Виды ревизий. Понятие контроля и ревизии Основная цель ревизии


Задачи ревизии

Задачи ревизии

Перечислим основные задачи ревизии:

  • * проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;
  • * выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
  • * проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;
  • * исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Правила проведения ревизии

Правила проведения ревизии

Приведем краткое описание основных правил проведения ревизии.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.

Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т.п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).

Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

Ревизия является серьезной психологической нагрузкой для коллектива проверяемой организации. Так, ревизоры из Москвы проверяли расположенное в Тюмени акционерное общество. После возвращения в Москву выяснилось, что не вся программа ревизии реализована. Пришлось вернуться. Возвращение в Тюмень через две недели коренным образом изменило отношение коллектива акционерного общества к проверяющим. Виновные в нарушениях, почувствовав моральную поддержку коллектива, проявили чудеса изворотливости и нашли методы, позволившие дезавуировать итоги ревизии.

  • 4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должно быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Нельзя говорить об обоснованности ревизии, если игнорируются просьбы заинтересованных лиц о выполнении о ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, в частности, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность и связанная с ней односторонность ревизии приводят к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.
  • 5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать с момента начала ревизии устанавливают контакт с работниками всех структурных подразделений организации, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно - правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно - хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно - ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - анализ финансового состояния;
  • - наблюдение (мониторинг);
  • - ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России -- за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) -- постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия -- наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство ведомство -- предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Виды ревизий:

  • - в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;
  • - в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Задачи ревизии:

Проверка соблюдения субъектами хозяйствования законодательства в сфере экономических отношений;

Проверка законности совершения хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности имущества;

Своевременное выявление правонарушений, наносящих экономический вред обществу, выявление и устранение причин, способствующих совершению действующего законодательства;

Принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

Выявление неиспользуемых резервов роста эффективности экономической деятельности субъектов хозяйствования.

Основания проведения ревизии: плановая проверка, ликвидация организации, недостачи, излишки, проверка работы человека, который отвечает за заданный участок работы.

Предельный срок ревизии – 30 дней(Этот срок может быть увеличен в исключительных случ-х). Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого предприятия, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период.

Организация ревизии проходит несколько этапов: Подготовка, неотложные контрольные действия ревизора, проведение контрольных действий, составление документов о результатах ревизии.

Методы документального контроля:

- Формальная проверка документов

Встречная проверка

Нормативно-правовая проверка – осуществляется путем сопоставления фактических данных с нормативными или плановыми, оценку законности отраженных в документах хозяйственных операций.

Технико – экономический расчет – составляется для определения правильности плановых показателей

Экономическая оценка совершаемых хозяйственных операций

Сопоставление документов

Методы фактического контроля:

Обследование;

Инвентаризация;

Контрольный запуск сырья в производство;

Экспертная оценка;

Лабораторный анализ;

Проверка объемов выполненных работ;

Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактическое использование рабочего времени;

Контрольная покупка.

Подготовка и планирование ревизии. Основные этапы и последовательность работ. Документирование. Оформление результатов.

Ревизии делятся на плановые и внеплановые, и осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Контрольно-ревизионные органы разрабатывают перспективные (на 5 лет) и текущие (на предстоящий календарный год) планы проведения ревизий. При составлении плана предусматривается, чтобы предприятие проверялось не менее одного раза в год. Планирование ревизий носит строго конфиденциальный характер. Составлению плана проведения ревизии на конкретном предприятии всегда предшествует подготовительная работа, которая включает в себя изучение необходимых законодательных, нормативно-правовых актов, отчетных и статистических данных, материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. Необходимо ознакомить членов ревизионной группы с собранной о предприятии информацией, распределить между ними вопросы и участки работы. Придя с проверкой на предприятие, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план. Участники ревизионной группы, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств. Руководитель организации обязан создавать все благоприятные условия для проведения ревизии. В случае отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, провести ревизию, руководитель ревизионной группы, а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.

В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

1) подготовительный (Заключается в том, что изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы, постановления по результатам проведения предыдущих ревизий, и все что относится к данному предприятию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия, данные налоговой отчетности. И на основе собранной информации определяются задачи, план проведения ревизии)

2) проведение ревизии (проводят обследование предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетического и аналитического учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями).

3) оформление результатов ревизии (результаты проверки оформляются актом, в акте указывают сведения об организации, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба)

4) реализация результатов ревизии (уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, при незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, это сообщается в приложении к акту ревизии, а если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков.)

5) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии(контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба)

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.). Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты должны содержать вступительную, описательную и результативную части.

Во вступительной части отражается следующее:

1) полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовая форма и адрес;

2) фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;

3) основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения;

4) время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы, подлежащие выяснению;

5) даты начала и окончания ревизий, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию.

В описательной части отражается следующее:

1) конкретные факты и действия, указывающие на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства и др.;

2) каждый факт нарушений указывается в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных бухгалтерских проводок и со ссылками на соответствующие первичные документы;

3) при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению.

Перед подписанием акта ревизор знакомит с его содержанием руководство учреждения и работников бухгалтерии и при наличии обоснованных возражений вносит исправления в акт до его подписания.

На все нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями. Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие, цель, задачи и принципы проведения ревизии 4-6

2. Виды ревизий 7-8

3. Основные этапы и последовательность работы по проведению

ревизии 9-11

4. Ревизия расчетов с подотчетными лицами 12-15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Обязательным и непременным элементом государственной финансовой политики является организация и функционирование эффективной системы финансового контроля.

Без должного контроля невозможно организовать рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечить сохранность активов субъектов хозяйствования всех форм собственности и видов деятельности.

Сущность и содержание контроля не могут быть обстоятельно раскрыты в отрыве от сферы управленческой деятельности, которую он обслуживает. Контроль – одна из необходимых составных частей управленческого процесса, в котором он выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Эффективно действующий контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Исходя из этого, контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органом.

Необходимость решения этих задач требует совершенствования форм и методов контроля, среди которых наиболее действенными являются ревизия и аудит.

Цель работы изучить содержание, задачи и виды ревизии как инструмента контроля, разобраться в организационных аспектах подготовки и проведения ревизии, а также рассмотреть ревизию расчетов с подотчетными лицами.

1. Понятие, цель, задачи и принципы проведения ревизии

Слово «ревизия» происходит от латинского rivisio, что означает «пересмотр». Поэтому ревизовать означает пересматривать, изучать вновь в целях внесения изменений, поправок и т.п. Ревизия основана на специальных методах и приемах выявления отрицательных и обобщения положительных сторон деятельности организации, изучения, сбора и фиксации хозяйственных нарушений в целях установления эффективности и законности деятельности организации.

При ревизии изучают только уже совершенные хозяйственные операции на базе зафиксированной информации.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера организации, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Цель ревизии – выявить недостатки в деятельности предприятий (организаций), обобщить их, разработать мероприятия по улучшению работы подведомственных подразделений и проконтролировать выполнение решений и соблюдение законодательства Российской Федерации. Эта цель обусловливает задачи ревизии:

Проверка соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам; обоснованность расчетов смет; исполнение смет расходов; использование бюджетных средств по целевому назначению; обеспечение сохранности денежных и материальных средств; соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; операции с основными средствами и нематериальными активами; расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; обоснованность произведенных затрат; формирование финансовых результатов и их распределение.

Проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации;

Выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

Проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

Исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Ревизия в отличии от проверки охватывает все стороны деятельности объекта контроля.

В процессе ревизии разрабатываются предложения по дальнейшему повышению эффективности и качества работы ревизуемых объектов, принимаются необходимые меры по фактам злоупотреблений, хищений, безхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового конроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

Принципы проведения ревизии

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки.

3. Непрерывность. Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. О проведении ревизии следует широко оповещать. Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

2. Виды ревизий

Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам.

По субъекту контроля:

- ревизии государственных органов ;

- внутрихозяйственные ревизии ;

- ревизии, проводимые аудиторскими фирмами .

По организационному признаку:

- плановые (проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год);

- внеплановые (проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации).

По объему проверки:

- сплошные (предусматривают проверку финансово - хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период);

- выборочные (предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций).

- полные (проверяется вся деятельность организации);

- частичные (проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.));

- комбинированные (представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство - выборочно)).

По кругу вопросов, подлежащих проверке:

- тематические (частичные) (предусматривают проверку

ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участков) экономической и социальной деятельности организации);

- сквозные (охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии - наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью);

- комплексные (ревизии, в ходе которых изучается широкий

круг вопросов хозяйственной деятельности организации). Цель таких ревизий объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации;

- некомплексные (проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности).

По способу контроля за результатами ревизионной работы:

- дополнительные (ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации);

- повторные (практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы).

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г., ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основными задачами ревизии являются:

1) проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации; 2) выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

3) проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;4) исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Предмет и объекты ревизии

Ревизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета.

Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, предметом или объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерскою учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения.

Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата.

Объекты ревизии необходимо рассматривать применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других факторов.

Правила проведения ревизии

К основным правилам проведения ревизии относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы.

3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

Виды ревизии 23

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам:

1. По субъекту контроля:

1) ревизии государственных органов;

2) внутрихозяйственные ревизии;

3) ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

1) плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;

2) внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные планом (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов).

3. По объему проверки документооборота и записей в регистрах бухгалтерского учета ревизии делятся на:

1) сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;

2) выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора;

3) полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной деятельности организации;

4) частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации (ревизия товарно-материальных ценностей);

5) комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки.

4. По кругу вопросов, подлежащих проверке:

1) тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу;

2) при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления;

3) комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.

4) некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

5. По способу контроля за результатами ревизионной работы:

1) дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации; 2) повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях.