Что такое медицина определение. Краткая история медицины. Официальная, нетрадиционная и народная медицина


Библиогр.: Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины, лекции 2-6, М., 1954-1955. Бородулин В.И., Очерки истории отечественной кардиологии, М., 1988; Везалий А. О строении тела, пер. с латин., т. 1-2, М., 1950-1954; Венгерова И.В. и Шилинис Ю.А. Социальная гигиена и СССР, М., 1976, библиогр.: Врачи-большевики - строители советского здравоохранения, под ред. Е.И. Лотовой и Б.Д. Петрова, М., 1970, библиогр.: Вязьменский Э.С. Из истории древней китайской биологии и медицины, Труды института истории естествознания и техники, т. 4, с. 3, М., 1955; Галек Клавдий. О назначении частей человеческого тела, пер. с древнегреческ., М. 1971, Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных, пер. с латин., М., 1948; Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем., ч. 1-2, Спб., 1867; он же, Основы истории медицины, пер. с нем., Казань, 1890; Гиппократ, Сочинения, пер. с греческ., т. 1-3. М., 1936-1944, Глязер Г. Драматическая медицина, пер. с нем., М., 1965; он же, Исследователи человеческого тела, От Гиппократа до Павлова, пер. с нем., М., 1956; он же, Основные черты современной медицины, пер. с нем., М., 1962; Громбах С.М. Русская медицинская литература 18-го века, М., 1953; Жданов Д.А. Леонардо да Винчи анатом, М. -Л., 1955; Заблудовский П.Е. Возникновение медицины в человеческом обществе, М., 1955; он же; , в. 1, М., 1953; он же. История отечественной медицины, ч. 1-2, М., 1960-1971; Змеев Л.Ф. Русские врачи-писатели, в. 1-5, Спб., 1886-1889; он же, Чтения по врачебной истории России, Спб., 1896; Ибн Сина Лбу Али (Авиценна). Канон врачебной науки, пер. с арабск., кн. 1-5, Ташкент, 1954-1960; История медицины, под ред. Б.Д. Петрова, т. 1, М., 1954; История медицины СССР, под ред. Б.Д. Петрова, М., 1964; Каневский Л.О., Лотова Е.И. и Идельчик X.И. Основные черты развития медицины в России в период капитализма (1861-1917), М., 1956, библиогр.; Ковнер С.Г. История арабской медицины, Киев, 1893; он же, История медицины, в. 1-3, Киев, 1878-1888; Конюс Э.М. История русской педиатрии, М., 1946, библиогр.; Коштоянц X.С, Очерки по истории физиологии а России, М.-Л., 1946, библиогр.; Куприянов Н.Г. История медицины, составленная по лекциям профессора С.Е. Ивановского, Спб., 1852; Лахтин М. Этюды по истории медицины, М., 1902; Лахтин М.Ю. Медицина и врачи в Московском государстве (в допетровской Руси), М., 1906; Лукреций К.Т. О природе вещей, пер. с латин., т. 1, с. 39, 493, М.-Л., 1947; Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина, Очерки по истории биологии, т. 1-3, М., 1936-1943; Лушников А.Г., И.Е. Дядьковский и клиника 19-го века, М., 1953, библиогр.; он же, внутренних болезней в России, М., 1962; он же. Клиника внутренних болезней в СССР, М., 1972, библиогр.; Мейер-Штейнег Т. и Зудгоф К. История медицины, пер. с нем., М., 1925; Менье Л. История медицины, пер. с франц., М. - Л., 1926; Мечников И.И. Основатели современной медицины, Пастер - Листер - Кох М. - Л.,1925; Мороховец Л.З. История и соотношение медицинских знаний. М., 1903; Мудров М.Я. Избранные произволения, М., 1949: Мультановский М.П. История медицины, М., 1967; Никобадзе И.И., Татишвили И.Б. Основные этапы развития медицины в Грузии, т. 1-2, Тбилиси, 1964-1969; Новомбергский Н.Я. Материалы по истории медицины в России, т. 1-8, Спб. - Томск, 1905-1910; он же, Некоторые спорные вопросы по истории врачебного дела в до-Петровской Руси, Спб., 1903; Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники. М., 1959, библиогр.; Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии, кн. 1-2, Л., 1968-1971; Петров Б.Д. Очерки истории отечественной медицины, М., 1962; Ромаццини В. О болезнях ремесленников, пер. с латин., М., 1961; Рихтер В.М., История медицины в России, ч. 1-3, Л., 1814-1820; Российский Д.М. История отечественной медицины и здравоохранения. Библиография, М., 1956; Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины, Л., 1926; Соболь С.Л. История микроскопа и микроскопических исследований в 18-ом веке, М. - Л.,1949; Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии, Л., 1957, библиогр.; Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883; Bariéty М. et Court С. Histoire de la medicine, P., 1963, bibliogr.; Garrison F.H. An itroduction to the history of medicine, Philadelphia - L., 1929: Historia universal de la medicina, publ. par P. Entralgo, t. 1-7, Barcelona, 1972-1976; Major R.H. A history of medicine, v. 1-2, Springfied, 1954, bibliogr.; Mettier C. History of mediciine, l"hiladelphia-Toronto, 1947; Neuburger M. Geschichte der Medizin, Bd. 1-2, Stuttgart. 1906-1911; Pazzini A. Storia della medicina, v. 1-2, Milano, 1947.

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

Медицина – это одна из важнейших сторон социальной жизни общества. Медицина как наука существует ровно столько, сколько существует человечество. Уровень развития медицинских знаний всегда напрямую зависел от уровня социально-экономического развития.

Сведения о начальных этапах становления медицины мы можем почерпнуть из древних рисунков и древних лечебных принадлежностей, которые были найдены археологами. Также информацию о медицине прошлых времён мы узнаём из письменных источников: произведений мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, в летописях, былинах и думах.

На первых этапах становления медицины использовались в основном методы наблюдения. Первые диагнозы ставились после осмотра внешних проявлений болезни, в отличие, например, от современных стоматологов, которые могут поставить диагноз на основании ваших ощущений, если вы знаете всё о своей улыбке.

В разных точках мира медицина развивалась обособленно. В Китае уже в 770 году до н.э. существовала книга по медицине. Не смотря на то, что все методы и советы по лечению в этой книге в основном основывались на легендах и мифах, там всё же имелась подлинная информация о человеческом здоровье. Доподлинно известно, что в 5 веке до н.э. в Китае проводились даже хирургические операции с использованием первых форм современных методов хирургии.

В 618 году до н.э. врачи Древнего Китая впервые заявили о существовании инфекционных заболеваний, а в 1000 году до н.э. Китайцы проводили даже прививки от оспы.

В другой стране Азии, Японии, медицина развивалась не так успешно. Основные знания Японцы черпали из опыта китайской медицины.

Самый настоящий прорыв в медицине произошёл в Древней Греции. Здесь появились первые школы врачей, которые сделали доступным медицинское образование светским людям.

Именно благодаря деятельности одной из таких школ Гиппократ получил все свои знания о медицине. Роль этого мыслителя в становлении медицины нелегко переоценить. В его трудах объединяются все разрозненные накопленные сведения о лечении людей. Гиппократ выделил причины болезней. Основной причиной, по его мнению, являлось изменение соотношения жидкостей в организме человека.

Выводы Гиппократа стали основой современной практической медицины, а его описание хирургии приводит в удивление даже современных врачей. Гиппократ описал методы лечения, которая широко используются даже в наше время.

Разумеется, немало известных учёных внесли свой вклад в развитие медицины и после Гиппократа. Благодаря их труду, современная медицина достигла небывалых высот. Кроме того, для подготовки врачей используются современные технологии.

Медицина – это наука, изучающая здоровье и болезни человека, определяющая нормы этих двух состояний, а также ищущая способы сохранить и укрепить здоровье, излечить заболевание, а также не дать ему распространиться.

История медицины

Медицина существует столько, сколько существует человечество. Как только человек получил одно из тех свойств, которое отличает его от животного – способность к сопереживанию – появилось и желание помочь страдающему близкому. Посредством наблюдений, опытов с окружающими растениями и предметами, люди накапливали информационную базу. Эти полезные знания и навыки стали передаваться избранным членам племени – так появились жрецы.
Имея весьма ограниченные данные (в сравнении с сегодняшним днем), и естественное человеческое желание дать разгадку сути явлений, жрецы объяснили начало заболеваний проникновением в тело больного злых духов. Так, в сплетении мифа и реальных знаний, зарождалась медицина.

Медицина и религиозные учреждения были тесно связаны до 20 столетия.

С возникновением городов жрецы ушли в храмы, людям же требовалась ежедневная – близкая и доступная – помощь. Так возникала светская медицина, а в деревнях и среди низших слоев общества – то направление, которое сейчас принято называть «народной медициной», а именно знахарство.

Больших достижений достигли медики развитых древних культур – Древней Индии и Китая, Египта, Древней Греции и Римской империи. Последовательно перенимая накопленную информацию, медики совершенствовали свои навыки, углубляли знания, передавая опыт в книгах.

Потрясающие факты:
  • Уже в 5 веке до н.э. врачи делали операции под наркозом, проводилось успешное обеззараживание прооперированного пациента.
  • В Древней делали пластические операции: медики могли восстановить поврежденное ухо или нос.
  • В Древнем проводили трепанацию черепа

Средневековье стало шагом назад для медицины. Научные книги уничтожались, народные лекари признавались колдунами и ведьмами. Медицина, ущемленная и забитая, ютилась в монастырях. Однако и в Средние века жажда знаний жила в людях. Гонимые церковью алхимики (например, Парацельс) занимались опытами, многие из которых были медицинскими.

В период Ренессанса научные знания древних стали понемногу возвращаться, многое переняли у арабских врачей, которые в свою очередь стали преемниками древних индусов.

Сегодня медицине оказывается всесторонняя поддержка общества и государства. Впереди решение огромного количества задач, как по лечению болезней, так и по профилактике их возникновения.

Области медицины

Вот только некоторые разделы медицинской науки:

Официальная, нетрадиционная и
народная медицина

Научно доказанные методы лечения относятся к официальной медицине. Однако существует множество способов помощи человеку, испытанные веками, но до сих пор полностью не изученные, а потому, при всем многообразии примеров эффективности, не признанные официальной наукой.

К методам нетрадиционной медицины относятся:

  • акупунктура – воздействие на органы через определенные точки концентрации энергии на теле человека, в т.ч. иглоукалывание, рефлексотерапия;
  • гомеопатия – лечение подобного подобным, принятие в малых дозах препаратов, вызывающих те же симптомы, что имеет болезнь;
  • Натуральная медицина (натуропатия) – лечит природными средствами; включает многие методы, в том числе ароматерапию, лечение пиявками, фитотерапию, грязелечение.

Народную медицину часто относят к нетрадиционной медицине. Её методы и способы лечения – часть народной мудрости, передаваемая из поколения в поколение. К профессионалам народной медицины можно отнести знахарей, к методам – лечение , заговоры, молитвы. Средства народной медицины долгое время сознательно дискредитировались представителями официальной науки, и такая пропаганда была необходима, чтобы победить антинаучные суеверия.

Однако в этой борьбе были утрачены многие рецепты, эффективность которых доказана на сегодняшний день.

Поэтому сейчас мы вновь вспоминаем забытые рецепты травников в поисках замены химически синтезированных лекарств , чтобы снизить медикаментозную нагрузку. В защиту методов народной медицины можно также привести тот факт, что многие «научные» методы, практиковавшиеся именитыми врачами, в последствие оказались вредными, ненужными, опасными.

К примеру, знаменитое лечение кровопусканием, или варварский метод терапии сумасшедших, заключавшийся в долгом раскручивании больного на устройстве типа карусели.

Современные задачи медицины

Сегодня люди хотят не только вылечить заболевание, но и как можно дольше сохранить здоровье. Если в Средние века продолжительность жизни составляла примерно 30 лет, то сейчас мы хотим дожить до 90, при этом ожидая, что мы будем сохранять активность и качество жизни здорового человека.

Современная медицинская наука ищет способы продления жизни, а не только методы лечения заболеваний.

Медицина - это наука, изучающая человека в здоровом и болезненном состоянии с целью укрепления его здоровья, охраны от болезней и лечения. Таким образом, в задачи медицинской науки входит не только лечение больных, но и укрепление здоровья здоровых.

Совершенно очевидно, что эти задачи нельзя решать, не зная, как устроен организм человека (т. е. анатомии) и как он функционирует (т. е. физиологии). Поэтому медицинская наука базируется прежде всего на этих двух науках - анатомии и физиологии.

Иногда ошибочно ставят знак равенства меяу1у физиологией и медициной. Эти науки имеют разные задачи и различные пути их решения. Отличие физиологии от медицины заключается прежде всего в том, что физиолог изучает общие закономерности функции абстрактного здорового человека, врач же изучает эти функции у конкретного обследуемого им лица. Кроме того, врач в отличие от физиолога должен знать не только, как функционирует здоровый организм, но и какие морфологические изменения и нарушения функций возникают при различных заболеваниях и патологических состояниях. Иначе говоря, он должен знать отклонения от нормы, т. е патологию. В противном случае он не сможет решить вопрос о состоянии здоровья спортсмена и поставить диагноз «здоров». А ведь именно этот вопрос является основным при занятиях физической культурой и спортом, так как именно от его решения зависит прежде всего допуск к занятиям физическими упражнениями и их дозировка. Кроме того, врач должен уметь лечить заболевания, повреждения и травмы, встречающиеся у спортсменов, что в функции физиолога не входит.

Медицина состоит из двух больших разделов: теоретического и клинического.

В теоретический раздел помимо анатомии и физиологии входят микробиология, фармакология и ряд других дисциплин.

В клиническом разделе, т. е. в так называемой клинической медицине, изучается как здоровый, так и больной человек - диагностика, предупреждение и лечение заболеваний, а также реакции здорового человека на различные внешние воздействия, факторы, влияющие на здоровье, пути его укрепления и поддержания.

Изучение различных заболеваний показало, что, несмотря на внешние отличия, у них имеются общие причины, общие симптомы и общие закономерности развития. Оказалось, что, хотя внешне заболевания значительно отличаются друг от друга, они подчиняются общим законам. Без знания, этих законов нельзя изучать ни здорового, ни тем более больного человека, так как, не усвоив общих закономерностей возникновения и развития патологических процессов, нельзя ни предупреждать, ни диагностировать, ни лечить заболевания.

Наука, изучающая эти общие закономерности, называется общей патологией. Поэтому, прежде чем изучать клиническую медицину, а спортивная медицина относится именно к этому разделу медицины, надо усвоить основы общей патологии.

Казалось бы, медицина, призванная оздоровлять и лечить человека, должна быть интернациональной и задачи здравоохранения должны быть одинаковыми как в социалистическом, так и в капиталистическом государстве. Однако это не так.

Здравоохранение в социалистическом государстве и здравоохранение в капиталистическом государстве существенно разнятся.

Задачи советской медицины определяются Программой КПСС, в которой есть специальный раздел «Забота о здоровье и увеличении продолжительности жизни». Таким образом, в нашей стране забота о здоровье советского человека является, как отмечалось выше, государственной задачей. Об этом говорил В. И. Ленин. Он рассматривал здоровье трудящегося в нашей стране не только как его личное благо, личное счастье, но и как общественное богатство, охранять которое призвано государство и расхищение которого преступно.

В. И. Ленин рассматривал народное здоровье в комплексе с условиями материальной и культурной жизни страны и считал необходимым решительно добиваться укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, улучшения физического состояния, повышения трудоспособности и увеличения продолжительности жизни советских людей.

Все эти принципиальные указания В. И. Ленина и лежат в основе советской медицины, одной из составных частей которой является спортивная медицина.

Бесплатное медицинское обеспечение населения поликлинической и больничной помощью, тщательное наблюдение за состоянием здоровья с целью предупреждения возникновения различных заболеваний, начинающееся с первого дня появления на свет советского гражданина, и даже до его появления на свет - в женских консультациях для беременных, представляет собой огромное социалистическое завоевание.

Наша страна располагает широкой сетью государственных лечебно-профилактических учреждений (больниц, поликлиник, консультаций и т. д.), проведение всех профилактических мероприятий обеспечивается государством. В Советском Союзе (по данным на 1971 г.) работает 618 000 врачей, что составляет более 25% от числа врачей во всем мире.

Совершенно иначе обстоит дело в капиталистических странах, где квалифицированная медицинская помощь оплачивается самим больным, причем стоит это довольно дорого, и потому доступна далеко не всем. Там забота о здоровье человека является его сугубо личным делом, и государство не обеспечивает медицинского обслуживания населения в той мере, в которой это необходимо.

Все сказанное относится и к спортивной медицине, которая не существует изолированно от медицинской науки в целом.