядром экономических отношений становятся отношения между классами. Каковы же основные элементы, позволяющие представить общественно-экономическую формацию, как целостный, живой организм?

Во-первых, экономические отношения в значительной степени определяют собой возвышающуюся над ними надстройку - совокупность политических, моральных, правовых, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, экономические отношения выступают как экономический базис общества.

Во-вторых, в состав формации включаются этнические и социально-этнические формы общности людей, детерминируемые в своем возникновении, эволюции и исчезновении обеими сторонами способа производства: как характером экономических отношений, так и ступенью развития производительных сил.

В-третьих, в состав формации входят тип и форма семьи, которые также на каждом историческом этапе предопределены обеими сторонами способа производства.

В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация - это общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройками, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Оппоненты формационной парадигмы нередко заявляют, что понятие ОЭФ яв­ляется просто «мыслительной схемой»; если не фикцией. Основанием для подобного обвинения служит тот факт, что в «чистом» виде ни в одной стране ОЭФ не обна­руживается: всегда присутствуют такие общественные связи и учреждения, которые принадлежат другим формациям. А если так, делается вывод, то и само понятие ОЭФ теряет свой смысл. В этом случае для объяснения этапов становления и развития обществ прибегают к цивилизационному (А. Тойнби) и культурологическому (О. Шпенглер, П. Сорокин) подходам.

Разумеется, абсолютно «чистых» формаций не бывает, потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. Любое конкретное общество всегда находится в процессе развития, а потому, наряду с тем, что определяет облик господствующей формации, в нем существуют остатки старых или зародыши новых формаций. Необходимо также учитывать несовпадение хозяйственного, социально-политического и культурного уровней развития отдельных стран и регионов, что также обусловливает внутриформационные различия и отклонения от эталона. Однако учение об ОЭФ дает ключ к пониманию единства и мно­гообразия истории человечества.

Единство исторического процесса выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Это единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей ОЭФ. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим - с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием . Основные проявления многообразия общественно-исторического развития:

    Обнаруживаются локальные особенности и даже разновидности формационного развития отдельных стран и целых регионов. Можно напомнить, например, многочисленные дискуссии по проблеме «Запад - Восток».

    Есть своя специфика и у конкретных переходных эпох от одной ОЭФ к другой. Скажем, революционный по своей сути переход от феодализма к капитализму в одних странах осуществлялся и по форме революционно, а в других (Россия, прусская часть Германии, Япония) происходил в эволюционной форме.

    Не каждый народ проходит обязательно через все общественно-экономические формации. Восточные славяне, арабы, германские племена миновали в свое время рабовладельческую формацию; пытаются сегодня «перешагнуть» через серию формаций или, по крайней мере, через две из них (рабовладение, феодализм) многие народы Азии и Африки. Такой нагон исторического отставания становится возможным благодаря критическому усвоению опыта более передовых народов. Однако это «внешнее» может наложиться лишь на соответствующим образом подготовленное к этому внедрению «внутреннее». В противном случае неизбежны конфликты между традиционной культурой и нововведениями.

Теория общественно-экономической формации

К.Маркс представил всемирную историю как естественно-исторический, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Используя в качестве основного критерия прогресса - экономический - тип производственных отношений (прежде всего, форму собственности на средства производства), Маркс в истории выделяет пять основных экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

Первобытнообщинный строй - первая неантагонистическая общественно-экономи-ческая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате ее разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим формациям. Среди ранних ступеней классового общества некоторые ученые, кроме рабовладельческого и феодального способов производства выделяют особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Этот вопрос остается дискуссионным, открытым в обществознании и сейчас.

"Буржуазные производственные отношения, - писал К.Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества". На смену ей закономерно приходит, как предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, целостная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе характерного для нее способа материальных благ. Из двух основных элементов способа производства (производительные силы и производственные отношения ) в марксизме ведущим считается - производственные отношения, по ним определяется тип способа производства и, соответственно, тип формации. Совокупность господствующих экономических производственных отношений составляет Базис общества. Над базисом возвышается политическая, юридическая надстройка . Эти два элемента дают представление о системном характере общественных отношений; служат методологической основой в изучении структуры формации (см.: схему 37 ).

Последовательная смена общественно-экономических формаций движется противоречием между новыми, развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности смены формаций.

1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая разрешает противоречие в способе производства (между производительными силами и производственными отношениями ) и в результате этого меняется вся система общественных отношений.

Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии. Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется:

· - в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени (например, славянские народы минули стадию рабовладения );

· - в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей;

· - в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономиче-ские уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.

Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени (так называемая трехчленка) :

Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса ) и обществознания в целом.