Основные психодиагностические методики. Диагностическая беседа Индивидуальная беседа как метод психодиагностики


Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не упустить, а наоборот, поставить в центр внимания индивидуальную неповторимость психики и обнаружить конкретный характер личностных проблем, а целостный психоанализ вербального и не вербального материала способствует выявлению системных тенденций поведения, неосознаваемых субъектом, определяемых логикой его бессознательной сферы .

Я. Боверс в своей статье, которая ссылается на работы В. Окландер, дает следующие инструкции по технике обсуждения изобразительного материала:

1. Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет. Это основное правило.

2. Попросите клиента прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажи.

3. Попросите клиента описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого элемента изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами геометрическими формами или объектами. Следует принять во внимание, что это иногда может пугать клиентов, поэтому необходимо различать «эго»- и «объект» - ориентированные вопросы; формулировать их в широком континууме от «объект» - ориентированных до «эго» - ориентированных. Если, скажем, клиент вылепил из глины какой-либо пищевой продукт, вы можете спросить его, что он ел на завтрак, или что ему нравится больше всего из блюд, которые готовит его мать? Первый вопрос более «объект» - ориентированный, второй - более «эго» - ориентированный.

4. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, психолог может дать свое объяснение, однако следует спросить у клиента, насколько это объяснение кажется ему верным. Верность интерпретации проверяется как по вербальным, так и невербальным реакциям клиента. Когда объяснение не вызывает никакой реакции, следует подумать, связано ли это с его неверностью или неготовностью клиента.

5. Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает. Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, однако, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других отношение автора к этим объектам.

6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положения тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса клиента либо, если вы заметили, что клиент испытывает сильное напряжение, для переключения на другую тему. Очевидно, что изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, и все они должны быть предметом для наблюдения.

7. Помогайте клиенту осознать связь между его высказываниями о работе или её частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая, ему, вопрос о том, что в его жизни и как может отражать его работа. Следует помнить то, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, клиент может им сопротивляться. Но если вы правы, а клиент ещё не готов принять их, помните, что у вас ещё будет возможность предложить ему эти объяснения.

8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Вовсе необязательно, что отсутствие той или иной части должно иметь символическую нагрузку. Иногда изображение может иметь «стенографический характер». Я. Боверс, например, отмечает, что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижних частей тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других - об искаженном образе «Я».

9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Работы Эдит Крамер, в частности, изобилуют примерами изображения фантастических героев детьми с сильным Эго, уверенно чувствующими себя. В то же время она указывает на то, что столь же часто подобные изображения создаются детьми стремящимися сформировать для себя идеальный не реалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала.

10. Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, а также после её завершения. Вовсе нелишне справляться о его состоянии в процессе создания рисунка, спрашивать, насколько комфортно он себя чувствует, изменяя форму вопроса в зависимости от ситуации. Можно избежать многих защитных реакций со стороны клиента или смягчить их, если прислушаться к его психологическому «пульсу».

11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить; и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от того используем, мы директивный или не директивный подход, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и заговорить. Кроме того, со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы .

Подобные суждения могут быть как верными, так и не верными применительно к конкретному времени и конкретному лицу.

Дополнительно к предложенным хочется добавить еще некоторые рекомендации.

Не следует спрашивать клиента слишком о многом и делать это слишком быстро.

Мы всегда должны оглядываться назад и пытаться сформулировать оценочные суждения постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь применив во внимание все многообразие ассоциаций вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию. Изобразительный образ отражает совокупность тех или иных представлений и является наиболее экономичным инструментом коммуникации. Нам порой требуется тысяча слов, чтобы описать лишь один образ, а потому мы должны тщательно подбирать слова, когда пытаемся что-то узнать об изображении или интерпретировать его .

Хотя слово организует формирование графического образа и связанного с ним графического построения, оно может мешать непосредственному визуальному впечатлению и создавать установку на то, видеть натуру сквозь известное уже графическое построение. Для рисования необходимы специальные приемы, помогающие преодолевать тормозящие влияния слова .

Л. Карман обратил внимание на графические характеристики рисунка и ввёл серию вопросов, с помощью которых стремился выяснить:

а) смысл нарисованных объектов для ребёнка;

б) симпатии антипатии ребёнка по отношению к членам семьи.

Исследователь также применял так называемые «провокационные» вопросы, подталкивающие ребёнка на открытое обсуждение его чувств.

Логику бессознательного в одинаковой степени подтверждает (объективирует) как диалог с автором рисунков, так и визуальный смысл самих рисунков. Диалог с автором рисунков приближает к прояснению логики бессознательного и противоречия единения ее с логикой сознания. Психодиагностическая процедура приобретает в действии характер симультанности, поскольку адекватная психодиагностика осуществляемая фактически совместно с автором, имеет, таким образом, психокоррекционный эффект. Работая с вербально-невербальным материалом, психолог лишь по-новому расставляет акценты, благодаря объективированию системных характеристик и логических взаимосвязей в материале автора (вербальным и невербальным), что раскрывает направленность психики. Высшим результатом при этом есть нахождение связей между сознательными и бессознательными ее аспектами. В этом секрет ощущения субъектом все возрастающей психической силы и возможности разрешения личностных проблем.

Авторский текст приобретает такое же значение, как и сам рисунок, поскольку автор расставляет акценты относительно восприятия цвета, Ценности символа и его значения. Авторский текст - неотъемлемая составляющая в работе с графической продукцией, так как имеет вербализованные автором представления. Комментарии относительно изображаемого позволяют двигаться в понимании смысла рисунка в раскрытии его завуалированного содержания, вначале не видимого для автора.

И хотя в диалоге проясняется субъективная значимость того или иного цвета, символа, их роли в рисунке и смысл самого изображения. Однако следует иметь в виду, что автор передает не отстраненное впечатление, а аффективные фиксации и субъективное отражение событий собственной жизни. Язык является в данном случае и инструментом лжи, и орудием достижения истины. Поэтому вербальный материал столь же необходим для работы, сколь и сам рисунок, так как он обеспечивает возможность более глубокой интерпретации рисунков, исходя из понимания его автором, и в то же время интерпретация находится вне его (автора) субъективных взглядов.

Многозначность рисунка может быть в начале ограничена авторским текстом, хотя для него каждый рисунок имеет, как правило, определенный и четко очерченный смысл, причем всегда социально одобряемый, согласованный с просоциальными нравственными нормами и ценностями. Клиент, как броней закрыт, этим смыслом. Психолог в процессе работы, основываясь на анализе символов, содержание которых емко и множественно, пытается проникнуть «за» и «сквозь» авторскую интерпретацию рисунка с учетом последней. Психолог раздвигает первичные для автора рамки понимания изображения, вовлекая его в видение иных семантических картинок наполненных невидимым в начале смыслом. Однако при верной психодиагностике невидимые автором сюжеты постепенно становятся отчетливыми. Здесь имеет смысл говорить о роли процессуальной психодиагностики. В рисунке, как и во сне, существует необходимость разъяснения, постижения содержания, представленного в образной символической форме. Здесь, в понимании, психолог идет за автором, основываясь на его представлениях и комментариях. Диалог с автором рисунка имеет много общего с психоаналитическим методом свободных ассоциаций.

Вербальная продукция используется с целью обнаружения системных характеристик бессознательного. Как известно, психоанализ всегда имел дело с вербальной продукцией пациента, которому предлагалось свободно, избегая цензурный контроль высказывать свои мысли, чувства, воспоминания, ассоциации и т. д. Сама процедура была ориентирована на снижение контроля «Сверх-Я» и поощрения «Оно», т. е. Бессознательного. Психоаналитику необходимо было, используя огромный вербальный материал, вычленить неосознаваемые индивидом фрагменты, обуславливающие наличие симптомов и довести их до сознания пациента. Кроме процедуры, получившей название «метод свободных ассоциаций», используется так называемый ассоциативный эксперимент, главный принцип которого состоял в «вычленении наиглавнейших комплексов, которые обнаруживают себя нарушениями при ассоциативном эксперименте».

Если в работе с тестовыми методиками позиция психолога позволяет быть исследовательски отстраненной, то в данном случае такой возможности нет, поскольку любой нюанс в поведении автора существенен, каждая реплика может нести определенный смысл. Психолог должен быть крайне внимателен к происходящему, поскольку вербальный текст, продуцируемый автором в диалоге с ним, приобретает так же значение, как и сам рисунок. Этим работа психолога значительно усложняется: недостаточно сверить рисунок с готовым шаблоном вариантов ответов. Здесь проблема посложнее: на основании целостного материала поставить вопросы (то есть процессуально диагностировать) и найти ответы, приобщая к данному акту самого автора рисунков. Рисунок и диалог с автором существуют как параллельно, так и слитно, в процессе анализа. Символика рисунка без текста автора остается информационно закрытой. Символ, как известно, сам по себе содержит информацию, представленную в образной форме, но задача состоит в раскрытии индивидуальной окраски этой информации.

Мы используем изобразительное творчество с целью «докопаться» до смысла ускользающего от слов, и в то же время мы используем слова для того, чтобы раскрыть смысл изобразительного искусства. Не парадокс ли это?

Да, искусство невыразимо в словах. Всякая попытка говорить о нем, связана с его профанацией, слова кажутся столь неадекватными, как и при описании сильного переживания или чувства боли. Однако без слов трудно передать понятия, а без понятий мы испытываем неопределенность. Когда же чувства не определены, нам не хватает доверия к тому, что имеет смысл.

Люди, которые не имеют ни особого интереса, ни понимания изобразительного искусства и символов, склонны, при интерпретации изображений использовать, «технологию поваренной книги». Подобного рода подход настолько же прост, насколько искажает реальное положение вещей. Поэтому, сколь важно наблюдать за вербальной экспрессией клиента, уметь правильно подбирать слова и не относиться к ним как к чему-то второстепенному .

В процессе психологического консультирования, в работе с клиентом боле информативным будет подход, который не ограничивается только лишь рисунком семьи. Исходя из этого, можно предложить следующий порядок проведения рисуночных тестов.

Cпонтанный рисунок. Исследователь просто кладет бумагу, фломастер или карандаш перед ребенком. Отказ рисовать уже сам по себе показателен. Спонтанный рисунок минимально структурирован, на него ничего не влияет извне и, таким образом, это самый аутентичный рисунок.

С ребёнком старше трёх лет после спонтанного рисунка исследователь переходит к тесту «Нарисуй человека». Несоответствие умственного возраста по тесту «Нарисуй человека» и по IQ-методикам типично для эмоционального расстройства или органического поражения мозга и имеет диагностическое значение.

Методики с использованием копирование, такие как тест «Бендер», проводится в конце серии. Эти структурированные ситуации не должны предъявляться раньше, так как они могут нарушить свободу выражения, которую экспериментатор старается сохранить в предшествующих ситуациях .

Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю. (Санкт-Петербург)

Иовлев Борис Вениаминович

Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической психологии Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

E-mail: [email protected]

Щелкова Ольга Юрьевна

- член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

Доктор психологических наук, заведующая кафедрой медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются особенности поучения информации и интерпретации результатов исследования с помощью ведущего метода психологической диагностики в медицине - клинико-психологического метода. Показано его интегрирующее значение в системе методов медико-психологической диагностики. Психодиагностическая беседа представлена как основной методический прием в рамках клинико-психологического метода. Разбирается эмоционально-коммуникативный аспект беседы как интерактивного процесса, опирающегося на приемы личностно-ориентированной психотерапии. Показано значение информационно-познавательного аспекта взаимоотношений психолога и пациента в ходе психодиагностической беседы: необходимость предоставления информации пациенту, содержательная сторона беседы, форма постановки вопросов, проблемы, связанные с предварительным выдвижением гипотез и формализованной оценкой результатов.

Ключевые слова: клинико-психологический метод, психодиагностическая беседа, эмоционально-коммуникативный и информационный аспекты, неформализованность, эмпатия.

Психологическая диагностика является одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в различных социально значимых областях жизни. В частности, психологическая диагностика непосредственно включена в решение широкого круга практических задач в области медицины и здравоохранения. В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств.

Методическую основу психологической диагностики в медицине составляют разнообразные взаимодополняющие стандартизованные и нестандартизованные методы и техники психологического исследования. Среди них - как специально разработанные, собственно медико-психологические методы, так и заимствованные из общей, социальной, дифференциальной и экспериментальной психологии. В истоках научной медицинской психодиагностики лежит клинико-психологический метод (клинический метод в психологии) (Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003), имеющий интегрирующее и структурирующее значение в системе методов медицинской психологии. В свою очередь, беседа с больным и наблюдение за его поведением составляют основу клинико-психологического метода и, соответственно, обладают всеми его характерными особенностями, преимуществами и недостатками (ограничениями).

Клинико-психологический метод: особенности получения и интерпретации данных

Клинико-психологический метод начал складываться на рубеже XIX-XX веков, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение, интуитивное понимание больного человека) с новаторскими тенденциями к опытному, эмпирическому исследованию психических функций и состояний. Клинико-психологический метод направлен на неформализованное, индивидуализированное изучение личности, истории ее развития и всего многообразия условий ее существования (Вассерман Л.И. с соавт., 1994; Щелкова О.Ю., 2005). В широком понимании клинико-психологический метод позволяет изучать не болезнь, а больного, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. При этом он обращен как к настоящему, так и прошлому человека, так как личность не может быть понята вне процессов своего развития. Таким образом, клинико-психологический метод интегрирует всю доступную психологу информацию, относящуюся к генезису личности больного и развитию патологических состояний.

Информация, получаемая с помощью клинико-психологического метода, конкретизируются в представлении психолога об уникальных и устойчивых паттернах переживаний, поведения, особенностей личности исследуемого, наиболее значимых аспектах его субъективной жизненной истории и системы отношений. Это делает клинико-психологический метод одним из важнейших исследовательских инструментов диагностики личности в клинике, особенно в связи с патогенетической теорией неврозов и психотерапии, в основу которой положена созданная В.Н. Мясищевым (2004) концепция личности как системы отношений. Именно поэтому этот метод занимает ведущее положение в системе методов медицинской психологии, традиционно апеллирующей к личности больного и его социальному функционированию.

На этапе клинико-психологического исследования определяются основные направления более углубленного и дифференцированного исследования личности с помощью узко специализированных или многомерных экспериментальных методик, проективных и психосемантических техник, формируется мотивация испытуемого к дальнейшему инструментальному исследованию и устанавливается контакт с психологом, от характера которого зависит достоверность результатов психодиагностики.

Выделяются следующие отличительные особенности клинико-психологического метода («клинического подхода в психодиагностике»):

а) ситуативность - повышенное внимание к текущим обстоятельствам, конкретной ситуации в жизнедеятельности испытуемого;

б) многоаспектность - использование многообразныхисточников информации об испытуемом с акцентом на биографической информации, истории и динамике развития личности;

в) идеографичность - внимание к уникальным, свойственным только данному человеку характеристикам и особенностям;

г) индивидуализация - неформализованный, нестандартизованный, приспособленный к особенностям данного испытуемого способ получения и анализа эмпирической информации;

д) интерактивность - активное взаимодействие психолога и испытуемого в процессе индивидуализированной беседы;

е) «интуитивность» - доминирующая нагрузка при получении информации и ее интерпретации приходится не на стандартизованные процедуры, а на профессиональную интуицию и клинический опыт психолога (Шмелев А.Г., 2002).

Важно то, что клинико-психологический метод принципиально содержит в себе основные возможности экспериментального подхода к исследованию личности, заключенные в личностных опросниках, проективных приемах и даже в психофизиологических экспериментах, аналогом которых в клиническом методе является наблюдение за экспрессией человека. Клинико-психологический метод при изучении личности больного отличается от экспериментально метода психодиагностики (прежде всего от стандартизованных техник) потенциальным объемом и характером получаемой информации, а также ее интерпретацией.

Одной из характерных особенностей получения информации при использовании клинико-психологического метода является то, что в этом случае больной выступает не только в качестве объекта исследования, но и одновременно в качестве субъекта, сотрудничающего с исследователем в получении необходимой информации. При этом совместный с больным анализ истории его личности тесно связан с существом патогенетического метода лечения неврозов (Карвасарский Б.Д. - ред., 2002), а также - психодинамической терапии других психических заболеваний (шизофрении, депрессивных расстройств и др.) (Вид В.Д., 2008).

Другой особенностью получения диагностической информации с помощью клинико-психологического метода является возможность непосредственного обращения к событиям и переживаниям прошлого, реконструкции генезиса личности. Информация о прошлом личности не может быть, по крайней мере, непосредственно, получена с помощью экспериментально-психологического метода, даже опросников. Вопросы, содержащиеся в опросниках, могут быть обращены к прошлому больного, однако они имеют общий, не индивидуализированный характер. Опросники не могут содержать всех вопросов, необходимых для того, чтобы описать неповторимую жизнь каждого больного, всех тех вопросов, которые будут заданы ему в беседе опытным клиницистом или психологом. К тому же опросник не позволяет испытуемому сообщить все то, что он хотел бы сообщить экспериментатору. Очевидно, что приведенные особенности получения диагностической информации с помощью клинико-психологического метода могут быть вполне отнесены и к исследованию настоящего.

Характерной особенностью клинико-психологического исследования является также то, что каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог, независимо от того, каким способом эти сведения получены (в отличие от тестов, где заключение интегрирует информацию в контексте всех данных, полученных этим же психодиагностическим методом). При этом интерпретация производится на основании не только полученной от больного информации, но и всех профессиональных знаний, всего личного жизненного опыта исследователя, необходимых для квалификации отдельных проявлений личности испытуемого и установления причинно-следственных связей.

Отмеченные особенности интерпретации данных клинико-психологического исследования и условия его эффективности тесно соприкасаются с проблемой зависимости успешности его проведения и адекватности интерпретации результатов от квалификации исследователя. Практически все авторы, пишущие о психодиагностике, отмечают, что, если в руках опытного медицинского психолога этот метод является идеальным диагностическим инструментом, позволяющим получить информацию об испытуемом, отличающуюся как большой прагматической ценностью, так и высокой валидностью, то при недостатке квалификации неформализованный характер получаемых результатов может создавать почву для неоправданно расширительной трактовки данных, гипердиагностики, приписывания испытуемому нехарактерных для него особенностей (в том числе по механизмам проекции и контрпереноса - собственных личностных особенностей и эмоциональных состояний) (Гуревич К.М. - ред., 2000; Анастази А., Урбина С., 2001; Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю., 2003).

Помимо субъективной интерпретации клинико-психологического материала, к существенным недостаткам (ограничениям) этого метода многие авторы относят невозможность получения с его помощью сопоставимых данных в силу его неформализованности. Однако существует четкое представление, что неформализованность вытекает из сути клинико-психологического метода, направленного не только на познание (изучение с помощью специально разработанных психодиагностических средств), но и понимание другого человека. Он исходит из понимания личности как целого, исключительности каждого человека. Поэтому контекст выводов, которые делаются на основании клинических методов изучения личности, принципиально шире контекста выводов на основе экспериментальных методов; у клинических методов в большей степени выражен системный характер делаемых заключений. Все это, по нашему мнению, делает выводы на основе клинического метода потенциально более обоснованными и надежными.

На современном этапе развития психологической диагностики очевидным становится то, что полноценное исследование личности должно включать как методы содержательного анализа переживаний, мотивов, поступков человека, так и методы, позволяющие с высокой степенью надежности и статистической обоснованности объективировать особенности структуры и степень выраженности изучаемых психологических феноменов и нарушений. Это предполагает комплексное использование в одном исследовании как клинико-психологического, так и экспериментального, в частности тестового, методов психодиагностики, данные которых анализируются в едином контексте характера заболевания и жизненной ситуации обследуемого.

Психодиагностическая беседа: реализация клинико-психологического метода

Психодиагностическая беседа является одним из ведущих методов медико-психологической диагностики, как консультативной, так и направленной на решение разнообразных экспертных задач. Беседа психолога с пациентом является одновременно диагностическим инструментом и инструментом формирования и поддержания психологического контакта. Поскольку беседа, как правило, предшествует инструментальному исследованию, она направлена на формирование у испытуемого адекватного отношения к психодиагностической процедуре, мобилизацию его на выполнение экспериментальных методик и в оптимальном случае - на самопознание.

В процессе клинической беседы психолог не только получает необходимые ему диагностически значимые сведения, но и оказывает на больного психокоррекционное воздействие, результаты которого (по механизму обратной связи) представляют ценную диагностическую информацию.

Метод беседы относится к диалогическим (интерактивным) техникам, которые предполагают вступление психолога в непосредственный вербально-невербальный контакт с обследуемым и достижение наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче (Столин В.В., 2004). Фактор личного контакта, социально-психологическая ситуация взаимодействия психолога-диагноста и пациента заслуживают большого внимания, однако до последнего времени были известны лишь отдельные работы в области «социальной психологии психологического исследования» (Дружинин В.Н., 2006).

Установление позитивных отношений между участниками психодиагностической беседы требует специальной технологии проведения, которая предполагает наряду с другими составляющими, умение расположить к себе собеседника, используя приемы личностно-ориентированной психотерапии (Карвасарский Б.Д. - ред., 2000; Роджерс К., 2007). Например, эмпатийная способность психолога позволяет ему реагировать в соответствии с ожиданиями больного, создавая атмосферу близости и общности интересов в процессе беседы. Использование так называемой «предиктивной» или «когнитивной» эмпатии позволяет психологу понимать, не только то, что переживает больной, но и как он это делает, т.е. «происходит истинное, правдивое познание без явного влияния на восприятие и оценку феномена «желаемого видения» (Ташлыков В.А., 1984, с. 92). Эмпатийный подход проявляется не только в способности психолога чувствовать эмоциональное состояние больного, но и в умении передавать (транслировать) пациенту то, что он полностью понят. Такого рода трансляция осуществляется, преимущественно, по невербальным каналам. Поскольку невербальное поведение лишь в незначительной степени доступно самоконтролю, психолог должен полностью акцептировать больного, то есть испытывать по отношению к нему истинные положительные эмоции. Этому способствует также аутентичность (конгруэнтность) личности психолога, которая проявляется в том, что невербальное, доступное наблюдению поведение психолога идентично его словам и действиям; эмоции и переживания в контакте с больным являются подлинными.

Помимо названной триады (эмпатия, акцептация, аутентичность), относящейся к эмоционально-коммуникативному аспекту взаимоотношений, в процессе диагностической беседы психологу необходимы также адекватность и тонкость социальной перцепции, позволяющие свободно ориентироваться в ситуации общения и помогающие учесть индивидуальные особенности собеседника и выбрать оптимальную тактику взаимодействия с ним. Высокий уровень рефлексии, аутоперцепции (адекватность самовосприятия) в контакте с больным также влияют на понимание его поведения и оценку ситуации общения в целом. Овладение отмеченными коммуникативными и перцептивными навыками является необходимой задачей психолога, занимающегося психотерапевтически ориентированной диагностической работой.

Большое значение для обеих сторон (психолога и пациента) имеет информационно-познавательный аспект взаимоотношений в ходе психодиагностической беседы. Наряду с врачом, психолог является важнейшим источником сведений, необходимых больному для правильного понимания характера своего заболевания, актуального психического состояния и оценки жизненной ситуации, для формирования адекватной «модели ожидаемых результатов лечения» (Резникова Т.Н., 1998). Исследования показывают, что с нарастанием информированности увеличивается общая удовлетворенность больного, его способность и готовность к сотрудничеству; информированные больные дают более надежный анамнез и более точное описание симптомов; информация и успокоение больного в беседе повышает собственную активность и ответственность пациента в лечебном процессе, предотвращает регрессивные тенденции.

Наиболее важной при рассмотрении информационно-познавательного аспекта диагностической беседы является проблема правильной постановки вопросов. Существует мнение о том, что одной из самых распространенных погрешностей является постановка вопроса в суггестивной форме, когда в самой его формулировке содержится внушаемый ответ. В этом случае больной сообщает лишь те сведения, к которым своими прямыми вопросами его направляет психолог, тогда как существенные области переживаний больного остаются невыясненными.

Другой вид погрешностей при постановке вопросов психологом возникает в ситуации, когда ответы испытуемого в сочетании с имеющимися теоретическими и исследовательскими данными о личности и профессиональным опытом самого клинициста приводят к выдвижению предварительных гипотез (Анастази А., Урбина С., 2001). С одной стороны, это делает клиническую беседу более гибкой и целенаправленной, однако с другой стороны, возникает опасность непреднамеренного влияния на ответы пациента и интерпретации полученных сведений исключительно в контексте сформированной гипотезы.

Содержательная сторона (тематика) клинико-психологической беседы может быть разнообразной, однако ведущее значение для понимания психогенеза и актуального состояния больного имеет биографическая направленность беседы. В этом качестве беседа выступает как средство собирания психологического анамнеза. Возможные варианты содержания клинической беседы патопсихолога с больным до проведения экспериментальной работы, после эксперимента, а также во время эксперимента представлены в работах Б.В. Зейгарник - ред. (1987) и В.М. Блейхера с соавт. (2006).

Формализованная оценка беседы затруднена, однако медицинский психолог должен быть сенсибилизирован в отношении определенных диагностически информативных ее параметров. К таким параметрам могут быть отнесены: паузы, которые можно интерпретировать как сопротивление или как проявление интеллектуальных затруднений; отклонения от темы; использование речевых штампов, клише; спонтанные высказывания не по теме; длительный латентный период в ответах; хаотическое построение фраз; признаки «эмоционального шока», подобные таковым в методике Роршаха или «особым феноменам» в «Пиктограммах» (Херсонский Б.Г., 2000); эмоционально-экспрессивные проявления; богатая шкала информативных знаков речи - темп, громкость, интонации; поведенческие реакции и моторные проявления в течение беседы (Шванцара Й., 1978).

Таким образом, беседа является основным клинико-психологическим методом диагностики, цель которого состоит в получении информации о личности и других психологических характеристиках пациента на основе самоотчета об особенностях его биографии, о субъективных переживаниях, отношениях, а также об особенностях поведения в конкретных ситуациях. Кроме того, беседа служит средством ориентировочной диагностики интеллектуального и культурно-образовательного уровня пациента, основных сфер его интересов и ценностей, характера межличностного общения, социальной адаптации и направленности личности. В беседе устанавливается личный контакт психолога и пациента; она используется не только как клинико-психодиагностический, но и психотерапевтический прием; в процессе беседы формируется мотивация испытуемого к последующему инструментальному исследованию, оказывающая существенное влияние на достоверность его результатов.

    Литература

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е международн. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 686 с.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов / Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2006. - 624 с.
  3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. - СПб. - М.: Академия, 2003. - 736 с.
  4. Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Компьютерная психодиагностика: назад к клинико-психологическому методу // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. - СПб., 1994. - С. 62-70.
  5. Вид В.Д. Психотерапия шизофрении / В.Д. Вид. - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
  6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2006. - 318 с.
  7. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. - 960 с.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2004. - 398 с.
  9. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 183 с.
  10. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 304 с.
  11. Резникова Т.Н. Внутренняя картина болезни: структурно-функциональный анализ и клинико-психологические соотношения: автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 19.00.04. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 1998. - 40 с.
  12. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ.- М.: Психотерапия, 2007. - 558 с.
  13. Столин В.В. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность / В.В. Столин // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2004. - Гл. 1. - С. 13-35.
  14. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
  15. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л.: Медицина, 1984. - 192 с.
  16. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. - СПб.: «Сенсор», 2000. - 125 с.
  17. Шванцара Й. и коллектив авторов. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум, 1978. - 388 с.
  18. Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика как объект системного исследования // Сибирский Психологический журнал. - 2005. - Том 22. - С. 29-37.

Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю. Беседа как интерактивный метод клинико-психологической диагностики. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального обучения

Пензенский государственный университет

Факультет Экономики и Управления

Кафедра: «Маркетинг»

по курсу «Психодиагностика»

«Психодиагностические возможности беседы»

Выполнила студентка группы

07ЭО1 Сороковикова Я.Д.

Проверил к.п.н. Рожнов

Руслан Владимирович

Введение

    Основные типы бесед

    Структура беседы

    Виды бесед

    Рефлексивное и нерефлексивное слушание

    Вербальное общение в процессе беседы

    Невербальное общение в процессе беседы

    Классификация типов вопросов

    Примеры бесед

Библиографический список

Введение

Метод беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Было бы ошибкой считать, что беседа - самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.

Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации.

Возможности беседы как диалога - инструмента встречи человека с человеком - связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный задающим вопросы в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является тактика задающего вопросы. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону задающего вопросы.

    Основные типы бесед

    Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику;

    стандартизированная беседа - стойкие программа, стратегия и тактика;

    частично стандартизированная - стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

    свободная - программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

    практически свободная беседа - отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший опыт задающего вопросы и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.

Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если опрашивающим уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню задающего вопросы, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций - тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо оправдывают себя куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах со взрослыми людьми у необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом.

2. Структура беседы

Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.

Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.

Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (Эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.

Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Завершающая фаза - это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

3. Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

    Терапевтическая беседа

    Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

    Автобиографическая беседа

    Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

    Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта), направленных на изучение общественного мнения. 0сновные направления психодиагностической работы включают...

  • Психодиагностическое поле потребителя и компетентность в общении с клиентами специалиста в сфере сервиса и туризма

    Курсовая работа >> Психология

    И развитие системы отношений личности. Психодиагностическое поле потребителя 1.1 Потребности, мотивы... нужд клиента. Благодаря этому возможно установление долгосрочных связей с клиентом... , от экскурсоводческой ознакомительной беседы до статьи в центральной...

  • Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

    Дипломная работа >> Психология

    И В,В.Столин представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление... развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения) ·игротерапию в... (консультации по запросу, анкетирование, беседа о ребёнке с родителем о его...

  • Проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу практическими психологами

    Творческая работа >> Психология

    Осуществляется формирование предварительного представления о субъекте психодиагностического обследования. Изучаются автобиографии, анкеты, ... , он эффективно сочетается с методом наблюдения. Возможности беседы как диалога связаны, в частности, с...

К базовым профессиональным навыкам психолога относятся умение слушать собеседника и проводить беседу. Основа любой беседы - вербальная коммуникация. Умение вести беседу - это целое искусство, которое включает в себя знание закономерностей протекания беседы, понимание структуры и содержания вопросов, порядка их предъявления, умение спланировать беседу и настроить собеседника на открытый диалог. Использование беседы в диагностической работе позволяет собрать большой пласт психологических сведений, это и установки, мотивы личности, особенности актуальной жизненной ситуации, функциональное состояние обследуемого лица и многое другое. Как и наблюдение, беседа не имеет существенных возрастных ограничений, она может быть использована в ходе обследования лиц и дошкольного, и школьного, и подросткового и старших возрастных групп. В этом заключается неоспоримое достоинство метода беседы. Кроме этого, диагност имеет возможность чутко реагировать на изменение состояния обследуемого, принимая во внимание характер обратной связи, и гибко менять стратегию и манеру ведения беседы. Именно живое, партнерское общение, непосредственная передача сведений способствуют целостному восприятию личности, пониманию сложности и индивидуальности каждого конкретного обследуемого лица.

Беседа играет неоценимую роль при установлении контакта, предваряя любое психодиагностическое обследование. Именно поэтому навыки проведения беседы относятся к базовым профессиональным навыкам в работе психолога. Беседа может выступать в диагностическом обследовании в качестве основного метода сбора диагностической информации. Так, для ознакомления, в Приложении 5 приведен вариант стандартизированной беседы на выявление мотивации к школьному обучению у старших дошкольников и младших школьников. Также беседа может выступать и в роли дополнительного метода, обогащающего данные других методик. Так, например, в ходе проведения модифицированного варианта методики Дембо - Рубинштейн «Лестница», предназначенной для диагностики самооценки детей, беседа органично встроена в процедуру диагностики. Более того, использование указанной методики без беседы недопустимо, поскольку в таком случае нарушается процедура проведения и теряется важная диагностическая информация (критерии самооценки, ценности и личностный смысл понятий).

Важно запомнить!

Психодиагностическая беседа - это способ получения информации о психических свойствах, психологических особенностях человека, о динамике жизненного пути на основании речевых коммуникаций.

С целью понимания широты и многообразия метода беседы, изучим его типологию . Ниже приведены основные типы беседы, критериями для определения типа выступали особенности планирования беседы и строгость соблюдения правил проведения.

  • 1. Стандартизированная беседа - наиболее строгий вариант ведения беседы. При проведении такой беседы четко определены цели и перечень вопросов, активность полностью на стороне психолога-диагноста. Вносить изменения, добавлять, исключать какие-либо вопросы недопустимо. Диагност заранее определяет информационные блоки в структуре беседы и их последовательность. Стандартизированная беседа применяется в случае опроса большого количества людей (например, школьного класса или трудового коллектива) по одной теме. Благодаря жесткой стандартизации и единому алгоритму проведения диагност получает возможность сопоставления и сравнения полученной информации. В работе с маленькими детьми данный вид беседы практически не используется.
  • 2. Частично-стандартизированная беседа - специфика данной беседы в том, что диагност придерживается заранее определенной стратегии, но манера ведения беседы более гибкая. В процессе беседы диагност может менять вопросы местами, делать те или иные добавления. Подобного типа беседу используют, если с обследуемым уже установлен контакт, тематика разговора несложна. Временные затраты в этом случае незначительны, опытность задающего вопросы может быть невелика. Данный вид беседы наиболее распространен в диагностической практике. Так же, как и при стандартизированной беседе, психодиагност имеет возможность сопоставления данных. Однако существенным минусом является относительная строгость ведения беседы, которая может вызывать сопротивление и защитные механизмы у обследуемого лица.
  • 3. Свободная беседа - стратегия определяется в самом общем виде, а манера ведения совершенно свободная. Диагност задает вопросы без предварительной подготовки, ориентируясь на ходу, с учетом ответов обследуемого лица, что сохраняет непринужденность обстановки и способствует раскованности, а как следствие, и большей искренности в ответах обследуемого. Данный тип беседы чаще используется профессиональными психологами, с многолетней практикой за плечами. Именно высокий уровень профессионализма, мастерства и богатый практический опыт позволяют им проводить свободный тип беседы, не готовя заранее плана и примерного перечня вопросов. Для начинающих психологов данный тип беседы слабо реализуем на практике.
  • 4. Непрограммированная (неуправляемая ) беседа - вариант психоаналитической беседы. О чем именно говорить и насколько подробно, решает сам обследуемый. В этом случае инициатива и активность полностью на стороне обследуемого.

Несмотря на объяснимое практикой разнообразие типов бесед, существует логика ведения беседы, включающая стабильные структурные блоки, соблюдение которых неизменно вне зависимости от типа беседы. Учет и соблюдение этапов ведения беседы обеспечивают целостность и завершенность психодиагностической беседы.

Этапы ведения беседы следующие.

Первый этап - введение в беседу. Основными задачами этого этапа являются ознакомление с целями обследования, настройка собеседника на общение, знакомство с условиями и правилами работы психодиагноста. Самое важное на этом этапе - это установление контакта. Принципиальным моментом является информация о том, кто выступал инициатором встречи. Если инициатором был психолог, то на этом этапе диагност разъясняет тематику предстоящего разговора, стараясь пробудить интерес и выработать у обследуемого лица положительную мотивацию к беседе. Сообщается об условиях анонимности, продолжительности беседы и о возможном дальнейшем использовании полученной информации. Случается, что родители выступают инициатором беседы и приводят на встречу своего ребенка подросткового возраста. Сам подросток может быть при этом совсем не настроен на диалог, но и идти поперек воли родителей не решается. В этом случае диагносту особенно сложно установить контакт. В такой ситуации важно проявить понимание и такт. Высоки требования к психодиагностической беседе с детьми: с ними роль беседы важнее, чем со взрослыми . Надо учитывать фактор времени (если в первую встречу ребенок не раскрылся, дать ему почувствовать, что результат получен, выразить надежду, что в следующий раз будет больше). Если встреча состоялась по инициативе самого обследуемого, нуждающегося в профессиональной консультации, то исиходиагност обязан продемонстрировать готовность к сотрудничеству, толерантность к взглядам и позициям собеседника. Важность первого, установочного, этапа беседы заключается еще и в возможности выбора стилистической окраски разговора, используемых словесных оборотов и выражений. Психодиагност должен гибко менять репертуар фраз и выражений в зависимости от возраста, пола, социального и образовательного уровня обследуемого лица. Например, при общении с маленьким ребенком желательно использовать форму обращения по имени (как ребенка называют в семье). Обращение на «Вы» с указанием имени и отчества предпочтительней при проведении беседы с лицами зрелого возраста. Таким образом, достигается уважительная, комфортная атмосфера, способствующая выработке положительной мотивации и готовности давать достоверную информацию.

Второй этап - опрос. На данном этапе основной задачей психодиагноста является сбор фактической информации о жизненных условиях обследуемого лица, его личностных особенностях, отношении к различным события, особенностях эмоционального реагирования в различных ситуациях и т.д. Содержание второго этапа определяется преимущественно целями диагностической беседы. Целесообразно использование общих открытых вопросов по тематике беседы, тем самым происходит стимулирование собеседника на свободное повествование о событиях своей жизни и отношении к ним.

Третий этап - уточнение. В процессе общения могут возникнуть когнитивные искажения, неточное толкование слов собеседника. Случается, что в одни и те же слова собеседники вкладывают разное смысловое содержание. Избежать ситуации, когда диагност неверно понимает высказывание обследуемого, помогают уточняющие, дополнительные вопросы и просьбы объяснить, какое значение для человека имеет то или иное выражение. Игнорирование этого этапа повышает риск искажения полученной информации.

Четвертый этап - интерпретация. Данный этап в большей степени реализуется при проведении стандартизированной беседы. Психодиагност осуществляет оценку и интерпретацию собранных сведений. Это один из самых трудоемких этапов беседы, поскольку здесь психодиагност анализирует весь материал: и ответы обследуемого, и его спонтанные речевые реакции, и поведение в процессе беседы.

Пятый этап - заключительный. На этом этапе важно обратить внимание на то, с какими чувствами уйдет от вас человек, необходимо снять дискомфорт и эмоциональное напряжение, если они возникли. Недопустимо заканчивать беседу конфронтацией с обследуемым. Если предполагаются последующие встречи, то окончание беседы должно способствовать повышению готовности человека к дальнейшей продуктивной работе. По сути, это этап подведения промежуточных или окончательных итогов беседы и выдачи обратной связи обследуемому. Содержание обратной связи полностью продиктовано целями и задачами данной беседы, а также состоянием обследуемого.

Важно запомнить!

На завершающем этапе беседы необходимо всегда выражать обследуемому лицу благодарность и признательность за проделанную работу и интерес к обследованию. Данная позиция способствует дальнейшему сотрудничеству и формирует положительный образ психолога-диагноста.

В зависимости от запроса и поставленной цели психодиагност определяет основную тему беседы, конкретизирует задачи. Как нам уже известно, в беседе может быть разная степень стандартизации - жесткости плана. Принимая во внимание цель и тему беседы, психолог-диагност самостоятельно определяет стратегию своего поведения в общении. Необходимое количество смысловых блоков в беседе, возможность добавления и исключения вопросов по ходу общения - эти вопросы остаются на усмотрение психодиагноста.

Не менее важно спланировать продолжительность и условия проведения беседы. Длительность беседы не должна быть более часа или полутора часов, слишком длительная беседа утомляет собеседника и вызывает желание скорее закончить разговор. Полезным будет использование в беседе вспомогательных материалов: игрушек, различных фигурок, рисунков, цветных карандашей и фломастеров. Это позволяет увлечь ребенка и заинтересовать взрослого, а также получить дополнительную информацию об обследуемом. Фиксация полученных сведений может осуществляться и в момент разговора, и после его завершения. Целесообразнее всего делать краткие записи в момент беседы, а более развернутое описание делать после окончания встречи. Эффективно использование диктофона либо любой другой записывающей техники. Однако необходимо получить информированное согласие обследуемого на такого рода запись.

В структуре беседы основным элементом являются вопросы. Умение правильно задавать вопросы и точно их формулировать - эго базовые, фундаментальные навыки психолога в целом и психодиагноста в частности. Широко известны различные классификации видов вопросов, используемых в беседе. Так, одна из классификаций основана на степени открытости вопросов. Это, прежде всего, открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы нс предполагают варианта ответа, обследуемый сам формулирует разъяснения к такому вопросу. К этому виду относятся следующие вопросы: «как?», «почему?», «куда?». Например: «Куда вы планируете поступать после окончания школы?», «Почему вам неинтересен такой вид досуга?», «Как бы вы описали свое состояние в тот момент?». Психодиагност, задавая открытые вопросы, дает возможность обследуемому самостоятельно построить содержание своего ответа. Благодаря их использованию собеседник сам объясняет свою позицию, свои планы и переживания.

Другой вид, закрытые вопросы, предполагает готовые варианты ответа. Например: «Для вас это сложно?», «Любите ли вы работу в большом коллективе?», «Скажите, у вас есть близкие друзья?». Используется своего рода дихотомия ответов (да-нет, согласен-несогласен). При этом возможности ответить более развернуто или дать совершенно другой ответ практически исключаются. Задавая закрытый вопрос, психодиагиост оставляет за обследуемым право либо согласиться, либо не согласиться с высказыванием. Большое количество закрытых вопросов в беседе создает напряженную обстановку и полностью лишает активности обследуемое лицо. Следовательно, использовать этот вид вопросов надо с особой аккуратностью, только с конкретной целью - прояснить позицию говорящего, получить определенность выбора.

Следующая классификация вопросов основана на разной степени направленности на предмет разговора: прямые, косвенные и проективные вопросы.

Прямые вопросы направлены непосредственно на диагностику какого- либо явления, напрямую касаются предмета разговора.

Косвенные вопросы более опосредованно затрагивают предмет разговора, обходя прямое указание на интересующее явление.

Проективные вопросы могут включать описание гипотетической ситуации, нереальных обстоятельств жизни или задаются от лица вымышленного персонажа.

Использование в беседе косвенных и проективных вопросов позволяет получить более подробную и достоверную информацию, чем от прямых вопросов. Тем не менее вне зависимости от определенного вида вопросов существует ряд общих требований к их формулировке:

вопрос должен быть коротким, желательно без деепричастных оборотов;

  • - вопрос должен быть понятным собеседнику;
  • - должен быть направлен не на оценку поступков, а на анализ конкретных действий;

желательно, чтобы в вопросе отсутствовала частица «не»;

  • - вопрос не должен быть наводящим на определенный ответ;
  • - вопрос должен быть тактичным, особенно если затрагивается вопрос интимной сферы.

Результативность беседы во многом определяется позицией слушающего. Умение слушать означает не перебивать и не прерывать собеседника, поддерживать постоянное внимание, обеспечить устойчивый визуальный контакт с собеседником и учитывать невербальную информацию. В процессе беседы надо обращать внимание на паузы (сопротивление - защитная реакция, эмоциональная шоковая реакция на вопрос, может быть неустойчивость внимания, рассеянность, отсутствие интереса к вопросу, непонимание вопроса). При проведении беседы важно учитывать и вербальные, и невербальные каналы передачи информации. Информацию, получаемую в случае расхождения этих каналов, принято называть неконгруэнтной, т.е. в речи обследуемый говорит одно, а на невербальном уровне другое. Если психодиагност акцентируется только на речевом сообщении и анализирует исключительно смысл словесных высказываний, то неконгруэнтность не улавливается. Рассогласование между указанными каналами передачи информации позволяет построить целый ряд диагностических гипотез: человек не доверяет диагносту, обсуждаемый вопрос вызывает психологические защиты, собеседник закрыт и неискренен.

Задание для размышления

Согласны ли вы со следующим утверждением: мужчины перебивают женщин почти в два раза чаще, внимательны только первые 15 секунд, потом думают: «Что бы добавить?» Приведите аргументацию за и против этого утверждения.

Активное слушание - энергоемкий процесс, протекающий но своим законам и требующий внимания, терпения, такта. Активное слушание включает в себя нерефлексивные и рефлексивные техники . Нерефлексивное слушание направлено в большей степени на понимание собеседника, при этом используются минимальный набор слов и невербальная поддержка. Чаще всего к техникам нерефлексивного слушания прибегают в ситуациях, когда собеседнику необходимо высказаться при остром желании выразить свое мнение, обсудить беспокоящие темы. Эффективна практика использования коротких реплик: «Понимаю», «Продолжайте, пожалуйста», «Да?», «Вот как». Подобного рода реплики называют «эмпа- тическим покрякиванием». Такие ответы выражают заинтересованность в разговоре, стимулируют к дальнейшему повествованию, при этом создают свободное пространство для говорящего. Короткая реплика, утвердительный наклон головы, если это делается искренне, ободряют собеседника и вызывают желание говорить. В то же время некоторые короткие реплики могут вызвать обратную реакцию, например, «Да ладно?», «Прямо так уж плохо?», «Отчего так?». Такого рода фразы неуместны и приведут к закрытости и нежеланию продолжать беседу.

Рефлексивное слушание в отличие от нерефлексивного направлено в большей степени на точность и правильность восприятия высказываний. Используется при необходимости уточнить смысл словесных выражений. Помогает избежать ошибок непонимания друг друга, например, связанных с многозначностью слов русского языка; позволяет проверить свое понимание. При этом могут быть использованы следующие техники.

  • «Повторение». Цель - проверить точность понимания партнера. Существует в двух вариантах: 1) дословный повтор реплики партнера (эхо-техника, «Действительно, ... (приводится сообщение собеседника)»); 2) перефразирование (воспроизведение мысли говорящего своими словами, «Другими словами,...»).
  • «Уточнение», выяснение смысла сказанного («Повторите, пожалуйста, что я должен делать?», «Вы можете меня исправить, если я неправильно понял вашу мысль»).
  • «Резюмирование». Подводится итог в беседе («Главная идея пашей беседы заключалась в том-то»). Цель - подытожить основные идеи собеседника, соединить основные фрагменты разговора в единое целое. Резюмируя, собеседник воспроизводит высказывания своего партнера в сокращенном, обобщенном виде, выделяя в них самое существенное («Итак, Вы полагаете, что...»).

Основные сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы, связаны с влиянием личностных качеств диагноста, субъективностью при анализе и обработке собранной информации и трудностью формализации полученных данных. Крайне важно поддерживать в ходе беседы диалогический уровень общения - отношение к человеку не как к объекту (хотя это правомерно в определенных ситуациях), а как к субъекту (свободному человеку), исходя из его направленности, готовности к диалогу. При проведении беседы надо ориентироваться на индивидуальные особенности клиента (темп речи, скорость мышления), учитывать особенности характера, самооценки, возраста, пола. Необходимость отсроченной постановки диагноза связана с ошибкой преждевременных выводов, в этом случае материал необходимо переработать. Таким образом, проведение диагностической беседы требует успешной реализации психодиагностом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.


Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:
1. метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество
2. метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее. Это подготовка к психодиагностическому обследованию.
3. метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого
4. метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.
Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.
Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.
В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.
Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:
1. в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.
2. психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.
3. психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.
4. собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый - отвечает). Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы. Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.
o надо отвечать на возможные вопросы испытуемого
o перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.
5. каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже - коммуникабельность - направленность на другого человека
o эмоциональная отзывчивость
o высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)
o терпимость
o тактичность
o высокий уровень рефлексии
Диагностическое интервью.
1. При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.
2. При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.
Виды диагностического интервью.
Критерием разделения выступает:
наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.
на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).
При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.
Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.
При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.
1) диагностическое интервью стандартизированное.
Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.
Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.
Недостаток:
Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.
Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.
Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.
2) диагностическое интервью свободное.
В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов. Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.
Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Каждый психодиагност должен уметь составить психодиагностическое интервью.
Правила составления диагностического интервью.
I. Структура диагностического интервью.
1. этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.
2. этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).
3. этап. Психодиагност задает общие вопросы.
4. этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).
5. этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.
II. Как составлять вопросы для диагностического интервью.
1. К испытуемому следует обращаться на Вы с подросткового возраста.
2. Словарь, на который опирается психолог (словарь должен соответствовать той социальной и возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый).
3. Как составлять вопросы для диагностического интервью, чтобы добиться искренних ответов?
Приемы составления вопросов.
прием предварительного такта - вопрос формулируется так, что уменьшается возможное неблагоприятное впечатление от ответа. (Например: всем приходится иногда драться, а тебе?).
использование эвфемизмов (замена, уменьшающая отрицательную оценку). Вместо "драться" - "Вы часто не понимаете друг друга с братом?"
использование формы письменного ответа на вопрос (особо неприятный)
Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:
прямые ("Ты боишься?")
косвенные ("Что ты чувствуешь во время грозы?")
проективные (относящиеся к другим людям - "Дети бояться грозы")
Общие правила.
1. Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.
2. Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).
3. Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.
Беседы с детьми и подростками.
Отличие: как правило, взрослые обращаются к психологу по собственной инициативе, а детей приводят.
У них отсутствует мотивация общения с психологом, сложно установить контакт, доверительные отношения.
гораздо больше находчивости и опыта требуется для работы с детьми.
Особенно касается трудных, аутичных и маленьких детей.
Особенно полезной является игра. У психолога в кабинете должны быть игрушки, игры, головоломки, карандаши, фломастеры - для того, чтобы вовлечь в совместную деятельность ребенка.
Форма обращения с маленьким ребенком по имени (как в семье, как называет мама).
Говорить на понятном языке (соответственно возрасту, полу, условиям жизни).
Полнота, достоверность беседы зависит от способности к рефлексии, самонаблюдения, анализ себя, который у маленьких детей практически отсутствует и слабо выражена способность к вербализации своих чувств.
Информацию о переживаниях, мыслях, чувствах можно получить, правильно сформулировав и вовремя задав вопрос, который помогает расширить способность вербализации эмоциональных состояний ребенка.
Косвенные и проективные вопросы помогают получить более достоверную информацию, чем прямые вопросы.
Нужно уметь занять правильную позицию недирективной психотерапии. Это помогает раскрыться, отвечать искренне, уважать право на тайну личности.


  • Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с ра.
    Контент-анализ - метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текс. Беседа как метод психодиагностики .


  • Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа использует. Наблюдение как метод психодиагностики . Основной и очень важный метод .


  • Беседа как метод психодиагностики . Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа использует... подробнее ».


  • Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании. Методы диагностики личности. Используются особые методы : опросники и проективные методы Опросники Самый первый метод в психодиагностики .


  • Беседа как метод психодиагностики . Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа использует... подробнее ».


  • Использование психодиагностики в медицинских учреждениях. Психодиагностика активно используется в области медицины, в
    Наблюдение, как и беседа , занимает первостепенное место при психодиагностическом обследовании больных, сопровождает другие методы ...


  • Беседа как метод психодиагностики . Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа использует.


  • ...Египте была система испытаний для кандидатов в жрецы - собеседование (биографические данные, умение вести беседу , внешность), проверки умения трудиться, слушать, молчать
    История психодиагностики - еще и история теоретического обоснования ее методов .


  • Использование психодиагностики методы - беседа


  • Использование психодиагностики в психологическом консультировании. Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз.

Найдено похожих страниц:10