Если органами исполнительной власти не установлено минимальное количество специальных рабочих мест. Правомерно ли считать специальным рабочим местом в счет квоты рабочее место, на котором уже работает инвалид


Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Если организация подпадает под квоту службы занятости, у нее появляется обязанность выделить рабочие места для инвалидов. Причем год назад в законодательство были внесены поправки, ужесточившие ответственность работодателей в этой сфере. И если бухгалтеру приходится выполнять еще и обязанности кадровика, то бо´ ль -шая часть работы по организации специальных рабочих мест ложится на него. Органы занятости уведомлять надо, затраты на оборудование специальных рабочих мест учесть надо, возместить их из бюджета надо.

Свои пояснения на эту тему дал редакции представитель Федеральной службы по труду и занятости.

Работодатели обязаны отражать сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов в локальном нормативном акте и сообщать об этом в службу занятост ип. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 ; п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Иван Иванович, как вы считаете, это должен быть отдельный ЛНА? Или можно включить нормы о выделении рабочих мест для инвалидов в правила внутреннего трудового распорядка и в должностные инструкции по таким рабочим местам?

И.И. Шкловец: Наличие рабочих мест для инвалидов можно предусмотреть в штатном расписании. А можно и в любом другом акте работодателя, изданном в произвольной форме. К примеру, это может быть локальный нормативный акт, утверждающий перечень мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Среди таких мероприятий могут быть разработка перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает инвалиду возможность работать.

В должностной инструкции прописывать выделение рабочих мест для инвалидов не нужно, поскольку должностная инструкция - это не локальный нормативный акт. А правила внутреннего трудового распорядка - не совсем подходящий для этих вопросов локальный акт, так как в нем отражаются вопросы, касающиеся всех или большинства работников, а не только инвалидов.

Какие конкретно сведения о рабочих местах для инвалидов надо отражать в локальном нормативном акте?

И.И. Шкловец: Если это штатное расписание, в нем отражается наименование должности, структурного подразделения, количество штатных единиц, условия оплаты труда. В отдельной графе «Примечание» можно сделать пометку о том, что это рабочее место предназначено именно для инвалида.

В локальном акте, предусматривающем перечень мероприятий по оснащению таких рабочих мест, указываются сведения об оборудовании этих мест.

Если характер работы на таких рабочих местах предполагает какие-то особенности или требования, они отражаются в отдельном акте.

Предположим, организации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 3 человек. Обязан ли работодатель заранее выделить конкретные рабочие места (например, по одному в бухгалтерии, отделе кадров, технической службе, закрепить за ними статус «инвалидных») и не занимать их никем, пока инвалиды не будут приняты на работу?

Или он может отчитываться перед службой занятости лишь о количестве вакантных мест, а инвалидов брать на работу исходя из текущей ситуации - например, всех троих в бухгалтерию?

И.И. Шкловец: Работодатель сам, исходя из специфики и характера своей деятельности, определяет, на каких должностях будут трудиться инвалиды. Однако сведения о таких рабочих местах, имеющихся и выделенных для приема на работу либо специально создаваемых, он обязан в установленный срок, то есть ежемесячно, подавать в службу занятости.

Исходя из этих сведений, служба занятости направляет для трудоустройства кандидатов из числа инвалидов. Когда направленный службой занятости кандидат предъявит работодателю свои дополнительные документы (медицинские заключения, индивидуальную программу реабилитации (ИПР)), работодатель решит, принять ли его на имеющееся рабочее место, или не принять, или дооснастить рабочее место с учетом требований законодательства и рекомендаций ИПР, а потом принять.

Не исключается прием всех работников в одно структурное подразделение.

А можно ли отказать в приеме на работу конкретного инвалида по причине, например, его недостаточной профессиональной квалификации?

И.И. Шкловец: Да, но при этом работодатель обязан известить службу занятости о том, принял ли он инвалида на работу или отказал ему в трудоустройстве. Если инвалид был направлен к работодателю службой занятости, он предъявляет работодателю свое направление.

В этом направлении работодатель должен сделать пометку, принял ли он этого кандидата на работу или нет.

Если в приеме на работу отказано, служба занятости направит нового кандидата.

Должны ли рабочие места для инвалидов оставаться свободными, пока служба занятости не направит своих кандидатов? Или работодатель имеет право сам, без направления службы занятости принять на это рабочее место инвалида?

И.И. Шкловец: На рабочие места, выделенные или созданные для приема на работу инвалидов, работодатель вправе принимать граждан как по направлению органов службы занятости, так и самостоятельно. Но если работодатель принял на работу инвалида самостоятельно, он обязан известить об этом службу занятости.

А можно ли, не дождавшись направления службы занятости, принять на это рабочее место не инвалида?

И.И. Шкловец: Если работодатель принял на квотированное рабочее место не инвалида, он не выполнил требование закона, так как обязан квотировать рабочие места именно для инвалидов.

Региональные власти вправе устанавливать в рамках «инвалидной» квоты минимальное количество специальных рабочих мест, то есть мест, требующих особого оборудовани яст. 22 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . При этом определено, что оснащать специальные рабочие места работодатель должен индивидуально для конкретного инвалида либо для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушени яп. 2 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . Каким образом тогда работодатель может отразить создание специального рабочего места в ЛНА и отчитаться об этом в службу занятости? Ведь он не может знать заранее специфику нарушений у инвалида, которого к нему направят?

И.И. Шкловец: Не всегда удается принять направленного службой занятости кандидата для трудоустройства на готовое выделенное рабочее место. Ведь у этого кандидата могут быть особые функциональные ограничения, противопоказания или рекомендации.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя.

Для того чтобы обеспечить занятость таких людей, региональным властям предоставлено право устанавливать минимальное количество рабочих мест, требующих специального оснащения. В таких случаях рабочие места создаются, как правило, под конкретных кандидатов либо под группу таких лиц с заранее известными ограничениями их функциональности.

И если работодатель планирует создать специализированное рабочее место, ему не обойтись без информации от службы занятости о конкретных кандидатах. Это могут быть слабовидящие, слабослышащие или имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата кандидаты.

Надо издать локальный нормативный акт, в котором предусматривается создание таких мест с указанием в нем перечня мероприятий, оборудования, требований к содержанию таких рабочих мест. Работодатель должен выявить потребности инвалида, связанные с оснащением рабочего места, проанализировать его ИПР, вид выполняемой работы, уровень механизации и автоматизации рабочего места и т. п.

После создания такого рабочего места направленный службой занятости кандидат может быть принят на работу. Обычно работодателю не приходится ждать, это происходит сразу, так как кандидаты уже известны.

Вправе ли работодатель отказаться оборудовать специальное рабочее место для конкретного инвалида, если к тому есть объективные препятствия? Так, инвалиду, передвигающемуся на коляске, надо обеспечить возможность подъезда к рабочему мест уп. 10 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . А в здании, допустим, нет лифта и его невозможно оборудовать.

И.И. Шкловец: Если органом исполнительной власти региона принят нормативный правовой акт о квотировании минимального количества специальных рабочих мест, он подлежит исполнению. Но, как правило, на стадии подготовки таких актов в рамках трехсторонних отношений анализируется ситуация на рынке труда и все вопросы можно рассматривать заранее. Если порядок трудоустройства на специализированные рабочие места в таком акте детально не прописан, вопросы трудоустройства конкретных инвалидов работодатель решает непосредственно со службой занятости.

Могу посоветовать работодателям активно взаимодействовать со службой занятости, обращаться туда за разъяснениями. И тогда вряд ли к вам будут предъявлены требования, которые невозможно исполнить.

Кроме того, не исключается возможность частичной компенсации затрат работодателя на создание рабочих мест для инвалидов за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок такой компенсации устанавливается нормативными актами региональных органов власти.

У работодателей нередко возникают проблемы с пониманием рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. К примеру, в ИПР может быть написано, что инвалиду разрешается труд 1- 2 класс априложение 2 к СП 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 № 30 . Означает ли это, что инвалиду разрешена любая работа, кроме вредной? Или все же есть какие-то другие ограничения?

Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 28.12.2012 № 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов"

В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест», Положением о Комитете по труду и занятости населения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.03.2009 № 207/10:

1. Установить минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для каждого предприятия, учреждения, организации, расположенных на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность которых составляет более 100 человек, согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Информационно-аналитическому отделу Комитета по труду и занятости населения Московской области:

2.2. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета по труду и занятости населения Московской области (http://www.ktzn.mosreg.ru/).

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Председатель Комитета Ю.И. Рагозин

Приложение

к распоряжению Комитета по труду и

занятости населения Московской области

от _________________ № ______

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

1. Для каждого предприятия, учреждения, организации, расположенных на территории Московской области (далее – организация), численность работников которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

2. Для каждой организации, численность работников которой составляет от 501 до 1000 человек, устанавливаются два специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

3. Для каждой организации, численность работников которой превышает 1000 человек, устанавливается три специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников - 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников - 2; от 301 до 500 работников - 3; свыше 500 работников - 4 специальных рабочих места. Одного резервирования рабочих мест для инвалидов недостаточно В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст.

Статья 22. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников. Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов.
Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек. Региональными законами определяется фактический размер для всех существующих организаций, подходящих под требования по численности работников.


Важно

Во многих субъектах установлена минимальная квота – 2% (Москва, Мурманская область). Максимальная величина в 4% не столь распространена. Ее можно встретить в Ростовской области, Республике Крым.


Региональное законодательство также прописывает всю процедуру установления квотирования для организаций. Дает рекомендации о том, как, в какие сроки сдавать отчеты.
Предоставляет информацию, необходимую при обустройстве специального рабочего места.

Труд инвалидов: квотирование и требования к созданию рабочих мест

Пример В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации.


Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.


Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации. Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству.
Но такой подход ущемляет права инвалидов. В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения.

Квотированные рабочие места. закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.
В каком размере устанавливается Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

О рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Внимание

Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство. При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты.

Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования. Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью.

Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности. Основные понятия Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан.

Квота рабочих мест для инвалидов: понятие и особенности

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Фото: образец приказа о создании квотируемого рабочего места для инвалида Ответственность работодателей Штрафов и наказаний для работодателей за невыполнение квоты по подобным работникам нет.

Поскольку установить адекватных положений в данной сфере невозможно. Но за непредставление отчетности по выполнению плана есть административная ответственность.

Что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году

Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);

  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

К сведению Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013). Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают.

Организация специальных рабочих мест для инвалидов

Особенности Процесс квотирования происходит на основе договора заключенного между органами соц.защиты и работодателем. Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100.

Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности. То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности. После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год. При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают. Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида, и ее нельзя предлагать никому другому.

Какие именно акты наниматель должен у себя создавать – закон не прописывает, оставляя это в компетенции руководителя организации. В каждом конкретном случае принимается свое решение – разработать новые акты или же дополнить прежние положения о квотировании новыми сведениями.

Учет мест Государство обязывает организацию предоставлять инвалиду рабочее место. При этом не интересуется, существовало ли оно ранее или же создано только сейчас специально под требования. Важно наличие оборудованного места на момент сдачи отчетов. Учет вакантных, занятых мест ведется нанимателем постоянно. Информация должна обновляться при изменении санитарных условий, квалификационных требований либо при возникновении других перемен. Уведомление службы занятости Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях.

Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов

Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.

  • Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  • Которые имеют условия для принятия таких граждан - соответствующей направленности.
  • Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда. Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны. В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства. Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника. В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов. Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году в Москве подчиняется отдельному местному закону.

Создание специального рабочего места для инвалида. Предприятию с 1 января 2017 года установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалида, в связи с этим возникает ряд вопросов: 1. правомерно ли считать специальным рабочим местом, рабочее место на котором уже работает инвалид, при условии создания на этом рабочем месте дополнительных специальных условий труда под ИПР инвалида?2. правомерно ли считать созданием специальных условий труда инвалида - выполнение следующих мероприятий (приобретение удобного кресла, стола под рост работника, большего размера монитора, изменение рабочего пространства в кабинете, приобретение дивана, установка обогревателя, приобретение тонометра и аптечки, введение дополнительных перерывов), при том условии, что в рекомендациях ИПР указано "ограничено трудоспособен, может выполнять легкие виды труда: вахтер, сторож, либо с использованием профессиональных навыков в кабинетных условиях с ограничением времени работы и объема работы", группа инвалидности - 3, степень ограничения к трудовой деятельности - 1, в разделе Прогнозируемый результат - создание специального рабочего места не подчеркнуто как нужное. На текущий момент работник и так работает у нас сторожем.3. Если эти действия являются неправомерными и не будут являться мероприятиями по созданию спецрабместа, то какой порядок действий следует предпринять и какие будут рекомендации, чтобы избежать штрафов за неисполнения квоты по спецместу, так как уже февраль?

Ответ

Ответ на вопрос:

Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

Работодатель оборудует специальное рабочее место индивидуально для каждого конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности.

Оборудование специальных рабочих мест включает в себя следующие этапы:

анализ потребностей инвалида в оснащении специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в , в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;

формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

реализацию перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования.

При этом оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других сотрудников.

Об этом говорится в пунктах и Основных требований к оснащению рабочих мест, утвержденных .

Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов применяют в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом должности, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Таким образом

1. Да, правомерно, если данное рабочее место отнести к квоте для инвалидов. Работодатель самостоятельно определяет порядок выделения рабочих мест под квоту.

2. Если ИПРА не регламентирует особенности организации рабочего места сотрудника-инвалида, то нужно следовать , утвержденных .

В описанной ситуации из представленного текста можно сделать вывод, что работнику должен быть предоставлен легкий труд или труд в кабинетных условиях.

Легкий труд – это когда не выполняют:

тяжелые работы;

работу в ночное время;

сверхурочную работу;

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Что такое легкий труд

Однозначного ответа на этот вопрос закон не дает.

Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ устанавливает дополнительные гарантии отдельным категориям сотрудников, в частности тем, которых нужно перевести по состоянию здоровья на легкий труд ( ). Эта статья таким сотрудникам гарантирует ограничение на привлечение их к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда, работам в ночное время, а также сверхурочным работам. Таким образом, легкий труд – это когда не выполняют:

тяжелые работы;

работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

работу в ночное время;

сверхурочную работу;

иную работу, которая связана с ограничениями, установленными для сотрудника законом либо медицинским заключением.

Перечень тяжелых, вредных и опасных работ определяют, в частности, постановления Правительства РФ и . Определить условия труда как вредные или опасные может также .

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ситуация: Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Особенности труда инвалидов

Какие особенности предусмотрены для сотрудников-инвалидов

Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Все особенности можно разделить на несколько групп:

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации ( ).

Внимание: за нарушения в организации работы с инвалидами, в том числе за несоблюдение норм охраны труда инвалидов, предусмотрена ( , ст. , КоАП РФ, ).

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

 не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

 не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения ( ). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Условия труда

Какие условия труда организация должна обеспечить сотрудникам-инвалидам

Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые ( ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

Помимо этого сотрудникам-инвалидам гарантируют:

 запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;

 защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;

 обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;

 доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

 обеспечение разумного приспособления рабочего места;

 поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.

Такие гарантии установлены Конвенции о правах инвалидов.

Внимание: если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.

При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

 должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;

 организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

 предпринимателя – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Программа реабилитации инвалида содержит обязательный раздел о профессиональной реабилитации или абилитации, который касается условий труда и включает:

 содействие в трудоустройстве;

Такой вывод можно сделать из , утвержденного .

Целью выполнения раздела о профессиональной реабилитации является:

 адаптация на прежнем рабочем месте;

 адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда;

 получение новой профессии (специальности);

 подбор подходящего рабочего места;

 создание специального рабочего места.

Исключением является сокращение численности или штата сотрудников. В этом случае, при равной производительности труда и квалификации, помимо других категорий сотрудников, предпочтение в оставлении на работе отдается сотрудникам, которые получили в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. Об этом сказано в статьи 179 Трудового кодекса РФ.

Нина Ковязина

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Евгения Ильина,

эксперт Системы Кадры

Признать утратившими силу: Закон Московской области N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 86/2000-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 55/2002-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 165/2004-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области». Губернатор Московской областиБ.В.

Статья 22. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся гражданеРоссийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории города Москвы, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду. 1.6. В среднесписочную численность работников организации включаются состоящие в штатеработники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы илиоказывающих услуги по гражданско-правовым договорам. 1.7. Инвалидам, работающим в Организации, работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.8. Перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов утверждается приказом Организации по мере их создания. 2.

О рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.Итак, согласно п.

Города москвы

Ответственность работодателей Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству – по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Проверки работодателей на предмет исполнения требований ФЗ «О занятости населения» проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд.

Квотирование рабочих мест (берг о.)

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г.

Сколько из квотируемых мест должно быть специальных?

Для трудоустройства инвалидов выделить следующие рабочие места: № п/п Наименование рабочего места(должности) Особенности оборудованиярабочего места дляорганизации трудаинвалида 1 Кассир Эргономика для лиц сограниченнымивозможностями всоответствии синдивидуальной программойреабилитации 2 Менеджер Эргономика для лиц сограниченнымивозможностями всоответствии синдивидуальной программойреабилитации 2. Начальнику отдела кадров Е.С. Громовой обеспечить прием на указанные рабочие места 2инвалидов, в том числе направленных службой занятости, в соответствии с установленнойквотой. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Основание:

  • записка-расчет руководителя отдела кадров Е.Э. Громовой от 05.02.2014 № 5.

Директор А.В. Львов С приказом ознакомлены: Главный бухгалтер05.02.2014 А.С. Глебова Руководитель отдела кадров05.02.2014 Е.Э.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

  • Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
  • Отчеты о выполнении квот
  • Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место - это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. «а» п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Важно

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование – это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.


В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).
Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г.


Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г.


Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г.