Где можно выступить спортсменам инвалидам. Дети - инвалиды и занятия физической культурой и спортом. "Любой может дойти до сборной России"


Наряду с трудоустройством, здоровьем, социальным обслуживанием и образованием, занятия спортом также являются важным элементом российской системы реабилитации. Это не только средство реабилитации, но и одно из главных занятий, способствующих социальному включению. Государственная политика определяет важность спорта как средства, способствующего социальному участию инвалидов и разрешению проблем социально-психологической адаптации; занятие спортом также развивает физические способности человека и улучшает физическое, психологическое и социальное здоровье инвалидов. Регулярные занятия спортом повышают функциональную активность инвалидов, укрепляют здоровье и костно-мышечную систему. Они также оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, психологическое здоровье инвалидов и на их восприятие собственной социальной значимости и полезности.
Продвижение спорта среди инвалидов является одной из важнейших задач общества, и требует повышения доступности спортзалов и фитнес клубов, а также наличия индивидуальноадаптированных средств, способствующих участию инвалидов в занятиях спортом и фитнесом. В настоящее время общее число инвалидов из России, участвующих в международных соревнованиях, практически утроилось, в то время как участие инвалидов в занятиях спортом на местном уровне оставляет желать лучшего.

2.6.1. Законодательные и нормативные меры

Российская система в области спорта и физической культуры представлена в таблице 4. Федеральный закон №80-ФЗ (от 29 апреля 1999г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» является основным критерием, определяющим условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурноспортивной работы во всех организациях. Закон подчеркивает важность развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
В компетенцию уполномоченных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта входит установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов (статья 6).
Однако в настоящее время условий для инвалидов либо нет, либо они не обеспечиваются. В законе также говорится о том, что спортивные клубы и коллективы физической культуры организуют физкультурно-оздоровительную работу с гражданами, в том числе с инвалидами (статья 8). Тем не менее, в связи с отсутствием соответствующих директив и приказов участие инвалидов в физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время не является первоочередным для спортивных организаций.
Закон постановляет, что органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации независимо от форм собственности должны реализовывать федеральные программы развития физической культуры и спорта, при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций (статья 13). Они обязаны разрабатывать свои программы на основании федеральных программ. Это дает возможность НКО, представляющим интересы инвалидов, разрабатывать региональные и муниципальные программы развития физической культуры и спорта, учитывая потребности инвалидов в специальной, адаптированной спортивной деятельности.

Таблица 4. Средства, механизмы и промежуточные структуры в Российской системе спорта и физической культуры.

Средства

1. Закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (от 9.10.92, №3612-1);
2. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 13.01.99);
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6.10.03, №131);
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.95, №181);
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 10.12.95, №195);
6. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2.08.95, №122);
7. Постановление правительства «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (от 25.03.93, №245);
8. Постановление правительства «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» (от 7.12.96г. №1449).

Механизмы

1. Индивидуальная программа реабилитации;
2. Система учреждений социального обслуживания;
3. Постановления и приказы учреждений культуры, спорта и социального обслуживания;
4. Схема покрытия расходов учреждений культуры, спорта и отдыха;
5. Специальные учреждения для инвалидов (библиотеки, спортивные школы, санатории и реабилитационные центры);
6. Обеспечение учреждений средствами доступа к культуре и спорту для инвалидов;
7. Творческие ассоциации инвалидов (творческие конкурсы, фестивали);
8. Организация специальных спортивных мероприятий для инвалидов (соревнования, олимпиады).

Структуры, занимающие промежуточное положение

1. Органы управления учреждениями культуры, спорта и отдыха:
a. На региональном уровне;
b. На муниципальном уровне.
2. Территориальные структуры общественных организаций инвалидов;
3. Федеральные и региональные программы развития культуры, физической культуры и спорта.

Система предоставления услуг

1. Региональные и муниципальные учреждения культуры, спорта и оздоровительных услуг;
2. Региональные учреждения социального обслуживания;
3. Неправительственные организации, оказывающие социальные и культурные услуги инвалидам.

2.6.2. Структуры-посредники и процессы

В законе прописаны права инвалидов и обязанности компетентных органов (статья 18). В законе говорится, что:
- Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации инвалидов.
- Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, в том числе детей с отклонениями в физическом развитии, профессиональная подготовка социальных работников, работников физкультурно-спортивных организаций, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и организациями физической культуры и спорта.
- Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийский комитет России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные объединения совместно с физкультурно-спортивными объединениями инвалидов участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов и обеспечении направления их на всероссийские и международные спортивные соревнования.
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов. В случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.
Государственный Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (утвержденный по постановлению правительства РФ 25 января 2001г.) отвечает за выполнение ряда ключевых задач, в том числе за создание научно обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения, развития детского и юношеского спорта, обеспечение использования физической культуры, спорта, спортивного туризма и курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем.
Также, Комитет может участвовать в пределах своей компетенции в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами, лицами с ослабленным здоровьем, проведении с ними физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовке спортсменов-инвалидов к всероссийским и международным спортивным соревнованиям и направлении их на такие соревнования. Таким образом, Федеральное законодательство обуславливает доступность к занятиям физической культурой и спортом для инвалидов с целью укрепления их здоровья, а также ставит целью создание условий для инвалидов для достижения высоких результатов в спорте.

2.6.3. Системы предоставления

Инвалиды могут рассчитывать на участие в занятиях спортом на основании решения медико-социальной экспертизы. Фактически, реализация ИПР подразумевает определенные занятия спортом с целью реабилитации, и местные учреждения социальной защиты должны определить организации, которые будут предоставлять эти услуги. Обычно выбор поставщика услуг основывается на наличии услуг, а не на личных потребностях инвалида.
Параолимпиады и специальные олимпиады играют важную роль в продвижении идеи занятия спортом, и дают возможность инвалидам участвовать в профессиональном спорте. Люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха или зрения принимают участие в Параолимпийском движении. Они должны регулярно посещать тренировки и участвовать в международных соревнованиях, и обладать навыками как минимум на уровне первого или второго взрослого разряда. Участие в Параолимпиадах способствует развитию всех внутренних ресурсов и способностей человека, как во время тренировок, так и во время соревнований.
В то время как участники с умственными нарушениями стали принимать участие в Параолимпиадах сравнительно недавно, главной спортивной организацией для людей с умственными нарушениями является Специальная Олимпиада. Это особый вид спортивных состязаний, в которых любой может быть победителем. Данная программа не требует от участников высокого уровня подготовки, выносливости или наличия спортивного звания. Система назначения победителей дает возможность каждому участнику получить медаль или ленту. Помимо соревнований, требующих определенного уровня технической натренированности, также имеется секция двигательной активности, которая дает возможность людям с тяжелыми двигательными или неврологическими нарушениями участвовать в соревнованиях.
Организация соревнований для инвалидов подразумевает предварительный отбор и классификацию участников соответственно их функциональным способностям. Участников подразделяют на разные группы на основании их функциональных способностей, в результате они имеют равные возможности к победе в своей категории и их участие является максимально безопасным. Спортивно-медицинскую классификацию, которую используют для подразделения участников, также можно использовать для постановки диагноза и разработки ИПР.
Элемент соревновательности, присутствующий в спорте, может повысить мотивацию и улучшить физическую адаптацию некоторых людей, а иногда и повысить социальный статус человека даже на ранних этапах реабилитации. Участие в соревнованиях может оказывать положительное психологическое влияние, а сами по себе соревнования, как крупные - для опытных участников, так и небольшие - для людей с разным уровнем подготовки, очень важны.
Тем не менее, не стоит делать акцент только на соревновательных видах спорта. Принцип социального включения, рассматриваемый в рамках физической культуры и спорта, требует создания и развития адаптированных физических и спортивных занятий.
Адаптированные физические занятия являются эффективным методом физиотерапии для людей с серьезными длительными нарушениями трудоспособности. Адаптированные занятия спортом предлагают сочетание физической, психологической и социальной активности, предусмотренной главными принципами реабилитации.
По сравнению с традиционной физиотерапией, которая в первую очередь сосредоточена на физическом состоянии, и лишь косвенно влияет на эмоциональное и интеллектуальное состояние, адаптированные занятия спортом прямым и косвенным образом влияют на все три сферы - физическую, эмоциональную и психологическую.
Во-первых, адаптированные занятия спортом и спортивные соревнования имеют особое психологическое воздействие, которое может послужить компенсацией физическим, психологическим и социальным переменам в жизни и характере инвалида, повысить его социальный статус и помочь перебороть стрессовое состояние.
Во-вторых, разумные занятия интенсивными видами спорта дают возможность определить потенциал человека и ускорить процесс ре-адаптации. В-третьих, участвуя в адаптированных занятиях спортом, инвалид имеет возможность общаться с другими людьми, обеспечивая взаимную социальную поддержку и обучаясь навыкам командного общения, которые могут быть очень полезны на рабочем месте.

2.6.4. Положительный опыт

Опыт регионов в продвижении физической культуры и спорта среди инвалидов достаточно обширен и разнообразен. Однако в основном эта деятельность носит локальный характер. Большая часть занятий сконцентрирована на медицинской стороне физической культуры, и меньшая - на социальной интеграции через занятия спортом. Приведенный ниже пример более полноценно отражает роль спорта в жизни инвалидов.

Московский конно-спортивный клуб инвалидов (МККИ)

Московский конно-спортивный клуб инвалидов (МККИ) является ведущей Российской организацией, использующей иппотерапию с целью реабилитации. Программа реабилитации и социальной адаптации посредством спорта и иппотерапии создана для детей и взрослых с тяжелыми формами инвалидности, включая ЦП, аутизм, синдром Дауна и нарушение зрения. В период с 1999 по 2003 гг., МККИ организовал 29 городских, национальных и международных турниров с участием 586 инвалидов в возрасте от 8 до 64 лет из 19 регионов России и 8 стран. Члены Клуба принимали участие в 11 международных соревнованиях, в том числе в чемпионате Европы и мира, Параолимпиаде в Сиднее и в Специальной Олимпиаде в Ирландии (2003). В настоящий момент более 300 инвалидов в возрасте от 1.5 до 64 лет являются членами Клуба.
Комплексная программа реабилитации, проводимая в МККИ, включает иппотерапию, физкультуру, игры, обучение как ухаживать за лошадьми и другими животными, организацию и участие в национальных и международных конных соревнованиях для инвалидов, организацию национальных и международных верховых туров для инвалидов, психологическую и педагогическую поддержку семей, летние реабилитационные лагеря, профессиональное обучение и развитие профессиональных навыков.

Министерство физической культуры, спорта и туризма, г. Ростов

Около 15000 инвалидов участвуют в различных мероприятиях, организованных Министерством физической культуры, спорта и туризма в Ростовской области совместно с областными отделениями Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. Все спортивные мероприятия для инвалидов проводятся в областных спортивных учреждениях бесплатно. Эти мероприятия поддерживают главные лица администрации, областные НГО инвалидов, предприятия и городские НГО для инвалидов. В области существуют 24 организации, которые занимаются адаптированными занятиями спортом и физической культурой, в том числе: Государственный институт дополнительного образования для детей-инвалидов, Ростовская областная спортивная школа для молодежи №27 (330 человек), и Ростовская областная НКО «Скиф» с отделениями в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Волгодонске, г. Белая Калитва, г. Азов и Константиновском районе. В данной организации есть 60 групп и 72 клуба, которые занимаются разными видами спорта: настольным теннисом, плаванием, шахматами, дротиками и т.п. Уже много лет «Скиф» является ведущей НКО, на основании оценок деятельности в сфере спорта и физической культуры для инвалидов.

"Реабилитация и физическая культура", Саратовская областная школа адаптированного спорта для детей и молодежи

Саратовская областная школа адаптированного спорта для детей и молодежи, «Реабилитация и физическая культура» является структурным подразделением регионального министерства здравоохранения и социального обеспечения. Она существует с 1994 года в сфере реабилитации и адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Школа имеет подразделения в 13 городах региона. В настоящий момент школу посещают 683 ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Специальная программа реабилитации разрабатывается для каждого ребенка на основании его или ее индивидуальных потребностей. Данная программа определяет временные рамки и виды реабилитационных мероприятий (физиотерапия, массаж, гидротерапия и т.п.), которые необходимы для эффективных спортивных тренировок. Все занятия, спортивные тренировки и соревнования проходят под наблюдением медицинского персонала, психологов и специалистов по реабилитации из федерального агентства медицинской и социальной оценки.
В школе есть 72 группы учащихся, из которых 3 группы занимаются спортом на результат, 11 групп занимаются обучением и практикой, 5 групп для новичков и 53 группы, занимающиеся физической культурой. Все занятия и тренировки проводятся высококвалифицированными преподавателями. Персонал школы включает 44 тренера-преподавателя, 13 врачей, 11 массажистов и 9 инструкторов ЛФК. Занятия и тренировки проводятся в арендуемых спортивных учреждениях Саратова и саратовской области (6 бассейнов, 4 тира, 10 спортивных залов).


Спортивные комплексы, стадионы и любые другие объекты общественного значения должны быть доступны для посещения всем желающим. Категории спортивных учреждений включены в программу Доступная Среда - и это обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Это означает, что руководству таких учреждений необходимо устранить все барьеры и обеспечить доступ людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, а также людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложных нюансов. Инструкции и нормативы, которые могли бы помочь в решении этой задачи, программой Доступная Среда не предусмотрены. В условиях, когда руководства «к действию» нет, а здание имеет свои технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации – руководству учреждения приходится разрабатывать план мероприятий самостоятельно. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, при разработке списка оборудования для адаптации важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. Во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для спортивных учреждений по программе Доступная Среда, включает:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации общественного спортивного объекта, на приведенный список оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация спортивных объектов: на что обратить внимание?

Комплексные меры по адаптации объектов – это не только устранение барьеров и препятствий. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • территории для зрителей . Люди с инвалидностью по зрению могут передвигать по территории с собакой-поводырем. Для нее должна быть оборудована специальная зона выгула собак.
  • трибуны . Помимо звуковой трансляции информации для зрителей также должны быть размещены дисплеи с текстовыми сообщениями;
  • для ориентации лиц с полной потерей зрения и слабовидящих . Тактильные полосы помогут людям легче ориентироваться и увереннее себя чувствовать. В дополнение к тактильным системам обязательно должны быть установлены прочные поручни;
  • бассейны и ванны . Для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в мелкой части ванны бассейна следует установить пологую лестницу. Для инвалидов-колясочников требуется специальный подъемник для бассейнов. Края ванны бассейна по всему периметру должны быть выделены контрастной полосой;
  • залы для занятий слепых . Поручни, крепежные детали оборудования, регуляторов, электрических выключателей и прочие элементы должны заглубляться или устанавливаться заподлицо с поверхностью стен;
  • проходы . Дверные проемы должны быть не менее 1,2м по ширине для свободного доступа спортсменов на креслах-колясках.

Больницы - это достаточно частое «развлечение» мам детей-инвалидов. Но в первый раз мне почему-то было сложно собраться на плановую операцию. У меня возникло такое количество вопросов, на которые ответ получить было невозможно, что я просто растерялась. В той бумажке, которая называется «вызовом» были перечислены необходимые справки и анализы, но о…

Утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год

Пенсии детям-инвалидам повысят в России в апреле 2019 года

Профессиональное выгорание врачей приняло в США характер национальной проблемы

Ученые заявили о связи между вирусом герпеса и болезнью Альцгеймера

Как подготовиться к МРТ

Могут ли воспалительные заболевания кишечника повлиять на ваш мозг

Многие люди с ВЗК испытывают некоторые когнитивные нарушения, и новейшие исследования объясняют причины этого. Большинству людей подходят занятия, которые помогают поддерживать столь же высокий уровень когнитивной деятельности. То, что происходит в кишечнике, действительно может повлиять на ваш мозг. Исследования, опубликованные в августе 2016 года…

Непредвиденные ситуации случаются с каждым, и несчастный случай может произойти где угодно. Именно поэтому проблема инвалидности сейчас стоит очень остро. Эти слова подтверждает официальная статистика Всемирной организации здравоохранения: на каждые 100 человек – 10 имеют инвалидность. К сожалению, эта ситуация не двигается в сторону положительных изменений. Для человека, оказавшегося в такой тяжелой жизненной ситуации, крайне важно адаптироваться к новым реалиям, хоть это и трудно, поскольку он становится практически маргиналом и находится на стыке двух образов жизни. Новый социальный статус заставляет человека сильно меняться, поскольку зачастую инвалидность приобретают уже в зрелом возрасте, когда есть какие-то привычки, от которых приходится избавляться, заменяя их на более подходящие новообразованному социальному положению.

Адаптация требует от человека колоссальных усилий, однако и общество тут играет не меньшую роль — как в организации жизни человека с ограниченными возможностями в общем, так и в области спорта. Последнее — важный социальный институт, который помогает развить новые навыки для повышения качества жизни и удовлетворить общественные потребности в общении и самореализации.

Для всего этого стали подстраивать физическую культуру и начали появляться адаптивные виды спорта. На данный момент, спорт для людей с инвалидностью широко развит и, подобно обычному, он имеет классификации, направления, федерации, как локальные, так и глобальные, чемпионаты, имеющие и международный статус, а также свои олимпиады, называемые Паралимпийские игры.

Направления определяются по виду инвалидности:

Люди с врожденными или приобретенными ампутациями конечностей и повреждениями спинного мозга;
Люди с церебральным параличом;
Лица с частичной и полной потерей зрения;
Люди с особенностью ментального развития;

Также есть несколько разновидностей соревнований адаптивного спорта:

Паралимпийское движение.
Специальное олимпийское движение.

Но наибольшую популярность сейчас приобрели именно Паралимпийские игры. Это объясняется тем, что используется традиционная модель соревнований, которая понятна большинству жителей любой страны. Также, благодаря этому, можно использовать основную теоретическую базу подготовки спортсменов, всего лишь видоизменяя ее, учитывая особенности здоровья. Известность самих видов спорта у широкой общественности и наибольший охват разновидностей патологий тоже способствовали широкому распространению паралимпийского движения по всему миру.

Наши спортсмены успешно выступают на Паралимпийских играх. Яркое доказательство этого — Сочи 2014. Еще одним плюсом проведения таких игр является создание полностью безбарьерной инфраструктуры целого города. Очень радостно, что в нашей стране сейчас начинает меняться отношение к людям, имеющим инвалидность. Для всех они теперь являются полноценными членами общества, которые имеют такие же права и возможности на самореализацию.

Спорт для людей с ограниченными возможностями является даже больше, чем просто возможностью укрепления своего тела. Это прекрасный шанс доказать всем, но в первую очередь самому себе, что какие бы не были проблемы в жизни, даже в самой трудной ситуации можно добиться многого и выйти победителем. Так что занимайтесь спортом, несмотря ни на что!

В новой серии спецпроекта заслуженный тренер РФ Борис Дворников рассказал, как сделать из человека с ограниченными возможностями чемпиона и помочь ему справиться с комплексом неполноценности.

Среди его учеников - четырехкратный паралимпийский чемпион Артем Арефьев, на счету которого несколько золотых и серебряных медалей, и Дарья Гайнетдинова - чемпионка в беге на 3 тысячи метров XXII Сурдлимпийских игр, которые прошли этим летом в Болгарии. Мы могли бы никогда не узнать имена этих ребят, если бы не их тренер. У Артема ДЦП, Дарья - инвалид по слуху. Взять их в группу, а потом тренировать для большого спорта решится не каждый. Борис Геннадьевич Дворников взял. Ему удалось доказать, что спортсмены с инвалидностью могут выступать и побеждать даже на соревнованиях среди здоровых людей.

Мой папа (Геннадий Дворников, первый чемпион из Свердловской области Сурдлимпийских игр, - прим. 66.ru) с детства был инвалидом по слуху. Потом он работал тренером в секции при доме глухих. Я тоже занимался легкой атлетикой и думал: почему слышащие дети могут заниматься с любого возраста в любой секции, а глухих туда просто не возьмут. И решил сам этим заниматься, - рассказывает Борис Геннадьевич.

Мы встретились с ним на спортплощадке Специальной общеобразовательной школы-интерната №126 на окраине Уралмаша. Здесь мы поговорили о том, как спорт может помочь инвалиду преодолеть комплекс неполноценности, каким должен быть хороший тренер и почему вышло так, что на студенческой Универсиаде в Казани за Россию выступали профессиональные спортсмены.

Инвалидов нельзя заставлять заниматься

Я беру всех подряд. Это первый принцип работы с инвалидами. Второе - занятия должны быть ежедневными. При этом я никогда не ругаю, если дети пропускают. Заставлять инвалидов заниматься нельзя. Человек сам должен понять, его это или нет. Третье - сделать так, чтобы ребята полюбили бег. Как человек не может без завтрака, не может без сладкого - должна быть такая же потребность в беге. Потом, когда они уже полюбили бег, когда они все могут, мы начинаем руководствоваться спортивными принципами и тренироваться по-настоящему.

Спорт может помочь инвалидам вырваться из четырех стен и избавиться от комплекса неполноценности. Например, до 14 лет ребятам не разрешают выходить за территорию школы одним. Эти комплексы нужно разрушать. Моих учеников допускают на соревнования среди здоровых. А чем мы хуже их? Главное - найти тот уровень, который будет соответствовать им, чтобы не убить в них желание заниматься дальше. Я всегда говорю: вы боретесь не с ними, а с секундомером. Вам нужно побить свои результаты, свои рекорды. Результат нужно улучшать в борьбе. Не надо соревноваться со слабыми.

Мне говорили: «Что ты с ними возишься, это же никто!». А потом Даша (Гайнетдинова, - прим. 66.ru) становится чемпионом Свердловской области среди здоровых женщин и мужчин в забеге на десять тысяч метров. Она взяла и всех обыграла! Стала чемпионкой Свердловской области среди здоровых, слышащих женщин и мужчин! Когда Артем бежит в забеге со здоровыми, то все здоровые стараются обогнать его. Они не хотят, чтобы их обогнал инвалид. Убегают от него. «Лишь бы меня этот инвалид не достал!» Артем бежит по второму взрослому разряду среди здоровых, а ведь не все студенты по второму разряду бегают. Приходит в забеге в серединке, проигрывая только явным лидерам.

Тренер должен быть хорошим менеджером

Тренер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. Должен создать условия для появления спортсмена с большой буквы. У него должны быть средства на экипировку, на сборы и на соревнования. Если тренер не обладает такими возможностями, то спортсмен старается найти такого человека, который сможет ему все это дать. Мне не нравятся спортсмены, которые уходят от своего тренера только потому, что тот не может проявить в полной мере свои менеджерские способности. Такие спортсмены могут предать своего тренера в любую минуту.

Результаты наших спортсменов на соревнованиях снижают такие вещи, как отсутствие хорошего зала или экипировки. В 80-х годах была проблема у общества глухих. У них не было денег, чтобы арендовать стадион. Теперь эти вопросы решены. Система наладилась. Мы стали посещать стадионы, и у нас появились результаты.

«Меня постоянно напрягали наши врачи. Они уверены: если у тебя детский церебральный паралич, то бегать нельзя. Мне говорили: «Когда ты бегаешь, на тебя действуют определенные вибрационные нагрузки, они противопоказаны больным ДЦП». Но мы на своем примере доказываем обратное», - рассказывал Артем Арефьев в интервью Порталу 66.ru в январе этого года .

Тренер должен сделать так, чтобы спортсмен ему поверил. Для этого нужно работать и знать его сильные и слабые стороны. Где-то похвалить, где-то, наоборот, пожурить. Ребята не в каждом соревновании устанавливают рекорды. После неудачного выступления я говорю, что мы потом встретимся, поговорим, один на один. Сколько у того же Артема Арефьева было неудачных стартов! Он тоже переживает, волнуется. Мы потом ходим с ним и болтаем о том о сем, о жизни. Как купить квартиру, как решать примеры, как питаться, как ухаживать за девушкой. Многие из них ведь даже этого не знают. Нужно переживать вместе с ними все их праздники, неудачи и радости. Если думать только о том, как достать кроссовки, купить билет, прийти почикать секундомером - это уже не тренер.

В России не развит студенческий спорт

Мне не кажется странным, что в играх Универсиады в Казани от нашей страны участвовали профессиональные спортсмены. Скоро большой спорт для них закончится. Каждый начинает искать себя, они поступают в университеты, чтобы потом найти работу. Если это спортсмен с большой буквы, но еще к тому же и учится, то почему нет? Другое дело, если тебя подставили. Мол, ты олимпийский чемпион - мы тебе сейчас дадим зачетку, зачислим задним числом, лишь бы нам потом отчитаться по количеству медалей и сказать, что у нас великая страна.

В России студенческий спорт пока не развит. Когда спортсмену исполняется 17–18 лет, он должен уйти из детской спортивной школы, но идти ему некуда. Наша проблема в том, что мы готовим спортсменов до 18 лет, а потом они никому не нужны. Что делать? Мы теряем талантливых спортсменов. Раньше при университетах были свои спортклубы. Мы готовили детей для них. В некоторых вузах даже два-три места давали для способных спортсменов, чтобы они могли учиться и защищать честь университета. Сейчас спортклуб есть только в УПИ.