Основные факторы нарушения психологического здоровья. Факторы, влияющие на психическое здоровье. Генетические факторы риска


Несмотря на то, что – распространенное явление, их первопричины до сих пор устанавливают посредством научных исследований и дискуссий. Врачи-психотерапевты убеждены в том, что на склонность к психическим расстройствам влияют генетический факторы (предрасположенность, передавшаяся от отца или матери), а также социальные (здесь подразумевают обстановку человека на протяжении его жизни – воспитание, окружение, семья). Конечно, существуют факторы риска, влияющие на развитие шизофрении и прочих биполярных расстройств психики – о них мы поговорим ниже.

Биологические факторы

Под биологическими факторами, провоцирующими развитие психических расстройств у человека, подразумевают:

  • Генетику (наличие диагнозов расстройства личности у близких родственников по прямой линии). Доказано существование генов, отвечающих за передачу психических расстройств от родителей к ребенку;
  • Заболевания в течение жизни, повлекшие за собой инфекционные и токсические процессы, сильнейшую аллергическую реакцию, сбой в обмене веществ и метаболизме;
  • Вредные факторы, влияющие на вынашивание беременности;
  • в организме человека – в частности, между такими гормонами, как серотонин и дофамин;
  • Воздействие на организм химических веществ, пагубно сказывающихся на работе центральной нервной системы.

Доказано, что если у отца или матери были склонности к , то с долей вероятности в 90% они проявятся на каком-то из жизненных этапов у ребенка.

Психотерапевты предупреждают родителей о том, что прием их детьми наркотических веществ (кетамина и марихуаны) в подростковом возрасте, провоцируют острые психические состояния, близкие к психозу.

Психозы развиваются у детей-аутистов, а также у тех, кто с юных лет был асоциальным человеком. Доказано взаимосвязь нарушений головного мозга и психозов. Непосредственно, сами нарушения в работе коры мозга и его отделов происходят во внутриутробном периоде.

Медицинские факторы

Психические расстройства могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • Длительным лечением больного стероидами;
  • Воздействие беременности и родов на организм женщины, в частности, на ее психику. По статистике, 50% женщин всего мира после рождения ребенка переживают психозы различной степени проявления;
  • Недосып, гормональное лечение женщины в период беременности, в совокупности ведущее к психоэмоциональным расстройствам личности;
  • Употребление наркотических веществ;
  • Курение марихуаны.

Психологические факторы

Под психологическими факторами, влияющими на расстройство личности человека, необходимо понимать:

  • Состояние повышенной тревожности;
  • Затяжные ;
  • Биополярное расстройство личности;
  • Нарушения социального поведения человека, спровоцированные его реакцией на окружающих его людей.

Очень часто люди от нервного расстройства переходят к психическому после того, как в их жизни появляется бессонница, с присущими ей ночными кошмарами и страхами. Такие люди в обычной жизни ведут себя очень странно – они асоциальны, подозрительны относятся даже к близким им людям. У них пароидальное отношение ко всему происходящему в их жизни. Им кажется, что все негативные события, происходящее в жизни в глобальном плане – непосредственно касаются их.

Кстати, исследования психологов утверждают, что у женщин, страдающих от послеродовой депрессии, в детском возрасте были подвержены физическому насилию и крайне жестокому обращению. Родители таких девушек употребляли алкоголь, злоупотребляли наркотиками, курили, вели нездоровый образ жизни.

Научные опыта и многочисленные исследования показали, психозы возникают у людей, прошедших через тяжелые жизненные событие. Те, кто живет в плохих социальных условиях, подвержен влиянию негативной компании или же является представителем этнических и расовых меньшинств, чаще всего сталкивается с диагнозом «психоз».

Нормальность и ненормальность

Понятие нормальности и ненормальности определил психиатр и философ Нил Бертон. Он вывел 3 основные характеристики, по которым можно определить – нормальный человек или же нет. Врач дал определение расстройству личности по международной классификации.

Итак, первый признак – у человека нарушено сознание и признание собственного я;

Второй признак – больному сложно общаться с окружающими ему людьми;

Третий признак – состояние человека нельзя оценить, как патологическое, то есть, он не находится под влиянием химических веществ или же психотропных препаратов.

Общее состояние человека можно оценить, как: параноидное, асоцильное, нарциссическое, зависимое, шизоидное. Причем, подобные психические расстройства практически не встречаются в изолированной форме – они накладываются друг на друга, вызывая пограничные состояния. Проявление психического расстройства приходится на процессы личного кризиса человека.

Расстройство параниодального типа

Если у человека параноидальное расстройство, то для него будет характерно ярко выраженное недовольство и недоверие к окружающим его людям. У больных нет близкого окружения, друзей и спутника жизни. Такого человека очень легко обидеть, учитывая то, что они крайне необщительны.

Расстройство шизоидного типа

Люди шизоидного типа полностью погружены собой, но при этом им не интересен социум, а также любовные отношения в целом. Такие люди практически не выражают эмоций, их можно назвать бесчувственными. Они болезненны, но при этом хорошо адаптируются в обществе и могут быть успешны как в карьере, так и в личной жизни (если их спутником будет человек, принимающий их странности).

Расстройство шизотипического типа

Такие люди крайне странны: они выглядят очень странно, ведут себя нетипично, у них нетипичное восприятие окружающего мира. Шизотипичные люди верят в магию, секты. Они отличаются подозрительносью и недоверчивостью. Практически все свое окружение для них якобы представляют опасность.

Нил Бертон выделяет также антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое, избегающее, зависимое, компульсивно-обсессивное расстройства.

Страница 6 из 11


Факторы риска для здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах прошлого столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охраны здоровья населения» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом:

Генетические фактор - 15-20%;

Состояние окружающей среды - 20-25%;

Медицинское обеспечение - 10-15%;

Условия и образ жизни - 50-55%.

Содержание каждого из факторов обеспечения здоровья можно определить следующим образом (табл. 1):

Таблица 1

Определение содержания факторов обеспечения здоровья

Сфера влияния

факторов

Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы, ухудшающие здоровье

Генетические факторы
(15–20%)

Здоровая наследственность. Отсутст-вие морфофункциональных предпо-сылок возникновения заболевания

Наследственные заболевания и нару-шения. Наследственная предрасполо-женность к заболеваниям

Состояние окружающей среды (20–25)%

Хорошие бытовые и производствен-ные условия, благоприятные климати-ческие и природные условия, экологи-чески благоприятная среда обитания

Вредные условия быта и произ-водства, неблагоприятные климатиче-ские и природные условия, нарушение экологической обстановки

Медицинское обеспечение
(10–15%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприя-тий, своевременная и полноценная медицинская помощь

Отсутствие постоянного медицин-ского контроля за динамикой здо-ровья, низкий уровень первичной про-филактики, некачественное медицин-ское обслуживание

Условия и образ жизни (50 – 55%)

Рациональная организация жизнедея-тельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни

Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо – или гипердинамия

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола, индивидуально-типологических особенностей человека.

Генетические факторы следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком – как унаследованные в процессе эволюции животного мира механизмы адаптации к условиям существования. В узком смысле слова под генетическими факторами следует понимать унаследованные от ближайших предков семьи особенности обеспечения жизнедеятельности.

Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разделить на три группы:

Хромосомные и генные болезни: гемофилия, болезнь Дауна. Основной фактор – наличие измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при определенных условиях (неблагоприятная экологическая обстановка, употребление алкоголя, наркотиков, другие вредные привычки родителей) приобретают ведущее значение;

Наследственные болезни, проявляющиеся в процессе индивидуального развития и обусловленные слабостью определенных наследственных механизмов; такая слабость при нездоровом образе жизни может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (сахарный диабет, подагра), психическим расстройствам;

Наследственная предрасположенность, что при воздействии определенных факторов внеш-ней среды может привести к таким заболеваниям, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бронхиальная астма.

Учет наследственных факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долгой.

ДНК – сокращенное название дезоксирибонуклеиновой кислоты. Ее молекула похожа на спирально закрученную веревочную лестницу. Содержит генетический код организма.

Наиболее часто наследственные нарушения обуславливаются образом жизни будущих родителей или матери. Для нормального развития плода матери необходима повышенная двигательная активность, отсутствие переедания, а также психических перегрузок социального, профессионального и бытового характера.

Окружающая среда . К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, следует отнести: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характеры атмосферы, водный компонент, физические, химические и механические характеристики поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений.

Значительная зависимость человека от природных факторов и их непредсказуемость предопределили стремление человека сделать себя более защищенным, независимым от превратностей природы. Для этого он создал и изобрел все новые, облегчающие его жизнь, все более благоприятные условия существования и совершенные орудия для поддержания жизнедеятельности условия (одежду, жилище, мебель и др.), что позволило получать изделия и продукты при меньших затратах мышечного труда.

Окружающая среда с ее физическими, химическими, климатическими, биологическими и другими параметрами, с точки зрения эволюции биологических видов, относительно консервативна. Ее постепенные изменения (в масштабе жизни поколений животных организмов) вызвали соответствующие адаптационные перестройки животных видов, способствуя самой эволюции. То есть последняя сама по себе означала трансформацию биологических видов в соответствии с изменениями окружающей среды. Однако положение во все большей степени стало меняться с момента появления на Земле человека, который не сам стал приспосабливаться к природе, а начал все активнее преобразовывать природу «под себя». Этот процесс носил целенаправленный характер в идее создания новых водохранилищ, поворотов рек вспять и т.п. При этом помимо непосредственно ожидаемых эффектов возникали и вредные последствия: истощение природных ресурсов, выброс в атмосферу, в землю и воду все большего объема отходов производства, создание искусственных источников радиоактивности, разрушение озонового слоя. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что природа – это ресурс, который истощается, но не восстанавливается.

Деятельность человека по преобразованию природы - целенаправленному и опосредованно-му – привела к возникновению относительно новых для него же условий существования, так называемой «второй природы». К ней относятся все изменения природной среды, искусственно вызванные людьми и характеризующиеся отсутствием системного самоподдержания, то есть постепенно разрушающие без поддерживающего влияния человека (искусственные водоемы, мегаполисы и т.п.). К «третьей природе» относится весь искусственный мир, созданный человеком и не имеющий аналога в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться (асфальт, внутреннее пространство помещений, культурно-архитектурная среда).

Увеличение уровня механизации и автоматизации трудовых процессов привело к резкому уменьшению физического труда и увеличило число нервных нагрузок. В середине 19 века 95% необходимой в производстве энергии приходилось на долю мышц животных и человека,
а в 70-х годах 20 века – всего лишь 0,5%. С одной стороны, человек имеет возможность получать полезный результат при меньших затратах своей энергии, а с другой – получил непредсказуемый, неблагоприятный с точки зрения детренированности для его здоровья результат. Урбанизация и городской образ жизни приводят, среди прочего, к некоторому отставанию эмоционального развития личности от роста интеллектуального начала.

Урбанизация – социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, распространении городского образа жизни, уменьшении аграрной деятельности.

Условия и образ жизни . Образ жизни - это устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведении, складе мышления. В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее валом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения.

Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацием образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В литературе, в рекламе, на бытовом уровне и через другие каналы информации достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма). Количество таких средств неисчислимо. Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой – всего того, что, в конечном счете, определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровья. Исходя из этого здоровый образ жизни должен включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек.

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души».

Психосоматика – (греч. psyche – душа и soma – тело) – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний (бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь
двенадцатиперстной кишки и др.).

Культура питания . В здоровом образе жизни питание является определяющим, системо-образующим, т.к. оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зерновые, орехи, семечки, мед) в полной мере соответствуют этим требованиям, а животную пищу следует отнести к аварийной.

Культура движения . Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег, плавание, катание на лыжах) в природных условиях. Они могут сочетаться с солнечными и воздушными ваннами, очищающими и закаливающими водными процедурами.

Аэробика – система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Культура эмоций . Отрицательные эмоции (зависть, страх) обладают огромной разрушительной силой. Положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип нервной деятельности, морфофункциональный тип), так и возрастную и половую принадлежность, социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессия, традиции, условия труда, материальное обеспечение, быт). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни.

Таким образом, в основе здорового образа жизни лежат следующие ключевые положения:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса;

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал;

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей;

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здо-ровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

При переходе к здоровому образу жизни:

Изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

Исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков; хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека;

Сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

Половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями, как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Эффективность здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду биосоциальных критериев, включающих:

Оценку морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

Оценку состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

Оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); широты и проявления социальных и личностных интересов;

Оценку уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни; уровень валеолгических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья; умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Валеология (лат. vale – будь здоров и logos – наука) – наука о проявлении здоровья, закономерностях и механизмах его формирования, сохранения и укрепления.

Двигательный режим. Двигательная активность является обязательным и определяющим фактором, обусловливающим разворачивание структурно-функциональной генетической прог-раммы организма в процессе индивидуального возрастного развития. Это хорошо понимали в Древней Индии, Китае и других странах – уже тогда в жизни и воспитании людей использовали гимнастику, дыхательные упражнения, массаж.

Физическая активность – это целеустремленная двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.

В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнано, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне.

При использовании двигательной нагрузки в индивидуальных и групповых занятиях восполняется мышечный дефицит. При этом включаются резервные возможности организма, улучшается его функциональное состояние. Двигательная активность является неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья нервной системы, и выступает в качестве общего воздействия на организм человека. Оно стимулирует физиологические процессы в организме и повышает тонус системы, а значит, ее чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Но эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма.

Физические упражнения: гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные упражнения, а также водные процедуры, массаж, являются важным условием профилактики и сохранения здоровья. Они оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействие. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям: расширяются сосуды, нормализуются кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время выполнения упражнений, передаются внутренним органам, активизируя их деятельность.

В настоящее время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, является недостаток движения. Гипокинезия вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию.

Гипокинезия – длительное снижение двигательной активности, сопровождающееся в ряде случаев соматическими и вегетативными расстройствами.

Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, в ряде случаев психики вследствие снижения уровня усилий при двигательной активности.

За последние полтора столетия доля энергии мышц человека и животных в энергообеспечении технологических процессов снизилась до ничтожно малого уровня (табл. 2). Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации привели в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной активности современного человека, что дало основание называть его «деятельным бездельником».

Таблица 2

Изменения соотношения используемых видов энергии в ходе

Социально-экономического развития человечества (в %)

Вид энергии

Годы

1852

1952

1975

Работа мышц человека и животных

0,5

Работа энергии воды, сгорания угля, газа, нефти, энергия атома

99,5

Современная учеба и автоматизированное производство создают выраженное эмоциональнее напряжение, которое не сопровождается активной двигательной деятельностью. Гипокинезия уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движений, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также объем циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови.

Наиболее принципиальным изменением в жизнедеятельности человека является то, что он обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в большей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным, а не производственным условиям жизни.

Весь спектр отрицательных последствий для здоровья при гипокинезии можно представить следующим образом: согласно сформулированному И.М. Аршавским закону свертывания функций за ненадобностью, возможности любой системы организма соответствуют востребованному от нее уровню активности.

Снижение же уровня функционирования ведет к атрофии или дистрофии тканей со снижением функциональных резервов. Мышечная активность является одним из механизмов интеграции функциональных систем и их настраивания на данный уровень активности. Снижение двигательной активности человека ведет к компенсаторной перестройке вех видов обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного. Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу положительного стресса – эустресса в отрицательный стресс – дистресс. Гиподинамия, кроме того, вызывает заметные изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции.

Процесс цивилизации сопровождается все более отчетливой тенденцией к снижению двигательной активности человека и возрастанию нагрузки на его мозг. Это вызвало нарушение сложившегося в эволюции соотношения между сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным, исполнительным звеном психических процессов, поскольку между ними существует прямая зависимость. Смещение у современного человека этих отношений привело к нарастанию психического напряжения, что сказывается и на изменении структуры и соотношения отдельных периодов и фаз сна, призванного дать организму не только пассивный отдых, но и рассортировать и усвоить полученную информацию, освободив мозг для восприятия новых потоков информации. При таком положении сон не дает ощущения полного отдыха, и мозг приступает к новому периоду работы, еще не освободившись от полученной ранее информации. Естественно, что это ведет к нарастанию психического напряжения, к извращению нервной регуляции активности систем жизнедеятельности. Закономерным следствием таких нарушений являются многие психосоматические заболевания, в частности, болезни сердечно-сосудистой системы. Основы физиологии труда. Здоровье и образовательная среда Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека Самовоспитание и здоровье Все страницы

Факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Под влиянием факторов среды обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков. Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Это может быть как дефицит общения, так и переизбыток общения с матерью; чередование сверхстимуляции с пустотой отношений(структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка); формальное общение, т. е. общение, лишенное эротизированных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом. Кроме того, поскольку ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности.

Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Еще одно явление, которое необходимо обсудить в рамках проблемы формирования психологического здоровья дошкольника, – это явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями- это отношения со значимыми взрослыми и со сверстниками. Младший школьный возраст (от 6 –7 до 10 лет). Здесь наиболее тяжелой является ситуация, когда предъявляемые родителями требования не соответствуют возможностям ребенка. Последствия ее могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

Однако наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. И действительно, в школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других. Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Депривация притязания на признание у младших школьников может проявиться не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования.

При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности. Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь.

Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту.

Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов. Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

Остановимся сначала на темпераменте. Начнем с классических экспериментов А. Томаса, который выделил свойства темперамента, названного им «трудным»: неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения.

Однако данные расстройства, и это важно отметить, вызывают не сами свойства, а особое взаимодействие их с окружающей средой. Довольно интересно индивидуальные свойства темперамента в плане риска нарушения психологического здоровья описал Я. Стреляу. Он полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды, Я. Стреляу и сотрудниками проводились исследования связи свойств темперамента и некоторых качеств личности. Оказалось, что такая связь наиболее проявляется в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности.

При этом под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные люди – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций.

Высокореактивных и слабореактивных людей можно отличить по их реакциям на замечания. Слабореактивных замечания заставят вести себя лучше, т.е. улучшат их деятельность. У высокореактивных наоборот, может наблюдаться ухудшение деятельности. Теперь посмотрим, насколько пониженная устойчивость к стрессу связана с какими-либо личностными факторами. По этому поводу сегодня нет четко определенных позиций. Но мы готовы согласиться с В. А. Бодровым, который полагает, что жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

Помимо этого они выделяют еще три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По его мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами.

Самооценка здесь – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Трудности с купированием стресса у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые.

Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются. Следующее необходимое качество – это критичность. Оно отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. Оптимальным является присутствие у человека равновесия между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий.

Только такое равновесие позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой. Как можно заметить, описанные В. А. Бодровым личностные предпосылки стрессоустойчивости перекликаются с другими структурными компонентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость.

Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию. Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Приведем на этот счет точку зрения С. Фрайберг.

Как говорит С. Фрайберг, «в последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита.

Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком». Кроме того, если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, становится непонятным, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, более того, их успехи социально значимы. Также непонятно, почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. 2.6

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психологическое здоровье и девиантное поведение

У нас наблюдается кризис физического, психического и нравственного здоровья практически всех возрастных групп очень высока заболеваемость.. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением.. Причины такой ситуации в России многообразны.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Психическое здоровье - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Психическое здоровье - это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго - изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас - как вариант сексуальной адаптации. Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе.

По тяжести эти психические расстройства можно разделить на психотические и непсихотические.

Психоз - заболевание, которое способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза - шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения. Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, - это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ. Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.



Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга. Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия - наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, - не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье.



Факторы, которые оказывают влияние на психическое здоровье:

1) предрасполагающие

2) провоцирующие

3) поддерживающие.

Предрасполагающие факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Виды предрасполагающих факторов:

1) генетически обусловленные - зависят от личных особенностей и генетического наследия (шизофрения, некоторые формы слабоумия, аффективные расстройства, эпилепсиия)

2) биологические (пол и возраст)

3) психологические

4) социальные - делятся на социально-средовые, социально-экономические, социально-политические, экологические (проблемы, связанные с семьей, работой, жильем, неудовлетворенность социальным положением, социальные катастрофы и войны, природные катаклизмы)

Суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а В определенные возрастные периоды личность становится более уязвимой при стрессовых ситуациях. К таким периодам относятся: младший школьный возраст, в котором отмечается большая распространенность страхов; подростковый период (12- 18 лет), для которого характерны повышенная эмоциональная чувствительность и нестабильность, нарушения поведения, в том числе с употреблением наркотиков, актами самоповреждения и попытками самоубийства; период инволюции - со свойственными личностными изменениями и снижением реактивности к воздействию психологических и социально-средовых факторов. Возраст не только влияет на частоту развития психических расстройств, но и придает своеобразную «возрастную» окраску их проявлениям. Для детского возраста характерны страхи темноты, животных, сказочных персонажей. Психические расстройства старческого возраста (бред, галлюцинации) часто отражают переживания бытового характера - ущерба, отравления, воздействия и всевозможных ухищрений с целью «избавиться от них, стариков». Пол также в определенной мере обусловливает частоту и характер психических расстройств. Мужчины чаще, чем женщины, страдают шизофренией, алкоголизмом, наркоманией. Но у женщин злоупотребление алкоголем и психотропными веществами быстрее приводит к развитию наркотической зависимости и заболевания протекают злокачественнее, чем у мужчин. Иерархия социальных ценностей у женщин и мужчин различна. Для женщины большее значение имеют семья, дети; для мужчин - его престиж, работа. Поэтому частая причина развития невроза у женщин - неблагополучие в семье, проблемы личного плана, а у мужчин - конфликт на работе или увольнение.

Провоцирующие факторы - вызывают развитие заболевания. Некоторые люди с повышенной восприимчивостью к психическому расстройству тем не менее не заболевают им никогда или не болеют очень долго. Обычно провоцирующие факторы действуют неспецифично. От них зависит время начала заболевания, но не сам характер болезни. Виды провоцирующих факторов:

1) физические - соматические заболевания и травмы (опухоль мозга, черепно-мозговая травма или потеря конечности), кот. могут носить характер психологической травмы и вызвать психическое заболевание (невроз)

2) социально-психологические - болезненные переживания, навязчивые страхи, которые связанные с реальной действительностью (спидофобия, радиофобия) или пришедшие из далекого прошлого (страхи порчи, колдовства, одержимости).

Поддерживающие факторы. От них зависит длительность заболевания после его начала. При планировании лечения и социальной работы с больным особенно важно уделить им должное внимание. Когда первоначальные предрасполагающие и провоцирующие факторы уже прекратили свое воздействие, поддерживающие факторы существуют и могут поддаваться коррекции. На ранних стадиях многие психические заболевания приводят к вторичной деморализации и отказу от социальной активности, что, в свою очередь, продлевает первоначальное расстройство. Социальный работник должен принимать меры для коррекции этих вторичных личностных факторов и устранения социальных последствий заболевания.

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Основные методы лечения, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях:

1) психотерапия

2) лекарственная терапия

3) шоковая терапия и терапия средой.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ - психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным

Лекарственная терапия - лечение психотропными препаратами (транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства), шоковой терапией и терапией средой, которая включает трудовую терапию, групповую дискуссию, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля, и широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств - гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует. Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей. Насилие над детьми - тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности.

Творческая группа «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (руководитель группы:).

Состав творческой группы:

Должность, предмет, стаж

Квалификация

Куть-Ях № 1

педагог-психолог, стаж работы в ОУ -8 лет

Салымская СОШ №1

педагог-психолог, 13 лет (24 г. педстаж)

Салымская СОШ № 2

педагог-психолог, педстаж-18 лет

Ø К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Ø Низший уровень – это дезадаптивный. К нему относятся люди стремящиеся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям и люди, стремящиеся подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Существует две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

1. Объективные, или факторы среды;

2. Субъективные факторы, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Внешние факторы

Под объективными следует понимать семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью , социально-экономической ситуацией в стране. Факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, чем для взрослых людей.

· Наиболее значимо для нормального развития личности младенца общение с матерью. Дефицит общения, переизбыток общения, формальное общение, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений (мать-студентка) могут привести к различным нарушениям развития ребенка . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. Тревожная привязанность в младшем школьном возрасте проявляется повышенной зависимостью от оценок взрослых, стремлением делать уроки только с мамой . А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи , причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью . С помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

· Взаимоотношения с отцом значимы для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Таким образом, нарушенные отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка . Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте приводит к проблеме выражения гнева и проблеме неуверенности . Проблема может иметь различную симптоматику: чрезмерная тучность , страх взросления и депрессивные проявления , резкие необоснованные вспышки агрессивности . Более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

· Отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними могут привести к нарушениям половой идентификации или обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий . У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию .

· Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следствием такого типа семейного взаимодействия может явиться нарушение способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей . Ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие дети, причем нередко хорошо интеллектуально развитые, не могут успешно адаптироваться к школе.

· Явление родительского программирования неоднозначно влияет на психологическое здоровье ребёнка. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры, духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы, что мешает развитию его самостоятельности. В целом же, проявится отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности . Ребёнок проявляет повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

· Фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, – «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой – нарушением своего психологического здоровья.

· Излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка – фактор риска нарушения психологического здоровья. У ребёнка формируется страх наказания за неопрятность.

Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями.

· Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем. Эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт , в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

· Взаимоотношения детей 6,5-7 лет с родителями начинают опосредоваться школой. Если родители понимают сущность изменений в ребёнке, то его статус в семье повышается, и он включается в новые взаимоотношения. Но чаще конфликтность в семье возрастает, когда предъявляемые родителями требования к ребёнку не соответствуют его возможностям. Последствия могут быть различны, но всегда представляют фактор риска нарушений психологического здоровья.

· В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки – баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т. п.). Как следствие этого, он впервые осознает свое «невсемогущество». Соответственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут приводить к значительному снижению самооценки детей. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок может стать апатичным , приобрести депривацию притязания на признание. Проявиться это не только в снижении самооценки, но и в формировании неадекватных защитных вариантов реагирования . При этом активный вариант поведения обычно включает различные проявления агрессии к одушевленным и неодушевленным предметам, компенсацию в других видах деятельности . Пассивный вариант – манифестацию неуверенности, стеснительности, лени, апатии, уход в фантазии или болезнь . Формируется чувство неполноценности .

· Подростковый возраст - это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Последствия незавершенного отделения от семьи – неумение взять на себя ответственность за свою жизнь . Поэтому так важно, чтобы родители умели предоставить подростку такие права и свободы, которыми он может распорядиться без угрозы своему психологическому и физическому здоровью.

· Школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления, также имеющих своей целью достижение независимости и самостоятельности.

Внутренние факторы

Психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому рассмотрим те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.

v Следующие свойства темперамента по А. Томасу способствуют, формированию низкой стрессоустойчивости: низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность. Трудность данного темперамента состоит в повышении риска расстройств поведения и в том, что взрослым тяжело применять адекватные воспитательные воздействия.

v Реактивность - фактор, влияющий на психологическое здоровье. Под реактивностью понимается отношение силы реагирования к вызвавшему стимулу. Соответственно высокореактивные дети – это те, кто сильно реагирует даже на небольшие стимулы, слабореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Высокореактивным детям чаще всего присуща повышенная тревожность. У них снижен порог возникновения страха, снижена работоспособность. Характерен пассивный уровень саморегуляции, то есть слабая настойчивость, низкая эффективность действий, слабое приспособление своих целей к реальному положению вещей. Обнаружена и другая зависимость: неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).

Пониженная устойчивость к стрессу связана также с некоторыми личностными факторами.

v Жизнерадостные люди наиболее психологически устойчивы, соответственно менее устойчивы люди с пониженным фоном настроения.

v Экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы более успешно справляются со стрессами.

v Самооценка – это чувство собственного предназначения и собственных возможностей. Люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Соответственно они менее энергичны в принятии превентивных мер, стремятся избежать трудностей, ибо убеждены, что не справятся с ними. Если же люди оценивают себя достаточно высоко, то маловероятно, что они будут интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то они проявляют большую инициативность и поэтому более успешно с ним справляются.

v Соотношение между стремлением к риску и к безопасности, к изменениям и к сохранению стабильности, к допущению неопределенности и к контролю событий – является существенным фактором риска сохранения психологического здоровья. Только равновесное состояние позволит человеку развиваться, изменяться, с одной стороны, и предотвращать саморазрушение – с другой.

Итак, мы рассмотрели факторы риска нарушений психологического здоровья. Однако попробуем пофантазировать: а что если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоровым? Какую личность мы получим в случае полного отсутствия внешних стрессогенных факторов? Поговорим об этом в следующий раз.