Рецепты детских блюд для полдника. Слово о десертах и неправильных полдниках


Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

постоянный - дефект речи прослеживается постоянно;

рецидивирующий - заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Симптомы и признаки

Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.

Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.

Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.

Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.

Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не обращает внимания на трудности произношения и не смущается при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.

В начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;

Перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;

Трудности перед началом речи;

Вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Осложнения

Причины болезни

Заболевания ЦНС у близких родственников вызванные инфекционными, нервными и соматическими недугами;

Поражение головного мозга (именно в нем расположен речевой центр) в результате различных инфекционных, травматических и метаболических болезней, асфиксии;

Энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность и повышенная раздражительность самого заикающегося;

Кратковременная психическая травма (испуг);

Отягощенная наследственность - заикание, формирующееся по причине врожденной слабости речевого аппарата, переданной от родителей.

Неправильное формирование речи в детстве: быстрая нервная речь родителей;

Продолжительное психическое воздействие: императивное и неровное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации, переучивание леворукости.

Заикание у детей: причины и лечение

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.

Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.

Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат, часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.

Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма. шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики.
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания - главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.

Лечение

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга. С данными этих методов диагностики картина будет более полной.

Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.

Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.

Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Массаж

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

Заикание у детей

Заикание – это нарушение структуры речи и часто встречается у маленьких детей в возрасте от 2 до 4 лет. Кто-то из детей не может произнести звук или слог, особенно в начале речи, у кого-то заикание может проявляться как продолжение звука. Иногда заикание может быть выражено полной остановкой речи или пропуском звука. Как бы не проявлялось заикание, это всегда настораживает и беспокоит родителей, особенно, если в семье есть взрослые, которые заикаются.

Какие причины могут вызвать заикание у детей, можно ли его вылечить и какую методику, какого врача лучше выбрать. Эксперты в этой области рекомендуют подойти к этой проблеме ребенка комплексно. Только тогда возможно ее преодолеть, которую и болезнью можно назвать с трудом.

Любой человек в любом возрасте может заикаться. Но чаще это встречается у детей, которые только учатся составлять отдельные слова в предложение. Чаще такой проблемой страдают мальчики, чем девочки. Как говорит статистика, один из пяти детей может заикаться. У 20 детей заикание будет развиваться в последующие полгода и более. Но это совсем не означает, что заикание станет пожизненной проблемой.

Беспокойство родителей вполне закономерно, но отчаиваться не стоит. Нужно искать проблему и пройти определенный путь, возможно очень длительный, чтобы избавить ребенка от этого дефекта речи.

Что такое заикание

Заикание или логоневроз – это нарушение речи. Нормальная речь – умение говорить свободно, плавно, точно и уверенно.

Люди, которые заикаются, могут чувствовать напряжение в мышцах своего лица, головы и шеи. Они могут замолчать на некоторое время, когда пытаются произнести очередное слово.

Нормальная речь обычно у детей начинает развиваться в возрасте, начиная с полутора годовалого возраста до двух лет и полностью формируется к пяти годам. В это время у ребенка могут быть признаки заикания, когда учатся говорить новые для них звуки или слова. Заикание отличается от нормального повторения слов.

У детей, которые заикаются, есть проблема с произношением слога, а не целого слова. Во время произношения можно заметить напряжение в глазах, рта, шеи. Эти признаки не связаны с усталостью или возбуждением ребенка. У некоторых детей такие симптомы могут быть ярко выражены, у других слабее.

Заикание представляет собой сложную проблему речи. Причина, как и восстановление речи все еще остается немного загадочным.

Что такое заикание, смотрите в видео программы «Жить здорово»

Симптомы заикания у детей

Согласно медицинского определения, заикание – это нарушение темпа, ритма и правильного плавного произношения речи. Такое нарушение может быть вызвано спазмом мышц речевого аппарата, которые происходят в различных частях речевого аппарата и вызванных нарушением процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

О заикании можно говорить, когда речь ребенка состоит из повторяющихся слов или фраз, неправильного произношения слов, когда трудно распознать о чем он говорит.

Каждый ребенок индивидуален и научится говорить правильно рано или поздно. Но есть общие признаки стили речи, которые могут говорить о логоневрозе:

Повторяющиеся слова, звуки или слоги;

Медленная речь или с большими паузами;

Замедленная скорость речи;

Ребенок больше начинает заикаться, когда устал, напряжен или возбужден;

Ребенок боится говорить.

Но по этим симптомам нельзя сказать точно, что ребенок продолжит заикаться в школьные годы, что его речь станет более серьезной проблемой в более старшем возрасте. Но есть признаки, по которым можно определить серьезность проблемы:

Вы можете заметить напряжение лицевых мышц и верхней части тела ребенка, тремор губ, сильное моргание глаз;

Нерешительность или пауза перед началом разговора;

В более тяжелых случаях логоневроза ребенок может пытаться изменить слова или включить лишние звуки, такие, как «э…э» или «гм», чтобы начать говорить;

Отказ говорить, чтобы избежать ситуации заикания;

Перестановка слов в предложении;

Длинные звуки при произношении некоторых слов.

Истинное заикание встречается приблизительно у 5 процентов детей, но во взрослом возрасте остается не более, чем у 1 процента или меньше. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Обычно проблемы с речью улучшаются в течение двух-трех месяцев. Произношение отдельных слов или слогов может наблюдаться еще в течение нескольких лет. Неправильное лечение заикания может привести к ухудшению речи уже в зрелом возрасте.

Типы заикания

Есть несколько типом заикания:

Возрастное. Наиболее часто встречающийся тип заикания у детей в возрасте до 5 лет. В это время дети учатся говорить, развивают свои речевые навыки и языковые способности. Чаще встречается у мальчиков. Как правило, проходит без лечения с возрастом.

Нейрогенная. Вызвана аномалиями сигналов между мозгом и нервами/мышцами.

Психогенная. Как предполагают ученые, такой тип берет свое начало в области мозга, который управляет мыслями и рассуждениями. Этот тип заикания может быть у людей, страдающих психическими заболеваниями или у тех, кто перенес сильное психическое напряжение или потрясение.

Причины заикания у детей

Среди всех основных причин, предрасполагающих к заиканию, выделяют наследственность и патологию во время беременности и родов, а также особенности нервной системы ребенка (эмоциональная неустойчивость, тревога). Однако, чтобы ребенок начал заикаться, нужно гораздо больше факторов, располагающих к появлению такого дефекта речи. Причиной заикания могут стать:

Развитие в детском возрасте.

Травмы головного мозга;

Эмоциональные травмы (испуг, страх, напряженная обстановка в семье и другое);

Переучивание ребенка писать правой рукой, а не левой в раннем возрасте;

Перегрузка нервной системы ребенка.

Если в семье есть люди, которые страдают заиканием, есть большая вероятность, что и ребенок будет заикаться.

Причиной заикания может стать желание ребенка подрожать более старшим своим братьям или сестрам, которые говорят быстро и правильно.

Интересно, что заикание чаще встречается у городских детей. У мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Заикаться ребенок начинает в период развития речи в 1-2 года, когда начинает формироваться речь и идет ее интенсивное развитие. В 3 года во время активного развития речи и в 6-7 лет с началом посещения школы.

Как отмечают врачи, если ребенок начал заикаться в возрасте 8-10 лет, то скорее всего заикание сохранится и в зрелом возрасте.

Частота заикания у детей может варьироваться. Некоторые дети могут заикаться лишь изредка в течение дня, другие дети – почти на каждом слове.

Степень заикания может изменяться изо дня в день, каждую неделю или месяц. Иногда ребенок перестает заикаться полностью в течение нескольких дней, недель и даже месяцев, а затем вновь начинает заикаться.

Определенные условия или ситуации могут сделать речь ребенка лучше или хуже, например, если ребенок возбужден, устал, волнуется, он может начать заикаться больше.

Лечение заикания у детей

Мнения врачей о начале и целесообразности лечения заикания расходятся. Как показали исследования, некоторые дети не будут нуждаться в медицинской помощи и их заикание пройдет само по себе. Другие утверждают, что обращение к специалистам необходимо в любом случае.

В любом случае перед началом лечения ребенка нужно выяснить следующие факторы:

Возраст ребенка. Если ребенок заикается до 5 лет и/или начал заикаться после 3 лет, то лечение у специалиста нужно.

Пол ребенка. Мальчики заикаются чаще, чем девочки.

Наследственность. Как полагают некоторые ученые заикание может носить генетический характер и передаваться по наследству.

Тяжесть заикания ребенка.

Причина заикания. Период сильного стресса может предшествовать началу заикания. Зная, что происходит в жизни ребенка, легче будет проводить лечение.

Лечение заикания будет также зависеть от его вида. Заикание является:

Постоянным (всегда присутствует);

Волнообразным (т.е. усиливается или более слабое);

Рецидивирующим (исчезает и появляется вновь через некоторое время);

Тематическим (возникает в разговоре на конкретную тему, которая его травмирует);

Ситуационным (ребенок заикается только в присутствии какого-либо лица);

Лечение заикания также зависит от степени проявления заикания:

Слабая. Только во время быстрой речи;

Средняя. Ребенок заикается только в незнакомых ситуациях или травмирующих его психику;

Тяжелая. Заикание проявляется постоянно с характерными признаками нарушения речи.

Заикание может быть также сезонным, проявляться только осенью и зимой, снижаться с возрастом.

Если ребенок заикается, то лучше не ждать и не затягивать с обращением к специалистам. Как показывают исследования, чем позже ребенок получает квалифицированную помощь, тем больше вероятность, что заикание останется в более старшем возрасте и тем труднее будет проходить лечение.

Кроме того, не своевременное обращение к врачам может привести к изменениям социальных навыков ребенка и его физического и психического состояния.

Не своевременное обращение к специалистам, не внимание в такой проблеме ребенка со стороны родителей, учителей, а иногда и врачей, которые считают, что с возрастом дефект речи пройдет сам и проблема уйдет, может только усугубить ситуацию.

Действительно, многие дети в начале развития и становления речи могут испытывать трудности с правильным произношением. У большинства детей это проходит без всякого лечения в возрасте от 3 до 5 лет. Весьма важным в такой период дать им достаточно времени, чтобы сказать свою речь, не исправлять их слова и не перебивать.

На сегодняшний день существует достаточно много различных методик, способных помочь исправить нарушение речи и вылечить заикание. Существуют не только местные объединения, но и международные, которые делятся информацией по разработкам в этой области.

Но все же, прежде, чем самостоятельно лечить ребенка от заикания, воспользовавшись предлагаемыми методиками и наработками, лучше обратиться к соответствующим специалистам. На сегодняшний день успех лечения зависит от комплексного подхода к лечению, которое включает в себя обращение к нескольким специалистам: логопеду, неврологу и психологу.

Логопед. Не все дети, как было уже сказано выше, будут нуждаться в профессиональном лечении. Лечение у логопеда может помочь сократить перерывы в речи. Лечение у такого специалиста часто фиксируется на контроле речи, учит ребенка контролировать скорость своей речи, поддерживать дыхание и снимать напряжение в гортани во время произношения слов.

К логопеду нужно обратиться, если:

Ребенок заикается на протяжении трех-шести месяцев;

Имеет ярко выраженные признаки заикания;

Борется с заиканием и испытывает эмоциональные трудности при разговоре;

Есть семейная наследственность.

На приеме у логопеда нужно описать как можно более точно симптомы заикания, возможные причины, ситуации, когда ребенок начинает заикаться. Врач может оценить тяжесть и степень заикания ребенка и назначить соответствующее лечение.

Невролог может выписать ребенку успокаивающие препараты, которые укрепляют нервную систему ребенка и создают благоприятный фон для дальнейшего лечения.

Могут быть назначены альтернативные методы лечения, такие, как акупунктура, электростимуляция головного мозга, дыхательная гимнастика. Что конкретно нужно и что поможет помочь именно вашему ребенку, может решить только врач.

Психолог окажет помощь в выяснении причины заикания и предложит свои методы коррекции исправления речи.

Если ребенок заикается, очень полезно петь. Этот способ уже стал народным, хотя корни его идут от профессионального лечения. Пение расслабляет дыхание и способствует беспрепятственному потоку речи.

Чтение вслух также стимулирует исправление речи. Вначале ребенок может читать, оставшись наедине. Затем, попросить почитать его уже вам вслух.

Важно знать, что родители главные врачи своего ребенка. Именно родители должны создать все условия, чтобы избавить своего ребенка от заикания. Обеспечить спокойную домашнюю обстановку, соответствующий режим дня, оградить ребенка от шумных игр и сидения за компьютером. Всегда нужно прислушиваться к своему ребенку, стимулировать и поощрять. Возможно нужно ввести за правило односложные ответы пока ребенок учиться правильной речи.

Никогда не забывать, что у каждого ребенка речь развивается в разное время. Важны поведение и все действия родителей во время лечения. Ниже приведены некоторые советы, которые помогут преодолеть проблему и справиться с возникающими трудностями.

Поощряйте своего малыша говорить с вами легко и весело, без напряжения.

Попробуйте разговор с ребенком сделать игрой.

Никогда не перебивайте его, пока он говорит, даже если и делает ошибки.

Спокойно попросите ребенка повторить то, что он сказал, попытайтесь угадать, что он вам сказал, чтобы продолжить разговор.

Не пытайтесь замедлить речь ребенка. Это может только расстроить его.

Скажите и другим взрослым, чтобы они не исправляли неправильно произнесенные ребенком слова, не говорить с ним о его проблеме с речью и не обсуждать это с другими.

И самое главное, всегда прислушивайтесь к своему ребенку, всегда говорите с ним спокойно, без повышения голоса и не создавайте нервную обстановку вокруг него.

В любом случае на время лечения родителям нужно набраться терпения и помнить, что заикание в большинстве случаев излечимо.

О лечении заикания у детей в раннем возрасте

Может ли заикание пройти без лечения

Часто нам не хочется обращаться к специалистам, думая, что ситуация прояснится сама с течением времени. Но в случае с заиканием это не совсем правильно. Необходимо приложить определенные усилия для избавления от недуга.

Заикание может быть подразделено на два вида: невротическое и органическое.

Невротическое заикание как раз подразумевает под собой слабую и быстро устранимую, под чутким руководством врача, форму.

Его развитие происходит в четыре фазы:

Первая характеризуется начальными судорожными расстройствами речи, когда маленький ребенок даже не воспринимает неправильность произношения.

Иногда на смену первой приходит вторая, когда малыш начинает замечать затруднения в речи и с напряжением пытается их преодолевать, что лишь усиливает эффект заикания. Чаще всего вторая фаза приходится на дошкольный период.

В третьей фазе, которая наблюдается в подростковом и более старшем возрасте, человек полностью осознает трудности в речевом общении. Его поведение становится неуверенным, он часто смущается, избегает словесного общения, тщательно наблюдает за своей речью.

В четвертом, наиболее благоприятном, периоде заикание в большинстве случаев начинает постепенно ослабевать, в том числе в зрелом возрасте заикание наблюдается крайне редко и имеет остаточный характер.

При втором виде заикания у больных наблюдается раннее органическое поражение центральной нервной системы. А именно тех ее структур, что отвечают за двигательные навыки, моторную деятельность человека. Это особенно влияет на речевую систему. На фоне позднего развития речи происходит и множество нарушений в произношении звуков. Это заикание проявляется в самом начале становления речевой функции. Такое положение препятствует формированию нормальных речевых и двигательных стереотипов.

Заикание излечимо

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что разным видам заикания следует уделять индивидуальное пристальное внимание. Так, с поверхностной точки зрения, невротическое заикание может пройти самостоятельно. Но как долго придется человеку жить с этим недостатком и сколько важного и нужного он пропустит, или потеряет в жизни, если вовремя не обратиться к врачу и не приложит усилий к устранению недостатка?! Органический же тип заикания необходимо тщательно и последовательно лечить у компетентных специалистов в соответствии с принятыми в науке методами и мерами.

Главным является то, что любой тип заикания излечим, если вовремя и правильно приложить максимум усилий для его исчезновения!

Логоневроз (заикание): причины, виды, лечение

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

Заикание. Причины, виды, лечение патологии.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача.

Статистика

Знаменитости, страдавшие от заикания

Анатомия и физиология речи

Центральный отдел

  • Лобные извилины коры головного мозга отвечают за работу мышц и связок, участвующих в образовании устной речи (звуки, слоги, слова) - центр Брока (двигательный центр). В течение первого года жизни у ребенка он постепенно активируется.
  • Височные извилины ответственны за восприятие собственной речи и речи окружающих - слуховой центр Вернике.
  • Теменная доля коры головного мозга обеспечивает понимание речи.
  • Затылочная доля коры головного мозга (зрительная область) отвечает за усвоение письменной речи.
  • Подкорковые узлы (ядра серого вещества, расположенные под полушариями головного мозга), ответственны за ритм и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) соединяют различные отделы головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга (располагается у внутреннего основания черепа) и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца, органов дыхания.

Периферический отдел

  • Дыхательный отдел (служит для подачи воздуха) включает в себя трахею, грудную клетку вместе с бронхами и легкими. Речь образуется во время выдоха, поэтому он становится длиннее вдоха в соотношении 1:20 или 1:30.

Механизм формирования речи

В двигательном отделе речи головного мозга (центре Брока) возникает импульс (сигнал), который по черепно-мозговым нервам поступает к периферическим отделам речи (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Механизм развития заикания

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского Университета провел исследования и выяснил, что у людей страдающих заиканием повышен уровень дофамина (медиатора, контролирующего работу головного мозга). И если эта теория будет подтверждена, то, возможно, в скором времени появятся лекарственные средства, понижающие уровень дофамина. То есть выпил таблетку - и можно отправляться на сцену ораторствовать.

Причины развития заикания

Заикание у детей

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают лишь предпосылки для формирования заикания.

Причины развития заикания у детей

Имеется несколько групп, однако причины нередко могут сочетаться.

Заикание у взрослых

Причины развития заикания у взрослых

Виды заикания

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание - когда несколько кратковременных судорог, следующих друг за другом, ведут к непроизвольному повторению отдельных слогов и звуков.
  • Тоническое заикание - если мышцы длительно и сильно сокращаются. В результате происходит задержка речи.
  • Смешанная форма развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Кроме того, иногда к судорогам мышц языка, губ и мягкого неба присоединяются насильственные и непроизвольных движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

  • Постоянное - заикание, возникнув, присутствует постоянно при всех ситуациях и в формах речи.
  • Волнообразное - заикание не исчезает до конца: то появляется, то исчезает.
  • Возвратное (рецидивирующее) - дефект речи, исчезнув, появляется вновь. Иногда после довольно длительных периодов речи без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

К какому врачу обращаться?

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Лечение заикания

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна - заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.

Устранение заикания у дошкольников

  • Обеспечение коррекции речи и личности
  • Развитие чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
  • Развитее речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова

II. Тренировочный. Переходят от тихой речи - к громкой, а от спокойного вида деятельности - к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.

III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.

Устранение заикания у подростков и взрослых

II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.

III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.

  • Проводится работа для устранения речевых судорог
  • Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
  • Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении

Особенность методики - синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Мотивация - основа лечения

Больные логоневрозом - талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.

Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.

Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение - для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.

В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.


Речь - одно из наиболее сложных и ценных приобретений человека. Она появляется тогда, когда высший отдел нервной системы - кора головного мозга - достигает достаточного развития. Развитие речи происходит постепенно. С 3 месяцев ребенок начинает издавать подражательные звуки. В 5-6 месяцев малыш приучается к слиянию отдельных звуков в слоги, а к концу года он произносит 5-10 слов. На втором году словарный запас ребенка увеличивается до 200-400 слов. На третьем году дети начинают говорить фразами, частично овладевают грамматикой языка. У них развиваются способности начального умения обобщать, способность суждения.

В период овладения речью необходимо к ребенку относиться особенно бережно. Надо, чтобы взрослые говорили с ребенком правильно, не искажая слов.

Формы речевых расстройств могут быть различны: косноязычие, гнусавость, заикание. Я останавливаюсь на последнем, так как дети, страдающие заиканием, составляют большую группу среди детей, посещающих кабинет психоневролога.

Заикание прежде относили к заболеваниям, поражающим речевой аппарат (язык, гортань, голосовые связки) и дыхание. Сейчас считают, что заикание является общим неврозом с преимущественным расстройством функции речи.

Шестилетняя Валя, которую мать приводит на прием с жалобами на сильное заикание, плохо спит. Она легко раздражается и часто плачет; физически ослаблена, питание резко понижено. С тех пор как появилось заикание, девочка перестала играть со сверстниками. Она пассивна, заторможена, малословна и замкнута. Ее любимым занятием является слушание чтения, и она уже хорошо читает сама. Мать так рассказывает об этом: «Куклы ее совсем не интересуют, а книги... сидит с открытым ртом и слушает, спать не ложится без чтения». Ночью девочке кажется, будто около ее кровати появляются черные звери с зелеными глазами, страшная баба-яга, и она рассказывает мне об этих ужасах, сильно заикаясь и бледнея.

Маленький Илюша, наоборот, расторможен, все время ходит по кабинету, много старается говорить, но это ему не удается из-за сильного заикания. Он краснеет, и на глазах появляются слезы. «Он такой не по возрасту умный мальчик,- говорит мать.- Я в его присутствии иногда занимаюсь со студентами по истории, так они буквально поражаются». После осмотра я беседую с мальчиком. Заикаясь, Илюша с трудом отвечает на мои вопросы. Я расспрашиваю его об игрушках, сказках, товарищах, но Илюша не знает сказок. «Я знаю научные труды классиков»,- говорит мне этот ребенок. И тут же начинает перечислять сложные названия этих книг, действительно поражая меня. «У него изумительные способности!» - восклицает мать. «А где же у тебя правая рука?» - спрашиваю я Илюшу. Он слегка смущается и поднимает левую руку. «А сколько у тебя пальцев на руке?» - спрашиваю снова. «Кажется, восемь», - отвечает мальчик. Потом мы рассматриваем картинки, складываем кубики, считаем сколько ног у лошади, но, когда я прошу его сказать, сколько лап у курицы, он отвечает так: «У нее с одного края две ноги и с другого две».

«Красная шапочка», «Колобок» - это уже пройденный этап, - говорил мне отец трехлетнего Игоря, - сейчас мы с ним изучаем Индию», - и он просил меня дать лекарство, которое помогло бы улучшить речь ребенка, не придавая значения ошибкам своего воспитания.

Разве так можно воспитывать ребенка? Он еще не получил элементарных, необходимых представлений об окружающем, а его так бессистемно, неразумно загружали запоминанием сложных терминов.

Заикание чаще всего возникает в возрасте 2-5 лет; заикание, которое возникает у взрослых, обычно является рецидивом заикания, которое имело место в раннем детстве. Причины, способствующие возникновению заикания, разделяют на две группы: предрасполагающие и непосредственные. К предрасполагающим причинам относятся прирожденная слабость речедвигательного аппарата, нервность родителей, конфликты в семье, неблагоприятный внутриутробный период, тяжелые роды и т. д. Но и при наличии этих причин заикание возникает не всегда. К непосредственным причинам, вызывающим заикание, относятся сложное косноязычие, быстрый темп речи, подражание, чрезмерная загруженность детского речевого аппарата в период становления речи и длительная психическая травматизация. Большое значение имеет испуг.

Сережа, которому было 4 года, начал заикаться после просмотра кинокартины «Джунгли», трехлетний Костя - после того, как увидел из окон поезда пожар, у двухлетнего Толи заикание появилось через две недели после того, как мать повесила над кроватью мальчика отцовский ремень, пригрозив, что теперь за непослушание будет его наказывать. У восьмилетней Аллы нарушения речи начались через месяц после того, как мать вышла второй раз замуж. Оставаясь одна в комнате, девочка долго не могла уснуть, и мать часто заставала ее плачущей в кроватке (раньше они спали вместе).

Механизм возникновения заикания станет понятным, если вспомнить все, о чем говорилось выше. Мозговая кора у детей в возрасте 2-5 лет недостаточно созрела. Основные нервные процессы слабы, подвижность и уравновешенность их недостаточна. Профессор Т. П. Симеон в книге «Неврозы у детей, их предупреждение и лечение» указывала: «Среди заикающихся можно встретить две существенно различные группы детей. К первой группе относятся дети, для которых характерны заторможенность, пассивность, малословность, замкнутость, (то, что наблюдалось у Вали), ко второй - дети с резко выраженной многоречивостью, подвижностью (типа Илюши), бурно на все реагирующие и часто нарушающие дисциплину».

Ребенка, который начал заикаться, следует немедленно показать психоневрологу, и он назначит лечение. Детей нужно незаметно для них при появлении заикания окружить вниманием и установить особый режим. В острых случаях в начале заболевания рекомендуется постельный режим. Ни в коем случае нельзя высказывать свою тревогу, рассказывать при заболевшем ребенке о его страдании, так как это может развить у него неуверенность в выздоровлении, боязнь, что он тяжело болен. Задача взрослых - вселить в больного малыша бодрость, уверенность, что все пройдет. Надо стараться, чтобы ребенок как можно меньше говорил, ввести своеобразный режим молчания. В зависимости от возраста необходимо подобрать ему интересное занятие, не требующее разговоров: кубики, раскрашивание картинок, игра с песком и т. д. Маленьких детей лучше на первое время оградить от коллектива, чтобы их не травмировали насмешки, более старших нужно вовлекать в коллектив, создать в их жизни такие интересы (спорт, музыка, труд, работа в кружках, общественные поручения и пр.), которые вызовут в мозговой коре новые, более интересные очаги возбуждения, способные затормозить этот «больной пункт» (это необходимо потому, что при заикании у детей меняется характер). Появляются раздражительность, обидчивость, страх перед собственной речью, что еще более ухудшает состояние ребенка. Одновременно следует обеспечить ребенку правильное питание, режим сна, отдыха, прогулок и, конечно, проводить медикаментозное лечение, назначенное врачом. Очень хорошо действуют. водные процедуры: 10-15-минутные ванны температуры 35-36 градусов. Улучшая общее состояние детей, они помогают наладить сон, уменьшить чувство тревоги, беспокойства. Очень большое значение имеет убеждение и внушение. Надо с более старшими детьми проводить беседы, во время которых разъяснять, что это заболевание носит обратимый характер. Нельзя думать, что заикание пройдет само: чем раньше начато комплексное лечение, тем быстрее наступит выздоровление.

Можно ли предупредить возникновение заикания? Да, можно! С первых дней жизни нужно внимательно и бережно относиться к здоровью детей, соблюдая все правила воспитания, следить за развитием речи у детей: не перегружать их лишними знаниями, не заставлять их выучивать длинные стихи, не «сюсюкать», говоря с ними. Нельзя разрешать детям смотреть телевизионные передачи, слушать радиопередачи, предназначенные для взрослых, нельзя запугивать и изнеживать детей.

Исправлением речи психоневрологи занимаются в содружестве с логопедами. В логопедических кабинетах проводят с детьми специальные занятия.

В старину русские люди полдничали как раз в полдень, ведь на работу они вставали с третьими петухами (в 4 утра) и обедали в 9 утра, а ужинали перед сном. В наше время полдник в 16-17 часов нужен обязательно – как детям, так и взрослым. И на это есть веские причины. Человек должен питаться пять раз в день, чтобы избавить себя от… лишней еды. От вредной еды. Идеальная картинка дня: утром завтракаем, через пару часов - второй завтрак (кефир, фрукт), гармонично приходим к горячему обеду. Через 2-3 часа перекусываем полдником (творог, фрукты, салат), еще через два – ужинаем. Что мы в итоге имеем: не нашлось время для вредной пищи, не тянет перекусить чем-то запретным. Мы наедаемся. Но все это, конечно, в идеале, а жизнь распоряжается по-своему. Только мамы, сидящие дома с детьми, могут воссоздать картинку в полном объеме. И неважно, что ребенок съел 25% от предложенного. Главное – не отступать.

Зачем нужен второй завтрак и полдник?

    Фрукты и кисломолочные продукты, а также десерты плохо сочетаются с приемом пищи, термически обработанной. Фруктам вообще нужно отдельное время для усвоения. Поэтому для приема кефира, йогурта, творога и фруктов выделяются второй завтрак и полдник.

    Вторая половина дня у человека проходит в усиленном режиме: он устал, ему хочется позитивной встряски (именно во второй половине дня чаще тянет на «вредности»). Самое время перекусить перед ужином.

    Для ребенка полдник – гарантия разнообразия в питании.

    По традиции на полдник употребляют кисломолочные продукты. Капризный кальций усваивается вечером и ночью. Поэтому для пищи, богатой кальцием, 17.00 – самое время.

Для полдника желательно использовать продукты, не обработанные термически. Запеканки, печеные блюда – обработаны. Но вы уже варили ребенку кашу, давали на обед суп или второе, на ужин опять он получит что-то вареное. Что такое пища, прошедшая термообработку? Это продукты вареные, жареные, тушеные, испеченные. Их структура была неоднократно нарушена: размораживанием, чисткой, нарезанием, варкой. Представьте, сколько раз был измучен продукт, прежде чем он попал малышу на ложку. Но растущему организму необходима и другая еда, над которой издевались по минимуму. Ее «вставить» в повседневный рацион не так уж легко, она плохо сочетается с горячими блюдами.

Кисломолочка, яйца, фрукты, сырые овощи - ну, и десерты в виде булочек или печенья требуют отдельного приема. Отделенного от горячей пищи не менее чем двухчасовым перерывом. Все это едят на полдник.

Бывает, что ребенок за обедом поел плохо, в этом случае полдник нужно сделать полноценным, а не в виде закуски. Но если обед «ушел» на ура, полдник – это перекус! Не более того. Ведь впереди еще и ужин.

Идеи полноценного полдника:

  • Запеканка творожно-фруктовая, манник, оладьи, сырники.
  • Если ребенок совсем мало обедал, можно сделать «бульон с корабликами». Для этого варим любой овощной бульон, добавляем немножко растительного масла. Овощи убираем – или перетираем их в пыль, чтобы присутствие не было заметно. Берем вареное яйцо, разрезаем на две половинки и запускаем «кораблики» в бульон. Мачтой может служить веточка зелени или сухарик. Если взять перепелиные яйца – «корабликов» будет больше. Также не возбраняется выдать голодному чаду «обеденный» суп или второе, сварить кашу – вы знаете, детям можно все, что они едят с удовольствием. Лишь бы это была живая домашняя еда.
  • Салаты. Во время обеда тяжелые салаты из картофеля или свеклы неуместны. Но для полноценного полдника-как-второго-обеда они подойдут, а для перекуса готовим любые простенькие сочетания из анамнеза домохозяйки. Для разнообразия попробуйте сделать салат из печеных овощей, у него особенный вкус.
  • Помидоры, фаршированные гречкой, рисом, перловкой, любой кашей, которую ребенок любит. Для этого отварите немного крупы, добавьте в нее тертую морковку, лук (можно пассерованные, но не более минуты) и наполните этим фаршем 2-3 средние помидорки. Можно оставить так и подать со сметаной, а можно быстро запечь в духовке.


Идеи полдника как закуски:

  • Печеные яблоки, бананы и груши с медом или творогом;
  • фруктовые шашлычки (кусочки фруктов на шпажках);
  • фрукты и детский йогурт, кефир, творожок;
  • творог с медом. А также с тертыми фруктами и размоченным детским печеньем (взбить блендером, выдержать в холодильнике и подать с заправкой из нежирной сметаны, йогурта). Несладкие варианты: творог с тертым огурчиком, редиской;
  • хлебцы с козьим, творожным или другим сыром, фруктовая нарезка или сухофрукты;
  • перепелиные яйца, компот;
  • нарезка из сырых овощей: кусочки репки, моркови, сельдерея.

Знакомьтесь: толокно

Некоторые из нас еще помнят «шоколадную кашу», которую давали в советских детсадах. Ее готовили из толокна на молоке с добавлением какао-порошка. Толокно – это мука овсяная или ячменная, в ней сохранены все полезные свойства зерна. Благодаря особой обработке, блюда из толокна имеют «шоколадный» привкус. В старину эта мука применялась очень широко, особенно в деревнях. В любимых детских книжках о крестьянских детях, изобретавших (по причине тотального голода) блюда из ничего, часто упоминаются фигурки птичек и зверьков, вылепленных из муки с водой. Это и было загустевшее толокно. В древней Руси блюдами из толокна – полдничали. Можно частично вернуть эту традицию, обогатив рацион необычайно полезным продуктом. Толокно хорошо тем, что его не надо обрабатывать: размешал в воде, и питайся. Также его размешивают в теплом молоке, получается «шоколадное молоко» (у толокна коричневатый оттенок).

Толокно содержит около 15-20% белка и около 5% жиров, лецитин - вещество, способствующее лучшему усвоению белка. Еще в состав входят биофлавониды, которые являются сильными антиоксидантами и оказывают положительное воздействие на иммунную и эндокринную системы; витамины группы В и ценные аминокислоты.

Толокно чистит организм, является природным иммуномодулятором. В наше время его можно приобрести в отделах с продуктами для здорового питания. Там же, где мед, мюсли, травяные напитки, продукция для диабетиков, диетическая еда и прочее.


Клецки из толокна

100 г толокна, 2 яйца, 2,5 стакана молока, 2 ст. ложки меда, соль по вкусу.

Толокно залить 1/2 стакана холодной воды, тщательно перемешать, чтобы не было комков, добавить яйца, соль, вымесить тесто. Молоко нагреть до кипения, опускать в него с помощью ложки клецки и варить 8 мин. Подавать клецки с молоком, в котором они варились, и медом.

Сырники «с приветом»

Творог, яйцо, соль-сахар, толокно.

Творог взбить блендером, добавить соль-сахар, яйцо, толокно. Лепим руками котлетки и обжариваем на разогретом масле. Сырники с толокном не требуют длительной жарки.

Восточный десерт из толокна

Скатать в шарики толченую смесь из 4 ст. л. геркулеса, тертых яблок (150 гр.), 1 ст.л. меда, 1 ч.л. лимонного сока, сухофруктов. Шарики обсыпать толокном.

Толоконные оладьи

Стакан толокна залить кефиром (лучше старым), так чтобы покрыть муку, размешать, дать настояться 2-3 часа. Когда заливаете кефиром - сначала много не лейте, посмотрите густоту, лучше потом еще немного добавить. Добавить по вкусу соль, сахар, 2 яйца, изюм или другие фрукты. Размешать до густоты теста на оладьи, если тесто жидковато, добавьте ложку муки. Выпекайте на сковороде маленькими оладушками. Подавать со сметаной, вареньем.

Слово о десертах и неправильных полдниках

Часто полдник подменяют печеньем с чаем, магазинной сдобой. Конечно, это не совсем правильная еда. Если можно подтянуть ее качество – лучше это сделать, хотя бы в мелочах.

Печенье выбирайте витаминизированное детское (детям до года оно не подходит из-за загруженного состава, а после года вполне) или самое простое по составу, также подойдут фруктовые вафли, сушки, овсяное печенье. В качестве сладостей – мармелад (не жевательный), зефир, пастила. Предпочтите продукцию своего региона, своего города. Слабая, но гарантия качества и свежести.

Если ребенок любит молоко, для «запивки» подойдет стерилизованное детское или другое стерилизованное. Более «богатое» и тяжелое молоко с коротким сроком годности, конечно, полезнее, но по свойствам это скорее еда, а не питье, и смешивать его с другими продуктами не нужно – лучше выдать стакан молока отдельно в перерывах между приемами пищи или на ночь.

Необходимо с толком и чуткостью комбинировать обеденные, полдничные и ужинные блюда. Как показывает опыт наблюдения за форумами, многие мамы не считают те же блинчики и оладушки тяжелым блюдом. Поверьте, это тяжелое блюдо. Не баловать им ребенка тоже нельзя – ну, какое детство без блинчиков. Но если вы дали малышу на полдник оладьи, драники и другие печено-жаренные изыски, планируйте на ужин что-нибудь легкое. Поджелудка уже встряхнулась, испытания ей не нужны.

На ужин не давайте жареных блюд, мяса, обойдитесь овощами, кашей или омлетом. Блинчики и оладьи тоже можно обогащать в полезную сторону: например, добавьте в тесто горсть овсяных (любых) хлопьев, тертую морковь, тертое яблоко. И тесто старайтесь делать облегченное: давно пора осваивать не только привычную пшеничную муку, но и гречневую, овсяную, кукурузную.

Рецепты для полдника

Салат из яблок и кураги

2 крупных яблока, 2–3 моркови, 100 г кураги, 100 мл сметаны, 1 столовая ложка клюквенного варенья.

Морковь помойте, почистите и потрите на крупной терке. Яблоки для салата почистите и потрите на крупной терке или порежьте соломкой. Курагу для салата порежьте маленькими кусочками. Подготовленные для салата ингредиенты соедините, заправьте смесью сметаны и варенья, хорошо перемешайте и выложите в салатницу. Украсьте салат кусочками кураги и подавайте к столу. (

Когда ребенку исполняется год, любая мама максимально пытается разнообразить его рацион. Но спустя какое-то время, многие мамочки сталкиваются с тем, что уже не хватает фантазии на новые рецепты и «голова идет кругом» на извечную тему: «Что же приготовить…»

Полдник - лёгкий приём пищи между обедом и ужином. В российских детских садах и оздоровительных лагерях является обязательным приёмом пищи, проводится около 16 часов или какое-то время спустя после тихого часа.

Мы предлагаем Вам 10 самых популярных полдников для детей , добавляйте в закладки - пусть это будет Вашей подсказкой. Многие рецепты на основе творога, ведь детям необходим кальций, содержащийся в твороге, для роста зубов и костей. Известный факт, что кальций лучше усваивается во второй половине дня, поэтому творожные блюда на полдник - идеальный вариант!

Итак, ТОП-10 популярных полдников для детей.

Творожная запеканка

Классика жанра - творожная запеканка . Ее любят и взрослые и дети, ей кормят на полдник в детском саду, а также подают в школах. Она очень вкусна и в теплом виде, и в охлажденном. К тому же, существует масса рецептов творожной запеканки на любой вкус, в нее можно добавлять разные фрукты и сухофрукты, сиропы и натуральные ароматизаторы - вкус запеканки «заиграет» новыми красками.

Предлагаем Вам несколько рецептов творожной запеканки:

Творожные кексы


Маленькие творожные кексики - интерпретация творожной запеканки в маленьких формочках. Их особенно удобно кушать детям, к тому же, их можно выпекать в маленьких интересный формочках в виде животных или забавных фигур - это особенно привлекает детей.

Булочка и кефир

Еще один классический полдник детского сада - булочка и кефир . Это может быть любая булочка, для максимальной пользы лучше подать ребенку сочень или ватрушку с творогом. Кефир же лучше заменить на бифилин, он не содержит спиртов брожения и более мягкий для детских желудков.

Печенье и молоко


Яркий вкус из детства - вкус песочного печенья с молоком . Хрустящее печенье можно запивать молоком, для малышей отличный вариант - размочить печенье в молоке. Замечательное лакомство на полдник! Печенье будет еще вкуснее, если испечь его самим, например, по этим рецептам:

Блинчики с творогом


Кто не любит свежеиспеченные блинчики ?! С растопленным сливочным маслом или со сгущенкой, с медом или со сметаной. А если в них еще добавить начинку в виде творога и фруктов - пальчики оближешь! Или же в виде мяса и риса - тогда будет покорён муж)

Оладьи или панкейки


Тёплые оладушки с удовольствием поедаются всей семье на завтрак, но и на полдник они тоже хороши! Тут также можно экспериментировать. Прослоите оладьи творожной массой с фруктами для малышей, или для детей постарше подайте панкейки с мороженым и шоколадом, глазом не успеете моргнуть, как дети «сметут» их со стола.

А вот наш рецепт оладушек, которые отлично подойдут деткам:

Творожный десерт


Творог - изумительный продукт! Рассыпчатый, пастообразный, зерненный. С ним можно делать все, что угодно. Самое простое, но при этом, не менее вкусное, творожная масса с различными наполнителями. Для этого лучше брать пастообразный творог и дальше включать фантазию. Добавьте к творогу банан, мед, взбейте в блендере - получится сладкий и сытный полдник, добавьте к творогу мороженое и ягоды - освежающий полезный десерт. Различные фрукты, сухофрукты, топинги, вариантов десятки! Главное, на скорую руку! А вот наши варианты:

Яблоко/груша, запеченные с творогом


Ни для кого не секрет, что яблоки очень полезный и доступный фрукт, в них содержится много витаминов и микроэлементов. Но далеко не все знают, что при запекании яблока испаряется кислота, а вырабатывается пектин - очень полезное вещество, которое приносит человеческому организму огромную пользу, улучшая его здоровье. А испарение кислоты из яблока больше подойдет малышам с еще неокрепшими желудками. Представляем Вам рецепт запеченных яблок , которые послужат идеальным полдником как для Вас, так и для Вашего ребенка.

Фруктовый салат


Фруктовый салат - очень легкий и вкусный полдник, который придется по душе и детям и взрослым. Существует огромное количеств рецептов фруктовых салатов. Для приготовления салата детям советуем использовать сезонные фрукты и ягоды. Мы выбрали 5 интересных вариантов фруктовых полдников:

Молочный коктейль


Если Ваш ребенок малоежка и многие твердые приемы пищи ему чужды, предложите ему любимое лакомство многих детей - молочный коктейль , при этом приготовьте его из максимально полезных продуктов, добавляйте только натуральные ингредиенты. Для приготовления коктейля к молоку можно добавить фрукты, ягоды, какао, даже немного творога, который полностью растворится в молоке, но при этом обеспечит напитку приятную консистенцию. Еще небольшой секрет: для большей сытости при приготовлении можете добавить немного запаренной овсянки, которая после работы блендера, даже не почувствуется на вкус, а пользу принесет.

Давайте с Вами вместе в домашних условиях приготовим вкуснейшие и при этом очень полезные молочные напитки.