Профилактика нарушения психического здоровья факторы риска. Понятие психического здоровья. Факторы, влияющие на психическое здоровье. Внешние и внутренние факторы риска


На здоровье и хорошее состояние организма оказывает влияние множество факторов, и те из них, которые вызывают плохое здоровье, инвалидность, заболевания или смерть, известны как факторы риска. — это свойство, состояние или поведение, которое увеличивает появления болезни или травмы. Нередко говорят об отдельных факторах риска, однако на практике они не встречаются по отдельности. Они часто сосуществуют и взаимодействуют. Например, отсутствие физической активности со временем вызовет появление лишнего веса, повышенное давление и высокий уровень холестерина в крови. Эти факторы в совокупности повышают вероятность возникновения хронических сердечных заболеваний и других проблем со здоровьем. Старение населения и увеличение продолжительности жизни привели к росту долгосрочных (хронических) заболеваний и нарушений, требующих дорогостоящего лечения.

Спрос на медицинское обслуживание возрастает, и бюджет отрасли оказывается под растущим давлением, которое она не всегда может выдержать. Важно, чтобы мы, являясь членами общества и пользователями услуг систем здравоохранения, понимали причины и факторы риска болезней и принимали активное участие в доступных программах профилактики и лечения, позволяющих экономить денежные средства.

В целом, факторы риска можно разделить на следующие :

  • поведенческие,
  • физиологические,
  • демографические,
  • связанные с окружающей средой,
  • генетические.

Рассмотрим их более подробно.

Виды факторов риска

Поведенческие факторы риска

Поведенческие факторы риска обычно относятся к действиям, которые совершает человек по своему усмотрению. Поэтому такие факторы могут быть устранены или уменьшены изменением образа жизни или привычек поведения. В качестве примеров можно привести

  • курение табака,
  • злоупотребление алкоголем,
  • образ питания,
  • отсутствие физической активности;
  • долговременное пребывание на солнце без надлежащей защиты,
  • отсутствие ряда вакцинаций,
  • незащищенные половые контакты.

Физиологические факторы риска

Физиологические факторы риска связаны с организмом или биологическими особенностями человека. На них могут оказывать воздействие наследственность, образ жизни и многие другие факторы. В качестве примеров можно привести

  • повышенный вес или ожирение,
  • высокое артериальное давление,
  • высокий уровень холестерина в крови,
  • высокое содержание сахара (глюкозы) в крови.

Демографические факторы риска

Демографические факторы относятся к населению в целом. В качестве примеров можно привести

  • возраст,
  • подгруппы населения в зависимости от рода занятий, религиозной принадлежности или уровня дохода.

Факторы риска, связанные с окружающей средой

Факторы риска, связанные с окружающей средой, охватывают широкий круг явлений, таких как социальные, экономические, культурные и политические факторы, а также факторы физического, химического и биологического характера. В качестве примеров можно привести

  • доступ к чистой воде и санитарным условиям,
  • Риск — это вероятность причинения вреда или нанесения травмы в результате лечения, проводимого в клинической практике или в рамках исследования. Вред или травма могут быть физическими, а также психологическими, социальными или экономическими. Риски включают развитие побочных эффектов лечения или прием препарата, чья эффективность ниже стандартного лечения (в рамках испытания). При проведении испытания нового медицинского препарата могут возникнуть побочные эффекты или другие риски, не предвиденные исследователями. Такая ситуация наиболее характерна для начальных этапов клинических испытаний.

    Проведение любых клинических испытаний сопряжено с рисками. Участники должны получить информацию о возможных преимуществах и рисках до принятия решения об участии (см. определение информированного согласия).

    " target="_blank">риски на рабочем месте,

  • загрязнение воздуха,
  • социальная среда.

Генетические факторы риска

Генетические факторы риска связаны с генами человека. Ряд болезней, таких как муковисцидоз и мышечная дистрофия, вызваны «генетическим строением» организма. Многие другие болезни, такие как астма или диабет, отражают взаимодействие генов человека и факторов, связанных с окружающей средой. Ряд заболеваний, например, серповидно-клеточная анемия, чаще встречаются у представителей определенных подгрупп населения.

Глобальные риски смертности и демографические факторы

В 2004 году количество смертей по какой бы то ни было причине во всем мире составило 59 миллионов человек.

В таблице ниже приведены десять самых распространенных факторов риска, которые вызвали большую часть смертных случаев в 2004 году по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Все шесть ведущих факторов риска, находящихся в начале этого рейтинга, связаны с потенциальным развитием продолжительных заболеваний, таких как болезни сердца, диабет и рак.

Таблица: Данные ВОЗ о 10 главных факторов риска, вызывающих смертность, по состоянию на 2004 год
Место Фактор риска % от всего количества смертей
1 Высокое артериальное давление 12.8
2 Курение табака 8.7
3 Высокое содержание глюкозы в крови. 5.8
4 Отсутствие физической активности 5.5
5 Повышенный вес и ожирение 4.8
6 Высокий уровень холестерина 4.5
7 Незащищенные половые контакты 4.0
8 Употребление алкоголя 3.8
9 Дефицит массы тела у детей 3.8
10 Задымленность помещений в результате использования твердых видов топлива 3.0

Факторы в вышеприведенной таблице расположатся по-другому, если принять во внимание доход и другие демографические факторы.

Доход

Для стран с высоким и средним уровнем дохода самыми важными факторами риска являются те, что связаны с долговременными заболеваниями, тогда как в странах с низким уровнем дохода гораздо больше распространены такие факторы риска, как неполноценное питание детей и незащищенные половые контакты.

Возраст

Факторы риска для здоровья также меняются в зависимости от возраста. Ряд факторов риска, таких как неполноценное питание и задымленность помещений из-за использования твердых видов топлива, воздействуют почти исключительно на детей. Факторы риска, действующие на взрослых, также заметно меняются в зависимости от возраста.

  • Незащищенные половые контакты и вещества, вызывающие зависимость (алкоголь и табак) являются причинами большинства болезней у молодых людей.
  • Факторы риска, вызывающие продолжительные заболевания и онкологию, действуют в основном на людей более зрелого возраста.

Пол

Факторы риска для здоровья по-разному проявляются у мужчин и женщин. Например, мужчины подвергаются большему риску пострадать от факторов, связанных с веществами, вызывающими зависимость. Женщины нередко страдают от недостатка железа во время беременности.

Сокращение воздействия факторов риска

Сокращение существующих факторов риска и их воздействия может значительно улучшить уровень здоровья и увеличить продолжительность жизни людей на много лет. Это позволило бы сократить расходы на здравоохранение. Информационный бюллетень проекта SCORE можно рассматривать в качестве примера тому, каким значительным бывает воздействие существующих факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей.

Справочная литература

  1. World Health Organisation (2009). Global health risks: Mortality and burden of disease attributable to selected major risks . Geneva: World Health Organization.Available from: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/global_health_risks/en/
  2. Australian Institute of Health and Welfare (2015). Risk factors to health . Retrieved June 23, 2015, from http://www.aihw.gov.au/risk-factors/

Приложения

  • Информационный бюллетень Проект SCORE
    Size: 234,484 bytes, Format: .docx
    В этом информационном бюллетене проект SCORE рассматривается в качестве в примера, насколько значительным является воздействие факторов риска на уровень здоровья и продолжительность жизни людей, и какие активные действия может предпринять человек для сокращения воздействия этих факторов риска на свое здоровье и самочувствие.

  • Факторы риска для здоровья и возникновения заболеваний
    Size: 377,618 bytes, Format: .pptx
    Узнайте больше о факторах риска для здоровья и возникновения заболеваний.

Нарушения психологического здоровья по поведенческим признакам

Ребенок должен учиться обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. Важно гармоничное взаимодействие человека с окружающей средой. Это предполагает гармонию между умением челове-ка адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соот-ветствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и при-способлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать при-способление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление че-ловека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.

Основываясь на таком понимании нормы, как динамичес-кая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта . Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологичес-кого стресса. Для разрешения конфликтов используется ог-ромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принци-пами семейной психологии индивида. По типу разре-шения и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт характеризуется максималь-ным развитием конфликтных структур, он является одним из механизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных ценностей, приобретения новых адаптивных умений, адекват-ной самооценки, самореализации и источником положитель-ных переживаний. М. Кляйн отмечает, что «конфликт и потребность в его преодолении — это фундамен-тальные элементы творчества». Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолют-ного эмоционального комфорта полностью противоречат зако-номерностям нормального развития ребенка.

Деструктивный конфликт приводит к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти-ческих реакций, угрожает эффективности деятельности, тормо-зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест-рукции существующих межличностных отношений, агрессивно-сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес-кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув-ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ-ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Таким образом, сильное стойкое повышение уровня тревоги, то есть тревожность ребенка, является показателем на-личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на-рушения психологического здоровья. Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу-боком изучении личности ребенка.

Рассмотрим причины появления деструктивного внутреннего конфликта . Ряд авторов считают, что определя-ющими в возникновении и содержании внутреннего конфлик-та ребенка являются трудности, возникающие на разных ста-диях созревания его Я. Развитие на этих стадиях понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, это приводит к возникновению страха внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность (Я сам) мо-жет явиться причиной страха независимости и соответственно стремления к зависимости от мнения, оценок окружающих. Отсутствие инициативности, истоки которой берут начало в дошкольном возрасте, обусловит появление страха новых си-туаций и самостоятельных действий. Однако то или иное нарушение развития может быть скомпенсировано при адекватном воздействии и помощи со стороны взрослых.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблаго-приятными влияниями внешней среды, то есть совпадением со-держания конфликта, вызываемого внешними факторами, с со-держанием уже имеющегося внутреннего конфликта. Тем самым осуществляется усиле-ние внешними факторами внутренних трудностей ребенка и их последующее закрепление. Таким образом, именно резонанс можно считать определяющим в возникновении и содержании внутреннего конфликта ребенка

Какие внешние причины можно назвать факторами риска в плане возникновения резонанса? Для до-школьников определяющей является семейная ситуация, по-скольку влияние детского сада ею опосредуется. К примеру, ребенок, даже абсолютно неуспешный в детском саду, при поддержке семьи и создании ситуаций успеха в других облас-тях может не испытывать внутреннего конфликта, связанного с теми или иными трудностями в саду.

Соответственно все семейные факторы риска можно услов-но разделить на три группы:

  • нарушения психологического здоровья самих родителей, и
    в первую очередь их повышенная тревожность или эмоциональная холодность;
  • неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека или сверхконтроль;
  • нарушения механизмов функционирования семьи, и в первую очередь конфликты между родителями или отсутствие
    одного из родителей.

Неблагоприятное влия- ние на психологическое здоровье ребенка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а субъективное восприятие ее ребенком, его отношение к ней. Ряд авторов описывают так называемых неуязвимых или жизнестойких де-тей, выросших в трудных условиях, но сумевших состояться в жизни. Почему же объективно неблагоприятная ситуация не оказала на них негативного влияния? Было проведено доста-точно глубокое изучение личностных особенностей молодых незамужних беременных женщин. Все они выросли в ситуа-ции материнского и отцовского отвержения, некоторые из них подвергались сексуальному и физическому насилию. Однако часть женщин продемонстрировала очень высокий уровень тревоги, другая — низкий, адекватный ситуации, причем вто-рая группа отличалась от первой тем, что женщины принима-ли свое прошлое как объективный факт, а родителей как ре-альных фигур, которые таковы, какие они есть. Уних отсутствовал разрыв между субъективными ожиданиями и объективной реальностью. Таким образом, вто-рая группа женщин отличалась от первой не прошлым опы-том, а отношением к нему. Эти выводы можно распространить на детей. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том слу-чае, если она субъективно воспринимается им как неблагопри-ятная, если она служит источником страдания, чувства рев-ности или зависти к окружающим.

Если внутренний конфликт имеет своим источником пробле-мы младенчества, то есть формирования недоверия к окружа-ющему миру, то резонанс — усиление и закрепление внутреннего конфликта — будет вызываться наличием высокого уров-ня тревоги у самих родителей, что внешне может проявляться как повышенное беспокойство по поводу ребенка (здоровья, учебы и т.п.) или как тревога в связи со своей профессиональ-ной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуа-цией в стране. Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищенности, ощущением небезопасности окру-жающего мира. Усиливают его педагоги, обладающие этим же чувством. Но они, как правило, прячут его под маской автори-тарности, иногда доходящей до открытой агрессии.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем воз- расте (1—3 года), то есть у ребенка не появилась автоном-ная позиция, то к резонансу приведут гиперопека и сверхкон-троль, имеющийся в актуальной семейной ситуации. Под ав-тономной позицией понимается формирование потребности и умений чувствовать, думать, действовать самостоятельно. Ре-бенок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чув-ства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать проявления самостоятельных действий. Усиливают это, как и в предыдущем случае, педагоги, сами имеющие тот же внутренний конфликт. Понятно, что внешне они научи-лись его не проявлять, хотя их стремление быть первыми, лучшими, а также супераккуратность, повышенная ответствен-ность и чувство времени могут свидетельствовать о наличии проблем, берущих начало в раннем детстве.

В дошкольномвозрасте ребенок проходит через норматив-ный эдипов конфликт, важный для личностного развития. Мальчики направляют большую часть нежных «обладательных» стремлений на мать, девочки — на отца, соответственно однополый родитель становится соперником. При благоприятных обстоятельствах эдипов конфликт завершается идентифи-кацией с эдиповым соперником, обретением спокойствия и формированием сверх-Я. Особенно важно, что в процессе идентификации с родителями ребенок включает в свое еще неокрепшее Я сильное Я родителей, тем самым существенно укрепляя собственное Я.

Можно утверждать, что для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения. Однако конф-ликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к нарушению эдипова развития. Так, в случае раз-вода родителей или конфликтов между ними он заменяется на конфликт лояльности. Как указывает Г. Фигдор в книге «Дети разведенных родителей...» (1995), конфликт лояльности заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: на маминой или на папиной. И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказы-ваются его отношения с другим. Следствием конфликта лояль-ности может явиться развитие тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, сильно выраженной общей го-товности к реагированию, излишней покорности, недостаточ-ности фантазирования и т.п. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоцио-нальных трудностей ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются ро-дителями в ссорах, а его душевные страдания вменяются в вину друг другу. Возможен несколько иной вариант, когда ро-дители частично переносят на ребенка свои негативные чув-ства к партнеру, что делает их отношения довольно противо-речивыми, имеющими существенный агрессивный компонент. Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагопри-ятные последствия, а только тогда, когда родители бессозна-тельно или осознанно привлекают детей в качестве союзников вборьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приво-дит рождение в семье второго ребенка, в особенности, если до этого старший являлся кумиром семьи. У ребенка появляется чувство оди-ночества. Однако оно нередко возникает у дошкольника и в полной семье, если у ребенка нет возможности вступать с родителями и эмоционально близкие отношения. Причинами этого может быть сильная занятость родителей или стремление заниматься собственной жизнью. Достаточно часто такой ребенок живет рядом с эмоционально холодной матерью, замкнувшейся в собственном одиночестве. Нередко такую семью дополняет одинокий отец. По сути дела, одинокий ребенок страдает от отсутствия сопричастности к людям, поэтому ощущает свою слабость и малоценность.

Однако один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребен-ка в конфликте. Современные исследователи выделяют два основных дест- руктивных стиля поведения в конфликте : пассивный и ак- тивный . Пассивный стиль поведения характеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоя-тельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Некон-структивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок с преобладанием активных средств, на-оборот, занимает активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктив-ность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

От чего зависит выбор ребенком активных или пассивных средств? По мнению Л. Крейслера, «пара "активность — пассивность" появляется на сцене уже в первый период жизни» (см. Мать, дитя, клиницист, 1994, с. 137), то есть даже младенцев можно различить по преобла-данию активного или пассивного поведения. Более того, уже в младенчестве дети с линией активности и линией пассивностипроявляют различные психосоматические симптомы, напри-мер, пассивные дети склонны к тучности. Можно предположить, что склонность ребенка к активным или пассивным средствам во многом определяется темпераментными особен-ностями, закрепленными, естественно, условиями развития. Ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стили, например, в детском саду и дома. По-этому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведе-ния для конкретного ребенка. Основываясь на стиле поведения в конфликте и его содержании, можно со-ставить классификацию нарушений психологического здоро-вья детей.

Классификация нарушений психологического здоровья по поведенческим признакам

Время появле-ния проблем развития

Личностные нарушения

Нарушение поведения

Активная форма

Пассивная форма

Младенчество

Чувство незащищенности

Защитная агрессивность

Ранний возраст

Чувство несвободы, зависимости

Деструктивная агрессивность

Социальные страхи

Дошкольный

Чувство одиночества

Демонстративная агрессивность

Страх самовыражения

Подростковый возраст

Чувство неполноценности

Компенсатор-ная агрессивность

Страх взросления

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья, представленное на данной схеме, подробно.

Так, если следствием резонанса проблем развития в мла-денчестве и актуальной тревожности родителей является за-крепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведе-нии отчетливо проявится защитная агрессивность . Поясним, что будем понимать под ней, разведем ее понимание с поняти-ем нормативной агрессивности. Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение, черта личности. Агрессивное поведение и состояние присущи всем людям и являются необходимым условием жизнедеятельности. Если говорить о детях, то в некоторые возра-стные периоды — раннем и подростковом возрастах — агрес-сивные действия считаются не только нормальными, но и в определенной степени необходимыми для становления само-стоятельности, автономности ребенка. Полное отсутствие аг-рессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития, например, вытеснения агрессив-ности или формирования реактивных образований, к примеру, подчеркнутой миролюбивости. Агрессивность, необходимую для обеспечения развития ребенка, принято называть норма-тивной.

Ненормативнаяагрессивность как черта личности, то есть склонность ребенка к частому проявлению агрессивного пове-дения, формируется по разным причинам. В зависимости от причин несколько различны формы ее проявления.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной кото-рой является нарушение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функ-ция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, кото-рый представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, кото-рый они, как правило, отрицают.

Итак, мы рассмотрели детей с выраженной линией актив-ности, которые используют агрессивное поведение как защит-ный механизм от чувства опасности, страха окружающего мира. Если же у детей преобладают пассивные формы реаги-рования на окружающую действительность, то в качестве за-щиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи . Маскировочная функция детских страхов подробно описана. Иррациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой не страх как таковой, но скорее объективацию скрытой тревоги. Действительно, часто можно наблюдать, что ребенок боится не тех животных, которые его окружают, а льва, тигра, которых видел только в зоопарке, да и то за решеткой. Более того, становится понятным, почему снятие страха одного объекта, например, волка, может привести к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов у самих родителей. Приводятся данные, свидетельствующие о закреплении детских страхов родительскими. Одно из иссле-дований показало, что коэффициент корреляции между выра-женными детскими страхами и страхами матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответствие между частотой страхов у детей из одной и той же семьи. Но более всего под-вержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоциональ-ного костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние конфликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

раннем возрасте . Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоя-тельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном вари-анте у него проявляется деструктивная агрессивность , в пассивном — социальные страхи : не соответствовать обще-принятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия яв-ляются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности — предпосылкой его последующей успешнойсоциализации. Агрессивные действия ребенка — это сооб-щение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодоб-рением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмо-ция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем, чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрес-сивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функ-ция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желани-ях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо. Это позволяет на-звать такую агрессивность деструктивной.

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассив-ном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведе-ния в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. Но с отрицанием чувства гнева ими от-рицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осто-рожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова по-ощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими же-ланиями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установ-ленным нормам, требованиям значимых взрослых

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте . В это время для ребенка особо значимы стабильные внутрисе-мейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей, либо их эмоциональная холодность мо-гут привести к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реа-гирования в конфликте могут использовать различные спо-собы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их в отличие от уже описанных нами вариантов — не защита от окружающе-го мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение вни-мания к себе. Поэтому возникает демонстративная агрессивность . В связи с демонстративной агрессивнос-тью можно вспомнить работу Р. Дрейкурса (см. Помощь ро-дителям в воспитании детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внима-ния — вполне могла бы быть названа демонстративной агрес-сивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя гак, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) со-здается впечатление, что ребенок хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, отметить первым у доски или даже использовать такие соци-ально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно за-метить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью только в том случае, когда у ре-бенка появляются уже те или иные невротические или психо-соматические проявления или ухудшается успеваемость в шко-ле. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения , то есть боязнь по-казать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недо-оценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в це-лом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения сво-его Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокированности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными те-лесные изменения: скованность движений, монотонность голо-са, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Рассмотрим нарушения психологического здоровья детей подрост- кового возраста. Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стре-мится компенсировать это чувство через проявление агрессии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстни-ки и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненорма-тивной лексики. Основная цель этого — унижение другого че-ловека, и негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к таким действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Такой подросток демонстрирует компенсаторную агрессивность , которая по-зволяет ему в момент ее проявления почувствовать собствен-ную силу и значимость, поддержать чувство собственного достоинства. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрес-сивность. Чувство неполноценности в пассивном варианте при-нимает форму страха взросления , когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

У ребенка может присутствовать несколько нарушений, что затрудняет их различение.

Попробуем пофантазиро-вать. А что, если ребенок вырастет в абсолютно комфортной среде? Наверное, он будет абсолютно психологически здоро-вым? Какую личность мы получим в случае полного отсут-ствия внешних стрессогенных факторов? Опасаемся, что до-вольно скучную, малоинтересную и к тому же абсолютно не-жизнеспособную. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внут-ренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы мо-гут модифицировать внешние воздействия. И еще раз под-черкнем, что для психологически здоровой личности необхо-дим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

(Использованная литература: Хухлаева О . В ., Хухлаев О . Е ., Первушина И . М . Тропинка к своему Я: каксохранить психологическое здоровье дошкольников. —М.: Генезис, 2004. 175 с.)

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человека - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Всемирной организацией здравоохранения описаны 24 фактора, оказывающие реальное воздействие на наше самочувствие, основные из которых объединены в 4 группы: образ жизни человека, окружающая среда (экология); наследственность (генетические); система здравоохранения.

Образ жизни человека. Доля этих факторов составляют 50%. К ним относятся: питание, физическая активность, стрессоустойчивость, наличие вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

Питание. С первых и до своих последних дней человека жизнь связана с питанием. Оно поддерживает нашу жизнь, заряжает нас энергией, питает мозг, обеспечивает рост и обновление отживших клеток. Но человек часто не соблюдает основные принципы рационального питания: сбалансированность, умеренность, разнообразие и режим питания.

Сбалансированность питания- это баланс энергии, то есть, сколько человек съел, столько он должен и истратить в процессе своей жизнедеятельности или физической нагрузки. В правильном и здоровом питании должны содержаться все полезные вещества для организма. Ежедневно в организм должно поступать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды и растительных волокон. Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

Умеренность питания. С избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

Режим питания - 3-х или 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

Физическая активность- биологически обусловленная необходимость, пренебрежение к которой приводит не только к дряблости и обвисанию кожи, потере привлекательной фигуры, но и к развитию болезней: сердечно-сосудистой и дыхательной систем; страдают опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечная система; увеличивается свертываемость крови; нарушается обмен веществ, из организма начинают активно выводиться необходимые вещества - фосфор, кальций, железо, азот, сера и другие. Гиподинамия — является фактором риска развития различных заболеваний суставов, связок, позвоночника и др.

Движения - пища для мышц человеческого тела. Без этого «питания» мускулы быстро атрофируются. Вред гиподинамии для здоровья заключается и в том, что мышечная масса уменьшается, а жировая прослойка, наоборот, увеличивается. Это приводит к ожирению, но оно опасно не только само по себе. Афоризм «Движение — это жизнь» должно прочно войти в ваше сознание.

Наличие вредных привычек. Многие недооценивают вред курения и алкоголя на свой организм, а между тем алкоголь и курение в настоящее время являются неотъемлемой частью жизни многих людей.

Для кого-то это образ жизни, кто-то прибегает к этому для снятия напряжения, а некоторые курят и пьют только по праздникам. Каким бы поводом для вас ни служили данные виды привычек, необходимо помнить о том, что они являются губительными для вашего организма. Кроме того, ваши вредные привычки оказывают прямое и косвенное влияние на окружающих вас людей, особенно родных и близких.

Стрессоустойчивость. Стрессы, депрессии получили широкое распространение в современном мире: перемены, связанные со сменой места учебы или работы, психоэмоциональное перенапряжение, обусловленное большим объемом работы, снижение физической деятельности, нарушение режима труда и отдыха, которые оказыва¬ют различное воздействие на организм в зависимости от степени переутомле¬ния и нагрузок.

Состояние окружающей среды (экология) составляют 20% от всех факторов риска. Развитие многих заболеваний зависит от погодных условий, географического положения, экологической обстановки. Например, низкая влажность воздуха провоцирует пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей, следствием которого являются ослабление местного иммунитета и повышение частоты ОРВИ; высокая влажность - респираторные забо¬левания, хронический насморк, бронхит и др. Особенную опасность представляет загрязнённость атмосферного воздуха и питьевой воды.

Наследственность (генетика) занимают 20% от всех факторов риска. К ним относятся генетические особенности организма человека. Все мы имеем свою генетическую программу, в которую заложена предрасположенность к тем или иным заболеваниям. От собственных генов избавиться, естественно, не удастся, а вот принять меры предосторожности можно. Поэтому, прежде всего, необходимо оградить себя от тех вредных влияний, которые могут только усугубить наследственную предрасположенность и вызвать развитие подаренных предками заболеваний.

Система здравоохранения. На первый взгляд доля ответственности здравоохранения за обеспечение здоровья (10%) кажется неожиданно низкой. А ведь именно с ним большинство людей связывает свои надежды на здоровье. Такой подход обусловлен прежде всего тем, что о здоровье человек чаще всего вспоминает тогда, когда уже болен. Выздоровление же, естественно, он связывает именно с медициной. Однако при этом человек не задумывается над тем, что врач занимается не охраной здоровья, а лечением болезни.

Существующие в настоящее время принципы лечения, как правило, основаны на грубом вмешательстве в нормальное течение физиологических процессов, и не используют собственных адаптационных возможностей организма. Это объясняет низкую эффективность такого лечения и низкую степень зависимости здоровья современного человека от медицинского обеспечения. В связи с этим слова Гиппократа «медицина часто успокаивает, иногда - облегчает, редко - лечит», к сожалению, во многих случаях актуальны и поныне.

Любой из факторов риска вреден сам по себе, но особенно вредно их сочетание. Если же присутствуют одновременно несколько, то расплата в виде тех или иных заболеваний последует быстро и неотвратимо. Поэтому, зная о том, какие существуют факторы риска для здоровья и стараясь свести их до минимума, каждый из нас может собственными руками продлить себе жизнь и оградить от появления множества неприятных заболеваний.

Здоровье - великое счастье, а потому его надо беречь, постоянно заботиться о себе и стараться избегать всех тех факторов, которые могут нанести непоправи-мый ущерб человеческому организму.

Факторы риска - это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на состояние здоровья. Сами по себе они не являются причинами заболеваний, однако могут послужить той самой движущей силой , которая запустит патологические процессы в организме.

Что означает «фактор риска» и как его определить?

В некотором смысле фактор риска - это предвестник болезни, который ни в коем случае нельзя отождествлять с ее непосредственными причинами. Этиологические факторы, в отличие от факторов риска, прямо воздействуют на организм и вызывают нарушения. К таковым относят патогенные микроорганизмы, химические реагенты, травмы и т. д.

Для вызова сбоя в работе организма, важно сочетание факторов риска и тех причин болезни, которые стали толчком для его развития. Зачастую выделить одну причину оказывается невозможным, поскольку чаще всего патология возникает из-за воздействия целой цепочки неблагоприятных условий, связанных между собой.

Сколько всего существует факторов для развития болезней?

Назвать основные факторы риска не так просто, как может показаться на первый взгляд . Так, в середине прошлого века ученые составили перечень наиболее неблагоприятных для здоровья человека условий, состоящий из 1000 позиций. С того момента число вероятных факторов риска возросло в три раза.

Для наглядности и удобного пользования списком следует разбить его на несколько категорий, т. е. классифицировать потенциально опасные для здоровья условия и обстоятельства. Стоит сразу обратить внимание, что присутствие нескольких факторов риска одновременно является основанием для суммирования их эффекта.

Влияние окружающей среды как причина развития патологий

К первой группе целесообразно отнести неблагополучную окружающую среду. Неподходящие природно-климатические условия как фактор риска развития заболеваний являются наиболее распространенным признаком, сигнализирующим о потенциальной опасности для здоровья. К данной категории относят различные элементы внешней среды, свидетельствующие об ухудшении экологической ситуации в регионе:

  • загрязненная вода и воздух;
  • насыщение почвы канцерогенами и радиацией;
  • внезапные смены атмосферных явлений;
  • низкая влажность воздушных масс;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • магнитные бури.

Последствия неблагоприятных условий внешней среды

Результаты исследовательских разработок подтверждают реальность теории о косвенном воздействии природно-климатических условий на организм человека. Практически нет таких заболеваний, которые не были бы связаны с действием данных факторов риска. Это находит свое объяснение и в том, что некоторые недуги имеют выраженную географическую локализацию. Например, риск развития онкологического заболевания наиболее высок в регионе с превышающим норму радиационным фоном; население, повсеместно употребляющее воду с критичным уровнем фтора, имеет огромные шансы заболеть эндемическим флюорозом .

Вред здоровью своими руками: «человеческие» факторы риска

  • злоупотребление алкоголем;
  • табакокурение;
  • нерациональное и вредное питание;
  • тяжелый физический труд;
  • стрессы и переживания;
  • безграмотное применение лекарственных средств;
  • наркомания;
  • гиподинамия.

Психоэмоциональные расстройства являются весьма распространенными предпосылками для возникновения патологических процессов. Эти «универсальные» факторы чаще всего вызывают заболевания нервной системы, нарушения психики. Не реже встречаются болезни, активизировавшиеся на фоне некачественного питания. Из-за потребления недостаточного количества ценных веществ или поедания вредных продуктов возникают патологии желудочно-кишечного тракта, печени и почек, снижается иммунитет. Подходящим условием для возникновения патологий суставов, позвоночника и связок является гиподинамия, причиной которой, в свою очередь, является малоподвижный образ жизни.

Генетическая наследственность и шансы заболеть

Наследственная предрасположенность - это фактор риска множества заболеваний, имеющих генетическую природу. Данное условие объединяет под собой три типа болезней, связанных между собой в большей или меньшей степени:

  • Врожденные патологии. Большинство из них не поддаются лечению, их причинами являются хромосомные и генные нарушения (синдром Дауна, фенилкетонурия , гемофилия).
  • Наследственные болезни, которые развиваются при воздействии дополнительных факторов. К таковым относят сахарный диабет, подагру, ревматизм, онкологические заболевания, психические расстройства.
  • Недуги, появление которых объясняется наследственной предрасположенностью. В их число входит гипертония, язвенные болезни ЖКТ , астма, атеросклероз, ишемические болезни сердца и другие.

Действительно, заболеваний, причиной возникновения которых является генетическая наследственность, известно порядка трех тысяч, причем они связаны с процессами метаболизма, работой эндокринной системы, изменениями в составе крови, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Некачественное здравоохранение как фактор риска

Несколько слов следует сказать и о четвертой группе факторов возникновения риска для здоровья. Речь о низком уровне здравоохранения в государстве. Косвенными причинами развития нарушений жизнедеятельности организма являются:

  • несвоевременность оказания медицинской помощи;
  • низкое качество предоставляемых услуг в сфере здравоохранения;
  • неэффективность проводимых государством профилактических мероприятий.

Таким образом, обязательным условием для снижения показателей смертности и заболеваемости является квалифицированность оказываемой населению медицинской помощи. Однако не менее важной можно назвать профилактику факторов риска. Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Кстати, эти слова принадлежат великому Гиппократу.

Значение профилактики

Термин «профилактика» используется не только в медицинской сфере, но и в тех научных областях, где важно предотвратить наступление каких-либо негативных последствий. Соответственно, в отрасли здравоохранения данное понятие означает предупреждение развития и выявление факторов риска болезней.

Мероприятия по профилактике условно можно разделить на первичные и вторичные. Если в первом случае предупредительные меры будут направлены на исключение возможности возникновения патологии, то целью проведения вторичной профилактики станет торможение прогрессирования уже имеющегося заболевания. Любые действия предупредительного характера являются медицинскими, гигиеническими, социально-экономическими и пр. Профилактику также разделяют на общественную и личную, т. е. мероприятия для предотвращения массовых заражений (обязательная вакцинация) и защиты индивидуума.

Как научить население выходить из группы риска?

Главным условием эффективности мер, направленных на предупреждение возникновения и развития болезней, является гигиеническое воспитание населения, его знания о санитарных нормах. Интересно, что идеи о необходимости ведения профилактической политики зародились практически одновременно с осознанием важности диагностики и лечения. Еще в письменах глубокой древности можно было найти подтверждение тому, что люди имели некоторые представления о гигиене и здоровом образе жизни. Однако раскрыть причины повальных инфекционных заболеваний ученым удалось лишь в позапрошлом веке, что и позволило ощутить острую потребность в развитии сферы здравоохранения.

На сегодняшний день профилактика при наличии факторов риска является одним из ведущих направлений современной социальной медицины . Действующей системой здравоохранения регулярно предпринимаются попытки донести до населения значимость проведения предупредительных мер, к которым относят:

  • пропаганду здорового образа жизни;
  • организацию и бесплатное проведение профилактической вакцинации для детей и взрослых;
  • ежегодные и целевые обследования специалистами;
  • диспансеризацию;
  • соблюдение элементарных правил гигиены.

Как с помощью здорового образа жизни бороться с факторами риска?

В свою очередь программы по первичной профилактике при наличии факторов риска заболеваний должны составляться по принципу установок на здоровый образ жизни. Главные роли в работе предупредительного характера с жителями регионов принадлежат участковым и семейным терапевтам, медсестрам , педагогам, работникам детсадов, средствам массовой информации. При этом следует учитывать, что образ жизни населения является весомым показателем эффективности действующей в государстве системы профилактики. Не секрет, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • наличие достаточной двигательной активности;
  • осуществление интеллектуальной деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • регулярный отдых и сон;
  • отказ от вредных привычек.

Образ жизни и показатели здоровья населения также находятся в прямой зависимости друг от друга. Ярким примером тому служит факт повышенной частоты заболеваний пневмонией у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Причиной данного явления можно назвать неблагоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, которая , как было указано выше, относится ко второй группе факторов риска.

Негативно на здоровье может отразиться и отсутствие режима дня и приема пищи у ребенка , лишенного полноценного родительского внимания. Так, последствиями «перекусов на ходу» или частого употребления фастфудов (чипсов, хот-догов, бургеров , картофеля фри и т. д.) становятся гастриты и дуодениты.

Несмотря на то, что – распространенное явление, их первопричины до сих пор устанавливают посредством научных исследований и дискуссий. Врачи-психотерапевты убеждены в том, что на склонность к психическим расстройствам влияют генетический факторы (предрасположенность, передавшаяся от отца или матери), а также социальные (здесь подразумевают обстановку человека на протяжении его жизни – воспитание, окружение, семья). Конечно, существуют факторы риска, влияющие на развитие шизофрении и прочих биполярных расстройств психики – о них мы поговорим ниже.

Биологические факторы

Под биологическими факторами, провоцирующими развитие психических расстройств у человека, подразумевают:

  • Генетику (наличие диагнозов расстройства личности у близких родственников по прямой линии). Доказано существование генов, отвечающих за передачу психических расстройств от родителей к ребенку;
  • Заболевания в течение жизни, повлекшие за собой инфекционные и токсические процессы, сильнейшую аллергическую реакцию, сбой в обмене веществ и метаболизме;
  • Вредные факторы, влияющие на вынашивание беременности;
  • в организме человека – в частности, между такими гормонами, как серотонин и дофамин;
  • Воздействие на организм химических веществ, пагубно сказывающихся на работе центральной нервной системы.

Доказано, что если у отца или матери были склонности к , то с долей вероятности в 90% они проявятся на каком-то из жизненных этапов у ребенка.

Психотерапевты предупреждают родителей о том, что прием их детьми наркотических веществ (кетамина и марихуаны) в подростковом возрасте, провоцируют острые психические состояния, близкие к психозу.

Психозы развиваются у детей-аутистов, а также у тех, кто с юных лет был асоциальным человеком. Доказано взаимосвязь нарушений головного мозга и психозов. Непосредственно, сами нарушения в работе коры мозга и его отделов происходят во внутриутробном периоде.

Медицинские факторы

Психические расстройства могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • Длительным лечением больного стероидами;
  • Воздействие беременности и родов на организм женщины, в частности, на ее психику. По статистике, 50% женщин всего мира после рождения ребенка переживают психозы различной степени проявления;
  • Недосып, гормональное лечение женщины в период беременности, в совокупности ведущее к психоэмоциональным расстройствам личности;
  • Употребление наркотических веществ;
  • Курение марихуаны.

Психологические факторы

Под психологическими факторами, влияющими на расстройство личности человека, необходимо понимать:

  • Состояние повышенной тревожности;
  • Затяжные ;
  • Биополярное расстройство личности;
  • Нарушения социального поведения человека, спровоцированные его реакцией на окружающих его людей.

Очень часто люди от нервного расстройства переходят к психическому после того, как в их жизни появляется бессонница, с присущими ей ночными кошмарами и страхами. Такие люди в обычной жизни ведут себя очень странно – они асоциальны, подозрительны относятся даже к близким им людям. У них пароидальное отношение ко всему происходящему в их жизни. Им кажется, что все негативные события, происходящее в жизни в глобальном плане – непосредственно касаются их.

Кстати, исследования психологов утверждают, что у женщин, страдающих от послеродовой депрессии, в детском возрасте были подвержены физическому насилию и крайне жестокому обращению. Родители таких девушек употребляли алкоголь, злоупотребляли наркотиками, курили, вели нездоровый образ жизни.

Научные опыта и многочисленные исследования показали, психозы возникают у людей, прошедших через тяжелые жизненные событие. Те, кто живет в плохих социальных условиях, подвержен влиянию негативной компании или же является представителем этнических и расовых меньшинств, чаще всего сталкивается с диагнозом «психоз».

Нормальность и ненормальность

Понятие нормальности и ненормальности определил психиатр и философ Нил Бертон. Он вывел 3 основные характеристики, по которым можно определить – нормальный человек или же нет. Врач дал определение расстройству личности по международной классификации.

Итак, первый признак – у человека нарушено сознание и признание собственного я;

Второй признак – больному сложно общаться с окружающими ему людьми;

Третий признак – состояние человека нельзя оценить, как патологическое, то есть, он не находится под влиянием химических веществ или же психотропных препаратов.

Общее состояние человека можно оценить, как: параноидное, асоцильное, нарциссическое, зависимое, шизоидное. Причем, подобные психические расстройства практически не встречаются в изолированной форме – они накладываются друг на друга, вызывая пограничные состояния. Проявление психического расстройства приходится на процессы личного кризиса человека.

Расстройство параниодального типа

Если у человека параноидальное расстройство, то для него будет характерно ярко выраженное недовольство и недоверие к окружающим его людям. У больных нет близкого окружения, друзей и спутника жизни. Такого человека очень легко обидеть, учитывая то, что они крайне необщительны.

Расстройство шизоидного типа

Люди шизоидного типа полностью погружены собой, но при этом им не интересен социум, а также любовные отношения в целом. Такие люди практически не выражают эмоций, их можно назвать бесчувственными. Они болезненны, но при этом хорошо адаптируются в обществе и могут быть успешны как в карьере, так и в личной жизни (если их спутником будет человек, принимающий их странности).

Расстройство шизотипического типа

Такие люди крайне странны: они выглядят очень странно, ведут себя нетипично, у них нетипичное восприятие окружающего мира. Шизотипичные люди верят в магию, секты. Они отличаются подозрительносью и недоверчивостью. Практически все свое окружение для них якобы представляют опасность.

Нил Бертон выделяет также антисоциальное, пограничное, истерическое, нарциссическое, избегающее, зависимое, компульсивно-обсессивное расстройства.