Диспансерные группы детей в стоматологии. Детская терапевтическая стоматология_Национальное руководство. Диспансерные группы по Виноградовой Т.Ф



Заболевания пародонта Пародонт- комплекс тканей, окружающих зуб, развивающийся вместе с зубом и составляющий с ним единую морфологическую и функциональную систему. Распространенность заболеваний пародонта у детей по данным разных авторов составляет от 10% (возраст 7-10 лет)до 70% (возраст лет) В Украине на сегодняшний день эти показатели соответственно % В Одессе у младших школьников –в среднем 35-40%, у старшеклассников –от 50 до 70%


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Этиология В развитии заболеваний пародонта важную роль играют как экзогенные, так и эндогенные факторы Установлено, что: непосредственной причиной возникновения поверхностных и глубоких пародонтопатий является зубной налет и микроорганизмы, составляющие его основу Интенсивность образования зубного налета в 90% случаев определяет тяжесть течения пародонтита Однако агрессивное воздействие микроорганизмов, зубного налета и зубного камня является уже заключительным этапом результативного воздействия местных и общих факторов и защитных механизмов тканей пародонта.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Этиология Пусковые механизмы, приводящие к деструктивным изменениям в тканях пародонта: 1. Генетическая предрасположенность 2. Функциональная недостаточность тканей пародонта 3. Отсутствие гигиенического ухода за полостью рта 4. Ослабление естественной сопротивляемости организма.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез При патологии пародонта в процесс вовлечены очень много механизмов: ферментативный, гуморальный, энергетический и др.При патологии пародонта в процесс вовлечены очень много механизмов: ферментативный, гуморальный, энергетический и др. При этом важное место отводится нарушению трофики, то есть метаболизма и микро морфологии пародонта с ухудшением микроциркуляции, нейрогормональным изменениям, нарушению жевательной нагрузки, и конечно, микробному фактору При этом важное место отводится нарушению трофики, то есть метаболизма и микро морфологии пародонта с ухудшением микроциркуляции, нейрогормональным изменениям, нарушению жевательной нагрузки, и конечно, микробному фактору


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез Согласно сосудистой теории (А.Е.Евдокимов) возникновения пародонтита, первичным является дистрофический процесс в костной ткани альвеолярного отростка как следствие атеросклеротических изменений артериол челюстей на фоне общего атеросклероза с последующим нарушением микроциркуляции Согласно сосудистой теории (А.Е.Евдокимов) возникновения пародонтита, первичным является дистрофический процесс в костной ткани альвеолярного отростка как следствие атеросклеротических изменений артериол челюстей на фоне общего атеросклероза с последующим нарушением микроциркуляции


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез В основе неврогенной теории развития пародонтита Е.Е.Платонова лежат трофические нарушения центральных и периферических отделов нервной системы, то есть к развитию дистрофического процесса приводит тканевая нейродистрофия. В основе неврогенной теории развития пародонтита Е.Е.Платонова лежат трофические нарушения центральных и периферических отделов нервной системы, то есть к развитию дистрофического процесса приводит тканевая нейродистрофия.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез Существует так называемая механическая теория развития болезней пародонта. Сторонники ее обосновано подтвердили своими исследованиями. Существует так называемая механическая теория развития болезней пародонта. Сторонники ее обосновано подтвердили своими исследованиями. Было также установлено, что развитию пародонтита сопутствуют дисфункции эндокринной системы. Очень тяжело протекают болезни пародонта при диабете, гипо- и гипертиреозе. При этом наблюдаются сосудистые изменения и снижение репаративных и защитных функций организма.Было также установлено, что развитию пародонтита сопутствуют дисфункции эндокринной системы. Очень тяжело протекают болезни пародонта при диабете, гипо- и гипертиреозе. При этом наблюдаются сосудистые изменения и снижение репаративных и защитных функций организма.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез В возникновении и развитии заболеваний тканей пародонта значительную роль играет свободнорадикальное окисление липидов. В возникновении и развитии заболеваний тканей пародонта значительную роль играет свободнорадикальное окисление липидов. Факторы риска обуславливают исходный фон – относительную недостаточность физиологической антиоксидантной защиты. Неполноценная система ингибирования свободно-радикального окисления липидов приводит к его развитию в мягких тканях пародонта под влиянием провоцирующих факторов, в первую очередь утечки радикала О - 2 при «дыхательном взрыве» фагоцитирующих лейкоцитов, накапливающихся в десневой жидкости и тканях десны под влиянием признанных местных факторов. Полиморфноядерные лейкоциты выделяют в десну и ее жидкость гидролазы и кинины, участвующие в генезе воспаления;Факторы риска обуславливают исходный фон – относительную недостаточность физиологической антиоксидантной защиты. Неполноценная система ингибирования свободно-радикального окисления липидов приводит к его развитию в мягких тканях пародонта под влиянием провоцирующих факторов, в первую очередь утечки радикала О - 2 при «дыхательном взрыве» фагоцитирующих лейкоцитов, накапливающихся в десневой жидкости и тканях десны под влиянием признанных местных факторов. Полиморфноядерные лейкоциты выделяют в десну и ее жидкость гидролазы и кинины, участвующие в генезе воспаления;


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Патогенез Весьма существенную роль в развитии заболеваний пародонта играют иммунологические нарушения Весьма существенную роль в развитии заболеваний пародонта играют иммунологические нарушения у больных пародонтитом выявлены значительные функциональные сдвиги в иммунной системе проявляющиеся в ослаблении специфических и неспецифических факторов иммунитета на общем и местном уровне.у больных пародонтитом выявлены значительные функциональные сдвиги в иммунной системе проявляющиеся в ослаблении специфических и неспецифических факторов иммунитета на общем и местном уровне.


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Классификация В Украине принята классификация, предложенная Н.Ф.Данилевским (1994 г) 1. ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ 1. Папиллит, гингивит Форма: катаральный, гипертрофический, язвенный, атрофический Тяжесть процесса: легкая, средняя, тяжелая Течение: острое, хроническое Глубина поражения: мягкие ткани, остеопороз межальвеолярных перегородок. Распространенность процесса: ограниченный, диффузный


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Классификация В Украине принята классификация, предложенная Н.Ф.Данилевским (1994 г) Ι. ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕΙ. ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ 1. Локализованный пародонтит 1. Локализованный пародонтит Форма: катаральный, гипертрофический, язвенный, атрофический Форма: катаральный, гипертрофический, язвенный, атрофический Течение: острое, хроническое Течение: острое, хроническое Глубина поражения: мягкие ткани и альвеолярная кость Глубина поражения: мягкие ткани и альвеолярная кость Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень Распространенность процесса: ограниченный Распространенность процесса: ограниченный


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Классификация В Украине принята классификация, предложенная Н.Ф.Данилевским (1994 г) Ι Ι. ДИСТРОФИЧЕСКИ-ВОСПАЛИТЕЛЬНыеΙ Ι. ДИСТРОФИЧЕСКИ-ВОСПАЛИТЕЛЬНые 1. Генерализованный пародонтит 1. Генерализованный пародонтит Течение: хроническое, обострившееся, стабилизация Течение: хроническое, обострившееся, стабилизация Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень (у детей: легкая, среднетяжелая и тяжелая)Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень (у детей: легкая, среднетяжелая и тяжелая) Распространенность процесса: диффузное поражение пародонта Распространенность процесса: диффузное поражение пародонта 2. Пародонтоз 2. Пародонтоз Течение: хроническое Течение: хроническое Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень Степень развития: начальная, 1 степень, 2 степень, 3 степень Распространенность процесса: диффузное поражение пародонта Распространенность процесса: диффузное поражение пародонта


ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРОДОНТА Классификация В Украине принята классификация, предложенная Н.Ф.Данилевским (1994 г) Ι Ι. Прогрессирующие идиопатические заболеванийΙ Ι. Прогрессирующие идиопатические заболеваний 1. Сопровождающие заболевания крови: лейкоз,циклическая нейтропения, агранулоцитоз 1. Сопровождающие заболевания крови: лейкоз,циклическая нейтропения, агранулоцитоз 2. Гистиоцетоз Х: болезнь Леттерера-Зиве, болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена, эозинофильная гранулема 2. Гистиоцетоз Х: болезнь Леттерера-Зиве, болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена, эозинофильная гранулема 3. Сопровождаюшие нарушения обмена веществ: синдром Папийона-Лефевра, болезнь Ниммана-Пика 3. Сопровождаюшие нарушения обмена веществ: синдром Папийона-Лефевра, болезнь Ниммана-Пика 4. При врожденных заболеваниях: болезнь Дауна, акаталазия, десмонтоз.4. При врожденных заболеваниях: болезнь Дауна, акаталазия, десмонтоз. Ι Ι Ι. Продуктивные процессы (Пародонтомы)Ι Ι Ι. Продуктивные процессы (Пародонтомы) Доброкачественные, злокачественные Доброкачественные, злокачественные


Локализованный пародонтит у детей Это заболевание, при котором воспаление распространяется с десен на другие ткани пародонта Характеризуется прогрессирующей деструкцией периодонта и костной ткани межзубных перегородок Процесс ограничен, локализуется на участке отдельных зубов или группы зубов, чаще фронтальной Наиболее часто возникает у детей с катаральным гингивитом (в более 50% случаев)


Локализованный пародонтит у детей Возникает на фоне Возникает на фоне - диспропорции роста челюсти и незрелости тканей пародонта, - диспропорции роста челюсти и незрелости тканей пародонта, - вследствие изменение пубертатного характера, - вследствие изменение пубертатного характера, - временного состояния, обусловленного прорезыванием зубов. - временного состояния, обусловленного прорезыванием зубов. Может быть также обусловлено:Может быть также обусловлено: - тесным расположением зубов, - тесным расположением зубов, - аномалией формы и соотношения челюстей, - аномалией формы и соотношения челюстей, - аномалией прикрепления и строения мягких тканей, - аномалией прикрепления и строения мягких тканей, - малым преддверием полости рта, - малым преддверием полости рта, - неравномерная нагрузка на отдельные зубы - неравномерная нагрузка на отдельные зубы


Локализованный пародонтит у детей Тяжесть патологического процесса зависит от:Тяжесть патологического процесса зависит от: -Степени сформированности тканей пародонта -Степени сформированности тканей пародонта - Функциональной нагрузки (вредные привычки, нарушение функции глотания, жевания, откусывания) - Функциональной нагрузки (вредные привычки, нарушение функции глотания, жевания, откусывания) Прогрессирование патологического процесса возможно в условиях:Прогрессирование патологического процесса возможно в условиях: - негигиенического состояния полости рта- негигиенического состояния полости рта Снижения реактивности организма Снижения реактивности организма Наличия хронических соматических заболеваний Наличия хронических соматических заболеваний


Локализованный пародонтит у детей Клиническая картина Клиническая картина В начале заболевания В начале заболевания Жалобы на Жалобы на -периодическую кровоточивость десен (чаще во время чистки зубов) -Неприятное ощущение, зуд, напряжение в десне, отек, болезненность, запах изо- рта При осмотре на локальном участке (чаще фронтальном)обнаруживается: При осмотре на локальном участке (чаще фронтальном)обнаруживается: -Застойная гиперемия с цианозом в межзубной и частично альвеолярной поверхности десен -Десневой карман размером до 3,5 м


Локализованный пародонтит у детей Клиническая картина Клиническая картина В более поздние сроки В более поздние сроки Жалобы на Жалобы на -постоянную кровоточивость десен -резкую болезненность на ограниченном участке При осмотре на локальном участке обнаруживается: При осмотре на локальном участке обнаруживается: -пролиферативные и язвенные изменения десны -пародонтальный карман размером до 4-5 мм -значительные зубные отложения – налет, над- и поддесневой камень


Локализованный пародонтит у детей Морфологические изменения: Морфологические изменения: Обнаруживаются во всех тканях пародонта Обнаруживаются во всех тканях пародонта В десне наблюдается неспецифическое хроническое воспаление, при котором наблюдается:В десне наблюдается неспецифическое хроническое воспаление, при котором наблюдается: - Дистрофическое изменение эпителия - Лимфоидно-гистиоцитарные инфильтраты - Большое количество плазматических клеток и тканевых базофилов -Поверхностная дезорганизация соединительной ткани в участке десневого кармана и глубоких отделах десен -Проростание эпителия вдоль корня -Резорбция верхушки межзубных перегородок с помощью макрофагов и остеокластов


Локализованный пародонтит у детей Рентгенологическая картина Обнаруживается расширение периодонтальный щели Обнаруживается расширение периодонтальный щели Деструкция компактной пластинки на верхушках межзубных перегородок Деструкция компактной пластинки на верхушках межзубных перегородок Нарушение четкости межзубных верхушек и их начальная резорбция в участке 1-3 зубов Нарушение четкости межзубных верхушек и их начальная резорбция в участке 1-3 зубов


Локализованный пародонтит у детей ЛЕЧЕНИЕ ЛЕЧЕНИЕ 1. Начинается с выявления и устранения факторов, играющих важную роль в этиологии и патогенезе заболевания:1. Начинается с выявления и устранения факторов, играющих важную роль в этиологии и патогенезе заболевания: Коррекция уздечек Коррекция уздечек Пластика преддверья полости рта Пластика преддверья полости рта Исправление зубо-челюстных деформаций Исправление зубо-челюстных деформаций 2. Местное лечение начинают с нормализации нарушенных функций и обучения правильной методике гигиенического ухода за поолостью рта 2. Местное лечение начинают с нормализации нарушенных функций и обучения правильной методике гигиенического ухода за поолостью рта - удаление зубных отложений- удаление зубных отложений - симптоматическое лечение гингивита:- симптоматическое лечение гингивита: Нестероидные противовоспалительные препараты(0,1% р-р мефенамина натриевой соли)Нестероидные противовоспалительные препараты(0,1% р-р мефенамина натриевой соли) Препараты растительного происхождения Препараты растительного происхождения Препараты аскорбиновой кислоты Препараты аскорбиновой кислоты При выявлении в десневых карманах грибов рода Кандида – фунгицидная терапия При выявлении в десневых карманах грибов рода Кандида – фунгицидная терапия 3. Физические методы – массаж, гидротерапия, УФ, дарсанвализация 3. Физические методы – массаж, гидротерапия, УФ, дарсанвализация


Локализованный пародонтит у детей 3. Физические методы – массаж, гидротерапия, УФ, дарсанвализация 3. Физические методы – массаж, гидротерапия, УФ, дарсанвализация При кровоточивости десен – электрофорез с 5% р=р аскорбиновой к-ты с 1% р-ром никотиновой к- ты При кровоточивости десен – электрофорез с 5% р=р аскорбиновой к-ты с 1% р-ром никотиновой к- ты При выраженном остеопорозе – электрофорез с препаратами кальция При выраженном остеопорозе – электрофорез с препаратами кальция


Генерализованный пародонтит у детей ГП у детей возникает вследствии затяжного хронического гингивита, а также на фоне соматических заболеванийГП у детей возникает вследствии затяжного хронического гингивита, а также на фоне соматических заболеваний Основные признаки:Основные признаки: симптоматический гингивит,симптоматический гингивит, пародонтальные карманы,пародонтальные карманы, прогрессирующая резорбция альвеолярного отростка,прогрессирующая резорбция альвеолярного отростка, травматическая окклюзиятравматическая окклюзия


Генерализованный пародонтит у детей КЛИНИКАКЛИНИКА Основные признаки:Основные признаки: симптоматический гингивит,симптоматический гингивит, пародонтальные карманы,пародонтальные карманы, прогрессирующая резорбция альвеолярного отростка,прогрессирующая резорбция альвеолярного отростка, травматическая окклюзиятравматическая окклюзия


Генерализованный пародонтит у детей КЛИНИКАКЛИНИКА Легкая степень:Легкая степень: Часто протекает бессимптомно Часто протекает бессимптомно Лишь при обострении – жалобы на боль в десне и кровоточивость Лишь при обострении – жалобы на боль в десне и кровоточивость Объективно:Объективно: -хр.симптоматический катаральный гингивит или его обострение. Иногда гипертрофический гингивит (при нарушении функции половых желез)-хр.симптоматический катаральный гингивит или его обострение. Иногда гипертрофический гингивит (при нарушении функции половых желез) - пародонтальные карманы до 3-3,5 мл- пародонтальные карманы до 3-3,5 мл - мягкий зубной налет- мягкий зубной налет - зубы неподвижны- зубы неподвижны Дифдиагностика с самостоятельным КГ и ГГ – определяется рентгенологически: расширение периодонтальной щели, деструкция компактной пластинки вершины межзубных перегородок или незначительная резорбция. При обострении процесса – диффузный остеопороз Дифдиагностика с самостоятельным КГ и ГГ – определяется рентгенологически: расширение периодонтальной щели, деструкция компактной пластинки вершины межзубных перегородок или незначительная резорбция. При обострении процесса – диффузный остеопороз


Генерализованный пародонтит у детей КЛИНИКАКЛИНИКА Средняя тяжесть:Средняя тяжесть: Объективно:Объективно: - пародонтальные карманы до 5 мл, заполненные серозным, гнойным или серозно- гнойным эксудатом- пародонтальные карманы до 5 мл, заполненные серозным, гнойным или серозно- гнойным эксудатом - патологическая подвижность зубов 1-2 ст.- патологическая подвижность зубов 1-2 ст. - травматическая окклюзия за счет перемещения и выдвижения зубов- травматическая окклюзия за счет перемещения и выдвижения зубов На рентгенограмме На рентгенограмме – неравномерная резорбция межальвеолярных перегородок на ½-1/3 длины корня.– неравномерная резорбция межальвеолярных перегородок на ½-1/3 длины корня. - При хр.течении тип резорбции горизонтальный, признаки остеопороза незначительные.- При хр.течении тип резорбции горизонтальный, признаки остеопороза незначительные. - Обострение – появляется и вертикальная резорбция с образованием костных карманов;- диффузный остеопороз с сохранением костной ткани- Обострение – появляется и вертикальная резорбция с образованием костных карманов;- диффузный остеопороз с сохранением костной ткани


Генерализованный пародонтит у детей КЛИНИКАКЛИНИКА Тяжелая тяжесть:Тяжелая тяжесть: Симтомы нарастают. Часто бострение симптоматического гингивита Симтомы нарастают. Часто бострение симптоматического гингивита Объективно:Объективно: - пародонтальные карманы 5-6 мл, наполненные грануляциями и значительным гнойным содержимым.- пародонтальные карманы 5-6 мл, наполненные грануляциями и значительным гнойным содержимым. -характерны одиночные или множественные абсцессы-характерны одиночные или множественные абсцессы - патологическая подвижность зубов 2 -3 ст. и их смещение- патологическая подвижность зубов 2 -3 ст. и их смещение - травматическая окклюзия за счет перемещения и выдвижения зубов- травматическая окклюзия за счет перемещения и выдвижения зубов На рентгенограмме На рентгенограмме – горизонтальная и вертикальная резорбция в пределах 2/3 высоты межзубных перегородок– горизонтальная и вертикальная резорбция в пределах 2/3 высоты межзубных перегородок - Обострение –диффузный остеопороз с сохранением незначительных участков костной ткани- Обострение –диффузный остеопороз с сохранением незначительных участков костной ткани


Генерализованный пародонтит у детей КЛИНИКАКЛИНИКА Гигиенический и пародонтальные индексы:Гигиенический и пародонтальные индексы: Федорова-Володкиной – выше нормы Федорова-Володкиной – выше нормы РМА-выше нормы (более 2)РМА-выше нормы (более 2) Проба Шиллера-Писарева - положительная Проба Шиллера-Писарева - положительная Проба Ясиновско-выше нормы (лейкоцитов более 500 тыс. в 1 мл ротового смыва; эпит.клеток- более 30 тыс. в 1 мл ротового смыва))Проба Ясиновско-выше нормы (лейкоцитов более 500 тыс. в 1 мл ротового смыва; эпит.клеток- более 30 тыс. в 1 мл ротового смыва)) Цитология пародонтальных карманов Цитология пародонтальных карманов Микробиология пародонтальных карманов Микробиология пародонтальных карманов


Генерализованный пародонтит у детей Микробиология пародонтальных карманов На ранних стадиях пародонтита бактериальная флора пародонтального кармана представлена граммположительными кокками (Streptococcus), а также грамотрицательными микроорганизмами, нитевидными формами, факультативными анаэробными палочками.На ранних стадиях пародонтита бактериальная флора пародонтального кармана представлена граммположительными кокками (Streptococcus), а также грамотрицательными микроорганизмами, нитевидными формами, факультативными анаэробными палочками. В более поздние стадии пародонтита происходит преобладание грамотрицательной флоры (бактероиды, фузобактерии), спирохет, а также таких специфических микроорганизмов, как Actinomyces, Hemopholus, Eikenella, Actinobacillus actinomycetomitans. Actinobacillus actinomycetomitans, Perhpyromonas gingivalis, Prevotella, Fusobacterium nucleatum, Peptostreptococcus micros, Selemonas species, Wolinella recta, Treponema speciesВ более поздние стадии пародонтита происходит преобладание грамотрицательной флоры (бактероиды, фузобактерии), спирохет, а также таких специфических микроорганизмов, как Actinomyces, Hemopholus, Eikenella, Actinobacillus actinomycetomitans. Actinobacillus actinomycetomitans, Perhpyromonas gingivalis, Prevotella, Fusobacterium nucleatum, Peptostreptococcus micros, Selemonas species, Wolinella recta, Treponema species





; мануальным навыкам обуча-


ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ У СТОМАТОЛОГА
помощи. Образовательная про­грамма для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навы­кам.

Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межлично­стного восприятия окружающих людей становятся более обобщен­ными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общеприня­тыми нормами.

Целью занятий со старшеклас­сниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-по­пулярной литературы по этому во­просу. В образовательной програм­ме для старшеклассников стомато­логическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практиче­ским навыкам чистки зубов среди

юношей и девушек осуществляют раздельно.

Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах , где программа профилактики начина­лась в дошкольном возрасте и про­должалась в школе.

Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стомато­логическим просвещением и гигие­ническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фто-ридсодержащими пастами и покры­тие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, про­фессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.

Важна разработка образователь­ных программ с учетом типов пси­хологического восприятия инфор­мации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формирова­нию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы доби­ться хороших результатов при обу­чении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим инди­видуальный подход, учитывающий

Раздел 3

3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации

Диспансеризация населения пре­дусматривает систему охраны здо­ровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здо­ровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного фи­зического развития, предупрежде­нии заболеваний путем проведе­ния соответствующих социальных , санитарно-гигиенических и лечеб­но-профилактических мероприя­тий.

Поскольку диспансеризация вно­сит изменения в характер и органи­зационные формы здравоохране­ния, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспан­серной системы здравоохранения составляют постоянное динамиче­ское наблюдение за состоянием здоровья населения, активное вы­явление заболеваний на ранней стадии и своевременное проведение лечебно-оздоровительных меропри­ятий во всех типах лечебных учреж­дений, а также реализация комп-

тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).

Применение психолого-педаго­гических принципов в работе с детьми и подростками способст­вует проведению стоматологиче­ского просвещения в условиях психологического комфорта, дела­ет процесс обучения гигиениче­ским навыкам интересным и эф­фективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.

лекса социально-экономических, медицинских и технических мер, направленных на улучшение состо­яния окружающей среды, условий труда и быта.

Ежегодные диспансерные осмотры населения - активное медицинское обследование разных групп населе­ния врачами одной или нескольких специальностей.

Цель диспансеризации - сохра­ нение и укрепление здоровья насе­ления, увеличение продолжитель­ности жизни людей.

Методы диспансеризации здоро­вых лиц и больных едины. Диспан­серизация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, вы­явление и устранение факторов ри­ска возникновения различных забо­леваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюде­ния и проведения лечебно-оздоро­вительных и реабилитационных ме­роприятий.

Задачи диспансеризации:

Оценка состояния здоровья че­ловека при ежегодных осмотрах;

95


    дифференцированное наблюде­ние за здоровыми лицами, имею­щими факторы риска, и больны­ми;

    выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

    своевременное и активное прове­дение лечебно-оздоровительных мероприятий;

    повышение качества и эффектив­ности медицинской помощи на­селению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое учас­тие врачей различных специаль­ностей, внедрение новых органи­зационных форм, технического обеспечения, создание автомати­зированных систем для осмотров населения с разработкой специа­льных программ.

В России проводится диспансе­ризация всего детского населения. Особенность диспансеризации де­тей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка начинается до его рождения путем внедрения до­родового патронажа. Наблюдение за детьми осуществляется в до­школьных, школьных и других дет­ских коллективах (школы-интер­наты, специальные детские сады и др.).

В комплексе мероприятий по ох­ране здоровья детей большое значе­ние имеет антенатальная профи­лактика.

Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педи­атры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жи­тельства. Частота осмотров опреде­ляется возрастом детей.

Основными принципами системы диспансеризации является плано­вость, комплексность, выбор веду­щего звена из общего комплекса лечебно-оздоровительных меропри­ятий, которые при том или ином виде патологии являются решаю­щими, и дифференцированный

подход к проведению оздоровитель­ных мероприятий с учетом ситуа­ции.

Для эффективной и качествен­ной диспансеризации необходимы активное выявление больных на на­чальных стадиях заболевания, ран­нее и своевременное проведение лечебных и профилактических ме­роприятий, направленных на вос­становление здоровья и трудоспо­собности, систематическое наблю­дение за состоянием здоровья чело­века.

3.2. Организация диспансеризации

Система стоматологической дис­пансеризации базируется на следу­ющих положениях:


    диспансеризация является осно­вой стоматологической помощи населению ;

    цель диспансеризации - ликви­дация некоторых заболеваний зу­бов и органов полости рта;

    диспансеризация должна строи­ться на принципах охвата органи­зованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний паро-донта и слизистой оболочки по­лости рта;

    необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в по­лости рта, проводить общие оздо­ровительные мероприятия совме­стно с педиатром;

    диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осу­ществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-тера­певты, хирурги, ортодонты, орто­педы;

    наиболее рациональным стомато­логическим учреждением в каче­стве организационного центра

для проведения диспансеризации является стоматологическая по­ликлиника.

Стоматологическая диспансери­зация строится на основе санации полости рта, устранений сопутст­вующих заболеваний, профилакти­ческой работы в организованных детских коллективах - яслях, дет­ских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индиви­дуальной профилактики и дина­мического наблюдения за пациен­тами.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном уч­реждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и уста­навливают группу диспансерного наблюдения.

Различают 3 диспансерные груп­пы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой обо­лочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имею­щие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жиз­ненно важных органов; 3-я груп­па - дети с хроническими заболе­ваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их те­чении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения , определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рациональ­но распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетво­ряются потребности диспансеризу-емых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - опреде­ление характера и частоты динами­ческого наблюдения за каждым ре­бенком, коррекция диагностиче­ских и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в со­стоянии здоровья, оценка эффек­тивности диспансерного наблюде­ния.

Медицинские учреждения разли­чаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще­профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гим­назий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматоло­гических поликлиник для взрос­лых); 3-й - детские стоматологи­ческие поликлиники; 4-й уро­вень - отделения челюстно-лице-вой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университе­тов, академий.

Очень важно определить и выде­лить нозологические формы, по по­воду которых больные подлежат диспансерному наблюдению у дет­ского терапевта-стоматолога. Для практического решения этой проб­лемы необходимо формирование перечня стоматологических заболе­ваний, требующих долговременного специального лечения и наблюде­ния за пациентом. В выборе нозо­логической формы для наблюдения у детского врача-стоматолога опре­деляющим фактором является хро­ническое течение стоматологиче­ского заболевания, которое не то­лько вызывает нарушение функции органа ЧЛО, но и создает угрозу развития серьезных патологических процессов в других органах и систе­мах человека. Кроме того, в этот перечень включаются все врожден­ные заболевания и поражения орга­нов ЧЛО с учетом генетической предрасположенности.

У детского терапевта-стоматолога целесообразно взять под диспан-



серное наблюдение детей, страдаю­щих кариесом зубов и его осложне­ниями, хроническими заболевания­ми слизистой оболочки полости рта, наследственными болезнями твердых тканей зуба и др. Перечень заболеваний и тактика детского врача-стоматолога изложены в «Схеме динамического наблюдения за детьми, подлежащими диспансе­ризации у детского терапевта-сто­матолога» (см. с. 323).

Отбор стоматологических боль­ных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профи­лактических осмотрах (предварите­льные, периодические, целевые, обращения пациентов в стоматоло­гические поликлиники, отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо от профиля и места приема пациентов. Больных, нуж­дающихся в стоматологической по­мощи, направляют в стоматологи­ческие учреждения по месту их жи­тельства, работы или учебы. На каждого больного заполняют амбу­латорную карту по форме № 43-А и контрольную карту диспансерного наблюдения - форму № 30 (эту форму чаще заполняет статистик поликлиники на основании амбула­торной карты). Форму № 30 запол­няют на всех стоматологических больных , нуждающихся в диспансе­ризации, соответственно «Схеме динамического наблюдения за деть­ми, подлежащими диспансеризации у детского врача терапевта-стомато­лога». Если у больного серьезная соматическая патология, то веду­щими специалистами в лечении яв­ляются педиатр, хирург и другие врачи, которые тоже заполняют эту форму и направляют ее в государст­венное статистическое управление. Диспансеризация детей с хирурги­ ческими заболеваниями ЧЛО не от­ личается от системы диспансериза­ции детского населения у стомато­лога-терапевта.

Основные подразделения дис­пансерного наблюдения этой груп-

пы детей: краевая, областная, го­родская специализированная дет­ская стоматологическая поликли­ника и ее диспансерное отделение: краевая, областная, городская дет­ская многопрофильная клиниче­ская больница, где имеется отделе­ние или выделены койки для лече­ния детей с патологией ЧЛО, в нее же входят специализированные от­деления детской челюстно-лицевой хирургии медицинских университе­тов и академий. К этой же системе должны относиться специализиро­ванные реабилитационные подраз­деления санаторного типа (их очень мало), которые могут функциони­ровать в соматических детских са­наториях.

Все названные выше подразделе­ния должны взаимодействовать между собой.

Необходимо знать, что диспан­серное наблюдение объединяет профилактические и лечебные ме­роприятия, характер, продолжите­льность и направленность которых зависят от распространенности и степени тяжести болезни. Диспан­серизация - наиболее эффектив­ная и действенная система, обеспе­чивающая предупреждение и ран­нее выявление заболеваний, лече­ние и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию этапов реабилита­ционных мероприятий на весь пе­риод детского возраста. Будучи действенной, эта система позволит сохранить нормальный уровень здоровья ребенка, снизить «груз» инвалидности пациента, наиболее эффективно обеспечить медико-социальный результат комплекс­ной специализированной помощи ребенку. Под диспансерным на­блюдением должны находиться де­ти от периода новорожденное™ до 18 лет. Для обследования детей этой группы и их лечения требуют­ся совместные усилия стоматоло­гов (терапевта, хирурга, ортодон­та), педиатра, рентгенолога, отори-

ноларинголога, эндокринолога, не­вропатолога, окулиста, нейрохи­рурга, эндоскописта, аллерголога, логопеда, клинического психолога и др.

Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лече­ния:


    врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожден­ные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включа­ющие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии - геман-гиома, венозные дисплазии , арте-риовенозные свищи, лимфангио-мы, нейрофиброматоз (I тип). Дис­плазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, хе-рувизм;

    опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилло­мы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологичес­кие варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;

3)острые и хронические остео­миелиты любой этиологии (одонто-генные, гематогенные, травматиче­ские);

    заболевания слюнных желез;

    заболевания ВНЧС: функцио­нальные (дистензионные) и пер­вично-костные;

    травмы зубов (переломы, пол­ные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верх­ней челюсти, других костей лица;

    дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей).

Соответственно особенностям этиологии, клинического проявле­ния и лечения формируется группа

специалистов, которая определяет неотложность, этапность, комплек­сность и последовательность ле­чебных и реабилитационных меро­приятий. Принцип комплексно­сти должен быть применен при ле­чении любой из перечислен­ных выше нозологических форм, остальные признаки могут варьи­ровать с учетом возраста, объема и вида реабилитационных мероприя­тий, их продолжительности и ин­дивидуальных факторов.

Комплексная система лечеб­но-реабилитационной помощи де­тям, научно обоснованный анализ высокой эффективности диспансе­ризации в целом позволили перей­ти к дифференцированному подхо­ду в системе диспансеризации и, опираясь на ее основные признаки (см. выше), создать специализиро­ванные центры.

Первыми высокую эффектив­ность диспансеризации показали центры диспансеризации детей с врожденной и наследственной па­тологией ЧЛО. Их опыт работы (с 50-х годов) с детьми с расщелиной верхней губы и неба стал убеди­тельным маркером качества всей деятельности таких центров (в Рос­сийской Федерации их 25). В по­следние 5-7 лет появились центры краниофациальной хирургии детей (Москва), центры лечения заболе­ваний ВНЧС (Новосибирск). Наря­ду с плановой систематической диспансеризацией в таких центрах детально разрабатывается алгоритм лечебных действий соответственно каждой нозологии.

Особенности, характерные для диспансеризации детей с отдель­ными нозологическими формами, будут дополнительно представле­ны в соответствующих разделах учебника. В этом разделе изло­жены только примерные схемы диспансеризации детей с хирур­гическими заболеваниями ЧЛО (табл. 3.1).

Cлайд 1

Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.

Cлайд 2

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 1. Раннее своевременное выявление первых признаков заболевания в полости рта 2. Применение традиционных методов лечения заболеваний (терапевтических, хирургических) с целью предупреждения их прогрессирования.

Cлайд 3

Основные группы мероприятий вторичной профилактики 1. Общегосударственные: Санация полости рта детей и подростков Санация беременных женщин Диспансеризация детского населения 2. Индивидуальные: Регулярное снятие зубных отложений Лечение гингивита Лечение начальных форм кариеса Хирургические и ортодонтические мероприятия Физиолечение

Cлайд 4

Система санации – это регулярное проведение осмотров через определенное время и санация полости рта. Лечение всех зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (постоянных и временных). Снятие над- и поддесневых зубных отложений. Замена нерациональных пломб Удаление разрушенных и не подлежащих лечению зубов и корней. Лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта Выявление и лечение на ранних стадиях аномалий прикуса

Cлайд 5

В плановой санации должно быть охвачено все детское население. Санация проводится не реже 1 раза в год, проф.осмотры 2 раза в год. Санация должна включать весь комплекс мероприятий для каждого ребенка. Плановая санация сопровождается анализом заболеваемости, изучением динамики заболеваемости, учетом эффективности мероприятий. Гигиеническое воспитание детей, формирование у них навыков ухода за полостью рта.

Cлайд 6

Формы санации 1. Индивидуальная 2. Разовая 3. Плановая Методы санации 1. Централизованный 2. Децентрализованный

Cлайд 7

1. Централизованный Плюсы: Возможность проведения дополнительных методов обследования. Наличие младшего и среднего мед. персонала. Возможность проведения физиопроцедур Консультация врачей стоматологов других специальностей. Возможность удаления временных зубов Минусы: Необходимость сопровождения детей на санацию Отрыв школьников от учебы Ребенок устает, ожидая приема

Cлайд 8

Децентрализованный Плюсы: 100% охват санации Учащиеся не отрываются от занятий Нет необходимости в транспортировки детей и их сопровождение Врач не ограничен по времени Есть возможность проводить санитарно-просветительную работу Минусы: Нет возможности проведения дополнительных методов обследования и физиопроцедур Невозможность проведения удалений Нет возможности консультаций других специалистов Возможно недостаточное оснащение.

Cлайд 9

Документация 1. Карта санации, форма №267 Анамнез жизни, состояние здоровья ребенка, состояние гигиены полости рта, заполняет зубную формулу. 2. Журнал учета работы врача-стоматолога Ежедневный учет работы 3. Ежемесячный отчет работы врача-стоматолога

Cлайд 10

Количественные показатели санации 1. Процент детей, нуждающихся в санации из числа обследованных 2. Количество отсутствующих зубов на 1000 детей 3. Охват санации: кол-во санированных /кол-во нуждающихся в санации x 100% 4. Охват санации больных с неосложненным кариесом 5. Охват санации больных с осложненным кариесом, вылеченном в одно посещение. 6. Количество случаев осложненного кариеса во временных зубах, постоянных зубах на 1000 детей 7. Количество УЕТ, выполняемых врачом за день

Cлайд 11

Качественные показатели санации 1. Продолжительность лечения 2. Своевременность лечения 3. Полнота лечения 4. Исходы лечения

Cлайд 12

Диспансеризация- метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных мероприятий Это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья практически здорового населения и больных хроническими заболеваниями

Cлайд 13

Диспансеризация детей первых 3 лет жизни. 1. Здоровые дети. 2. Здоровые дети, но имеющие факторы риска в возникновении кариеса. 3. Дети, имеющие пороки развития тканей зуба: гипоплазия, кариес зубов, сформированные к 3 годам нарушения прикуса.

Cлайд 14

Дошкольники и школьники 1. здоровые дети, не имеющие кариеса зубов и факторов риска его развития 2. здоровые дети с факторами риска развития кариеса 3. дети, имеющие поражение твердых тканей зубов, имеющие кариес, факторы риска его развития, КПУ=1-4 4. наличие кариеса, наличие факторов риска кариеса, КПУ=5-7 5. наличие кариеса, его осложнений, КПУ>8 Поражение кариесом иммунных зон, присутствие очагов деминерализации, прирост кариеса в год 3 и более

Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).

Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.

1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.

2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.

3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.

Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.

Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.

Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.

Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.

Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.

Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.

Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.

Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.

Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.

Организация и проведение миогимнастики.

При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.

I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.

II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.

Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.

III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).

При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.

Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).

Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.

В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.

Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.

Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.

Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.

Отбор больных для диспансерного наблюдения.

Непосредственно диспансерное наблюдение.

Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.

Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.

а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.

б) выявление больных на 1000 осмотренных;.

в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.

г) полнота охвата диспансерным учетом;.

д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).

Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.

а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.

б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.

в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.

г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.

Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

Кафедра общей стоматологии

« Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение»

Методические указания для студентов

Тюмень, 2009

Составители: к.м.н., доцент Куман О.А.

Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре общей стоматологии (заведующий кафедрой – д.м.н., доцент А.В. Брагин) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология» (2000г.), учебного плана (2004г.), типовой программы по «Стоматологии детского возраста».

Утверждено на заседании кафедры общей стоматологии

«___» _____________ 20 ____г.

Стоматология детского возраста

семестр 6

практическое занятие 13/7

Тема: Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение.

Актуальность темы: санацию полости рта необходимо проводить с элементами первичной профилактики, диспансеризации для благоприятного исхода заболевания кариеса.

Учебные цели:

          Научиться оценивать результаты лечения кариеса зубов у детей в отдаленные сроки.

          Научиться распределять детей в различные диспансерные группы, в зависимости от их стоматологического статуса и соматического здоровья.

          Научиться определять кратность посещений у стоматолога при диспансерном наблюдении.

Самостоятельная работа студентов:

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:

1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

2. классификация кариозных полостей

3. особенности препарирования кариозных полостей

4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей

5. анатомо-функциональное строение пульпы

6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):

Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов:

    Согласно классификации Т.Ф.Виноградовой выделяют:

А. Компенсированную, субкомпенсированную, декомпенсированную активность кариозного процесса.

Б. Низкую, умеренную, высокую активность кариозного процесса.

В. Острую, хроническую, хронически рецидивирующую активность кариеса.

2. Активность кариозного процесса определяется по:

А. Индивидуальной интенсиности кариеса.

Б. Среднегрупповой интенсивности кариеса.

В. Отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.

Г. Возрасту ребенка.

3. Индивидуальная интенсивность кариеса определяется индексом:

В. КПУ, кп, КПУ+ кп

4. В группу лиц, имеющих компенсированную активность кариеса, относят детей, у которых индивидуальная КПУ:

А. Равна среднегрупповой.

Б. Меньше среднегрупповой на три сигмальных отклонения.

В. Больше среднегрупповой.

Ответы: 1-А; 2-А; 3-В; 4-Б;

В) Структура содержания темы

Схема Ориентировочной основы действия

Этапы

Средства

Критерии самоконтроля

Оценка отдаленных результатов лечения кариеса.

Опрос ребенка и родителей

Отсутствие жалоб на боли. выпадение пломбы, чувства дискомфорта свидетельствует о удовлетворительных результатах лечения кариеса

Оценка качества пломбы

Осмотр леченного зуба при помощи стоматологического зонда и зеркала

При удовлетворительном результате лечения кариеса должно наблюдаться:

    Зуб в цвете не изменен.

    Пломба не изменена в цвете.

    Краевое прилегание пломбы не нарушено.

    Если пломба находится на контактной поверхности не должно наблюдаться признаков воспаления межзубного сосочка.

    Плотный межзубной контакт.

Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой:

Соматически здоровые дети с компенсированной активностью кариеса, не имеющие заболеваний пародонта (кроме катарального гингивита. обусловленного плохой гигиеной и зубочелюстных аномалий.

Наблюдаются стоматологом - 1 раз в год.

Дети с компенсированной или субкомпенсированной активностью кариеса,имеющие гигивит (кроме хронического генерализованного гипертрофического гинигивита), имеющие аномалии отдельных зубов, либо имеющие соматическую патологию, не требующую длительного диспансерного наблюдения у педиатора.

Дети с компенсированной, субкомпенсированной или декомпенсированной активностью кариеса, имеющие заболевания пародонта, имеющие аномалии прикуса, хроническую соматическую патологию.

Наблюдаются у стоматолога 3-4 раза в год.

Все дошкольники

Наблюдаются у стоматолога 2 раза в год.

Выходной контроль:

Тестовый контроль:

1. Отдаленные результаты лечения кариеса оценивают по: А. Отсутствие жалоб. Б. Оценка качества пломбы. В. Индексу УСП. Г. Приросту интенсивности кариеса.

    Кратность профилактических посещений стоматолога определяется: А. Группой диспансерного наблюдения. Б. Желанием пациента. В. Чем чаще, тем лучше.

    Критериями для распределения детей по диспансерным группам служат: А. Возраст ребенка. Б. Интенсивность кариеса. В. Наличие заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий Г. Интенсивность кариеса, наличие или отсутствие заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. соматическое здоровье.

    Ребенок. 9 лет, с КПУ+кп = 2. РМА = О. не имеющий зубочелюстных аномалий и соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    Подросток. 14 лет, КПУ= О, КПИ = 2, не имеющий зубочелюстных аномалий и выявленной соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    Ребенок. 5 лет, кп = 2. не имеющий заболеваний пародонта. зубочелюстных аномалий. соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

001.Для снижения кариесвосприимчивость назначают внутрь препарат:

    лактат или глюконат кальция

    метилурацил

  1. лактобактерин

    интерферрон

002.

    кальцинова

    интерферон

    супрастин

  1. лактобактерин

003. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

  1. бифидобактерин

    йодид калия

    метилурацил

004. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

    ацикловир

    эритромицин

    витафтор

  1. супрастин

005. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе питания

    кисломолочные продукты

    зелень, овощи

    мясные консервы

    рыбные продукты

006. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе пи­ тания:

007. Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу­ бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

    30% раствор нитрата серебра

    10% раствор глюконата кальция, 1-2% раствор фторида натрия

    2% раствор питьевой соды

    сафарейт

    йодид калия

008.Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

    сафарейт

  1. 2% раствор метиленового синего

    40% раствор глюкозы

    р-р Шиллера-Писарева

009.Длязапечатывания фиссур постоянных зубов применяют:

    силидонт

    компомеры

  1. амальгаму

010. Герметизацию фиссур первых постоянных моляров рекомендуется прово­ дить в возрасте:

  1. в любом возрасте

011.Таблетки фторида натрия для профилактики кариеса детям рекомендуют давать:

    1 раз в неделю

    каждый день

    через день

    2 раза в неделю

    1 раз в месяц

    цитрусовых

    молочных продуктов

013. Для профилактики кандидоза нистатин назначается при лечении препа­ ратами:

    противовирусными

    противовоспалительными

    антибиотиками

    антигистаминными

    анальгетиками

014. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в диспансерной группе состоит в:

    устранении факторов риска

    предупреждении возникновения факторов риска

    повышении уровня здоровья

    назначении корригирующих (лечебных) мероприятий

    выявлении факторов риска

015. Для качественной гигиены полости рта необходимо использовать:

    зубные щетки и пасты

    зубные щетки, пасты и флоссы

    зубные щетки, пасты, флоссы и ополаскиватели

    зубные щетки, пасты, флоссы и жевательную резинку

    зубные щетки, пасты, жевательные резинки

016. Наиболее простая и эффективная методика подготовки зубов к апплика­ ционной терапии:

    гигиеническая обработка зубов специальным абразивным порошком

    обработка зубов 2% раствором перекиси водорода

    гигиеническая обработка зубов с помощью щетки и пасты

    гигиеническая обработка зубов специальными приспособлениями и инстру­ментами

    полоскание полости рта водой

017. Эндогенную профилактику кариеса временных зубов наиболее целесооб­разно проводить в:

    антенатальный период

    первое полугодие жизни

    второе полугодие первого года жизни

    второй год жизни

    третий год жизни

018. Гигиеническое обучение ребенка необходимо начинать:

    в период прорезывания первых временных зубов

  1. в период прорезывания первых постоянных зубов

    у первоклассников

019. Младшему школьнику с интактными зубами, живущему в местности с оп тимальным содержанием фтора в питьевой воде, назначают средства ги

гиены полости рта:

    лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фтор

    гигиенический зубной порошок

    гигиеническую зубную пасту

    лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фосфорно-кальци

5)лечебно-профилактические зубные пасты с экстрактами лечебных трав

020.Ребенку с III степенью активности кариеса назначают средства гигиены:

    солевые зубные пасты

    лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие соединения фтора

    лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие экстракты лечебных

    гигиенические зубные эликсиры

    гигиенические зубные пасты и эликсиры

Домашнее задание: тема – ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей.

Основная литература:

1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: уч. Пособие / Н.В. Курякина – М.: мед. Книга, Н. Новгород НГМА – 2007

Дополнительная литература:

1.Т.Ф.Виноградова Атлас стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие - М.: «МЕДпресс-информ» 2007

2.Особенности эстетической реставрации в стоматологии: Серия методических фильмов: Фильмы 1-10 (Электронный ресурс).-СПб.: ЩЩЩ «Человек», 2005-3 электрон. опт. диска (CD – ROM) 2006

3.Ткачук О.Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство \ О.Е. Ткачук – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

4.Иванова Е.Н. Стоматологические композиционные пломбировочные материалы: уч. Пособие / Е.Н. Иванова, И.А. Кузнецов – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006