Выступление по обмену опытом на тему" современные формы организации совместной деятельности младших школьников на уроках русского языка". Как организовать обмен опытом в компании


Программа по обмену студентами - процедура, когда студент одного вуза на определенный период получает возможность посещать занятия иного учебного учреждения, с которым у домашнего вуза заключено соглашение. Обмен студентами может проводиться между университетами одного государства или разных.

Некоторые программы (например, Work and Travel USA) рассчитаны на летний период, в который студент не учится, но работает по разрешению в другой стране.

Почему нужны программы обмена

Вам следует поискать программу по обмену студентами за границей, если вы:

  • Амбициозны
  • Работоспособны
  • Хотите повидать мир
  • Намерены сделать карьеру
  • Мечтаете узнать новое в своей специальности
  • Хотите улучшить знание иностранного языка (языков)
  • Интересуетесь и легко адаптируетесь к другим культурам
  • Коммуникативны

Страны и программы, предлагающие обмен студентами

Все европейские страны являются участниками международного обмена студентами. В Евросоюзе действует программа «Эразмус», первое место в которой по количеству ежегодно принимаемых студентов занимают Германия, Испания и Франция. Финансирование проводится Евросоюзом и вузом, из которого прибыл учащийся.

Многие студенты учатся по обмену в Германии при поддержке DAAD (германской службы академических обменов). Организация обеспечивает финансовую поддержку. В России действует Московское представительство DAAD. Преимуществом программы является то, что получить поддержку в ее рамках могут студенты, аспиранты, доктора и профессора их других стран.

AIESEC представляет собой международную европейскую организацию студентов, помогающую всем желающим найти стажировку за границей. Ее членами являются тысячи вузов по всему миру. Представительство AIESEC есть в различных городах России.

Желающие стать студентами по обмену в Японии могут рассчитывать на получение стипендии от правительства Японии. За подробной информацией и подачей документов на участие обращаются в посольство Японии в России.

В Корее иностранные студенты по обмену получают стипендию в рамках программы поддержки иностранных студентов в Корее, обучающихся по обмену. В посольстве Кореи можно получить подробную консультацию о возможности принятия участия в обмене.

В США для учебы по обмену можно стать участником программы Global UGRAD. Кроме того, тем, кто мечтает побывать в Америке, имеет смысл обратить принять участие в Work and Travel USA - программе, по которой студенты едут в летний период работать в США. Из пяти месяцев четыре отводятся для работы, а один - для путешествий.

Существуют локальные организации, помогающие студентам отправиться за рубеж. Для их поиска удобно использовать Интернет. Помимо того, информацию, в каких программах удобнее всего участвовать студентам вашего домашнего вуза, на каких основаниях, всегда можно узнать в деканате учебного учреждения.

Как попасть в программу обмена

Существует конкурс на участие в программах по обмену студентами. Каждое государство предпочитает принимать талантливых и интересных студентов другой страны.

Наиболее распространенные требования к кандидатам:


В каждом отдельном случае вуз или государство (если это государственная программа) ставят свои условия относительно мотивации и имеющегося уровня подготовки участников обмена. Обычно кандидаты на участие в обмене пишут эссе или делают иную конкурсную работу, проходят собеседование, и по результатам всех испытаний принимающая сторона решает, может ли она предоставить студенту возможность учиться у себя.

Какие документы часто требуются для участия в программе обмена

  • Документ, удостоверяющий личность студента
  • Документ, подтверждающий обучение в аккредитованном вузе (плюс свидетельство об успеваемости)
  • Сертификат о сдачи экзамена на знание определенного иностранного языка (по международным стандартам)
  • Справка о состоянии здоровья
  • Виза для принимающей страны

Сколько будет стоить обучение по обмену

Чаще всего для принятия решения об участии в программе имеет значение денежный вопрос. Например, обмен студентами во Франции получает государственную финансовую поддержку, а это значит, что участник программы имеет все основания рассчитывать на государственную стипендию.

Вопрос обмена студентами в Англии решается на университетском уровне, т. е. каждый университет свободен выбирать, может и хочет ли он принимать студентов из других стран, и на каком основании. Определенные университеты предлагают участникам обмена стипендии, для их получения им необходимо выиграть грант от английского вуза. Кроме того, международные студенты получают разрешение на работу (во время семестра двадцать часов в неделю и без ограничений на каникулах).

Студенты по обмену в Корее и Японии получают стипендии от государства.

Часто участники обмена могут получать финансовую поддержку от специализирующихся на этом государственных и негосударственных международных организаций.

Во многих программах студенты берут на себя расходы на оплату перелета (переезда) в принимающую страну и медицинской страховки.

Что говорят студенты

«По обмену Work and Travel USA поехал работать в Сан-Франциско. Город понравился. Однако столкнулся по приезду с несколькими проблемами. Часть моего багажа потерялась при перелете. Но это не самое неудобное. По контракту с работодателем он должен был обеспечить меня жильем. По какой-то причине все сорвалось. Спасибо сотруднику компании, которая занималась организацией моего участия в программе. Он нашел согласившегося приютить меня в своем доме. Работать в пиццерии понравилось, не испытывал никакого языкового барьера и много общался с окружающими меня людьми. Усвоил большой культурный опыт» — Студент из России.

«Практиковалась по программе обмена в университетской клинике г. Безансон, Франция. Две недели стажировалась в отделении онкологии и гематологии. Затем практиковалась в детском отделении онкологии и гематологии. Участвовала в ежедневных обходах и осмотрах пациентов наравне с другими студентами. Удалось поработать на ночном дежурстве в скорой помощи. Особую благодарность испытываю за практику в области психологической помощи пациентам. Поездкой необычайно довольна» — Студентка российского медицинского вуза.

«Обучалась в Германии при поддержке DAAD. Самое важное для участия в программе - вовремя и в верном порядке отправить все требуемые документы. Собеседование даже проходить не пришлось. Выплачиваемой стипендии (1000 евро) хватало на все. Довольна своей практикой по оценке микроклиматических условий Касселя. Профессор, организовывавший мою стажировку, знаком мне еще по международным семинарам в моем городе. Говорят, что найти преподавателя в Германии сложно. Я таким людям советую использовать поисковик, который есть на сайте DAAD. Там есть вся информация: какой профессор в каком направлении работает. С учеными и студентами из России очень многие готовы сотрудничать. В результате такого международного проекта можно получить европейский грант» — Студентка российского вуза.

Крупные индустриальные предприятия постоянно испытывают дефицит квалифицированных кадров. Потребность в специалистах настолько остра, что производственники готовы инвестировать в обучение - открывая в вузах собственные кафедры и формируя профильные учебные программы.

«Собственные кафедры существенно ускоряют подготовку студентов к работе в реальном секторе. На Физтехе их называют базовыми. Обучаясь на базовых кафедрах студенты перенимают опыт у специалистов организаций-партнеров, принимают участие в производственных проектах. В знаменитую систему Физтеха изначально входила тактика интенсивной подготовки студентов. Пройдя ее, выпускникам не приходится тратить пару лет на адаптацию к работе», - рассказывает Алексей Малеев, проректор по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ, основатель и руководитель Moscow Workshops ICPC.

Сейчас в МФТИ действуют кафедра анализа данных «Яндекса»; кафедра теоретической и прикладной информатики Parallels и Acronis; кафедра машинного обучения и криптографии с JetBrains и Acronis; кафедра корпоративных информационных систем с 1C; кафедра распознавания изображений и обработки текста и кафедра компьютерной лингвистики с Abbyy; совместный научно-исследовательский центр кафедры вычислительной математики и Parallels, проект «Технотрек» с Mail.Ru.Group. Работает и несколько кафедр, на первый взгляд не имеющих явного отношения к физическим наукам: банковских информационных технологий «Сбербанк-Технологий», финансовых технологий Тинькофф Банка и совместная с компанией «ВкусВилл» лаборатория гибридных интеллектуальных систем. Совместные кафедры - это не просто форма спонсирования подготовки нужных студентов. Практики, сотрудники компаний, сами принимают участие в учебном процессе, обучая учащихся прикладным навыкам.

Крупным предприятиям выгодно иметь свои кафедры в университетах - они являются гарантированным поставщиком пригодных для работы специалистов. Вопрос: полезно ли такое совмещение для вузов.

«Совместная работа вузов и компаний обеспечивает обмен компетенциями. Это хорошо видно на примере IT-индустрии. Развитие в этой области очень быстрое, и технологические скачки происходят чаще в компаниях, а не в академической среде. Компетенции практиков впитываются профессурой, по ним дальше учатся следующие поколения студентов. Когда мы запустили «Технотрек» совместно с Mail.Ru Group, в МФТИ появилась программа разработки мобильных приложений. Студенты могут обучаться по этой программе по собственному желанию по вечерам и, выпускаясь из университета, уже обладают дополнительными востребованными навыками. В большинстве вузов традиционно сохраняется тенденция к индивидуальному обучению, а учеба на базовых кафедрах отличается большим уклоном в командную работу. Это тоже дает конкурентное преимущество студентам», - уверен Алексей Малеев.

На собственных кафедрах компании обучают не только российских студентов. Так, компания «Русал» привезла в Сибирский федеральный университет 25 студентов с Ямайки, победителей конкурсного отбора на участие в стипендиальной программе, которую спонсирует «Русал». Эти студенты учатся на разных направлениях, группа металлургов является самой многочисленной, в ней проходят обучение десять студентов. «У ребят очень большая мотивация к обучению. Из всего потока студентов они подходят к заданиям наиболее ответственно. Несмотря на то что основной сложностью для ямайских студентов на данном этапе остается язык, все старались защитить свои работы на русском», - рассказала доцент кафедры автоматизации производственных процессов в металлургии ИЦМиМ СФУ Татьяна Донцова.

На корпоративных кафедрах преподают как профессиональные сотрудники вузов, так и представители компаний партнеров. Скажем, в проекте «Технотрек» МФТИ 75% преподавателей - практики из IT-индустрии. За счет привлечения практиков студентам обеспечен разносторонний подход к знаниям, который гарантирует более высокий уровень образования.

Студентами является процедурой, при которой учащийся вуза на фиксированный срок получает возможность слушать лекции и посещать практические занятия в ином образовательном заведении. Для того чтобы подобная ситуация была возможна, между учреждениями заключается специальный договор о международном сотрудничестве.

Особенности программ

Некоторые международные программы обмена студентами функционируют только в летнее время. Парни и девушки в это время не посещают учебных занятий. Поэтому ими часто осуществляется работа (практика) в той стране, с которой заключено соглашение.

Современные программы обмена студентами в России подходят тем молодым людям, которые отличаются высокой работоспособностью, имеют собственные амбиции, мечтают о международной карьере, хотят улучшить владение иностранным языком, обладают коммуникативными навыками.

Варианты обмена

Практически все европейские страны в настоящее время заинтересованы в том, чтоб к ним приезжала молодежь из разных государств мира. Существует специальная программа в Евросоюзе, которая регулирует механизм решения данного вопроса. Есть здесь специальные программы обмена студентами. Германия принимает участие во многих проектах. Ее считают лидером международных обменов.

Финансовое обеспечение осуществляется и тем учебным заведением, из которого приехал молодой человек, и Евросоюзом. Например, программа обмена студентами с Германией реализуется при тесной поддержке немецкой службы обменов DAAD. Структурное подразделение этой организации функционирует на территории Российской Федерации. Оно располагается в Москве. Данная программа обмена студентами направлена на финансовую поддержку аспирантов, студентов, профессоров, докторов наук из разных стран.

Международная европейская организация студентов

AIESEC помогает всем желающим студентам подыскать оптимальную стажировку за границей. Членами данной организации являются тысячи престижных учебных заведений высшей ступени, расположенные в разных странах мира. Свое представительство AIESEC имеет и в крупных российских городах. Эта программа обмена студентами помогла получить прекрасную языковую практику сотням парней и девушек.

Япония и Корея

Те молодые люди, которые мечтают попасть по студенческому обмену в Японию, могут претендовать на специальную стипендию. Ее выплачивает правительство этой страны. В посольстве Японии можно получить подробную информацию о пакете документов, сроках обращения. Здесь вам также детально опишут вузы с программой обмена студентами. Одновременно в Корее иностранным студентам, прибывшим в страну по обмену, выплачивается стипендия по специальной программе поддержки. Детали участия в проекте и подробная консультация доступны в посольстве этой восточной страны.

Программы США

Программа по обмену студентами в США называется Global UGRAD. Ею уже воспользовались сотни российских студентов престижных отечественных вузов. Кроме того, можно попробовать попасть в проект Work and Travel USA, позволяющий молодым людям с разных уголков земного шара в летнее время поработать в США. Рассчитан он на пять месяцев. Причем один отводится на отдых и путешествия, а четыре - для работы.

Есть специальные локальные организации, которые помогают студентам выехать за пределы своей страны. К тому же в каждом крупном отечественном вузе существуют собственные международные связи. Если вы мечтаете попасть на стажировку за границу, выбирайте университеты с программой обмена студентами (РУДН, МГУ и другие).

Правила участия в международном обмене

Есть специальные конкурсы, победители которых становятся участниками международных программ по обмену студентами. Европейские страны позитивно настроены к талантливым и одаренным студентам из других стран. Они стараются сделать их пребывание на период обмена максимально комфортным и безопасным. К кандидатам для обмена выдвигаются определенные требования. Они могут варьироваться в зависимости от научной области, требований принимающей стороны. Среди распространенных следующие требования:

  • Отличная успеваемость по дисциплине обмена.
  • Свободное владение тем иностранным языком, который используется для преподавания в принимающем учебном заведении.
  • Определенный возраст.
  • Отсутствие ограничений по физическому и психическому здоровью, которые бы помешали учебе, социализации.

Для каждой индивидуальной программы обмена государством или учебным заведением ставятся дополнительные условия, касающиеся мотивации участников проекта. Например, кандидатам предлагают написать эссе, пройти специальное собеседование, сделать проектную либо исследовательскую работу, стать победителем конференции или творческого конкурса. После успешного завершения всех испытаний решение остается за принимающей стороной. Представители вуза анализируют возможность и целесообразность приема конкретного кандидата в качества своего студента.

Пакет необходимых документов

Для того чтобы стать участником международных обменных программ, необходимо собрать и предоставить пакет определенных документов:

  1. Бумагу, подтверждающую личность студента.
  2. Документ об обучении в государственном аккредитованном высшем учебном заведении.
  3. Справку об успеваемости, заверенную ректором.
  4. Сертификат об успешной сдаче экзамена на владение иностранным языком (согласно установленным международным стандартам).
  5. Справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья.
  6. Визу принимающей стороны.

В большинстве случаев решающее значение для принятия решения об участии в международных обменных программах имеет финансовый вопрос. Если планируется обучение во Франции, можно рассчитывать на материальную поддержку со стороны государства. Данный фактор существенно повышает шансы кандидата на успешное включение в обмен, получение специальной стипендии.

Вопросы, касающиеся обмена студентами в Англии, решает руководство университета. Они владеют правом выбора участников проекта из определенных стран. Кроме того, сами разрабатывают критерии конкурсного отбора. Есть в этой стране и такие университеты, которые готовы назначить для участников международного обмена специальные стипендии. Но для их получения необходимо стать обладателем гранта от этого английского вуза, выиграв определенный конкурс.

Международным студентам можно получить разрешение на работу во время учебного семестра - в неделю не больше двадцати часов. В летний период подобных ограничений не предполагается. У участников программы есть возможность получать финансовую поддержку и от негосударственных организаций, специализирующихся на подобной деятельности. Расходы на переезд (перелет) в страну пребывания в основном ложатся на плечи самого студента. Кроме того, необходимо иметь специальную медицинскую страховку.

Заключение

Студенты, которым посчастливилось стать непосредственными участниками различных международных программ, оставляют положительные отзывы. Среди основных проблем они отмечают привыкание к новому образу жизни. Но постепенно все проблемы решаются. И о времени, проведенном в чужой стране, у молодых людей остаются только самые положительные впечатления.

В России популярна не одна программа обмена студентами. Выделим некоторые из них. Целью варианта Erasmus+ является повышение мобильности молодежи, престижа европейского образования. Такая программа разработана для магистров, бакалавров, докторантов. Ее продолжительность зависит от направления стажировки. Она может длиться от одного семестра до нескольких лет.

В некоторых случаях можно не просто оказаться на стажировке, но и стать счастливым обладателем сразу двух дипломов о высшем образовании, сдать экзамен на владение языком, получить соответствующий сертификат. При благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы в одной из европейских стран.

У обучения за рубежом в частных школах с полным пансионом есть достойная альтернатива: участие в программах по обмену школьников, предполагающих на период учебного курса проживание в принимающей семье. «Деловой квартал» собрал ответы на самые часто задаваемые вопросы о программах международного обмена для российских школьников.

Активное развитие международных программ обмена школьников началось после Второй мировой войны - в европейских странах и США. На глазах ­создавался новый мировой порядок, в котором для пред­отвращения страшных трагедий ключевой ценностью становились связи между вчерашними врагами - но не на уровне политиков и дипломатов, а между простыми людьми. Идеологи первых программ обменов резонно предположили, что фундамент понимания между людьми, представляющими разные расы, религии и социальные группы, будет тем прочнее, чем раньше начать его строить - желательно со школьного возраста. И обязательно с участием семей, чтоб погружение в чужую культуру было максимальным. Поэтому международные программы, в рамках которых две страны обмениваются школьниками, приезжающими на один академический год (как вариант - семестр или триместр) учиться в государственные или частные школы, проживая при этом в семьях, стали называть программами культурного обмена (чтоб отделить их от «просто» зарубежных образовательных программ, когда школьники живут в пансионах при частных школах).

Все программы обмена делятся на коммерческие и некоммерческие. Подавляющее большинство относится к первой категории, их организуют, как правило, операторы рынка зарубежного образования, но под патронажем правительственных структур. Вторые действуют как крупные проекты некоммерческих фондов, финансируемых за счет благотворительных взносов принимающих стран, компаний‑спонсоров, самих родителей. Участие в некоммерческой программе не означает, что родители совсем не несут никаких затрат, но они существенно ниже, чем в случае коммерческого обмена. Нонна Коврижных, исполнительный директор Фонда «Интеркультура» (российского отделения AFS, одной из самых крупных в мире структур, организующих некоммерческие обмены), говорит, что 99% организаций по обмену - коммерческие. Это означает, что родители детей, участвующих в такой программе, помимо авиабилетов, виз, страховки, услуг организации и других необходимых затрат оплачивают и стоимость пребывания школьника в принимающей семье и школе.

Для родителей главный мотив отправить детей на учебу в другую страну, в незнакомую семью - подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, научить эффективным межличностным коммуникациям, умению договариваться и налаживать связи в любой жизненной ситуации, ну и, конечно же, погрузиться в другую культуру, что существенно раздвигает горизонты возможного. Организаторы говорят, что программы обмена - это всегда попытка «научить плавать, просто бросив ученика в воду». Жизненные успехи участников таких программ на протяжении десятилетий доказывают, что этот подход по‑настоящему действенный.

Совершенствование иностранного языка в естественной лингвистической среде как главная цель поездки постепенно отходит на второй план, поскольку изучить язык на хорошем уровне сегодня можно и другими способами.

1 | В чем отличие коммерческих и некоммерческих программ по обмену?

Г-жа Коврижных так объясняет особенность некоммерческих программ. Дети и родители, выбирающие их, должны понимать, что лозунг «заплатил и поехал» не работает. Затрат родителям не избежать, но главный принцип отбора детей к участию - конкурсный. Необходимо доказать, что именно этот ребенок может представлять свою страну за рубежом (ведь обмен происходит не между семьями, а между странами), что он в достаточной степени одарен и подготовлен, чтоб достойно выдержать все предстоящие сложности. Отбор есть и у провайдеров коммерческих программ, но, как правило, он ограничивается проверкой уровня владения ребенком иностранным языком.

2 | Какие некоммерческие программы самые известные?

В наиболее известны и распространены (с точки зрения географии представительств и массовости участия) программы AFS и FLEX. Первая формирует программы обмена школьников между десятками стран, для России на учебный год предлагается 23 страны. Вторая финансируется Госдепартаментом США и предлагает годичное обучение в американских школах и проживание в обычных американских семьях. И в том, и в другом случае необходимо пройти конкурсный отбор. Он довольно жесткий, по программе FLEX в сезоне 2012‑2013 гг., в России и СНГ из 70 тыс. участников было отобрано 1,2% (около 800 человек, конкурс выше, чем при зачислении в ). Конкурс по программе FLEX состоит из нескольких этапов (собеседование, рекомендации учителя, письма приемным родителям, эссе второго и третьего тура). Организаторы говорят, что уровень владения английским языком у претендентов не важен, конкурс проходят те, кто показывает наилучшее соответствие целям программы (понимание культуры Америки во всем ее разно­образии, знакомство американцев со своими странами и их культурами, желание узнать о демократических ценностях и гражданской ответственности граждан США и т. д.). Конкурсы AFS на получение стипендии в программе обмена на 2014‑2015 гг. состоит из двух туров. В первом - заочном - необходимо написать эссе на тему «Жизнь в стиле AFS» - не более 20 предложений. Второй тур - очный.

3 | С какими странами существуют программы обмена?

Поскольку изначально программы обмена связывали в основном США и европейские страны, то самая массовая развитая приемная инфраструктура (подготовленные принимающие семьи и школы, участвующие в программах) именно там. Соответственно, больше всего школьников из РФ едут в США, Германию, Францию, Бельгию. При этом Нонна Коврижных уточняет, что сейчас самые популярные у российских родителей именно европейские страны (США утратила статус самой привлекательной страны для обмена). При этом все больше и больше родителей хотят отправить своих детей в относительно новые для школьных обменов государства - Латинскую Америку, Азию (здесь популярнее всего Китай и ). В сезоне 2014‑2015 гг. в программах AFS в России, помимо традиционных европейских стран и США обмены с Индонезией, Индией, Гонконгом, Японией, Таиландом, Аргентиной, Бразилией, Коста‑Рикой, Чили и т. д.

4 | Кто может участвовать в обменах?

Стандартный возраст для участников школьных обменов - 15-18 (иногда 17) лет на начало учебного года. В программе FLEX не могут участвовать подростки, проживавшие в США на протяжении 3 месяцев и более в течение последних 5 лет, а также дети родителей, эмигрировавших в США или подавших документы на эмиграцию в США.

5 | Сколько стоит участие в коммерческих программах обмена?

Академическое полугодие в Германии обойдется от 6,8 тыс. евро, столько же - полугодие в Бельгии или Франции. Академический год в США - от $7 тыс. В эту сумму входит: проживание в тщательно подобранной партнерами на месте семье с питанием (как правило, двухразовым), встреча и трансфер из аэропорта к месту проживания, обучение и использование инфраструктуры школы, культурная программа. Авиаперелет и карманные расходы родители оплачивают дополнительно. Организаторы советуют выделять на карманные расходы (оплата сотового, Интернета, дополнительного питания и т. д.) $200‑300 в месяц.

6 | Какие минусы участия в программах обмена?

С точки зрения получения образования в общеобразовательной школе в РФ у школьников, уезжающих за рубеж на академический год, могут возникать сложности. Организаторы самых популярных программ описывают их так: возможно, в следующем году школьник не успеет вернуться на родину для сдачи школьных экзаменов ( и пр.); академический год в США может не зачесть российская школа; учебная программа в США может сильно отличаться от изучаемой в РФ; по окончании школы в США юношу могут сразу призвать на службу в армию; семья в принимающей стране может отличаться от вашей по уровню жизни.

Мнения

Программы по обмену помогают изжить многие местечковые комплексы

Анатолий Сергеев, генеральный директор компании «СибитSystems» (Красноярск)

К программам по обмену для школьников и студентов отношусь позитивно. Они расширяют кругозор молодых людей, открывая для них новые возможности. Плюс, такие программы помогают изжить многие местечковые комплексы и сформировать из молодых людей настоящих цивилизованных представителей человечества. Я точно не буду возражать, если кто-то из моих детей захочет поучаствовать в программе обмена. Но это должен быть исключительно их выбор, а не мое желание - так в нашей семье построено воспитание. Считаю, будущее не просто за отдельными программами, а за возможностью для молодого человека выбрать любое место обучения, опираясь на общемировые рейтинги и репутацию вуза. При этом соискателю предстоит продемонстрировать все свои способности и доказать право на обучение. Свобода выбора и здоровая конкуренция - уже только это сильно повлияет на личность и характер каждого молодого человека и общество в целом. Пока же программы обмена выглядят скорее как маленькие «калиточки» в большой мир, доступные ограниченному кругу. Но и то, что они есть, уже хорошо.

Программы по обмену - это социальная тренировка для ребенка

Николай Салло, директор «Клиники Тисленко» (Красноярск)

Думаю, никто не станет спорить, что школьные или студенческие программы по обмену очень полезны и нужны. Для ребенка это уникальный опыт проживания в другой стране, со своими культурными и бытовыми особенностями. Кроме того, это хорошая мотивация для более углубленного изучения языка, культуры, истории, географии страны. Не секрет, что даже отношение к учебе и технологии обучения за границей и у нас разные, поэтому, в любом случае, это что-то новое и интересное. Также программы по обмену - это отличная «социальная тренировка» для ребенка, новые знакомства и форматы общения. Но здесь есть свои подводные камни. Так как уровень осознанности в подростковом возрасте, как правило, невысокий, на ребенка может быть оказано какое-то негативное влияние - культурное, идеологическое, религиозное. Поэтому родители обязательно должны понимать и учитывать это и говоря медицинским языком, организовать правильную «реабилитацию» ребенка после его возвращения.

Обмен опытом помогает всесторонне развиваться

Карен Даллакян, президент Фонда ЗООзащиты «Спаси меня!» (Челябинск)

Я, безусловно, положительно отношусь к обмену студентами! Мои мальчики, к сожалению, не участвовали в подобных программах. Но я считаю очень важным, что такая практика есть в Ереване, во многих школах и вузах, где учатся дети моих родственников и друзей. Помнится, когда гостил там, у друзей жил мальчик из Англии. Это важно для образования, для общего развития, как для студентов, так и для школьников. Это знакомство с другой культурой, образом жизни. Любой обмен опытом положителен и плодотворен для работы, образования и развития!

За новым уровнем английского

Виталий Дудка, директор компании «Создаватель» (Челябинск)

Из подобных программ я сталкивался только со студенческой Work&Travel USA. Программа, безусловно, полезная, расширяет кругозор, позволяет путешествовать, учит самостоятельности. Ну и, в конце концов, дает возможность заработать. Дети у меня еще маленькие, но несколько знакомых участвовали в этой программе, моя сестра ездила. Это интересное приключение и испытание. А отдельный бонус - совершенно новый уровень разговорного английского. Самое важное в таких программах, на мой взгляд, - воспитание самостоятельности, получение навыков коммуникации. Ну и иностранный язык, конечно.

Язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем

Ирина Скосырева, владелец сети салонов итальянской мебели Berloni (Нижний Новгород)

Думаю, что язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем. Моим детям не доводилось участвовать в программах по обмену, но я считаю, что это очень здорово. Здесь он учился в обычной школе, и я жалею, что не отдала его в специализированную языковую, где есть программы по обмену. Мы сами отправляли их на летние каникулы в Англию и Францию для углубленного изучения языков. Пожалуй, результат в программах по обмену выше, потому что дети живут в семье и им приходится дополнительно общаться на бытовом уровне. Они больше видят жизнь страны изнутри, погружаются в культуру. Хотя дети, насколько мне известно, предпочитают жить в колледже, потому что в семье надо привыкнуть к определенному укладу, а не каждый ребенок может это. А вообще, любое путешествие помогает расширять кругозор, становиться более коммуникабельным, и это, безусловно, поможет во взрослой жизни. К тому же, когда дети находятся далеко от родителей, учатся самостоятельно принимать решения.

ТОП 28 программ обемена для студентов и старшеклассников

Компания - провайдер/программа стоимость длительность Возраст группы страна
Программы для студентов и магистров, в у.е.
1 1270 – 2250 € 2-4 недели От 18 лет Франция
2 DAAD|Ознакомительная программа 800 -3000 € 2 месяца 20-23 **лет Германия
3 805-1060€ До 4 мес От 18 лет Франция
4 DAAD|Летние вузовские курсы* От 800€ 3-4 недели 20-32 **лет Германия
5 International Excange center|Work and Travel USA 790-1150$ 2-12 месяцев До 25 лет Южная Африка
6 * |Университеты Ф.Шиллера в Йене/им. Фридриха - Александра в Эрлангене и Нюрнберге/Европейский Университет Виадрина/Гумбольдта От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Германия
7 УРФУ* |Школа делового администрирования TURIBA От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Латвия
8 УРФУ*|Лаппеенрантский технический университет/Университет прикладных наук Миккели/Лауреа/Савониа От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Финляндия
9 УРФУ*|Университет Лилль-1/Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Ренн-2/Администрирования предприятий Университета Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Школа Бизнеса ТЕЛЕКОМ, Эври От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Франция
10 УРФУ*|Университет Томаша Бата в Злине/ Западной Богемии/Масарика в Брно /Технический университет Брно/Пражский экономический университет/Карлов Университет/ От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Чехия
11 УРФУ*|Флорентийский университет/Бергамский государственный университет/Туринский университет От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Италия
12 УРФУ*|Загребская школа экономики и менеджмента От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Хорватия
13 УРФУ*|Университет Севильи От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Испания
14 УРФУ*|Университет Йоханнеса Кеплера в Линце От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Австрия
15 УРФУ*|Национальный университет Цинь Хуа От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Тайвань
16 УРФУ*|Гуандунский институт иностранных языков/Гонконгский университет науки и технологии/Харбинский технический институт/Пекинский аэрокосмический университет/Сычуаньский университет От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Китай
17 УРФУ*|Университет Сункьюнкван/Чунан/Донгукский /Ханьянский университеты От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Корея
18 УРФУ*|Ереванский государственный университет От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Армения
19 Americancouncils*/ Программа студенческого обмена «GLOBAL UGRAD» От 200$ 1 академ. Год(семестр) 17-21 год** США
Программы для старшеклассников, в у.е.
1 Альянс Франсез Екатеринбург 1270 – 2250 € 2-4 недели От 16 лет Франция
2 1150-5210$ 2-12 недель С 12 лет США
3 International Excange center/Work and Travel USA 1110-4660$ 2-12 недель С 12 лет Новая Зеландия
4 International Excange center/Work and Travel USA 1080-5380$ 2-12 недель С 12 лет Австралия
5 International Excange center/Work and Travel USA 1060-4370$ 2-12 недель С 12 лет Канада
6 International Excange center/Work and Travel USA 870-3630€ 2-12 недель С 12 лет Ирландия
7 International Excange center/Work and Travel USA 710-3170£ 2-12 недель С 12 лет Великобритания
8 International Excange center/Work and Travel USA 505-2075€ 2-12 недель С 12 лет Мальта
9 Americancouncils*/Программа обмена для старшеклассников «FLEX» От 200$ 3 месяца 15-17 лет США

Узнайте, как организовать обмен опытом между сотрудниками в компании, нужен ли обмен опытом между организациями, почему соцмедиа перестали быть модным трендом, а стали необходимостью.

Из статьи вы узнаете:

Как проводится обмен профессиональным опытом

Обмен опытом производится внутри организации между опытными сотрудниками и новичками, которые недавно пришли на предприятие, имеют только теоретические знания без практического опыта. Стоит учитывать, что свои профессиональные секреты есть у каждого высокопрофессионального специалиста. По статистике, около 29 процентов мастеров своего дела не готовы раскрыть профессиональные секреты. При этом сотрудники предпенсионного возраста более охотно делятся своим опытом с молодыми специалистами. Среди работников старше 50 лет более 50 процентов готовы стать наставниками.

Скачайте документы по теме:

Организация обмена опытом проводится с помощью:

  • тренингов;
  • индивидуальных мастер-классов;
  • наставничества;
  • создания групп с назначением опытных сотрудников;
  • проведения мозговых штурмов;
  • внедрения общей базы данных;
  • ведения базы полезных источников;
  • горизонтальной ротации;
  • внутреннего маркетинга .

Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Обмен профессиональным опытом во время тренинга, где задают частные вопросы, позволяет в течение короткого времени большому количеству молодых специалистов ознакомиться с эффективными способами решения тех или иных проблем, которые в настоящее время актуальны для тех, кто получил теоретические знания, но не обладает практическими навыками.

Обмен опытом в компании между группами, занимающимися разными проектами, поможет уточнить детали, получить практические знания , которые позволят выполнять соответствующие задачи наиболее эффективными способами.

Почему при обмене опытом соцмедиа не модный тренд, а необходимость

Какие методики использовать при обмене опытом работы

Для обмена опытом между сотрудниками применяются различные методики. Индивидуальные мастер-классы помогают освоить навыки работы с определенными программами. Например, если более опытный специалист в совершенстве владеет программой Excel, а молодой специалист плохо ориентируется в возможностях, достаточно провести несколько уроков. После чего проверить результаты . Как правило, без дополнительного обучения такие уроки усваиваются максимально быстро.

Читайте в электронном журнале:

Наставничество – один из видов передачи опыта и формирования основных профессиональных навыков. К неопытному сотруднику прикрепляют наставника на длительный срок. Задачу наставников можно облегчить, разработав в организации наборы регламентов, инструкций и памяток, а так же таблиц, в которых представлены справочные данные. Кроме этого, рационально создать перечень справочных ресурсов, готовых сценариев по решению типовых задач. Работа наставника должна быть дополнительно оплачена.

Обмен опытом с помощью ведения базы полезных источников – не менее популярная и распространенная методика, с помощью которой любой сотрудник сможет воспользоваться полезными статьями, книгами, информационным справочным материалом, с помощью полезной информации выполнить поставленную задачу станет намного легче. Сотрудников необходимо стимулировать , чтобы они смогли пополнить эту базу полезной информацией. Например, если специалист посетил тематическую конференцию, стоит позаботиться о создании тематического отчета, который можно выложить в базу полезных источников.

Внутренний маркетинг – это проведение регулярных опросов относительно возможностей по развитию компании. Рационально интересоваться, какие проблемы существуют в компании, где выявлены слабые звенья. В дальнейшем такие работы помогут организовать для неопытных специалистов тренинги или разработать программы обучения, которые позволят ликвидировать все слабые звенья в организации.

Обмен опытом методом назначения более опытного сотрудника руководителем группы полезен с точки зрения передачи ценных знаний подчиненным. Опытному специалисту рационально поручить вести соответствующий проект или назначить его ответственным за тот или иной процесс. Главное, чтобы руководитель не стремился выполнить все порученные задания самостоятельно, а распределял их между сотрудниками, объяснял, какие методики помогут быстро и эффективно выполнить каждое задание.

Мозговой штурм – одна из методик обмена опытом:

  1. сотрудникам описывают проблему;
  2. предлагают обдумать все способы ее решения;
  3. после обсуждения предложенных вариантов выбирают оптимальную модель;
  4. далее усложняют задачу, обсуждение начинают с самых неопытных участников;
  5. если новички высказали свои способы решения поставленных задач, а опытные сотрудники представили свежие предложения, которые отличаются по уровню от остальных, выбирают оптимальный вариант, предлагая методики достижения цели.

Совместное обучение на вебинарах. Прием передачи и обмена опытом малозатратный. Вебинар преимущественно проходит по скайпу. Участники задают ведущему ряд вопросов, на которые получают ответы. Кроме этого, участники общаются между собой, обсуждая конкретные проблемы, получают рекомендации и готовые способы по решению.

Нужен ли обмен опытом между организациями

Обмен опытом между организациями, работающими в той же отрасли, проводится при внедрении новых технологий, программ или иных изменений в сфере технологических процессов. Стоит учитывать, что в целях обмена опытом проводятся конференции, семинары, иные мероприятия, помогающие обеспечить присутствие большого количества специалистов из всех компаний, которые планируют провести обмен опытом.

Во время обмена опытом сотрудников могут направить в другую компанию, чтобы освоить все методики производственного процесса. Обучение проводят наставники или специалисты, которые овладели соответствующими навыками и технологическими процессами, могут обучить новичков. При заключении договора необходимо учитывать, что в процессе взаимодействия между организациями, являющимися партнерами, важно обеспечить взаимовыгодное сотрудничество.

Если компания установила новое оборудование, но никто из работающих специалистов не знает, как им управлять, помогут партнеры, которые на протяжении какого-то времени уже работают на таком оборудовании. Суть секондмента относительно проста. Сотрудники на практике приобретают необходимые навыки и знания в другой фирме. Затем возвращаются в свою компанию и обучают других специалистов.

Причем внутренний секондмент отличается орт внешнего тем, что специалиста направляют для освоения новых технологий в другое структурное подразделение или отдел, филиал, который относится к одной организации.

Руководитель при отборе сотрудников должен учитывать несколько важных условий:

направляемые специалисты должны уметь воспринимать и осваивать новую информацию;