Виды ментальных нарушений у детей. Как себя вести, если у близкого человека ментальное расстройство. Современный социум одна из причин психических расстройств


СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ "ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ г.ВОРОНЕЖ 24.03.2015г.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: из опыта работы.

Смольянинова Э.П. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30

Инклюзивное образование стало ведущей стратегией в образовании детей с Особыми Возможностями Здоровья.(1слайд)

(2слайд) Нормативные документы разрабатываются, научно-методологическое сопровождение создается, требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов определяются, а дети с ОВЗ между тем уже сидят в наших классах. И выбор методов и форм обучения этих детей, и выбор путей преодоления затруднений в части обучения предмету, и организация урочной и внеурочной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется учителем самостоятельно.

Сразу оговорюсь, следует разделить ограниченные физические и ограниченные умственные возможности, поскольку первые требуют дополнительных усилий в плане организационном, а вот вторые - требуют буквально дополнительной квалификации.

Приходится частично изучать олигофренопедагогику, справочники по психиатрии, чтобы хотя бы в общих чертах понять,что делает ребенка особым.

(3слайд) Большую помощь оказывают проводимые научно-практические семинары. 5 февраля 2013 года - с участием международного эксперта инклюзивного образования Екатерины Романовой " Организационно-управленческие основы инклюзивного образования в общеобразовательном пространстве" (ВРООИ " Искра Надежды" при поддержке Отд.Образования Левобережного района)

Был представлен опыт работы в части организации учебного процесса с "особыми "детьми:

Выбор учебно-методического комплекса, приемы, повышающие мотивацию,принцип работы в малых группах,

Организация пространства в инклюзивном классе

Разработка индивидуальной образовательной программы, диагностика,

К сожалению, пока взять полностью опыт, представленный экспертом Романовой, оказалось невозможно, этого не предусматривает материально-техническая база ОУ (нет ставки тьютора, педагога сопровождения, дефектолога, логопеда, другая наполняемость классов) Но, несомненно, этот опыт помог достичь некоей определенности.

(5слайд) Ребенок с ОВЗ идет по Индивидуальному Образовательному Маршруту. Эксперт Романова определяет его как способ индивидуального освоения учебной программы на основе общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и другими видами работы.

В коррекционной педагогике (2005г.№1, стр.62-66 Князева ТН) ИОМ определяется как непременное условие осуществления психолого-педагогической коррекции.

Профессор, академик РАО Марк Башмаков дает такое определение Индивидуального Образовательного Маршрута: "Программа действий ученика на определенном этапе обучения". (Программа действий и СПОСОБОВ действий)

Разработка способов индивидуального освоения учебной программы начинается с определения затруднений, то есть того круга проблем, которые делают ученика особым.

Если мы говорим о детях с ограниченными умственными возможностями, то налицо (6слайд)

Малая познавательная активность,

Отсутствие самоконтроля, самостоятельности,

Неадекватная самооценка,

Практическое отсутствие долговременной памяти, избирательность памяти, отсутствие логического и абстрактного мышления,

Неразвитая речь, чаще с дефектами,

Непонимание смысла прочитанного при терпимой технике чтения,

Неумение управлять эмоционально-волевыми реакциями.

При стольких многих НЕ обучение представляется затруднительным. Чтобы подобрать методику, попробуем выявить возможности: (7слайд)

Умение работать под руководством,

Умение работать по образцу,

Умение пользоваться шпаргалками,

Желание участвовать в общем деле, активность.

(8слайд) Обучение и развитие детей происходит исходя именно из возможностей, а не с учетом их неспособности. Поэтому определяем следующие правила обучения детей с ментальными нарушениями:(9слайд)

Максимально сокращенный объем заданий,

Задания в "один шаг", только с одним глаголом (выпиши, подчеркни, вставь, определи...),

Непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление,

Четкий план действий.

Всем этим условиям отвечает (10слайд) методика Т.Я. Фроловой "Преодоление психологической интерференции при формировании навыков грамотного письма". Эта методика,запатентованная международным центром педагогических изобретательств, позволяет упростить процесс изучения орфографии в 6 раз. На каждый учебный год выделяется семь орфографических тем, а всего 12 вместо 72. Это создает ситуацию успеха. Для детей с ОВЗ важно, что обобщенные правила подстрахованы системой мнемотехнических приемов (11 слайд), обеспечивающих в идеале долговременное запоминание, а в нашем случае - хотя бы узнавание на последующих занятиях. Методика позволяет перенести нагрузку с логической памяти на зрительную, слуховую и моторную.

Объем заданий с применением данной методики уменьшается за счет оптимизации процесса, появляется возможность (12 слайд) опустить изучение многих грамматических категорий без ущерба для конечного результата, не допустить переутомления при огромной трудоемкости урока.

Используемая в рамках этой методики алгоритмизация правил (13 слайд), что предполагает наглядность и четкие инструкции, тоже работает на решение большой задачи - освоение программы.

Необходимую наглядность обеспечивает ИЛО (индивидуальный лист обучения) (14,15 слайд) - своего рода короткий план-конспект каждого урока изучения нового, пошаговая иллюстрация. ИЛО содержит ряд последовательно выстроенных заданий-вопросов по теме и открытые поля для записи ответов в ходе изучения. ИЛО остается наглядным доказательством освоения темы и служит своего рода ассистивной технологией, поскольку помогает в выполнении домашнего задания, а порой служит единственной возможностью для детей с ОВЗ восстановить ход рассуждений в работе.

В силу особенностей восприятия тексты в ИЛО набираются крупным шрифтом, заголовки или ключевые моменты выделяются цветным фоном. Это помогает отчасти преодолеть повышенную отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на предмете.

Несомненным преимуществом использования в работе с особыми детьми обладают ТСО и ИКТ. Они позволяют дифференцировать задания, повышают активность, акцентируют внимание на определенной информации, обеспечивают необходимую наглядность, являются одним из способов чередования видов деятельности и регулирования интенсивности нагрузки.

В некоторых случаях ТСО и ИКТ становятся единственно возможным средством подачи материала. Например, аудиокниги. Дети с ОВЗ читают медленно, в основном механически, монотонно, не соблюдая знаков препинания, часто не понимая смысла прочитанного, поэтому знакомство с объемными текстами школьной программы целесообразно проводить на примере художественного чтения с помощью фонохрестоматии. А работа непосредственно с текстом становится фрагментарной, выборочной, а значит, гораздо меньшей по объему. Особое значение приобретает и просмотр фильмов с последующим обсуждением и частичным обращением к тексту-оригиналу.

Значительно уменьшить объем материала для изучения позволяют задания тестового характера. В этом случае ученику приходится только вставлять по одной букве или ставить знак препинания обязательно в односложные слова и предложения соответственно. Часто предварять подобную работу приходится неоднократным дополнительным объяснением-напоминанием, подготовкой образца рассуждения. Самостоятельная работа ученика непременно поддерживается наглядным алгоритмом работы.

Эти приемы разработаны на основе личного опыта и опыта коллег в работе с детьми с ОВЗ. Конечно, это далеко не все возможные приемы, позволяющие инклюзивному образованию завоевывать новые площадки. Конечно, далеко не всегда удается использовать даже то немногое, что есть в арсенале, поскольку мы работаем в классах с обычными детьми, где имеет место и недостаточная мотивация, и невыполнение домашних заданий, и дисциплинарные нарушения. Конечно, времени "особым детям уделяется непростительно мало на уроке. Но мы не волшебники... мы только учимся.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обучение детей с ментальными нарушениями (из опыта работы). Инклюзия – это система взглядов, основанная не на идее благотворительности, а на соблюдении прав человека, которые гарантирует конституция. (Смольянинова Элла Петровна МБОУ СОШ №30 г. ВОРОНЕЖ)

Барьеры для инклюзивного образования Отсутствие гибких образовательных стандартов Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. Отсутствие специальной подготовки педагогов, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии

5 февраля 2013г. МБОУ СОШ №30 « Организационно-управленческие основы инклюзивного образования в общероссийском пространстве»

Вопросы семинара выбор учебно-методического комплекса организация пространства в инклюзивном классе разработка индивидуальной образовательной программы, диагностика рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в ОУ

Индивидуальный образовательный маршрут Способ индивидуального освоения учебной программы на основе общего учебного плана и сооветствующего ему соотношения между различными образовательными областями и другими видами работы. (Е.Романова) Условие осуществления психолого-педагогической коррекции.(Т.Н.Князева) Программа действий ученика на определенном этапе обучения.(М.Башмаков)

Особенности развития детей с ОВЗ малая познавательная активность, отсутствие самоконтроля, самостоятельности, неадекватная самооценка, практическое отсутствие долговременной памяти, отсутствие логического и абстрактного мышления, неразвитая речь, чаще с дефектами, непонимание смысла прочитанного при терпимой технике чтения, неумение управлять эмоционально-волевыми реакциями.

Возможности детей с ОВЗ умение работать под руководством, умение работать по образцу, умение пользоваться шпаргалками, желание участвовать в общем деле, активность.

Обучение и развитие детей происходит исходя именно из возможностей, а не с учетом их неспособности.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ -максимально сокращенный объем заданий, -задания в "один шаг", только с одним глаголом (выпиши, подчеркни, вставь, определи...), -непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление, -четкий план действий.

Т.Я.Фролова "Преодоление психологической интерференции при формировании навыков грамотного письма"

Мягкий знак после шипящих и ц

Грамматические категории, которые исключены при изучении правила: р од имени существительного ч исло имени существительного с клонение имени существительного л ицо глагола ч исло глагола н еопределенная форма глагола и зъявительное наклонение глагола

Мягкий знак после шипящих и ц Есть ли шипящий (Ж Ш Ч Щ +Ц) на конце? Мягкий знак после шипящих. Отвечает на вопрос «что (с)делать»? Отвечает на вопрос «где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?» Отвечает на вопрос «каков»? Можно подставить слова «много», «мой»? Это глагол Ь Это наречие Ь Это крат. прил. Ь Это сущ. М.р.,мн.ч Ь. Это сущ ж.р. Ь

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Члены предложения Главные Второстепенные? ? Дополнение. Определение. Обстоятельство. Дополнение – второстепенный член предложения, относится к сказуемому, отвечает на вопросы косвенных падежей. Миша пригласил Наташу. () Я расскажу другу.() Таня смотрит мультфильм. () Ветер играет листвой. () Книга рассказывает о героях. () Грамматическая основа ------------- ========== Р (кто?что?) Д (кому?чему?) В (кого?что?) Т (кем?чем?) П (о ком?о чем?) Сергей поздравил _________ Ты напишешь _____________ Мама вяжет _______________ Отец интересуется __________ В журнале пишут о _________

Тире между подлежащим и сказуемым Сущ-сущ Воронеж – наш родной город. Попугай – забавная птица. Интернет - _______________ Велосипед - ______________ Числ-числ Дважды два- четыре. Трижды три- ______________ _________________________ Подлежащее = кто? что? Сказуемое = что делает? = что это есть? = каково? Существительное (кто? Что?) Числительное (Сколько? Какой?)


Физические боли и болезни, которые становятся результатом нервного истощения, какими бы серьезными они ни были, кажутся незначительными в сравнении с муками жертв большинства ментальных расстройств. Первым симптомом ментальной неустойчивости чаще всего становится ухудшение способности сосредоточиваться. За этим следуют потеря памяти, головокружения, меланхолия, чрезмерная раздражительность, гиперчувствительность, суицидальные настроения и, в конце концов, то, чего боится большинство неврастеников, – безумие.

Развитие неврастении

Неврастения – это невротическое состояние, которое характеризуется беспокойством, нарушением пищеварения и кровообращения. Она развивается незаметно и без предупреждения поражает миллионы людей. Неврастения представляет собой зловещую угрозу для здоровья и счастья, причиняя невыносимые страдания. Процесс развития этой болезни проходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, но обычно включает следующие стадии:

Первая стадия

Все начинается с нехватки энергии и выносливости – «чувства усталости» или «ощущения, что тело налилось свинцом», – в результате чего каждое движение дается с трудом. Развиваются постоянная сонливость, затуманенность мышления и вялость всех систем организма, часто сопровождаемые ощущением сильного нервного напряжения, стресса и перегрузки.

Природная целительная сила, заключенная внутри каждого из нас, – это лучший врачеватель болезни.

Гиппократ

Вторая стадия

Появляются предупреждающие признаки нервной диспепсии: отрыжка, метеоризм, повышенная кислотность желудка, изжога, запор, частые мочеиспускания, аутоинтоксикация (сильное отравление организма токсинами), желтушность. Дыхание становится поверхностным и затрудненным, учащается сердцебиение, возникает аритмия, слабеет зрение, снижается половое влечение, падает уровень ментальной устойчивости и концентрации. Больной страдает от головокружений, гиперчувствительности, раздражительности, невритов, болей различного происхождения и сонливости. Наблюдаются заметное увеличение или снижение веса (вследствие ослабленного метаболизма) и десятки других симптомов.

Третья стадия

Крайняя нервозность часто приводит к прострации, ментальным расстройствам и временным потерям сознания. Следствием этого становится несбалансированное эмоциональное состояние, часто характеризующееся постоянным беспокойством и меланхолией. Развиваются серьезные расстройства функций организма и нарушения сознания. Появляются галлюцинации, за которыми следуют суицидальные настроения и, наконец, безумие.

По некоторым оценкам, у 95 процентов всего человечества нервная сила в большей или меньшей степени истощена. Взгляните, к примеру, на огромную армию курильщиков. Курение – разрушительная привычка, связанная с нервами. Большинство курильщиков постоянно испытывают нервозность и должны что-то сделать, чтобы успокоить свои истерзанные стрессами нервы. Никотин дает им ложное ощущение воодушевления, и они игнорируют предупреждения о том, что никотин – яд и что курение может вызывать рак легких. Курильщики настолько пристрастились к своему смертельному яду, что им очень трудно избавиться от этой привычки (см. «Смертельные факты о курении»). Такая же ситуация наблюдается с другими ядами, которые используются, чтобы подстегивать истощенные нервы, такими как чай, кофе, энергетические напитки, сахар, алкоголь и более сильные наркотические средства. Однако этим людям приходится столкнуться с действием закона компенсации. Ничего нельзя получить даром. Большинство зависимых людей в конце концов станут жертвами серьезного нервного расстройства. Как уже упоминалось, 50 процентов коек во всех больницах США заполнены людьми с нервными и ментальными расстройствами, которые сегодня вышли на первое место в списке проблем со здоровьем во всем мире.

Статью подготовила воспитатель Богатырева Татьяна Петровна

КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие детей с ментальными нарушениями посредством лепки.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было, что делать».

Коменский Я.А.

Проблема ранней коррекции детей с ментальными нарушениями чрезвычайно важна. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, на упорядочение поведения, контактности, развитию мелкой моторики, развитию «руки».

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Ученые доказали, что активизируя мелкую моторику рук ребенка, можно положительно повлиять на его воображение, логическое мышление, сенсорную память, графические и речевые способности. Кроме того, у ребенка нормализуется нервная система и развивается эстетическое мировосприятие.

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада, школы. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Самым важным и трудным этапом работы является научить детей изготавливать мелкие детали, отделять от целого куска теста равные по ширине кусочки.

Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие, медальоны, венки, подковки и т.д. Их особенно хорошо использовать в больших композициях – настенных панно или подсвечниках.

Приступая к очередной поделке, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Р азвитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Лепка оказывает влияние на мозговую активность. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, можно заложить прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Первым симптомом ментальной неустойчивости чаще всего становится ухудшение способности сосредоточиваться. За этим следуют потеря памяти, головокружения, меланхолия, чрезмерная раздражительность, гиперчувствительность, суицидальные настроения и, в конце концов, то, чего боится большинство неврастеников, – безумие.

Неврастения – это невротическое состояние, которое характеризуется беспокойством, нарушением пищеварения и кровообращения. Она развивается незаметно и без предупреждения поражает миллионы людей. Неврастения представляет собой зловещую угрозу для здоровья и счастья, причиняя невыносимые страдания. Процесс развития этой болезни проходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, но обычно включает следующие стадии:

Все начинается с нехватки энергии и выносливости – «чувства усталости» или «ощущения, что тело налилось свинцом», – в результате чего каждое движение дается с трудом. Развиваются постоянная сонливость, затуманенность мышления и вялость всех систем организма, часто сопровождаемые ощущением сильного нервного напряжения, стресса и перегрузки.

Природная целительная сила, заключенная внутри каждого из нас, – это лучший врачеватель болезни.

Появляются предупреждающие признаки нервной диспепсии: отрыжка, метеоризм, повышенная кислотность желудка, изжога, запор, частые мочеиспускания, аутоинтоксикация (сильное отравление организма токсинами), желтушность. Дыхание становится поверхностным и затрудненным, учащается сердцебиение, возникает аритмия, слабеет зрение, снижается половое влечение, падает уровень ментальной устойчивости и концентрации. Больной страдает от головокружений, гиперчувствительности, раздражительности, невритов, болей различного происхождения и сонливости. Наблюдаются заметное увеличение или снижение веса (вследствие ослабленного метаболизма) и десятки других симптомов.

Крайняя нервозность часто приводит к прострации, ментальным расстройствам и временным потерям сознания. Следствием этого становится несбалансированное эмоциональное состояние, часто характеризующееся постоянным беспокойством и меланхолией. Развиваются серьезные расстройства функций организма и нарушения сознания. Появляются галлюцинации, за которыми следуют суицидальные настроения и, наконец, безумие.

По некоторым оценкам, у 95 процентов всего человечества нервная сила в большей или меньшей степени истощена. Взгляните, к примеру, на огромную армию курильщиков. Курение – разрушительная привычка, связанная с нервами. Большинство курильщиков постоянно испытывают нервозность и должны что-то сделать, чтобы успокоить свои истерзанные стрессами нервы. Никотин дает им ложное ощущение воодушевления, и они игнорируют предупреждения о том, что никотин – яд и что курение может вызывать рак легких. Курильщики настолько пристрастились к своему смертельному яду, что им очень трудно избавиться от этой привычки (см. «Смертельные факты о курении»). Такая же ситуация наблюдается с другими ядами, которые используются, чтобы подстегивать истощенные нервы, такими как чай, кофе, энергетические напитки, сахар, алкоголь и более сильные наркотические средства. Однако этим людям приходится столкнуться с действием закона компенсации. Ничего нельзя получить даром. Большинство зависимых людей в конце концов станут жертвами серьезного нервного расстройства. Как уже упоминалось, 50 процентов коек во всех больницах США заполнены людьми с нервными и ментальными расстройствами, которые сегодня вышли на первое место в списке проблем со здоровьем во всем мире.

Ментальное расстройство это

РЕЖИМ РАБОТЫ ЦЕНТРА:

Личный прием граждан директором

Прием граждан специалистами

8.00-17.00 – пон.- пятница

Отделение дневного пребывания

группа для детей дошкольного возраста

8.00 – 16.00 – пон.- пятница

группа для детей школьного возраста

9.00 – 12.00; 14..00 – пон.- пятница

группа «Мать и дитя» 9.00 – 12.00; 13..00 – пон.- пятница

Соц. отдел 8(3

Отдел кадров 8(3

Тюменская область, Нефтеюганский район, пгт.Пойковский,

Ментальные нарушения. Что это?

Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.

Что должно насторожить родителя в ребенке? В первые дни жизни малыша - чрезмерный плач, проблемы со сном, гипертонус (слишком напряженные мыщцы) и гипотонус (слишком расслабленные) – все это поводы для тщательного обследования у врача и последующего наблюдения. Рассмотрим основные нарушения, характерные детям с ментальными нарушениями.

Коммуникативные нарушения. Ребенок не взаимодействует полноценно, не умеет обниматься и целоваться, не кивает головой, не может выражать свои эмоции, не смотрит в глаза, отводит взгляд, при этом может лучезарно улыбаться фотоаппарату. Такому ребенку нужна серьезная помощь. Тому, что другие дети впитывают из среды каждый день, дети с коммуникативными нарушениями должны долго учиться. Конечно, чем раньше начать обучение, тем скорее усвоится навык.

Двигательные нарушения. Если ребенок не прыгает, не может освоить ступеньки, если он несколько раскоординирован, обязательно обратите на это внимание. Существуют нормы двигательного развития, с которыми неплохо сверяться.

Сенсорные нарушения, т.е. дисфункция восприятия. Ребенок может чувствовать не так как мы, более обостренно (панически бояться громких звуков или прикосновения, может быть избирателен в еде, обостренно реагировать на запахи и т.д.). Реакция на раздражитель бывает бурной, и часто принимается родителям за капризы. На самом деле, обыденные для нас вещи могут доставлять ребенку настоящие страдания. Но с такими нарушениями успешно можно работать. Занятия сенсорной интеграцией помогают почувствовать свое тело, снизить дискомфорт от раздражающих факторов, и как следствие, не отвлекаться на неприятные ощущения, получая полезный опыт.

Самое сложное не обнаружить предпосылки ментальных проблем у ребенка, а согласиться с тем, что они есть и нужна помощь.

В нашем учреждении работает программа по комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с расстройствами аутистического спектра и других ментальных нарушений «Радуга дождя», цель которой создание индивидуального пространства, комфортного для ребенка с особенностями развития, адресное применение методов и приемов, направленных на расширение безопасного для ребенка пространства.

В рамках программы предусмотрена и помощь родителям, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями.

В обучение родителя (матери) специальным коррекционным и методическим приемам, необходимых для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях входят:

Коррекция понимания родителем проблем его ребенка;

Коррекция внутреннего психологического состояния родителя, в результате которого пребывание в ситуации неуспеха, связанной с недостаточностью ребенка, постепенно переходит в понимание возможностей ребенка, в радость «маленьких» успехов;

Переход родителя с позиции переживания за своего ребенка из-за недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

Коррекция личностных нарушений у родителей с особенностями развития;

Коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей с особенностями развития (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так в отношениях с социумом (скандальное поведение, агрессивное поведение, реакции протеста).

Уважаемые родители, не упускайте время в организации развивающей среды для вашего ребенка. Обращайтесь за квалифицированной помощью к специалистам, работающим в данном направлении.

Шизофрения

Шизофрения - лечение

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Это связано с различными факторами: экология, стрессы, наследственность и т. д. Ведущую роль среди таких психических расстройств играет шизофрения. Это группа заболеваний, которые тяжело поддаются лечению и вызывают массу споров среди ведущих медиков мира.

В дословном переводе с древне–греческого, данный недуг именуется «раскалываю рассудок», а с латинского – преждевременное слабоумие. В настоящее время под этим термином подразумевается полиморфное расстройство личности, сопровождаемое параноидальным и фантастическим бредом, фундаментальными расстройствами восприятия, а также состояниями неадекватного либо сниженного аффекта.

Диагностируется эта патология в 80% случаев от всех ментальных заболеваний. Это связано с недостаточной изученностью, ведь шизофрения – это некое объединение массы симптомов. Такой диагноз ставят каждому с серьезными ментальными нарушениями, галлюцинациями, бредовыми идеями, неадекватными реакциями и т. д. В общем же, случается не более 4 – 6 случаев поражения на 1000 здоровых человек. Половая принадлежность для недуга значения не имеет. Единственное отличие – это возрастные рамки. Так, женщины обычно заболевают в более позднем возрасте, чем мужчины.

Ранее эта ментальная болезнь считалась неизлечимой. Но современные методики доказывают, что существует возможность полностью или частично избавиться от ее проявлений. Терапия имеет стойкий эффект. Лечению лучше поддаются представительницы женского пола и те, у кого симптоматика патологии появилась в позднем возрасте. Весомую роль в лечении играет помощь родственников. Доказано, что при активном содействии близких людей, вероятность выздоровления более высока.

Существует масса видов и подвидов недуга. Но в современной медицине обычно применяют 2 классификации. Так, по виду и интенсивности проявлений, выделяют 4 формы недуга:

  • Параноидная шизофрения. Выделяют 3 разновидности данной формы: галлюцинаторная, бредовая и смешанная. Для первой характерно появление различных видений. Они возникают на некоторое время либо полностью заполняют жизнь больного. Галлюцинации могут иметь различный характер: тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Ярким клиническим примером является случай, когда пациент видел космос и был уверен, что он – капитан ракеты. Бредовая форма отличается от классической паранойи отсутствием реальной причины к развитию идей больного. Все от проблемы до ее решения создается в голове и часто абсолютно никак логически не связано. Ярким примером бредовой идеи является уверенность в собственной гениальности или таланте. Таких больных видел каждый по телевизору в талант–шоу. При этом публика и жюри – участники заговора, призванного загубить выдающиеся возможности выступающего. Для смешанной формы параноидальной шизофрении характерно наличие бредовых идей, дополненных галлюцинациями.
  • Кататоническая. Болезнь проявляет себя нарушениями моторных функций. Пациенты впадают в состояние ступора либо характеризуются резким развитием состояния повышенного возбуждения. Первая категория практически не шевелятся и постоянно молчат. Для представителей второй группы характерны внезапные неадекватные поступки: резко закричали, побежали, начали агрессивно себя вести и т. д.
  • Гебефреническая. Это редкая форма заболевания. Для нее характерны патологии эмоционально–волевой сферы.
  • Простая. Недуг протекает без продуктивной симптоматики. Личность пациентов постепенно распадается, а психические функции обедняются.

Также, в ходе недавних исследований, выделили еще несколько нетипичных форм недуга:

  • Резидуальная шизофрения. Это хроническое течение заболевания. Диагноз ставят, когда после активной фазы остаются заторможенность, нарушения речи и социальная дезадаптация.
  • Недифференцированная. Присутствует типичная симптоматика, но она отличается от стандартных случаев. Такой диагноз ставят, когда доктор не может классифицировать болезнь.
  • Постшизофреническая депрессия. После завершения активной фазы недуга или излечения, пациент зацикливается на пережитых эпизодах, вспоминая их и переживая заново.

По особенностям течения выделяют еще 4 разновидности:

  • Непрерывная. Это распад личности с неуклонным прогрессированием. Выделяют 2 типа течения: типичное и злокачественное. Для последнего вида характерна высокая скорость развития. Так деградация происходит всего за 2 – 3 года.
  • Приступообразная. Для данной формы характерно переменное течение с периодами обострений и ремиссий.
  • Вялотекущая шизофрения. Течение заболевания медленное, а типичная симптоматика слабо выражена. Часто у больных наступают периоды просветления без профессионального лечения.
  • Смешанная. Характеризуется признаками сразу нескольких форм.

Данная патология является серьезным заболеванием. Оно практически не поддается лечению и приводит к полной социальной дезориентации личности. Человек теряет связь с окружающим миром, работу, друзей и семью, что часто приводит к голодной смерти либо суициду.

Учтите: шизофреники могут быть опасны для себя и окружающих. Если вы заметили признаки недуга у близкого человека – стоит срочно обратиться к доктору!

Причины шизофрении

Механизмы развития болезни еще достоверно не изучены. Но последние исследования позволили выявить ряд процессов, оказывающих влияние на формирование этого ментального расстройства при определенных условиях. К развитию признаков шизофрении у мужчин и женщин могут привести такие факторы:

  • Генетический. В большинстве случаев, виновником развития патологии является случайная мутация определенных элементов ДНК у родителей пациента.
  • Пренатальный период. Болезнь буквально закладывается в утробе матери. Повышенный риск ментального расстройства у рожденных весной и зимой, а также у тех, чьи матери болели во время беременности.
  • Социальный фактор. Риск развития недуга существенно повышается у людей, перенесших издевательства, одиночество и сильные психологические травмы в раннем возрасте.
  • Наследственность. Это еще одна причина шизофрении. Болезнь передается через поколение.
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Бесконтрольный прием медикаментов. Доказано, что многие препараты способны вызвать это ментальное расстройство, если принимать их постоянно или сочетать с другими средствами.

В большинстве случаев, этимология болезни остается неизвестной.

Симптомы шизофрении

Выделяют такие признаки, имеющие диагностическую важность при подозрении на данное расстройство психики:

  • Галлюцинации. Чаще всего люди слышат голоса в голове, но возможны зрительные, тактильные, вкусовые и другие их разновидности.
  • Бредовые идеи. К примеру, больным часто кажется, что мысли в их голову кто–то вкладывает и достает.
  • Апатия – частый признак шизофрении у женщин.
  • Снижение концентрации внимания.
  • Безволие.
  • Постоянное молчание.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Отсутствие привычной мимики, слабое проявление эмоций.
  • Вспышки агрессии.
  • Избыточная и внезапная жестикуляция или бурное проявление эмоций.
  • Быстрый переход от патологического спокойствия до состояния бурной активности. Это яркий симптом шизофрении у мужчин и женщин.
  • Отсутствие собственного мнения. Многие пациенты копируют действия других.
  • Неспособность ощущать удовольствие.
  • Неправильный подбор одежды. К примеру, больной может запросто пройтись по городу в клоунском костюме и т. д.

Данные признаки заболевания условно разделяют на продуктивные (позитивные) и негативные. К первой группе относят бред и галлюцинации, а ко второй – все остальное. Обычно у пациентов присутствуют несколько симптомов. По одному признаку поставить точный диагноз невозможно. Ведь те же галлюцинации встречаются у 1,7 % здоровых граждан.

Диагностика шизофрении

Чтобы подтвердить наличие данной патологии проводят такие манипуляции:

  • Полный осмотр у доктора, сбор анамнеза.
  • Беседа с родственниками.
  • Проведение общего и биохимического анализов крови. Это необходимо, чтобы исключить другие болезни.
  • Беседа с пациентом, проведение теста на шизофрению.
  • Оценка симптомов по шкалам МКБ–10 и DSM.
  • МРТ общее и фМРТ. При заболевании наблюдаются некоторые изменения в функционировании головного мозга.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ). Это покажет активность головного мозга в состоянии покоя и при реакции на различные раздражители.

Постановка диагноза отличается своей сложностью и спорностью. Ведь большинство психических и поведенческих нарушений наблюдаются и при других патологиях.

Лечение шизофрении

Борьба с заболеванием предполагает комплексный подход:

  • Медикаментозное лечение.
  • Психотерапевтические методики.

Также ранее применялась электросудорожная (ЭСТ) и инсулинокоматозная терапии. Но последняя в наши дни запрещена, в виду отсутствия эффективности. ЭСТ назначают лишь при отсутствии реакции на стандартное лечение и наличии кататонических реакций у пациента.

Медикаментозное лечение шизофрении

Для борьбы с патологией применяют такие группы препаратов:

  • Нейролептики. Их назначают все реже, что связано с обилием побочных эффектов.
  • Атипичные нейролептики. Препараты принимаются 1 раз в сутки и имеют четкую направленность действия. Риск появления побочных реакций сведен к минимуму. Их назначают уже при первых симптомах шизофрении у женщин и мужчин. Среди препаратов наиболее распространен Рисперидон.

Ранее применяли сразу несколько препаратов из данных групп, сочетая их с седативными и антидепрессантами. Но последние исследования доказали пагубность такой терапии. Поэтому сейчас назначают прием лишь одного препарата. Комбинированное лечение допустимо лишь при отсутствии эффективности от моно терапии.

Психотерапевтическое лечение шизофрении

Пациентам назначают такие процедуры:

  • Когнитивно–поведенческая терапия. Лечение помогает восстановить социальную активность больного. Пациент учится жить со своим диагнозом. Такое лечение помогает снизить риск развития рецидивов.
  • Семейная терапия. Доказано, что признаки шизофрении, которые не опасны для пациента и общества, можно устранить при помощи сближения со своими близкими. Такие пациенты быстрее переходят на стадию ремиссии и редко становятся асоциальными или опасными для общественности.
  • Арт–терапия. Данная методика считается мало эффективной. Но она способна успокоить пациента, отвлечь его от бредовых идей.

Лечение этой болезни отличается своей сложностью. Редко удается побороть недуг полностью. В основном, терапия помогает вернуться к жизни в обществе и устранить продуктивную симптоматику.

Осложнения и профилактика шизофрении

Такой диагноз – уже является последствием отсутствия внимания к проблеме больного и корректной терапии. Осложнением могут выступать только изоляция и смерть пациента.

Предотвратить развитие заболевания самостоятельно невозможно, ведь механизмы его развития формируются вне зависимости от желаний человека. Но каждая мать может предпринять меры, чтобы не допустить развития опасной патологии у своего ребенка:

  • Заботьтесь о своем здоровье в период беременности, старайтесь избегать простудных заболеваний и вирусных инфекций.
  • Дарите детям максимум любви.
  • Сведите к минимуму психологические травмы ребенка – защищайте его.
  • Исключите из своего меню генно–модифицированные продукты и пищу с массой стабилизаторов, добавок.
  • Исключите вредные привычки.
  • Введите за правило: прием медикаментов только по предписанию врача.

Следуя таким простым правилам, вы сведете риск развития признаков шизофрении у вашего ребенка к минимуму. Заметив же опасные поведенческие реакции – не отворачивайтесь от него и обратитесь к доктору для проведения обследования.

Один из социально уязвимых слоев нашего общества – люди с ментальными нарушениями. Жизнь в современном мире является для них довольно непростой. Тем не менее, если предоставить таким людям возможность получить необходимые навыки для самостоятельной жизни, они более чем способны овладеть ими, чтобы в дальнейшем вести вполне обычную жизнь. Специализированный комплекс «Жануя» является столь необходимым островком надежды, где с самого детства готовят к будущему детей с ментальными проблемами, окружая их заботой. На сегодняшний день СК «Жануя» является единственным учреждением в РК, где работают одновременно коррекционная школа-интернат, детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и детский сад. Мы решили узнать побольше об этом необычном учреждении.

СК «Жануя»

В 1994 году комплекс назывался «детский дом №3», а с 2006 года он был переименован в СК «Жануя». Сейчас в школе обучается 420 детей, из них 83 ребенка – сироты, оставшиеся без попечения родителей, они круглогодично находятся в стенах комплекса. Есть приходящие дети, родители оставляют их в школе с понедельника по субботу, а на выходных забирают домой. Есть и дети, которых приводят на занятия, а вечером забирают, как в обычных школах, но в основном это касается только младших классов. Малышей в детском саду на сегодняшний день мало, вместе с ними проживают дети, которые обучаются в нулевом классе. Основной деятельностью персонала является обучение и воспитание детей с ментальными проблемами. Все дети, обучающиеся в школе, имеют органические поражения центральной нервной системы, у них такие диагнозы, как «умственная отсталость средней, тяжелой формы», «ЗПР – задержка психического развития», «синдром Дауна», «эпилепсия». Детей, которые могли бы обучаться в обычной школе, здесь нет.

В школе повсюду висят стенды с информацией о достижениях учеников – дипломы, грамоты, награды, фотографии маленьких певцов, хореографического кружка и спортивных команд, которые регулярно участвуют в конкурсах и соревнованиях. Дети на фотографиях выглядят самыми обычными – сияют радостными и гордыми улыбками победителей, и если не знать об их особенностях, то ни за что не догадаешься, что они чем-то отличаются от других детей. Когда мы приехали, все как раз отправлялись на завтрак. В школе стоял характерный гул, знакомый каждому, кто ходил в школу.

Директор комплекса Ляззат Аскергалиевна КУЛСАРИНА гостеприимно встретила нас в своем кабинете, а затем провела экскурсию, попутно рассказывая о буднях детского дома:

– Питание у нас пятиразовое. После завтрака дети отправляются на занятия. У каждого воспитателя есть свой класс. Когда занятия заканчиваются, они забирают детей и отводят их в спальный корпус, где дети отдыхают. После обеда у младших классов сонный час. Далее у всех детей начинается самоподготовка, дети посещают кружки и секции по интересам. Потом по расписанию прогулка на свежем воздухе. А после ужина свободное время, которым каждый распоряжается по своему усмотрению. В 9 часов у детей отбой.

– Могут ли попасть к вам на обучение дети из других городов?

– Наша школа только для детей с алматинской пропиской. Прежде чем поступить к нам, дети проходят ГМПК (городскую медико-педагогическую комиссию). Она обследует ребенка, делает заключение, на основании этого документа берется направление, и только потом дети приходят к нам в школу. Мы не можем принять ни одного ребенка без заключения ГМПК и направления. Дети из областей к нам тоже не принимаются. В других городах и областях существуют свои коррекционные школы, куда принимают детей по месту жительства.

– Расскажите, пожалуйста, чем отличается ваша учебная программа от обычной? Как проходят уроки, все ли справляются?

– В каждом классе у нас около 12-18 человек. В связи с диагнозом наших детей основной упор мы делаем на трудовое обучение, чтобы в последующем они могли прокормить себя. У нас есть много разных мастерских, где детей обучают по таким специальностям, как обувное, столярное дело, национально-прикладное искусство, швейное дело, садоводство, и другим. Работы наших детей выставлялись на республиканских, городских выставках, в центральном музее г. Алматы, где лучшие 3 работы были отобраны на выставку ЭКСПО-2017.

Дети с более тяжелыми нарушениями занимаются простейшей работой – к примеру, учатся зашивать одежду, пришивать пуговицы. Ученики уже сейчас могут сами пойти в мастерскую и починить свою обувь или попросить кого-нибудь из других ребят это сделать. Все специальности, которым у нас обучают, всегда могут пригодиться в жизни, это востребованные практические навыки. Классы делятся по уровням, есть классы ЗПР, вспомогательные и умеренные классы, это зависит от диагноза и тяжести нарушений. Дети с ЗПР обучаются по более сложной программе. У остальных программа облегченная, специально составленная для них.

– Какое специальное образование требуется учителям? Кто еще работает в комплексе?

– С нашими детьми работают педагоги разных специальностей: учителя-предметники, дефектологи, логопеды. Коллектив большой, на сегодняшний день он состоит из 167 человек, из которых 67 человек – только воспитатели, которые работают с детьми во внеучебное время, занимаются с ними самоподготовкой, ведут их в столовую, на кружки и прогулки. Во время каникул приходящие дети находятся дома. А дети из детского дома выезжают в летнюю зону отдыха, у нас есть свой лагерь «Жануя» на Капчагае, там дети вместе с преподавателями и воспитателями проводят все лето.

– Проводится ли какое-то лечение?

– Мы не лечим детей, ведь у нас школа, а не медицинский центр. Тем не менее, конечно же, медицинский блок у нас есть, там работают врач-педиатр и 4 медсестры. В течение года наши дети дважды проходят профосмотр, делается рентген, их осматривают узкие специалисты – хирурги, терапевты, невропатологи, психиатры, психологи и другие врачи, они сами посещают наш детский дом.

– Как уживаются между собой дети из интерната и приходящие дети?

– Они ведь живут вместе почти все время, учатся, спят, едят, проводят свободное время – все вместе, как одна семья. Не было такого, чтобы конфликты закономерно возникали именно между приходящими детьми и детдомовскими. Надо учитывать тот факт, что ребенок есть ребенок. Бывает, конечно, что они ссорятся, как и любые другие дети, могут не поделить ручку или поругаться из-за чего-то из этой же серии. Но рядом с ними всегда присутствуют классные руководители, педагоги, воспитатели, которые могут урегулировать возникший конфликт. Но в основном дети живут дружно, поддерживают друг друга.

– Как обстоят дела с общественной жизнью и оснащением?

– Оснащение и материальная база у школы хорошие. В принципе, на сегодняшний день с этим у нас проблем нет. Сейчас 6 наших классов оснащены интерактивными досками, а все мастерские – необходимыми материалами. В кабинетах есть компьютеры, в прошлом году только в кабинет информатики мы получили 16 новых компьютеров. У нас большой актовый зал, в школе регулярно проводится множество мероприятий по всем знаменательным датам. Единственная актуальная проблема сейчас – это неполадки с аппаратурой.

Вскоре мы планируем провести день опекуна, хотим пригласить всех опекунов, которые взяли наших детей под опеку. В данный момент на опекунстве находится 9 детей, на патронатном воспитании – 12, а по гостевому договору – 6. Несмотря на свои диагнозы, наши дети талантливы, они постоянно участвуют в различных конкурсах и соревнованиях. Относительно недавно одна наша девочка, Назира, получила призовое место в номинации «Золотой голос» в республиканском конкурсе «Таншолпан». Дети регулярно участвуют в конкурсе «Мейірім», который проводит ОФ М. Оспанова.

На базе нашей школы проводятся республиканские семинары для дефектологов, учителей-трудовиков.

Наши учителя дают открытые уроки, делятся своим опытом, обмениваются знаниями. Со всей республики приезжает по 50-60 человек, все они посещают мастер-классы, смотрят мастерские, наблюдают, как и чем живут наши дети, знакомятся с ними. Учителя рассказывают об основных методах своей работы, о том, каких успехов они достигают, как усваивают программу дети, с какими сложностями они сталкиваются. Происходит масштабный обмен опытом, это очень важно для дальнейшего прогресса.

Основная работа состоит еще и в том, что детей нужно подготовить, рассказать все в доступной им форме. В этом году тоже запланирован республиканский семинар для учителей. Третий год подряд в нашей школе проводится республиканский конкурс «Жулдызай», который проводит корпоративный фонд «BI-Жулдызай». В ноябре у нас будут проводиться мастер-классы. Их будут проводить звезды казахстанской эстрады, хореографы: артист ГТОБ «Астана Опера» Досжан Табылды, руководитель балетной студии «AST CITY Ballet» Адыл Эркенбаев, режиссер-постановщик фестиваля «Жулдызай» Галия Байбосынова, а также солистка Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил РК, преподаватель Казахского национального университета искусств, магистр по специальности «Эстрадный вокал» Мадина Аскарова и переводчики жестового языка Хасан Исраилов и Самал Нурымова.

– Какие дальнейшие перспективы у учеников, что их ждет?

– Все дети в дальнейшем могут работать, для этого мы их и обучаем. Большая часть наших детей не имеет возможности поступить в высшие учебные заведения Алматы. После окончания 9 класса наши воспитанники в своем большинстве поступают в два колледжа нашего города – №7 и №8. В последующем они смогут устроиться работать обувщиками, швеями, столярами, малярами, сварщиками, флористами и другими специалистами. В школе они получают эти весьма практичные навыки, которые им по силам и которые востребованы всегда.

До подачи документов в колледжи проводится предварительная работа, мы с ребятами посещаем дни открытых дверей, неоднократно выезжаем в разные организации, где дети могут ознакомиться с теми или иными профессиями, чтобы иметь обо всем наглядное представление. Дети у нас воспитываются только до 18 лет. Сейчас у нас есть сводная группа, где проживают учащиеся колледжей, утром они уходят на занятия, после обеда возвращаются. Есть старшекурсники, которые в данный момент проходят практику на предприятиях и в организациях по своей специальности. По достижении детьми совершеннолетия мы устраиваем сирот, оставшихся без попечения родителей, в Дом юношества, где их обеспечивают комнатами. Если среди выпускников есть дети, у которых имеется закрепленное жилье, они идут домой. Далее у них начинается самостоятельная жизнь, к которой мы за школьные годы по мере возможностей стараемся их подготовить.

– Помимо аппаратуры, какие в комплексе на сегодняшний день существуют проблемы?

– Конечно, мы не можем сказать, что у нас нет никаких проблем, это было бы неправдой. Но с другой стороны, проблемы есть всегда и у всех. Хотелось бы улучшить условия для наших особенных детей. По мере возможностей мы привлекаем спонсоров, это основная помощь, которую нам оказывают со стороны. Государство тоже помогает средствами, к примеру, в этом году мы провели освещение территории, поставили прожекторы, установили камеры на территории детского дома. Сейчас нашей основной проблемой является необходимость асфальтирования двора, там сейчас в некоторых местах есть ямы, дети могут споткнуться, ведь у некоторых есть нарушения в координации движений. Мы стараемся решить эту проблему своими силами. В целом же можно сказать, что у нас все хорошо, дети и родители довольны.

– Кто оказывает поддержку комплексу?

– Все мероприятия, которые у нас проводятся, проходят с участием звезд нашей казахстанской эстрады. Недавно нас взяли под свое шефство группа «Жігіттер», наши частые гости Ескендир Хасангалиев, Медеу Арынбаев, А. Абищев, Мадина Садуакасова, Кайрат Нуртас, Жолбарыс Сейфуллин, недавно приходила скрипачка Жамиля Серкебаева, многие другие звезды регулярно заглядывают к нам, и дети встречают их с удовольствием. Они выступают перед детьми и по мере возможностей вносят свою лепту в улучшение жизни нашего детского дома. Они всегда находятся с нами на связи, мы им всегда рады и очень благодарны за все.

Также мы работаем со многими общественными фондами. Особенно хочу отметить фонды «Rich», «Жақия», «Дара», «Аяла». Фонд «Жақия» регулярно занимается лечением детей, недавно он помог установить детям брекеты. «Rich» оказывает очень большую помощь в укреплении нашей материальной базы.

К нам часто приходят их волонтеры, они приводят сюда гинекологов, которые проводят с нашими девочками деликатные беседы, рассказывают о женской личной гигиене и половом воспитании.

После проведенной директором комплекса экскурсии мы познакомились с психологом СК «Жануя» Дмитрием ЗВЯГИНЦЕВЫМ . Он показал нам свои владения и рассказал немного о своей работе. Все встреченные нами дети радостно приветствовали Дмитрия, некоторые громко и звонко, а некоторые весьма своеобразно, но было видно, что они очень даже хорошо понимают друг друга.

– Расскажите, пожалуйста, о специфике работы с детьми с ментальными нарушениями .

– В нашей школе 30% детей вообще не могут говорить. Они произносят звуки, какие-то слоги, которые не то что посторонним – родителям непонятны. А мы не только должны понять, что хочет ребенок, но еще и должны дать ему тенденцию к более совершенному пониманию мира. В этом случае мы уже смотрим, какой у детей потенциал, какие у них слабые и сильные стороны. К примеру, у нас есть ребенок, который не разговаривает, но может делать руками то, что недоступно для большинства других детей. Через эти его поделки мы с ним разговариваем. Основная специфика нашей работы, ее задача заключаются в понимании этих детей, мы помогаем им в их адаптации.

Социально-бытовая ориентация

У нас есть такой предмет, как социально-бытовая ориентация, он идет начиная с 5 класса. Детей учат ориентироваться в быту. Например, заправлять постель, стирать, гладить, убирать помещение, мыть посуду, готовить еду, заваривать чай, ориентироваться по городу, они изучают ПДД и т.д. У нас 4 комнаты, где проходит социально-бытовая ориентация, и они все разные. Везде есть кухня и класс, но обстановка на этих кухнях разная. К примеру, в одной комнате стоит современная сенсорная плита, двухкамерный холодильник, новая модель пылесоса. В другой обстановка более скромная, техника немного устаревшая, как в большинстве обычных квартир. Это все нужно для того, чтобы дети могли ориентироваться в любой обстановке. Чтобы не получилось так, что ребенок не смог включить обычную плиту, умея пользоваться только сенсорной, и наоборот. В таких кабинетах создается впечатление, что они дома. Дети любят здесь находиться, для них это очень личное время и обстановка, поэтому они не любят здесь фотографироваться, очень смущаются.

Два раза в год ПМПК приезжает к нам на занятия, чтобы посмотреть изменения и динамику у детей. В конце учебного года она приезжает в третий раз, проводит обследования и решает, по какой программе ребенок будет учиться. Те дети, которые учатся по программе ЗПР, могут поступить в обычное высшее учебное заведение, если у них идет выравнивание текущего состояния. Для них это немножко тяжело, но возможно. Есть дети, которые поступили в педагогический, в скульптурную академию, в консерваторию. Если дети учатся по вспомогательной программе, то выше профессионального училища (сейчас это колледжи) они уже не пойдут. Раньше у нас был урок парикмахерского искусства, он очень нравился девочкам и даже многим мальчикам. Но работа с ножницами не каждому дается. Если в классе 2-3 человека могут работать с ножницами, то что делать остальным? Было принято решение убрать предмет из программы.

– А Вы ведете какие-нибудь занятия у детей?

– Дети говорят, что мы играем – рисуем, лепим, делаем двигательные упражнения, иногда просто ходим, потому что важно, чтобы дети двигались, что-то строим и разрушаем. Были родители, которые возмущались этим, они думали, что дети никак не развиваются и просто катают машинки или что-то вроде того. Но после того, как они понаблюдали за нашими «играми», им становилось все понятно. К примеру, у меня есть сенсорная комната, где мы играем в «снежки», кидаемся мягкими шариками.

Иногда у детей есть потребность выплескивать агрессию. Я ведьне разрешу им бить друг друга подушками или еще чем-нибудь. В одной школе проводилось занятие, где дети устроили бой мягкими пластиковыми бутылками. Так потом каждая перемена сопровождалась этими боями, из-за одного занятия пошла волна, все немного вышло из-под контроля, и директору пришлось письменным приказом запретить это. У нас для этого есть специальное помещение. Сначала из мягких игрушек строятся две башни, а потом дети кидают друг в друга мягкие шарики. При этом, если кто-то в кого-то попал, обязательно нужно остановиться и спросить, не больно ли ему, можно ли продолжать, чтобы ребенок не чувствовал, что агрессия направлена на него. Дети должны чувствовать взаимодействие и радость от всего процесса.

– Каковы шансы у детей быть усыновленными?

– Да, есть те, кого усыновляют. Есть те, кто восстанавливает семейные отношения, может быть даже с дальними родственниками. Но если честно, процент очень маленький. В основном усыновляют деток из дома малютки, а наши постарше, кроме того, большинство людей боятся брать детей с такими диагнозами. Но помимо усыновления, есть такая практика, как патронат. Она имеет больший результат. На усыновление многие не решаются, ведь это очень большая ответственность, и, если не дай бог что-то произойдет, последствий будет много. При патронате условия те же, что и при усыновлении, кроме трех нюансов. Каждый год социальная служба устраивает проверку – благополучно ли пребывание ребенка в семье, чтобы продлить или разорвать контракт, заключенный с родителями. Родители получают дополнительные субсидии от государства на ребенка. И кроме того, у них идет официальный воспитательский стаж.

Воскресная семья

Перед тем как брать патронат, мы рекомендуем побыть так называемой «воскресной семьей». Семья забирает ребенка к себе на выходные, праздники, в каникулярное время. За это время они могут лучше присмотреться друг к другу, и у них будет шанс лучше все обдумать, ведь всякое случается, они могут совсем не сойтись характерами, даже если изначально казалось подругому. Когда у ребенка идут органические поражения в нервной системе, ему порой бывает тяжело себя понимать. Кроме того, не все семьи в полной мере осознают, что такое ребенок с нарушениями. К сожалению, случается и так, что какое-то время спустя воскресная семья отказывается от ребенка, потому что они понимают, что не справятся. Когда такое случается, это для всех нас очень болезненно.

В свое время наших детей часто усыновляли иностранцы из США, Италии, Франции, Канады. Сейчас это происходит реже, не знаю, с чем это связано, вероятно, все дело в кризисной обстановке. Однажды был удивительный случай. К нам направили пару американцев, и когда они зашли к детям, то были в шоке и какое-то время даже не могли ничего сказать: среди детей был мальчик, невероятно похожий на мужчину, как будто они действительно родная кровь. Цвет волос и кожи, черты лица – он был его маленькой точной копией. Они без раздумий усыновили его. Через год ребенок уже разговаривал на английском, адаптация прошла очень хорошо.

Это место – убежище, шанс, дом для этих детей

Признаться, во время пути в специализированный комплекс у нас были определенные ожидания, вероятно рожденные стереотипами о детских домах, но, к счастью, они не оправдались. Там повсюду царит атмосфера спокойствия и жизни. Когда мы столкнулись в дверях с группой мальчишек лет тринадцати, они придержали для нас дверь, и мы даже успели перекинуться парой шуточек. Это место – убежище, шанс, дом для этих детей. «Наши дети» – буквально в каждом предложении повторяла директор Ляззат Аскергалиевна, не «ученики», не «воспитанники», не «учащиеся», и в этом словосочетании была вся суть данного учреждения, все глубокое отношение к ребятам. Люди с определенным складом ума и характера, люди широкой души, работающие и проживающие там, по-настоящему смогли оправдать название, данное учреждению в 2006-м году: «Жануя» – это семья. Дети находятся в определенном обществе, среди таких же, как они сами, их понимают, о них заботятся, но главное – им дают шанс на полноценную жизнь. Сейчас они не являются изгоями, а главная долгосрочная цель комплекса заключается в том, чтобы научить их использовать все свои возможности, не дать им замкнуться в своем мире, дать билет в будущее.