Маскулинные и феминные качества. Маскулинные девочки. Дайте-ка нам ваши гены


Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результат современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Доминантная маскулинность – это маскулинность мужчин, которым принадлежит власть. Она выражает мужскую власть над женщинами и подчиненными мужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физической силы, склонность к насилию.

В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделяют маргинализированные модели маскулинности , которые существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Основные критерии доминантных моделей фемининности/маскулинности:

Разделяются большинством общества;

Являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется;

Имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, задают границы социально приемлемого поведения.

Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание понятия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность – «настоящая/идеальная» женщина».

20. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. Их типология. Как возникают гендерные стереотипы?

Гендерный стереотип - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы: в основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как жестокий, сильный, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как вежливая, скромная, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.

Основные характеристики гендерных стереотипов:

1. Эмоционально-оценочный характер.

Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается». Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.

2. Устойчивость и стабильность.

Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно.

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной и - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя с активно-творческим, культурным, а - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая , а для женщин - .

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают и не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "маскулинность и фемининность" в других словарях:

    Маскулинность и фемининность - [лат. masculinus мужской и femininus женский] (1) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей; (2) в… … Психологический лексикон

    Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и… …

    И ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых … Большая психологическая энциклопедия

    Маскулинность - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

    фемининность - Совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также маскулинность. Тематики сексология …

    маскулинность - Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    Фемининность - (феминность, женственность) характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же социально определенное… … Термины гендерных исследований

    Фемининность - совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также Маскулинность. (

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н.


Многочисленные теор етические и практические исследования свидетельствуют о значительности категории пола для понимания психологических особенностей и поведения личности. Поскольку мы рассматриваем пол не в биологическом значении, а в социально-психологическом, нами будет использоваться понятие „гендер”. Термин „гендер” был включен в научный контекст , прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультур ную причину межполовых различий. Гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культур но-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теор иях.

Мы выделили десять основных психологических теор ий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теор ия З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теор ия связи с объектом; трансперсонал ьная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теор ия социального научения и когнитивного развития; эволюционная теор ия пола В.Геодокяна; теор ия генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теор ий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен 0”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психи ке человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная.

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теор ию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теор ия S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  1. маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  2. фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  3. андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  4. недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теор ия стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

При континуально-альтернативной модели между маскулинностью и фемининностью существуют отношения взаимоисключения, а при среднем проявлении между ними возникают отношения взаимонезависимости. То есть континуально-альтернативная модель валидна только для полюсов параметров маскулинности и фемининности, а при среднем их проявлении – ортогональная, где маскулинность и фемининность взаимонезависимые. Поскольку представленные модели не являются взаимоисключающими, считаем необходимым, использовать обе модели при изучении полоролевого поведения личности в нашем исследовании.

Сбор данных проводился при помощи методики S.Bem (BSRІ), на базе КГПУ им. Б.Д.Гринченка, в четырех студенческих групп. В исследовании принимали участие 95 студентов, из них 67 женщины и 28 мужчин; возраст – от 18 до 20 лет.

Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% - недифференцированный тип поведения.

Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип.

Полученные результаты были для нас неожиданными, нами было предположено, что паттерны поведения молодежи могут влиять на выбор профессиональной направленности.

Для подтверждения полученных данных и проверки гипотез ы о том, что поведения влияет на самоопределение в будущей профессии, нами было проведено анкетирование по методике S.Bem (BSRІ), учащихся с разной предметной направленностью - гуманитарной гимназии и экономического лицея г. Киева. В выборку вошли 245 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 16 лет; женского пола - 133, мужского - 112. Подростки из гуманитарных классов были количественно представлены 92 девушками и 28 юношами; состав группы экономических классов - 33 девушками и 87 юношами.

При получении результатов, наши предположения подтвердились. Разница в оценке своего поведения девушками из экономических и гуманитарных классов была следующей. Анализ результатов показал, что подростки женского пола из экономического лицея, отметили у себя маскулинных черт - 44,7%, фемининных - 29,9%, андрогинных 15,8%, недифференцированного 8,6%. Девушки гуманитарной гимназии отметили у себя маскулинных - 10,7%, фемининных - 52,9%, андрогинных - 17,1%, недифференцированного - 20,3%. Подростки мужского пола с экономического лицея отметили у себя 52,1% -маскулинных черт, 4,2% - фемининных, андрогинных - 18,4% , недифференцированного -25,3%; из гуманитарной гимназии юноши отметили у себя маскулинных - 38,6%, фемининных 24, 6%, андрогинных – 19,9 %, недифференцированного – 17,8%;

Таким образом, мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения.

Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной.

По итогам нашего исследования психологам, преподавателям университета, педагогам и родителям, были сформулированы практические рекомендации, по вопросам гендерного воспитания, в противовес гендерным стереотипам, которые играют немаловажную роль в развитии личности, в становлении гендерной идентифи кации и формировании паттернов поведения подростков и молодежи.

Литература

  1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование – М.: «Терра», 1992 –480с.
  2. Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Общая биология. 1974. Т.35. №3 – С.376-385.
  3. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины – К.: Миллениум, Т. 2, 2002, С. 80-83.
  4. Гроф С. За пределами мозга – М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1993 –504с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов. Пер.с англ. – М.: Мир, 1979. –224с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. –455с.
  8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты: Пер. с англ. – СПб.: Лань, 1997. – 212 с.
  9. Юнг К.Г. Либидо, его метамарфозы и символы. – С.-П.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. –416 с.
  10. Bem S.Z. The measurement of psychological androgyny. – Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – 42 (2),P. 155-162.
  11. Parsons F . Family structure and the socialization of the child // F. Parsons, R. Baler (eds.). Family socialisation and interaction process. N-Y., Free Press, 1955.