Как развить слуховую память. Развитие слуховой памяти. Упражнение "Снежный ком"


Привет, друзья! Вы заметили, сколько нового мы узнали за последнее время о памяти? Если вы пропустили мои предыдущие статьи, обязательно прочтите их, поскольку сегодня у меня особенное предложение на тему памяти. Давайте разберемся, как развить слуховую память.

Иногда полезно использовать . Но аптечные не годятся. Они слишком вредны для организма. Лучше покупайте качественные БАДы для мозга .

Как мы знаем, есть три основных вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Как и все гениальное в нашем организме, виды памяти одинаково важны и едва ли могут заменяться между собой. Во всяком случае, для целостного восприятия окружающего нам необходимо прикладывать равные усилия, чтобы гармонично развивать слух, зрение и движения. А, поскольку, сегодня мы остановились на слуховой памяти, давайте изучим несколько универсальных техник для ее улучшения.

Уже обсуждались на блоге. Почитайте.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попробуйте сконцентрироваться на окружающих вас звуках. Как правило, на время отдыха мы стараемся исключить все шумы вокруг, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, собственное дыхание или бульканье в животе (что актуально, если вам совсем повезло, и с посторонними звуками дефицит). При регулярной практике этого упражнения вы заметите, как улучшилась ваша слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение для активизации конкретно слуховой памяти

Такое же простое, как первое. Для него вам нужно уединиться, расслабиться и воспроизвести в уме любые звуки, голоса, тексты, услышанные накануне. Для усиления эффекта постарайтесь немного изменить их тональность или громкость. Так мы добиваемся четких воспоминаний звуков, а меняя в памяти их параметры, укрепляем хорошую слуховую память. Желательно уделять упражнению 5-7 минут ежедневно.

Эта методика немного сложнее в том плане, что требует больше умственных усилий, а также плеер или другое музыкальное устройство. Задача заключается в том, чтобы начав прослушивать какую-либо знакомую композицию, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение у себя в голове. Лучшим результатом будет развитая возможность полностью прокручивать и прерывать в уме любимую музыку. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Методика чемпиона России по запоминанию

Я уже вспоминал о Станиславе Матвееве и его методике в предыдущих постах. Она поможет легко и быстро развить свою идеальную память (слуховую, в том числе). Получите доступ к руководству бесплатно !

Развиваем слуховую память у ребенка

А вот несколько актуальных методик для развития детской слуховой памяти. Конечно, дети дошкольного возраста требуют специального подхода, особенно в таком скучном деле, как монотонные упражнения. Так что вносим элемент забавы и следуем этим несложным рекомендациям:

  1. Периодично знакомьте ребенка с новыми словами (достаточно называть 8-10 слов в день и, по мере необходимости, их повторять) и просите его повторить какие-то из слов. Так вы заодно сможете определить уровень слуховой памяти чада.
  2. Поиграйте в продолжение фраз. Например, начните: «Я вышел во двор» , а ребенок продолжит: «Я вышел во двор, чтобы встретить солнце» , и так далее. Затем попытайтесь вместе вспомнить сложившийся рассказ. Здорово, если в игре будет несколько участников. Уже увлекательно, правда? Упражнение хорошо развивает объем слуховой памяти.
  3. Не менее интересно упражнение с ассоциациями для комплексного развития памяти. Суть в том, чтобы разложить перед ребенком несколько картинок с изображениями разных предметов/явлений и поставить задачу показывать ту картинку, на которой изображено произносимое вами слово (обозначающее предмет/явление).

Тест на слуховую память

Ребята, а сейчас предлагаю остановиться вот на таком познавательном видео. Оно состоит из трех тестов. При этом каждый тест ориентирован на развитие различных подвидов слуховой памяти. Как по мне, довольно просто и продуманно. Интересно, понравится ли вам этот ролик. Пожалуйста, напишите об этом в комментариях к посту!

С детства родители стараются вдолбить в голову детей, что развитие памяти необходимо для будущей жизни и полезно для здоровья. В качестве обоснования своих слов чаще всего взрослыми приводится утверждение, что если не учить стихи, не читать и не пересказывать, то в старости невозможно будет запомнить самые простые вещи. И это правда! Человеческая память устроена таким образом, что основная информация запоминается на слух. Поэтому важно постоянно развивать память, чтобы она не подвела потом в важный момент. Существует несколько действенных методов развития слуховой памяти.

1. Научитесь слушать тишину

Данное упражнение можно выполнять перед сном. Для этого достаточно лечь в кровать и прислушаться к происходящему на улице, а также окружающим звукам в помещении. Сначала нужно оценить весь звуковой фон, а потом постараться вслушаться в каждый звук по отдельности. Начав данное упражнение, люди с интересом понимают, что их окружает огромное количество звуков. Даже просто лежа в постели, кто-то услышит только стук своего сердца, а кто-то разговор соседей через стенку, до кого-то дойдет звук капающей воды в ванной или на кухне и т.д. Мир полон разнообразных звуков и, чтобы натренировать свою слуховую память, достаточно выполнять несколько несложных упражнений, эффект от которых не заставит долго ждать.

2. Вспоминать звуки

Это упражнение необходимо выполнять в помещении, гарантирующем полную тишину, где ничего не помешает и нет людей. Для начала стоит удобно сесть, лечь или облокотиться, в общем, принять удобное положение тела и полностью расслабиться. На упражнении необходимо максимально сконцентрироваться и начать вспоминать услышанные ранее звуки. К примеру, то, что вы слышали в течение дня. Можно попробовать изменить их тональность, громкость или четкость. Сразу все может не получиться, но не стоит расстраиваться и бросать занятия. Для этого упражнения достаточно уделять по 5 минут ежедневно. В скором времени эти тренировки помогут при необходимости вспоминать звуки и изменять их по своему желанию.

3. Музыкальные упражнения

Перед началом упражнения необходимо подготовить несколько понравившихся музыкальных композиций вне зависимости от мелодии. Нужно после прослушивания небольшого отрывка песни, расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок и также попробовать вспомнить мелодию. Можно начать с совсем коротеньких фрагментов музыкальной композиции, а потом увеличить их продолжительность. При этом важно не забывать сравнивать свое воспроизведение с оригиналом. Полезно будет также мысленно останавливать на "паузу" проигрывание мелодии в голове, а затем продолжать с остановленного места. Чтобы получить отличный результат, придется тренироваться очень часто. И лишь после того, как можно будет мысленно полностью воспроизвести любимую мелодию, результат достигнут.

Совершенство слуховой памяти по данным упражнениям поможет через время в деталях четко вспомнить происходящее событие. Такая способность головного мозга надолго закрепится у человека, благодаря выработанной привычке ассоциировать жизненные ситуации с окружающими звуками. Тренировать слуховую память можно как дома, так и в любом месте. К примеру, если описанные выше методы, требуют спокойного время проведения наедине с собой, то, например, слушать музыку и затем мысленно воспроизводить ее мелодию можно в любом месте. Если это окажется легко, то можно усложнить задачу запоминанием текста. Кроме этого, можно гуляя по парку или даже, банально спеша на работу, попробовать прислушаться к окружающим разговорам и, не вникая в суть, просто повторить. Стоит отметить, что данные упражнения можно превратить в игру в компании и устроить соревнования. Также они будут интересны и полезны детям для развития остроты слуха.

Для совершенствования слуховой памяти у ребенка, можно выполнять следующие упражнения:

  1. Попробовать прочитать несколько слов на одну букву и воспроизвести их в точной последовательности, а затем добавить к ним еще несколько слов на эту же букву.
  2. Разучивать небольшие стишки, скороговорки и песенки.
  3. Прочитать несколько слов на одну букву и одно на другую. Попросить указать лишнее слово.

Используя игровые методы обучения, можно быстро развить у ребенка память, не утомляя скучными занятиями. Стоит также понимать, что развитие одного вида памяти, должно происходить в совокупности с другими видами. Например, невозможно развивать слуховую память, не задействуя зрительную и моторную. Воспоминания в головном мозге воспроизводятся, распределяясь по функциональным особенностям. Развивать слуховую память у ребенка можно одновременно с тактильной, для чего необходимо завязать ему глаза и по очереди класть в руки предметы разной формы и текстуры, после чего он должен их узнавать. Упражнения по тренировке всех видов памяти можно проводить детям с 3-х летнего возраста.

Хорошая память - важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема - цветы:

  • роза;
  • тюльпан;
  • гвоздика;
  • зебра (хлопок);
  • ромашка;
  • васильки;
  • лютики;
  • тыква (хлопок)…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

Например:

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно и . В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

Например:

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные ;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка. Совершенная слуховая память станет прекрасным помощником вашему малышу в период любой адаптации или перемен – детский сад, дополнительные занятия, школа, новый коллектив, где ему придется воспринимать и анализировать не только увиденную, но и услышанную информацию.

Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов. В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.

Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.

Упражнения на развитие слуховой памяти

К счастью, память — это та способность человеческой натуры, с которой можно и нужно работать, развивать. Лучше, если начинать делать это с самого нежного возраста. Песенки, колыбельные, стишки, шутки-прибаутки, поговорки, комментарии к действиям, сыплющиеся на грудничка из близких уст, сослужат прекрасную службу в будущем. Не исключено, что первым у него будет не одно слово, а целый букет фраз.
Повторенье – мать ученья. Эта мудрость как нельзя лучше подходит для описания методов тренировки памяти, в которых самое главное – это регулярность. Ежедневное алгоритма знакомого прохождение – счет ступенек в подъезде, различные ритуалы, заведенные в семье, повторение любимых историй дадут хороший толчок развивающим способностям.

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.

  1. Что говорит тишина . Попробуйте слушать тишину, которая является большой редкостью в городах. Вместе с малышом из общей какофонии звуков постарайтесь выделять отдельные ее составляющие – вот проехал грузовик, а вот сосед стучит молоточком, а там птички дерутся за кусочек сухарика, лает собака и т.д.
  2. Учим наизусть . Все что угодно: идете в магазин, пусть ребенок заучит список покупок, для поздравления любимой тети или бабушки, отрывки сказок, названия цветов, растущих в саду, стихи и прозу.
  3. Увеличиваем объем памяти . Еще одна старая игра, когда нужно к какому-то перечню добавить что-то свое. Например, мама говорит: «Мы едем на море и берем вот этот чемодан, я положу в него… книгу», затем подхватывает ребенок, повторяет дословно все, что сказала мама и добавляет в «чемодан» что-то свое. Чем больше играющих, тем интереснее, каждый игрок повторяет сказанное предыдущим и вносит свою «лепту» в бездонный чемодан.
  4. Я писатель . Фантазируйте и сочиняйте истории. Сегодня одну, завтра другую, потом постарайтесь связать их вместе при помощи каких-то героев, событий. Это может быть просто описание похода в магазин, а потом процесса приготовления супа. Или прогулка в зоопарке, а потом, кем я стану, когда вырасту.
  5. Свободное время посвящайте прослушиванию и обсуждению аудиокниг . Разных – художественных, научно-популярных, потом обсуждайте, высказывайте свои гипотезы. Можете немного недослушать книгу и предложить ребенку закончить историю, как он это видит, а потом сравнить с оригиналом.
  6. Учим слова . Озвучьте ребенку 8-10 слов, любых, вначале это могут быть только названия предметов, а по мере тренировок, разбавляйте их глаголами, прилагательными. Попросите повторить запомнившиеся, а те, которые он пропустил, повторите еще раз и устройте контрольную проверку через некоторое время – час-два.
  7. Игра в ассоциации . Эту игру часто практикуют педагоги в начальных классах школ. Подготовьте картинки с изображением разных предметов, механизмов, зверей, продуктов. Разложите перед ребенком и произнесите несколько слов, логически связанных с картинками – мастерская, зоопарк, магазин, ресторан и т.п. Попросите ребенка подобрать к каждому слову подходящую картинку и повторить само слово и то, что изображено к нему.
  8. Найди пару. Составьте пары слов, имеющих отношение друг к другу: огород-помидор, машинка – колесо, альбом – фломастеры. Зачитайте их ребенку, а потом называйте, только первое слово, а парное к нему ребенок должен назвать по памяти.
  9. Раскрашиваем по памяти. Возьмите самые обычные раскраски и набор карандашей из шести, а позже более цветов. Скажите ребенку какой элемент картинки каким цветом разукрасить и пусть он это сделает по памяти.
  10. Хитрые тексты. Подберите или составьте такие тексты, где есть описания, перечисления. Длина 8-10 предложений. А затем озвучьте ребенку задание: «Я текст читаю, а ты запоминаешь всех зверушек, которые в нем будут встречаться». Кстати для такого задания идеально подойдет сказка «Колобок». Вы ее прочтете, а ребенок пусть назовет всех, кто хотел съесть Колобка. Также можно подобрать тексты с цифрами, названиями конфет, цветов. Главное, чтобы на фоне массы слов ребенок смог выделить и запомнить те, которые соответствуют заданию. Количество слов для запоминания нужно менять – начинать с двух-трех, потом четыре, пять и так далее, текст длиннее – слов больше.
  11. Игра в «Стоп» . Выбираете ребенку незнакомую книгу, не взрослую, конечно, сказки, соответствующую возрасту энциклопедию, сборник стишков. Из средины текста берете одно предложение и читаете его вслух, задача ребенка запомнить и повторить. Если с первого раза не получается – делаете следующую попытку. Когда достигнете успеха, зачитайте небольшой отрывок, в который входит выбранное предложение. Ребенок должен сказать «Стоп», как только вы начнете его читать.

Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!