Древнеегипетские источники о медицине медицинские папирусы. Накопление знаний о строении человеческого тела. Представление о строении человеческого тела в древнем мире


Римская культура впитала в себя множество элементов культуры Древней Греции, а также этрусков. Именно этрусскими похоронными ритуалами исследователи объясняют возникновение гладиаторских боёв. По некоторым данным, первые гладиаторские бои в Риме были проведены во время похорон Брута Пера. Данная традиция так понравилась римским зажиточным гражданам, что всё большее их количество стало «заказывать» бой на смерть на собственных похоронах. С помощью человеческого жертвоприношения они надеялись задобрить богов и как можно лучше обустроиться в загробном мире.

Изначально бои гладиаторов проводились на похоронах зажиточных римлян // Фото: xliby.ru


Со временем поединки стали традицией. Сражались в основном военнопленные и рабы. Гладиаторов старались как можно лучше экипировать, чтобы бой стал более зрелищным. Нередко их одевали в наряды покорённых племён. Так гладиаторские бои стали ещё и демонстрацией величия Рима. Постепенно публика настолько привыкла, что на похоронах богачей сражаются насмерть, что требовала от наследников устроить им кровавое представление.

Позже сражения перекочевали с похорон на арену. К слову, на латыни песок, которым было усыпано сооружение, где шли гладиаторские бои, назывался «гарена» от этого слова и произошло название арена.

Кто мог стать гладиатором

В древнем Риме выступающий на арене называли «люди меча» или гладиаторы. Их главной задачей было выступление на потеху публике. В большинстве своём гладиаторы были военнопленными или рабами. Очень редко ими становились свободные люди. Они подписывали с хозяином контракт, согласно которому передавали в его руки власть над собственной жизнью. Хозяин имел право «сечь их, жечь и казнить мечом». Контракт всегда можно было расторгнуть но при одном условии – что у гладиатора достаточно денег для выкупа. Нередко этим условием пользовались рабы и пленники. Заработав достаточно денег на арене, они покупали себе свободу.


В большинстве своём гладиаторы были военнопленными или рабами // Фото: shopogolik-club.ru


Гладиаторы не делились по весовым категориям. Более того, публика в Древнем Риме была совсем не против посмотреть на бой неравных соперников. Нередко гладиаторы выходили на арену, где их ждала схватка с диким зверем.

«Идущие на смерть приветствуют тебя» - так гладиаторы здоровались с императором или другим высокопоставленным лицом, выходя на арену.


Именно от императора зависело, будет побеждённый гладиатор жить или умрёт. Если воин проиграл бой, но не был убит соперником, император всего лишь одним движением руки решал оборвётся его жизнь или нет. Если он поднимал большой палец руки вверх, то побеждённому оказывали медицинскую помощь, а если опускал вниз, то добивали.

Стоит отметить, что власти старались жёстко регламентировать количество гладиаторов у одного хозяина. Ведь человек в подчинении которого несколько тысяч хорошо обученных и вооружённых воинов представлял для них немалую опасность.

Женские бои

Гладиаторами в Риме были не только мужчины, но и женщины. Примечательно, что представительницы прекрасного пола шли в этот кровавый спорт не ради денег, а больше для самоутверждения. В основном дамы сражались против дам. Но бывало и такое, что женщина выходила на бой против мужчины. Ярым поклонником женских гладиаторских боёв был император Домициан. Особенно ему нравилось, когда полуобнажённые представительницы прекрасного пола сражались в тёмное время суток при свете факелов.


Гладиаторами в Риме были не только мужчины, но и женщины. Примечательно, что представительницы прекрасного пола шли в этот кровавый спорт не ради денег, а больше для самоутверждения // Фото: kulturologia.ru


На удивление дерущиеся на арене женщины не вызывали восторга публики. Поэтому они не были популярными. Участие дам в гладиаторских боях окончательно запретил император Септимий Север.


Гладиаторские бои проводились в Древнем Риме вплоть до распада империи. Эта традиция не сохранилась благодаря широкому распространению христианства. Теперь бедняков больше интересовали не кровавые бои, а попадание в Рай после смерти.

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

Бой гладиаторов ретиария и секутора

Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

«Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.