Массовая истерия как защитная реакция сумасшедшего общества. Массовая истерия: самые известные случаи 


Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…

До сих пор ученые не могут понять, как возникает массовая истерия. Почему всей деревней люди внезапно начинают верить в «чупакабру», а целые страны в нашествие марсиан.

Весна 1995 года выдалась для пуэрто-риканских фермеров «горячей»: день за днем поголовье их скота сокращалось. Причинами смерти коз, кроликов и цыплят становились колотые раны и «высасывание крови». На тот момент ветеринарные службы объяснить массовую гибель скота, видимо, затруднились. Так появился «козосос» - таинственный монстр, истребляющий животных. Практически сразу после первых «сигналов» об орудующем на фермах козососе нашлись и очевидцы его преступлений. Так, один из стражей порядка сообщал о «некоем гуманоиде ростом метр двадцать». К концу марта уже несколько человек подтвердили, что «видели в лесной чаще серовато-коричневое существо с крошечной головой». Страну охватила паника. Пока сформированные поисковые отряды тщательно прочесывали местность, в питейных заведениях ночи напролет спорили: козосос - это ранее неизвестное животное или вырвавшийся на свободу результат неудачного генетического эксперимента? «Портрет» монстра был воссоздан в мельчайших деталях: «двуногая крыса» с выпученными глазами, с длинными «руками» и острыми когтями, с ногами, как у кенгуру, а по всей спине - ряды шипов. Скептики пытались успокоить толпу, аргументированно доказывая, что «монстр» - всего лишь обычный хищник. Поймать козососа или доказать факт его существования не удалось, а страх людей вскоре улетучился.

Бумажный человек

В конце XIX века жители некоторых китайских городов стали участниками массовой истерии, которая длилась в течение трех лет. В 1876 году в Нанкине появились первые свидетельства о «бумажных людях», лишающих добропорядочных китайцев… косичек. Специфическая мужская прическа во времена правления маньчжурской династии в Китае считалась символом покорности и лояльности к навязанному режиму. Остричь косу считалось преступлением - пойманный с «неуставной» прической приговаривался к смертной казни. Неудивительно, что паника быстро охватила на только Нанкин, но и стремительно распространилась на другие города - Шанхай, Гуанчжоу, Пекин. «Злой дух, стригущий волосы» был неуловим, а источником всех бед автоматически становился любой иностранец. Интересно, что «бумажный человек» известен был еще со времен династии Вэй, правившей в 477-517 годах до н.э. Массовая паника сыграла на руку предприимчивым торговцам: амулеты, защищающие от вооруженных ножницами «бумажных людей», разлетались, как горячие пирожки в базарный день.

Газовая атака

Зачастую роковую роль в распространении истерии играют средства массовой информации. Так случилось осенью 1944 года, когда две жительницы городка Мэттуна штата Иллинойс позвонили в службу «911» и заявили о том, что «некая таинственная фигура» опрыскала газом их спальни. Пострадавшие жаловались на ухудшение самочувствия, тошноту и головокружение. Более детальной картины из-за отсутствия улик полицейским нарисовать не удалось. Загадочные обстоятельства инцидента стали благодатной почвой для рождения сенсации. После появления статьи в местном издании в полицию позвонили другие «пострадавшие», которые заявили о «газовых атаках», которые якобы произошли задолго до инцидента, описанного в газете. За две недели полицейские выслушали еще около 30 признаний - большинство звонивших были женщины. Исследовавший данный эпизод Дональд Джонсон заключил, что массовая истерия была вызвана не без помощи средств массовой информации: после прочтения заметки люди автоматически связали ухудшение здоровья (тошноту, рвоту, учащенное сердцебиение и пр.) с «газовыми атаками».

Эпидемия «лобовух»

В конце марта 1954 года печатные издания северо-западных штатов Америки опубликовали заметки о «загадочных» повреждениях лобовых стекол автомобилей. Сообщения роковым образом совпали по времени с испытанием водородной бомбы в Тихом океане, которое широко освещалось в прессе. Жители Сиэтла и других городов связали появление «оспинок» на «лобовухах» с «ядерным воздействием». В середине апреля в полицию поступило более двух сотен сигналов о «крошечных оспинках». В некоторых случаях сообщалось, что эпидемия охватила целые автостоянки. Истерия усиливалась и грозила обернуться массовыми беспорядками. В ночь на 15 апреля стремящийся успокоить толпу мэр Сиэтла обратился за помощью к президенту Эйзенхауэру, после речи которого количество паникеров уменьшилось. Победить «эпидемию» удалось только после обнародования результатов исследования Вашингтонского университета, ученые которого доказали, что «таинственные черные оспинки» не что иное, как продукт сгорания угля.

Охота за головами

В конце 1979 года панические настроения охватили остров Борнео. Неблагоприятная социальная обстановка, безработица, ликвидация школ совпали с правительственными работами по строительству моста. Стрессовое состояние усиливалось исторической памятью: начиная с XVII века, реализация подобных проектов (реальных или вымышленных) неизменно сопровождалась «охотой за головами», ведь по народным верованиям во время стройки необходимо закладывать в основание конструкции «жертву». Только в этом случае сооружению гарантирован долгий срок службы. Поддавшиеся массовой истерии люди начали интерпретировать рядовые события повседневной жизни в контексте «охоты» и «похищений». Изучавший местные обычаи антрополог Ричард Дрэйк доказал, что подобные эпизоды являются великолепным доказательством антагонистического противостояния между коренным населением и властью.

«Поцелуй» бабочки

Летом 1899 года в вашингтонских газетах появились сообщения о большом количестве людей, обратившихся в местные больницы. Все они просили излечить их от «укусов жучка». Желая воспрепятствовать распространению массовой истерии, в журнале «Popular Science» было опубликовано авторитетное мнение доктора Л. О. Говарда. В частности, сообщалось, что в Соединенных Штатах водятся шесть насекомых, чьи укусы, действительно, представляют опасность для жизни человека, но шанс встретить любое из этих «беспозвоночных» практически равен нулю. По мнению ученого, в основе массовой истерии лежал беспричинный страх. 9 июля того же года в «New York Herald» была размещена заметка об одиннадцати пострадавших, которые накануне обратились за помощью: их тела якобы распухли от укусов ядовитых насекомых. Некоторым из обратившихся удалось поймать «вампиров». Опубликованный в прессе отчет Филадельфийской академии естественных наук сообщал, что «покушавшимися» на жизнь людей насекомыми оказались обычные надоедливые мухи, работящие пчелы, суетливые жуки и легкокрылые бабочки.

Война миров

Вряд ли радиожурналист Орсон Уэллс мог предположить, что его креативный подход к инсценировке романа Герберта Уэллса «Война миров» окажется настолько убедительным. Накануне Хэллоуина 1938 года радиовещательная компания «Коламбия» начала вечерний эфир с анонса предстоящего радиоспектакля. Затем последовал традиционный прогноз погоды и концерт легкой музыки, который был прерван сообщением о движении в сторону Земли необычного тела. Одно за другим в эфир выдавались сенсационные сообщения: вот корреспондент рассказывает о падении с Марса метеорита, описывает массовые человеческие жертвы, берет интервью у очевидцев. Следующее сообщение повергло радиослушателей в ужас: метеорит оказался марсианским кораблем, а прилетевшие на нем существа «лучами смерти» уничтожили всё вокруг. Дальше - больше: в эпицентр стянуты регулярные войска, которые в срочном порядке готовятся вступить в войну с марсианами. Репортер живо описывал, как спасается бегством вместе с горсткой других счастливчиков, как марсиане испепеляют всё вокруг, оставляя после себя горящие руины и горы обезображенных тел. Окончание «радиошутки» слушать было некому: жители восточного побережья Америки и части Канады покидали свои дома, пытаясь избежать смерти, звонили в «911» и умоляли спасти их от марсианского нашествия. Эксперты подсчитали впоследствии, что жертвами «розыгрыша» стало более миллиона человек. Сам же Орсон Уэллс на следующее утро проснулся знаменитым - его называли человеком, который сумел напугать Америку.

Сообщение Массовая истерия: самые известные случаи появились сначала на Умная.

В 1962 году странная эпидемия обрушилась на граждан африканской страны Танзании. На молодых жителей деревни Кашаша, расположенной у западного побережья озера Танганьика, внезапно обрушился приступ смеха. Когда стали расследовать это дело, то следы зачатков истории привели медиков к знаменитому озеру Виктория, что у самой границы с Кенией. Идя по следу, врачи пришли к деревне Кашаша, где в местной школе стартовал этот заразный смеходром.

В школе-интернате шёл рядовой урок, кто-то из учеников пошутил, раздался смех, которым заразились несколько одноклассников. И пошло-поехало. Дети заразили почти непроходящим смехом родителей, те соседей и коллег. И вскоре все жители Кашаши хохотали без перерыва на обед, и даже во сне.

Дальше сумасшествие перекинулось на соседние сёла. Вовлечёнными в истерию оказались тысячи людей. Веселье продолжалось, как потом подсчитали, в некоторых регионах страны от 6 до 18 месяцев. Любопытно, что феномен так же неожиданно сошёл на нет, как и начался.

Медики, привлечённые из разных стран мира к расследованию инцидента, долго разбирались с феноменом. Но до истинной причины эпидемии так и не докопались. У пациентов, вовлечённых в весёлую истерию, врачи обнаружили лишь боли в районе грудной клетки, некоторые из них теряли сознание, кое у кого возникли респираторные проблемы, сыпь. Более ничего установить не удалось, несмотря на массу документов и живых участников эпидемии.

21 сентября 1995 года любопытное событие произошло в индусском храме города Нью-Дели. Один из монахов, присутствовавших на религиозной службе, поднёс к мраморной статуе бога Ганеша ложку с молоком из кувшина. И молоко на глазах собравшихся с ложки исчезло, то есть, как поняли свидетели, Ганеша его принял. Весть об этом тут же разнеслась по всему городу. Интересно, что аналогичные ЧП отметили и в других храмах Индии, а поглотителем молока всегда становилась статуя Ганеши - сына бога Шивы.

Через пару дней о подобном «питье молока» статуей докладывали из индусских храмов соседних с Индией государств. Верующие воспринимали происходящее, как чудо, а вот учёные дали этому феномену иное имя - массовая истерия. Ганеша продолжал «пить молоко» до октября того же года.

В июне 1962 года США гудели от панического страха. На одной из ткацких фабрик среди работниц объявилась болезнь. Симптомы её назывались следующие: общее онемение тела, тошнота, головокружение и сильная рвота. Говорили о насекомом, чей укус выводил из строя работниц фабрики. 62 ткачихи указывали на вышеперечисленные симптомы, некоторых госпитализировали. Все СМИ страны подробно рассказывали об этой эпидемии. К расследованию подключились департамент здравоохранения США, центр инфекционных заболеваний и комиссия ведущих медиков страны. После исследовательских работ врачи сделали следующее заключение: это типичный случай массовой истерии. Хотя некоторые из работниц фабрики действительно показывали укусы неких жучков. Общий диагноз для всех заболевших был очень похож на обычный грипп. Уже через 2 месяца фабрика трудилась в обычном режиме, а новых больных не появлялось.

ЯДОВИТАЯ ЖЕНЩИНА

В 2006 году массовый вид истерии обрушился на Португалию. Причиной этого стал телевизионный мыльный сериал «Клубника с сахаром». Такой вид шизофрении знаком и нам, но не с такими последствиями. Данный онлайн фильм рассказывал о молодёжи и предназначался для просмотра школьникам и тинейджерам. В мае 2006 года истерия приобрела чудовищный вид, из-за чего более 300 школьников из 14 школ страны выказали одинаковые симптомы психоза с характерными признаками, которые включали в себя: сыпь на коже, проблемы с дыханием и сильное головокружение. По этой причине в стране были закрыты более десятка школ. На ноги подняли всю систему здравоохранения Португалии, которые отбросили идею о массовой истерии. История рикошетом ударила и по родителям «больных» учеников, так как о сериале в связи с поднятым шумом писали все газеты. Но если это не истерия, то что?

В 1994 году в городе Риверсайд (Калифорния) объявилась неординарная пациентка, которую врачи назвали «ядовитой женщиной». После обследования медики обнаружили у Глории Рамирес (так звали больную) рак шейной и затылочной области головы. Её срочно доставили в госпиталь, где стали происходить странные явления. Все врачи и медсестры, имевшие с пациенткой близкий контакт (осматривали и проводили с ней процедуры), чувствовали острое недомогание и часто теряли сознание. Медики отмечали, что тело Глории выделяло отчётливые запахи, они имели то чесночный, то фруктовый ароматы, а в её крови врачи нашли некие вкрапления и даже субстанцию, по своей структуре напоминающую обычную бумагу. Интересно, что в большинстве из-за работы с Глорией Рамирес страдали женщины. При этом кровь медиков оставалась по своему химическому составу нормальной.

Департамент здравоохранения Калифорнии создал специальную комиссию, которая, всесторонне изучив дело Глории Рамирес, пришла к такому выводу: мы имеем яркий пример массовой истерии. Кому-то из персонала случайно стало плохо после контакта с Рамирес, и это вызвало эффект принципа домино.

СИЛА ИСКУССТВА

«Война миров» - одно из произведений английского писателя Герберта Уэллса. 30 октября 1938 года (накануне Хэллоуина) по американской радиостанции «Колумбия» в прямом эфире транслировалась одноимённая радиопостановка. От автора текст читал известный актёр Орсон Уэллс.

Некоторые слушатели включили свои радиоприёмники не с начала постановки, но фабула романа так поглотила их, что, услышав мрачное и очень выразительное повествование в исполнении профессионального актёра, тут же пришли к выводу, мол, передают «последние новости», где объявляют о начале Второй мировой войны.

На следующее утро газеты живописали панику, начавшуюся накануне из-за обычной радиопостановки. Народ повалил на улицы, чтобы срочно эвакуироваться из городов. Паника была настолько велика, что многим казалось, что они дышат ядовитыми газами, который сбросил на США с бомбардировщиков невидимый враг.

Люди звонили на радиостанцию CBS и в полицию, чтобы получить разъяснения по поводу якобы начавшихся военных действий. Некоторые сообщали, что слышат выстрелы и даже взрывы, хотя их не было. Толпы людей собирались на центральных площадях, куда высылались наряды полиции, чтобы успокоить народ и уговорить людей вернуться по домам. А те, кто возвращался из пригородов с работы вечером, застали и вовсе волнующую картину. Везде носились перепуганные люди, мигалки и сирены полицейских машин только добавляли колорита к общей путанице. К концу дня паника стала распространяться уже по всей стране, охватив Нью-Йорк и Нью-Джерси, где беспорядки оказались наиболее существенными.

Этот случай считается ярчайшим примером фактически беспричинной панической массовой истерии, когда в ней были задействованы тысячи людей.

А самым древним примером массовой истерии является инцидент во Франции. Он зафиксирован документально, поэтому мы о нём знаем. 15 июля 1518 года в Страсбурге, который тогда считался частью Священной Римской Империи, толпа людей впала в странное состояние: народ без отдыха и перерывов танцевал прямо на улицах. Инициатором танцевального марафона стала некая фрау Трофея (немка по национальности). В неё будто вселился бес веселья, и она стала отплясывать, приглашая всех присоединиться к её хороводу.

Вскоре все жители деревни хохотали без перерыва на обед, и даже во сне. Это продолжалось 18 месяцев

В течение первой недели танцующих насчитали 34 человека. Но за месяц их количество не только не упало, а даже увеличилось до 400 человек. Многие из танцующих умирали прямо на улицах Страсбурга во время этой неестественной танцемании (не выдерживало сердце).

На этот счёт в архивах города сохранены записи медиков, в которых задокументирована эта истерия, а также даны описания отпевания и похорон погибших в данном безумстве, где умерших называют «жертвами сатанистской проказы».


Гонения на ведьм и колдунов существовали испокон веков. Наказания для этой категории сомнительных лиц были прописаны в законах Древнего Египта и вавилонском Кодексе Хаммурапи, колдовство и магия осуждались в Библии. Но только в Средневековье борьба с ведьмами вылилась в настоящую массовую истерию. Средневековая охота на ведьм длилась несколько столетий, в результате погибло от 60 до 100 тысяч человек.

Пик истерии пришелся на XVI-XVII века. Больше всего досталось «ведьмам» раздробленной на множество мелких государств Германии, а вот католическую Испанию, со школы ассоциирующуюся с религиозным фанатизмом, охота на ведьм затронула в меньшей степени. В протестантских государствах законы о колдовстве зачастую были даже более суровыми, чем в католических странах.

Представление о масштабах бедствия дает свидетельство современника, наблюдавшего всеобщее помешательство в отдельно взятом Бонне в начале XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать» .

Танцевальные истерии


14 июля 1418 года в Страсбурге некая женщина вдруг начала неистово плясать. В последующие дни плясовая истерия охватила несколько сотен горожан. Городские власти, чтобы не подначивать плясунов, запретили бить в барабаны и трубить. Недужных отправили в часовню святого Витта в Цаберне, где они и успокоились. Что любопытно, спустя ровно сто лет, в июле 1518 года, массовая танцевальная истерия в Страсбурге повторилась. В течение нескольких дней 400 жителей отплясывали на улицах и площадях города. Эти события получили название «танцевальная чума».

Вообще же такие танцевальные эпидемии известны еще со времен античности, но настоящий размах они приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Люди бросали все дела, чтобы предаться неистовой пляске, переходили от города к городу, падали замертво от изнеможения. Этот вид массовой истерии получил в народе название «пляска святого Витта», а в медицине - хорея. Раньше недуг лечили молитвами, обращенными к святому Витту, теперь - галоперидолом.

Истерии в женских монастырях


Монастырь вообще был удачным местом для возникновения истерий и прочих отклонений: закрытое пространство, ежедневный тяжелый труд, разнообразные обеты (в частности, обет безбрачия), суровые наказания. Не говоря уже о том, что часто в монастыри попадали помимо своей воли.

Так, в монастыре во Франции вдруг замяукала одна монахиня. Вскоре уже весь монастырь во главе с аббатисой неистово мяукал. Жители окрестных селений встревожились. Было бы не так критично, если бы монахини хотя бы гавкали или чирикали по-воробьиному. Но мяуканье - это было уже слишком: ведь кошка считалась животным дьявола!

Скандал дошел до начальства, и оно отправило к монастырю отряд солдат с плетками. Когда монахиням пригрозили, что их хорошенько отхлещут плетьми, если они не прекратят кошачий концерт, христовы невесты угомонились. Хотя верится с трудом, что такие угрозы могли привести к спокойствию. Наверняка монахини замяукали с еще большим вдохновением. Вот когда подобную массовую истерию в другом женском монастыре церковные власти прекратили, отказав в финансировании, - в это верится больше.

Другая истерия охватила монастыри в Германии и Голландии: монахини принялись кусать друг друга. «Эпидемия» охватила не только женские, но и мужские монастыри и дошла до самого Рима.

Истерии в викторианской Англии


Еще древнеримский врач Гален писал о болезни под названием «безумство матки», симптомами которой были раздражительность, обмороки и даже безумие. В античном обществе, известном своими вольными нравами, в занятиях сексом не видели ничего плохого, поэтому «безумство матки» было болезнью редкой и лечилось, так сказать, эффективно.

Великобритания в представляла собой полную противоположность разнузданной античности, тогдашнее британское общество отличалось высокоморальностью, благопристойностью и скреподуховностью, то есть было исполнено ханжеством, лицемерием и кучей нелепых условностей.

Больная фантазия блюстителей нравственности видела непристойности в самых неожиданных местах - там, где их не увидел бы самый бывалый извращенец: книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке, на ножки роялей с круглыми наконечниками надевали кринолинчики (а то что это они голые!), купание в водоемах дозволялось только в купальных вагончиках, предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью, экспозиция античных статуй на Всемирной выставке была задержана до тех пор, пока им не залепили фиговыми листами причинные места. Ну и, конечно, приличным девушкам не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении!

После всего этого вполне естественно, что Британию охватила массовая женская истерия: по примерным подсчетам врачей, почти четверть женщин страдала этим недугом. В соответствии с духом времени считалось, что справиться с напастью могут только врачи. Создавались ужасающего вида механизмы-вибраторы, больше походившие на пыточные орудия инквизиторов, которые должны были вызывать «женские припадки» (так тогда назывался оргазм). Для излечения также использовался специальный душ (попросту сильная струя воды, направленная в интимное место).

Шпиономания в СССР


Шпиономания существовала во многих странах, но в СССР она достигла эпических высот. Причина вполне объяснимая. Большевики много лет боролись с царской властью путем подпольной, подрывной, террористической деятельности. И, когда они пришли к власти, им везде мерещились шпионы и диверсанты: у советского руководства была уверенность, что их противники должны были бороться теми же методами.

«Буржуйские» разведки при тотальной закрытости СССР также добивались скромных результатов. Секретность была избыточной, поистине параноидальной. Например, в Петрозаводске были засекречены документы по смене умывальников в детском саду.

В сталинское время шпиономания превратилась в поистине массовую истерию. Шпионы мерещились повсюду: с великим трудом они проникали в СССР с целью сжечь амбар с колхозным зерном, сфотографировать стратегический суперсекретный завод по производству игл для патефонов, подсыпать яд в борщ в столовой №11 - в общем, всегда можно было свалить собственные ошибки и промахи на шпионов. Все провалы советской плановой экономики тут же списывались на подрывную деятельность западных разведок.

Не важно, что разведчик или диверсант во все времена товар штучный. В Советском Союзе их выявляли десятками тысяч. В итоге «шпионов» схватили больше, чем их было во всем мире, вместе взятых. Доходило до трагического абсурда: людей обвиняли в шпионаже в пользу несуществующих стран, типа Карфагена.

Битломания


От музыкантов и групп массово фанатели с тех пор, как они появились. Но только битломания вызвала настоящую массовую истерию. Зачастую «битлам» можно было вообще ничего не исполнять, поскольку во время концертов от воплей публики не было слышно самих песен. Сиденья кресел в концертных залах после выступлений были мокрыми: поклонницы элементарно не могли себя контролировать. Многие фанатки шли дальше и на концертах группы испытывали оргазм. Согласно исследованиям тогдашних британских ученых, многие девушки впервые испытали оргазм именно на концертах «Битлз».

Массовая истерия сопровождала «Битлз» не только на сцене, но и при любом появлении на публике. Бои фанатов с полицией, преследования группы, незаконные проникновения в места обитания «битлов» стали почти ежедневной рутиной. Массовая истерия закончилась вместе с завершением в 1966 году концертной деятельности группы.

Массовая истерия может возникнуть практически в любом месте, при условии, что в этом месте есть группа людей, способных поддаться коллективной галлюцинации. Со стороны такая ситуация кажется смешной, но представьте, что вы сами оказались посреди неконтролируемой толпы - уже не так смешно. Массовая истерия во многом похожа на стихийное бедствие - разрушительное и оставляющее после себя множество бед.

1. Мяукающие и кусающиеся монахини

В средние века таинственный случай массовой истерии произошёл в закрытом монастыре во Франции. Инцидент начался с одной монахини - она вдруг стала мяукать, как кошка. Вскоре все остальные начали делать то же самое, и весь монастырь несколько часов мяукал до конца дня.

Кошачий концерт напугал и привёл в ярость окрестных жителей. Мяукать монахини прекратили только тогда, когда посланные в монастырь солдаты пригрозили побить их кнутами и палками.

Аналогичная истерия охватила монастырь в Германии - монахиня начала кусать своих сестёр. В итоге кусаться стали и другие монахини: эпидемия охватила несколько монастырей, как мужских, так и женских, и дошла до Рима.

Странное поведение монахинь может быть связано с тем, что в те времена люди истово верили в сверхъестественное. А монахини, вынужденные жить в изоляции и волей-неволей пытавшиеся соответствовать религиозным ожиданием простого люда, были наиболее восприимчивы к истерии.

2. Великий Страх

В начале Великой Французской революции всеобщая паника охватила крестьян: до них дошли слухи, что аристократы якобы собираются разрешить своим наёмникам (которые для крестьян ничем от разбойников не отличались) грабить дома и поля. Паранойей, казалось, пах сам воздух - за разбойников принимали бродяг-попрошаек и даже стада животных.

Чтобы защитить себя, жители создали ополчение, от чего всё стало только хуже: одни крестьяне принимали за разбойников других, из соседних деревень, хотя те просто патрулировали окрестности. Некоторые ополченцы подлили масла в огонь, нападая и сжигая дворянские дома и предприятия.

Крестьяне успокоились только тогда, когда стало совершенно ясно, что никакого заговора аристократов не было и нет. Но зато этот эпизод заставил правящий класс так бояться простых крестьян, что они провели ряд реформ, чтобы их успокоить. По сути, Великий Страх стал началом конца старого социального строя сначала во Франции, а потом и во всём мире.

3. Индийский маньяк, 2002 год

Всего через год после печально известного Человека-Макаки из Дели в центре внимания индийского общества появилось другое странное существо - так называемый «Царапатель» якобы появился в северном индийском штате Уттар-Прадеш.

Говорили, что он оставляет на лицах и конечностях своих жертв ожоги и царапины. Также он якобы убил пятерых человек, что подвигло жителей устроить протесты против того, что они считали отсутствием защиты со стороны полиции. Волнения распространились так широко, что национальному правительству пришлось вмешаться и направить агентов для расследования этого дела.

О происхождении «Царапателя» выдвигалось много странных теорий. Одну из них придумал полицейский: он утверждал, что «Царапатель» был инсектоидным дроном, направленным в Индию пакистанскими боевиками для шпионажа.

Тем не менее, учёные, взявшиеся за изучение случая, выяснили, что страшный «Царапатель» был всего-навсего шаровой молнией - природным явлением, часто возникающим во время длительных периодов засухи и способным загореться при контакте с человеческой кожей.

4. Охотники за головами

В некоторых отдалённых областях Индонезии и Малайзии бытовала вера в то, что можно использовать человеческие головы в качестве строительного материала. По этой причине правительства стран якобы дали лицензии так называемым охотникам за головами, чтобы те пошли и нашли головы, которые затем будут заложены в фундамент домов или опоры моста.

Местные жители были в панике, и она достигала апогея, когда неподалёку строилось новое сооружение. Первый премьер-министр Индонезии Сотан Съяхрир рассказывал, что в 1937-м году эти беспочвенные слухи парализовали жизнь в деревеньке Банда: улицы были пусты, так как люди прятались в своих домах уже в семь вечера. Паранойю усугубляли странные истории - некоторые люди якобы даже видели охотников за головами, но сумели убежать.

Также паника возникла в 1979-м году на острове Борнео: жители деревни чуть с ума не сошли из-за слуха, что правительство похищает людей, чтобы укрепить их костями близлежащий мост. В местечке был введён комендантский час, школы закрылись, и местные жители сформировали патрули.

По словам экспертов, проводивших потом анализ этих случаев, «охотники за головами» представляют собой «всплывающие слухи» - те, которые время от времени появляются, отражая тем самым непростую идеологическую связь между коренными туземными племенами и правительством.

5. Эпидемия судорог в Луизиане, 1939 год

Весной 1939-го года в одной луизианской школе произошёл случай массовых судорог: у местных девочек-подростков вдруг начали самопроизвольно дёргаться ноги. Эпидемия началась с одной девушки, у которой во время ежегодных танцев в честь окончания учебного года задёргалась правая нога.

В течение нескольких следующих недель состояние девушки ухудшилось, а меньше чем через месяц ноги стали дёргаться у её подруг и одноклассниц. За некоторыми приехали обезумевшие от страха родители и увезли прочь из школы, что только усугубило истерию и послужило причиной бегства из школы многих учеников. Потребовалась целая неделя, чтобы все, наконец, успокоились.

Что именно вызвало судороги? Нечто в воде или в воздухе? По словам исследователей, изучавших этот случай, девушка-танцовщица, с которой всё и началось, просто хотела привлечь к себе больше внимания. Хелен (так её звали) была из бедной семьи и всё время боялась, что её парень бросит её и уйдёт к какой-нибудь более привлекательной первокурснице.

Скорее всего, подсознание Хелен решило проблему, вызвав болезненную судорогу в ноге, что позволило ей также освободиться от ненавистных уроков танцев. Двух зайцев одних ударом.

6. Страх перед поцелуйными клопами, 1899 год

Несмотря на романтичное прозвище, ничего такого в поцелуйных клопах нет. Зато благодаря одному недобросовестному репортёру поцелуйные клопы в 1899-м году вдруг стали известны во всех Соединённых Штатах.

Джеймс МакЭлхон, репортёр из «Washington Post», назвал поцелуйных клопов главными виновниками того, что на губах людей часто появляются укусы насекомых. Он написал нашумевшую историю о том, как жертвы были таким образом «отравлены», а поцелуйные клопы могут стать причиной новой эпидемии чумы.

Само собой разумеется, история породила панику во всей стране, и вскоре все небольшие ранки на лице уже приписывались поцелуйным клопам. Одна женщина даже описала, как на неё напал такой клоп - по её словам выходило, что он был больше похож на вампира, чем на насекомое.

Даже уличные нищие носили на лицах повязки, а некоторые хитрецы утверждали, что заболели из-за укуса поцелуйного клопа, работать теперь не могут и нуждаются в финансовой помощи. Любопытно, что никто не видел, как поцелуйные клопы кусают людей. Энтомологи, в конце концов, назвали происходящее «газетной эпидемией».

7. Лудонская одержимость, 1632 год

Один из самых известных случаев массовой одержимости в истории Франции произошёл (сюрприз!) в женском монастыре: так называемая Лудонская одержимость началась в 1632-м году.

Монахини из религиозного ордена урсулинок утверждали, что их приходской священник и религиозный наставник Урбан Грандье приказал демонам овладеть монахинями, чтобы сделать их более сговорчивыми и заставить участвовать в оргиях.

Сеансы изгнания демонов из монахинь и суд на Грандье стали такой сенсацией, что их посещали тысячи людей, они даже привлекли внимание короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Через два года Грандье признали виновным и приговорили к сожжению на костре. Справедливость восторжествовала, не так ли?

На самом деле все события были хорошо продуманной интригой, направленной на то, чтобы сместить Грандье с его высокого поста. Священник, бывший, кстати, по-настоящему красивым мужчиной, за своё пребывание в Лудоне обзавёлся множеством врагов, и неважно, что послужило тому причиной - высокомерие ли, распутный образ с жизни или любовные интрижки.

Среди его врагов были и другие священники и епископы, которые не преминули воспользоваться прекрасным случаем дискредитировать Грандье. Глава монахинь Жанна де Анге также хотела продолжать свою карьеру в монастыре, а заодно получить немного денег.

Даже интерес короны к этому делу был политическим ходом - когда-то давно Грандье успел обидеть и кардинала. Какой бы ни была точная причина, после смерти священника одержимость не прекратилась - она продолжалась вплоть до 1637-го года и стала чем-то вроде местного цирка.

8. Фантомная беременность

Вначале 1970-х годов пациентов психиатрической больницы Лондона охватила чрезвычайно редкая форма массовой истерии. Всё началось, когда 17-летняя пациентка по имени Луиза призналась другим пациенткам, что ждёт ребёнка. Само собой, это была ложь: до того, как попасть в больницу, Луиза постоянно пыталась обратить на себя внимание окружающих и вела довольно неразборчивый образ жизни.

Её состояние только ухудшилось, когда она узнала о беременности своей лучшей подруги и её последующей смерти после родов. Эксперты пришли к выводу, что этот травматический опыт и привёл к её заявлению: либо Луиза говорила о фантомной беременности из страха перед возможными последствиями незащищённого секса, либо таким образом отождествляла себя с умершей подругой.

В любом случае, Луиза была достаточно убедительна, чтобы вызвать панику фантомной беременности у остальных пациенток. Через несколько дней после заявления Луизы другие пациентки (одна из которых вообще была девственницей) испугались, что они тоже беременны, и начали шуметь в своих палатах. Только долгие постоянные внушения со стороны врачей, что ни одна из женщин беременной не является, помогли пациенткам, наконец, успокоиться.

9. Паника ядовитой кока-колы, 1999 год

Наиболее серьёзная угроза в истории для виртуальной монополии «Кока-колы» в Европе возникла в 1999-м году, когда более 100 студентов из Бельгии обратились в больницу, сообщив, что заболели после употребления напитка. Последующее расследование в сочетании с плохо сделанным обращением руководства компании к потребителям в конечном счёте стоила компании $200 млн и нескольких дней запрета в других европейских странах.

Изучение якобы испорченной партии выявило заражение - были найдены «злокачественные» углекислый газ и фенол. Но двое бельгийских учёных предположили, что этих продуктов содержалось в напитке слишком мало, чтобы причинить реальный вред.

По их словам, инцидент был случаем массовой истерии, основанным, в частности, на недавних новостях о коровьем бешенстве и испорченных диоксинами продуктов животного происхождения. Отдельное расследование Высшего совета гигиены Бельгии в марте 2000-го года подтвердило эти выводы: большинство жертв испытали «массовое психогенное заболевание».

10. Зуд Бен Ладена

В период с октября 2001-го по июнь 2002-го года у тысяч подростков на коже по неизвестным причинам вдруг появилась сыпь - высыпания оставались на коже от нескольких часов до двух недель, а затем исчезали так же таинственно, как и появились. В свете терактов 11 сентября и разговорах о сибирской язве это казалось успешным примером биотерроризма. Но так ли всё было на самом деле?

И да, и нет. Для школ такая сыпь так и осталась нормальным явлением, но страх перед биотерроризмом заставил учеников уделять больше внимания своей коже. Школьных врачей обязали сообщать в ЦКЗ обо всех случаях.

Должностные лица Центра по контролю и профилактике заболеваний также отметили, что несколько студентов намеренно натёрли кожу наждачной бумагой в надежде, что школа на некоторое время закроется. В итоге выяснилось, что так называемый «Зуд Бен Ладена» никогда не существовал, но панику он посеял изрядную.

11. Сатанинская паника

Вы знаете о МакМартине? Этот парень в 1990-х годах провёл одно из самых дорогих и самых бесполезных исследований в американской истории. Для начала работников детских садов обвинили в том, что они вовлекали детей в насильственные сатанинские ритуалы - дети якобы вынуждены были смотреть на казни, изнасилования, пытки и тому подобное. Практически всех обвиняемых позже освободили, но до того им пришлось провести немало времени в тюрьме, и жизни их в основном были сломаны.

Что стало причиной истерии? Ответ можно получить от родителей. Отцы и матери уходили на работу и были вынуждены оставлять детей под присмотром посторонних людей в детских садах - вероятно, это порождало у родителей чувства беспокойства и вины.

По сути, воспитатели стали идеальными козлами отпущения для родителей, так как помогли тем оправдать собственные недостатки. Кроме того, следователи принудили детей дать ложные показания, и в результате получился современный эквивалент средневековой охоты на ведьм.