Слитное и раздельное написание приставок наречий примеры. Диктанты. Слитное написание наречий


14.12.2011 44072 2751

Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Цели: показать некоторые закономерности слитного и раздель­ного правописания наречий; учить применять знания по морфоло­ гии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные уп­ ражнения, конструирование словосочетаний и предложений.

Ход урока 1

I . Анализ практических работ по теме «Дефис в наречиях»

II . Проверка домашнего задания

Ученики по очереди зачитывают выписанные из художествен­ ных произведений предложения с наречиями, которые пишутся через дефис.

III . Изучение темы «Слитное и раздельное написание
приставок в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных»

1 . Слово учителя.

Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),

подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.

Разберем другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Предупреждаю, что это наибо­лее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.

2. Работа с таблицей.

Представим основные закономерности в виде таблицы, выпол­ ним ее на доске и в специальных тетрадях.

Раздельно

1. Наречия, образованные соеди­нением предлогов в и на с собира­тельными числительными {вдвое, натрое)

1. Наречия, образованные соеди­ нением других предлогов с соби­ рательными числительными (по одному, по двое, на троих)

2. Наречия, образованные приста­вочным способом от других наре­чий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)

2. Предлоги с наречиями, обра­ зованными от существитель­ных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)

3. Наречия, образованные при ставочно-суффиксальным спосо­ бом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)

3. Предлоги с наречиями, образо­ ванными от прилагательных, начи­ нающихся с гласной (е открытую, в общем)

4. Наречия, образованные приста­ вочным способом от существи­тельных, если при них нет пояс­нительных слов (вначале, вверх, налицо)

4. Наречия, образованные от соче­таний существительных с предло­ гами (с ходу, с лету, за границей, заграницу, под мышками, из-под мышки)

5. Наречия в сравнительной сте­ пени (получше, покрасивее)

5. Наречия, образованные от соче­ таний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)

IV . Словарная работа

Запишите слова, помещенные в рамках на с. 118-119, приду­ майте с ними словосочетания.

До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с нале­ту, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 257: комментированное письмо.

2.Упражнение 258: словообразовательная работа; работа со словарем.

3.Домашнее задание

1. §43.

2. Упражнение 259.

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Втрое, докрасна, под мышки, смолоду.

(Под мышки - пишется раздельно, остальные наречия слитно.)

Похуже, во-первых, неподалеку, вничью.

(Во-первых - пишется через дефис, остальные наречия слитно.)

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 259: выразительное чтение текста; объяснение ор­фограмм (кроме наречий); в это время на доске один ученик выпи­ сывает наречия, подчеркивает их как члены предложения, объясняет орфограммы в наречиях, второй ученик делает словообразователь­ ный разбор и разбор слова облетевшей по составу.

III . Слово учителя (продолжение изучения темы)

Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями сущест­ вительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. имен­ ных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся понять, как отличить наречия от других частей речи. 1)5 начале четверти обычно не очень хочется заниматься.

Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли.

На завтрак ели яйца вкрутую. - Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в кру­ тую - прилагательное: предлог относится к существитель­ ному гору.) Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов мож но лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязатель но имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова (в гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.

IV . Выполнение упражнений

1. Упражнение 260: конструирование словосочетаний и пред­ ложений:

По зимнему лесу, по-зимнему морозно; в верх дома, подниматься вверх; в дали моря, виднеться вдали; на встречу с другом, навстречу ветру,

2.,Упражнение 261: самостоятельная работа.

Домашнее задание 1- §43.

2. Упражнение 262.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1 урок

Тип урока: изучение нового материала

1. Редактирование текста.

В данном тексте в правописании наречий допущены ошибки. Исправьте ошибки, правописание наречий объясните графически. (Работа организуется в парах.)

(в)верх и (в)низ .

(на)двое (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

(По А. Иллюминаторской )

2. Обратите внимание на наречия, выделенные в тексте курсивом. От каких частей речи они образованы? Каким способом? Как пишутся эти наречия?

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться не только через дефис, но слитно и раздельно. Тема нашего урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, прилагательных и количественных числительных". Сформулируйте цели нашей деятельности на уроке.

3. Работа с таблицей.

с предлогом в и корнем -пол-.

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Вернемся к тексту. Как пишутся выделенные наречия? Аргументируйте свой ответ.

4. К словам данным в упр. 282 подберите однокоренные наречия, объясняя их написание. С любыми тремя наречиями составьте и запишите предложения. Наречия подчеркните как члены предложения и кажите их разряд.

5. -Особую трудность на письме вызывает правописание омонимичных частей речи. Обратите внимание на предложения и объясните правописание выделенных слов.

По зимнему небу плыли тяжелые снеговые тучи. Ветра в феврале по-зимнему холодные.

А теперь аналогично объясните слитное и раздельное написание выделенных слов в следующих предложениях.

(В)дали блестел неясный огонек.

(В)дали ржаного поля темнел лес.

Как отличить наречия от омонимичных им существительных с предлогами?

6. упр. 285: Выпишите только словосочетания с наречиями, обозначая главное и зависимое слова. Объясните правописание наречий и тех слов со скобками, которые остались не выписанными.

7. "Четвертый лишний"

а) (с)начала , (со)зла, (с)лихвой, (с)налёта;

б) (в)миг, (на)дачу, (за)глаза , (к)верх;

в) (в)волю , (в)одиночку, (без) устали, (на)глазок.

8. Самостоятельная работа по упр. 284. (Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов: (на) конец и др.)

9. Домашняя работа: сочинение по словам, данным в рамке учебника с. 116.

10. Рефлексия. Игра "Я начну, а ты продолжи".

Наречия, образованные от существительных, прилагательных и числительных могут писаться... (Ответ продолжают несколько учащихся)

2 урок

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма урока: урок-соревнование

1. Проверка домашнего задания: несколько учащихся читают сочинения по опорным словам, анализ и оценка их работ.

Далее работа на уроке организуется в группах. Проводится урок-соревнование. Победители получают звание "Знатоки наречий". За выполнение каждого задания группа получает определенное количество баллов.

2. Игра "Я работаю волшебником" (10 баллов)

Суть игры заключается в следующем: учащимся необходимо составить и записать словосочетания, в которых данные ниже слова писали бы и слитно, и раздельно.

(Во) время, (на)встречу, (в)глубь, (за) тем, (в) пустую.

После выполнения задания проводится взаимопроверка.

3. Игра "Помоги Пете Ошибкину" (Каждая группа получает свое задание) (1 балл)

а) Петя Ошибкин написал наречие бок (о) бок через дефис. Правописание этого слова он объяснил так: "Данное наречие образовано повтором корней, поэтому оно пишется через дефис". Согласны вы с этим ответом или нет? Аргументируйте свой ответ.

б) В предложении (В)дали дорога взбиралась (в)верх горы правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Вдали и вверх - это наречия, поэтому оба слова пишутся слитно". Согласны ли вы с мнением Пети? Аргументируйте свой ответ.

в) Правописание слов (по)пятеро, (по)семеро, (по) трое Петя Ошибкин объяснил так: "Попятеро, посемеро, потрое - наречия, образованные от собирательных количественных числительных, поэтому они пишутся слитно". Прав ли Петя?

г) В предложении Какая-то сила (не)ожиданно подхватила его и понесла обратно (на)верх правописание слов со скобками Петя Ошибкин объяснил так: "Наречие неожиданно пишется слитно, так как без не не употребляется, а существительное верх с предлогом на пишется раздельно". Согласны ли вы с Петей?

4. Игра "Обмен любезностями" (2 балла): группы предлагают своим соседям 2 наречия, с которыми нужно составить предложения. Во время проверки объяснить написание наречий.

5. Игра"Грамотей" (8 баллов): игра строится по принципу выборочного диктанта. Учитель диктует предложения, учащиеся выписывают словосочетания с наречиями и объясняют написание наречий.

1) Где больше двух, говорят вслух. 2) Вперед горя не ищут. 3) Всякий человек вперед смотрит. 4) Грозит мышь кошке, да издалека. 5) Работай с налету до седьмого поту. 6) За морем светло, а у нас посветлее будет. 7) На чужой стороне родина милей вдвойне. 8) Скажет вдоль, а сделает поперек. 9) Хорошая работа ввек не умрет.

6. Тест. 10 баллов. (Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват

1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке

1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик

1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен

1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ

1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку

1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу

1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх

1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем

Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.

Подведение итогов соревнования. Награждение победителей.

7. Домашнее задание: подготовиться к зачету по теме "Наречие", упр. 286.

8. Рефлексия.

9. Итог урока.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Исправьте ошибки в правописании наречий, объясните графически.

Я надолга запомнил этот ясный по весеннему и тёплый по летнему день. Коегде уже появились едва-едва заметные зелёные листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настеж, в-третьих, солнце светило по царски, но не горячё, а ласково, подоброму. На дорожках было видимо невидимо воробьёв, и они по прежнему сновали (в)верх и (в)низ .

Но неожидано небо потемнело. Не брежно, не ряшливо поползли растрёпанные тучи. Сначало мелькнула неяркая молния и разрезала (на)двое тёмно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где то кто-то (в)дребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точ в точ занавес опустился на землю, и закрыл всё вокруг. Пропал кудато город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по праздничному весело.

(По А. Иллюминаторской )

Тест по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»

(Учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)одиночку

2) (в)крутую

3) (в)открытую

4) (в)обхват

2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) глядел (в)даль

2) пропал (в)дали туманной

3) виднелся (в)далеке

3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)добавок

2) (в)ряд

3) (в)отместку

4) (в)тупик

4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (без)удержи

2) (в)обтяжку

3) (без)устали

4) (в)рассыпную

5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием :

1) (в)перегонки

2) (в)трое

3) (в)двойне

4) (в)обмен

6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (в)пустую

2) (на)глазок

3) (на)бегу

4) (на)износ

7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (на)изнанку

2) (на)утек

3) (на)ходу

4) (на)распашку

8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)лету

2) (на)скаку

3) (во)время

4) (с)разбегу

9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:

1) (в)прок

2) (на)крепко

3) (без)ведома

4) (на)верх

10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:

1) (на)славу

2) (за)глаза

3) (к)месту

4) (в)двоем

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

Слитно

Раздельно

Наречия, образованные от существительных

не употребляемых без предлогов в современном русском языке

вдребезги, исподтишка, наутек

с предлогами без, до, под, в, на, за, с.

без ведома, до отказа, в старину, на бегу, за полночь

с предлогом в и корнем -пол-.

на гласную, если предлог заканчивается на согласную.

в охапку, без устали, без оглядки

внутрь наречия нельзя вставить определение

наотрез, вприпрыжку, сплеча

(Сравните: потянуться вбок - толкнуть в (правый) бок)

от двух существительных с предлогами

в конце концов, бок о бок, из века в век

предлог в, на +существительное во мн.ч. на днях, в сердцах, на радостях

Наречия, образованные от прилагательных

в краткой и полной форме

вплотную, вслепую

на гласную

в открытую

Наречия, образованные от собирательных количественных числительных

с приставками в-, на-

вдвое, надвое

с приставкой по-

по трое, по семеро, по двое

Наречия с пространственным и временным значением

вверху, ввысь, вдали, вначале

Слитное написание наречий

Слитно пишутся наречия, образованные приставочным или приставочно-суффиксальным способами от существительных с пространственным и временным значениями (верх, низ, перед, зад, бок, высь, глубь, даль, близь, ширь, век, начало )

Например: верх → в верх, в верху , до верху , к верху , на верх, и т. д.;

низ → в низ, в низу , с низу и т. д.;

бок → в бок, на бок, с боку (но: под боком, бок о бок)

высь → в высь

глубь → в глубь

даль → в даль, в дали , поо даль;

близь → в близи ;

ширь → в ширь;

начало → в начале , по началу , с начала ;

век → в век, во век, во веки , до веку , на век, на веки (но: во (на) веки веков, из века в век).

Следует различать наречия, которые пишутся слитно, и совпадающие с ними по звучанию словосочетания существительных с предлогом, пишущиеся раздельно.

наречие сущ.

Сравните: подняться (куда?) наверх - забраться на верх (чего?) высокого дерева.

Слитно пишутся наречия, образованные с помощью приставок в-, на- от собирательных числительных.

Например: в двое, в трое, в четверо, в десятеро,

на двое, на трое,

в двоём, в троём, в четвером, в десятером;

(но: на троих, на пятерых и др.)

Слитно пишутся наречия, образованные от существительных, с первой частью впол- . Например: впол голоса, впол оборота, впол силы, впол уха, впол цены и др.

Обратите внимание: раздельно пишутся созвучные наречиям сочетания предлога в и сложного слова с первой частью пол- и второй частью - названием единицы измерения. Например: высотой в полметра, весом в полтонны.

Правописание наречных сочетаний, включающих в свой состав имена существительные и числительные.

Раздельно пишутся без, до, под, при и про с формами имен существительных (в том числе не употребляющимися вне этих сочетаний).

Например:

без конца, без напряга, без обиняков, без продыху, без разбору, без спросу, без умолку, без устали;

до зарезу, до неузнаваемости, до отвала, до полусмерти, до смерти, до упаду, до чертиков.

Не забывайте , что до- со словами пространственного и временного значения пишется слитно (доверху, донизу ).Запомните, что слитно с до- пишется наречие дотла .

под боком, под вечер, под ключ, под конец, под откос, под ручку, под силу, под стать, под утро, под шумок (но: пишутся слитно подчас, подряд, подшофе );

при смерти, при деньгах;

про запас.

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из предлога-приставки с и формы родительного падежа существительного на -у(-а ) .

Например:

с виду, с голоду, с испугу, с лёту, с маху, с наскоку, с перепугу, с разбегу, с разгону, с размаху, с ходу;

с испуга, с лёта, с наскока, с перепуга, с разбега, с разгона, с размаха.

Запомните : пишутся слитно сразу, сроду, сплеча ;

Не забывайте, что наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением, пишутся слитно, например: сбоку, сверху, снизу, сначала.

Раздельно пишутся наречные сочетания предлогов-приставок в и с со второй частью, начинающейся с гласных.

Например:

в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в одиночку, в одночасье, в отместку, в охапку, в охотку, в убыток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк;

с иголочки, с изнанки, с оглядкой, с опаской, с охотой, с умом, с умыслом.

Раздельно пишутся наречные сочетания предлога по с собирательными числительными.

Например: по двое, по трое, по пятеро.

Раздельно пишутся наречные сочетания, образованные повторением существительных или числительных с предлогом и пишущиеся в три или четыре слова.

Например:

бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз на раз, из раза в раз, душа в душу, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().

Домашнее задание

Упражнения № 261, 262. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес - (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым - (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга - (в)век электроники; (в)накидку носит пальто - (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти - (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову - (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки - (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье - (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться - (на)верх горы взобраться.

Задание № 2. Перепишите, раскрывая скобки.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.

Целый день мы шли (в)низ по течению реки, но река исчезла в темноте, где(то) (с)лева, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, (по)видимому, недалеко. И действительно, когда мы (по)одиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы (в)пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест. Товарищ мой уже не смотрит (ис)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь, и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это очень важная тема школьного предмета «Русский язык». Благодаря ее изучению не только ребенок, но и вполне взрослый человек смогут понять, почему некоторые слова пишутся так, а не иначе.

Кроме того, подробно изучив эту тему, люди способны научиться отличать наречие от именных частей речи (например, имен существительных, прилагательных, числительных и прочих), сочетаемых с предлогом. Это позволит им правильно писать не только само наречие, но и другие слова, а также более точно понимать их смысл.

Основная информация

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях определяется разными способами. Следует особо отметить, что, по сравнению с другими частями речи, такие случаи наиболее трудны и вызывают массу вопросов во время их написания (особенно у школьников).

Многие наречия являются исключением из существующих ныне правил русского языка. Поэтому большинство учителей призывают заучивать их или же просто запоминать.

Правила правописания наречий

Что такое наречие? Любой учитель скажет, что это самостоятельная которая обозначает признак действия, предмета. На какие вопросы она отвечает? Слова этого класса можно выявить, если задать к ним следующие вопросы: «Где?», «Как?», «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Почему?» и «Откуда?».

Чтобы правильно написать наречие, следует знать все его правила правописания. При этом в школьной программе очень много времени выделяют на следующие темы: постановка мягкого знака («ь») после шипящих на конце слова (вскачь, сплошь, настежь, замуж, уж, невтерпеж), а также буквы «о» (горячо, свежо, нагишом).

Кроме того, очень важно знать, в каких случаях следует писать рассматриваемую часть речи через дефис (по-товарищески, по-новому, по-волчьи, по-моему, по-прежнему, по-видимому, по-пустому). Однако дольше всего школьники изучают слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Это связано с тем, что такая тема более сложная в понимании и требует запоминания множества слов, которые были исключены из общих правил.

В каких случаях следует писать слова слитно?

Приставки наречий, таблица которых представлена в данный статье, могут быть разными (например, на-, с-, в-, по- и прочие). Чтобы понять, как пишутся такие слова (слитно или раздельно), следует определить, от какой исходной части речи они были образованы. Для этого необходимо обратиться к основным правилам правописания наречий в русском языке.

Итак, упомянутая часть речи пишется слитно, если она была:

  • Образована соединением таких предлогов, как «на» и «в» с Приведем несколько примеров: натрое, вдвое, вчетверо, впятеро.
  • Образована приставочным методом от других наречий. Приведем пример: напротив, доныне, позавчера, насквозь.
  • Образована суффиксально-приставочным методом от имен прилагательных. Приведем пример: вплотную, зачастую, вкрутую, всплошную.
  • Образована приставочным методом от имен существительных, если они не имеют других пояснительных слов (например, вниз, вначале, влево, вверх, налицо, вправо).

Также следует отметить, что пишутся слитно те наречия, которые были поставлены в сравнительную степень. К таким словам относят: получше, поновее, похуже, покрасивее, попривлекательней, попроще, постарее, побыстрее и так далее.

Раздельное написание слов (основные правила, примеры наречий)

«Слитное и раздельное написание приставок в наречиях» - это довольно сложная для понимания тема. Однако познать ее сможет практически каждый. Причем неважно, являетесь ли вы школьником или уже давно окончили общеобразовательное учреждение.

О том, в каких случаях эта часть речи пишется с приставками слитно, мы рассказали выше. Однако есть и такие правила в русском языке, которые говорят о раздельном написании наречий. Такое правописание рассматриваемой части речи также зависит от Рассмотрим основные правила прямо сейчас:

  • Пишутся раздельно наречия, которые были образованы путем соединения предлогов (кроме «на» и «в») с собирательными именами числительными. Приведем пример: по трое, по двое, по одному.
  • Предлоги с наречиями пишутся раздельно, если они были образованы от имен существительных, в самом начале которых стоит гласная буква. Например: в упор, в охапку, до упаду, до упору и прочее.
  • Пишутся раздельно наречия, если они были образованы от предлога, сочетаемого с собирательным именем числительным, оканчивающимся на -ых или -их. Например: на троих, на двоих, на шестерых. При этом следует запомнить, что такие наречия, как во-первых, в-третьих, во-вторых, в-пятых, в-шестых и т. д., пишутся только через дефис.
  • Предлоги с наречиями, что были образованы от имен прилагательных, в самом начале которых стоит гласная буква, пишутся раздельно (например, в открытую, в обратную и прочее).
  • Наречия, которые образовались от сочетаний имен существительных с предлогами, также следует писать раздельно. Например: (за границей, с ходу, под мышками, с лету, из-под мышки).
  • Пишутся раздельно наречия, которые образовались от сочетаний двух одинаковых имен существительных с предлогами. Например: бок о бок, в конце концов, с глазу на глаз.

Отрицательные наречия

Что представляет собой такая часть речи? Отрицательные наречия - это слова, что-либо отрицающие. Чем они отличаются от других слов? Для таких наречий характерно присутствие приставок не- или ни-. Их правильное написание имеет очень важное значение. Следует отметить, что большое количество людей не имеют никакого представления о правописании подобных слов.

Так как пишутся приставки не- и ни- в наречиях? Согласно утверждениям специалистов, под ударением в таких словах пишется не-, а в безударном состоянии - ни-. При этом следует особо отметить, что в обоих случаях приставки пишутся слитно, кроме тех, когда их разделяет какой-либо предлог.

Примеры отрицательных наречий

  • Некогда мне заниматься этими делами, так как я никогда ими не занимался.
  • Зимой негде было спрятаться, и они нигде не прятались.
  • Некуда спешить, мы никуда не торопимся.

Как пишется с наречиями приставка в-?

Как было сказано выше, наречия с приставкой в- пишутся слитно в том случае, если такие слова были образованы путем соединения предлога «в» с собирательными именами числительными. Приведем пример: вдвое, втрое. Однако следует отметить, что существуют и такие слова, которые также пишутся слитно, хотя они и не имеют никакого отношения к вышеописанному правилу.

Так почему пишутся слитно наречия с приставкой в- (примеры таких слов будут представлены далее)? Согласно утверждениям специалистов, к таким наречиями относят слова, образованные путем соединения предлога-приставки с именем существительным, в которые нельзя вставить определение без изменения их смысла, а также, если к имени существительному не может быть поставлен какой-либо Приведем пример: вброд, вдобавок, влет, вволю, вместе, внаем, вмиг, внакладе, вовремя, вновь, вперебой, вплоть, вперегиб, впоследствии, вполушутку, вполусерьез, вправду, вполовину, вправе, вразброс, впрок, вразнобой, вскорости, вразрез, вслух, въявь, всухомятку. То же касается таких приставок, как на-, за-, по, с- и т. д.

Примечание

Говоря о слитном написании наречия с приставкой в-, следует отметить, что в зависимости от значения и контекста (то есть наличия пояснительных слов), многие из вышеуказанных слов могут выступать в качестве сочетания имени существительного с предлогом. В этом случае они пишутся раздельно. Например: перейти вброд или вступить в брод, действовать втайне или хранить в тайне, выучить назубок или попробовать на зубок, быть вправду счастливым или верить в правду, разбить наголову или надеть на голову, вправе действовать так или не сомневаться в праве и прочее.

Особая информация

Нельзя не отметить и то, что частично в эту категорию слов входят наречия с приставкой в- разговорного стиля или профессионального характера. Как правило, такие слова имеют конечный слог -ку. Все они пишутся слитно. Приведем несколько примеров: вдогонку, внакатку, взатяжку, внакидку, вперебежку, внакладку, вперебивку, вперевертку, вперевалку, вперегонку, вперемешку, вперемежку, вповалку, впригвоздку, вподборку, впригибку, впридрайку, вприглядку, вприжимку, вприклейку, вприкатку, вприключку, вприкормку, вприковку, вприкрышку, вприпрыжку, вприкуску, вприрезку, впристружку, вприскочку, вприсядку, впритирку, впритворку, впритычку, вприхлебку, вприхватку, вприхрустку, вразбивку, вприщурку, вразброску.


СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО Наречия, образованные соединением предлогов В и НА с собирательными числительными: вдвое, натрое Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными: по одному, по двое, на троих Наречия, образованные приставочным способом от других наречий: доныне, напротив, насквозь, позавчера Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной: в охапку, в упор, до упаду Наречия, образованные приставочно- суффиксальным способом от прилагательных: вплотную, вкрутую, зачастую Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной: в открытую, в общем Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов: вначале, вверх, налицо Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами: с ходу, с лету, за границей, под мышками, из-под мышки Наречия в сравнительной степени: получше, покрасивее Наречия, образованные от сочетаний с предлогами двух существительных: в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз



«Мягкий знак после шипящих в различных частях речи» Есть Ь Существительные 3 склонения: Мышь, ветошь Глаголы 2 л. ед.ч. в изъяв. и повел.накл. ед. и мн.ч. Ешь – ешьте Пытаешься Намажь - намажьте НЕТ Ь В существительных 2 скл.: Кумач, плащ В существительных 1 скл. во мн.ч Р.п: Дача - дач, туча-туч В кратких прилагательных: Горючий – горюч, могучий - могуч