Выявление уровня самооценки. Самооценка: Психологический тест на определение уровня самооценки


Инструкция: «Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если нет - знак «-» (нет)».

Текст опросника

    Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

    Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

    Со мной большинство ребят советуются (считаются).

    У меня отсутствует уверенность в себе.

    Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

    Временами я чувствую себя никому не нужным.

    Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

    Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

    Меня мало беспокоят возможные неудачи.

    Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов : Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от-10 до-4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Тест для исследования самооценки (Модификация л.П. Пономаренко)

Инструкция испытуемым . Известно, что личностные качества, присущие человеку, расположены на континууме, состоящем из полярных характеристик. На бланке (рис. 25) представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство проявляется у вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7. (При отсутствии бланков можно работать на листочках, предварительно расчертив их подобно табличке, представленной далее.)

На примере первой пары разберем, как работать с методикой. Если вы выбираете столбец под номером 1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец № 7. Столбец № 4 означает среднюю позицию (т.е. в вас 50% «доброты» и 50% «злости»). Столбец № 3 - вы скорее добрый человек, чем злой (примерно 65% «доброты» и 35% «злости»). Столбец № 2 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная справа, и на 20% - та, что слева. Выбор столбца № 5, соответственно, означает, что у вас немного больше выражено качество, представленное слева (в данном случае - примерно 65% «злости» и 35% «доброты»). Столбец № 6 - примерно на 80% вам присуща характеристика, указанная слева, и на 20% - та, что справа. Итак, вы уже догадались, что, чем ближе расположен столбец к правой или левой стороне пары свойств, тем больше выражен этот полюс и, соответственно, меньше - второй.

Общительный

Замкнутый

Уверенный в себе

Неуверенный в себе

Раздражительный

Спокойный

Неоткровенный

Откровенный

Нерешительный

Решительный

Понимающий других

Не понимающий других

Симпатичный

Несимпатичный

Нуждающийся в поддержке других

Самодостаточный

Импульсивный

Уравновешенный

Подчиняющийся

Доминирующий

Активный

Пассивный

Целеустремленный

Беспорядочный

Ha I этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на II этапе выбираете позицию столбца № 4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, - в таком случае поставленный на I этапе крестик просто обведите кружком. После того как вы еще раз просмотрели все 15 пар и по каждой из них отметили кружком позицию, отвечающую вашему «идеальному Я», приступаем к III этапу работы.

Обработка результатов. По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок. Например, по первой паре вы оценили себя как человека, доброго на 80 % (крестик в столбце с № 2), а хотели бы, чтобы «доброты» и «злости» было 50х50 (кружок в столбце с № 4). В этом случае разница будет составлять 4-2 = 2. Эту цифру запишите рядом с первой парой. Если крестик в столбце с № 7, а кружок - под № 6, разница 7-6 = 1. Если позиция крестика и кружка совпадает, разница будет 0. Эту цифру также следует записать рядом с соответствующей парой.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Интерпретация

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.

Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Часто (если низкая самооценка не сопряжена с гиперкомпенсаторным стремлением демонстрировать всем собственную значительность) они больше заботятся об удобстве других, чем о собственной пользе, могут пожертвовать своими интересами ради другого человека. Бывает, что этим пользуются окружающие. Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.

В некоторых случаях пониженная самооценка приводит к стремлению са­моутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева.

Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье. Вероятно, родители (или кто-нибудь один из них) были слишком строги или критичны, или часто сравнивали вас с другими, или предъявляли высокие требования к вашим достижениям. Этого уже не изменить, и путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов».

Если вы набрали балл более 25, вам следует пересмотреть свое отношение к себе. «Полюбите себя самого!» - вот главная задача для вас. Избавляйтесь от негативных мыслей, чаще хвалите самого себя, извлекайте пользу даже из неудач!

Цифра от 10 до 25 свидетельствует об адекватной самооценке . Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое.

Результат менее 10 баллов может интерпретироваться по-разному. Иногда это свидетельствует о скрытом нежелании участвовать в тестировании, формальном выполнении задания. Низкий балл может говорить о защитной реакции, а также демонстрируемой высокой самооценке («У меня все хорошо, отстаньте») или свидетельствовать об отрицательном отношении к тестированию, нежелании быть откровенным. Такой балл набирают также люди, не склонные к самоанализу и рефлексии, не любящие заглядывать внутрь себя.

Если человек отвечал искренне и действительно считает, что его «реальное Я» почти не отличается от «идеального Я», можно говорить о завышенной самооценке , т.е. такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.

Тест на самооценку – как правило, это набор определенных открытых или закрытых (с вариантами ответов) вопросов, которые уже в процессе проведения теста помогают обратить внимание на свою уверенность.

Онлайн тесты становятся все более популярными среди посетителей всемирной паутины в связи с их доступностью и распространенностью и ростом заинтересованности психологией. Они помогают понять любому желающему, какая у него самооценка.

Почему так часто люди не уверены в себе? Независимо от социального статуса, возраста, образования и физических данных, от низкой самооценки страдают немало женщин и мужчин.

И это неудивительно – уж слишком сложно бывает удержаться от сравнения себя с другими. Всегда есть более успешные, умные, красивые. Дух конкуренции играет с нами злую шутку, искажая процесс осознания личности, как уникального, неповторимого явления.

Самооценка зависит от окружения и воспитания личности. Как ни странно, чем выше интеллект и лучше физические данные, тем больше мы склонны недооценивать свои достоинства и переживать из-за недостатков.

Умение наслаждаться жизнью и принимать себя таковыми, какими нас создала природа, играет в формировании уровня самооценки личности одну из ведущих ролей.

Тест Сонерсен

Итак, чтобы определить свой уровень уверенности в себе, легче всего пройти онлайн тест, направленный на исследование самооценки личности.

Психологический тест, предложенный Мэрилин Соренсен, психологом, поможет определить, страдаете ли вы от низкой самооценки. Как утверждает автор, синдром низкой самооценки является не только проявлением подавленного психологического состояния личности.

Но и сам способен провоцировать многие психические проблемы. Которые влияют на личную жизнь, взаимоотношения с окружающими и общее эмоциональное состояние.

Представленный психологический онлайн тест прост и ясен. Результаты подсчитать может любой – чем больше баллов, тем ниже самооценка личности.

На вопросы отвечаем честно

Возьмите ручку и лист бумаги. Старайтесь отвечать на вопросы честно. Если вы находите утверждение правдивым, отвечайте «Да». Если знаете, что вопрос «не про вас» отвечайте отрицательно. За каждый утвердительный ответ насчитывается по баллу.

1. Обычно я чувствую беспокойство в незнакомой ситуации, когда мне непонятно, чего от меня ждут окружающие.

2. Я с трудом воспринимаю критику в свой адрес.

3. Я боюсь выглядеть глупо.

4. Я обычно преувеличиваю свои неудачи и не замечаю успехи.

5. Я отношусь к себе и окружающим очень критично.

6. У меня бывают периоды, когда я энергетически истощена или пребываю в состоянии депрессии.

7. Большинство времени я испытываю беспокойство или страх.

8. Несправедливость по отношению ко мне кажется мне заслуженной.

9. Я боюсь доверять людям, не знаю, когда и кому доверять.

10. Я часто чувствую, что говорю неправильные вещи, совершаю неправильные поступки.

11. Я сомневаюсь, достаточно ли хорошо я выгляжу.

12. Я часто пребываю в замешательстве.

13. Мне кажется, все сосредоточены на том,что я делаю или говорю, и всегда готовы раскритиковать меня.

14. Я боюсь допустить ошибку, которую заметят окружающие.

15. Меня угнетают вещи, которые я делаю и говорю, и вещи, которые я не сделала и не смогла сказать.

16. Я склонна отказываться от перемен в жизни только из страха совершить ошибку.

17. Я сильно защищаюсь и даже даю чрезмерный отпор, когда меня критикуют.

18. Я не имею представления, на что я способна, чего могу достичь.

19. Я позволяю своему страху и сомнениям контролировать решения, которые принимаю.

20. Я думаю о том, что может произойти что-то плохое.

21. Не разрешаю себе расслабиться и чувствую неловкость во время интимной близости.

22. Обычно я бросаюсь из крайности в крайность: или рассказываю о себе слишком много или не говорю ничего.

23. Часто я испытываю такое сильное волнение, что не могу и слова вымолвить.

24. Бывает я могу несколько дней сомневаться в правильности решения.

25. Я всеми силами стараюсь избегать конфликтов и конфронтации.

26. Мне говорят, что я излишне чувствительна.

27. Я испытываю чувство ничтожности, мне кажется, что я неадекватна и инфантильна.

28. Я думаю, что со мной что-то не так.

29. Я ловлю себя на ощущении, что не знаю, чего от меня ждут.

30. Я постоянно сравниваю себя с кем-то.

31. Часто думаю негативно о себе и окружающих.

32. Я чувствую, что другие относятся ко мне плохо, пытаются превзойти меня.

33. Вечером я часто погружаюсь в мысли о прошедшем, вспоминаю, кто и что мне сказал, сделал и кому и что сказала, сделала я.

34. Я часто принимаю решения, которые будут приятны окружающим, игнорируя свои собственные порывы и желания.

35. Мне кажется, что другие не уважают меня.

36. Я воздерживаюсь от того, чтобы делиться своими взглядами, мнением, идеями с окружающими.

37. Я иногда предпочитаю сказать неправду, если думаю, что правда повлечет за собой поток критики или отвержение.

38. Бывает, я молчу из страха показаться глупой или некомпетентной.

39. Я не ставлю перед собой определенных целей на будущее.

40. Меня легко переубедить.

41. Я не всегда понимаю, какие чувства испытываю.

42. Родители часто ругали меня за ошибки или плохое поведение.

43. Я думаю, моя жизнь гораздо тяжелее, чем жизнь окружающих меня людей.

44. Я избегаю некоторых ситуаций, чтобы не пришлось испытать дискомфорт.

45. Я больше перфекционист, мне нужно выглядеть идеально и делать все идеально.

46. Я не люблю посещать мероприятия в одиночку, обедать в одиночестве, мне нужна компания.

47. Часто причиной моей злости и расстройства являются слова и действия окружающих.

48. Когда я беспокоюсь, я часто потею, дрожу, у меня учащается сердцебиение, я подвержена расстройствам пищеварения, сразу же бросаюсь в слезы, мне сложно сосредоточиться.

49. Я очень боюсь критики, отвержения.

50. Я полагаюсь на мнение окружающих во время принятия решений.

Результаты и меры

Если вы набрали от 0 до 7 баллов, поздравляем! Уровень самооценки что надо! Так держать! Вы – личность самостоятельная, а ваши решения не зависят от окружающих. Вас мало «задевают» критические придирки, вы трезво оцениваете собственные способности.

  • 8-15 баллов — уровень самооценки средний . Он не низок, но порой вас все же посещают мучительные сомнения из серии «Как я выгляжу?», «Все ли со мной хорошо?», «Что обо мне подумают, если я...».
  • 16-25 баллов значат, что самооценка личности низка.
  • 26-50 баллов сигналят вам: Уровень самооценки ниже плинтуса! Это доставляет вам немалый дискомфорт (психический и физический). Пора приниматься за работу над собой!

Если результат онлайн теста вас не устраивает, протягиваем руку помощи «сами себе.» Садимся за стол, вооружаемся ручкой и бумагой и составляем подробный план по «вытаскиванию бегемота из болота».

Хороши все средства, которые поднимают настроение и тонус. На каком-то этапе вам может понадобиться помощь психотерапевта или психолога.

Ваши изменения не всем придутся по душе – особенно тем, кто привык на вас ездить и вами понукать. Но вы ничего не потеряете, кроме оков низкой самооценки.

Посещение психологических тренингов и семинаров порой творит чудеса. Главное – ваше твердое желание изменить свою жизнь к лучшему!
Автор: Мария Ариэль

Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

Инструкция.

Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки , при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.