Территориальные спор РК и Японии вокруг островов Токто (из ранее опубликованного). Современные конфликты в азиатско-тихоокеанском регионе


Список наиболее значительных территориальных конфликтов на слайде

Антарктида - пятый по площади континент с территорией 18 млн. кв. км, крупнее Австралии и субконтинента Европы. Население - исключительно сотрудники научных станций - колеблется от примерно 1100 человек зимой до 4400 летом. В 1959 г. был подписан Договор об Антарктике, согласно которому континент не принадлежит ни одному государству. Размещение военных объектов, а также подход боевых кораблей на близкое расстояние к Антарктиде запрещен. А в 1980-е годы эта территория была объявлена и безъядерной зоной, что должно исключать заход в ее воды боевых кораблей и подводных лодок с ядерным оружием на борту.

Но документ 1959 г. содержал многозначительную оговорку: «Ничто, содержащееся в настоящем договоре, не должно толковаться как отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике». Это и дало основание 7 странам-участницам Договора - Аргентине, Австралии, Норвегии, Чили, Франции, Новой Зеландии и Великобритании - выступить с претензиями на три четверти территории континента, некоторые из которых налагаются друг на друга. Остальные государства-участники Договора не признают территориальные и акваториальные претензии со стороны указанных государств и сами не выдвигают такого рода претензий, хотя США и Россия зарезервировали за собой право на это.

Российско-американская морская граница - 1 июня 1990 г. министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе подписал с госсекретарем США Дж. Бейкером Соглашение о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (СССР/Россия) и Крузенштерна (США) по так называемой разграничительной линии Шеварднадзе - Бейкера.

За основу разграничения взята линия, определенная русско-американской конвенцией 1867 г. в связи с уступкой Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам. Соглашение было ратифицировано Конгрессом США 18 сентября 1990 г. Однако оно не было ратифицировано ни Верховным Советом СССР, ни Верховным Советом РФ, ни Федеральным Собранием РФ и до сих пор применяется на временной основе после обмена нотами между МИД СССР и Государственным департаментом США.

Российские рыболовные суда, замеченные в этой акватории, рассматривались береговой охраной США в качестве нарушителей и подвергались аресту, штрафу и отводу в американские порты. В 1999 г. в спор вмешалось также Законодательное собрание штата Аляска, взявшее под сомнение законность границ между США и Россией, так как госсекретарь США подписал Соглашение без учета мнения штата.

Не согласилась Аляска и с «передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана», хотя эти острова никогда и не были под юрисдикцией США. 5 ноября 2007 г. директор Департамента Северной Америки МИД РФ И. С. Неверов заявил: «Российскими государственными органами неоднократно проводилась экспертиза этого Соглашения на предмет его соответствия нормам международного морского права, интересам России и оценки возможных последствий в случае нератификации. Оценка сводилась к следующему.

Соглашение не противоречит интересам России за исключением потери права на ведение морского промысла на участке в средней части Берингова моря. Исходя из этого, на протяжении ряда лет российская сторона ведет переговоры с США с целью заключения всеобъемлющего соглашения о рыболовстве в северной части Берингова моря, которое компенсировало бы российским рыбакам потери от промысла в районах, отошедших к США. Можно сказать, что на сегодняшний день согласовано большинство документов, входящих в это соглашение. Таким образом, корректнее было бы говорить не о «споре о правомерности», а о всестороннем учете всех аспектов Соглашения от 1 июня 1990 года и их применении».

Проблема российско-японского территориального размежевания - длящийся десятилетиями территориальный спор между Россией и Японией, из-за которого они не могут подписать мирный договор.

Отношения между Россией и Японией омрачены напряженным территориальным спором по поводу четырех островов, находящихся севернее японского острова Хоккайдо.

Спор о их принадлежности вызван в основном несколько двусмысленным мирным договором, подписанным между странами-союзницами и Японией в 1951 году в Сан-Франциско. В нем говорится, что Япония должна отказаться от своих претензий на эти острова, однако суверенитет СССР над ними также не признается. В этом суть конфликта.

Однако Россия считает, что признание суверенитета состоялось еще задолго до 1951 года, в конце Второй мировой войны, и что территориальный спор мешает двум странам подписать послевоенный договор.

Речь идет об островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и цепочке скал Хабомаи, которые Япония считает входящими в состав субпрефектуры Нэмуро, префектура Хоккайдо, и называет Северными территориями.

Однако Россия настаивает на том, что эти острова, которые она называет Южно-Курильскими, являются ее территорией, а российский президент Дмитрий Медведев недавно заявил, что они не только являются «стратегическим районом» России, но скоро станут местом размещения самого современного российского оружия. Это вызвало возмущение и гнев у Токио.

Напряженность особенно усилилась в ноябре 2010 года, когда Медведев стал первым российским руководителем, посетившим эти изобилующие ресурсами острова, которые окружены богатыми районами промысла рыбы, месторождениями нефти, природного газа и минералов, за обладание которыми напряженно соперничают две стороны.

Стороны прекрасно понимают, какие экономические выгоды могут дать эти острова и окружающие воды в случае их полного освоения.

После угроз Москвы разместить на спорных островах свои «передовые системы вооружений» Токио несколько снизил агрессивность своих высказываний и решил вместо этого сосредоточиться на торговых отношениях, на деловых поездках в Россию японских граждан и наоборот, а также на облегчении связанного с этими вопросами правового режима.

Не исключено, что последние позитивные дипломатические высказывания принесут определенную экономическую выгоду двум странам, но сотрудничество все равно будет незначительным, поскольку Япония отстаивает, и будет жестко отстаивать свою «юридическую позицию».

«Япония всегда ведет себя очень внимательно, когда речь идет о терминологии в отношениях с Россией. Так поступала Либерально-Демократическая партия Японии, так поступает сейчас правящая Демократическая партия Японии. Они избегают таких выражений как «незаконная оккупация», но настрой остается все тот же. Позиции Японии в территориальном споре в своей основе остаются неизменными и неуступчивыми, и мне кажется, ничего в будущем не изменится», - сказал независимый аналитик и эксперт по тихоокеанским делам Лоран Синклер (Laurent Sinclair).

Это далеко не все территориальные конфликты в АТР. Их число намного больше. Но со временем, надеемся, часть из них разрешится, и разрешится мирно.

Нестабильность характерна для международной ситуации и в АТР, и особенно для Северо-Восточной Азии. Здесь сохранилась региональная социалистическая подсистема КНР – КНДР. Следы «холодной войны» видны в АТР, как в никаком другом регионе, в политико-идеологической и прочей конфликтности (Россия – Япония, КНДР – РК, КНР – Тайвань, конфликт вокруг Спратли и т.п.), а также в нерешенности проблем разделенных народов. В неизменном виде остается американо-японский договор о безопасности, порожденный «холодной войной», сохраняется американское военное присутствие в Южной Корее.
В этом районе непосредственно соседствуют два бывших главных противника в «холодной войне» – США и Россия. В социально-политическом отношении АТР, образно говоря, представляет собой «лоскутное одеяло», которое каждая из великих держав – США, Россия, Китай, Япония – пытается тянуть на себя, преследуя свои национальные интересы, не считаясь при этом с интересами других государств.
Многое в АТР будет зависеть от того, какую роль в этом регионе будет играть быстро усиливающийся Китай. Существуют две диаметрально противоположные точки зрения по этому вопросу. Первая - более сильный Китай обеспечит мир и стабильность в регионе. Вторая - более сильный Китай способен скорее увеличить политическую напряженность в АТР, чем уменьшить ее.
Российско-китайские отношения в начале XXI в. - три общих интереса: стремление урегулировать пограничную проблему; стремление противостоять гегемонии США; стремление противодействовать активности мусульманских сил на своих окраинах.
Китай-Тайвань
В 1912 году в Китае произошла революция, была провозглашена Китайская республика, которая пришла на смену монархическому строю. В самом начале существования республики наиболее влиятельной силой в Китае стала Националистическая партия (Гоминьдан). В 1921 году на политическую арену выходит компартия – малоизвестная, в то время в Китае. Умело используя Гоминьдан компартия постепенно получает больший вес в политике и становится известной на территории Китая. В 1927 году между двумя партиями разрывается союз и начинается гражданская война. В 49-м Гоминьдан терпит поражение в гражданской войне и эвакуируется на остров Тайвань. Так и образовалось «два Китая» и два правительства: первое на острове Тайвань – Гоминьдан и его сторонники, второе на материке во главе компартии.
Обе власти, территориально разделяет Тайваньский пролив между островом Тайвань и материком Китая. После образования такого положения, у обоих правительств возникли диаметрально противоположные взгляды в отношении один другого. Так, Гоминьдан базируясь на острове считал, что власть компартии незаконна и Гоминьдан имеет право на всю территорию Китая. Компартия базируясь в материковом Китае, считала, Тайвань своей провинцией.
Поэтому и сейчас, когда китайцы из материкового Китая, особенно официальные лица, затрагивают вопрос Тайваня, то подразумевают, что остров входит в состав КНР. Однако компартия КНР фактически не управляет островом, на Тайване своё правительство, парламент и правящая партия. Более того, на материке Китая существует специальный закон, предписывающий вооруженный захват Тайваня в определенных случаях, например, при принятии некоторых поправок в Конституции островного государства. Поэтому жители острова живут в постоянном ожидании возможной военной агрессии со стороны материка.
Конфликт в Южно-китайском море
«Яблоком раздора» в регионе являются острова Спратли, территория, богатая залежами нефти и газа, а также прилегающая к островам акватория Южно-Китайского моря, где проходит один из главных морских торговых путей.
Права на владения архипелагом Спратли предъявляют сразу несколько государств. Это, в первую очередь, Китай и Вьетнам. Однако претензии на отдельные зоны архипелага предъявляют большинство стран Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН): Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бруней, а также Тайвань.
«Яблоко раздора»
Диспут в Южно-Китайском море начался после окончания Второй мировой войны. Китай рассматривает острова Спратли как свою территорию, оккупированную японской армией во время войны. По решению Каирской и Потсдамской конференций, все китайские территории, оккупированные японскими войсками, должны быть возвращены Китаю.
Однако Вьетнам считает эту территорию своей собственностью и, начиная с 1970 года, застраивает часть островов. Между КНР и Вьетнамом были два крупных военных конфликта в 1974 и 1988 гг., во время которых погибло более 70 жителей Вьетнама.
Филиппины, Малайзия, Бруней и Индонезия также предъявили свои права на владение частью островов Спратли. Ситуация на сегодняшний день такова: Вьетнам контролирует 29 островов, Филиппины – 7, Малайзия – 3, Индонезия – 2, а Бруней – 1. Китаю принадлежат 9 островов, и один остров принадлежит Тайваню.
Декларация о взаимодействии
В 2002 году Китай и АСЕАН подписали Декларацию о взаимодействии в Южно-Китайском море, в соответствии с которой каждая из сторон обязуется решать территориальные вопросы только посредством мирных переговоров. Однако, похоже, что не все эти правила соблюдаются.
Новая волна конфликта
Новая волна противоречий в регионе Южно-Китайского моря началась в конце мая 2011 года, когда китайское правительство заявило, что вьетнамское исследовательское судно нарушило морскую границу и вошло во внутренние территориальные воды КНР в регионе островов Спратли. Этот инцидент стал причиной демонстраций, которые прошли перед посольством КНР во Вьетнаме 5 июля 2011 года. Сотни местных жителей обвинили китайское правительство во вторжении на вьетнамскую территорию.
9 июня 2011 года два китайских рыболовных судна, находившихся на спорной территории, были вытеснены кораблями ВМС Вьетнама. Этот конфликт получил широкий резонанс в интернете, вызвав ярость китайских блогеров. Пользователи китайского интернет-пространства были возмущены оскорбительными действиями вьетнамского флота.
Перспективы
Противоречия между Китаем и АСЕАН обострились после спуска на воду нового китайского авианосца, предназначенного для патрулирования китайской границы в Южно-Китайском море. Многие страны рассматривают этот шаг как намерение Китая повлиять на решение спорных ситуаций в Южно-Китайском море в будущем.
В ответ на действия китайского правительства Вьетнам увеличил финансирование своего военного сектора и закупил у России ракеты, способные противостоять авиационным атакам. Филиппинские закупили несколько новых высокоскоростных кораблей у США. К тому же Вьетнам и США провели совместные морские учения, что было расценено китайскими властями как знак враждебности и попытка втянуть США в диспуты вокруг Южно-Китайского моря.
21 августа британская газета Sunday Times обнародовала данные о намерении США отправить в Южно-Китайское море самолеты. Это вызвало очередной рост опасений у Пекина.
Каждая из заинтересованных сторон заявляет, что старается найти мирное решение конфликта в Южно-Китайском море. Невероятное переплетение геополитических, военно-стратегических, экономических факторов, а также национально-государственных интересов и амбиций участников спора превращают проблему принадлежности островов Южно-Китайского моря в одну из наиболее опасных конфликтных ситуаций в Юго-Восточной Азии, характеризующуюся весьма высокой степенью военно-политической напряженности.
Корейский вопрос
Конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР.
В 1950 г обе страны, разделенные 38-й параллелью, стремились к объединению страны военным путем. При этом за их спинами стояли две сверхдержавы – СССР и США и каждая из них имела собственный интерес. Соединенные Штаты стремились после образования КНР сохранить сухопутный плацдарм на континенте, а Советский Союз связать региональным конфликтом своего основного противника и выиграть время для модернизации советского военного потенциала.
Войне 1950 – 1953 гг. предшествовали многочисленные приграничные вооруженные конфликты, провоцируемые, прежде всего южнокорейской стороной, в среднем по 7 вторжений в день.
К июню 1951 года война достигла критической точки. Несмотря на тяжёлые потери, каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.
Целью сил ООН было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта.
После принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.
13 декабря 1991 г. КНДР и Республика Корея подписали при посредничестве ООН Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. В нём оба корейских государства фактически признали суверенитет и самостоятельность друг друга. РК и КНДР обязались не вмешиваться во внутриполитические дела друг друга, не предпринимать в отношении друг друга враждебных действий, уважать социально-экономические системы друг друга.
Однако ранее достигнутые договорённости были дезавуированы Ли Мён Баком в 2010 г. (после инцидента с потоплением корвета «Чхонан»), а апрельский кризис 2013 г. привел к тому, что КНДР перестала считать себя связанной условиями не только Соглашения 1953 г., но и документа 1991 г. 8 марта 2013 года правительство КНДР аннулировало мирный договор с Южной Кореей о ненападении.
Российско-японский территориальный спор выглядит одним из самых парадоксальных в регионе, учитывая состояние двусторонних торгово-экономических отношений и отсутствие фактора взаимных угроз. Ключевую роль в споре играет проблема суверенитета. В историческом контексте немаловажное значение имеют представления сторон об исходных позициях и взаимных намерениях. Определенную роль играет и фактор общественного мнения.
Договорно-правовая база, определяющая принадлежность островов, формировалась в условиях обострившегося противостояния Советского Союза складывавшемуся в 1950-х годах американо-японскому союзу и восходит к Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, который Москва отказалась подписать. С 1955 г. начались переговоры между СССР и Японией о подписании мирного договора. В середине 1956 г. были сформулированы требования Японии относительно «возвращения» ей четырех островов Южных Курил – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи.
Подписанная 19 октября 1956 г. Совместная советско-японская декларация о нормализации отношений предусматривала согласие Москвы на передачу Японии двух островов (Хабомаи и Шикотан) после заключения мирного договора. Подписание 19 января 1960 г. японо-американского договора безопасности привело к тому, что советская сторона дезавуировала свое обещание.
Уступкой японской стороне стало подписание Токийской декларации 11 октября 1993 г. в ходе краткого визита Б. Ельцина в Токио. Тогда Москва косвенно подтвердила приверженность положениям декларации 1956 года, заявив о готовности строить отношения с Японией на базе всех соглашений, заключавшихся между СССР и Японией. Были продолжены переговоры о нерешенных проблемах.
С изменением во внешнеполитических представлениях российского правительства, а также под давлением общественного мнения и местных общественно-политических сил на Дальнем Востоке обсуждение проблемы островов было заморожено вплоть до прихода нового президента В. Путина к власти в 2000 года. Совершив в сентябре 2000 г. визит в Японию, российский лидер, как и его предшественник, косвенно признал юридическую силу декларации 1956 года, употребив в текстах официальных документов прежние формулировки. Вместе с тем на пресс-конференции по итогам визита президент России впервые прямо упомянул декларацию.
Кроме того, существует проблема дефиниций. Нет единства в понимании того, что подразумевается под «северными территориями»: только ли четыре южных острова Курильского архипелага, либо вся Курильская гряда, либо Курилы вместе с Южным Сахалином. Россия не видит гарантий завершения диспута даже после «теоретически мыслимой» передачи четырех спорных островов японской стороне. На сегодняшний день Москва заявляет, что «никогда не считала, что должна отдавать Южно-Курильские острова» и у нее нет сомнений относительно принадлежности и суверенитета островов.

В начале XXI столетия геостратегия крупнейших стран мира вступила в полосу ужесточения. Этот курс сопровождают обтекаемые, успокоительные рассуждения официальных лиц этих государств о желании иметь партнерские отношения со всеми странами и совместно решать различные проблемы. Подобную стилистику, разумеется, имеет смысл принимать без раздражения и резкостей. Дипломатия есть дипломатия, она необходима, ибо дает возможность решать политическими средствами многие проблемы. Но стиль, присущий дипломатической деятельности, не должен посеять в умах, простых граждан, и государственных деятелей, в том числе и российских, иллюзию, будто в результате спокойных, вежливых и даже доброжелательных бесед по тем или иным проблемам, порожденных текущим развитием ситуации, исчезают глобальные, стратегические проблемы, составляющие коренной стержень исторического развития государств, народов, регионов и всего человеческого сообщества.

Поскольку население Земли продолжает увеличиваться, а мировая экономика тоже растет, неизбежны потенциальные и реальные в т.ч. вооруженные конфликты за природные ресурсы. Это создает взрывоопасный потенциал для войны по поводу границ и территорий.

Окончание «холодной войны» означало для мира вступление в совер­шенно новую полосу развития: перехода от биполярной его структуры к некоей новой конфигурации. Центр глобальных событий, а значит, и силы неотвратимо смещаются от Европы и Запада к Азии и Востоку и, что в начале XXI века сформировалась «Азиатская дуга нестабильности» . Важнейшей составляющей этой «дуги» являются территориальные споры, практически все страны АТР.

У Китая налицо ряд неурегулированных территориально-пограничных проблем с соседями по всему периметру его границ с Японией, Вьетнамом, Филиппинами, Индией и др. Как на суше, так и на море. Япония выдвигает территориальные претензии к своим дальневосточным соседям - России, Корее и Китаю. Существуют японо-российский, японо-корейский и японо-китайский территориальные споры.

В российско-американских взаимоотношениях в последнее время актуализировалась проблема раздела морских экономических владений в районе стыка российской Чукотки и американской Аляски и Алеутских островов в связи с отказом Государственной Думы Российской Федерации ратифицировать Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских экономических пространств.

Неурегулированные территориальные разногласия в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть и у других стран. Прежде всего это касается споров прибрежных стран об островах в Японском, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Споры о принадлежности островных территорий в этих омывающих Азию морях Тихого океана ведут: Республика Корея и Япония - по островам Токто (Такэсима) (иначе именуемым скалами Лианкур) в Японском море; Япония, КНР и Тайвань - по островам Сэнкаку (Сэнто) и Сэкиби в Восточно-Китайском море; Китай и Тайвань - по островам Пратас (Дунша) в Южно-Китайском море; Китай, Вьетнам и Тайвань - по Парасельским островам (Сиша) в Южно-Китайском море; Китай, Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Малайзия, Бруней и Индонезия - по островам Спратли (Наньша) в Южно-Китайском море .

Если внимательно проанализировать проблему территориальных споров, то можно прийти к следующему выводу: наибольшее количество(5) территориальных претензий в АТР имеет Китай, Япония – 3 (причем один с КНР и Тайванем), Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Индонезия - по одному. Проблема российско-американских отношений скорее не территориальная, а «ресурсная». Таким образом, «инициатором» военной опасности в АТР может быть КНР.

Однако нельзя забывать, что серьезные претензии на влияние в регионе высказывают и США. Ещё в сентябре 2000 г., в разгар президентской избирательной кампании исследовательская органи­зации «Проект для нового американского века» (ПНАВ) выпустила доклад «Воссоздание обороны Америки». В нём оценивалась благоприятная для США международная обстановка, которая определялась как «беспрецедентные стратегические возможности», появившиеся после окончания «холодной войны». «В настоящее время Соединённым Штатам не противостоит никакой глобальный противник. Великая стратегия Америки должна быть направлена на то, чтобы сохранить и продлить существование такого преимущественного положения настолько долго, насколько это возможно». Авторы доклада откровенно советовали: в отличие от времён «холодной войны» следует делать ставку на установление однополюсной структуры мирового порядка при общемировой гегемонии США. В этом докладе главным конкурентом США в мире считался Китай, хотя китайское региональное направление не стало цен­тральным или приоритетным во внешнеполитической деятельности обеих адми­нистраций Президента Дж. Буша-младшего. Однако, КНР продолжает считаться главным «конкурентом» США в АТР . Наличие многочисленных территориальных споров Китая создает благоприятный климат для оказания давления на КНР со стороны США, тем более, что в регионе американская администрация имеет трех потенциальных союзников в регионе – Японию, Тайвань и Южную Корею.

В сложившейся ситуации можно с уверенностью предположить, что существующие споры между этими «сателлитами» США ни в коем случае не могут привести к вооруженному столкновению, но могут привести к разногласиям в самый неподходящий для США момент, например в случае военного конфликта.

После разрушения СССР и резкого ослабления России как государства и самостоятельного субъекта международных отношений на Дальнем Востоке стимулируется потенциально опасный для России рост активности ее соседей - США и Китая как центров силы.

Здесь возникает необходимость ответить на вопрос о том, какую позицию должна занимать Россия в случае возникновения как локальных, так и глобальных военных конфликтов. В этих условиях как нам представляется необходимо исходить из следующих постулатов:

1. Россия в ближайшее время (при нынешнем политическом режиме) вряд ли дотянет до уровня военно-политического положения Советского Союза. На данном этапе оно гораздо хуже чем после окончания Второй Мировой войны.

2. Дальний Восток России стремительно пустеет (как экономически – в регионе за постсоветское время не построено ни одного крупного предприятия оборонного значения, а те предприятия, которые существуют так и не смогли заработать в полную силу, так и в смысле сокращения населения) причем как в направлении иммиграции на Запад, так и в урбанизации крупнейших городов – прежде всего Хабаровска и Владивостока где сосредотачиваются основные материальные и людские ресурсы. Это заставляет признать, что военный потенциал региона находится на низком уровне, как в смысле обеспечения ресурсами, так и в смысле их рассредоточенности.

3. Естественным и единственным источником пополнения для Дальнего Востока остается Центр России, связь с которым по-прежнему осуществляет одна единственная железная дорога, пропускная способность которой остается весьма низкой. Как показал предыдущий опыт для переброски, сколько ни будь значительного воинского контингента на Дальний Восток, потребуется минимум три месяца.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что России в одиночку, на данном этапе, играть серьезную военно-политическую роль в АТР невозможно.

В этих условиях необходимо ответить на два важнейших вопроса:

1. Готовы ли США втянуться в вооруженный конфликт на стороне одного из «сателлитов» и если да то с кем?

2. Выгодно ли России такое развитие событий?

На первый вопрос вряд ли можно однозначно ответить. Дело в том, что возникновению военных конфликтов предшествует ряд обстоятельств, предугадать и прогнозировать которые невозможно, а лишь можно обсуждать их постфактум . Однако вероятность такая есть, причем в случае конфликта России и Японии это почти бесспорно при условии, что Китай не будет союзником нашей страны. Не меньшая вероятность войны США и КНР за Тайвань . Поэтому в сложившихся условиях союз России и КНР практически предрешен. Поэтому решение территориальных проблем с Китаем является бесспорно самым правильным шагом Российского Правительства с 1985 г.

Борьба за доминирование между Соединёнными Штатами и Китайской Народной Республикой постепенно всё более обостряется . И, если в пре­дыдущие годы наибольшую активность демонстрировал Китай, то в последнее время США начали предпринимать энергичные усилия, чтобы не только остано­вить рост китайского влияния, но и расширить свои возможности контроля над ситуацией в регионе . Все это, вполне возможно, может привести к военному столкновению двух сверхдержав.

Военно-политическое противостояние США и КНР, бесспорно, может служить только на благо России. Новый договор между РФ и КНР не предусматривает обязательств взаимного вступления в войну и не является военным союзом . Это дает возможность нашей стране не втягиваться в возможный военный конфликт, а наблюдать со стороны «поддерживая» КНР. При этом хотелось бы заметить, что исторический опыт такого подхода уже имеется .

Если исходить из системы приоритетов во внешней политике России в АТР, то следует согласиться с существующим утверждением о том, что Китай всегда рассматривался как ключевой элемент политики России и СССР в регионе. Не изменяя этой традиции, в XXI век РФ и КНР вошли в состоянии «стратегического партнёрства» . Именно с КНР нам необходимо «дружить против» США, но ни в коем случае не вступать в военный конфликт с Вашингтоном на стороне Пекина т.к. слабая в военно-политическом отношении Россия, как союзник КНР, может выиграть войну, но проиграть мир.

Давыдов Б.Я. Азиатская дуга нестабильности в начале XXI века // Восток. Аф­ро-азиатские общества: история и современность. – 2006. – № 6. – С. 160.

Ткаченко Б. И.. Территориальные споры как потенциальный источник конфликтов и угроз международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Тихоокеанская Россия в истории российской и восточноазиатских цивилизаций (Пятые Крушановские чтения, 2006 г.): В 2т. Т. 1.- Владивосток: Дальнаука, 2008. – С. 395 – 397.

Шинковский М.Ю., Шведов В.Г., Волынчук А.Б. Геополитическое развитие Северной Пацифики (опыт системного анализа): монография. — Владивосток: Дальнаука, 2007. – С. 229 – 237.

См. Военное противостояние и противоборство. Военные аспекты общественной безопасности. – М.: Военная литература, 1989. – С. 67 – 69 .

Правда пока КНР проводит перевооружение, и реформирование армии которое рассчитано до 2050 г. и действует осторожно.

В данном пункте для дальнейшего расширения понимания контекста, в котором происходит эволюция военной стратегии КНР, будут рассмотрены ключевые конфликты в регионе, в которые вовлечен Китай.

Территориальные конфликты на Южном и Восточном Китае морях, которые вспыхнули вновь, начиная с 2008 г., представляют собой лишь одну малую часть проблем безопасности, стоящих перед АТР. Весь спектр традиционных и нетрадиционных проблем безопасности включает в себя: распространение ядерного оружия (Северная Корея), наращивание вооружений (почти все страны региона), трансграничная преступность, терроризм, пандемии, стихийные бедствия и т.д. Вторая мировая война и последующие военные конфликты в регионе продолжают оказывать влияние на текущие отношения. Некоторые страны до сих пор не заключили мирных договоров. Такое положение дел характерно для России и Японии (Вторая мировая война), а также Северной Кореи и США (Корейская война). Исторические истоки разногласий между Китаем и Японией берут свое начало в еще более отдаленном прошлом (Китайско-японской война 1895 г.). Напряженность в отношениях между Японией и Южной Кореей происходит от оккупации Кореи Японией после русско-японской войны 1905 г.

Нынешние территориальные споры сосредоточены в основном на морских районах или островах и рифах. За последние несколько лет, среди ряда острых проблем в регионе, среди которых ядерная и ракетная программа Северной Кореи, территориальные конфликты в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также спор между Пекином и Тайбэем по поводу статуса Тайваня, напряженность ослабла только по тайваньскому вопросу. Но даже здесь, прогресс не является необратимым, пока КНР и Тайвань будутпродолжать преследовать принципиально разные цели. Китай стремится к объединению с островом, в то время как Тайвань хочет сохранить свой статус-кво в качестве де-факто независимой страны.

Несмотря на целый ряд потенциально и фактически конфликтных проблем в регионе, основным структурообразующим фактором для формирования системы безопасности остается противостояние и конкуренция за влияние в АТР между Китаем и США. Данный феномен накладывает свой отпечаток на деятельность всех акторов большинства конфликтов в регионе.

Северокорейская ядерная программа

Военное вмешательство США в дела на Корейском полуострове имеет свои корни в Корейской войне в начале 1950-х гг., в которой Соединенные Штаты поддерживали силы в южной части полуострова против коммунистических сил на севере, помощь которым оказывалась Китаем и Советским Союзом. Сегодня Соединенные Штаты намерены защищать Южную Корею в соответствии с условиями Договора о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Корея. Для этой цели около 29 тыс. военных США дислоцированы на Корейском полуострове. В дополнение к войскам США, немалая часть из 640 тыс. солдат Южной Кореи и 1,2 млн. солдат Северной Кореи размещена вблизи демилитаризованной зоны, что делает этот участок границы одним из самых тяжеловооруженных в мире. В нарушение резолюций Совета Безопасности ООН, Северная Корея продолжает усилия по ядерному обогащению урана и разработкам ракет дальнего радиуса действия. Хотя масштабы программы по обогащению урана в Северной Корее остаются неопределенными, спецслужбы США считают, что КНДР имеет достаточно плутония для производства пяти единиц ядерного оружия.

Как показали недавние военные и кибер-провокации, правительство Северной Кореи продолжает свое агрессивное и непредсказуемое поведение, наращивая усилия по разработке ядерного оружия и ракет дальнего действия. Помимо причинения вреда своим гражданам, действия страны потенциально угрожают всему Корейскому полуострову. В январе 2016 г., Северная Корея провела свое четвертое испытание ядерного оружия, утверждая, что была взорвана первая водородная бомба. Тем не менее, анализ сейсмических показаний и радиации вызывает сомнения относительно того, что какой тип оружия был на самом деле испытан. Продолжая игнорировать международные санкции, в феврале 2016 г. Пхеньян выпустил ракету дальнего радиуса действия для запуска спутника на орбиту, что рассматривается как продолжение испытаний межконтинентальных баллистических ракетных технологий и способствует дальнейшему росту напряженности. Северная Корея продолжает тестировать системы вооружения с 2012 г., включая запуск ракеты дальнего действия Unha-3 в декабре 2012 г. и ядерное испытание в феврале 2013 г. Пхеньян угрожал провести четвертый тест в ноябре 2014 г. после принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающей нарушения прав человека в Северной Корее. Другие провокации включают ракетные обстрелы в августе 2015 г. районов границы Южной Кореи, известных как демилитаризованная зона, и кибератаки Северной Кореи на американскую компанию Sony Pictures в декабре 2014 г., а также обстрел острова Енпхендо (Южная Корея), который находится примерно в двенадцати милях к югу от побережья Северной Кореи.

Восточно-Китайское море

В 1970-е гг. Китай начал предъявлять претензии на острова Сенкаку/ Дяоюйдао, которые формально были частью территории Японии с 1895 г., за исключением короткого периода в рамках Сан-Францисксого договора. Это экономически значимые острова, которые находятся на северо-востоке Тайваня, имеют потенциальные запасы нефти и природного газа, а также находятся вблизи крупных судоходных маршрутов, и окружены богатыми районами для промысла. Каждая страна утверждает, что имеет экономические права в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), которая, согласно Конвенции о морском праве от 1982 года, составляет двести морских миль. Однако, проблема заключается в том, что это пространство исключительной экономической зоны одной страны пересекается с аналогичной зоной другой страны, ввиду того, что море имеет площадь только в триста шестьдесят морских миль. После того, как Китай обнаружил природный газ вблизи области пересечения ИЭЗ в 1995 г., Япония возражает против любого бурения в зоне. По приблизительным оценкам, запасы нефти в спорном районе составляют до 200 млн. баррелей. В апреле 2014 г. президент США Барак Обама стал первым президентом США, кто прямо заявил, что оспариваемые острова подпадают под договор о безопасности между США и Японией, хотя Соединенные Штаты не заняли никакой официальной позиции по конечной принадлежности островов. Случайный военный инцидент или политический просчет/ расчет Китая или Японии может втянуть Соединенные Штаты в прямые вооруженные столкновения с Китаем. Переговоры между Японией и Китаем по разработке механизма антикризисного управления, известного как двусторонней консультативный механизм, начались в 2012 г. Однако переговоры зашли в тупик, когда напряженность достигла своего пика в 2013 г. после того, как Китай объявил о создании зоны ПВО над спорными территориями. После того как Япония и Китай подписали согласованный документ из четырех пунктов, изложив свои разногласия по поводу спорных островов, двусторонние переговоры возобновились в начале 2015 г. Напряженность в отношениях между Японией и Китаем по поводу спорных островов Сенкаку / Дяоюйдао в Восточно-Китайском море утихли в последние месяцы в результате политических переговоров на высоком уровне с целью недопущения опасной эскалации конфликта. Тем не менее, тесные контакты между воздушными и морскими силами обеих стран по-прежнему продолжается. Китайские и японские военно-морские и воздушные патрульные суда продолжают работать близко к области пересечения экономических зон, что делает риск просчета, который может привести к вооруженной конфронтации реальной опасностью.

С апреля 2015 г., китайские самолеты пересекли в воздушное пространство Японии более чем двести раз, что привело к возмущению со стороны японского правительства. Военно-воздушные силы Японии зафиксировали, что количество вторжений в воздушное пространство выросло на 16 процентов, что составляет второй по величине такой показатель с 1980 г. Рост националистических настроений и растущее политическое недоверие усиливают потенциал для конфликта и сокращают возможности для мирного разрешения спора. Хотя китайские и японские лидеры воздерживаются от принудительного установления контроля над Сенкаку/ Дяоюйдао, несанкционированные действия местных командиров могут привести к непреднамеренной эскалации конфликта. Япония также предпринимает ответные действия. Так, например, в понедельник 25 марта 2016 г. Япония разместила на острове Йонагуни в Восточно-Китайском море, что находится в 150 км (90 милях) к югу от оспариваемых КНР островов Сенкаку/ Дяоюйдао радиолокационную станцию для сбора разведывательной информации, что было очень негативно воспринято Китаем.

Южно-китайское море

Китай претендует на установление единоличного суверенитета над Южно-Китайским морем и природными богатствами, которыми обладают недра этого моря. По оценкам, Южно-Китайское море содержит 11 млрд. баррелей нефти и 190 трлн. кубических футов природного газа. На право установления суверенитета над спорной территорией также предъявляют претензии Малайзия, Вьетнам, Бруней, Тайвань, Индонезия и Филиппины. Уже в 1970-е гг., страны стали выдвигать претензии по поводу установления контроля на островах и различными зонами такими, как, например, острова Спратли, которые могут обладать богатыми природными ресурсами. Китай утверждает, что в соответствии с международным правом, иностранные военные силы не имеют права вести деятельность по сбору разведывательной информации, например, проводить разведывательные полеты, в его исключительной экономической зоне (ИЭЗ). По мнению Соединенных Штатов, страны должны иметь свободу судоходства через ИЭЗ и не обязаны никого уведомлять. По мнению США и иных акторов АТР, территориальные претензии Китая угрожают благополучию морских каналов связи, которые являются важными морскими транспортными артериями, которые облегчают торговлю и движение военно-морских сил других стран. Общая стоимость ежегодно проходящих товаров через спорные территории, по оценкам, составляет около $5.3 млрд. В последние годы Китай построил три взлетно-посадочные полосы на островах Спратли с целью расширить свое присутствие в спорных водах. Для того, чтобы обжаловать претензии Китая в международных водах, Соединенные Штаты разместили в Южно-Китайском море военные корабли типа эсминец. В настоящее время Постоянный арбитражный суд в Гааге заслушивает дело по иску, поданному Филиппинами против Китая, хотя Пекин отказывается признавать полномочия суда и продолжает считать, что это дело исключительно региональной важности, которое должно решаться на двусторонней основе. Территориальные и юрисдикционные споры в Южно-Китайском море продолжают обострять отношения между Китаем и другими странами в Юго-Восточной Азии, с чем связан риск эскалации конфликта.

Соединенные Штаты стремятся отстоять свободу судоходства и поддерживают другие страны в Юго-Восточной Азии, которые были затронуты настойчивыми территориальными претензиями Китая и усилиями Пекина по проведению работ по насыпанию искусственных островов. Осенью 2015 г. Соединенные Штаты дали понять, что будут оспаривать утверждение суверенитета Китаем над спорной территорией, посредством осуществления военных пролетов и размещения ряда кораблей рядом с некоторыми из островов. В последние годы спутниковые снимки показали, что Китай активизировал свои усилия по освоению земель в Южно-Китайском море путем физического увеличения размера островов или создания совершенно новых островов. В дополнение к укладке песка на существующие рифы, Китай построил порты, военные объекты и взлетно-посадочные полосы, что в особенности касается островов Спратли.

Соединенные Штаты имеют определенный интерес в предотвращении военной эскалации в регионе, которая может возникнуть в результате обострения территориального спора. Тем не менее, договор обороны Вашингтона с Манилой может вовлечь Соединенные Штаты в китайско-филиппинский конфликт по поводу спорного Рид Бэнк со значительными запасами природного газа или богатого рыбными ресурсами Скарборо Шол. Спор между Китаем и Вьетнамом из-за территориальных претензий также может угрожать военным и коммерческим интересам Соединенных Штатов. Неспособность лидеров Китая и Юго-Восточной Азии разрешить споры дипломатическими средствами может подорвать международные законы, регулирующие морские споры и стимулировать наращивание вооруженных сил.

Китай и Тайвань

Отношения между материковым Китаем и Тайванем насчитывают не одно десятилетие. С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г., китайское правительство отказывается признавать легитимность притязаний Тайваня на независимость и стремится вновь объединиться с островом. Тайвань, в свою очередь, желает сохранить «статус-кво» и оставаться в положении отдельного государства, выступая во многих международных форматах как независимое государство, в связи с чем, неоднократно происходил рост напряженности в отношениях между КНР и Тайванем. Обе стороны резко расходятся во мнениях относительно де-юре политического статуса Тайваня. КНР настаивает, что существует только «один Китай», и Тайвань является неотъемлемой его частью. Пекин утверждает, что Тайвань связан условиями консенсуса, достигнутого в 1992 г. между представителями обоих правительств в Гонконге. Имеется в виду консенсус 1992 г., по которому существует только один Китай, но Китай и Тайвань могут интерпретировать этот принцип, как они хотят. Бывший президент Тайваня Чэнь Шуйбянь, однако, отвергал само существование консенсуса. В 1979 г. Соединенные Штаты совместное коммюнике с Пекином, в котором признали политику «одного Китая», что «есть только один Китай, а Тайвань является частью Китая». В то же время президент США Джимми Картер прекратил дипломатические отношения с Тайванем. Однако, спустя всего несколько месяцев, Закон об отношениях с Тайванем 1979 г. подтвердил поддержку США демократической системы острова. Этот инцидент с тех стал источником непрерывных трений.

На протяжении многих лет, продажи США оружия Тайваню часто приводили к напряженности в американо-китайских отношениях и периодическим всплескам воинственной риторики в проливе. Китай развернул баллистические ракеты вдоль Тайваньского пролива и продолжает модернизировать ракетные и десантные силы на случай необходимости воздействия на Тайвань силой. Тайвань продолжает закупать оружие за рубежом, в основном из Соединенных Штатов. В период с 2000 г. по 2007 г., Тайвань получил оружия на сумму в $8,4 млрд. от разнообразных мировых поставщиков. Соединенные Штаты неизменно являются важным источником закупок оружия Тайванем: с 2003 г. по 2006 г., у Соединенных Штатов Тайванем было закуплено оружие на сумму в $4,1 млрд. В период с 2007 г. по 2008 г. поставки оружия были фактически заморожены, что, хотя, официально не признавалось Вашингтоном. После того, как в октябре 2008 г. поставки возобновились, и США продали Тайваню военную технику на сумму в $6,4 млрд., Китай в знак протеста приостановил военные контакты с США, которые были возобновлены уже в 2009 г.

После прихода к власти президента Ма Ин-Цзю, который придерживался достаточно миролюбивого подхода в должность и объявил «дипломатическое перемирие» с Китаем, отношения Тайваня с материком улучшились. В январе 2016 года на Тайване прошли выборы, в результате которых победил представительница от Демократической прогрессивной партии Цай Инвэй, которая выступает против сближения с Китаем, вследствие чего отношения Китая с Тайванем ожидает новый этап.

Между 1946 и 2000 годами не было года с менее, чем 14 активных конфликтов, в среднем - 29 конфликтов в год. Максимум был в 1992 году - 51 активных конфликтов. За 1946-2005 годы в мире был 231 конфликт, интересно, что больше половины - 51,5% - произошли после Холодной войны (1989-2005 годы).

Азиатско-Тихоокеанский регион особенно пострадал в годы Холодной войны, одним из крупнейших событий которой была Вьетнамская война 1964-1975 годов, когда США вмешались в гражданскую войну в республике Вьетнам на стороне правительства против коммунистических повстанцев, которых в свою очередь, поддерживали Северный Вьетнам, КНР и СССР. Параллельные войны шли в Лаосе и Камбодже. Коммунистическая герилья шла в Таиланде. Первая Индокитайская война шла в 1946-1954 годах, когда Франция проиграла колониальную войну в регионе. Масштабные войны шли на Корейском полуострове и в Китае. Коммунистические повстанцы сражались с правительством на Филиппинах (и сражаются в XXI веке). Были конфликты в Индонезии, которая сначала сражалась за независимость против голландцев и британцев, а затем давила сепаратизм (и давит его в XXI веке). Бирма-Мьянма с момента обретения независимости в 1948 году погружена во внутренние конфликты с коммунистическими повстанцами и сепаратистами. Длительный конфликт с коммунистическими повстанцами был в Малайе. Самый восточный длительный конфликт - сепаратизм на острове Бугенвиль, принадлежавший Папуа Новая Гвинея. В Азиатско-Тихоокеанском регионе была почти треть конфликтов - 29% - за 59 года, уступив по этому показателю лишь Африке. По другим данным в Азиатско-Тихоокеанском регионе было 122 вооруженных конфликтов.

При этом на Азиатско-Тихоокеанский регион пришлось 65% всех убитых в войнах за 59 лет - шесть с половиной миллионов человек. Самые кровавые войны - гражданская война в Китае, Корейская и Вьетнамская - шли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В среднем каждый конфликт в регионе унес чуть менее 55 тысяч человек.

В среднем, каждую декаду в Азиатско-Тихоокеанском регионе шло 20 вооруженных конфликтов.

Более половины вооруженных конфликтов в АТР закончились в течении года, треть шли более трех лет.

Четверть века, 1980-2005 годы, Азиатско-Тихоокеанский регион, исчерпав потенциал конфликтов, а еще точнее, ввиду окончания Холодной войны, пребывал в относительном мире и рос экономически. Число конфликтов и погибших в них неуклонно снижались. Тенденция продолжилась и в следующее десятилетие. Полного мира не наступило, продолжаются конфликты в Мьянме, Таиланде, на Филиппинах, есть точки напряженности вокруг ряда островов в Южно-китайском море, но в целом АТР - одно из самых мирных мест на планете.

Страны и конфликты Азиатско-Тихоокеанского региона за 1946-2005 годы

Страна Основные конфликты Число убитых в стране
Вьетнам Война за независимость 1946-1954, Вьетнамская война 1955-1975, война в Камбодже 1979-1989, война с КНР 1979 2 488 532
Индонезия Война за независимость 1946-1949, мятеж на Суматре 1958-1961, конфликт с Малайзией 1962-1966, конфликт в Восточном Тиморе 1975-1999, конфликт в Аче 1976-2005, конфликт в Западном Ириане с 1963 63 585
Камбоджа Война за независимость 1946-1954, гражданская война 1967-1975, вьетнамское вторжение и оккупация 1979-1989, остаточная герилья красных кхмеров 1990-2000 342 949
Китай Гражданская война 1946-1949, Корейская война 1950-1953, кризисы в Тайваньском проливе 1954-1955, 1958, Тибетское восстание 1959, операции на Бирманской границе 1960-1961, война с Индией 1962, Вьетнамская война 1965-1969, конфликты с Вьетнамом 1979-1990 1 309 146
Корейская Народно-Демократическая республика Корейская война 1950-1953, Вторая Корейская война 1966-1969, Вьетнамская война 1967-1969 627 428
Республика Корея Корейская война 1950-1953, Вьетнамская война 1964-1973, Вторая Корейская война 1966-1969 658 670
Лаосская Народно-Демократическая республика Война за независимость 1946-1954, гражданская война 1953-1975, антикоммунистическая герилья 1975-2007, пограничный конфликт с Таиландом 1987-1988 24 005
Малайзия Война с коммунистическими повстанцами 1948-1960, коммунистические повстанцы в Сараваке 1962-1990, конфликт с Индонезией 1963-1966, коммунистическая герилья 1968-1989 11 744
Мьянма Гражданская война с 1948, конфликты с отрядами Гоминдана 1949-1961 72 573
Папуа Новая Гвинея Война на Бугенвиле 1988-1997 323
Таиланд Корейская война 1950-1953, Вьетнамская война 1965-1971, коммунистическая герилья в Таиланде 1965-1983, вьетнамские рейды в Таиланд 1979-1989, пограничный конфликт с Лаосом 1987-1988 6 200
Тимор-Лесте Война за независимость 1975-1999 33 525
Филиппины Восстание коммунистов 1946-1954, Корейская война 1950-1953, Вьетнамская война 1964-1973, герилья моро на Минданао с 1969, герилья коммунистов с 1969 77 295
Итого: 13 стран Пять войн за независимость, пять стран участвовали в Корейской войне, восемь - во Вьетнамской войне, минимум девять войн сепаратистов, восемь гражданских войн 5 715 975

Таблицей не охвачены Бруней, Сингапур и Япония из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Последние две страны не испытывали конфликтов напрямую. Бруней боролся против британской колониальной власти, там было восстание в 1962 году, но полную независимость султанат получил лишь в 1984 году и развивается мирно.

Можно сделать вывод, что в АТР вне своих границ в войнах было убито за 1946-2005 годы еще примерно 785 тысяч человек, как из армий региона, так и более далеких участников: США, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, СССР. В таком случае общее число убитых достигнет 6,5 миллионов человек.