Физическое и психическое здоровье человека: как быть психологически и физически здоровым всю жизнь. Взаимовыгодные отношения - основа эмоционального здоровья


Физическое здоровье - важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье - это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой - обеспечивают индивидуализацию процесса.

В самом общем виде физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие - это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.

Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

Психическое здоровье - способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция - позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.

Психическое здоровье - важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

* отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

* нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

* благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики - восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность - один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье - это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные - рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность - сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты - аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.

Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15-30%, что требует для нормализации 2-3 суток).

Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе - до 83,1%, на четвертом курсе - до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20-30%.

Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины - прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.

Это нормальное функционирование органов тела и всего организма как . При этом человек обычно не испытывает физической боли, а ощущает прилив сил для нормальной полноценной жизни и выполнения ежедневных обязанностей. Обычно за физическим здоровьем мы идем в больницу. Там доктор назначает процедуры или медикаменты, которые влияют на тело человека, как на физический и химический объект. Т.е. в данном случае идет воздействие на тело человека, как на физический механизм.

Психическое здоровье выражается в том, что психика человека представляет собой гармоничное сочетание всех ее частей и проявлений. Обычно психическое здоровье выражается в том, что человека все в жизни устраивает, его не терзают часто негативные , у него хорошие отношения с собой и с людьми и нормальным фоном является радость и расслабленность. К сожалению, полностью психически здоровых людей практически нет, т.к. всех нас терзают те или иные , мы часто не в ладу с собой и с окружающими. Психическое нездоровье проявляется в частых негативных : гневе, страхе, печали, обиде и других. Также оно проявляется в напряжениях в теле и общем состоянии неудовлетворенности жизнью. В каждом из нас тот или иной уровень проявления этих признаков нездоровья. Если у человека сильно выраженное психическое недомогание, которое мешает ему нормально жить, то он идет к психологу или психотерапевту.

Принято считать, что эти два вида здоровья не связаны друг с другом. И при любом физическом недомогании люди обращаются к врачу, а при психическом - к психологу. Однако здесь не все так просто. На самом деле тело и психика тесно связаны между собой. Если у вас что-то болит, то вряд ли вы будете чувствовать радость и расслабленность. Если вы в депрессии, то ваше тело на это реагирует определенным состоянием, которое отличается от состояния физически здорового человека. Это могут быть изменения в давлении, уровне сахара в крови и других показателях. Эти я привел в качестве примера, т.к. сам не являюсь доктором. Однако, ученые давно доказали, психическое состояние влияет на физические показатели тела.
Если какое-то негативное психическое состояние является вашим частым спутником, то соответствующая конфигурация показателей тела тоже будет частой. Это может привести к перегрузке органов и выхода их из строя. Например, у людей, которые часто злятся, обычно проблемы с печенью. Из-за частого состояния страха и волнения повышается артериальное давление. Есть много такого рода связей между телом и психическим состоянием человека.

Что из всего этого следует? А то, что при лечении тела недостаточно только его физического лечения у врача. Часто симптомы после лечения возвращаются, т.к. не был исправлен психологический фактор, который привел к болезни . Например, у человека повышенное давление, вызванное постоянным страхом по поводу потери своего имущества. Этот постоянный страх является следствием большой привязанности человека к своему имуществу, которое является следствием каких-то психологических комплексов. В результате постоянного повышенного давления нарушилась работа сердца. Человек идет в больницу с жалобой на боль в сердце и на повышенное давление. Врач выписывает ему медикаменты, которые снижают давление и влияют на работу сердца. Человек принимает их, получает временное облегчение, но т.к. страх остался, то давление опят поднимается и это опять выводит сердце из строя. В данном случае необходимо обратиться к психологу для устранения психологических комплексов, ведущих к появлению страха за свое имущество. Решив этот вопрос, уже можно использовать медикаменты для восстановления работы сердца. Теперь причина устранена и болезнь отступит.

Это не говорит, что все физические болезни имеют психологические корни. На здоровье человека влияет много факторов: наследственность, экология, физическое воздействие внешней среды и психологические факторы. Психика человека имеет огромное влияние на физическое здоровье и не учитывать это просто нельзя. Болезни, вызванные психологическими факторами, называются психосоматическими .

Но есть еще один момент взаимодействия тела и психики. Даже если болезнь тела была вызвана не психологическими факторами, то даже в этом случае есть способы лечения этой болезни через психику. Существует так называемый эффект плацебо . Это когда человека лечит его полная уверенность, что лекарство или метод ему помогут. Даже если это лекарство пустышка, организм сам вырабатывает нужные для лечения болезни вещества. Согласно статистике порядка 30% излечений относятся к эффекту плацебо.

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» – физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Психическое здоровье – это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

– осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

– чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

– критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

– соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

– способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

– способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

– способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Понятие нормы и нормальной личности перестало быть безликим, усредненным и среднестатистической единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок – ни-с-чем». Такие люди вполне приспособлены к жизни, ни чем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они как эхо отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, все делают «как все», чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально – личностными особенностями, чем и обуславливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Черты характера, т.е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах нормы.

Однако «коридор нормы» вполне широк, а верхняя граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выделяют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Взаимовлияние соматического и психического здоровья бесспорно. Известно, что соматические заболевания изменяют психическое состояние больных и способствуют патологическим изменениям личности.


Характеристика копинг–стратегий
Дать определение копинга Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуаций в трех плоскостях копинг – стратегий поведения: - в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); - в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий); - в эмоциональной сфере (8 ва...

Сопоставление криминальных отклонений личности
Сопоставляя и сравнивая между собой криминальные отклонения, то есть отклонения от социальной нормы в сторону делинквентного (противоправного) поведения такие категории граждан, преступивших рамки закона как: психически здоровые преступники, социопаты и психопаты, следует выделить следующие важные особенности: 1. Всем трем группам подп...

Результаты исследования. Результаты анализа документов
В результате анализа документов было выяснено, что на предприятии успешно функционируют корпоративные социальные программы, одной из которых является программа мотивации сотрудников и закрепления молодых специалистов, прежде всего на предприятии стремятся закрепить студентов, совмещающих работу и обучение. В программу входит предоставле...

Здоровье – самая большая ценность в жизни и представляет собой основную ценность в системе приоритетов для человека. Только здоровый человек может быть успешным и развиваться. В переводе с англосаксонского языка слово «здоровье» означает целостный. Таким образом, – это определение комплексное, которое включает множество критериев.

Интересный факт! Гален называл здоровым человеком того, кто не испытывает боли и способен качественно и эффективно выполнять все жизненные функции.

Ученые рассматривают физическое развитие, как один из факторов полного здоровья. Здоровый человек всегда жизнерадостный и адаптирован к окружающей среде. В конце прошлого века ВОЗ утвердила программу «Здоровье для всех к 2000 году», в которой дано определение термину здоровье это «состояние физической, социальной и духовной гармонии». Современные специалисты выделяют три составляющих здорового человека и здоровой нации:

  • физическую;
  • психологическую;
  • поведенческую.

Разработаны методы самоконтроля состояния здоровья и стрессоустойчивости, с помощью которых можно оценить – способен ли человек противостоять проблемам, выполнять работу.

Физическое здоровье

Физически развитая личность – человек, у которого функционируют все органы. Показатели физического здоровья во многом определяются образом жизни и определяются несколькими . Физическое здоровье зависит от генетических факторов, а также от социальной среды, сферы деятельности. Стрессы, неправильное питание, курение, злоупотребление алкоголем негативно отражаются на показателях физического здоровья.

Физическая составляющая здоровья – постоянное развитие, поддержание жизненных сил и организма в тонусе. уделяет особое внимание тренировкам. Конечно, речь не идет о физическом развитии как у профессиональных спортсменов. Для обычного человека это занятия йогой, пробежки, фитнес, посещение бассейна. Системные тренировки – , хорошего настроения.

Критерии физического здоровья

Критерии физического здоровья отражают образ жизни личности. Прежде всего, речь идет о разумном поведении, которое подразумевает:

  • оптимальное соотношение нагрузок, отдыха;
  • тренировки, соответствующие возрасту, полу и подготовке;
  • исключение вредных привычек;
  • полноценное питание;
  • нравственное, психическое здоровье.

Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития описаны подробно в .

Важно! Физическое и психическое равновесиенеобходимое условие для социально активной позиции, участия во всех сферах жизнедеятельности.

Наука рассматривает физическое здоровье как интегральный показатель адаптивности личности к социуму и выполнению функций. Гармоничное физиологическое развитие – это совокупность следующих факторов:

  • – степень влияния составляет 50%;
  • факторы внешней среды – степень влияния составляет 20%;
  • генетическая предрасположенность – степень влияния составляет 15%;
  • степень влияния хронических патологий всего 15%.

Это важно! Именно неправильный образ жизни провоцирует развитие хронических патологий. Грамотно организованный образ жизни предотвращает болезней, укрепляет физическое здоровье, а также способствует достижению физической и психологической гармонии.

Особенности физического развития

В первую очередь, необходимо определить оптимальное соотношение фаз труда и отдыха. Физическое здоровье человека – регулярные тренировки, необходимые для:

  • укрепления (как показатель физического здоровья человека);
  • восстановления обменных процессов и кровотока;
  • нормализации давления, ;
  • повышения сил и выносливости.

При формировании нагрузок важно учитывать несколько факторов:

  • возраст;
  • индивидуальные особенности личности;
  • физиологическое состояние.

Если человек планирует серьезно заниматься спортом, необходимо о возможных противопоказаниях.

Важно! Физиологическое здоровье – это оптимальные для конкретного человека тренировки. Недостаточные нагрузки окажутся неэффективными, а чрезмерные – причинят вред.

Психическое здоровье

Физическое и психическое здоровье – фундамент гармоничной и успешной личности. Только при условии человек достигает поставленных целей, реализует свой потенциал и способен справиться с ежедневными стрессами. К сожалению, не все люди знают, что взаимосвязь психического и физического здоровья – это основа гармоничной, цельной личности. Но что мы знаем о нормах психического состояния? Давайте разберемся.

Заблуждения о психическом расстройстве

1. Все люди с психическими расстройствами опасны для общества, их нужно изолировать.

Это утверждение не соответствует действительности. В большинстве случаев люди с мало отличаются от обычных людей. Единственное, что отличает их – непривычные ощущения, мысли, отвлекающие от повседневных занятий. К сожалению, люди с психическими расстройствами вызывают неоднозначное , поэтому люди не обращаются за медицинской помощью.

2. Психические заболевания не возникают в детском и подростковом возрасте.

По статистике, один ребенок из пяти имеет какое-то психическое заболевание, а 75% психологических патологий возникает в детстве. Речь идет о депрессии, тревогах, пищевых расстройствах.

3. Депрессивное состояние – это признак лени.

Это важно! По статистике, более 10% работоспособного населения находится в состоянии постоянного стресса.

Факторы появления стресса

Факторов, которые могут стать причиной стресса, огромное количество. Для каждого человека они индивидуальны. Вызвать стресс может шум, высокая интенсивность , температурные перепады, травмы, работа с токсичными веществами, высокая ответственность, частые командировки. Человек, который вынужден ежедневно преодолевать действие негативных факторов, неизбежно потребует помощи специалиста, чтобы справиться со стрессом.

В медицине существует понятие – профессиональный стресс – это состояние организма, при котором человек постоянно испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, в результате возникает постоянное напряжение и переутомление. Подобное состояние может повлечь за собой развитие таких патологий:

  • атеросклероз;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • гипертония;
  • расстройства невротического характера.

Находясь в таком состоянии, функции и резервы организма быстро изнашиваются, человек слабеет, развиваются хронические патологии.

Это важно! По статистике, именно стрессы на работе являются причиной жалоб на здоровье.

Симптомы и последствия стресса

Симптомы стресса настолько разнообразны, что зачастую люди не обращают на них внимания. Между тем, человеку необходима помощь специалиста, если:

  • его реакции на происходящее слишком эмоциональные;
  • он неадекватно реагирует на незначительные проблемы;
  • он проявляет нетерпимость и раздражительность;
  • ему сложно расслабиться и переключить внимание;
  • его единственный способ справиться со стрессом – переедание, употребление алкоголя и курение.

Это важно! При сильном стрессе человек может утратить работоспособность на срок от двух до трех недель.

Одна из нерешенных, серьезных проблем – синдром профессионального выгорания. Развивается на фоне постоянного стресса и сильного эмоционального истощения. Еще одна проблема, требующая пристального внимания, — травматизм, связанный со стрессом. В стрессовом состоянии человек теряет концентрацию, что может повлечь травмы и потерю трудоспособности.

Существует руководство по оценке тяжести и напряженности определенного вида деятельности, при этом оцениваются качественные и количественные показатели. К сожалению, система оценки некачественная, требует пересмотра и доработки.

Кроме этого, психологические нагрузки регламентируются международными документами, также в Бильбао существует Европейское агентство по охране труда, была создана Международная ассоциация управления стрессом, представительства которой есть во многих странах мира.

Духовно-нравственное здоровье

Важный критерий здоровья – духовное и нравственное воспитание. К сожалению, сегодня современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Многие ученые и деятели искусства уделяли этому аспекту особое внимание. Теодор Рузвельт отмечал, что человек, который не воспитан нравственно, представляет угрозу для общества. Гейне называл нравственность разумом сердца. Аристотель полагал, что нравственность – это состояние души, которое выражается в поступках.

Это важно! Нравственное воспитание – комплексная деятельность родителей, группы преподавателей, представителей церкви. Основная цель – формирование правильных нравственных ценностей у детей и подростков.

Не бывает человека, который рождается уже богатым духовно и нравственно. Человек с первых дней жизни находится под влиянием различных факторов – родителей, воспитателей, учителей, социальной, образовательной среды. Так духовно-нравственной личности.

Связь между физическим и эмоциональным здоровьем

Духовное и физическое здоровье – основные критерии оценки гармоничной личности. Психологическая, физиологическая гармония – это состояние полного . В чем же выражается взаимосвязь духовного и физического здоровья? Один из показателей физической гармонии – психоэмоциональный баланс. Человек может самостоятельно оценить свое психоэмоциональное состояние этими методами. Когда возникает психологический дисбаланс, в организме происходят нарушения на физиологическом уровне.

Важно! Духовное и физическое здоровье – две части одной личности. Доказана связь между долями мозга, которые контролируют эмоции и интеллект. Кроме этого, доказана связь между мозговой деятельностью и работой эндокринной системой.

По статистике, большинство жалоб пациентов на физическое недомогание связано со стрессом или депрессией. Конечно, стрессы не причиняют ущерб , но могут стать причиной развития физиологических патологий.

Факторы, доказывающие связь между духовным и физическим здоровьем

  • синдром «белого халата» — при виде доктора у человека резко повышается давление;
  • личностные характеристики, сердечные патологии – люди с определенным складом характера подвержены развитию заболеваний сердца;
  • хронические патологии, депрессия – у пациентов с хроническими заболеваниями чаще развиваются депрессивные состояния.

Итак, физическое здоровье зависит от психической и эмоциональной гармонии, поэтому важно в одинаковой мере заботиться об укреплении тела, мышц, духа.

Для сохранения и поддержания полного здоровья важно придерживаться простых рекомендаций:

  • правильно питайтесь;
  • здоровый, полноценный сон;
  • верьте в собственные силы и не сдавайтесь;
  • чередуйте отдых и нагрузки;
  • занимайтесь спортом.

Помните о физическом развитии, как основополагающем критерии гармоничной личности. Не стесняйтесь обращаться за помощью к

О психологическом здоровье рассказывает психолог.