Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. Аппарат Гольджи (комплекс Гольджи) мембранная структура эукариотической клетки, органелла, в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных


«Машиностроительный комплекс» - Продукция автомобилестроения - различные легковые и грузовые автомобили. Что такое машиностроительный комплекс? Машиностроительный комплекс. Факторы размещения. Выводы. Докажите устно, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами. Роль и значение машиностроения. Факторы размещения отраслей машиностроительного комплекса.

«Агропромышленный комплекс 9 класс» - (Апк). Пищевая промышленность. Что такое АПК? Агропромышленный комплекс. Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Состав АПК. Легкая промышленность. Выполнила ученица 9 М класса Груздова Екатерина. Изучить особенности агропромышленного комплекса.

«Лесной комплекс» - Целлюлозно-бумажная отрасль. Зачем нужна древесина? Отрасли лесной промышленности. Страны богатые лесными ресурсами*. Продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. Леса уходят. План характеристики лесной базы. Лесная промышленность (Химико-лесной комплекс). Северо-Европейская Центральная Урало-Поволжская Сибирская.

«Природные комплексы» - На каком материке самые разнообраз- ные ПК и почему? Природный комплекс. «Компонент»-в переводе с латинского означает «составная часть целого». Природные зоны. Географическая оболочка. «Комплекс»-в переводе с латинского означает «сочетание». Природные комплексы. Участок леса. Верхняя часть литосферы.

«Природные комплексы России» - Таежными лесами, а на севере. Цели урока: Рассмотреть факторы формирования ландшафтов; Познакомиться с природным районированием России. Изумительной красоты озера. Назовите крупные районы России, которые соответствуют основным тектоническим структурам. Таким образом, среди природных комплексов в России выделяют зональные – географические пояса и природные зоны, и азональные – природные районы.

«Научный комплекс» - 1 Найдите на карте основные Технополисы нашей страны. 2 Запишите в тетрадь понятие «Технополис». Персонал. Понятие. Межотраслевые комплексы. Крупнейшие центры науки. Состав научного комплекса. Академический сектор Сектор вузовского образования Предпринимательский сектор Отраслевой сектор Заводской сектор.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Аппарат Гольджи первые обнаружен в 1898 г. итальянским исследователем К. Гольджи в нервных клетках. Это универсальный мембранный органоид эукариотических клеток. Камилло Гольджи (7 июля 1843 - 21 января 1926)

3 слайд

Описание слайда:

Строение аппарата Гольджи В составе обнаруживаются мембранные цистерны, мембранные пузырьки и мембранные трубочки, которые, если имеются, являются продолжением мембранных цистерн. При всем разнообразии строения основу составляет стопка мембранных цистерн (4-10 штук), изолированных друг от друга. Между цистернами расположены белковые фибриллы, объединяющие цистерны в диктиосому (от греч. диктион - сеть и сома - тело).

4 слайд

Описание слайда:

Комплекс Гольджи дифференцирован на 3 отдела: цис-отдел, медиальный отдел и транс-отдел. Цис-отдел содержит плоские мембранные цистерны, расположенные около ядра. Функцией является сегрегация транзитных белков на 2 группы путем фосфорилирования. Медиальный отдел осуществляет химическую модификацию олигосахарида нефосфорилированных транзитных белков, которые поступают сюда из цис-отдела в транспортных пузырьках. Модифицированные белки аналогичным способом переносятся в транс-отдел. Транс-отдел представлен расширенными цистернами, расположенными ближе к плазмалемме, чем к ядру. В нем присоединяются специфические углеводы к нефосфорилированным белкам, модифицированным в медиальном отделе. Кроме того, здесь синтезируются специфические полисахариды и углеводные головки гликолипидов. Эти биохимические реакции приводят к образованию в транс-отделе трех групп транзитных белков, которые выводятся из данного отдела в составе различных мембранных пузырьков.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Функции 1) сортировка, накопление и выведение секреторных продуктов; 2) завершение посттрансляционно модификации белков (гликозилирование, сульфатирование и т.д.); 3) накопление молекул липидов и образование липопротеидов; 4) образование лизосом; 5) синтез полисахаридов для образования гликопротеидов, восков, камеди, слизей, веществ матрикса клеточных стенок растений (гемицеллюлоза, пектины) и т.п. 6) формирование клеточной пластинки после деления ядра в растительных клетках; 7) участие в формировании акросомы; 8) формирование сократимых вакуолей простейших.

7 слайд

Описание слайда:

Лизосомы Бельгийский биохимик де Дюв в 1955 г. открыл субклеточные структуры - лизосомы. Был удостоен нобелевской премией (1974, совместно с Дж. Э. Паладе и А. Клодом). Лизосома означает растворитель веществ. Встречаются во всех эукариотических клетках, особенно их много в клетках лейкоцитов, способных к фагацитозу. Схема образования лизосом и очищения клетки

8 слайд

Описание слайда:

Строение лизосом Лизосомы – шаровидные тельца диаметром от 0,2 до 1мкм. Они покрыты элементарной мембраной и содержат около 60 гидролизных ферментов, способных расщеплять белки, нуклеиновые кислоты, жиры и углеводы. Образование лизосом происходит в комплексе Гольджи. Если в цитоплазму клетки попадают пищевые вещества или микроорганизмы, ферменты лизосом принимают участие в их переваривании. При повреждении мембран лизосом содержащиеся в них ферменты могут разрушать структуры самой клетки и временные органы эмбрионов и личинок. Продукты лизиса через мембрану лизосом поступают в цитоплазму и включаются в дальнейший обмен веществ.

краткое содержание других презентаций

«Клеточное строение растений» - Основная структурная единица растения. Органоиды клетки. Жизнедеятельность клетки. Клеточная стенка. Клетки древесины. Ядро. Прочность оболочек клеток. Вакуоли. Хлоропласты. Цитоплазма. Клетка. Растительная клетка. Деление клетки. Хромопласты. Лейкопласты. Пластиды. Рост клетки. Клеточная (плазматическая) мембрана. Клеточное строение растений.

«Строение клетки человека» - Вопросы после параграфа. Органические вещества. Цитология. Жизненные свойства клетки. Неорганические вещества. Химический состав клетки. Нитевидные образования. Цитоплазма. Тело человека. Клетка. Клетка покрыта мембраной. Внутренняя среда организма.

«Строение органоидов растительной клетки» - Цитоплазма. Митохондрии. Эндоплазматическая сеть. Клетка растений. Строение растительной клетки. Клеточная оболочка. Комплекс Гольджи. Органоиды. Хлоропласты. Строение клетки прокариотического организма. Основные процессы. Вакуоль. Схема строения растительной клетки. Ядро с хромосомами. Открытие клеток.

«Строение клетки животного и растения» - Фосфолипид. Функции пластид. Функция клеточного центра. Наружная мембрана. Клеточный центр. Рибосома. Функции мембраны. Строение клетки. Транскрипция. Клеточная стенка. Глюкоза. Высокоэнергоёмкие (макроэргические) связи. Строение клетки растения и животного. Микрофотография эндоплазматической сети. Функции ЭПС. Сосуды. Аппарат Гольджи. Белок. Функции лизосом. Навигация по презентации. Лизосома. Клетка.

«Особенности строения клеток эукариот» - Клетки, не имеющие оформленного ядра. Цитоплазма. Пластиды. Эндоплазматическая сеть. Органоиды. Вакуоли. Из истории цитологии. Митохондрия. Типы пластид. Строение клетки. Многообразие вирусов. Аппарат (комплекс) Гольджи. Клеточный центр. Шлейден. Ядрышко. Словарь. Р. Вирхов. Клетка. Вирусы. Рибосомы. Хроматин. Строение эукариотической клетки. Плазматическая (клеточная) мембрана. Митохондрии. Левенгук.

«Органоиды эукариотической клетки» - Цели развивающие. Пластиды – органеллы, свойственные только растительным клеткам. Виды пластид. Рибосомы. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды животной клетки. Лизосома. Цели образовательные. Органоиды клетки. Сравнение растительной и животной клетки. Аппарат Гольджи. Как можно образно назвать хлоропласты. Органоиды специального назначения. Животная клетка. Задачи урока. Эндоплазматическая сеть. Митохондрия –энергетическая станция клетки.

Учитель выстраивает алгоритмы действий учащихся при работе с учебной литературой и на выходе получает не только сформированность учебно-познавательных навыков(составление плана выступления, умение пользоваться языком науки), но и учебно-организаторских умений(планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на составление задачи и ее решение). Перед учащимися ставится комплексная цель- добиться полного усвоения знаний о клетке как единице строения и функций живого организма с использованием учебника "Биология" авт.Н. Грин,У. Стаут, Д. Тейлор том1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация по биологии на тему:

«Рибосомы»

ученицы 10 класса «Б»

Костиной Ирины Алгоритм для изучения темы «Рибосомы».

УЭ-О. Интегрирующая цель: усвоить знания о рибосомах как органоидах клетки, синтезирующих белок.

УЭ-1. Цель: формирование навыков работы с учебной литературой.

Последовательность действий.

  1. Пойди в библиотеку и возьми учебник «Биология» (авт. Грин, Стаут, Тейлор).
  2. Нужная тебе статья 7.2.6 «Рибосомы» находится на странице 228.
  3. Внимательно прочитай первый абзац статьи. Закрой книгу и ответь на вопросы: почему рибосомы были открыты одними из последних среди клеточных органоидов? Какую функцию они выполняют? Выпиши в тетрадь параметры величины этих органоидов, их количество в бактериальной клетке и выполняемую функцию.
  4. Прочитай второй абзац. Рассмотри рис. 7.18.Ответь на вопросы: какова структура рибосом? В каких клетках содержатся 70S-рибосомы? В каких-80S-рибосомы? Где ещё, кроме прокариотических клеток, находятся 70S-рибосомы? О чём это свидетельствует? 3арисуй в тетради строение рибосомы и подпиши название её частей.
  5. Прочитай следующий абзац. Ответь на вопросы: из каких двух органических веществ состоит рибосома? Если провести аналогию между строением рибосомы и железобетонной плиты, то, какое вещество в рибосоме можно сравнить с ролью бетона, а какое с ролью железной арматуры?
  6. Со следующим четвёртым абзацем ты можешь только ознакомиться, подробно процесс синтеза белка будет рассматриваться во втором полугодии.
  7. Прочитай два последних абзаца. Ответь на вопросы: чем свободные рибосомы отличаются от связанных? Что такое полисома? Почему в спектакле «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» Рибосомы танцуют и поют, взявшись за руки? Почему в спектакле задействована не одна, а несколько рибосом?

УЭ-2. Цель: подготовка сообщения по изученной теме.

  1. Для выступления на семинаре подготовь шпаргалку - краткий и чёткий перечень излагаемого материала, написанный крупным шрифтом на отдельном листе бумаги.
  2. Заранее подготовить рисунок рибосомы на листе ватмана. Новые термины должны быть выписаны на доске, а их определение следует чётко продиктовать классу для записи в тетрадь.
  3. Несколько раз отрепетируй своё выступление дома и постарайся уложиться в 10-12 мин.

Рибосомы.

Рибосомы - очень маленькие органеллы (диаметром около 20 нм). Число рибосом в цитоплазме живых клеток весьма велико как у прокариот, так и у эукариот. В обычной бактериальной клетке содержится до 10 000 рибосом, а в эукариотических клетках число в несколько раз больше. Рибосомы служат методом белкового синтеза.

Каждая рибосома состоит из двух субчастиц - большой и малой, как это можно видеть на рис. 7.18. Из-за мелких размеров рибосомы при дифференциальном центрифугировании седиментируют последними среди всех органелл. Опыты по седиментации выявили существование двух типов рибосом, которые названы 70S- и 80S-рибосомами (S (сведберг) - единица, характеризующая скорость седиментации в центрифуге. Чем больше число S, тем выше скорость седиментации). 70S-рибосомы обнаруживаются у прокариот, а несколько более крупные 80S-рибосомы – в цитоплазме эукариотических клеток. В хлоропластах и митохондриях содержатся 70S-рибосомы, что указывает на какое-то родство этих эукариотических органелл с прокариотами.

Рибосомы состоят из примерно равных (по массе) количеств РНК и белка (представляют собой рибонуклеопротеиновые частицы). Входящая в их состав РНК, называется рибосомой РНК (рРНК), синтезируются в ядрышке. Распределение в рибосоме белковых молекул и молекул рРНК показано на рисунке 7.18. Вместе и те, и другие образуют сложную трёхмерную структуру, обладающую способностью к самосборке. Во время синтеза белка на рибосомах аминокислоты, из которых строится полипептидная цепь, присоединяются к растущей цепи последовательно одна за другой. Рибосома служит методом связывания для молекул, участвующих в синтезе, т.е. таким методом, где эти молекулы могут занять по отношению друг к другу совершенно определённое положение. В синтезе участвуют: матричная РНК, несущая генетические инструкции от клеточного ядра, транспортная РНК, доставляющая к рибосоме требуемые аминокислоты, и растущая полипептидная цепь. Должны также занять надлежащее место факторы, ответственные за инициацию, элонгацию и терминацию цепи. Весь процесс в целом настолько сложен, что без рибосомы он не мог бы идти эффективно или не шёл бы вообще. В эукариотических клетках отчётливо видны две популяции рибосом – свободные и рибосомы, присоединённые к ЭР (эндоплазматический ретикулум – сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму всех эукариотических клеток. Мембраны усеяны мелкими частицами-рибосомами). Строение тех и других идентично, но часть рибосом связана с ЭР через белки, которые они синтезируют. Белки обычно секретизируются. Примером белка, синтезируемого свободными рибосомами, может служить гемоглобин, образующийся в молодых эритроцитах. В процессе синтеза белка рибосома перемещается вдоль нитевидной молекулы мРНК. Процесс идёт более эффективно, когда вдоль мРНК перемещается не одна рибосома, а одновременно много рибосом, напоминающих в этом случае бусины на нитке. Такие цепи рибосом называют полирибосомами или полисомами . На ЭР полисомы обнаруживаются в виде характерных завитков. Их можно выделить в интактном виде методом центрифугирования.