Сколько весит мозг обычного человека или гения. Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого? Вес мозга и факторы, которые на него влияют


Мозг человека весит от 1100 до 2000 грамм, что составляет около 2% от всей массы тела. При этом масса женского и мужского мозга разная – у сильной половины мозг «тяжелее» примерно на 100 – 150 грамм. Согласно исследованиям ученых, вес мозга также зависит от возраста человека. К примеру, у новорожденного малыша масса мозга 455 грамм. Так сколько весит мозг человека? Попробуем разобраться в этом интересном вопросе.

Сколько весит мозг взрослого человека?

Головной мозг состоит из множества нервных клеток и является одним из самых важных органов в организме. Бытует мнение, что уровень интеллекта человека зависит от массы его мозга. Однако это не более, чем миф – мозг гения вполне может оказаться меньше, чем мозг человека невысоких умственных способностей. Достаточно проследить «габариты» мозга у многих великих умов человечества. Итак, обратимся к статистике и сравним массу мозга у таких выдающихся личностей, как:

  • Уолт Уитмен – 1256 г
  • Ленин – 1340 г
  • Станиславский – 1505 г
  • Троцкий – 1568 г
  • Менделеев – 1571 г
  • Павлов – 1653 г
  • Бетховен – 1750 г
  • Есенин – 1920 г
  • Тургенев – 2012 г
  • Байрон – 2238 г

Как видим, наличие таланта или личных дарований не зависит от веса человеческого мозга. Доказано, что на уровень интеллекта влияют отдельные участки головного мозга – «серое вещество». А здесь, в свою очередь, играет решающую роль густота расположения нейронов и количество связей между ними.

Многие заболевания вполне могут спровоцировать увеличение коры головного мозга, что отразится на его массе. Наукой был зафиксирован самый огромный мозг – весом в 2850 грамм! Правда, обладателем подобного «уникума» был слабоумный человек.

Интересный факт: представители разных рас и национальностей обладают различной массой мозга. К примеру, у белорусов вес мозга составляет в среднем 1429 грамм, у русских – 1399 грамм. Если сравнить массу мозга у чернокожего американца (1223 грамма) и «среднестатистического» немца (1425 грамм), то разница между показателями составит 202 грамма.

Мозг человека весит от 1100 до 2000 грамм.

У австралийцев самый «легкий» мозг – 1185 грамм! Немного «тяжелее» мозг у азиатов – корейцев и японцев (1376 грамм и 1313 грамм соответственно).

Следует заметить, что вес мозга не является статичной величиной. С рождения и до 27 лет мозг «растет» в весе, а дальше его масса постепенно, но неуклонно снижается. За каждые 10 последующих лет человек «теряет» по 30 грамм мозга!

Сколько весит мозг слона?

Средняя масса мозга слона – от 4000 до 5000 грамм. Если сравнить с весом человеческого мозга, то у представителя самых крупных млекопитающих мозги тяжелее более, чем в два раза. Как было научно доказано, уровень интеллекта не зависит от величины мозга – в противном случае, «венцом творения» на планете был бы не человек, а слоны и киты.

Масса мозга слона - от 4000 до 5000 грамм.

Какой критерий оказывает влияние на потенциальный уровень интеллекта? Это соотношение массы мозга с общим весом тела. Наблюдение за разными видами животных показали, что животные с более высоким показателем способны лучше контролировать свое поведение. У человека соотношение веса мозга к массе тела составляет 1: 40, а вот слоны такими успехами «похвастаться» не могут – у этих огромных млекопитающих данный показатель составляет 1: 560.

Сколько весит мозг у кита?

Масса мозга кита достигает 9000 грамм.

Голубой кит является самым большим животным класса млекопитающих, когда-либо существовавшее на Земле. Действительно, длина тела кита нередко превышает 30 метров, а вес - больше 150 тонн.

Масса мозга у этого водного «рекордсмена» достигает 9000 грамм, а соотношение данного показателя к общему весу тела составляет 1: 40 000.

Сколько весит мозг и сердце голубого (синего) кита?

Интересным фактом является то, что масса сердца кита составляет от 600 до 700 кг, а мозг весит в среднем 6,8 кг. Как видим, китовый мозг легче сердца примерно в 100 раз. Зачем киту такое «большое» сердце? Дело в том, что с транспортировкой крови по сосудам такого огромного многотонного тела маленькое сердце вряд ли бы справилось.

Северный дельфин белуха также является обладателем большого мозга весом 2350 грамм. А вот у его «собрата» дельфина афалина масса мозга – всего 1735 грамм.

Мозг человека – уникальное творение природы. Ведь в общей массе тела доля мозга составляет всего 2%, а для пребывания даже в состоянии «покоя» органу требуется не менее 9% энергии, поступающей в организм. Что уж говорить при активности мыслительных процессов! Как только человек начинает «усиленно» думать, уровень потребления энергии сразу возрастает до отметки 25%. К тому же, повышенная мозговая активность нуждается в дополнительном кислородном питании. Так что во время решения логических задач или написания сочинений наш мозг «забирает» из организма до трети всего поступающего кислорода.

Теперь мы знаем, сколько весит мозг человека сам по себе, а также по отношению к мозгу некоторых животных класса млекопитающих.

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство - это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 - период детства; до 4 лет - раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии - всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна - «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания - удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте - до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными - они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

Понимание ваших шестилеток приходит только тогда, когда вы знаете, какие вехи развития проходит ваш ребенок в 6 лет. Быть осведомленным о них – значит, иметь преимущество, когда дело доходит до ваших с ребенком отношений. Если шесть лет ребенку - это тот самый возраст, когда индивидуальность вашего ребенка проявляется в высшей степени.

Рост и вес в 6 лет

За прошедший год (с пяти до шести лет) ребенок должен прибавить в весе примерно 2,2 - 2,3 кг, и вырасти на 6,5 - 7,1 см.

  • В шесть лет вес мальчиков составляет примерно 20,9 кг, вес девочек в 6 лет – 20,2 кг.
  • Средний рост в 6 лет у мальчиков составляет 115,5 см, рост шестилетних девочек – 114,7 см.

Физическое развитие в шесть лет

Шестилетки демонстрируют повышенный контроль над своим телом. Настало время отдать ребенка на танцы, гимнастику или легкую атлетику. Дети шестилетнего возраста делают успехи во всех сферах развития, включая двигательные и языковые. Купите ребенку велосипед, в этом возрасте он быстро научится на нем ездить.

Энергия ребенка в шесть лет бьет через край. Но ввиду повышенной физической активности, дети засыпают легко и им нужен полноценный 8-10 часовой сон.

Мозговая активность

Мозг шестилетнего ребенка почти не отличить от взрослого, и он продолжает развиваться еще 20 лет. Ребенок в 6 лет будет лучше различать плохое и хорошее, тем не менее, родители все еще должны направлять своего ребенка, особенно это касается управления временем и организацией своей деятельности.

Настало время, когда шестилетние дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром, а непросто наблюдать со стороны.

Эмоциональное и социальное развитие в 6 лет

Шестилетки только начинают вести социальную жизнь, общаясь со сверстниками. Дружба в 6 лет детей играет важную роль в их жизни. Дети также стремятся получить одобрение от авторитетных фигур, таких как родителя и учителя. Ребята в этом возрасте шести лет общительны и любят дружить, но иногда у них возникают конфликты собственнического характера.

Вы переживаете вместе со своим ребенком их победы и первые разочарования. Вашему шестилетнему ребенку - не важно мальчику или девочке - все еще нужна ваша поддержка и наставления в учебе, в дружбе и просто в общении.

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

– это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию . Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

Малыш растет и развивается с каждым днем и родителям очень важно понимать, что именно происходит с его организмом, а также знать, какие существуют нормы развития в определенном возрасте, чтобы вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Сегодня мы хотим поговорить о нормах физиологического развития малыша , ведь если в первые три года ребенка скорость роста и набора веса может быть неравномерна и кардинально зависеть от индивидуальных особенностей, то после трех лет показатели прибавки роста и веса достаточно стабильны и предсказуемы.

Рост и вес ребенка

Средний рост ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет обычно вычисляется по формулам:

  • 100 см - 8 (4 - n) для детей младше четырех лет,
  • 100 см + 6 (л - 4) для детей старше четырех лет.

В этой формуле значение n - это возраст ребенка, а 100 см. - примерный рост четырехлетнего карапуза.

Исходя из формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см., пятилетнего - 106 см., а шестилетнего - 112 см.

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно: в 3 года прибавка в весе составляет 1,0 - 1,3кг., а в шесть-семь лет - 2,2-2,5 кг.

Насколько масса тела вашего малыша соответствует общепринятым нормам можно вычислить по формуле: 19 - 2 (5 - n), где n - возраст ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 15-16 кг, в четыре - 16-17 кг, в пять лет - 17-18 кг. Формула верна только для детей в возрасте до 5-ти лет, после пяти массу теля ребенка можно рассчитать по формуле 19 + 3 (n - 5), где n - количество лет. Исходя из подсчета по этой формуле, в 6 лет ребенок в среднем должен весить 20-21 кг.

Окружность головы, пропорции тела

Одним из важных признаков здорового развития является окружность головы ребенка . После года изменение размера головы ребенка сильно замедляется. За второй год жизни, малыши, как правило, прибавляют лишь 1,5-2 см, за третий год - 1-1,5 см.

Показатель окружности головы также можно рассчитать по формуле:

  • 50 см. - 1 (n) для ребенка младше 5-ти лет;
  • 50 см. + 0,6 (n ) для ребенка старше пяти лет.

Переменная n в этой формуле - возраст ребенка, а 50 см. - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, согласно формуле, примерная окружность головы у малыша в составляет в среднем 47-48 см., в четыре - лишь 48-49 см., в пять - 49-50 см., а в шесть лет - уже 50,6 см.

Норматив окружности грудной клетки отражает формула: 63 см. - 1,5 (10 - n), где n - возраст ребенка, а 63 см. - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см., у четырехлетнего это уже 54 см., в пять лет она составляет 55,5 см., в шесть лет - 57 см.

У детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более. Это приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз, благодаря чему ребенок может двигаться гораздо увереннее и быстрее, чем раньше.


Центральная нервная система

Головной мозг ребенка приблизительно к пяти годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого (на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К 3-м годам нервные клетки уже полностью дифференцированы, в ходе их развития возникли необходимые индивидуальные изменения.До пяти лет интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то, чтомозг дошкольника напоминает мозг взрослого человека, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому : нет уравновешенности, преобладает процесс возбуждения, а процессы торможения, наоборот, опаздывают в развитии. Этим объясняется непосредственность и искренность ребенка, так же знакомая всем родителям непоседливость и сложность с концентрацией.

Зрение и слух

После четырех лет достигается максимальная острота зрения , и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать. К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

После 3-х лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков. Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды , приводящим к дефектам зрения, поэтому родителям стоит следить за количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет слух ребенка не отличается от слуха взрослого . Однако из-за анатомо-физиологических особенностей строения уха ребенок в этом возрасте предрасположен к заболеваниям уха, таким, как , одним из осложнений которых является снижение слуха.

Хирург-отоларинголог, ЛОР-врач высшей категории, консультант сайта LIKAR.INFO, Кот Вячеслав Федорович рассказывает: « Острый средний отит - инфекционное заболевание, причиной которого является респираторная инфекция (вирусная или бактериальная). Также предрасполагающими факторами для развития среднего отита могут быть избыточные размеры аденоидной миндалины (гипертрофия) или хронический воспалительный процесс (хронический аденоидит), но необходимо различать понятия причина и предрасполагающий фактор. Активное лечение острого среднего отита, в зависимости от тяжести течения, агрессивности инфекции, состояния общего и местного иммунитета длится 7-14 дней, а полное восстановление поврежденных тканей и функции слухового анализатора может затягиваться до 3-4 недель».



Костно-мышечная система

Кшести-семи годам у ребенка начинают выпадать , которые способствовали лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань , кости малыша еще очень податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под их влиянием. Ваш непоседа не может долго без движения стоять или сидеть в одной и той же позе? Это замечательно, ведь длительное отсутствие движения у ребенка в возрасте 3-6 лет может привести к различным нарушениям осанки, сутулости, искривлению позвоночника, изменению формы ног и свода стопы. Формирование скелета кисти почти завершается перед школой, создавая важное условие для успешногообучения ребенка.

В возрасте 3-6 лет в первую очередь плеча и предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работапальцами детям удается не очень хорошо, из-за чего могут возникнуть проблемы с письмом и рисованием. Занятия в таком возрасте должны быть достаточно короткими, чтобы избежать утомления еще неокрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Сначала ребенок осваивает общие навыки двигательной активности - учится бегать и прыгать, бросать и лазать, чуть позже, после 4-х лет, он осваивает рисование, аппликацию и лепку - подключается . Если в три-четыре года многие движения ребенка резкие и угловатые, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается ловкость малыша, однако выносливость мышечной системы еще достаточно низкая.

Ребенок в 3 года способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м. и чуть дальше. В три года малыш может бросить мяч на 1,3-1,5 м., в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на короткие дистанции (10-30 м.), в пять-шесть лет - уже можно осваивать средние (100-120 м.).

Органы дыхания

У детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет продолжает увеличиваться объем легких , совершенствуются функции органов дыхания, частота дыхания начинает уменьшаться.

Увеличенная глубина дыхания приводит к тому, что кровь лучше насыщается кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три года.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают , из-за увеличения которых дыхание через нос затруднено.

Сердечнососудистая система

Рост и развитие мышц сердца у ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет прямо пропорционально изменению длины тела: к трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте у ребенка снижается пульс: от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем у детей старшего возраста. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению с взрослыми, нагнетательной способностью сердца.


Органы пищеварения

Для того чтобы пищеварение проходило нормально пищу нужно измельчить - разжевать. Для этого зубы ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет должны быть здоровыми , а прикус - правильным. Также пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков.

Однако у детей 3-6-летнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка. Физиологическая емкость желудка у трехлетнего малыша приблизительно 400-600 мм., у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей - от 12 до 24 часов.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки по сравнению с новорожденным увеличивается в 5 раз, длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - 1-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл.

Кровь и иммунитет

У ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет количество гемоглобина превышает 120 г/л., в лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится ребенок, тем меньшим становится количество лейкоцитов у него в периферической крови.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет иммунная защита организма достигает определенного уровня зрелости, однако дети часто болеют из-за большого количества контактов в детском саду и школе. Также дошкольники склонны к возникновению различных аллергических реакций.