Причины роста больших городов. Рост городс­кого населения


Причины роста больших городов

Можно разделить на две группы причин роста городов: (1) общие или социальные причины, и (2) незначительные или отдельные причины. Это - социальные причины, причины, связанные с нашей цивилизацией, которые особенно интересны для нас. Среди этих социальных причин мы рассмотрим следующие:

1. Снижение важности сельского хозяйства в жизни человека. Когда сельское хозяйство было всеобъемлющим занятием, практически все товары были произведены на ферме. Однако с развитием уровня жизни примитивные индустрии фермы больше не могли удовлетворять потребностям населения, поэтому все больше стала развиваться крупная обрабатывающая промышленность. Так же уменьшилась потребность в рабочей силе для производства сырья. Это обуславливается главным образом использованием машинного оборудования. Изобретение и применение машинного оборудования в индустрии фермы позволили обойтись без большого числа рабочих. Считается, что пятьдесят рабочих с современной сельскохозяйственной техникой могут сделать работу пятисот европейских крестьян без такого оборудования. Поэтому четыреста пятьдесят рабочих, которых заменила сельскохозяйственная техника, должны найти другую работу, и они находят её, главным образом, в обрабатывающей промышленности. Итак, научно-капиталистическое сельское хозяйство в настоящее время эффективно с машинным оборудованием. Оно значительно увеличило сельскохозяйственное производство и в то же время уменьшило труд рабочих. Открытие новых и плодородных земель, которые были очень производительными в девятнадцатом веке, также было эффективным. Развитие сельского хозяйства имело тенденцию к уменьшению потребности в рабочей силе. Научное сельское хозяйство с современным оборудованием, обязательно уменьшает потребность в большой пропорции рабочего населения, нанимаемого, чтобы произвести продукты и другое сырье, в котором нуждается страна. Соответственно это имело тенденцию позволить все большему и большему числу работоспособного населения поехать в город. Поэтому относительно уменьшающаяся важность сельского хозяйства была одной из первопричин роста городов в девятнадцатом веке; и насколько мы видим, эта причина продолжает работать до определенного времени.

2. Рост и централизация обрабатывающей промышленности. Это - возможно, самая жизненная причина роста городов. Большой город, как мы уже сказали, является продуктом современного индустриализма. Улучшенное оборудование, улучшенная транспортировка и увеличение рынка сбыта, не только сделали возможным большой рост обрабатывающей промышленности, но и позволили централизовать её в городах. Давайте отметим кратко причины по которым обрабатывающая промышленность группируется в больших городах, а не рассеивается по сельским общинам. В централизации производственных предприятий в городах способствуют: (1) в мощности двигателей, будь то вода или уголь; (2) экономика в оборудовании - где нет необходимости дублировать машины; (3) экономика в заработной плате - один руководитель, например, может управлять крупным заводом; (4) использование производственной продукции - когда фабрики, объединялись для использования производственной продукции, которая иногда приносила больше прибыли, чем основное производство. (5) экономика в покупке сырья и в реализации готовой продукции, при объединении многих фабрик. Отсюда следует что те, кто трудится на фабриках, должны жить рядом, производство было первопричиной роста города, и, насколько мы видим, продолжает влиять на развитие и в настоящее время.

3. Увеличение торговли и коммерции. В 19 веке между различными сообществами складывались торговые отношения, после улучшения транспортировки торговые и коммерческие отношения стали увеличиваться, поскольку наряду с улучшением транспортировки пошла специализация в промышленности, как со стороны сообществ так и со стороны классов. Современный город - продукт возможностей современной транспортировки. Все большие города расположены в естественных транспортных артериях. Города Средневековья были в основном центрами торговли и коммерции, где свои товары размещали различные незначительные центры. Современный город не потерял эту особенность посредством развития в крупный индустриальный центр. Наоборот, статус города в торговле и коммерции делает его в то же время ценным центром развития обрабатывающей промышленности. Возможность наземной и водной транспортировки особенно благоприятна развитию больших городов. Таким образом мы видим Нью-Йорк расположенный на берегу и товары поставляемые Европе, доставляются по земле а потом по воде; Чикаго, расположенный во главе водной транспортировки Великих озер; Сент-Луис, во главе навигации реки Миссисипи. Только Денвер и Индианаполис среди больших городов Соединенных Штатов 1910 года не расположены на реке или любой другой судоходной воде. Незначительные причины. Это главные социальные причины роста городов, и, как мы видим, они относятся к промышленности. Несомненно, современный город - продукт современной промышленности. Определенные неэкономические факторы могут также влиять на рост городов, но они не столь важны к ним относятся большие интеллектуальные и образовательные преимущества, которые город предлагает, прекрасные возможности для удовольствия и развлечения в городе и т.п.. Такие незначительные и отдельные причины являлись малой частью роста крупных городов.

Урбанизация (рост численности городского населения, процесс повышения роли городов политической, экономической и культурной жизни государства) является закономерным этапом в истории развития каждого государства. Процессы урбанизации свидетельствуют о превращении страны из аграрной в индустриальную.

История городов в нашей стране достаточно длинная и идет с самого начала существования русского государства. Однако понятие ‘’город’’, какой населенный пункт можно признать городом, различалось в разные времена. В Средневековой Руси и Московской вплоть до 17 века городом считалось поселение-крепость, включающее в себя княжеский двор, церковь и вечевую площадь, т.е. являющееся военно-административным и религиозным центром окружающих земель. К крепости примыкал посад – часть города, находящаяся вне крепости, где жители как раз и занимались торговлей, ремеслами и т.п.

Собственно государство озаботилось определением городов и наделением поселений статусом городов лишь в 18-м веке. В 1785-м была утверждена жалованная грамота, она утвердила юридические права «городских обывателей» и определила формальные критерии города - получение от императора собственной жалованной грамоты, в соответствии с которой создавалось самоуправляющееся городское общество с правами юридического лица, а также утвержденные монархом герб и план города.

В 1678 году городов было 200, в 1708 году - 339, в 1719 году - 280, в 1727 году - 342, в 1738 году - 269, в 1760-е годы - 337. В ходе реформы местного управления 1775-1796 годов 271 сельское поселение было преобразовано в город, и общее их число достигло 673, однако последующие императоры лишили часть городов их статуса, в результате к 1811 году городов насчитывалось 567.

К моменту отмены крепостного права городов в России было 672.

Урбанизация в России 20-21 века испытала три этапа развития.

Первый: дореволюционный с 1897 (первая всероссийская перепись населения) до 1917 года.

В конце 19 – нач. 20 века в России происходил достаточно быстрый рост промышленности (доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1881-1885 по 1913 с 3.4% до 5.5%), что влекло за собой рост численности населения городов. Однако несмотря на почти полуторный рост общей численности населения городов в России за 1897-1914 (с 20.1 до 30.6 млн. чел.), процент урбанизации населения увеличился очень незначительно – с 16 до 18%. Сказывалась недостаточная трансформация российского общества из сельского в городское, кроме того, численность сельского населения также очень быстро росла. Интересно отметить, что в границах современной Российской федерации урбанизация была даже меньше, чем в империи – 17% в 1914-м и 1917-м. Кроме того, значительная часть населения городов по менталитету все еще оставалась ‘’сельской’’ и зачастую в таких ‘’городах’’ их жители больше доходов получили от сельского хозяйства, чем от городских занятий.

Таким образом, к моменту революции Россия оставалась аграрной страной.

За советский период произошло огромное количественное и качественное увеличение уровня урбанизации, несмотря на то, что ПМВ и Гражданская война заставили стагнировать процессы урбанизации (по переписи 1926 года в городах и городских поселениях на территории Российской федерации проживало лишь 18% населения – лишь на процент больше, чем в 1914-м) Уже к переписи 1939 число городских жителей в абсолютных числах увеличилось, по сравнению с 1926-м, на 20 млн., а доля городского населения составила 33%, т.е. почти удвоилась. Способствовала такому росту форсированная индустриализация, превратившая страну из аграрной в промышленную, а также политика по массовому привлечению сельского населения в города. Несмотря на разрушения и потери, понесенные во время ВОВ, процессы урбанизации продолжали быстро развиваться. К сер. 50-х произошло значимое событие – численность городского населения в РСФСР превысила численность сельского. Так, по переписи 1959 года в Российской Федерации численность городского населения составила 61.1 млн. чел. (52%), а сельского – 56.1 млн. чел. (48%). Отметим, что по , в мире лишь в начале 21 века половина населения стала жить в городах. Урбанизация продолжалась и в последующие годы. 1970 – 62%, 1979 – 69%, 1989 – 73%. Однако, начиная с 70-х рост урбанизации начал замедливаться и к сер. 80-х практически сошел на нет. За десятилетие 1980-1990 уровень урбанизации увеличился с 70% до 74%. Эти темпы были значительно меньшими, чем в 70-е.

Рост городов и их численности населения происходил за счет трех составляющих: естественного прироста, механического прироста, административных преобразований (образования новых городских поселений, преобразования сельских поселений в городские или включения их в черту городских поселений)

Подытоживая, общая численность городского населения за время советской власти увеличилось на 94 млн. чел.

С началом рыночных реформ процессы урбанизации пошли вспять. В 1992-м впервые была зарегистрирована естественная убыль городского населения. В межпереписной период 1989- 2002 гг. число смертей горожан над рождениями превысило на 6.2 млн. чел. За 2002-2009 гг. естественная убыль составила еще 2.9 млн. чел.

Второй главный компонент убыли городского населения – массовый перевод городов и поселков городского типа в сельские поселения. Объясняется такой процесс, главным образом, экономическими причинами – для малых городов и пгт их городской статус с началом рыночных реформ был, скорее головной болью, нежели благом, как в советские времена. В результате, численность городских поселений в России за 1989-2002 уменьшилась с 3230 до 2940. К 2010-му их число уменьшилось до 2386.

Тем не менее, миграция населения (главным образом, из республик бывшего СССР, но также и из российских сел) в города не позволила совсем уж обвалиться численности городского населения. Так, несмотря на шестимиллионную естественную убыль населения, общая численность городского населения уменьшилась за 1989-2002 на 1.6 млн. чел. (со 108 млн. до 106.4 млн.) Правда, по сравнению с 1991-м годом, убыль оказалась почти в 2 раза больше – 3 млн. чел. За 2002-2010 гг. численность городского населения уменьшилась еще на 1.1 млн. чел. В результате, сократился процент городского населения – если в 1991-м он составлял 74% населения, то в 90-е он упал до 73% и лишь к переписи 2010 года вернулся уровню 1991 года. Но это лишь потому, что в условиях демографического кризиса сельское население сокращалось быстрее городского.

Города Севера России, Дальнего Востока, а также Центра и Северо-Запада (Магаданская (-41%), Мурманская (-36%), Сахалинская (-22%), Тульская (-22%), Ленинградская (-21%), Ивановская (-19%), Тверская (-18%), Псковская (-16%) области, Камчатский край (-31%)), в которых после ‘’реформ’’ произошло обвальное падение промышленности и доходов населения, города, которые были брошены центральной власти, по сути, на произвол судьбы.

Таким образом, процессы урабанизации в России за двадцатый век прошли 3 этапа: достаточно быстрый, но лишь немного превосходящий рост всего населения страны в начале 20 века; значительно превосходящий общий рост населения рост урбанизации в советское время, что превратило Россию в городскую страну; наконец, депопуляция городского населения, начиная с 1991 года, что вкупе с демографическим кризисом привело к стагнации доли городского населения в общей численности населения страны.

Ложная урбанизация в России?

Существует мнение, что официальные оценки урбанизации в России занижены и что реальное число городских жителей сильно меньше.

Обратимся для начала к истории. В 1742-м году городское население России составляло 13% населения. Но потом началась деурбанизация! Даже в 1783-м после административных реформ, когда целой куче сельских поселений дали городский статус, число горожан упало до 11.6%. Деурбанизация продолжалась вплоть до отмены крепостного права. Тогда лишь 9% населения жило в городах. Причина проста – именно с сер.-конца 18 века Россия вышла на мировой рынок со своим зерном. Довольно скоро зерно вытеснило все основные товары русского экспорта и стало, по сути, главным источником доходов в казну. На фоне промышленного переворота в Англии, чья мануфактурная продукция (в первую очередь, железо, которым Россия активно торговала, начиная с Петра) стала куда как более качественной, чем русская, произошло падение поддержки русской промышленности и, следовательно, хирение русских городов. Лишь с отменой крепостного права, которая дала толчок к развитию русской промышленности доля городского населения начала расти, но даже в 1897-м эта доля была меньше, чем в 1742-м.

В 18-м веке 55-60%, т.е. большинство, имело аграрную специализацию! А ведь в науке считается, что городом можно назвать лишь то поселение, где большинство населения НЕ занимается сельским трудом! Даже в сер. 19 века с.х. города составляли 22% всех городов! К концу 19-го века основным типом города стал смешанный – т.е. город, который специализировался на нескольких отраслях деятельности. Но в 30% из них ведущей отраслью оставлялось сельское хозяйство. Современные исследователи на основе переписи 1897 года распредели города России по трем типам укладов, всем сегодня известным – доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. 36% городов были отнесены к доиндустриальному типу.

В современные толкования понятия ‘’урбанизация’’ включается также и обеспечение населения городскими удобствами (водопровод, канализация, отопление и т.п.) т.е. ‘’бытовая’’ урбанизация, которая отличает быт горожан от сельчан, а также проникновение городских установок в сознание жителей городов, т.е. менталитет населения. Посмотрим, как с этим обстояло и обстоит дело в России.

По состоянию на 1910-й год лишь 20% всех городов России имело водопровод, канализация же была уделом лишь 5% городов, при чем в их число не входило два крупнейших – ‘’столицы’’ русского государства – Москва и Петербург. В столицах полагались на ассенизаторов – но и тех не хватало – так, по расчетам для удаления только человеческих экскрементов для Петрограда требовалось не менее 400-500 пневматических ассенизационных бочек. Реально же !Неудивительно, что инфекционные заболевания были бичом русских городов того времени. Приведу из официального документа

Статистические данные показывают особенную восприимчивость к заразным заболеваниям населения городов. Распространение заразных болезней, в особенности широкое развитие в последние годы тифа и холеры, свидетельствует о дурных санитарных условиях городской жизни, зависящих, главным образом, от неудовлетворительного состояния водоснабжения и удаления нечистот, а также от негигиеничности жилищ малосостоятельного населения. Согласно собранным в отчетном году данным о положении водоснабжения и удаления нечистот в городах и негородских пунктах, в коих число жителей превышает 10 тыс. чел., водопроводы общественного пользования имеются лишь в 190 из 1078 населенных пунктов; только при 58 из них устроены фильтры или иные приспособления для очищения воды. Между тем, например, в Германии в городах с населением свыше 20 тыс. жителей устроены водопровода в 98 поселениях из 100, из городов с населением от 5 до 20 тыс. имеются водопроводы в 74 пунктах из 100. Сплавная канализация у нас существует лишь в 13 городах и устраивается в 3-х. В большинстве остальных поселений удаление нечистот поставлено весьма неудовлетворительно. При этом существующие устройства в некоторых городах находятся в антисанитарном состоянии. В результате обследования городов Киева, Харькова, Ростова-на-Дону и С.-Петербурга в 1907-1910 гг. оказалось, что одною из причин широкого распространения эпидемий тифа и холеры было загрязнение водопровода сточными водами.

Как констатируют исследователи, хотя формально показатели городского благоустройства за 1825-1910 гг. улучшились, но позитвные сдвиги ощутила лишь зажиточная верхушка, для основной же массы горожан уровень комфорта оставался таким же, как и в начале XIX века.

Другой вопрос – . Большинство горожан в начале 20 века в России от крестьян своими базовыми психологическими установками и мировоззрениями от крестьян почти не отличались

Если в материальной сфере города в XVIII-XIX веках стали довольно заметно отличаться от деревень, то общей народной культурой были объединены и крестьяне, и городские низы, составлявшие около 90% всех горожан. Что вполне естественно, учитывая факт постоянного проживания крестьян в черте города, часто в рамках крестьянской общины, и, наоборот, мещан и купцов - в деревне. Известный в пореформенной России социолог и экономист Н. Флеровский убедительно показал сходство материального положения, домашнего и семейного быта, мировоззрения и менталитета крестьян, мещан, ремесленников, кустарей и рабочих.

Что неудивительно – ведь большинство горожан были вчерашними крестьянами, переселившимися в город, а ведь миграция крестьян в города только нарастала в начале 20 века, оказывая мощное влияние на культуру и менталитет горожан. Так, в Петербурге на 1900-й год лишь 31% населения был ‘’коренным’’, а 861 тысячу чел. населения, подавляющее большинство, составляли пришлые крестьяне. Город в начале 20 века по своему умострою был преимущественно сельским. Неслучайно, большевики выдвинули концепцию союза рабочих и крестьян, в России они были близки друг к другу.

Однако, и к началу 21 века все не так гладко. По показателям ‘’бытовой’’ урбанизации Россия близка скорее к странам Латинской Америки, нежели к Первому миру – лишь 59% россиян живут в городах с ‘’городскими’’ условиями. 6% россиян живут в селах с городским благоустройством.

При этом, есть опасения, что этот процент может серьезно понизиться, ведь система ЖКХ находится и это признают на самом верхнем уровне

премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что износ основных фондов систем российского жилищно-коммунального хозяйства составляет около 60%.
"Это означает и рост аварийности, и потери в сетях, и, естественно, очень высокие, крайне задранные эксплуатационные расходы", - сказал глава правительства.

Кроме того, минимум живет в ветхом и аварийном жилье, которым не сегодня завтра под снос, а обходятся вообще без жилья т.е. бомжи. Понятно, что говорить по отношению к этим людям об их проживании с городскими ‘’удобствами’’ просто издевательство. И чем дальше правительство будет тянуть с системой ЖКХ, тем хуже будут катастрофы, которые могут поставить на грань выживания сотни тысяч людей.

По менталитету даже в конце 20 века . Так, к 1990 году среди шестидесятилетних россиян коренных горожан было не более 15-17 %, среди сорокалетних - около 40 %, и только среди двадцатидвухлетних и более молодых - более 50 %.

С развалом промышленности в России вновь занятия сельским хозяйством (преимущественно дачным) стали значимым вкладом в доходы горожан. И если ‘’бытовая’’ урбанизация и городской менталитет худо бедно растут даже при рыночных реформах, то рурализацию деятельности горожан реформы только усиливают. Так, по данным соцопросов на 2011-й год на дачах выращивают овощи и фрукты и для них это является важным источником пропитания, при этом две трети делают заготовки из лично выращенных продуктов. О важности этих заготовок говорит то, что 54% россиян уверены, что без заготовок не смогли бы обойтись! Т.е. половина россиян по питанию критически зависит от собственных дачных участков!

Демографический взрыв XIX века в Европе и эмиграция

Уже XVIII век дал значительный прирост населения: за 100 лет 58 млн, или 45%. Но XIX век по отношению к своему предшественнику не идет ни в какое сравнение: с 1800 по 1900 г. численность европейцев выросла со 186,6 млн до 398,8 млн. человек, или в 2,1 раза. Население увеличилось во всех странах: в Германии в 2,3 раза; Франции в 1,4; Англии, Уэльсе и Шотландии в 3,8; Италии в 1,8; Австро-Венгрии в 1,9 раза и т.д. Лишь одна страна, Ирландия, стала исключением, потеряв за это столетие миллион жителей вследствие картофельной болезни и последовавшего за ней голода 1845—1847 гг., вымирания населения, а также массовой эмиграции.
Европейское население увеличилось прежде всего в результате возросшей способности противостоять эпидемиям и инфекционным болезням в связи с достижениями естественных и медицинских наук, более эффективным внедрением в быт санитарно-гигиенических норм и правил. Научные и практические результаты в этой области не будет преувеличением назвать выдающимися. На исходе XVII1 в., в 1796 г., Эдуард Дженнер создал вакцину против оспы. Вакцинация помогла успешно бороться с брюшным тифом, коклюшем и скарлатиной — болезнями, являвшимися в то время основной причиной детской смертности.
Луи Постер в 1865 г. установил, что возбудителями болезней животных и человека являются микроорганизмы. Отсюда пришло понимание необходимости использования антисептиков и проведения дезинфекции. Во время франко-прусской войны Пастер убедил хирургов кипятить инструменты перед операцией и обрабатывать паром перевязочные материалы. С этого времени поняли, почему необходимо мыть руки, а врачи-хирурги стали работать в масках и стерильных резиновых перчатках, что сделало хирургию более безопасной для пациентов.
Пастер наметил пути борьбы со многими инфекционными болезнямисибирской язвой, куриной холерой, бешенством. Он вводил в организм ослабленные бактерии — возбудители заболеваний. Образующиеся после вакцинации антитела убивают или нейтрализуют бактерии, обеспечивая этим выработку иммунитета к заболеванию. Последователи Пастера, среди которых наиболее известен Роберт Кох, выделили и изучили возбудителей холеры, дифтерита, туберкулеза. В 1892 т.Д.И. Ивановский и в 1895 г. Мартин Биллем Бейеринк независимо друг от друга открыли инфекционный возбудитель меньше обычной бактерии — вирус. Формирование и развитие научных направлений иммунологии и вирусологии, создание и применение иммунных, антитоксических сывороток резко сократило смертность. После того как, например, Эмиль Беринг разработал способ иммунизации против дифтерии, эта болезнь была побеждена: смертность от нее снизилась с 35 до 5%.
К числу важнейших достижений следует отнести теоретическое обоснование значения витаминов для предупреждения ряда заболеваний, в том числе цинги. В 1902 г. Карл Ландштейнер классифицировал группы человеческой крови, что открыло возможность переливания ее от донора к больному.
Были получены важные сведения и о том, что возбудителями инфекционных болезней являются не только бактерии. В тропиках и субтропиках люди гибли от малярии, население восточного побережья США, Кубы, Панамы жестоко страдало от желтой лихорадки. Исследования французских, английских, кубинских, американских ученых показали, что эти болезни вызывают простейшие одноклеточные организмы, переносчиками которых являются комары соответствующих биологических родов. Рональд Росс предложил меры по борьбе с малярией: осушение болот, нанесение на их поверхность слоя нефти для уничтожения личинок. Применение подобных средств дало возможность США на строительстве Панамского канала обеспечить санитарно-гигиенические условия, ликвидировать массовую смертность рабочих и успешно завершить работы.
Сохранению здоровья способствовали эффективные меры по улучшению жилищ и всей среды обитания. В 60-х гг. XIX в. в Париже снесли целые кварталы старой застройки и возвели на их месте новые проспекты и здания. Во Франции все большее количество жилищ концентрировалось в руках муниципалитетов, которые, в отличие от частных владельцев, лучше следили за их состоянием. Сносились трущобы в городах Великобритании и других стран. В крупнейших городах начали разбивать парки. Усовершенствовали системы отопления и освещения, водопровода и канализации. Еще в 1778 г. владелец мастерской и механик Джозеф Брамах изобрел ватерклозет, но лишь через полвека оценили его преимущества: в 1855 г. английское законодательство потребовало утилизировать отходы через канализацию. С середины 80-х гг. XIX в. гигиеничные туалеты появились во Франции. Улучшению личной гигиены способствовали увеличившееся использование мыла, употребление хорошо моющейся дешевой посуды, переход на хлопчатобумажную одежду, которую можно было легко стирать. Возросло потребление товаров и улучшилось питание. Подобные нововведения изменили жизнь многих европейцев. На протяжении почти всего XIX в. холера опустошала города: в Великобритании только в 1848 г. от нее умерло 53 тыс. человек, столько же потеряла Франция в 1849 г. С 1900 г. холера уже не встречается в европейских городах. Последствия названных и иных перемен в качестве жизни, медицинском обслуживании и коммунальном хозяйстве проявились в естественном приросте населения, т.е. превышении числа родившихся над количеством умерших. В период с 1800 по 1900 г. смертность в европейских странах в среднем сократилась вдвое, а продолжительность жизни увеличилась с 35 до 50 лет. Сложились прочные предпосылки увеличения численности населения, а это в свою очередь явилось одним из факторов становления индустриальных государств.
В целом Европа располагала не только необходимыми, но и избыточными трудовыми ресурсами, не востребованными промышленным производством, транспортом, сферой обслуживания. Эти люди находили выход в эмиграции. Уезжали за океаны — в Австралию, Америку, осваивали другие континенты. На протяжении 1801 — 1914 гг. покинули Европу и обосновались за ее пределами 45,7 млн человек. Но не все из них уезжали на постоянное жительство, много было и временных эмигрантов: отправившихся на сезонную работу сборщиков урожая, строителей железных дорог и т.п. Возвращались скопившие денег или не нашедшие себе места в Новом Свете. Об этом свидетельствуют следующие данные. На 17,6 млн человек, покинувших Европу в 1901 — 1914 гг., пришлось 10,7 млн впервые обосновавшихся в ней или вернувшихся из эмиграции. Таким образом, «чистая» эмиграция за эти годы выразилась намного более скромным, хотя и остававшимся значительным, числом в 6,9 млн человек. Эмиграция в столь большом количестве снижала безработицу, поддерживала на рынке труда более высокую цену рабочей силы, побуждала предпринимателей модернизировать производство и, главное, смягчала предпосылки социальных конфликтов.
Переезд за океаны значительной массы людей был важен и в ряде других отношений. Прежде всего он имел значение для самих эмигрантов, позволяя им уповать на лучшую жизнь, а многим и реализовать свои надежды. Те, кому удавалось скопить немного денег, часть из них посылали ближайшим родственникам. Одни ирландцы в начале 50-х гг. XIX в. выслали на бывшую родину от 1 до 1,7 млн ф. ст. Такая финансовая помощь стимулировала новых эмигрантов. Прибыльным делом для судоходных компаний стало обслуживание эмигрантов. Хотя пассажирский билет четвертого класса из Гамбурга в Нью-Иорк стоил (в 1885 г.) всего 7 дол., массовая перевозка людей в условиях, не лучших, чем при транспортировке скота, была весьма доходной. Крупные суммы перепадали посредникам — вербовщикам рабочей силы, получавшим деньги как от работодателей за океанами, нуждавшихся в дешевой рабочей силе, так и от самих стремившихся эмигрировать. Наконец, проблема эмиграции имела и еще один аспект. Только наиболее энергичные и предприимчивые, способные адаптироваться к новым условиям, решались расстаться с землей своих предков и пойти на риск поиска удачи в чужих краях. Именно такие люди больше всего ценились там, где их принимали. Выходцы из европейских стран, особенно высокоразвитых, наподобие Англии и Германии, могли легко ассимилироваться на новом месте в силу своей квалификации. В 1907 г. Америка выдержала рекордный приток эмигрантов — 1,3 млн человек. Среди них было 12 тыс. техников и лиц свободных профессий, 13 тыс. служащих торговли и конторского труда, 169 тыс. работников с определенными профессиональными навыками, 294 тыс. промышленных и 324 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, более 63% иммигрантов представляли собой готовые трудовые ресурсы. Это означало, что США получили возможность обогатить свою промышленность и сельское хозяйство европейским техническим и аграрным опытом, без собственных затрат на обучение кадров развивать промышленность и другие отрасли экономики за счет квалифицированных европейцев, которые прошли подготовку на родине. Такую же ситуацию создали переселенцы и на других континентах.

Внутренняя миграция и рост городов в Европе в 19 веке

Европа XIX в. отличалась интенсивной внутренней миграцией населения — перемещением сельских жителей в города. Под воздействием и в ходе промышленной революции квалифицированные мастеровые исчезавших мануфактур, бесповоротно разорившиеся ремесленники, потерявшие работу подмастерья, обезземеленные крестьяне — все эти социальные группы должны были искать заработок на фабриках, шахтах, железных дорогах, стройках, одним словом, становиться наемными рабочими. В начале 40-х гг. XIX в. около 400 тыс. жителей Англии, Шотландии и Уэльса были выходцами из Ирландии. Внутренняя миграция стала массовым явлением практически повсеместно. В эльзасском городе Мелузе с развитой текстильной промышленностью в 1835 г. около 13 тыс. человек, или почти половина населения, принадлежали к мигрантам. Население Парижа с 1800 по 1850 г. выросло более чем на 92%, при этом на долю выходцев из других районов Франции приходилось свыше 88%. В горной и сталелитейной промышленности Рура преобладали рабочие сельского происхождения. В Берлине в 1885 г. иногородними были 81% работавших в сфере обеспечения города продуктами, 83,5% — в строительстве и более 80% — занятых транспортными перевозками. В целом с 1880 по 1914 г. 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Это привело к тому, что в них стала концентрироваться значительная часть населения: в 1910 г., например, в Англии 75%, в Германии 49 и во Франции 39%.
На рост городов решающее влияние оказала концентрация в них фабричного производства. Одним из крупнейших центров хлопчатобумажной промышленности стал Манчестер. В 1786 г., по словам современника, над домами этого города возвышалась лишь одна труба фабрики Ричарда Аркрайта, которому приписывают изобретение ватермашины для механического прядения. Но уже через 15 лет в Манчестере насчитывалось свыше 50 бумагопрядильных фабрик. Соответственно росло и население. В 1790 г. оно насчитывало всего 50 тыс., а к 1900 г. увеличилось в 10 раз. Город Эссен в Руре, колыбель династии «пушечных королей» Круппов, был в 1800 г. небольшим местечком с 4 тыс. жителей, а в 1900 г. в нем обитали до 300 тыс. человек. К концу XIX в. население Лондона достигло 4,7 млн, Парижа — 3,6, Берлина — 2,7 млн. Число жителей Глазго, Москвы и Санкт-Петербурга превысило миллион, а еще 16 европейских городов насчитывали более полумиллиона жителей. Урбанизация имела много позитивных сторон. Разветвленная городская инфраструктура дала жителям городов новые занятия, связанные с массовым жилым и гражданским строительством, благоустройством и освещением улиц, городским транспортом, водо- и газоснабжением, канализацией, обслуживанием учреждений торговли, здравоохранения, образования и культуры, конторской деятельностью. Крупные города стали экономическими, политическими и культурными центрами стран и народов.
Урбанизация чрезвычайно обострила социальные проблемы. Неуправляемая миграция привела к перенаселению городов, недостатку в них жилья, антисанитарии и инфекционным эпидемиям, безработице и бедности. Мигрировавшим в города сельским жителям приходилось ломать складывавшиеся веками традиции и стереотипы, приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Недавние крестьяне в городах столкнулись с совершенно иной средой обитания, оказались наедине со своими проблемами, лишились поддержки деревенского схода. Пока центры фабричного производства были относительно небольшими, рабочий мог сохранить хотя бы ограниченную связь с сельскими занятиями: если он был выходцем из близлежащей деревни, мог обрабатывать огород, в случае потери работы — наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше.

После отмены крепостного права в Российской империи наблюдался значительный демографический рост. Согласно переписи, к концу века, численность населения государства достигла 129 млн. начиная с 60-х годов 19 века, Россия занимала лидирующие позиции среди стран Европы по уровню рождаемости.

Именно с этого периода резко возросла миграция сельских жителей по территории Центральной России. Большинство крестьян, освободившись от гнета помещиков, направились в большие города, где было легче найти работу.

Часть бывших крепостных начала постепенно заселять свободные земли Сибири, так как там была возможность обрабатывать земли, за которые не надо было платить налог землевладельцу.

Рост городов

Развитие железнодорожного транспорта, модернизация промышленности, освобождение деревни от крепостной повинности те факторы, которые обусловили значительный рост городов в конце 19 века. Самыми большими населенными пунктами на то время считались Москва, Тула, Ростов-на-Дону, Петербург, Казань, Одесса.

С ростом уровня урбанизации, главной проблемой русских городов конца 19 века, был дефицит жилья. Собственные квартиры в промышленных городах могли приобрести только состоятельные граждане. Около 5% населения города обитало в подвалах и мансардах, где зачастую даже не было отопления.

В этот период на городских улицах впервые появляется газовое освещение. К концу 1892 года, на ул. Тверской и ул. Садовой в Москве устанавливаются первые электрические фонари. В середине 60 -х годов были установлены первые водопроводы в больших городах, позднее для горожан стала доступная и канализация.

В начале 80- х годов, русские города приобрели возможность пользования первой внутренней телефонной линией, уже через несколько лет стали возможными междугородние переговоры.

Население городов

Население городов составлялось из представителей всех сословий дворянство, купцы, рабочие и бывшие крестьяне, которые постепенно ассимилировались с трудящимися фабрик и заводов. Характерным для этого периода является то, что уровень жизни среднего класса не был однородным труд рабочих, имеющим квалификацию, достойно оплачивался.

Со временем такие представители пролетариата становились интеллигенцией, так как кроме качественной пищи и достойного жилья, могли позволить себе разнообразный досуг походы в театр и библиотеки, а также обеспечивать образованием своих детей.

Во второй половине 19 века, появляется новое сословие буржуазии третье поколение первых торгово-промышленных династий, образ жизни и образование которых, фактически позволяли приравнивать их к дворянской элите.

Деревня во второй половине 19 века

Несмотря тенденцию переселения крестьян в города, большинство населения Российской Империи этого периода было сельскими жителями. Техническая революция конца 19 века кардинально не смогла повлиять на быт и духовную жизнь крестьянского общества.

В русских деревнях, как и раньше, тщательно берегли древние традиции и обычаи, оставалась неизменной и этика семейных отношений, особое внимание уделялось гостеприимству и взаимовыручке. Однако, новое поколение крестьян, родившихся после отмены крепостного права, все больше поддавалось влиянию новых условий и веяний.

Представители «просвещенного» крестьянства реализуют свои амбиции в начале 20 века, став главными идейными лидерами новых общественных преобразований.

Благоустройство деревни

Крестьянский быт оставался трудным. Новшества, которые активно вводились в городе, русской деревни почти не коснулись. Сельские избы крылись соломой, крыши из железа могли позволить себе богатые землевладельцы. Для отопления и приготовления пищи, как и раньше, использовалась печка.

Характерной для деревни была и массовая смертность. Крестьян поражали оспа, дифтерит, корь и скарлатина. Некоторые болезни, которые успешно лечились в городе, для сельских жителей оказывались смертельными.

В деревне сохранялся высокий процент смертности детей по причине недосмотра: родители, которые были постоянно занятые полевыми работами, часто оставляли малышей дошкольного возраста одними.

Отмена крепостного права не смогла предоставить крестьянству экономическую независимость: отсутствие земли заставляло бывших крепостных наниматься на работу к крупным землевладельцам на невыгодных условиях.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Художественная культура народов России во II половине XIX века
Следующая тема:   Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX веков

Так, по материалам первой переписи городов 1863 года оно составляло 6 млн. человек, а в 1897 году, когда проходила первая всероссийская перепись населения, 17 млн. человек, то есть увеличи­лось в 2,8 раза, тогда как все население страны увеличилось в 1,5 раза. Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5%. Правда, здесь надо отметить такой момент: более 300 крупных фабрично-заводских поселков с населением свыше 20 тыс. жителей каждый (Юзовка, Ижевск) официально городами не числились, поэтому их жители не считались горожанами.

Особенно быстрыми темпами росло городское население за счет крестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки вре­меннообязанных крестьян, и они могли свободно уйти в города на за­работки. Так, если в начале 1860-х годов по паспортам уходило при­мерно 1,3 млн. человеке год, то в 1890-х годах - свыше 7 млн. человек.

По официальной статистике конца века городское население состояло из следующих групп: крупная буржуазия, помещики и выс­шие чиновники - 11%, мелкие ремесленники и лавочники - 24%, «люд рабочий» - 52%.

Наиболее высокими темпами возрастало население самых круп­ных городов - Киева, Риги, Одессы, Варшавы - центров торговли и промышленности, поскольку там можно было найти работу, открыть свое «дело». В 1897 году в Петербурге насчитывалось 1,2 млн. жите­лей, в Москве - более 1 млн. Заметно менялся внешний облик горо­дов, в которых появлялись многоэтажные дома, трамваи, улицы стали освещаться электрическими фонарями.

Большую роль в пореформенной экономике начинал играть железнодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали центральную Рос­сию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствова­ли формированию рыночной экономики, усиливали подвижность на­селения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861-1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865-1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст.

Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва - Курск, Москва - Воронеж, Москва - Нижний- Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Чер­ном море - в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магист­рали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку - Тифлис - Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт. Закаспийская дорога, доведенная до Самарканда, стимулировала активное развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.

Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, стро­ительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе-место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Одна­ко железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами. Так, в России в 1895 году этот показатель был ниже, чем в Германии почти в 53 раза, а в Англии - в 66 раз.

Первоначально железные дороги строились в основном на час­тные средства с широким привлечением иностранного капитала. По­степенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в без­возмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государ­ство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые стро­ить за счет казны.

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства.

К концу XIX века более 70% общего объема грузов перевозилось же­лезными дорогами.

Наряду с железнодорожным большое развитие получил и вод­ный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных па­роходов, то в 1890-х годах - свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовав­шая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.

Глава 2. Развитие торговли в России в конце 19 века.

2.1. Торговля в России

Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего раз­вития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в ос­новном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализи­рованному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материа­лов и пр.

Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения"промыш­ленных выставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участво­вали сотни российских предпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революции подобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городах страны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Все­мирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфо­ровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов не­изменно получали высокие награды.

Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, который увеличился за 30 порефор­менных лет более чем в два раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% - вывози­лось за границу. Еще быстрее развивался рынок промышленных това­ров как производительного, так и личного потребления. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяй­ственного труда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин, ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потре­бителем становилось не только городское, но и сельское население.