Презентация по химии "Галогены. Соединения галогенов". Презентация "галогены и их соединения" с образованием солей


«Йод в организме человека» - Если утром исчезла первая линия – с йодом у вас все в порядке. Красивые тёмно – синие кристаллы йода больше всего похожи на графит. Суточная потребность взрослого человека в йоде составляет 0,1-0,2 мг. Реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами, металлами, неметаллами, щелочами, сероводородом.

«Йод в организме» - Лучше покупать овощи из приморской полосы. Задачи: Недостаток йода в организме может привести к: Исследовать продукты питания на качественное и количественное содержание йода. Х2 = (v-v1) · 0.0001058·кn·100 m. Не брать развесную йодированную соль.

«Круговорот кислорода в природе» - Распространенность: Земная кора – 47,4 % (по массе); Гидросфера – 88,8 % (по массе); Атмосфера – 20, 95 % (по объёму). Общие сведения об элементе. Миграция, а, следовательно и круговороты, определяются: Круговорот кислорода. Фотосинтез. Важнейшие положения геохимии: Электронная конфигурация - 2s22p4.

«Водородная связь» - возникает 2)внутри молекулы ДНК (между азотистыми основаниями по принципу комплементарности: А – Т, Ц – Г). Н?+ – f?? . . . h?+ – F ?-. Высокие температуры. Факторы, разрушающие водородную связь в белковой молекуле (денатурирующие факторы). 2)между молекулами аммиака. 4)между молекулами карбоновых кислот (муравьиная, уксусная) (димеры карбоновых кислот).

«Соединения железа» - Поэтому железо относится к d – элементам и проявляет переменную валентность (II) и (III). 6. Электронная формула строения атома: 1s 2s 2p 3s 3p 3d 4s . Относительная атомная масса – 56. Строение атома: +26)2)8)14)2. Содержание железа в земной коре 5% (масс). В состав минеральных вод в природе железо входит в виде сульфата и гидрокарбоната.


Экспресс опрос класса: 1. Какие элементы называются галогенами? 2. Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева. 3. Каково строение атомов галогенов? 4. Какой из галогенов является самым электроотрицательным? 5. Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличением порядкового номера?




Почему сила кислоты HJ >HF ? F +53 J Радиус атома J >F HF ? F +53 J +9 2 7 2 8 18 18 7 Радиус атома J >F"> HF ? F +53 J +9 2 7 2 8 18 18 7 Радиус атома J >F"> HF ? F +53 J +9 2 7 2 8 18 18 7 Радиус атома J >F" title="Почему сила кислоты HJ >HF ? F +53 J +9 2 7 2 8 18 18 7 Радиус атома J >F"> title="Почему сила кислоты HJ >HF ? F +53 J +9 2 7 2 8 18 18 7 Радиус атома J >F">












ХФУ 1970 г. Аэрозольные распылители Охлаждающие Вещества (хладагены) Разрушение озонового слоя Слепота из-за катаракты Раковые заболевания кожи Подавление иммунной системы организма CI + O 3 = CIO + O 2 Один атом хлора уничтожает молекул O 3 и может существовать до 300 лет.


ВопросыВарианты ответа 1) Что общего в строении атомов галогенов: а) радиус атома б) заряд ядра в) число электронов на внешнем слое 2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I: а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется 3)Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода: а) NaCl (ТВ) и H 2 SO 4 (р-р) б) NaCl (р-р) и H 2 SO 4 (р-р) в) NaCl (ТВ) и H 2 SO 4 (к) 4) Различить галогеноводородные кислоты и их соли (кроме соединений фтора) можно с помощью одного реактива: а) КСl б) АgNO 3 в) ВаSO 4 5) Назовите жидкий галоген: а) хлор б) бром в) йод Тест

Данный урок является уроком усвоения новых знаний, строится на основе преезентации, выдержаны все этапы урока от проверки домашнего задания до рефлексии (закрепления нового материала). Также содержит фрагмент видео опыта "горение сурьмы в хлоре".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общая характеристика галогенов открытый урок по химии в 9 классе Подготовила: Выскребенцева С.В. учитель химии МБОУ СОШ №6 ст. Октябрьской

Цели урока: Дать представления о галогенах на основании их сравнительной характеристики; Рассмотреть простые вещества – галогены, их физические и химические свойства; Продолжить формирование умения сравнивать свойства простых веществ.

Проверка домашнего задания: тестирование выписать номера свойств и характеристик для (1 варианта) металлов, для (2 варианта) неметаллов: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Правильные ответы: для металлов характерно: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Правильные ответы: для неметаллов характерно: Маленький радиус атомов Большой радиус атомов На внешнем уровне от 1 до 3 электронов На внешнем уровне от 4 до 8 электронов Ковкость Металлический блеск Газообразное агрегатное состояние Пластичность Различная окраска Плохая электропроводность Твердое агрегатное состояние Хорошая теплопроводность Хорошая электропроводность Ярко выраженные восстановительные свойства Ярко выраженные окислительные свойства Аллотропия

Цепочка превращений: Н 2 → NaH → Н 2 → HCl NaOH H 2 + 2Na = 2NaH NaH + HCl = NaCl + H 2 H 2 + Cl 2 = 2HCl NaH + H 2 O = NaOH + H 2 2NaOH + 2Al + 6H 2 O = 2Na +3H 2

Задача №2 стр. 93 Дано: Решение: V(возд.)=100 л V (O 2)= V(возд.) * ᵠ (O 2)= 100*0,21= ᵠ (O 2)=21% 21 л. ᵠ (N 2) =78% n (O 2)= V/ V m = 21 л / 22,4 л/моль = 0,94 моль n (O 2)=? V(N 2) = 100*0,78 = 78 л n (N 2) =? n (N 2)= 78л / 22,4л/моль = 3,48моль Ответ: 0,94 моль, 3,48 моль.

Задача №3 стр.103 Дано: Решение: m тех. (WO 3) =928 кг W (WO 3) = 100%-25%=75% W(примес.) = 25% m (WO 3) = m тех. * W (WO 3) = V(H 2)=? 928кг * 0,75 = 696 кг n(W)=? n(WO 3)=m/M=696 кг /232 кг/ кмоль= = 3 кмоль WO 3 + 3Н 2 = W + 3Н 2 О 1 моль 3моль 1моль 3 кмоль 9 кмоль 3 кмоль V(H 2)= nV m = 9 кмоль * 22,4 м3/ кмоль = 201,6 м3 Ответ: 201,6 м3, 3 кмоль.

Изучение нового материала: Положение в ПСХЭ и строение атомов: VII группа главная подгруппа

Общая характеристика галогенов: на внешнем уровне 7 электронов; увеличивается радиус атомов; о слабевают неметаллические свойства; о кислительная способность уменьшается. Фтор – самый сильный окислитель (с.о.-1) У остальных: с.о. -1, +1, +3, +5, +7

Галогены – простые вещества Фтор F 2 – ядовитый газ светло- желтого цвета с резким раздражающим запахом.

Простые вещества -галогены 2. Хлор Cl 2 – желто-зеленый газ с резким удушливым запахом

Простые вещества - галогены 3. Бром Br 2 – жидкость бурого цвета со зловонным запахом

Простые вещества - галогены 4. Йод I 2 – твердое вещество черно-серого цвета с металлическим блеском и резким запахом

Химические свойства галогенов Взаимодействие с простыми веществами: а) с водородом Н 2 Н 2 + Г 2 = 2НГ б) с металлами F 2 при нагревании реагирует даже с Au, Ag и Pt

Горение сурьмы в хлоре

Химические свойства галогенов 2. Взаимодействие со сложными веществами: а) с водой 2F 2 + 2H 2 O = 4HF + O 2 б) с галогенидами металлов Cl 2 → Br 2 → I 2 окислительная способность уменьшается

Домашнее задание: Параграф 18, задания после параграфа 18 №4,5 Параграф 20, з адания после параграфа 20 №1 Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА

по химии в 9-м классе на тему:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ»

Цель урока: Дать общую характеристику галогенов и рассмотреть их физические и

Химические свойства.

Задачи урока: 1) Продолжить формирование умений сравнивать свойства простых

Веществ;

2) Закрепить общие представления о неметаллах и их свойствах;

3) Развивать умения и навыки в решении задач и составлении уравнений

Химических реакций с участием неметаллов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева,

Мультимедийная система, компьютер.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. (1-2 мин)

Приветствие друг друга, настрой на работу, сообщение темы и целей сегодняшнего урока.

  1. Проверка домашнего задания. (10-12 мин)
  1. Вызвать 3 человека к доске: 1 решает цепочку по середине доски,2-е за досками решают задачи:

Цепочка превращений:

Н2 → NaH → Н2 → HCl

NaOH

  1. H2 + 2Na = 2NaH
  2. NaH + HCl = NaCl + H2
  3. H2 + Cl2 = 2HCl
  4. NaH + H2O = NaOH + H2
  5. 2NaOH + 2Al + 6H2O = 2Na +3H2

Задача №2 с.93

Дано: Решение:

V(возд.)=100 л V(O2)= V(возд.)* ᵠ (O2)= 100*0,21=

ᵠ (O2)=21% 21 л.

ᵠ (N2) =78% n (O2)= V/ Vm = 21л / 22,4 л/моль = 0,94 моль

N (O2)=? V(N2) = 100*0,78 = 78 л

N (N2) =? n (N2)=78л / 22,4л/моль = 3,48моль

Ответ: 0,94 моль, 3,48 моль.

Задача №3 с.103

Дано: Решение:

Mтех.(WO3) =928 кг W(WO3) = 100%-25%=75%

W(примес.) = 25% m (WO3) = mтех. * W (WO3) =

V(H2)=? 928кг * 0,75 = 696 кг

n(W)=? n(WO3)=m/M=696кг/232кг/кмоль = 3 кмоль

WO3 + 3Н2 = W + 3Н2О

1 моль 3моль 1моль

3 кмоль 9 кмоль 3 кмоль

V(H2)= nVm = 9 кмоль * 22,4 м3/кмоль = 201,6 м3

Ответ: 201,6 м3, 3 кмоль.

  1. Все остальные пишут тест: выбрать номера свойств и характеристик для (1 вариант) металлов, для (2 вариант) неметаллов:
  1. Маленький радиус атомов
  2. Большой радиус атомов
  3. На внешнем уровне от 1 до 3 электронов
  4. На внешнем уровне от 4 до 8 электронов
  5. Ковкость
  6. Металлический блеск
  7. Газообразное агрегатное состояние
  8. Пластичность
  9. Различная окраска
  10. Плохая электропроводность
  11. Твердое агрегатное состояние
  12. Хорошая теплопроводность
  13. Хорошая электропроводность
  14. Ярко выраженные восстановительные свойства
  15. Ярко выраженные окислительные свойства
  16. Аллотропия

Правильные ответы: 1вариант – 2,3,5,6,8,11,12,13,14

2 вариант – 1,4,7,9,10,11,15,16

  1. Изучение нового материала. (20 мин)
  1. Положение в ПСХЭ и строение их атомов.

Галогены F, Cl, Br, I, At – элементы 7 группы главной подгруппы Периодической системы хим. элементов.

Фтор – самый сильный окислитель (с.о.-1)

У остальных: с.о. -1, +1, +3, +5, +7

Помимо фтора, хлора, брома и йода в этой группе есть еще один элемент, относящийся к галогенам – это астат. Он был предсказан самим Д.И. Менделеевым как эка-йод, он является радиоактивным элементом, поэтому в школьном курсе не изучается.

  1. Галогены - простые вещества и нахождение их в природе .

Заслушивание сообщений о фторе, хлоре броме и йоде. (4 человека, ориентируясь на слайды презентации, рассказывают о галогенах, истории их открытия, о соединениях, в которых они встречаются в природе) Остальной класс кратко конспектируют за докладчиками.

  1. Химические свойства галогенов.
  1. Взаимодействие с простыми веществами:

а) с водородом Н2

Н2 + Г2 = 2НГ

Фтор взаимодействует с водородом в любых условиях со взрывом, хлор – со взрывом только при поджигании или облучении прямым солнечным светом, бром реагирует с водородом только при нагревании и без взрыва. Эти реакции экзотермические, реакция же йода с водородом слабо эндотермическая, она протекает медленно даже при нагревании.

б) с металлами – образуются соли – галогениды металлов.

Так фтор уже при обычных условиях реагирует с большинством металлов, а при нагревании реагирует даже с Au, Ag и Pt, известными своей химической пассивностью.

Остальные галогены реагируют с металлами в основном при нагревании. Так, в колбе, наполненной хлором, красиво вспыхивают и сгорают кристаллики измельченной сурьмы:

2Sb + 3Cl 2 = 2SbCl 3 (просмотр видеофрагмента опыта сурьмы с хлором)

2Sb + 5Cl 2 = 2SbCl 5

Самостоятельное задание – написать уравнения реакций взд-я железа с хлором, меди с бромом.

2. Взаимодействие со сложными веществами:

а) с водой

2F2 + 2H2O = 4HF + O2

б) с галогенидами металлов (искл. составляет фтор, который в первую очередь взаимодействует с водой)

Cl2 → Br2 → I2

окислительная способность уменьшается от хлора к йоду:

Cl2 + 2NaBr = 2NaCl + Br2

Br2 + 2KI = 2KBr + I2

  1. Закрепление. (5мин.)

Ответить на 5 тестовых вопросов по изученной теме (см.слайды презентации)

  1. Анализ оценок за урок. (1мин.)

Оценить отвечавших у доски д/з, выступавших с сообщениями о галогенах.

  1. Домашнее задание: (1мин.)

Параграф 18, задания после него №4,5

Параграф 20, задание после него №1


Слайд 2

План урока

1. Галогеноводородные кислоты. 2. Соляная кислота и её свойства. 3. Соли галогеноводородных кислот. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. 4. Природные соединения галогенов. 5. Рефлексия. 6. Подведение итогов. 7. Домашнее задание.

Слайд 3

Галогеноводороды

Н⁺ ª→Г⁻ª Физические свойства НГ: HF – жидкость HCI, HBr, HI - газы. Токсичны!!! Хорошо растворимы в воде В 1 V воды - 517 V HCI 9 18,9984 F Фтор 17 35,453 Cl Хлор 35 79,904 Вч Бром 53 126,904 I Иод 85 At Астат Галогены Общая формула Н⁺ Г⁻ HF HCI HBr HI К.П.С. HCl Соляная кислота

Слайд 4

Определите степени окисления хлора в его соединениях

HClOHClO2HClO3HClO4 хлорноватистая хлористая хлорноватая хлорная кислота кислота кислота кислота

Слайд 5

Кислоты

Фтороводородная кислота – плавиковая кислота Хлороводородная кислота – соляная кислота. Бромоводородная кислота - HF Иодоводородная кислота HCl HBr HI С И Л А К И С Л О Т У В Е Л И Ч И В А Е Т С Я F)) +9 2 8 -1 2 Cl))) +17 8 -1 8 Br)))) 2 +35 18 8 -1 8 2 I))))) +53 8 -1 18 18 8 ??? У В Е Л И Ч И В А Е Т С Я R и о н а У М Е Н Ь Ш А Е Т С Я П Р О Ч Н О С Т Ь С В Я З И

Слайд 6

Получениехлороводорода (HCI) синтез из водорода и хлора Промышленный способ: NaCl+H2SO4→NaHSO4 +HCl (крист.) (конц.) (крист.) Лабораторный способ: H2 + Cl2→2HCl Cl2 H2O HCl HCl н2 H2SO4 NaCl H2O HCl

Слайд 7

Соляная кислота - HCL

Бесцветная жидкость, с резкимзапахом, дымит на воздухе М = ? HCl Лакмус – красный Свойства 1.Изменяет цвет индикаторов 2.Ме (до Н2) 3.Основные оксиды 5.Соли (более слабых кислот) 4.Основания Домашнее задание: Составить уравнения реакций, подтверждающие химические свойства соляной кислоты

Слайд 8

Галогеноводородные кислоты

  • Слайд 9

    Качественные реакции HCL+ AgNO3→ HNO3 + AgCl↓ HBr+ AgNO3→ HNO3 + AgBr↓ HI+ AgNO3→ HNO3 + AgI↓ HF??? CaF2↓ К А Ч Е С Т В Е Н Н Ы Е Р Е А К Ц И И

    Слайд 10

    Природные соединения галогенов

    Флуорит- составная часть апатитов и фосфоритов, а также криолита. Содержание в земной коре(%) F-0,027 Cl-0,045 Br- 0,00016 I–0,00003 ламинария Бромиды– в морской воде, буровых водах нефтяных скважин. Иодиды – в морской воде, буровых водах нефтяных скважин. NaCl –галит (каменная, поваренная соль), KCl-сильвин, (Na, K) Cl –сильвинит. NaBr KBr NaI KI CaF2 NaCl KCl

    Слайд 11

    Соли галогеноводородных кислот

    М И И Р О Ф Т Д Ы Д И И Л О Р Ы Д Ы Д Б Р О Х 1. 2. 4. 3. ы 1.Соли иодоводородной кислоты По горизонтали: По вертикали: 2.Соли соляной кислоты 3.Соли фтороводородной кислоты 4.Соли бромоводородной кислоты Дать названия: BaBr2, CaF2,AlCl3, AgI Определить растворимость в воде

    Посмотреть все слайды