Пропедевтика внутренних болезней что. Принципы диагностического мышления. Общий план обследования больного


Медицина является важнейшей наукой, которая необходима для всего человечества. С её развитием стало возможным продлить жизнь людям, избавить их от всевозможных заболеваний и неудобств, которые они причиняют. Ежедневно миллионы человек обращаются за помощью в медицинские службы, которые работают благодаря слаженной системе. В её состав входит множество отраслей, каждая из которых имеет определённый род деятельности. Для изучения медицины необходимо усвоить множество наук, без которых лечить людей является невозможным. Считается, что основными составляющими являются базовые науки, которые изучают понятия о строении, функциях человеческого организма, патологических состояниях, происходящих в нём, диагностике и лечении заболеваний. Только после их усвоения будущий врач может быть введён в клинику для того, чтобы приступить к работе с пациентами.

Пропедевтика - это что? Для чего необходима данная наука?

Базовыми медицинскими науками являются: патологическая физиология, пропедевтика и фармакология. Первая помогает выяснить механизм воздействия заболевания, что необходимо для его устранения. Пропедевтика - это отрасль медицины, на которой строится вся работа с пациентами. необходима для обследования больного и выяснения всех деталей, связанных с патологией. Она включает в себя такие аспекты, как:

  • сбор жалоб больного;
  • изучение истории развития данной патологии;
  • анамнез жизни пациента;
  • обследование всех органов и систем;
  • выявление состояний, отличных от нормы.

Особенности сбора анамнеза

В первую очередь клиницист должен поговорить с больным или его родственниками (если пациент в тяжёлом состоянии, ребёнок). Благодаря опросу врач узнаёт о том, что именно беспокоит человека. Он должен подробно расспросить о жалобах больного, поинтересоваться, когда они появились, какие причины привели к этому. Необходимо узнать, какое лечение принимал пациент самостоятельно, привело ли это к должному результату. Следующим этапом является изучение анамнеза жизни больного. Он включает в себя выяснение всех подробностей, связанных со здоровьем пациента, начиная с рождения. Доктор интересуется тем, какие болезни были в течение жизни, к чему они привели (выздоровление, переход в хроническую форму, осложнения). Также он спрашивает о наличии аллергических реакций, вредных привычек, отягощённой наследственности. Необходимо выяснить, контактировал ли пациент с инфекционными больными, нет ли у него туберкулёза, венерических патологий или гепатита.

Осмотр больного

Пропедевтика - это наука, которая нужна в работе каждого врача, так как любой доктор должен уметь оценить состояние больного при помощи осмотра. Он включает в себя оценку сознания, внешнего вида пациента, осмотр его осанки, походки, типа конституции. Это позволяет определить наличие видимых изменений кожных покровов, мышц, суставов, костной ткани, воспаления лимфатических узлов, отёков. Профессиональная пропедевтика - это умение узкого специалиста провести качественную диагностику патологических состояний благодаря осмотру определённой системы организма. К примеру, осмотр половых органов для гинекологов, изучение лабораторных исследований крови для врачей-гематологов и т. д.

Пропедевтика болезней внутренних органов

Для того чтобы оценить состояние внутренних органов, в пропедевтике существуют специальные К ним относятся: пальпация, перкуссия и аускультация. После профессионального осмотра определённой области врач приступает к её прощупыванию. Это даёт информацию о наличии болезненности, размерах, консистенции, подвижности органа. Благодаря изменению перкуторного звука и аускультации можно проводить дифференциальный диагноз между различными заболеваниями лёгких, сердца, пищеварительного тракта. Пропедевтика - это необходимая отрасль медицины, без которой невозможно оказывать врачебную помощь.


Михаил Александрович Лис, Юлий Тимофеевич Солоненко, Константин Николаевич Соколов

Пропедевтика внутренних болезней

Список принятых сокращений

АВ – блокада атриовентрикулярная блокада

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

АКШ – аортокоронарное шунтирование

АСЛО – антистрептолизин О

БА – бронхиальная астма

ВЛГ – вторичная легочная гипертензия

ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения

ГВ – геморрагический васкулит

ГЭРБ – гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

ДКТ – длительная кислородотерапия

ДН – дыхательная недостаточность

ЕОАГ – Европейское общество по артериальной гипертензии

ЕОК – Европейское общество кардиологов

ЖЕЛ – жизненная емкость легкого

ЗСЛЖ – задняя стенка левого желудочка

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИВР – искусственный водитель ритма

ИМ – инфаркт миокарда

ИЭ – инфекционный эндокардит

КТК – кардиологическое топографическое картирование

ЛЖ – левый желудочек

ЛПНП – липопротеиды низкой плотности

ЛПОНП – липопротеиды очень низкой плотности

ЛФК – лечебная физкультура

МВЛ – максимальная вентиляция легких

МЖП – межжелудочковая перегородка

МКБ-10 – международная классификация болезней 10-го пересмотра

МОАГ – Международное общество по артериальной гипертензии

МРТ – магниторезонансная томография

МРСТ – магниторезонансная спиральная томография

НГШ – нижняя полая вена

НС – нефротический синдром

ОА – остеоартроз

ОГН – острый гломерулонефрит

ОДН – острая дыхательная недостаточность

ОЛ – острый лейкоз

ОПН – острая почечная недостаточность

OПCC – общее периферическое сопротивление

ОРДС – острый респираторный дистресс-синдром

ОРЛ – острая ревматическая лихорадка

ПЖ – поджелудочная железа

ПЛГ – первичная легочная гипертензия

ПСВ пиковая скорость выдоха

ПТ – пароксизмальная тахикардия

РА – ревматоидный артрит

РВГ – реовазграфия

PГГ – реогепатография

РКТ – рентгеновская компьютерная томография

PПГ – реопульмонография

РЭГ – реоэнцефалография

СА – синусовая аритмия

СД – сахарный диабет

СИ – сердечный индекс

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СП – систолический показатель

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита

СССУ – синдром слабости синусового узла

ТМПД – трансмембранный потенциал действия

ТМПП – трансмембранный потенциал покоя

ТЭЛА – тромбэмболия легочной артерии

УВЧ – токи ультравысокой частоты

УЗИ – ультразвуковое исследование

УПСС – удельное периферическое сопротивление

УО – ударный объем

ФВ – фракция выброса

ФВД – функции внешнего дыхания

ФК – функциональный класс

ФКГ – фонокардиография

ХДН – хроническая дыхательная недостаточность

ХК – хронический колит

ХЛЛ – хронический лимфолейкоз

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ХПН – хроническая почечная недостаточность

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЦВД – центральное венозное давление

ЦГД – центральная гемодинамика

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭАГ – эссенциальная артериальная гипертензия

ЭДС – электрическая движущая сила

ЭИТ – электроимпульсная терапия

ЭС – экстрасистолия

ЭФЖЕЛ – экспираторная форсированная жизненная емкость легких

ЭФИ – электрофизиологическое исследование

ЭхоКГ – эхокардиография

Общее представление о заболеваниях внутренних органов. Задачи внутренней медицины

Внутренние болезни (терапия) – это основная отрасль клинической медицины. В своем историческом прошлом клиническая медицина разделялась на общую (или внутреннюю) медицину и хирургию. Позднее, по мере дальнейшего развития и углубления знаний внутренней медицины, от нее ответвились новые отрасли – детские, нервные, кожные, инфекционные, душевные и другие болезни. Под внутренними болезнями разумеется группа заболеваний внутренних органов – легких, сердца, желудка, кишечника, печени, почек и т.д., которые лечатся преимущественно так называемыми консервативными, нехирургическими методами. Однако следует сказать, что строго разграничить внутренние болезни от других заболеваний нельзя, т.к. существует целый ряд пограничных заболеваний, которые с равным правом можно отнести как к группе внутренних, так и к группе хирургических и других болезней. Например, при таких заболеваниях внутренних органов, как язвенная болезнь, холецистит, желчнокаменная болезнь и др. нередко применяется и хирургическое лечение. А некоторые хирургические (переломы костей), кожные, глазные, гинекологические и др. заболевания могут лечиться и консервативными методами. Эта нечеткость границ группы внутренних болезней обусловлена тем, что организм человека – единое функциональное целое, в котором деятельность разных частей тела взаимосвязана, взаимообусловлена благодаря координирующей роли центральной нервной системы. Поэтому разделение практической медицины на различные отрасли произошло не столько вследствие глубоких, принципиальных различий в причинах, характере и лечении заболеваний, сколько из-за практических потребностей вследствие чрезвычайного, глубокого развития медицинской науки и невозможности для одного врача охватить все накопленные фактические данные.

Заболевания важнейших внутренних органов, несомненно, глубоко сказываются на функции всех без исключения остальных систем и органов организма человека, что также определяет их тесную взаимосвязь и взаимозависимость. Кроме того, методы исследования (диагностики) внутренних болезней имеют универсальное значение и крайне необходимы для распознавания и хирургических, и гинекологических, и др. заболеваний. Поэтому ни один врач, в какой бы отрасли практической медицины он ни специализировался, не может обходиться без достаточного знания основ внутренней медицины, без знакомства с методами исследования, применяемыми при распознавании, прежде всего, внутренних болезней.

Для назначения больному правильной адекватной лечебной помощи важнейшим является, прежде всего, распознавание, диагностика болезни. В основе диагностики болезней лежит всестороннее исследование больного. Оно состоит из двух частей:

1. Расспроса, при котором больной представляет в распоряжение врача различные сведения, используемые в диагностических целях.

2. Объективного исследования больного с применением основных физических и дополнительных (лабораторных, инструментальных и т.п.) методов исследования.

Все проявления болезни, о которых врач узнал и при расспросе, и при объективном исследовании больного, составляют признаки (симптомы) заболевания. Оценивая диагностическое значение каждого из них, группируя их по общности, обуславливающей причины, в совокупность симптомов (синдромов заболевания), сопоставляя их взаимную связь, последовательность возникновения, формируется заключение в виде врачебного диагноза заболевания. Диагноз – это краткое, четкое медицинское заключение об имеющемся заболевании, выраженное в терминах, предусмотренных классификациями и номенклатурой болезней.

Основы медицинской деонтологии

Деонтология (греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Оформление медицинской деонтологии (м.д.) в виде особого учения в составе медицины как науки и практики лечения обусловлено ее гуманистическим содержанием. Цели медицины органически включают в себя нормативные оценки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотношений медика и больного, но и потому, что соблюдение деонтологических норм медиками само по себе оказывает лечебный эффект.

Осенний семестр

  1. Пневмония
  2. Бронхиальная астма
  3. ИБС. Стенокардия. Инфаркт миокарда
  4. Артериальная гипертензия
  5. Митральные и аортальные пороки
  6. Гастриты
  7. Язвенная болезнь
  8. Хронические гепатиты и циррозы печени
  9. Пиелонефрит. Гломерулонефрит
  10. Анемии. Лейкозы

Весенний семестр

  1. Методы обследования больного с патологией дыхательной системы
  2. Методы обследования больных с патологией дыхательной системы
  3. Аускультация легких.
  4. Методы обследования больных с патологией сердечно-сосудистой системы
  5. Аускультация сердца
  6. Методы обследования больных с патологией желудочно-кишечного тракта.
  7. Методы обследования больных с патологией печени.
  8. Методы обследования больных с патологией почек.

Темы занятий

Осенний семестр

Пневмония.

Бронхиты. Бронхиальная астма. Эмфизема легких.

Плевриты. Пневматоракс. Абсцесс и гангрена легкого. Бронхоэктатическая болезнь.

ИБС. Стенокардия.

Острый коронарный синдром.

Артериальная гипертензия

Митральные пороки. Пролапс митрального клапана.

Аортальные пороки. Трикуспидальная недостаточность. Хроническая СН.

Заболевания пищевода. Гастриты.

Язвенная болезнь желудка и 12-персной кишки

Энтериты. Колиты

Гепатиты. Циррозы печени

Гломерулонефриты. Пиэлонефриты

Заболевания крови. Железодефицитная анемия В 12 -дефицитная анемия. Острые и хронические лейкозы.

Написание истории болезни

Весенний семестр

Схема истории болезни. Расспрос (жалобы, анамнез). Общий осмотр.

Синдромы в пульмонологии. Методы обследования больных с заболеваниями органов дыхания. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Осмотр грудной клетки. Пальпация грудной клетки

Перкуссия легких. Виды перкуторного звука. Причины изменения перкуторного звука

Аускультация легких. Основные дыхательные шумы

Аускультация легких. Побочные дыхательные шумы

Инструментальные и лабораторные методы исследования легких – рентгенография, ФВД, бронхоскопия, исследование мокроты.

Синдромы в кардиологии. Методы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Осмотр и пальпация области сердца. Исследование сосудов. Пульс. Методика измерения АД.

Аускультация сердца. Тоны сердца

Аускультация сердца. Шумы сердца.

Инструментальные методы исследования в кардиологии – нормальная ЭКГ, ЭхоКГ

Синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Методы обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Перкуссия, пальпация и аускультация живота.

Инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта – гастроскопия, биопсия, рентгенологические методы, рН-метрия, ректороманоскопия, колоноскопия.

Синдромы при заболевании печени. Физикальные методы обследования больных с заболеваниями печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Перкуссия и пальпация печени и селезенки.

Лабораторные и инструментальные методы исследования печения – биохимические исследования крови, радионуклидные методы, КТ

Синдромы при заболеваниях почек. Методы обследования больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Пальпация почек и мочевого пузыря. Лабораторные и инструментальные методы, радионуклидные методы исследования.

Методы обследования больных с заболеваниями крови.

Тестовые задания для студентов 2-4 курсов

  • (PDF)
  • Тестовые задания для проверки базового уровня знаний студентов (MS Word)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Уважаемые студенты!

Поздравляем Вас с началом учебного года. На 3 курсе для Вас начинается долгий и интересный путь, направленный на освоение новой для Вас дисциплины - внутренние болезни.

На нашей кафедре - пропедевтики внутренних болезней - Вы начинаете делать первые шаги на врачебном поприще, для того чтобы после окончания академии стать достойными врачами.

Вам необходимо будет овладеть очень сложной и важной наукой взаимоотношений с больными, научиться проводить расспрос, осмотр, правильно провести физикальное обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), грамотно назначить и в дальнейшем интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, что в последующем поможет Вам обосновать не медикаментозную и медикаментозную терапию Вашему пациенту. Все это имеет только одно направление, цель которого - выздоровление больного.

Основные требования к студентам на кафедре:

На практические занятия и лекции приходить в халате и сменной обуви;

Отключать на период занятий и лекций мобильные телефоны;

Иметь при себе фонендоскоп, тетрадь и ручку;

Не опаздывать и не пропускать занятия и лекции;

Пропущенные контрольные занятия будут вынесены в качестве дополнительных вопросов на экзамен.

План изучения дисциплины - пропедевтики внутренних болезней складывается их двух больших частей:

Общая часть, где Вы получите общие представления о внутренних болезнях и задачах клинической медицины;

Освоите методы клинического обследования больного и общую симптоматологию заболеваний внутренних органов;

Специальная часть, где будут подробно изложены все методы клинического обследования больного по системам (система дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеотделения, крови, костно-мышечная система, желез внутренней секреции и обмена веществ).

Уровни изучения дисциплины.

Пропедевтика внутренних болезней (от греческого «propaideueo» - предварительно обучаю) - это подготовительный вводный курс во внутренние болезни, систематически изложенный в сжатой и логичной форме.

Цели и задачи пропедевтики внутренних болезней - предполагают обучение основным и наиболее значимым дополнительным методам обследования больного.

Важным разделом дисциплины является семиотика - учение о признаках (симптомах) болезней. Большое внимание в пропедевтике внутренних болезней уделяется также и различным синдромам (или симптомокомплексам). При этом под синдромом понимается совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.

Одной из важных задач пропедевтики внутренних болезней является воспитание у будущего врача высоких морально-нравственных качеств, его готовности всегда прийти на помощь больному человеку.

Наука о взаимоотношении врача и больного, о профессиональном долге носит название - медицинской деонтологии (от греч. deon, deontos - долг, должное + logos - учение). Многие принципы медицинской деонтологии (в частности, сохранение врачебной тайны) студенты должны соблюдать при общении с больным уже в процессе изучения пропедевтики внутренних болезней.

Значение пропедевтики внутренних болезней в системе подготовки врача невозможно переоценить. В курсе пропедевтики внутренних болезней изучаются симптомы и признаки болезни, методы их выявления, студент овладевает логикой построения диагноза. Знание пропедевтики необходимо для дальнейшего изучения не только терапии, но и других клинических дисциплин: уметь распознавать симптомы заболевания, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза должен не только терапевт, но и хирург, гинеколог, невропатолог и врачи всех других специальностей.

Методы изучения пропедевтики внутренних болезней.

Пропедевтика внутренних болезней предполагает обучение основным и наиболее значимым основным и дополнительным методам обследования больного.

Основными клиническими методами исследования больного являются расспрос, осмотр, пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание), аускультация (выслушивание). Они не только позволяют во многих случаях сразу поставить диагноз заболевания или его осложнения, но и помогают врачу решить вопрос о том, какие дополнительные методы исследования нужно будет провести в том или ином случае.

Дополнительные (лабораторные и инструментальные) методы исследования часто выполняют не лечащие врачи, а другие специалисты. К таким методам относят лабораторные (например: общий анализ крови, биохимический анализ крови и др.) и инструментальные методы (рентгенологические, эндоскопические, морфологические, ультразвуковые и другие методы исследования), позволяющие уточнить или опровергнуть первоначальный диагноз.

Клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней.

Симптом (греч. symptom - совпадение) - представляет собой характерный признак или проявление болезни или болезненного состояния.

Виды симптомов:

Субъективные;

Объективные;

Специфические;

Неспецифические;

Патогномоничные;

Поздние.

Субъективные - основаны на описании больным своих ощущений, например боли.

Объективные - основаны на данных полученных при обследовании больного врачом.

Специфические - это симптомы характерные для конкретного заболевания

Неспецифические - это симптомы, встречающиеся при целом ряде заболеваний.

Патогномоничные - это симптомы, однозначно описывающие определенную болезнь, что в значительной степени помогает врачу в постановке диагноза.

Ранние симптомы - это симптомы, появляющиеся в начале болезни.

Поздние симптомы - симптомы, появляющиеся на поздних стадиях течения болезни.

Методы выявления симптомов разделяются на основные и дополнительные.

Основными клиническими методами являются расспрос, осмотр, пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание), аускультация (выслушивание).

Дополнительные (лабораторно-инструментальные) исследования часто выполняют не лечащие врачи, а другие специалисты. К таким методам относят лабораторные (например: общий анализ крови, биохимический анализ крови и др.) и инструментальные методы (рентгенологические, эндоскопические, морфологические, ультразвуковые и другие методы исследования).

Представляет собой устойчиво воспроизводящуюся от одного клинического наблюдения к другому группу (совокупность) симптомов, объединенных общим патогенезом.

Синдром выступает или как важное звено патогенеза болезни, или как ее существенное проявление, или как осложнение болезни.

Синдром отражает способность организма реагировать относительно ограниченным числом типовых реакций на многочисленные раздражающие факторы. Поэтому диагностика синдрома служит важнейшей ступенью к диагнозу болезни, а также основание к назначению патогенетической терапии еще до получения окончательного клинического диагноза.

В настоящее время известно более 1500 синдромов.

Различают 2 виды синдромов - анатомические и функциональные.

Анатомические синдромы - это сочетания физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов.

Функциональные синдромы - это сочетание функциональных симптомов.

Различают простые и сложные (или большие) синдромы. Большой синдром - представляет собой сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм.

Характерной чертой синдрома является то, что он может быть следствием влияния на организм разных патогенетических причин.

Необходимо помнить, что понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы.

Понятие болезни.

Здоровье и болезнь - это различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей среде - физической и социальной.

Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного. Первым существенным признаком болезни - является повреждение организма (нарушение анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа или части тела, вызванное внешним воздействием). К повреждениям относятся и отсутствие ферментов или других веществ, недостаточность механизма гомеостаза и др.

Вторым существенным признаком болезни - является реакция организма на различные повреждения.

Повреждение и реакция на него - признаки, необходимые и в то же время достаточные для основного определения болезни, т. е., болезнь можно рассматривать как реакцию организма на его повреждение.

Понятие об этиологии.

Этиология («aetia» - причина + «logos» - учение) - наука о причинах возникновения болезней.

К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относят:

Физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);

Химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);

Биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);

Социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, низкий уровень жизни, злоупотребление алкоголем и т. д.).

Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Другими словами - возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности («reactio» - противодействие) организма.

Понятие о патогенезе.

Патогенез («pathos» - страдание + «genesis» - зарождение) - учение о механизмах развития болезней и патологических процессов на различных уровнях организма - от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях - и решающим фактором на протяжении всего заболевания.

Понятие о диагностическом (клиническом) мышлении.

Отношение врача и больного в значительной мере определяется диагнозом. Сквозь призму диагноза врач оценивает прогноз заболевания и лечебную тактику применительно к данному больному.

Диагноз добывается в процессе диагностики (греч. diagnosticos - способный распознавать).

Диагностика представляет собой первостепенный раздел клинической медицины.

Диагностика как деятельность врача включает в себя:

Целенаправленное медицинское обследование;

Истолкование выявленных симптомов, синдромов, лабораторных, инструментальных и морфологических признаков;

Обобщение полученных данных в виде установленного диагноза.

Следовательно, содержательной частью диагноза выступают три раздела:

Семиотика (процесс собирания, выявления и оценки проявлений, признаков, симптомов различных заболеваний);

Диагностическая техника (методы диагностического обследования больного);

Теория и методы диагностики (методология диагностики).

В соответствии с основными положениями клинического мышления необходимо стремиться, в каждом конкретном случае, рассматривать диагностическое исследование как предпосылку для лечения, исходя при этом из общих установок:

1. Болезнь является реакцией организма на его повреждение, поэтому клинический анализ конкретного больного обязывает различать оба этих момента и при этом выявлять приспособительную тенденцию реакции;

2. Принцип целостности организма обязывает к полноте диагностики болезни и оценки состояния всех физиологических систем, а также личности больного;

3. Принцип единства организма и среды лежит в основе этиологического анализа отношений больного - внешняя среда, включая социальные факторы;

4. Принцип нервизма требует конкретного изучения роли нервной системы, включая высшую нервную деятельность, в развитии заболевания.

Современные требования к врачебному диагнозу. При оформлении диагноза обязательно требуется выделить:

1. Основное заболевание, по поводу которого больной лечиться или от которого он умер. При этом нужно указать нозологическую единицу, степень компенсации или стадию болезни, характер морфологического процесса, преимущественную локализацию изменений, характер и степень функциональных нарушений, патогенез и этиологию болезни;

2. Конкурирующее или фоновое заболевание (если оно имеется);

3. Осложнения основного заболевания;

4. Сопутствующие заболевания.

Принципы диагностического мышления. Различают следующие принципы диагностики и виды диагноза.

По методу построения:

1. Диагноз прямой или по аналогии (диагноз по аналогии является наиболее простым и элементарным. При этом признаки заболевания, выявляемые у больного, сравниваются с симптомами известных врачу болезней. При сходстве признаков, выявленных у больного, с проявлениями какого-нибудь заболевания считается, что больной страдает идентичным заболеванием. Сходство признаков при первичном осмотре может быть кажущимся, поверхностным. Поэтому метод построения диагноза по аналогии должен применяться только лишь в исключительных случаях, когда время для размышлений у врача ограничено и нет возможности для более глубоко обследовать больного);

2. Дифференциальный диагноз (diagnosis differentialis) и как часть его - диагноз путем исключения (diagnosis per exclusionem);

3. Синтетический, или полный, диагноз (diagnosis morbid et aegroti) (Синтетический, или патогенетический, диагноз, опирающийся на синтез и установление патогенетической связи явлений, служит для конкретного определения заболевания у больного с его индивидуальными морфо-функциональными проявлениями. Метод построения синтетического диагноза основывается на разграничении болезней среди групп патологических состояний и болезней, которые проявляются единым ведущим симптомокомплексом - синдромом. Синдромы значительно отличаются друг от друга, их количество сравнительно невелико. Это облегчает диагностику заболеваний и суживает круг поиска конкретных нозологических форм. Установление синтетического диагноза часто определяется как решение научно-познавательной логической задачи. При этом диагноз - есть логическая формула, в которой отражается суть болезни в понятиях современной медицинской науки и лексики. Процесс построения диагноза обычно проходит в 2 этапа: 1 - аналитический, 2 - синтетический. Анализ и синтез как логические приемы диагностического исследования являются альфой и омегой врачебной деятельности, без которых клиническое мышление невозможно);

4. Диагноз путем наблюдения (diagnosis ex observatione);

5. Диагноз по лечебному эффекту (diagnosis ex juvantibus);

По времени выявления заболевания:

1. Ранний диагноз;

2. Поздний диагноз;

3. Ретроспективный диагноз;

4. Посмертный диагноз.

По степени обоснованности:

1. Диагноз предварительный, т. е., гипотетический;

2. Диагноз окончательный, или обоснованный;

3. Диагноз под вопросом - при отсутствии уверенности в правильности диагностики.

Методы диагностического мышления:

Диагностирование по сходству (сравнение симптомов, присутствующих у данного больного, с симптомами известных болезней);

Индуктивное диагностирование (основан на совпадении и сходстве нескольких симптомов, наблюдающихся у больного, с симптомами предполагаемой болезни, основывается на гипотетическом первичном обобщении и последующей проверке врачебного заключения по совокупности наблюдаемых факторов. Характерной чертой индуктивного метода является предположение или гипотеза);

Дифференциальный диагноз (основан на исключении возможности какого-либо другого заболевания и основан на поисках различий между данным, конкретным случаем и всеми возможными случаями с исключением предположений, не выдержавших проверки).

Дифференциальный диагноз имеет пять фаз:

1 фаза - выделение наиболее специфичного симптома или симптомокомплекса;

2 фаза - привлечение всех возможных для данного случая симптомов;

3 фаза - сравнение изучаемого случая с рядом возможных заболеваний;

4 фаза - первоначально предполагавшееся заболевание исключают при нахождении различий или противоречий на основании трех основных принципов дифференцирования:

1 принцип - существенного различия;

2 принцип - исключение через противоположность (присутствует симптом противоречащий диагнозу);

3 принцип - несовпадение признаков.

5 фаза - на основе логических выводов и полученных данных исключаются все наименее вероятные заболевания, и ставится окончательный диагноз. В своей диагностической работе врач применяет три основных подхода:

Нозологический;

Синдромальный;

Диагностический алгоритм.

На основании нозологического подхода врач устанавливает диагноз путем совпадения всей имеющейся клинической симптоматики болезни с известными и описанными в учебниках и руководствах проявлениями данной нозологической формы. При синдромальном подходе выявление ведущего клинического синдрома, определяющего прогноз заболевания, служит промежуточным этапом на пути к формированию развернутого диагноза.

Диагностический алгоритм представляет собой многоэтапный процесс мысленного или практического исключения менее вероятных диагнозов для обоснования наиболее вероятного.

Такой подход наиболее широко применяется при проведении дифференциального диагноза.

Существует определенный свод правил, который постоянно должен держать в голове врач и который помогает в диагностической работе:

Диагноз должен следовать из имеющихся симптомов (синдромов);

Диагноз не должен вступать в противоречие ни с одним из имеющихся симптомов;

Диагноз должен выступать в качестве обобщающего вывода: этот вывод следует проверять новыми выявленными симптомами, в том числе и противоречащими первоначальному диагнозу;

Предпочтение следует отдавать диагнозу, в котором все многообразие симптоматики охватывается наименьшим числом включаемых в диагноз нозологических форм;

Из двух равно удовлетворяющих диагнозов выбирают тот, который проще. пропедевтика врач патогенез

Основные положения этики и деонтологии.

С первого шага на врачебном поприще, для того чтобы после окончания академии стать хорошими врачами, студентам необходимо овладеть очень сложной и важной наукой взаимоотношений с больными, цель которой - выздоровление больного. Это не только наука, но и талант, врачебное чутье. Здесь нет общих, строго заданных фраз и правил, поскольку каждый больной из-за особенностей своего заболевания, образования, интеллекта, конкретных условий (усталость, неприятности, радость, раздражение) требует особого подхода и такта.

Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит название врачебной деонтологии (от греч. deon, deontos - должное, logos - учение). Медицинскую деонтологию можно также определить как совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Начиная работу в клинике, студенты должны помнить, что первое впечатление на больного производит внешний вид врача. Любая неопрятность в одежде, недостаточно чистый халат, неухоженные или плохо вымытые руки врача оставляют у больного неприятный осадок, что в известной степени снижает авторитет врача. Во время перерыва в занятиях или лекциях студенты не должны забывать, что они уже в какой-то степени врачи, им нельзя заниматься в отделении посторонними делами и устраивать шумные обсуждения. К тому же шум, громкие разговоры в палатах и коридоре отделения беспокоят больных. В лечебных учреждениях вся организация работы и обстановка должны обеспечивать больным хорошее настроение, покой и отдых (лечебно-охранительный режим), что укрепляет их нервную систему. Следует помнить, что больные обращают внимание на то, как сам врач относится к рекомендациям, которые он дает. Например, если врач советует больному прекратить курить, а сам в это время курит, то его совет не будет принят всерьез. Врачебная деонтология включает необходимость сохранения врачебной тайны. Все сведения о больном, характере его заболевания и лечении врач должен держать в тайне, иначе он может повредить больному, причинить ему моральный, а в некоторых случаях и материальный ущерб. Это требование не включает, однако, случаев, когда сохранение врачебной тайны может причинить вред окружающим. Например, если человек болен инфекционной болезнью, его необходимо госпитализировать как для лечения, так и в целях изоляции, ограничения распространения инфекции, а окружающих его лиц в ряде случаев нужно поставить в известность о характере заболевания в целях более строгого соблюдения ими санитарно-гигиенических требований и своевременного выявления новых вспышек болезни. Вопросы врачебной деонтологии тесно соприкасаются с профессиональной этикой. Между врачами отношения должны быть действительно товарищескими, основываться на взаимной поддержке и помощи для блага больного. Если врач обнаружил ошибку или неточность в назначениях своего коллеги, он должен их исправить, однако в такой форме, чтобы не подорвать у больного веру в медицину и успех лечения. Правила врачебной этики с самого начала своей работы должны усвоить и студенты - будущие врачи.

Заключение

Таким образом, современный врач должен быть высокообразованным клиницистом, имеющим обширные знания, способным правильно оценить общее состояние больного, выявить при осмотре симптомы и синдромы, свидетельствующие о тех или иных заболеваниях внутренних органов, грамотно сформулировать диагноз и назначить необходимое лечение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение внутренней медицины в общемедицинском образовании. Задачи пропедевтики внутренних болезней. Методы исследования больного, распознавание ведущих клинических синдромов, понятие о симптоме, синдроме и диагнозе. Основы врачебной этики и деонтологии.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    Изучение этиологии, патогенеза, источников, клинических симптомов герпетической инфекции. Определение методов ее диагностики и особенностей протекания в период беременности. Влияние на организм плода. Изучение основных методов лечения заболевания.

    презентация , добавлен 07.11.2017

    "Порочный круг" в патогенезе заболевания. Повреждения клетки при действии ионизирующей радиации. Механизм долговременной адаптации. Механизм возникновения ацидоза в очаге воспаления. Механизмы нарушения гемостаза при патологии печени. ДВС-синдром.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие несахарного диабета (мочеизнурения). Анализ его типов: центральный (гипоталамический) и нефрогенный (почечный). Описание этиологии, патогенеза, клинических и сопутствующих симптомов, основных методов диагностики и лечения данного заболевания.

    презентация , добавлен 02.04.2018

    Характеристика эпидемии как заболевания множества людей в относительно короткие сроки. Значение эпидемиологического метода при изучении закономерностей распространения среди населения болезней неинфекционной природы. Опасность инфекционных болезней.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2011

    Основные формы заболеваний зубочелюстной системы. Стоматогенный очаг инфекции, микробные накопления на зубах. Патогенез очаговосупутствующих болезней. Патогенетическая терапия, лечение болезней внутренних органов. Профилактика и гигиена полости рта.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Определение понятия бронхообструктивного синдрома. Описание его этиологии, патогенеза, клинических симптомов, источников, факторов риска, основных методов диагностики и лечения заболевания. Особенности лечения бронхообструктивного синдрома у детей.

    презентация , добавлен 30.09.2017

    Обзор гинекологического анамнеза, жалоб и истории развития заболевания пациента. Анализ патологических изменений внутренних органов, этиологии и патогенеза миомы матки. Изучение диагностических исследований, плана лечения, профилактических мероприятий.

    история болезни , добавлен 12.01.2012

    Исследование особенностей патогенеза - раздела медицины, трактующего вопросы развития, как отдельных патологических процессов, так и болезней в целом. Характеристика патогенеза крупозной пневмонии. Значение данных патогенеза для терапии и профилактики.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Структура и функции генов. История расшифровки механизма развития болезней с наследственным предрасположением. Понятие, сущность и причины мутаций. Характеристика хромосомных болезней и болезней нарушения обмена веществ (аминокислот, жиров и углеводов).

Кафедра имеет давнюю историю своего становления и развития. Она была организована в 1937 г. под руководством профессора А.И. Гефтера (1937–1938). В последующем кафедру возглавляли: профессор Е.С. Алексеев (1938–1950); профессор К.Г. Никулин (1950–1977); профессор В.В. Костина (1977–1999); доцент Н.В. Меньков (1999 – 2005). С 2005 г. кафедрой заведует профессор Г.Н. Варварина.

Алексеев Евгений Степанович (1890 - 1950) Константин Георгиевич Никулин (1901 - 1987) Костина Валентина Викторовна (1927-2013)

Первой клинической базой кафедры была Больница водздравотдела. В это время вместе с профессором Е.С. Алексеевым работали: профессор К.Г. Никулин, доцент Н.К. Акапов, ассистенты – И.М. Орнатский, С.Л. Бродский, А.Ф. Частиков, А.И. Жичина, А.А. Чайкова. Сотрудники кафедры С.Л. Бродский и А.Ф. Частиков погибли во время Великой Отечественной войны.

После утверждения в 1950 г. в должности заведующего кафедрой профессора Константина Георгиевича Никулина клинической базой кафедры становится 10-я терапевтическая больница. Под руководством К.Г. Никулина на кафедре совершенствуется педагогическая и методическая работа по основам обследования пациентов, семиотике, рентгенологии, лабораторным исследованиям. Внедряются новые диагностические и лечебные методы, широко развертывается научная работа и подготовка кадров: молодые ассистенты, пришедшие на кафедру, успешно защищают кандидатские диссертации. Открыто первое городское пульмонологическое отделение, оснащенное современным оборудованием и квалифицированными кадрами. К.Г.Никулин активно занимается общественной работой как член правления Всесоюзного научного общества терапевтов, член редколлегии журнала «Клиническая медицина» и др. Он становится видным ученым – пульмонологом.

С 1977 по 1999 гг. кафедрой заведовала профессор Костина Валентина Викторовна, сохранив традиционное научное пульмонологическое направление. Под руководством В.В. Костиной внедрены новые методы исследования, изучены особенности течения острой пневмонии, иммунологические аспекты патогенеза затяжных и хронических пневмоний, разработаны новые подходы к лечению болезней легких. Профессор Костина В.В. сформировала четкий алгоритм методического подхода к преподаванию на кафедре основ диагностики и семиотики заболеваний внутренних органов. Ее выступления на терапевтических и пульмонологических съездах и конгрессах отличались актуальностью, новизной, оригинальностью, логичностью; а лекции для студентов и сегодня могут служить эталоном клинической лекции. Под руководством Костиной В.В. успешно защищены 2 докторские и 22 кандидатские диссертации.

С 1999 по 2005 гг. кафедрой руководил кандидат медицинских наук, доцент, один из ведущих пульмонологов г. Нижнего Новгорода - Николай Викторович Меньков. Более 15 лет является главным пульмонологом г. Нижнего Новгорода. В течение многих лет Н.В. Меньков участвует в экспертной оценке диагностики и лечения заболеваний органов дыхания в лечебных учреждениях г. Н.Новгорода. Особое внимание Николай Викторович уделяет обучению терапевтов основным проблемам современной пульмонологии. Им организованы многочисленные школы пульмонологов в Нижнем Новгороде. Установление сотрудничества с международным центром пульмонологии и торакальной хирургии способствовало оснащению пульмонологического отделения больницы №10 новым оборудованием и формированию творческих связей.

С 2005 г. кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор Галина Николаевна Варварина. Наряду с традиционными появились новые направления деятельности преподавателей: симуляционное обучение, организация учебной практики, институтских и республиканских студенческих олимпиад. Расширился диапазон научных исследований сотрудников по пульмонологической тематике, в которые вошли работы по коморбидной патологии (сочетание болезней легких с эндокринной и сердечно-сосудистыми заболеваниями). Повысился уровень иммунологических и микробиологических исследований благодаря совместным научным проектам с сотрудниками Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (руководитель – проф. В.В. Новиков), а также НИИ эпидемиологии и микробиологии им. акад. И.Н. Блохиной (руководитель – проф. В.А. Никифоров). Под руководством Г.Н. Варвариной защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций, ею опубликовано более 200 научных работ, 2 монографии, ряд методических рекомендаций для врачей и студентов. Получено 6 патентов на изобретения.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней, называемой «азбукой» терапии, сохраняются традиции отечественной терапевтической школы. В этом заслуга преподавателей, которые работают здесь в течение многих десятилетий и передают свой богатый клинический опыт молодым коллегам и учащимся.