Ученые: чтение на ночь вызывает рак и бессонницу. Польза чтения ребенку перед сном Польза чтения: зачем читать детям книги на ночь


Один из самых повторяющихся мотивов в иллюстрациях к книжкам моего детства: лежащий в постели ребёнок и бабушка или мама, сидящая с раскрытой книжкой на коленях. Он отображал реалии уже не моего поколения - когда-то детям на ночь читали сказки или просто интересные книжки. Сейчас детям на ночь в лучшем случае показывают мультик.

А ведь это чтение у постели - не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.

Отчего же так? Оттого, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения . Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.

Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.

Вы уже догадались, что это время - вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и - друг другу.

Это и есть вторая, очень важная польза от чтения .

Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.

Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом .

Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.

Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа - большая эффективность живого общения (а такое чтение - форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.

Привычка читать перед сном есть у многих из нас и родом она из детства. Почему же сегодня наши дети все чаще засыпают с плеером в ушах, смотря очередной убогий триллер, снятый по мотивам комиксов, или не отрываются от монитора до глубокой ночи?

Изменилась жизнь, технологии не стоят на месте, а родители так устают на работе, что только бы до дивана доползти?

Нет, нет и нет – это не оправдания, причиной всему банальная лень и нежелание уделить минутку внимания собственным детям. Разве наши родители меньше работали или не были заняты по дому?

Однако они находили время на чтение вместе с нами первых любимых книг.

Чтение на ночь – прекрасная возможность побыть с детьми, стать ближе друг другу.

Даже самый несговорчивый малыш очень быстро поймет всю прелесть вечернего прослушивания сказок, когда, уютно прижавшись к маме или папе можно слушать увлекательные истории.

Именно так прививается любовь к чтению.

Если же в семье несколько детей, то книга должна быть интересна всем.

Вряд ли восьмилетний школьник станет слушать "Курочку Рябу", а вот приключения Ивана Царевича и Серого волка, да еще прочитанные с выражением, его обязательно заинтересуют.

Не стоит только обрывать чтение на самом интересном месте, вы ведь тоже не можете отложить детектив, не узнав, кто же убийца.

Чтение перед сном должно войти в привычку и тогда проблем с отходом ко сну не будет.

В то время, как вы читаете книгу, малыш лежит неподвижно, сосредоточившись на прослушивании истории.

Он успокаивается и постепенно засыпает.

Если при этом осторожно поглаживать его по голове или спине, то он может уснуть и не дослушав до конца. Что ж – есть повод продолжить завтра…

Так ли это и нужно ли запрещать подростку читать в постели? Увы – да. Медики доказали, что при чтении в положении "лежа", сдавливается грудная клетка, нарушается дыхание и циркуляция крови.

Именно поэтому, мы часто засыпаем, лежа с книгой. Но и это еще не все: из-за нарушения циркуляции крови возникают застойные процессы в коре головного мозга, возникают боли в затылочной части головы.

Вам и этого мало? Для того, чтобы не испортить зрение при чтении, текст должен находится на расстоянии 33 см. от глаз.

Держа книгу навесу, мы либо уменьшаем, либо увеличиваем расстояние. Если делать это систематически, то вполне реально снизить остроту зрения.

Добавим к этому неправильно расположение источника освещения, переутомление глаз просмотром ТВ и монитором ПК, школьные нагрузки – угроза близорукости становится вполне реальной.

Еще

Безусловно, каждый родитель знает, что книги - лучший помощник для детского развития: они расширяют кругозор малыша, учат новым понятиям, вещам, воображению. Педиатры советуют познакомить ребенка с книгами, как можно раньше, поэтому многие мамы и папы начинают читать сказки своим деткам, когда те еще находятся в утробе матери. А когда малыш появился на свет, прекрасной традицией для семьи может стать сказка на ночь. Конечно, с самого рождения крохе помогают познавать мир сказок родители, и их главная задача - привить ребёнку любовь к чтению и книгам. В данной статье мы подробно расскажем о том, почему необходимо читать ребёнку перед сном сказки, чем же полезны «вечерние сказки»?

Важные задачи семейного чтения перед сном:

Гармония в отношениях

В современном мире очень быстрый ритм жизни, и времени на доверительные беседы или совместное семейное времяпрепровождение очень мало. Поэтому прекрасной семейной традицией, которая создаёт атмосферу любви, может стать чтение перед сном.

Вечернее спокойствие

Ребёнку необходим выработанный режим, по которому он живёт, и чётко знает, какое действие его ждёт после выполненного. Так, во время прочтения сказки на ночь, малыш успокаивается, расслабляется и засыпает легко и быстро.

Развитие интеллекта

Безусловно, чтение полезно в любое время суток. Но, как доказали ученые, вечернее чтение лучше всего закрепляется в памяти человека. Дело в том, что перед ночным сном, организм ребёнка расслаблен, а мозг, наоборот, лучше воспринимает новый информационный материал нежели утром. Поэтому обязательно читайте своему малышу перед сном, задавайте вопросы о героях, размышляйте о последующих событиях в сказке. Не лишним будет ознакомить малышей с жизнь и творчеством русским писателей-сказочников, например прочитать биографию Пушкина для детей. Благодаря такому вечернему чтению интеллект ребёнка развивается очень хорошо.

Любовь к книгам

Сегодня многие дети не любят читать книги, им больше нравятся компьютерные игры, просмотр различных телевизионных программ и т. п. Очень сложно привить любовь к чтению ребёнку, который хорошо разбирается в современных гаджетах. Поэтому, самое благоприятное время для формирования любви к книгам - время «маленького слушателя». Очень важно не упустить это время, так как потом может быть поздно.

Формирование мировосприятия

Когда малыш слушает сказку, он представляет себя в мире героев, переживает вместе с ними, пытается помочь. Благодаря этому ребенок учится переживать за другого, учится новым понятиям (например: добро и зло), фантазирует, размышляет. В педагогике такая методика получила название сказкотерапия. И, как правило, для чтения выбирают добрые сказки, в которых добро всегда побеждает зло, тем самым в сознании малыша закладываются модели отношений и поведения.

И не забывайте, что, читая ребёнку сказки, вы тоже должны получать удовольствие. И читать детям надо с открытым добрым сердцем.

С самого рождения мы читали Леше книжки перед сном. Перед дневным сном и перед ночным тоже. На мы узнали, что делать этого нельзя. Поскольку я к любой информации отношусь скептически, то у меня было огромное желание все перепроверить и разобраться. Добралась до этого только сейчас, спустя несколько месяцев. Доводы вроде бы и логичные, но что-то все равно меня в этом смущает. Подумаем вместе и разберемся, как читать ребенку и когда?

Основная цель чтения для людей - познание мира. Основная цель чтения родителями ребенку перед сном - усыпление ребенка, в процессе которого и книжки читаются порой тихим и монотонным голосом. Когда перед сном малыш начинает задавать интересующие его вопросы во время чтения, то родители раздражаются и просят ребенка засыпать. Чтение становится для людей с самого раннего возраста не инструментом для узнавания чего-то нового, а отличным способом достаточно быстро окунуться в сон.

Это связано с работой головного мозга, а именно, с его ритмами. Когда человек засыпает, то мозг из бета-ритма переходит в альфа-ритм, а потом и в тета-ритм. Если этот переход в течение многих лет связан с чтением, то образуется условный рефлекс, если выразиться совсем кратко - это книжка-сон. Мозг автоматически засыпает при чтении книги.

Отсюда у школьников и взрослых людей возникают проблемы с чтением и познавательной активностью. Через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Люди становятся не способны воспринимать большой объем информации, обычно помня две-три страницы прочитанного. Давно ловлю себя на мысли, читая текст во второй раз, что читала уже его, даже слова помню, фразы отдельные, а смысла не уловила (уснула, одним словом). Поэтому для многих людей чтение становится неинтересным занятием уже в детском возрасте.

Чтение - это процесс узнавания чего-то нового, активный, ведущий к знаниям, заставляющий искать дальше ответы на свои вопросы, что не всегда возможно сделать уже лежа в кровати. Получается, нельзя читать непосредственно перед сном, то есть перед засыпанием. И плохо, когда ребенок засыпает постоянно под чтение родителем книжки. Перед сном лучше спеть колыбельную, обсудить события прошедшего дня, послушать аудиокнигу, но не связывать сон с чтением.

Мы несколько месяцев пытались уйти от чтения перед сном, но руки так и тянутся к книге. Потом я поняла, что у нас чтение не перед сном, а где-то за час-полтора, но сидя в кровати. Я стала замечать, как этот процесс часто затягивается, мы даже можем пойти делать опыт (если читаем что-то по теме, например "Чевостика"). И к этому надо быть готовым (как и к ответам на вопросы ребенка), либо выбирать подобную литературу для чтения в другое время, а вечером читать истории и сказки. После чтения мы обычно ложимся, выключаем свет и обсуждаем с Лешей прошедший день, делимся впечатлениями, разбираем какие-то негативные моменты за день, вспоминаем хорошее и засыпаем. Так мы делаем чуть ли не с годика.

Как читать ребенку?
1) Читать с выражением, эмоционально.
2) Хотя бы иногда двум родителям читать ребенку вместе по ролям.
3) Чтение должно быть с той скоростью, с которой разговаривает сам ребенок. Это скорость его мышления. Если читать быстро, то ребенок не успевает уловить и осмыслить прочитанное.
4) Читать литературу, которая понятна ребенку и по возрасту.
5) Советоваться при выборе книги с ребенком. Самостоятельный выбор всегда интереснее.
6) Обсуждать прочитанное по иллюстрациям, подмечая детали на иллюстрациях в книгах. Особенно это актуально при чтении длинной книги, чтобы вспомнить прочитанное перед тем, как продолжить читать.
7) По возможности читать тогда, когда ребенок сам об этом просит.
8) Просто идея. Рисовать свои иллюстрации к книгам без картинок. Интересно будет через несколько лет открыть книгу и пересмотреть их все.

Консультация для родителей "Чтение на ночь - польза или вред"

Описание: статья предназначена для педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей. Может быть использована в качестве консультации для родителей.
Цель данной статьи - помочь формировать у детей интерес к чтению.

Чтение на ночь - польза или вред

Обучение чтению – одна из главных и сложных задач в начальной школе. Несмотря на то, что многие дети приходят в первый класс не только зная буквы, но и умея складывать их в слоги, обучение чтению остается сложным процессом. И если на первом (букварном) этапе важно научить ребенка переводить звуковую форму слова на основе его графической модели, то на следующем этапе важным становится осмысление предложения (а в дальнейшем – текста).
Мы все знаем, что основы культуры чтения закладываются в самом раннем возрасте семьей - самыми близкими и значимыми для ребенка людьми.

Читая малышу, мы приобщаем его к миру книг, расширяем его горизонт. Сначала его привлекают красочные картинки, затем он начинает прислушиваться к чтению. Очень немногие дети в возрасте до 1,5 лет способны удержать внимание больше 5-10 минут. Но это совсем не значит, что в этом возрасте ребенка невозможно заинтересовать чтением. Самое главное для него сейчас – это мамин голос, ее интонации. Своим отношением к книге мы закладываем в ребенке заинтересованность. В семье где нет книг или родители не читают сами очень сложно вырастить книголюба.
Многие родители читают перед сном своим детям. Как правило, такое чтение призвано успокоить и расслабить ребенка. Когда же малыш заинтересовавшись начинает задавать вопросы, родители просят его лежать спокойно и слушать, что равносильно просьбе заснуть.
Но чтение призвано решать другие задачи! Обучая чтению в школе, педагог активирует творческий потенциал ребенка. Чтение должно быть интересным и нужным (полезным). Во время чтения вопросы просто необходимы. Они раскрывают значение непонятных слов или моментов. Ребенок учится интонировать. Ведь одно и то же предложение можно произнести по-разному. Задавая вопросы, дети познают мир. Родители же просто не дают задавать вопросы, не происходит обсуждение заинтересовавшего момента. Таким образом не только гасится заинтересованность ребенка, но и формируется условный рефлекс – «книжка-сон». Давайте разберемся, что происходит.
В течение дня наш мозг испускает бета-ритмы . Бета-активность очень важна для процесса мышления, недостаточная бета-активность головного мозга может привести к эмоциональным расстройствам, депрессии, стать причиной синдрома рассеянного внимания.
Альфа-ритмы мозга обычно возникают, когда мы находимся в состоянии покоя, расслабления. Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент, когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.
Таким образом, родители формируют предпосылки будущей неуспеваемости ребенка в школе. В дальнейшем при чтении через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Человек становятся не способен воспринимать большой объём информации, обычно помня две-три страницы прочитанного.
Читая своим детям, родители должны помнить важное правило. Чтение должно быть интересным и нужным как для самого читающего так и для его слушателей. При этом оно должно быть природосообразным, то есть соответствовать физиологической зрелости ребенка.
Открывая для детей увлекательный мир книг, нельзя навредить, сделав чтение утомительным и неинтересным занятием «по принуждению».