Институт брака в семейном праве россии, украины и беларуси матвеева наталья алексеевна. Белорусские традиции – семья, дом, кулинария Белорусская семья традиционная и современная


Белорусская семья серьезно больна, и ей требуется безотлагательное лечение. О тяжелом состоянии семьи как института и белорусской семьи в частности на симпозиуме «Не оставлю тебя аж до самой смерти» в минском костеле св. Сымона и Алены рассуждал в субботу, 14 декабря, глава Римско-католической церкви в Беларуси архиепископ Тадеуш Кондрусевич.

Ссоры, разводы, аборты, гомосексуальность, чайлдфри, алкоголь и наркотики, сексуальная распущенность и свобода нравов – все это достаточно сильно распространено в современном обществе и никак не способствует сохранению семей. Именно о том, что представляет собой нынче белорусская семья, какие опасности ее преследуют и как избежать ее разрушения, и говорили на симпозиуме.

В течение дня участники мероприятия, на котором также присутствовала и корреспондент , обсуждали, какие факторы влияют на семью в современном обществе, почему Беларусь никак не может покинуть одно из первых мест мировой статистики по количеству разводов и абортов, что необходимо сделать, чтобы в кризисных ситуациях избежать распада семей. Помимо белорусских специалистов, на мероприятии выступали известные лекторы, профессоры, психотерапевты из Украины и России.

А портал приводит самые яркие моменты выступления архиепископа Тадеуша Кондрусевича, который дал основное определение белорусской семьи и указал на ее главные проблемы…

Что такое семья? И зачем она нужна?

Мы теряемся, давая определение семье. Что это? Кто это? Опросите десяток своих знакомых – и вы услышите совершенно разные ответы на, казалось бы, очень простой и банальный вопрос. Детям в детских садах бывает проще в этом отношении: их просто просят нарисовать свою семью, и они, выводя ручки и ножки, запечатлевают на листиках бумаги всех, кого видят каждый день у себя дома.

По словам Т. Кондрусевича, понятие семьи начало размываться в обществе с 1995 года, когда в Пекине прошла международная конференция, посвященная женщинам. На ней и изменилось понятие «семья» как таковое: в данное понятие стали включать не только родителей и детей, но также неполные семьи и нетрадиционные сексуальные союзы.

С сожалением приходится констатировать, что семья превратилась в какой-то тип общежития, где люди только живут бок о бок друг с другом. Невооруженным глазом видно, что расплываются и теряются базовые ценности семьи.

Ушел в прошлое патриархальный тип семьи, в которой мужчина играл главную роль, а женщина занималась рождением и воспитанием детей и работой по дому.

Ослабляются связи между родителями, детьми и близкими родственниками, и нарушается многопоколенная семья. В наше время преобладает двухпоколенный тип семьи – родители и дети – и все меньше становится трехпоколенных, когда вместе с родителями и детьми живут бабушки и дедушки.

Ранее, например, местом встречи семьи, совместного разговора и решения проблем был обеденный стол. А где он теперь? Его практически нет. Чаще всего из-за работы, учебы и разных других дел родители и дети употребляют еду отдельно, и общего стола, который бы объединял семьи, не стало. И даже если он иногда и есть, то после обеда все быстренько разбегаются по своим углам, каждый занят своими личными делами.

Материальному обеспечению детей сегодня уделяется намного больше внимания, чем их духовному воспитанию. Занятые работой, карьерой и заботой о себе, родители, религиозная жизнь которых часто оставляет желать лучшего, все меньше внимания уделяют духовному воспитанию молодого поколения и мало с ним контактируют.

Дети – цветы жизни: по полтора на белорусскую семью

В настоящей гармоничной современной семье должны быть дети. И их должно быть «больше одного». А лучше, «больше 2-3». Тогда и дети могут вырасти психологически защищенными и лучше адаптированными к внешнему миру, более гибкими и настроенными на взаимодействие с другими людьми при возникновении трудностей. Увы, редкие белорусские семьи могут похвастаться многодетностью. Что уж говорить, если даже наличие 2 детей для многих из нас кажется большой проблемой.

Чтобы человеческий род не исчез, а общество не превратилось в дом престарелых, чтобы не было демографического кризиса, необходимо, чтобы в каждой семье было 2-3 детей. На самом же деле в нашей стране на две среднестатистические семьи не приходится даже троих детей. Поэтому население не только стареет, а просто вымирает.

Растет количество внебрачных детей, много которых из роддома отправляются в дома малютки, растет количество неполных семей, в которых есть мать и ребенок. Каждого четвертого ребенка в Беларуси воспитывает мать-одиночка, что становится очень большой проблемой в обществе, так как для нормального и гармоничного воспитания ребенку нужны и отец, и мать.

Растет количество разведенных семей, когда при живых родителях дети остаются как будто сиротами, и в таких случаях их чаще всего воспитывает улица. В Беларуси количество разведенных семей достигает 50%, а среди молодых семей эта цифра доходит до 70%.

Равнение на Запад: лучше не надо

Было бы неправильно утверждать, что все эти проблемы – исключительно внутрибелорусское дело, а в других странах процветает культ семьи.

В некоторых высокоразвитых странах, например, в США, набирают популярность брачные договоры, когда перед заключением брака супруги договариваются о разделе имущества в случае развода. Таким образом, они уже в самом начале допускают возможность развода.

Все больше распространяется во многих странах, и в Беларуси в том числе, суррогатное материнство и искусственное оплодотворение, когда аморально используются достижения генетики.

Опасность для семьи представляет собой и гендерная идеология, которая допускает взаимозаменяемость ролей мужчины и женщины в семье. Ее поклонники ожидают новой культурной революции, которая полностью сотрет границу между полами. В некоторых странах уже сейчас приняты законы, согласно которым в свидетельствах о рождении ребенка указываются не «мать» и «отец», а «родитель 1» и «родитель 2».

«Задайте вопрос: «Что современные семьи оставят своим потомкам, детям и внукам?» – задал на симпозиуме всем присутствовавшим оказавшийся риторическим вопрос Тадеуш Кондрусевич. – Дорогие коттеджи и большой счет в банке, модель семьи, которая распалась, и отказ от Божьего дара жизни или пример настоящей школы жизни и домашнего костела?»

Во многих странах существовали и до сих пор существуют правила, когда родители сами решают судьбу своих детей и находят им подходящую пару. Чаще всего молодые люди даже ни разу не встречаются друг с другом до свадьбы.

Бывают случаи, когда молодые люди имеют свободу выбора, но без родительского благословения не могут сочетаться браком и никто из молодых людей не имеет права ослушаться своих родителей.

Некоторые люди не понимают как можно вступать в брак не получив родительского благословения. Возможно это и лучше, потому что по статистике браки, заключенные под чутким руководством родителей самые крепкие и количество разводов минимальное.

Крепкие браки в настоящее время большая редкость, потому что молодые люди торопятся принимать самостоятельные решения и действуют по мгновенному желанию. Конечно же, это не говорит о том, что теперь нужно четко следовать инструкциям родителей, но все-таки иногда нужно прислушиваться к их мнению и советам, потому что они плохого не пожелают.

Именно по такому принципу создаются семьи в Белоруссии. Здесь никогда для молодых людей не устанавливали ограничений на свой личный выбор, но без родительского благословения браки не заключаются, и так происходит до настоящего времени.

Брак - это ответственность, которую должны понимать молодые люди и к тому же ранние браки подразумевают финансовую зависимость молодых людей от своих родителей, потому что сами они не могут содержать себя полностью.

В связи с этим родители очень редко дают согласие на ранние браки, для того чтобы дать возможность детям сначала встать на ноги, а уже потом думать о семье. Молодые люди в Белоруссии не могут ослушаться своих родителей и больше не настаивают на своем решении.

Как и все родители, белорусы стараются приготовить достойное приданое для своих дочерей. Сын же должен быть главой семьи, поэтому все финансовые вопросы ложатся на него. Перед тем как женить сына родители делают все возможное, для того чтобы построить отдельный дом для молодой семьи.

Финансовое положение обоих семей, как со стороны юноши, так и со стороны девушки, чаще всего имеет большое значение, и каждая сторона всегда знает достаточно много друг о друге. Браки по расчету в Белоруссии тоже не исключены, но все-таки большее значение играют чувства молодых людей.

В большинстве случаев родители знают о том, с кем встречаются их дети задолго до того, как молодые выражают желание создать семью и уже к этому времени решение родителей может быть готово.

Белорусские семьи никогда не отличались многочисленностью. Такое могло встретиться очень редко и то только в довольно зажиточных семьях. В настоящее время белорусская семья не превышает пяти или шести человек. Глава семьи - мужчина, только он принимает все решения, а все остальные члены семьи должны ему подчиняться, имущество в большинстве случаев передается только по мужской линии.

Однако и женщины в Белоруссии имеют достаточно высокое значение. Несмотря на то, что женщины не могут получать наследство, в доме, в семейных отношениях они играют важную роль. Супруга хозяина дома является хозяйкой и она занимается всеми организационными вопросами по хозяйственным делам, если в доме помимо нее проживают еще и другие женщины, невестки.

Домашние дела в белорусской семье имеют строгое разделение на мужские и женские дела. Женщина полностью ведает домашним хозяйством, она отвечает за внутри семейные отношения и следит за тем, чтобы между невестками складывались нормальные отношения. Если в доме проживают кроме хозяйки еще женщина или невестки, то самая младшая всегда помогает хозяйке с завтраком, прежде чем проснутся остальные члены семьи.

Приготовление пищи в белорусской семье - это довольно серьезное дело, потому что именно на то, как хозяйка управляется с приготовлением пищи и насколько она хорошая кухарка обращается внимание всех членов семьи.

Положение женщины, которая всегда встает раньше всех остальных членов семьи неизменно для любых национальностей и стран. В белорусской семье мужчины точно также поднимаются по утрам значительно позже и после завтрака занимаются своей работой.

Что касается отношений между супругами в Белоруссии, но здесь все в основном зависит от характера, как мужчины, так и женщины. Существуют семьи, в которых отношения между супругами уважительные и они отлично понимают друг друга. Любовь и гармония в отношениях - это лучшее, что только можно пожелать для крепкой семьи.

Однако могут быть и исключения, когда мужчина не всегда корректно может обращаться с женщиной. Не редки случаи, когда и сама женщина не может удержаться, для того чтобы не ответить на мужскую грубость, что приводит к скандалам. Все возможно и все бывает в семейных отношениях, когда характер людей далек от совершенства.

Сыновья в Белоруссии - это наследники и продолжатели рода, но если рождается девочка, то это вызывает не меньше радости, чем рождение мальчика. Просто сын имеет большее значение для семьи, потому что права наследования передаются только по мужской линии.

По древним традициям при рождении мальчикам надевают сорочку, которая предназначается для девочки и наоборот. Это делается, для того чтобы, когда ребенок вырастит, он пользовался вниманием со стороны противоположного пола.

Для белорусов большое значение имеют крестные для их детей, которые могут быть выбраны как из родственников, так и из соседей. Если рождается еще один ребенок, то для него крестных выбирают из той же семьи, что для первого.

Крещения детей проходят в соответствии со всеми традициями, которые были установлены уже много лет назад и сохранились по сегодняшний день. Крестные желают много счастья и богатства своим крестникам и совершают ряд обрядов.

Практически все воспитание детей ложится на плечи женщины, отец принимает участие в воспитании только сыновей и только после достижениями ими того возраста, когда их уже можно обучить мужской работе и передавать семейные традиции и обычаи.

Выходные данные сборника:

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БЕЛОРУСОВ

Кондрашова Виктория Олеговна

аспирант, ГУО «Академия последипломного образования», г. Минск

На современном этапе, когда институт семьи претерпевает серьезные изменения, важно рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности сегодня и предвидеть ее развитие в перспективе.

Ценность – «то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение в своей жизнедеятельности» . Понятие ценностей и их сущности на всех исторических этапах интересовали философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, политиков (Аристотель, Гессен С.И., Каптерев П.Ф., Платон, Рубинштейн С.Л., Ушинский К.Д. и др.).

Изменения социальных условий жизни, развитие потребностей общества и личности ведут к существенным изменениям семейных ценностей. Понятие «семейные ценности» различными авторами (Головин С.Ю., Крайг Г., Немов Р.С., Сизанов А.Н., Шарфф Д., Шварц Р. и др.) определяется и рассматривается по-разному. Согласно Эйдемиллеру Э.Г., «семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности входят в психологическую культуру личности каждого родственника в виде важного источника мотивации его поведения» . Пергаменщик Л.А. находит ценность семьи в том, что «семья, созданная представителями одного поколения, рождается, живет и умирает, но, подобно человеку, в определенном смысле, обретает бессмертие в своем потомстве» .

Формирование семейных ценностей определяется содержанием воспитания в семье. Семья формирует физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием. Белорусскую семью стабилизируют эмоциональные отношения, в первую очередь, отношения любви и привязанности.

В семье закладывается фундамент ценностей, на которых базируется отбор информации, предпочтения ее одних форм и источников другим. Семья считается хранительницей культурных ценностей и традиций, которые она в ходе духовной, нравственной, трудовой, творческой деятельности обогащает и передает новым поколениям.

Семья для ребенка является не только, местом, где он родился и живет. Она играет существенную роль в формировании у ребенка представлений о самом себе. Именно здесь его должны принимать и понимать таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. В силу этого значимым фактором для развития ребенка в семье является отношение к нему родителей, а также педагогические установки взрослых. Важны ценности и идеалы, которые родители считают приоритетными в воспитании и формировании личности, отношение родителей к детям, выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Взаимоотношения в семье представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско - детские, детско - детские, прародительско - родительские, прародительско - детские отношения. Особая ценность семьи – это целостность семейной общности, ценностное единство ориентаций, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. Семейные отношения представляют систему взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях – и сверху вниз по возрастной лестнице и снизу вверх .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права, общепринятыми в обществе. При этом каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего индивидуального пути достижения гармонии и баланса. В каждой отдельной семье преобладает свой определенный тип взаимоотношений.

Петровский А.В. указывает на типы взаимоотношений, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Сотрудничество и совместные переживания радости, горя, надежды, мечты сплачивают семью, укрепляют ее основы. Именно на этой основе строится единство, гармония семейных взаимоотношений – это главные семейные ценности .

Гармония отношений рассматривается как одна из ценностей взаимоотношений в семье. Карабанова О.А. считает, что выполнение требований, которым отвечает гармоничная семья, можно отнести к ценностям семейных взаимоотношений. Это взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами. Эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения обеспечивают защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав. Разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех существующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации .

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Ценности, на которых базируется семья, оказывают существенное влияние на семейные взаимоотношения.

Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену – и к взрослому, и к ребенку. Эти требования зафиксированы в социальных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.д. Выполнение семейных норм и правил обусловливает взаимодействие в семье, которое обеспечивает взаимосвязь поколений в семье, не оставляя места равнодушию, черствости, эгоизму. Гармония семейных отношений предполагает совместные переживания, без которых немыслимы передача семейных ценностей и сотрудничество поколений в семье.

Человеку важно знать о своих прародителях и прапрародителях, на этом строятся его чувства, формируются его семейные ценности. На основе чувства по отношению к своим предкам воспитываются такие качества, как гордость за своих предшественников, стремление превзойти их достижения, здоровое соперничество, желание сохранить семейные традиции, которые определяют правила и нормы отношений к другим людям и вещам. От одного поколения к другому передаются не только материальные блага, но и структура мировоззрения и отношения от родителей к детям. Семейные традиции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, укореняются, усваиваются детьми и передаются следующему поколению.

Главенствующая роль старшего поколения в семейных взаимоотношениях дает серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка и формирования семейных ценностей. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери часто не хватает ни сил, ни времени. Появление бабушки в семье существенно трансформирует всю систему семейных взаимоотношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий всех членов семьи. Хухлаева О.В. утверждает: «Гармоничное сочетание психологических особенностей всех поколений в семье дает возможность формирования личности детей, семейных ценностей и норм, сохранения активной позиции в своей жизнедеятельности. Прародители признаются центром семьи, источником сплоченности, основаниями ощущения собственной силы и жизнестойкости» .

Во многих белорусских семьях присутствует мнение о наличии тесной связи через поколение. Утверждается не только сходство внуков и прародителей, но и фактически тождество внешности и характера, что делает отношения детей с бабушками и дедушками особенно доверительными.

Влияние старшего поколения в семье состоит в любви и доброте, поэтому если бабушка и дедушка несут эти чувства своим поведением, то складываются хорошие взаимоотношения с детьми и внуками, а также благоприятный микроклимат в семье, что является семейной ценностью белорусов.

К психологическим особенностям белорусской семьи относится ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Эйдемиллер Э.Г. считает, что это особое качество настоящей семьи.

В семьях, в которых личность оценивается через следование нормам и требованиям, у ребенка формируется ценностность действовать в соответствии с нормами и требованиями. Формирование личности ребенка обусловлено определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, общения с ребенком, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок, являясь главной ценностью в белорусской семье.

Таким образом, семейные ценности, с одной стороны, – это семья как общечеловеческая ценность, с другой стороны, – это семейные ценности как социокультурные предпочтения людей в браке. Особенностями семейных ценностей являются взаимоотношения в семье, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей осуществляется в тесной связи с содержанием семейного воспитания белорусов.

В пилотажном исследовании семейных ценностей современной белорусской семьи, проведенном в 2010 году, приняли участие случайно выбранные белорусские семьи. В состав каждой семьи входят родители, прародители (бабушки и дедушки), один, два и три ребенка, в том числе дошкольники 5-летнего возраста. Папам, мамам, бабушкам и дедушкам было предложено пять вопросов, касающихся ценностей семейных взаимоотношений, главных семейных традиций, темы общения с ребенком, значимости семейных ценностей.

При анализе ответов на вопрос о ценности семейных взаимоотношений, не смотря на разницу в возрасте, ярко выделены такие ценности, как взаимопонимание в семье, взаимоуважение и любовь – 90 % ответов. Проанализировав ответы на вопрос о главных семейных традициях, родители и прародители в белорусских семьях указывают на семейные праздники, совместное времяпровождение всей семьей, уважение к старшему поколению – 95 % ответов.

Результаты опроса показывают, что главной темой общения с внуками прародители считают обучение, воспитание ребенка, передачу жизненного опыта, приобщение к культуре и принятому в обществе поведению. В то время как молодые родители считают главной темой общения с ребенком совместные игры, прогулки и удовлетворение интересов ребенка.

В общении с ребенком как бабушки и дедушки, так и родители главным считают понимание ребенка, радость от общения с ним, положительный эмоциональный контакт – 75 % ответов.

Особый интерес представляют результаты ответов на вопрос о значимости семейных ценностей для сохранения семейных взаимоотношений. Проанализировав полученные данные, выявлено, что, не зависимо от возраста и семейной роли, родители и прародители выделяют: уважение к старшему поколению, опыт поколений – 35 % ответов, материальное благосостояние – 35 %, любовь и взаимоуважение – 20 %, взаимопонимание – 10 %, здоровье и счастье – 10 %.

Проведенный анализ результатов показал, что в каждой отдельной белорусской семье существуют свои семейные ценности и традиции. Вместе с тем, мнения прародителей о семейных ценностях в большинстве случаев совпадает с мнением молодых родителей не только в своей семье, но и с другими семьями. Таким образом, взаимосвязь поколений состоит в единстве взглядов на те семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение, в том числе от прародителей к внукам.

Список литературы:

1.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 328с.

2. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 351с.

3.Пергаменщик Л.А., Мороз В.Е. Психология и педагогика: курс лекций [Текст] / Л.А. Пергаменщик, В.Е. Мороз. – Минск: БГУ, 2002. – 62с.

4.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. пособие [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 512с.

5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 324с.

6.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. – 336с. – ил.

7.Scanzoni J. Contemporary families and relationships / J. Scanzoni – New York, 1995. – 383p.

8.Schwartz S.H. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. – pp. 550-562.

Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

· ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

· половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
системы здравоохранения и родителей;

· формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

· практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

Характеристики современной белорусской семьи

Согласно материалам, которые содержатся в книге И.И. Калачевой «Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развития», в 30 городах Республики Беларусь (в Минске, областных городах, средних и малых городах) проживают 76,6 % - женатых/замужних, 9,6 % - разведенных, 5,8 % незамужних/холостых, 4 % живут в незарегистрированном браке, 4 % - вдовые (в исследовании приняли участие 800 семей белорусов).

В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, рождающихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (по сравнению с 1970 г. этот показатель уже возрос в 3 раза и продолжает быстрыми темпами увеличиваться). В 1990 г. таких детей было 9 % от всех родившихся, в 2000 г. - 19 %, в 2006 г. - почти 23 %. Таким образом, в настоящее время практически каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Особенно быстрыми темпами растет внебрачная рождаемость на селе. Здесь каждый третий ребенок рождается у одинокой матери. Большое количество разводов и рост внебрачных рождений приводит к увеличению в обществе неполных семей (преимущественно материнских), доля которых в Беларуси составляет 15%.

Данные тенденции в совокупности с рядом социально-экономических причин оказывают негативное влияние на репродуктивные установки современной молодежи, приводя к сокращению количества детей в браке и все более частым решениям переносить рождение первого ребенка на более поздний этап совместной жизни.

В настоящее время более 90 процентов семей с детьми являются малодетными: в их составе один или два ребенка, В обществе продолжает сохраняться социальная норма малодетности, несмотря на наметившийся рост числа детей, рожденных вторыми и третьими (по порядку рождения). В стране пока не обеспечивается простое замещение родительских поколений. Уровень рождаемости в сельской местности по-прежнему выше городского. Наметилась позитивная тенденция снижения числа рождений у женщин в возрасте до 18 лет. Доля детей, рожденных вне брака, в общей численности родившихся с 2006 года начала снижаться.

Следует отметить, что для семей с детьми значимой статьей доходов продолжают оставаться пенсии, пособия, материальная помощь от родственников, доход от личного подсобного хозяйства и продажи сельхозпродукции. Чем больше в семье детей, тем в большей степени пособия (все виды пособий, получаемых из государственного бюджета, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и за счет средств организаций) оказывают влияние на уровень доходов семей.

Уровень и качество жизни в семьях, с появлением первого или второго ребенка, практически не отличается от уровня и качества жизни в семье в среднем по республике. Материальное же положение многодетных семей значительно хуже, чем семей с одним и двумя детьми. Таким образом, рождение в семье третьего и последующих детей является фактором риска попадания семьи в категорию мало­обеспеченных.

Проводимая в последние годы активная государственная социальная политика по поддержке семей с детьми, в том числе многодетных семей, начинает сказываться на их уровне и качестве жизни в сторону улучшения.

В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейной жизни пытались решить на общегосударственном уровне. В советский период были разработаны специальные учебные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье. Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:

· ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этикой отношений в семье;

· половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе сотрудников
системы здравоохранения и родителей;

· формирование у молодежи личностных качеств, способствующих в будущем успешному выполнению роли семьянина: дружелюбия, уважения к общественным нормам и ценностям, дисциплинированности путем привлечения к деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;

· практическая подготовка старших школьников на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности.

В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи: поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, существовал контроль социальных институтов над условиями домашнего быта и отдыха учащихся.

В период кризисов 90-х гг. XX века адаптация подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни утратила свою актуальность.

В начале XXI века социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны- тенденцией заключать брак в более позднем возрасте. К сожалению, исключение из школьной сферы проблемы подготовки к семейной жизни, она не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодежи в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Белорусские исследователи Л.И.Смагина, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявская и др. отмечают, что начало XXI века ознаменовано возникновением кризиса белорусской семьи. Об этом свидетельствует

дефицит насыщенного межличностного общения , когда члены семьи обсуждают только бытовые проблемы и, как следствие, - увеличение количества детей с нарушениями речи, ограниченным словарным запасом, с различными нервно-психическими расстройствами. Этот феномен специалисты объясняют эмоционально-духовным одиночеством детей, обусловленным недостатком родительской любви и внимания. Не пройдя школы воспитания чувств в родительской семье, молодые люди позже могут столкнуться с серьезными проблемами при создании собственной.

Досуг семьи через систему ценностей, традиций и обычаев, по мнению Л.И.Смагиной, Л.И. Олифирович, А.С.Чернявской и др., определяет вкусы, предпочтения и поведение каждого человека. Для большинства современных семей квартира, дом стали единственным местом проведения свободного времени в будни и праздники, а такой замкнутый образ жизни влечет за собой увеличение потребления спиртных напитков.

Ограничение жизненного пространства стенами своего жилища представляет и такую опасность, как преувеличение семейных неприятностей. Скука, одно­образие, безрадостность повседневной жизни провоцируют ссоры по пустякам. Так пробивается брешь в той «стене», которой семья отгораживается от общества, стремясь выполнить миссию защиты своих членов от стрессов, сопровождающих динамизацию нынешней жизни.

Эти и другие изменения в жизнедеятельности семьи провоцируются также индивидуализацией жизни взрослых и детей, демократизацией межличностных отношений, размыванием поведенческих норм и ролевых обязанностей.

Упомянутые изменения в осуществлении современной семьей своих функций свидетельствуют о том, что, пройдя долгий путь развития, малая ячейка общества подверглась трансформации или, скорее, деформации, часто называемой кризисом семьи.

Жизненный цикл семьи

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере. Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых, с одной стороны, поможет супругам подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой - разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ века, придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла. В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7-8 стадиям.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

Естественно, не любую семью можно рассматривать через призму схемы; существуют многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися по возрасту, много раз вступавшие в брак и имеющие детей от предыдущих браков, неполные (с одним из родителей) семьи, проживающие с родителями одного из супругов, и т.д. Однако какова бы ни была структура семьи, какие бы специфические задачи она не решала, на определенной стадии жизненного цикла она сталкивается с типичными для этого этапа развития трудностями, знание которых поможет справиться с ними гораздо успешнее.

Очень часто в семьях проблемы возникают из-за того, что ее члены не могут плавно перейти из одной стадии в другую или одна стадия «перекрывает» другие (развод, вторичное супружество, дети от первого брака и т.д.). Получается, что семья живет как бы в двух стадиях одновременно: например, там, где есть маленький ребенок и подросток, появляются проблемы, характерные и для одной, и для другой фазы развития семьи, что создает дополнительные трудности в реализации супружеских и родительских функций. Вместе с тем подход к развитию семьи на основании изменения функции рождения и воспитания детей вряд ли может считаться единственно верным. Семейные отношения - это не только отношения между родителями и детьми. Формально семья существует от ее регистрации до расторжения или прекращения брака, а психологическая сущность ее возникает, когда отношения в супружеской паре становятся личностно значимыми, влияющими на чувство, мышление и поведение, и остается таковой, пока эти отношения сохраняют свою значимость. Поэтому периодизацию развития семьи как малой группы обоснованнее было бы определять по совокупности различных отношений, связанных с семьей, и их значимости в тот или иной период ее функционирования. С учетом этого можно рассмотреть типичные задачи и проблемы на разных стадиях жизненного цикла современной семьи.

1. Период добрачного ухаживания . Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей . На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет допущен в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы. Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей. Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т.д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсуждать проблему рождения первого ребенка и количества детей в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

В условиях современной действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.

Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

Ряд важных вопросов этой на стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход. То, что не было проработано между двумя супругами, должно быть проработано в присутствии третьего человека: например, кто-то из родителей (чаще всего мать) вынужден оставаться дома и ухаживать за ребенком, в то время как другой (преимущественно отец) старается сохранить связи с внешним миром.

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

Применительно к молодой семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (размен квартиры и т.д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы не становятся родителями).

По мере взросления ребенка мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком - искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки - дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, поэтому выбор соответствующего образовательного заведения может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

4. Семья со школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

Возможны некоторые, связанные со школьной жизнью ребенка - решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (перевод в специальную школу или индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и самореализации.

Это все еще время собственной карьеры родителей, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания (в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере). Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

Иногда возникает проблема потери авторитета родителей (ограждали от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная проблема - несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку: подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание, и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху, и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену.

Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Разрешить проблему, возникающую на зрелых стадиях брака, гораздо труднее, чем в ранние годы, когда молодая пара еще не стабильна и находится в процессе создания новых стереотипов взаимодействия. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения - такого, например, как пьянство или жестокое обращение с супругом, - и постепенно это достигает нетерпимого уровня.

Дети должны ощущать себя взрослыми людьми (т.е. они становятся близки к 1-й стадии): у них возникают долговременные связи, возможна женитьба (замужество), т.е. в семейную группу включаются новые члены. На этой стадии возникают проблемы: соответствует ли выбор детей ожиданиям родителей; где проводят время молодые люди? Встает вопрос обмена квартиры с целью выделения собственного жилья молодоженам. Довольно распространенным является вариант, когда бабушка (дедушка) съезжается с родителями одного из молодоженов, а они переезжают в ее квартиру («ожидание смерти бабушки или дедушки»).

Еще одна проблема - вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.

6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работа занимает только часть их времени. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т.п.).

На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия.

7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. Один из супругов может умереть, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и невольно принимать тот образ жизни, который предлагается ему детьми. Иногда он вынужденно переезжает из семьи одного ребенка к другому. Естественно, это далеко не лучшим образом сказывается на его физическом и психическом состоянии.

Находясь в семье собственных детей, овдовевший супруг мучительно переживает свою психологическую изоляцию от других. Занятых своими проблемами детей мало интересует или не интересует вообще ни его мнение по тем или иным вопросам, ни самочувствие, о котором и так всем известно. Поэтому бабушка (дедушка), которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуках, компенсируя этой привязанностью недостаток эмоционального тепла к ней в семье.

Иногда в качестве выхода из создавшейся ситуации, чтобы избавиться от одиночества и иметь возможность удовлетворять потребность в общении с людьми своего поколения, овдовевший супруг, несмотря на преклонный возраст, вступает в новый брак. В подобном случае увеличивается эмоциональная и физическая дистанция его с собственными детьми, вплоть до полного разрыва взаимоотношений.

В последнее время в отечественном семьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А.И. Антонов и В.М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства и осуществляется в четыре основные стадии:

· Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца.

· Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом.

· Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка.

· Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

На стадии репродуктивного родительства появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок.

Вторая стадия дает начало третьей – стадии социализированного родительства, во время которой осуществляется воспитание детей. Для многих родителей эта стадия не кончается никогда, но ее следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения по многим причинам (например, из-за отсутствия жилья) продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период. Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик этой третьей стадии. Следует отличать «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак откладывается.

Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это еще не означает прекращения стадии «социализированного родительства», так как в семье еще могут оставаться несовершеннолетние дети. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

Таким образом, можно выделить, по крайней мере, пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, что точнее, рождение первого внука, смерть одного или другого супруга), образующих четыре стадии семейного цикла. Подобный вариант семейного цикла может считаться идеальным, полным циклом семьи.

Структура и типология семей

Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач - поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным в теории и практике организации психологической помощи семье. Как справедливо замечает по этому поводу известный американский семейный психотерапевт С. Минухин, «семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое - структуру семьи. Реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов». Поэтому при анализе структуры конкретной семьи необходимо изучить ее численный и персональный состав, остановиться отдельно на характеристике разных уровней семейной системы, куда входят вся семья в целом, подсистема родителей, подсистема детей, а также индивидуальные подсистемы. Кроме того, следует описать структуру семьи с учетом ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая - это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей.

Вторая - семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, если один из родителей более рассудительный, а другой - более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными, дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.

Что касается подсистем (субсистем) семьи, то динамика их тесно связана с ее жизненными циклами. Первая -подсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаютсяили отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой.

Предварительная установка на согласование, приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.

Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.

Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и со взрослыми.

Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.

Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

Внешние границы - это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.

Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между подсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в то же время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия.

Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между подсистемами в семье с ригидными границами скудное, лишь интенсивные кризисы, совместно переживаемые трудности или экстремальные стрессы сплачивают семью для того, чтобы помочь какому-либо ее члену. Слова, характеризующие взаимоотношения в семьях с ригидными границами, обычно сводятся к выражениям, типа «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о…» и т.п. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы.

Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам . В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей в подобных случаях замедляется. В семье с диффузными границами подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяется в родитель