Где должны учиться дети с шизофренией. Младшие школьники шизофрения. Основные формы шизофрении в детском возрасте


По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особен­ностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие фор­мы, имевшие начало в детском возрасте. Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения лично­сти больного и сильнее степень выраженности болезни, тем силь­нее его дезинтеграция.

Известно, что особое значение при шизофрении имеют лично­стные нарушения. Одним из первых признаков начала психиче­ского заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном на­строении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребе­нок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от ок­ружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».

Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофре­нией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей на­блюдаются большие затруднения при выделении наиболее значи­мых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком

по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картин­ку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального ха­рактера дети не понимают и не обращают внимания на этот ас­пект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персо­нажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объектив­ности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.

Известно, что произвольное внимание страдает при любых за­болеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Не­достаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной сти­муляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельст­вуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизоф­ренией, характерна также и способность к распределению внима­ния, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического со­стояния и дать ему возможность осмыслить действия.

У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все ви­ды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, при­чудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспро­изводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговор­ки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он при­дает особое значение). Исследования показывают, что запомина­ние словесного, а часто и числового материала детьми с шизоф­ренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запо­минания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем за­поминаемого материала чрезвычайно сужен.

Процесс сохранения материла также весьма краток. Происхо­дит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс за­бывания также характеризуется избирательностью и особым эмо­циональным отношением к запоминаемым фактам.

Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и доста­точно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механиче­ская. Обследование больных детей методом пиктограммы пока­зывает, что их рисунки носят в основном схематический и фраг­ментарный характер.

Характерным своеобразием отличаются представления боль­ных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность про­исходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т.д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представле­ния мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обу­чении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, - геометрия и черчение.

Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фанта­зированию уменьшается и трансформируется в способность к аб­страктно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушев­ленному миру (кукла - это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышле­ние ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружаю­щего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошко­льника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирую­щих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест ру­ками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят си­туации, свойственные только реальному миру и взаимоотношени­ям между людьми.

Для детей, больных шизофренией, характерен синдром патоло­гического фантазирования, когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим их предметам такие свойства, ко­торые те никогда не имели. Для организации игры они придумы­вают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к ил­люзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может про­текать у них наравне с восприятием реального мира. Таким обра­зом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.

При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изобра­жаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.

Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мыш­ления. При шизофрении особенно ярко выступает дисгармонич­ность всего мыслительного процесса. Отмечаются следующие на­рушения мышления у детей: слабость процессов обобщения, невоз­можность выделить главное и обобщить целое, вычурность и изби­рательность осмысляемого материала.

Некоторые дети имеют достаточно высокий уровень вербально­го мышления и испытывают большие затруднения при выполнении заданий на уровне конкретно-наглядного мышления. Легкость при выполнении заданий на вербальном уровне сопровождается инте­ресом к словообразованию и созданием неологизмов, вычурностью объяснений и постепенным уходом от реальности. Детям трудно работать длительно и целенаправленно, они не стремятся к резуль­тату, а пытаются заменить продуктивную деятельность пустыми разговорами, уводящими от предъявляемой деятельности в мир па­тологических фантазий. У больных детей нарушается процесс регу­ляции течения своих мыслей. В остром состоянии мышление ребен­ка лишается направленности и распадается на разноплановые ассо­циации. Единство мыслительного процесса расщепляется. Дети не могут закончить одну мысль, соскальзывают на другую, которая неожиданно пришла в голову. Часто они жалуются на то, что воз­никающие мысли им не принадлежат и внедряются в их голову из другого мира. Эти мысли могут быть для детей многозначны, соб­ственно они и отражают фантастический мир больного ребенка. Борьба с посторонними мыслями замедляет умственную работу детей и приводит к сильному утомлению и истощению.

Объясняя смысл отвлеченных понятий, дети часто дают амби­валентные ответы. Например, смысл метафоры «золотая голова» может раскрываться в двух вариантах: как «умный человек» и как «голова с волосами из золота». А пословица «Куй железо пока горячо» может объясняться как «Не упускай время, момент» и одновременно, как «Чайник тоже горячий, когда кипит. Он желез­ный, поэтому и горячий». В этом выявляется следующая особен­ность мыслительной деятельности детей с шизофренией. Они да­ют ответы в двух планах (отвлеченном и буквальном), так как не выдерживают единой линии осмысления отвлеченного понятия. Для детей, больным шизофренией, характерна лабильность в ус­тановлении логических отношений между предметами и явления­ми реального мира.

Особые затруднения вызывает у них процесс обобщения, так как больные шизофренией дети оперируют преимущественно раз­розненными разноплановыми понятиями. При осуществлении классификации дети устанавливают несуществующие связи между предметами действительности. Например, в одну группу могут быть помещены растения, животные и люди по той только при­чине, что все они живые существа. Человек может быть объединен в одну группу с каким-либо видом транспорта и одеждой, кото­рую носят люди, работающие на этом транспорте.

При острых приступах мышление больных детей становится разорванным и бессвязным. Речь представляет бессмысленный набор слов. Предложения могут строиться грамматически верно, но смысл и логика изложения в них будет отсутствовать. Фраза становится отрывистой и немногословной. Больные дети жалуют­ся на то, что им трудно думать в такой момент («ничего не дума­ется», «мысль удержать в голове очень трудно»).

При вяло текущей шизофрении наблюдается тот же симптом нарушения целенаправленности деятельности и лабильности про­текания логических процессов. Но эти особенности выражены в меньшей степени. Многие дети при относительно хорошем уровне протекания мыслительных операций жалуются на возникшие трудности в учебе, вклинивание в сознание мыслей, как бы проти­воречащих друг другу. Дети характеризуют подобные состояние как «наводнение мыслями». Текущий поток постоянно меняю­щихся мыслей мешает сосредоточиться на одной из них или на изучаемом предмете. В связи с этим дети вынуждены перечиты­вать по нескольку раз текст задания, чтобы уловить его смысл. Но это им удается с трудом, так как смысл читаемого все время теря­ется. Это приводит к нерешительности и неуверенности ребенка, дающего при ответе два варианта. Такой характер нарушений вы­являет расщепление единого мыслительного процесса и потерю его целенаправленности. При формально хорошем интеллекте дети жалуются на изобилие лишних мыслей, их остановку и за­трудненность сообразительности. Дефект целенаправленности может проявляться и в постоянном «соскальзывании» с задачи на значимые для ребенка воспоминания.

В речи ребенка, страдающего шизофренией, также имеются свои особенности. Фраза изобилует эпитетами и многочисленны­ми описаниями и постепенно приобретает вычурный характер. В некоторых ситуациях наблюдается возникшее вдруг отсутствие понимания смыслов простых слов, которое затем может и восста­новиться. Возникающие ассоциации носят совершенно особый беспредметный характер. Они могут устанавливаться по принципy подбора части к целому (рука - кисть или собака - хвост), нереальных связей (ключ - собака, так как ее можно запереть на ключ) или беспредметных связей (рука - что, любить - кого, стыдно - почему, страшно - почему).

Характеризуя особенности протекания мыслительных процес­сов при шизофрении, особо следует отметить нарушение целена­правленности мыслительных операций и связанную с ним общую стабильность смысловых установок и разрыв ассоциаций.

В остром состоянии эти особенности шизофренического про­веса могут проявляться более длительно, а в состоянии вяло текущего процесса дефект целенаправленности носит эпизодиче­ский характер, который сменяется состоянием компенсации.

Шизофренический дефект - это понятие, которое включает в се­бя различные стадии протекания заболевания. Процесс может ос­тановиться на любой стадии, возможны и обратимые состояния. Но в большинстве случаев шизофренический дефект накладывает отпечаток на всю психическую структуру больного ребенка.

В том случае, если заболевание манифестирует довольно стой­ко, проявляется резко выраженное снижение интеллектуальной активности. Дети становятся пассивными, вялыми. Они могут ра­ботать только при усиленной стимуляции, в течение небольшого отрезка времени и используя знакомый алгоритм действий. Лю­бая самостоятельная работа, предполагающая интеллектуальные усилия, оказывается для них непосильной. Снижение интеллекту­альной активности ведет к распаду мыслительных процессов.

Одним из важных признаков шизофренического дефекта являет­ся нарушение мыслительных операций обобщения и классификации. Больные дети могут долго, подробно и вычурно описывать отдель­ные признаки какого-либо явления или предмета, но понять его как целое не в состоянии. Они затрудняются также в использовании слов, обозначающих обобщающие понятия. Девочка 15 лет при по­пытке классифицировать предметные карточки объединяет в одну стопку «учебник», «ученицу», «тетрадь» и «ручку». Свои действия она объясняет тем, что «все здесь относится к учению», а «учение -это свойство учебника, поэтому по нему учится ученица. В тетрадь записывают ручкой то, что в учебнике». Таким образом, правиль­но назвать слово, обобщающее понятие, девочка не смогла.

При выполнении заданий с помощью кубиков Коосса или куба Линка дети «соскальзывают» на более низкие формы работы и используют приемы проб и ошибок, которые обычно имеются в практике детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые дети осуществляют классификацию по ситуацион­ным признакам (ребенок и тетрадь могут оказаться в одной группе, так как ребенок может рисовать или писать в тетради). У некото­рых детей мышление оказывается выхолощенным, непоследова­тельным, чисто формальным. Часть детей может сохранить хоро­шую память, но предъявляемые сведения будут иметь отвлечен­ный характер. Ассоциативный процесс у таких детей характеризу­ется заторможенностью. В ответах выявляются большие задержки из-за присутствия резонерских рассуждений, определяющих на­правление мысли.

Возникающие трудности логической переработки материала вызывают у некоторых детей ее подмену аффективными пережи­ваниями. Наряду с субъективной оценкой в суждениях детей ярко проявляется вычурность. Итак, одним из следствий нарушения мышления при шизофрении является его «соскальзывание» на бо­лее низшую, элементарную ступень развития. Такие дети могут оперировать лишь конкретными, наглядными связями, а отвле­ченный смысл понятий им недоступен.

Мышление при шизофрении имеет следующие особенности:

нарушены процессы обобщения и классификации, при поверх­ностном обобщении часть начинает играть роль целого;

место логических связей занимают аффективные и субъектив­ные связи.

В речи проявляются многословие и резонерство.

Личность ха­рактеризуется эмоциональной опустошенностью, отсутствием ин­тересов и бездеятельностью.

Однако существуют особенности, маскирующие интеллекту­альный дефект при шизофрении. К ним относятся умение гово­рить и многословие, граничащее с резонерством, а также сохран­ная память. Эти характеристики могут достаточно длительно по­зволять больному ребенку маскировать недостатки эмоциональ­но-личностной и интеллектуальной сферы.

При шизофрении наблюдаются также нарушения эмоциональ­но-волевой сферы. Отличительной характеристикой этих наруше­ний является эмоциональная холодность, отсутствие дружеских контактов, потеря чувств симпатии и добра к людям. Дети стано­вятся грубыми и даже жестокими и злобными, несмотря на воз­можную общую корректность поведения.

Некоторые дети считают, что сначала они должны порассуж­дать о предмете, а затем уже установить к нему свое эмоциональное отношение. Многие дети тяжело переживают наступившую ин­теллектуальную недостаточность, и это может провоцировать у них суицидальные мысли. У некоторых подростков, больных шизофре­нией, отмечается повышенный интерес к событиям давно минув­ших эпох или к отвлеченным, не связанным с их жизнью непосред­ственно (любовь к Греции, хотя ребенок никогда там не был и не изучал ее культуру или историю). И как противоположное этому влечению, выявляется отвращение к собственному окружению, бы­ту и пр. При этом часты проявления стойкого негативизма.

Дети, больные шизофренией, страдают также ослаблением воли. Чаще их поглощает апатия и нежелание делать что-либо продук­тивное. Они жалуются на то, что не могут выполнять трудную ра­боту, что всякая работа сложна и если ее делать, то совсем исчезнут силы и можно умереть. При осуществлении любой деятельности дети не проявляют инициативы и нуждаются в постоянном стиму­лировании, иначе подсказанный импульс быстро угасает.

Процесс усвоения знаний детьми, страдающими шизофренией, имеет свои особенности. Они могут плохо успевать по всем пред­метам в течение года и еле-еле осваивать программу. Но к концу учебного года в хорошем состоянии и немного позанимавшись, они могут выполнить программу и сдать экзамены.

У некоторых детей может проявляться дисгармоничность раз­вития психических процессов: хорошая фразовая речь, память, логическое мышление и достаточно низкое наглядно-действенное мышление, нарушение обобщения на предметном уровне, неуме­ние подобрать обобщающее слово. Может отмечаться также не­доразвитие пространственной сферы и волевых импульсов. Воз­можны несоответствия в скорости протекания как речевой дея­тельности (очень быстро), так и предметной (замедленно).

У некоторых детей могут проявиться элементы инфантилизма при интерпретации пословиц и поговорок. Они могут выполнять классное задание и одновременно думать о другом, предаваясь своим фантазиям. Ответы по содержанию оказываются формаль­ными и пустыми. Иногда наблюдаются элементы автоматических ответов. Дети могут верить в сверхъестественные силы и духов. Характерными оказываются задержки в мыслях (при ассоциатив­ном эксперименте) и расщепление мысли (мысль в двух планах -реальном и ирреальном). В целом мышление приобретает фор­мальный характер, нарастают апатия, вялость и пассивность. Происходит снижение личности.

Шизофрения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте шизофрения имеет свои особенности. При остром приступе могут возникать спутанность сознания, пространственная и временная дезориентация, вспышки двигатель­ного и речевого возбуждения. Возникает нарушение восприятия единства собственной личности, когда больной ребенок представ­ляет себя одновременно разными историческими личностями. При этом в речи возникает повышенная продуктивность, но сама по се­бе речь не выполняет социальной коммуникативной функции, а яв­ляется собственно внутренней речью. Страдает внимание, оно теря­ет устойчивость и перескакивает от одной мысли к другой. Страда­ет и память, она оперирует автоматически только материалом, за­фиксировавшимся в прошлом подростка.

Вся психическая сфера, лишенная синтетического единства, рас­падается на ряд переживаний, не связанных между собой и обнару­живающихся в виде ассоциаций, возникших из прежнего опыта.

Иногда наблюдается более благоприятное течение заболева­ния, не приводящее к стойкому интеллектуальному дефекту. В этих случаях на пике заболевания наблюдаются нестойкость вни­мания, расплывчатость восприятия, неадекватные и вычурные ответы. В состоянии ремиссии все высшие психические функции могут восстановиться.

Состояния, сходные с шизофренией в подростковом возрасте

Подростковый кризис может отмечаться состоянием, сходным с шизофренией. Многие авторы отмечают, что у подростков в пу­бертатном периоде иногда наблюдаются особенности характера напоминающие шизофренные проявления, а именно: склонность к излишнему самоанализу, резонерство, манерность и дурашливость. Задача специалиста заключается в том, чтобы отдифференциро­вать состояния, сходные с шизофренией, от собственно болезни.

Особенно легко такие нарушения поведения возникают у под­ростков с шизоидной акцентуацией характера или отдельными шизоидными чертами в структуре характера. При неблагоприят­ных микросоциальных условиях подобные поведенческие нару­шения могут возникать у подростков с неустойчивой, гипертимной, истероидной акцентуациями характера. Часто поведенческие нарушения возникают у подростков, имеющих признаки раннего органического поражения головного мозга.

Следует помнить, что пубертатный возраст характеризуется оп­ределенными изменениями и подъемом жизнедеятельности орга­низма подростка. Эта перестройка ведет подростка к особому пе­реживанию своей личности. Его эмоциональный фон характеризу­ется в этот период большим непостоянством, быстротой чередова­ния противоположных настроений, иногда повышенной раздражи­тельностью, резкими подъемами и спадами настроений, повышен­ной утомляемостью, снижением работоспособности.

Подросток становится особенно чувствительным к своей внешности: он склонен к гиперболизации ее возможных несовер­шенств. И это может восприниматься подростком особенно тяже­ло. Часто кажущиеся несовершенства собственной внешности свя­зываются подростками с уровнем своего интеллекта или положе­ния в значимой группе сверстников («Я некрасивая, потому что у меня румяное и круглое лицо. Я неинтересная и глупая для своих друзей»).

Снятие внутренних личностных конфликтов подростка проис­ходит при благоприятном социальном окружении. Бурные пере­живания своей личности безболезненно гармонизируются в том случае, если подросток активно включен в социальную жизнь и не прекращает дружеских контактов со сверстниками и близкими. В контексте этого положения особенно важна роль родителей и учи­телей, которые должны быть максимально внимательны и терпели­вы к некоторой неадекватности поведения детей и появившимся у них новым потребностям. Особо уязвимой сферой у подростков становится их образ в глазах друзей и значимых взрослых.

В неблагоприятных социальных условиях острота пережива­ний подростка увеличивается, что может привести и к патологи­ческим реакциям. Глубинные личностные переживания могут также сделаться источником болезненных состояний.

10% из больных шизофренией заболевают ею в детском возрасте.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста

Начинается у 69% детей до 3 лет, у 26% в 3-5 лет, у 5% между 5 и 8 годами. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек,- 2,9:1. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. У 26,1% детей - отягощенность шизоидной психопатией, у 11,5% - шизофренией, у 2,1% - другими психозами, у 1,8% - алкоголизмом. Доболезненное состояние детей неблагополучно у 62% из-за патологии беременности, у 44% из-за родовых травм.

Злокачественно текущая форма

Примерно у 25-32,3% детей этого возраста, заболевших шизофренией, наблюдается эта форма течения. Она обычно начинается в 1,5-2 года с угасания психической активности, побуждений, приостановки психического развития. Уже за несколько месяцев до этого можно заметить уменьшение интереса к играм, пассивную реакцию на ласку родителей, недостаточное стремление к общению. Раннее психомоторное развитие может быть своевременным. Заболевание проявляется прекращением использования известных слов, произнесением своеобразных фраз. Исчезают эмоциональные привязанности, что, в частности, проявляется отсутствием положительного реагирования на приход и уход матери. Нарастающая пассивность приводит к исчезновению желания играть с детьми, развлекать себя игрушками. Сначала появляются однообразные игры, затем они сменяются стереотипиями: непрекращающимся размахиванием, верчением, постукиванием. При этом преимущественно используются неигровые предметы: веревочки, палочки, бумажки, железки и т. д.

Нередко болезненно реагируют на такие события, как помещение в детское учреждение, передача на воспитание другим родным. В период возрастного криза 2,5-3 лет злокачественность течения становится явственнее. В это время контакт нарушается резко, ребенок не отвечает на вопросы, совсем не реагирует на разлуку, еще больше обедняются игры. Появляются страхи, нарушения зрительного восприятия.

У одних детей возникают преимущественно кататонические расстройства. В этом случае ребенок отказывается от речи, появляются эхолалии, вербигирации, двигательная заторможенность, кратковременные застывания, манерное поведение, вычурные движения, импульсивность, стреотипии (бег по кругу), неадекватный смех. Все же двигательное возбуждение преобладает. Ребенок всегда в стороне от людей. Его внимание привлечь не удается или же только на само,е короткое время. Ребенок не научается проситься на горшок, его приходится кормить с рук, не развиваются навыки самообслуживания. Если речь еще сохраняется, то она не служит для общения.

У других детей (значительно реже) развиваются преимущественно гебефренные симптомы. Сначала преобладает пассивность, затем появляются неадекватные поступки. Возникают двигательное беспокойство, эйфория, дурашливость, необычные позы, манерность, импульсивность (неожиданные ужимки, прыжки, агрессия). Речь становится разорванной.

При обоих вариантах через 2-3 года может наступить некоторое улучшение. Уменьшается выраженность кататонических и гебефренных симптомов, улучшается сон, исчезают страхи, возбуждение. При втором возрастном кризе (7-8 лет) обычно возникает обострение заболевания. Констатируется отставание психического развития сложной структуры. На этом фоне некоторые дети овладевают элементарными навыками самообслуживания, усваивают правила несложных игр.

Непрерывно-прогредиентная форма

Начинается не ранее 59-летнего возраста постепенно с эмоциональных расстройств, аутизации. Вначале преобладают подозрительность, недоверчивость, бредовая настроенность без законченного словесного оформления. «Ни с кем дружить нельзя, возьмут игрушки, книжки». Может быть бредовая настроенность в отношении родителей. Усиливается враждебность. В сферу враждебного отношения вовлекаются все новые и новые лица. Появляются отдельные слуховые галлюцинации, элементы психического автоматизма.

При другом варианте преобладают галлюцинации, образное фантазирование. Постепенно фантазии начинают возникать непроизвольно, присоединяются зрительные псевдогаллюцинации, сновидные переживания, отрывочные идеи воздействия, деперсонализация. Формируется синдром психического автоматизма чувственно-образного характера.

Вялая форма

Начинается во время 3-4-летнего кризиса, встречается у 11,7-50% детей, заболевающих шизофренией, провоцируется инфекционными заболеваниями или психогенными факторами (разлука с родителями, смена обстановки). Развитие процесса медленное, постепенно меняется личность. Снижается потребность в контакте, общительность становится избирательной, утрачивается эмоциональная живость, но еще может оставаться чрезмерная сенситивность. Отмечается диссоциация в психическом развитии. Ускоряется формирование интеллекта, склонность к отвлеченным интересам, однако продуктивность не высока, снижены познавательные интересы. При этом задерживается моторное развитие, овладение навыками самообслуживания, появляется скованность, неловкость. Обычно у этих ребят слабый инстинкт самосохранения, плохой аппетит. Происходит аутизация - ребенок одинок, вне группы сверстников, никак не играет. Эмоциональный контакт ухудшается, но аффективное снижение не очень грубое. С родителями расстается легко, а если даже и не отпускает, то лишь в связи с переживаемыми страхами. Имеют место свойственные для раннего и дошкольного возраста соматовегетативные нарушения (снижение аппетита, расстройства сна), двигательные и речевые расстройства (нарушения темпа речи, манерность, вычурность интонаций). Нередко наблюдаются неврозоподобные симптомы: колебания настроения, аморфные немотивированные бессодержательные страхи. Могут быть также страхи космического характера («упадет солнце»), страхи, связанные с сюжетом сказок. Даже страхи, в прошлом возникшие в реальной ситуации, становятся причудливыми, теряют связь с бывшими событиями. Встречаются навязчивые страхи (заражения, загрязнения). Возможны переходы навязчивых симптомов в бредовые переживания. По сюжету это могут быть вначале ипохондрические, а затем идеи отношения, преследования. Могут быть психопатоподобные расстройства: нарушения влечений (злобность, жестокость, агрессия, садизм) и поведения.

Шизофрения детей школьного возраста

Чаще всего начинается медленно, незаметно. Постепенно меняется личность ребенка. Он становится отгороженным, у него ослабевают привязанности и интересы к играм и учебе. Иногда извращаются чувства к родителям, появляется враждебность или безразличие. Возникают расстройства мышления. Оно становится непродуктивным, появляются наплывы мыслей и обрывы их течения. На этом фоне возникает боязнь за собственную жизнь, здоровье или за благополучие и здоровье родителей. Помимо страхов заражения и других ипохондрических переживаний, возможно появление боязни школы, прогулок, чужих людей. Эти страхи могут быть навязчивыми или сверхценными. Вначале они могут быть обоснованными, но вскоре оказываются оторванными от ситуации, распространяются на другие сферы жизни, становятся нелепыми. Могут присоединиться мысли о постороннем влиянии, воздействии, порче и т. д. Нередки навязчивое мудрствование, навязчивые сомнения и влечения. Появляются защитные ритуалы в форме словесных отговорок или рассуждений, а также различных действий. Обычно вскоре они становятся независимыми от страхов и потому оказываются непонятным поведением. Другое частое проявление шизофрении - образное патологическое фантазирование с рудиментарными псевдогаллюцинациями. Обычно оно является отражением аутизма или измененных влечений (агрессии, садизма). Эти влечения проявляются словесно, и тогда ребенок постоянно угрожает, оскорбляет окружающих. Если он выражает их в рисунках, то основной тематикой оказываются убийства, стрельба, взрывы, бандиты, бомбы и т. д. В своем фантастическом мире ребенок не допускает окружающих в то, чем он живет. Требует называть себя вымышленным именем. Играет в одиночку выдуманными игрушками, персонажами, рисует фантастические миры, в которых обитает, строит взаимоотношения с теми, кто существует лишь в воображении. При этом о чем-то задумывается, шепчет, гримасничает, совершает какие-то действия. В фантазиях у мальчика, например, появляется агрессивность, он перевоплощается в объект своих выдумок - в дикого кота, гладиатора, разбойника. У девочки может проявиться сексуальность, она становится «возлюбленной принца», невестой воображаемого мальчика Володи. Фантазии приобретают бредоподобный характер. Они проявляются охваченностью и одержимостью «мечтами», полной «погруженностью в мир своих фантазий», трудной переключаемостью на реальные события и попытками систематизировать фантастические идеи, а также в появлении веры в то, что их выдумки существуют на самом деле. К ним присоединяются «грезы наяву» с образными представлениями, в которых ребенок «переносится на другую планету», «раскачивается на качелях, сооруженных в облаках». У некоторых детей - отвлеченные сверхценные интересы к календарным датам, цифрам, картам, планам и т. п. Описываемые расстройства превращаются в более или менее выраженные бредовые идеи или постепенно затухают.

Наряду с непрерывным развитием психических расстройств часто встречается и приступообразное течение. В этом случае в период улучшения помимо симптомов шизофренического дефекта обнаруживаются признаки замедления психического развития.

Шизофрения подросткового возраста

Клиническая картина шизофрении у подростков не очень сильно отличается от психопатологии этого заболевания у взрослых. Но так как возрастные отличия все же существуют (разнообразие симптоматики, острота

возникновения, частая смена настроения), то об их особенностях будет сказано ниже.

Примерно в трети случаев заболеванию за несколько лет или месяцев до его начала предшествуют предвестники («зарницы»). Это нелепые, неожиданные, необъяснимые поступки, «беспричинные» галлюцинаторные или бредовые эпизоды, маниакальные или депрессивные приступы, дереализационные состояния, продолжающиеся несколько дней или недель. Начало заболевания провоцируется серьезными конфликтами со сверстниками, несложившимися отношениями в семье, попытками насилия, неблагоприятно протекающим пубертатным кризом и т. д. Все многообразие клинических проявлений шизофрении у подростков подразделяется на ряд форм.

Вялотекущая форма встречается у трети подростков, заболевших шизофренией. У половины больных, страдающих этой формой,’ наблюдается неврозоподобная симптоматика, напоминающая таковую же при неврозах. Чаще всего это различные навязчивые симптомы (мысли, страхи, воспоминания, действия, влечения) или астеноипохондрические переживания. Примерно с такой же частотой встречаются дисморфоманические расстройства, выражающиеся в мыслях о собственном уродстве, неприятном для окружающих. Реже отмечаются синдром анорексии (отказа от приема пищи) или синдром «философической интоксикации» (бесплодного неотвязного мудрствования, главным образом, на отвлеченные темы). Другую половину больных этой формой составляют подростки с психопатоподобной симптоматикой, т.е. с изменениями личности различного типа: шизоидными, неустойчивыми, эпилептоидными или истереоидными.

Прогредиентная форма (с заметным развитием стойких психических нарушений) наблюдается чаще, примерно у 70% больных подростков. Она обычно начинается с неврозоподобной или психопатоподобной симптоматики, реже с паранойяльной, а затем в клинической картине преобладают лишь основные шизофренические проявления - нарастание эмоционально-волевых расстройств, снижение активности и интересов.

Реже наблюдаются остро или подостро развивающиеся параноидный или кататоно-гебефренный синдром.

Редко встречается острый полиморфный синдром, продолжающийся в течение нескольких недель. На фоне бессонницы, тревоги, растерянности, недопонимания происходящего страх чередуется с эйфорическим экстазом, плач с агрессией. Возникают галлюцинаторные эпизоды (голоса, запахи), явления психического автоматизма (звучание собственных мыслей в голове), отрывочные бредовые высказывания, сменяющие друг друга (психиатрическую больницу принимают за родильный дом, тюрьму

и т. д.). Этот синдром заканчивается выздоровлением или сменяется параноидной, простой или гебефренной формой.

Тегение шизофрении у подростков, как правило, непрерывно-прогредиентное или чаще приступообразно-прогредиентное (волнообразное). Однако у 30% подростков встречается злокачественное течение, приводящее к тяжелой деградации в течение нескольких лет. В процессе заболевания во время улучшений (ремиссий) преобладает психопатоподобная, апатоабулическая, астеническая, бредовая или аутистическая симптоматика.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные межличностные отношения (семейные, профессиональные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способностей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо-женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант - «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

Этиология и патогенез шизофрении

Болезнь с наследственной предрасположенностью. Возникновение шизофрении, т. е. реализация предиспозиции, зависит от провоцирующих стрессов. Вызвать эти стрессы могут как биологические (соматические заболевания), так и социальные (трудно переносимые жизненные события) факторы или их комбинации.

Психоаналитический подход

Основным расстройством при шизофрении является нарушение формирования «эго», которое влия-

ет на понимание личностью реальности и управление внутренними потребностями, что может, в частности, привести к расстройству психосексуального развития, агрессивному поведению. Нарушение организации «эго» возникает в результате неправильных взаимоотношений между младенцем и матерью. Возникший между ними симбиоз не может позволить ребенку отделиться от матери и развиваться вне ее близости . Больной не способен установить устойчивые межличностные взаимоотношения, основой которых могло бы стать чувство безопасности, возникающее при наличии тесной привязанности между матерью и ребенком. Основное расстройство при шизофрении - неспособность достигнуть различения между самим собой и окружающей средой. Другое предположение - дефект «эго» - вызывает возникновение враждебности и агрессии, разрушают связь мать-младенец и создают незащищенность от возможных стрессов. Возникновение шизофрении у подростка объясняют тем, что слабое «эго» не способно справиться с возросшими внутренними потребностями, необходимостью отделиться, утвердить собственную личность, удовлетворить потребность к независимости. Различные симптомы имеют символическое значение для каждого больного. Мысли о конце света указывают на переживания больным крушения собственного внутреннего мира. Бред или галлюцинации - заместительная попытка создать новую реальность или выразить потаенные страхи или побуждения. Тревога больных - следствие тревожности их матерей, приведшей к дезинтеграции функции «эго» (S. Sullivan).

Теория обучения

В детском возрасте больные шизофренией усваивают иррациональные реакции и образы мышления, подражая своим родителям, которые сами имеют выраженные эмоциональные трудности. Неспособность освоить социальные взаимодействия - причина нарушенных межличностных связей.

Теории, касающиеся роли семьи. Будущий больной шизофренией попадает в условия, когда он должен сделать выбор между двумя альтернативами, которые вызывают у него замешательство и являются непереносимыми (G. Bateson). Другие варианты теории: 1) «расщепление» между родителями (один из родителей очень близок к ребенку противоположного пола); 2) перекос в сторону связи с одним из родителей (состязание в силе, при котором один из родителей является доминирующим) (Т. Lidz); 3) подавление эмоциональных отношений в семье «псевдовзаимными» и «псевдовраждебными» вербальными связями и общением характерным и единым способом.

Социальные теории

В происхождении шизофрении играют роль урбанизация и индустриализация. При этом обращается внимание на стрессы, связанные с фактом проживания людей в промышленных городах.

Биологигеские теории. Генетические факторы

Наследственное предрасположение к шизофрении определяется несколькими генами. Генетическое происхождение заболевания подтверждается родством, т. е. тем, что в семьях, больных шизофренией, больше риск заболевания, чем в популяции (1%). При этом чем ближе кровное родство с больным, тем больше вероятность заболевания шизофренией. Так, у родителей (братьев, сестер) этот риск составляет 10-12%, у дедов, бабушек (дядей, теток, кузенов) - 5-6%, у внуков - 3%. Наиболее убедительные доводы в пользу наследственного предрасположения к шизофрении получены при изучении близнецов. У двуяйцевых близнецов риск заболевания 12-15% (как у братьев и сестер), у однояйцевых -3178%. Опасность заболеть шизофренией зависит от биологического родителя, а не от приемного. Риск заболевания усыновленного (удочеренного) ребенка такой же (10-12%), как если бы этот ребенок воспитывался своими биологическими родителями.

Биологические факторы. Предполагается, что предрасположение к шизофрении через гены передается или в форме биохимического дефекта, или нарушением развития определенной структуры в ЦНС.

Дофаминовая гипотеза. Шизофреническую симптоматику связывают с относительным преобладанием в лимбической, а также в кортикальной области дофамина по сравнению с другими нейротрансмиттерами (веществами, передающими нервный импульс) в синапсе (при контакте нейронов).

Психонейроиммунологигеская гипотеза. Из-за имеющейся активации иммунной системы у больных шизофренией возникновение этого заболевания связывают с вирусным заражением или с аллергией на изменения в организме больного.

Шизофрения – это одно из самых распространённых и сложных психических расстройств, которое имеет различную природу. Что касается детской шизофрении, то процент заболевших детей с рождения до подросткового возраста равен 1,6. Болезнь имеет множество типов, которые определяются выраженностью симптомов и уровнем адаптации человека в обществе. Учитывая то, что изучению синдрома уделяется много времени, а исследования проводятся на протяжении уже не одного десятка лет, шизофрения остаётся самым непредсказуемым и наименее изученным заболеванием в психиатрии.

Основные формы шизофрении в детском возрасте

Симптомы и выбор метода лечения напрямую зависят от формы шизофрении. На данный момент существует огромное количество классификаций относительно форм, типов течения и степеней нарушения процессов – это обусловлено неоднозначностью синдрома и сложностью диагностирования и купирования его как у взрослых, так и у детей, причем возрастных различий у заболевания нет.

Сейчас принято прибегать к классической системе описания форм, которая имеет четыре основных типа:

  • простая шизофрения;
  • параноидная;
  • гебефреническая;
  • кататоническая.

Простая форма

«Простая» форма имеет такое название из-за вялого течения заболевания, её характеризуют как вялотекущую шизофрению с уникальным набором симптомов. Чаще всего наблюдаются нарушения личности без сложного бреда или галлюцинаций. При этом галлюцинации могут возникнуть вместе с бредовым синдромом, но только на поздних стадиях болезни. Ребёнок замыкается в себе, становится безразличным к обязанностям, окружающим людям, центром его персоны становится «Я», причём персональные представления и восприятие себя имеют патологический аспект. Эмоциональная скупость также является отличительной чертой формы, это сопровождается дополнительным нарушением мыслительной и волевой сферы.

Ребёнок перестаёт чувствовать ответственность за собственную судьбу – проявляется это в безохотном выполнении обязанностей (например, задания в школе, работа и т. д.). Деятельность характеризуется как процесс ради процесса, позволяя создать видимость этой самой деятельности.

Замечание врача: результативность ребёнка при данной форме заболевания значительно снижается, а зависимость между стадией болезни и уменьшением эффективности выполнения задач сохраняется и имеет растущую динамику. Чем сильнее ребёнок болен, тем меньше он может себя обслуживать и выполнять социально полезную работу.

Сосредоточенность на себе проявляется бредовыми идеями относительно строения или устройства собственного тела. Это прослеживается, когда ребёнок часами рассматривает себе в зеркале или подолгу смотрит на части собственного тела. Такие процессы сопровождаются «выпадением из реальности», когда эмоциональная тупость и сосредоточенность на изучении специфики собственной физиологии преобладает над контактами с внешней средой.

Параноидная шизофрения

Параноидная шизофрения является самой распространённой и диагностируется у 70% детей. Центральным элементом является бред, который не имеет критичности и не поддаётся оспариванию. Бред представлен сверхценной идеей, которая определяет весь процесс течения недуга. Параноидная шизофрения чаще всего отличается бредом преследования, который в свою очередь проходит через три этапа становления (ожидание, озарение, упорядочение) до тех пор, пока не станет неотъемлемым элементом личности больного ребёнка.

Первая стадия характеризуется тем, что что-то происходит не так, как должно. Проявляется сильная озабоченность и тревога перед созреванием навязчивой бредовой идеи. Вторая стадия является принятием сверхценной идеи, так сказать озарением того, что факт имеет место, однако в этот период бред ещё не имеет устойчивой основы в сознании больного. Стадия упорядочивания расставляет всё по местам, бред становится частью личности. Теперь условия и процессы мира не имеют отдельной ценности, все события завязаны на бреде. В такой ситуации больной начинает понимать логику построения бреда, верить в его смысл, чувствовать и понимать детали, которые выступают формирующими инструментами искажённого сознания.

Нередко появляются галлюцинации, которые совместно с бредовым синдромом полностью дезориентируют личность, погружая его в мир фантазийного и нереального существования. К данным проявлениям, характеризующим конкретный вид заболевания, прибавляются нарушения волевой сферы, мышления и двигательных актов. Спустя какое-то время бред полностью одолевает человека и происходит его распад, то есть потеря реальности сознанием, где сверхценные фантазии главенствуют над всем существующим в личности и за её пределами.

На поздних стадиях больной полностью теряет контроль над собой и никак не может себя обслуживать, получая полную инвалидность. Такие лица могут быть крайне опасны для общества, поскольку комплекс симптоматических проявлений полностью контролирует сознание больного, заставляя его специфически реагировать на изменения среды. Некоторые реакции могут восприниматься как нападение, в таком случае агрессия будет лучшим способом защиты. Агрессия может выплёскиваться как на окружающих, так и на себя, по этой причине стационарное отделение становится домом для ребёнка с таким расстройством.

Гебефренический тип

Гебефреническая шизофрения является самой распространённой формой среди подростков. Особенности этого типа расстройства заключаются в беспечности, радостном и постоянно приподнятом настроении, обилии гримас, дурачестве. Сперва окружение реагирует на данное поведение личности со смешком, воспринимая происходящее как забаву. Но спустя несколько месяцев забава перестаёт быть к месту, ужимки и гримасы постоянно повторяются, а вскоре и теряется связь с реальностью.

Клиническая картина открывается на более запущенных этапах заболевания, тогда становится понятно, что поведение больного ребёнка ничем не оправдано, он перестаёт отдавать себе отчёт, осознавать и понимать происходящее. Личность вступает в конфликт со средой через «непосредственность», притупляя психические процессы.

Кататонический тип расстройства

Шизофрения кататонического типа нарушает в большей степени двигательную сферу человека. Физиологические проявления характеризуются повышением активности, которая всегда бессистемна, торможением (оцепенением). Нарушения двигательных актов может касаться всего тела или же отдельных его сегментов.

У детей, которые склонны к торможению, часто наблюдаются приступы столбняка, когда малыш замирает в одной позе на какое-то время, при этом позы зачастую неудобные. Это судорожные сковывания мышц, причиняющие больному человеку множество мучений и неприятных ощущений. В рамках кататонического синдрома известен такой феномен, как «подушка Дюпре», когда человек остаётся лежать в той же позе, после того, как у него из-под головы вытянули подушку. Мимика таких больных маскообразна и не имеет выраженных эмоций.

Если реакция организма направлена на активность, то пациент не будет уставать, а только лишь бегать или даже физически свирепствовать. Следует помнить, что такие люди не испытывают голода, по этой причине прибегают к насильственному кормлению, и если этого не делать, то все может закончиться полным истощением организма.

Причины возникновения болезни

Среди причин возникновения этого заболевания можно выделить два основных фактора, создающих благоприятные условия для его развития:

  • наследственная причина;
  • причина среды.

Наследственность определяет генотип ребёнка, в котором присутствуют всевозможные характеристики, которые в будущем станут частью человека. Наличие шизофрении у малыша зависит от того, болел ли кто-то из его родственников психическим расстройством: если такое случалось, то, скорее всего, ребёнок унаследует подобное заболевание. Это отражается на биохимическом составе мозга, что определяет степень адекватного формирования психических процессов и явлений в детской психике.

Особенности среды влияют на степень психического здоровья. Очевидно, что всё, что происходит с нами в детстве, влияет на дальнейшее развитие, поведение и т. п. Таким образом, сильное психотравмирующее событие может нарушить целостность структуры психики и заставить исказить её границы. Чем больше аффективных зарядов (проявляются в интенсивном проявлении неуместных эмоций) в сознании у ребёнка, тем больше вероятность нарушения тонких «душевных» структур. Сюда же можно отнести и черепно-мозговые травмы, которые в некоторых ситуациях способствуют нарушению функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Предраспологающие факторы к шизофрении

Признаки и симптомы: как проявляется болезнь

Комплекс симптоматических проявлений заболевания и характерных признаков следует описывать в зависимости от возраста. Так можно выделить две основные группы детей с разной симптоматикой – это возраст дошкольный (3–7 лет) и подростковый (7–16 лет). Для детей дошкольного возраста характерны следующие признаки:

  • плаксивость и депрессивность;
  • нежелание принимать участие в ролевых играх;
  • пограничная активность или пассивность малыша;
  • дурачество и нарушение речевого акта;
  • избегание прямых взглядов глаза в глаза;
  • беспричинные панические атаки с плачем или истерическими проявлениями;
  • отсутствие волевого поведения и пр.

Нередко малыш испытывает серьёзные беспричинные страхи, которые не имеют никакой зависимости. Зачастую боязни сопровождаются бредовыми суждениями и галлюцинациями, подстёгивающими патологические состояния. Видения в основном рисуются по образу сказочных персонажей или больших животных, которые наделяются агрессивными и пугающими чертами. Немаловажным фактором выступает патология сна.

Таким же образом страдает мышление, а вместе с ним и речь, наполняющаяся бессмысленными фразами, вымышленными словами, а также словами, в которых перепутан порядок букв. Мысли неясные и нередко разорваны. Присутствует и феномен, заставляющий терять ранее полученные навыки: например, умеющий ходить ребёнок снова становится на четвереньки, чтобы ползать.

Мнение врача: дети дошкольники с диагнозом шизофрения имеют аутичные черты, выражающиеся в отстранении от других детей. В игре их движения однотипны, а манипуляции могут циклично повторяться.

Среди основных признаков детей-шизофреников выступает наделение неодушевлённых предметов живыми чертами. Также возможна «примерка» на себя образов животных, причём это происходит не в рамках игры, а как долговременная черта поведения, которая может длиться днями или неделями. В жизни больного малыша присутствуют ритуалы, которые предшествуют определённой деятельности, например, перед тем, как поесть, малыш считает нужным залезть на стол и спрыгнуть с него.

Подростковый период в рамках протекания недуга в большей степени похож на картину болезни взрослого шизофреника, но всё же имеет персональные особенности, которые обусловлены изменением гормонального фона. В этот период возникают более насыщенные эмоциональные реакции, которые быстротечны и сменяют друг друга от беспредельной радости до крайней агрессии. Также для подростковой шизофрении характерно недовольство своей внешностью, причём выражаться это недовольство может самыми крайними способами, вплоть до самостоятельного уничтожения части тела, которая не нравится. Здесь сохраняется неприязнь к себе и стойкая уверенность в собственном безобразии - это обусловлено нарушением восприятия.

Диагностика

Диагностировать данный синдром очень сложно, поскольку детский возраст сам по себе является формирующим этапом жизни, на котором возможны самые разнообразные трансформации. Огромная сложность в том, что шизофрения может принимать формы совершенно разных психических нарушений, комбинируя или сменяя симптомы разных недугов.

Замечание специалиста: при первичной диагностике и осмотре диагноз шизофрения не ставится, поскольку это заключение сразу ставит человека в определённые рамки. Учитывая это, врачи при первичном обращении в стационар ставят диагноз шизотимия или бредовый синдром.

Методы лечения

При шизофреническом синдроме лечение имеет два аспекта:

  • медикаментозное воздействие;
  • психотерапия.

Препаратный метод характеризуется индивидуальным подбором лекарств, которые должен принимать больной. В каждом отдельном случае препараты назначаются разные – это определяется полом, возрастом, формой заболевания, его типом, характером течения и т. д.

Психотерапия может иметь вид индивидуального консультирования или групповой терапии. Невозможно заранее предсказать или описать схему работы, поскольку каждый новый случай является новым исследованием в психиатрии и требует особого подхода. Следует помнить, что излечить шизофрению невозможно, лечение подразумевает под собой снижение количества приступов и обострений. И даже если приступы пропали, а болезнь не напоминает о себе годами – это не значит, что недуг излечен и не вернётся снова.

Адаптация и прогноз, особенности обучения

Прогноз в такой ситуации может быть самым разным, но нужно понимать, что если ребёнку поставили диагноз шизофрения, то он должен быть окружен особенным вниманием и поддержкой. Родителям и родственникам не стоит ставить крест на жизни малыша, поскольку дальнейшее его будущее зависит от них.

Существует множество материалов, описывающие практику воспитания психически больных детей, которые позволят правильно оценить свой потенциал и ребёнка. Готовность и вера в то, что малыш сможет построить полноценную жизнь, должны перевешивать сомнения и переживания. Это сложный процесс, который требует особого обучения и готовности справляться с трудностями и помогать больному человеку.

Сейчас существует множество программ и адаптационных мероприятий как для взрослых, так и для детей с шизофренией. Это может быть особая арт-терапия, песочная терапия, терапия посредством оригами и многое другое. Каждая из этих мер позволяет больному обучиться особым навыкам, которые помогут адаптироваться среди других детей и сформировать критичность к собственному недугу. При системных занятиях в рамках какой-либо терапии развиваются и психические процессы:

  • мышление (формируется адекватная речь);
  • воля;
  • восприятие и пр.

Рождённые с шизофренией (видео)

Шизофрения – это хроническая болезнь, которую в полной мере невозможно преодолеть. Однако, соблюдая все предписания и рекомендации врача, можно в значительной степени облегчить жизнь больного ребёнка, развивая его личность. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту может помочь не только в сохранении целостности личности, но и в купировании заболевания на долгие годы. Также можно проводить профилактику: оградить ребёнка от стрессов, регулярно принимать прописанные медикаменты и т. д.

Шизофрения — одно из частых психических заболеваний с очень сложной психопатологической картиной заболевания. Эта болезнь может начинаться как в ранний, так и в поздний период жизни. Она сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и личности в целом.

Общая симптоматология характерная при шизофрении

Нередко в начале заболевания у больных появляется своеобразная склонность к символике в мышлении, которая придает оригинальность и нестандартность высказываниям, побуждает их к поэтическому творчеству. Занимаясь творчеством они стремятся к схематизации, к совмещению несовместимых друг с другом деталей. Помимо этого наблюдается выраженное резонерство (бесконечные споры по любому поводу, начинают писать научные трактаты не имея необходимых знаний). Больные часто жалуются на обрыв мысли, при которых они как бы забывают то, о чем только что говорили, с чувством пустоты в голове. Помимо этого возникают и наплывы мыслей, как бы насильно вторгающихся. Наблюдается персеверация отдельных мыслей и слов. Часто у больных бывает синдром психического автоматизма в виде явления открытости собственных мыслей. У взрослых также наблюдается образование сверхценных и бредовых идей.

Из эмоциональных нарушений вначале заболевания нередко отмечается своеобразная ранимость и чувствительность к событиям, которые непосредственно больного или его близких не касаются (при просмотре фильма, прочтении книг), а к близким равнодушны. Они проявляют неадекватность в эмоциях, их мимика зачастую выглядит парадоксально.

Волевая активность на первых этапах заболевания нередко достаточно высокая, но преимущественно направлена на реализацию каких-либо односторонних интересов влечений. В других сферах волевая активность не применяется.

При дальнейшем развитии заболевания и его усугублении наблюдается дезорганизация мышления, т.е. рвется логическая связь вначале между отдельными умозаключениями, затем между отдельными фразами и, наконец, внутри фразы между словами при относительной сохранности закономерностей языковых отношений в высказываниях. Больные утрачивают способность к тонким переживаниям и выражению чувств, при сохранении способности к выражению элементарных эмоций (эмоциональная тупость). Постепенно появляются элементы двигательно-волевых нарушений в виде кататонической симптоматики; персеверации и стереотипии в речи и движениях, эхосимптомы, явления кататонического ступора (характеризуется молчанием (мутизмом), обездвижением и повышением мышечного тонуса. Развивается абулия — больные абсолютно безынициативны, бездеятельны и вовлечь их в какую-нибудь содержательную деятельность даже на короткое время почти не удается.

Особенности протекания шизофрении у детей с нормальным или с опережающим развитием

Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих сверстников в развитии. Это особенно заметно на их вербальном развитии. В два, два с половиной года дети знают много сказок, стихотворений, проявляют осведомленность в какой либо сфере, нередко могут уже читать и считать. Многие неплохо пишут стихи, рефераты по изученному вопросу.

Игры носят нередко однообразный и необычайный характер, отвлечь от таких игр очень трудно, дети сердятся, кричат, не хотят идти есть, гулять или поменять игру.

В играх с образным фантазированием то же наблюдается идеотематичность. Например, девочка двух лет в течение трех лет представляла себе дом с многими комнатами, в которых помещала своих подруг и близких, они в свою очередь совершали различные действия.

Иногда проявляются однообразные движения (подпрыгивание, кручение какого-нибудь предмета).

Начало шизофрении нередко проявляется в виде так называемых зарниц. Они характеризуются внезапным возникновением безотчетного страха — дети мечутся, кричат, плачут, либо проявляют ужас перед предметами или явлениями, к которым раньше относились спокойно (например, неожиданно начинают бояться вешалки). Могут возникнуть кататонические симптомы.

Наряду с высоко развитым вербальным интеллектом у детей обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть движений. Обладая направленными способностями, хорошей речью, дети, тем не менее, слабо учатся в школе, у них не обнаруживается интереса к занятиям. При богатом интеллекте они слабо реализуют его на практике.

У детей становятся неадекватными эмоциональные реакции — обладая повышенной чувствительностью, что проявляется в бурных слезах при просмотре кинофильмов, прочтения книг с многократным воспоминаниями об этих эпизодах в дальнейшем, они в то же время проявляют холодность по отношению к своим родителям и знакомым, либо проявляется чрезмерная зависимость к одному из члена семьи.

На первых этапах болезни часто появляется изменение поведения в виде проявления ненависти к близким, которых он до этого любил. Резко нарастает погружение в мир фантазий и игр, причем дети перестают рассказывать о их содержании.

Когда происходит утяжеление заболевания — падает активность и инициативность детей. Нарастает количество разнообразных двигательных стереотипий. Их некогда продуктивная и яркая речь становиться выхолощенной, резонерской (спорят по любому поводу). Творчество становится монотонным, например, рисует один и тот же сюжет. В речи появляется разорванность, персеверации. Часто появляются навязчивые мысли и действия. Например, больной 13 лет; ‘‘…Ко мне в последнее время стали приставать мысли схватить острый предмет и убить маму. Я регулирую эти мыслишки — чтобы их вывести, нужно щелкнуть пальцами два раза и сказать время…’’ То есть у данного больного есть не только навязчивые мысли но и способ борьбы с ними — ритуалы.

При резком обострении развивается тревога, страх, могут появиться отрывочные галлюцинации (чаще зрительные реже слуховые), возникают бредоподобные фантазии, отчаяние, иногда суицидные мысли и действия.

После острого приступа болезни в подростковом возрасте нередко наступает заметный дефект психики, который делает невозможным дальнейшее обучение в массовой школе и его переводят во вспомогательную, где им занимаются дефектологи.

Особенности развития шизофрении у детей с негрубым отставанием в развитии и на фоне умственной отсталости

Шизофрения может развиваться и у детей с негрубым отставанием в психическом развитие. В таком случае, начинаясь в дошкольном, младшем школьном или подростковом возрасте, шизофрения чаще протекает медленно, непрерывно с постепенным нарастанием главным образом негативной симптоматики в виде эмоциональной тупости, абулии с отсутствием всяких интересов и увлечений, а также снижения продуктивности мышления благодаря резонерству с элементами разорванности, персевераций и стереотипий. Длительное время такие отклонения рассматриваются как лень, и только когда становится очевидным заболевание родители обращаются к врачу.

Шизофрения может возникнуть и у детей с умственной отсталостью (‘привитая’, ‘пфропфшизофрения’). Приступ болезни обычно сопровождается немотивированным страхом, разнообразными кататоническими проявлениями, а у более старших могут возникнуть бредоподобные высказывания, эти идеи отличаются монотонностью, отсутствием поиска доказательств своей правоты.

Течение болезни на фоне олигофрении отличается злокачественностью, резко утяжеляя проявления интеллектуальной недостаточности, разрушая с трудом созданные адаптивные возможности ребенка и его школьные знания и навыки, приобретенные во вспомогательной школе.

Таким образом, в каком бы возрасте ни началась шизофрения и как бы она не протекала рано или поздно наступает тяжелый дефект психики, нарушающий возможность больного самостоятельно жить в обществе; они нуждаются в систематической психиатрической и дефектологической помощи.

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить , требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается , интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны , бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.