Мероприятия по инфекциям в школе. Профилактика инфекционных заболеваний в детских учреждениях


bn Приложение 1

Анкета

Анонимно (не подписывай себя)

    Моешь ли ты руки с мылом всегда перед едой в столовой? ДА НЕТ

    Употребляешь ли ты еду на переменах, не помыв руки? ДА НЕТ

    Есть ли у тебя в сумке своё средство для обработки рук? ДА НЕТ

    Грызешь ли ты ногти или ручку? ДА НЕТ

    Сделал ли ты в этом году прививку от гриппа? ДА НЕТ

    Что такое педикулёз? _____________________________________________________________________

    Назови самые опасные места в школе,где можно встретиться с инфекцией?____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какими инфекционными заболеваниями ты можешь заболеть в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение.

Актуальность темы .

Среди всех заболеваний, встречающихся у детей младшего школьного возраста, наиболее частые - инфекционные заболевания. Этому способствуют скопление большого числа детей в школьном помещении и несоблюдение учениками правил личной гигиены. Ведь школьные книги, тетради, наглядный материал и другие учебные предметы могут стать источниками инфекции. К тому же они самые труднодоступные для обработки.

Я выбрала тему «Почему болеют дети?», потому что считаю эту проблему очень важной, потому что такие инфекции как грипп, приводят к ежегодным массовым вспышкам. Не от всех инфекций можно сделать прививку, например, защититься от кишечной инфекции можно лишь, соблюдая гигиенические правила.

Цель моей исследовательской работы : выявить знают ли и соблюдают ли меры профилактики инфекционных заболеваний мои сверстники - ученики младших классов.

Гипотеза : Соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний зависит от уровня их знаний.

Задачи :

1.Найти в литературе информацию о самых распространенных инфекционных заболеваниях в школе.

2.Изучить их пути передачи.

3.Выявить эффективные методы профилактики инфекционных заболеваний в школе.

Методы исследования :

анкетирование учеников 2-хи 3-х классов моей школы.

Основное содержание.

По данным статистики, взятой из журнала «Педиатрия» за 2015 год, наиболее часто встречаются среди школьников младших классов следующие инфекции:

Острые респираторные заболевания и грипп

Педикулез

Острые кишечные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и грипп.

Причиной этих инфекций являются многочисленные вирусы.

Заразиться этими вирусами можно от больного ученика или сотрудника школы, если они придут в школу с температурой, насморком, кашлем, чиханием. При чихании вирусы распространяются до 3 метров вокруг. При кашле и чихании выделяется частички мокроты с вирусами, которые оседают на ладонях чихающего. Именно их он переносит на дверные ручки, школьные предметы, мебель.

Поэтому самым эффективным методом профилактики ОРЗ и ГРИППА являются:

Частое мытье рук с мылом;

Не дотрагиваться грязными руками до своих глаз;

Не грызть ручки, карандаши и др. предметы;

Не слюнявить пальцы при перелистывании учебника;

Проветривание классов на переменах;

Ежегодно делать вакцину от гриппа.

По результатам моего анкетирования, проведенного среди учеников 2-гои 3-его классов,

на вопрос «Сделал ли ты прививку от гриппа?» из 45 учеников только 16 учеников ответили, что они привились.

Вывод: больше половины моих одноклассников могут заболеть гриппом.

На вопрос «Что необходимо делать, чтобы не болеть гриппом?» из 45 учеников

9-не знают ответа,

17-ответили, что надо мыть руки,

13-ответили, что надо прививаться,

21-ответили, что надо теплее одеваться.

Вывод: не все ученики знают, основной путь передачи гриппа через грязные руки.

Педикулез (вшивость) - это заболевание, при котором на волосистой части головы заселяются вши и питаются кровью человека.

Вши передаются от больного ученика при касании волос, при использовании чужих расчески, резинки, ободка, заколок, при использовании чужой одежды.

В целях профилактики педикулеза:

1.нельзя меняться шапками и шарфами с одноклассниками;

2.нельзя пользоваться чужими заколками, резинками, расческами и не давать никому свои;

3.девочкам с длинными волосами необходимо туго заплетать косы или делать пучок.

По результатам моего анкетирования из 45 учеников младших классов только 6 учеников знают, что такое педикулез и как он переносится.

Вывод : ученики младших классов могут заболеть педикулезом,так как не знают меры профилактики.

Острые кишечные инфекции - очень опасные инфекции, вызываются разными бактериями.

Пути передачи:

    При употреблении зараженной бактериями пищи, которую неправильно хранили или не помыли, например фрукты.

    Через грязные руки, особенно при приеме пищи.

    При употреблении грязной водопроводной воды.

Для профилактики острых кишечных заболеваний необходимо:

    Не пить водопроводную воду, пить только из кулера или из бутылки.

    Всегда мыть руки с мылом перед едой.

    Не грызть ногти.

    Обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

По результатам моего исследования на вопрос «Моешь ли ты руки перед едой в столовой?» из 45 учеников 40-ответили «ДА» и лишь 5 учеников не моют руки.

А вот на следующий вопрос «Моешь ли ты руки перед перекусами на переменах и на улице?» уже 17 учеников ответили, что не моют руки.

Вывод: без контроля со стороны учителей, не моют руки перед едой больше учеников.

На вопрос «Грызешь ли ты ногти или карандаш?» из 45 учеников 10 имеют такую привычку.

На вопрос «Носишь ли ты с собой средства для обработки рук (гель, влажные салфетки) только 12 учеников дали положительный ответ.

Вывод : среди учеников младших классов имеется риск развития кишечной инфекции.

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза, что соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний, зависит от уровня их знаний, подтвердилась.

Это доказывают результаты моего опроса, на мой вопрос «С какими инфекционными заболеваниями ты можешь заразиться в школе?» из 45 учеников только

1 ученик ответил - острые кишечные инфекции,

40 учеников написали - грипп,

5 учеников не знают ни одной болезни.

Исходя из результатов моего исследования, предлагаю: повысить уровень знаний учеников младших классов об эффективных методах профилактики инфекционных заболеваний:

1.Повесить большой плакат с изображением кишечной палочки на дверях туалета с вопросом: «А ТЫ СМЫЛ С РУК КИШЕЧНУЮ ПАЛОЧКУ?»

2.Предложить родителям на родительских собраниях обеспечить своим детям собственные средства для обработки рук.

3. В целях повышения уровня знаний учащихся об инфекционных заболеваниях, которыми можно заразиться в школе, и мерах их профилактики провести наглядное выступление в классах начальной школы.

Список литературы .

2.Журнал «Педиатрия»/под ред.А.А.Баранова,В.К.Таточенко,М.К.Бакрадзе.-М.,Союз педиатров России.2015.

Школьная научно-практическая конференция школьников

Секция: Биология

Подсекция: Медицина

Название работы:

Гайнанова Аделя Анваровна

г.о.Тольятти, МБУ «Школа№ 79», 2 «В» класс

Научный руководитель:

Чернова Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

Тольятти

Введение:

Актуальность________________________________________________________3

Цель исследования___________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Задачи______________________________________________________________3

Метод исследования__________________________________________________3

Основная часть:

Острые респираторные заболевания и грипп_____________________________4

Педикулез__________________________________________________________5

Острые кишечные инфекции__________________________________________5

Заключение___________________________________________________________6

Список литературы_____________________________________________________7

Приложение __________________________________________________________8

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;

Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения

отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательноорганизаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку (специфическую или неспецифическую).

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно, к началу первого урока должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни, для осмотра детей и измерения температуры в необходимых случаях. Периодически детей осматривает школьный врач.

В тех случаях, когда по решению санитарно-противоэпидемической помощи, приказом директора школы карантин накладывается на все учреждение целиком, режим учебной работы остается общим для всей школы, для всех классов.

Весь комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий находится под контролем районного центра госсанэпиднадзора.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями о пользе прививки и о необходимости для каждого человека иметь надежную защиту от инфекции;

По согласованию с врачом школы составить список уча - щихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

Следует помнить, что, при учете медицинских противопоказаний, прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания. Это необходимо рассматривать как одну из наиболее эффективных мер по снижению инфекционной заболеваемости населения.

Мощным средством повышения иммунитета является закаливание!

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ» от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ.

Основные понятия (извлечения из статьи 1):

Иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.

Профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Медицинские иммунобиологические препараты - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Национальный календарь профилактических прививок - нормативный акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям - тяжелые и стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок.

Сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются профилактические прививки граждан.

Государственная политика в области иммунопрофилактики (извлечения из статьи 4).

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

■ доступность для граждан профилактических прививок;

■ бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

■ социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных медицинских иммунобиологических препаратов.

Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики (извлечения из статьи 5):

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

■ получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

■ выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной практикой;

■ бесплатные профилактические прививки, включенные в Национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

■ бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;

бесплатное лечение в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений;

■ отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

■ запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок;

■ временный отказ в приеме граждан в общеобразовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

■ отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

■ выполнять предписания медицинских работников;

■ в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Учебные вопросы:

1. Основные противоэпидемические мероприятия.

2. Методы, виды и способы дезинфекции.

3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе.

3.3.1. Основные противоэпидемические мероприятия

В профилактике инфекционных заболеваний мож­но также выделить три направления: первичная, вто­ричная и третичная.

К первичной профилактике можно отнести следу­ющие мероприятия: соблюдение правил личной гигие­ны, закаливание, предупредительный и текущий сани­тарный надзор, пропаганда знаний об инфекционных заболеваниях и способах их профилактики, профилак­тические прививки, здоровый образ жизни.

Вторичная профилактика - это раннее выявление заболевших и контроль за лицами, бывшими в контак­те с больными (следовательно, знание признаков бо­лезни), режимно-ограничительные мероприятия (ка­рантин, обсервация), изоляция больных.

К мероприятиям третичной профилактики следует отнести своевременное, адекватное и эффективное лечение.

Эпидемический процесс возника­ет и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудите­ля, восприимчивого населения. Следовательно, устра­нение одного из звеньев неизбежно приведет к пре­кращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают:

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции: выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавших­ся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно устано­вить новые случаи заболеваний и своевременно изо­лировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение пу­тей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а) режимные ограничительные меры - обсервация и карантин.

Обсервация - специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфек­ции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в це­лях предупреждения распространения эпидемии. Одно­временно с помощью антибиотиков проводят экстрен­ную профилактику, делают необходимые прививки, ве­дут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяет­ся длительностью максимального инкубационного пе­риода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфек­ции в очаге.

Карантин - это система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, проводимых для предупреждения распро­странения инфекционных заболеваний.

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов).

3. Меры, направленные на повышение невоспри­имчивости населения к инфекции, среди которых на­иболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим пока­заниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных меропри­ятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводит­ся санитарно-просветительная и воспитательная ра­бота, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и са­нитарно-просветительная работа педагогов с учащи­мися школ.

3.3.2. Методы, виды и способы дезинфекции

Дез­инфекция - это комплекс мероприятий, направлен­ных на уничтожение возбудителей и устранение ис­точников инфекции, а также предотвращение даль­нейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезне­творных микроорганизмов);

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых - переносчиков возбудителей заразных болезней). Многие насекомые и клещи являются переносчиками или промежуточными хозяевами микробов, которые вызывают инфекционные заболевания, такие, как чума, сыпной тиф, малярия, возвратный тиф, энцефалит, дизентерия и др. Для уничтожения насекомых в одежде, постельных принад­лежностях используют специальные приспособления - дезинфекционные камеры. В них применяют сухой или влажный горячий воздух и пар. При кипячении или проглаживании белья горячим утюгом истребляются вши и гниды. Для дезинсекции применяют также химические вещества, которые называются инсектицидами;

3) дератизацию (методы уничтожения грызу­нов - источников и распространителей инфекции). Истребление крыс, мышей и других грызунов осуществляется с помощью биологических, химических и механических способов. К биологическим способам относится использование домашних животных - кошек, собак-крысоловов. Химические способы дератизации заключаются в применении ядов с приманкой. Для разных видов грызунов применяют различные яды. Яды примешивают к приманкам, опыляют норы, закладывают в отверстие норы животного. Механические способы уничтожения грызунов заключаются в использовании различных ловушек, капканов.

Кроме дезинфекции имеются и другие способы уничтожения микроорганизмов:

1) стерилизация (ки­пячение инструментов в течение 45 минут предупреж­дает заражение эпидемическим гепатитом),

2) пасте­ризация - нагрев жидкостей до 50-60 градусов с це­лью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные фор­мы кишечной палочки.

Виды дезинфекции. В практике различают два ос­новных вида:

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в се­мье, общежитии, детском учреждении, на железнодо­рожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится теку­щая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфек­ция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфек­ционном отделении больницы. Заключительная дезин­фекция проводится после госпитализации больного, ли­бо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной чело­век (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматичес­ких лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции. Для дезинфекции применя­ются механические, физические, химические и биологические методы обеззаражива­ния.

Применение механических методов основано на удалении микро­организмов путем вытряхивания, выколачивания, применения пылесоса, подметания, влажной уборки, мытья водой со щетками, стирки белья с мылом, проветривания. Проветривание является мощным дезинфицирующим фактором, так как при этом значительно уменьшается содержание патогенных микроорганизмов в помещении, в одежде.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение.

Химические методы дезинфекции осуществ­ляются с применением химических препаратов, обладаю­щих высокой бактерицидной активностью (хлорная из­весть, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические мою­щие средства.

Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологичес­кой природы (например, с помощью микробов-антагони­стов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключитель­ной дезинфекции в очагах кишечных инфекций ис­пользуют 0,5\% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1\%, в очагах активного туберкулеза - 5\%. При работе с дезинфи­цирующими препаратами необходимо соблюдать ос­торожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

3.3.3. Профилактика инфекционных заболеваний в школе

Применительно к школе профилактика инфекци­онных заболеваний складывается из трех групп меро­приятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин, который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);

Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

Спортивная школа - это не только тренировочный и учебный процесс, но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Тренерам-преподавателям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый обучающийся должен соблюдать следующие правила личной гигиены.
1. Ежедневно дома совершать утренний туалет.
2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.
3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.
4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.
5. Следить за своим внешним видом, одеждой, а также формой для тренировки она должна быть чистой, свеже-постиранной.
6. Принимать душ после усиленной тренировки, закаляться.
7. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (дома, в общеобразовательной школе и др.).
8. Иметь строго индивидуальную сменную обувь для спортивного зала.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться тренером-преподавателем и администрацией учреждения.
В этих целях:
регулярно проветриваются помещения общего пользования;
ежедневно проводится влажная уборка помещений и коридоров учреждения;
проверяется наличие сменной обуви у обучающихся, особенно в осенний и весенний периоды;
проводится противобактериальная обработка туалетов и душевых комнат;
соблюдается гигиеническая чистота раздевалок;
осуществляется контроль питьевого режима.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому.
Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.- распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.;
возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.- попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье;
грибковые заболевания кожных покровов передаются, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным.
Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными.
Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. При приеме детей в учреждение медицинская сестра или тренер-преподаватель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Тренера-преподаватели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т.д.

Профилактика дизентерии.
Профилактика дизентерии в учреждении – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция помещений. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в учреждении относят:
соблюдение чистоты учебных помещений;
содержание в порядке общественных туалетов;
уничтожение мух;
своевременное опорожнение мусорных ящиков;
строгий контроль за личной гигиеной обучающихся;
правильную организацию питьевого режима в учреждении;
ознакомление обучающихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика гепатита.
Профилактика вирусного гепатита в учреждении включает следующие мероприятия.
1. В учебный отдел передаются сведения об отсутствии обучающихся на занятиях.
2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний обучающихся и их семей.
3. Обучающиеся, пропустившие занятия в спортивной школе более трех дней, допускаются к тренировкам только с разрешения врача.
4. Ведется разъяснительная работа с обучающимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.
5. Осуществляется строгий контроль за работниками учреждения.
6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил уборки и дезинфекции помещений.

В случае появления в спортивной школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.
1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.
2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.
3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).
4. В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны тренера-преподавателя и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.
Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают:
формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;
проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;
оздоровление условий труда и быта и другие.
В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Школа - это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены:

3. Не пробовать на вкус предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии).

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний.

В этих целях:

Проводится противобактериальная обработка туалетов;

Осуществляется контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами , грибами и передаются от зараженного человека (или животного) здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды).

Возбудители кишечных инфекций:

дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.- распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.;

возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.- попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье;

грибковые заболевания кожных покровов передаются, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным.

Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными.

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы:

ü своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение;

ü исключение контакта учащихся и персонала с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода);

ü строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными.

Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения.

Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д.

Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий . Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики, а также использованием химиопрепаратов (антибиотики , сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям.

Профилактика дизентерии.

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

Уничтожение мух;

Профилактика гепатита.

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия:

3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача (подтверждающим документом, является справка).

Профилактика гриппа и ОРВИ.

Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер) в общеобразовательных учреждениях, на случай их заболевания. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, в том случае, если им потребуется забрать больного ребенка. При возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение, они должны соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук, а также воздерживаться от близкого контакта с людьми, о которых известно, что они подвержены высокой степени риска возникновения осложнений, связанных с гриппом.

А. Гигиена рук . Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания, т. к. вирусы могут распространяться через загрязненные руки или контаминированные (загрязненные) вирусами, предметы. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, определить ответственных лиц.

Б. «Респираторный этикет». При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, т. к. вирусы гриппа распространяются, главным образом, от человека человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. Для соблюдения «респираторного этикета» дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и проинструктированы о важности его соблюдения.

В. Влажная уборка. В общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить ежедневную влажную уборку с использованием соды, мыла или синтетических моющих и дезсредств, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), места скопления пыли (подоконники, радиаторы), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения. Уборку помещений проводят при открытых окнах.

Г. Активный скрининг на наличие заболевания. Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников, с признаками заболевания. При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, решение об этом принимается после консультации с участковым врачом. Лица, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

На каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

· формирование здорового образа жизни у населения,

· соблюдение распорядка дня,

· полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

· проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

· оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ!

УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ.

ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

Профилактика кори и краснухи

Корь и краснуха – считаются «традиционными» детскими болезнями. Однако мало кто задумывается о том, что данные инфекции не так уж и «невинны», если ребенку не были своевременно сделаны прививки. В чем заключается опасность каждого из этих недугов?

Корь и Краснуха – инфекции, которые имеют много общего. Возбудителями являются вирусы. Путь передачи – воздушно-капельный. Характерная особенность клиники – сыпь.

Корь

Вирус кори попадает в организм через дыхательные пути, где он размножается и проникает в кровь. Кровью вирус разносится по различным органам, поражая миндалины, печень, легкие, костный мозг.

Клиника. Корь начинается с признаков, сходных с острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) (повышение температуры, кашель, насморк, слезотечение). Это состояние сохраняется 2-3 дня, после чего появляется ярко красная сливающаяся сыпь, первоначально на лице, за ушами, затем распространяется по всему телу. Больной корью заразен для окружающих 4 дня до и 4 дня после проявления сыпи.

Осложнения . Корь опасна осложнениями в виде воспаления среднего уха, легких, трахеи, бронхов, а также воспаление оболочек мозга и пневмонией. Корь может приводить к пожизненной инвалидности вследствие поражения мозга, а также в виде слепоты (вследствие поражения склер и роговицы) и глухоты.

Лечение. К орь трудно поддается лечению. Специфического препарата для лечения кори нет. Антибиотики назначаются только для лечения осложнений от кори. Больным корью необходимо питание, богатое витаминами (овощи, фрукты, соки), обильное питье.

Краснуха - заболевание, калечащее ещё не рождённых детей

Краснуха опасна для беременных женщин. При заражении беременной женщины краснухой вирус от матери передается плоду через плаценту, вызывая развитие множественных врожденных дефектов у плода и осложнений у беременных, как аборт , мертворождение. У ребенка наблюдается внутриутробное поражение органов зрения, слуха, сердца, печени, костей. Вследствие чего ребенок рождается слепым, глухим, пороками сердца, задержкой умственного развития.

Клиника. Краснуха протекает с незначительными симптомами, характерными для ОРВИ, а в 30-50% протекает без клинических проявлений. Сыпь появляется сначала на коже лица, с последовательным охватом всего тела. Сыпь при краснухе не такая яркая, как при кори и не сливается. Иногда в области элементов сыпи отмечается легкий зуд. Больной краснухой наиболее заразен для окружающих 7 дней до и 7 дней после появления сыпи. Типичным является припухание затылочных лимфатических узлов.

Лечение. Сп ецифического препарата для лечения краснухи нет. В период высыпания необходим постельный режим. Следует обеспечить больному полноценное питание, обильное питье. При осложнениях необходима срочная госпитализация.

Как защититься?

Единственная надежная защита от заболевания корью, краснухой – это вакцинация. Прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок бесплатно в поликлинике по месту медицинского обслуживания и в дошкольных и школьных учебных заведениях.

Вакцинация против кори проводится в возрасте 12 месяцев, перед школой в 6 лет. Взрослым проводится в возрасте до 35 лет, не привитым ранее, не имеющим сведений о прививках против кори и не болевшим корью ранее.

По эпидемическим показаниям вакцинируются контактные лица из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори, однократно привитые без ограничения возраста.

Вакцинация против краснухи проводится детям в возрасте 12 месяцев, ревакцинацию – в 6 лет. Прививка обеспечивает стойкий защитный эффект в течение 15 лет.

Календарь профилактических прививок предусматривает так же вакцинацию детей от 6 до 17 лет, не болевших и привитых однократно против краснухи, а так же двукратную вакцинацию девушек и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и не привитых ранее.

Профилактические мероприятия при ОРВИ и гриппе

Не так страшен сам грипп, как осложнения, вызванные этим заболеванием.

Наиболее частым осложнением гриппа является пневмония. Другие вторичные бактериальные инфекции, часто возникающие после гриппа - ринит, синусит, бронхит , отит. После гриппа часто наблюдаются обострения хронических заболеваний, таких как: бронхиальная астма и хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания почек и др. Основные способы профилактики гриппа.

· Во время эпидемии гриппа старайтесь меньше ездить в общественном транспорте и бывать в местах большого скопления людей, где циркулирует вирус, и больше бывать на воздухе.

· Заразиться гриппом и ОРЗ на свежем воздухе практически невозможно!

· Обязательно проветривайте помещения, в которых находитесь.

· Для избегания простудных заболеваний старайтесь уклоняться от холода, сырости и сквозняков.

· Чаще мойте руки с мылом, особенно если только что пришли с улицы.

· Еще один способ профилактики гриппа – это применение марлевой повязки.

· Обязательно в период гриппа принимать витамины. Витамин С в больших дозах показан как заболевшим гриппом, так и здоровым людям с профилактической целью. Рекомендуется принимать натуральный витамин С: шиповник, клюква, брусника , черная смородина, цитрусы.

· Большое значение в профилактике гриппа имеют препараты, включающие в себя интерферон. Готовый интерферон содержится в лекарствах: «Реаферон», «Гриппферон» - капли в нос. «Виферон» - в форме ректальных свечей и интраназальной мази (для носа).

· Говоря о мазях, следует вспомнить об оксолиновой мази. Эта мазь обладает противовирусным и антибактериальным действием, и защитит Вас и дома, и в школе, и на улице, и в транспорте.

· На сегодняшний день самая эффективная защита от гриппа-прививка. В такой вакцине содержатся разрушенные частицы вируса гриппа. Попадая в человеческий организм, они не могут нанести серьезного вреда. Зато иммунная система организма распознает их и начинает бороться с ними, вырабатывая антитела . Эти антитела надолго повышают иммунитет от вируса гриппа. Прививку нужно сделать минимум за 3 недели до эпидемии гриппа. За это время Ваш иммунитет быстро вырастет. Поэтому, если Вы привились от гриппа, заражение вам не страшно - иммунитет быстро победит вирус. А если вирус все же решит разгуляться в Вашем теле, то тяжелая форма гриппа вам не грозит - выздоровление наступит быстро, и тяжелых осложнений, вызванных болезнью, Вы не получите. Доказано, что у привитого человека вероятность заражения как минимум в 3-4 раза ниже, чем у непривитого. Иммунитет, который выработался от гриппа в прошлом году, не спасет от гриппа в этом. Поэтому делать новые прививки следует каждый год.

Во-первых: Что надо предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих:

· избегать контакта с больными людьми;

· стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 метр;

· при контакте с больными людьми одевать маску;

· мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртсодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;

· закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;

· избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);

· регулярно проветривать помещение;

· не трогать грязными руками глаза, нос и рот;

· вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

Во-вторых:

Если Вы заболели, максимально ограничьте контакты с другими людьми и вызовите врача как можно быстрее, чтобы получить рекомендации по лечению. Оставайтесь дома, по возможности, в течение 7 дней от начала заболевания и не пренебрегайте мерами личной повседневной гигиены.

Если Вы все-таки заболели, то:

· Оставайтесь дома, чтобы не подвергать опасности других людей и избежать опасных осложнений

· Соблюдайте постельный режим

· По возможности изолируйте себя от других членов семьи

· При первых симптомах заболевания вызовите врача

· Пользуйтесь одноразовыми носовыми платками, и после использования немедленно их выбрасывайте

· Пейте больше витаминизированных жидкостей, а также настои на клюкве, бруснике, обладающие жаропонижающими свойствами

· Выполняйте все назначения врача и принимайте препараты, особенно антивирусные, строго по схеме. Необходимо пройти полный курс приема препаратов, даже если Вам кажется, что Вы уже здоровы

· Внимательно следите за своим состоянием, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

И, наконец, в-третьих:

Что мы зачастую наблюдаем - стоит заболеть одному члену семьи, и один за другим остальные тоже оказываются «в постели». Изоляция больного в отдельной комнате, использование марлевых повязок для членов семьи заболевшего, частое проветривание и влажная уборка помещения, где находится больной, все это неотъемлемая часть профилактических мероприятий. В очаге гриппа дезинфицирующие мероприятия должны заключаться в обеззараживании как воздушной среды помещения - основного фактора передачи возбудителей болезни, так и предметов быта, обстановки, пола, на котором оседают капли аэрозоля , содержащие вирус, который выделяет больной. Простейшим способом снизить концентрацию инфекционного аэрозоля (мелкодисперсной, пылевой фазы) в воздухе является регулярное проветривание помещения. В холодное время года рекомендуется проветривать 3–4 раза в день по 15–20 мин. При этом необходимо следить за температурой воздуха в помещении, где находится больной. Она не должна опускаться ниже 20°С.

Если в семье появился больной, необходимо соблюдать следующие правила:

· по возможности, разместить больного члена семьи отдельно от других,

· уход за больным желательно осуществлять одному человеку,

· избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина,

· все члены семьи должны соблюдать гигиенические меры – использование масок, частое мытье рук, протирание рук дезинфицирующими средствами,

· следить за собой и за другими членами семьи на предмет появления симптомов гриппа,

· стараться находиться от больного на расстоянии не менее 1 метра,

· выделить для больного отдельную посуду.

· внимательно следить за состоянием больного, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

Если Вы используете одноразовые маски, то старайтесь выполнять следующие требования:

· влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую.

· закончив уход за больным, маску необходимо немедленно снять, выбросить и вымыть руки.

Избегайте повторного использования масок, так как они могут стать источником инфицирования!

Клинические исследования по изучению эффективности масок в предотвращении передачи респираторных вирусов от человека к человеку показали, что правильное использование масок во время эпидемий снижает риск заражения вирусными инфекциями на 60–80%.

И вот, пожалуй, и все об этой «скучной» профилактике, о которой мы знаем с детства, но мало кто следует ее правилам. И, чтобы, хоть немного «разбавить» эту малоинтересную тему, еще несколько примеров из жизни. Опять же во время «Испанки» в некоторых странах для защиты от заражения начали надевать противогазы, либо добровольно, либо под давлением закона, в Сиэтле в трамвай во время «испанки» пассажиров пускали только в защитных масках. В других - человек, который публично чихал или кашлял, подвергался штрафу или тюремному заключению.

Понятно, что санитарно-эпидемические мероприятия в условиях эпидемии/пандемии не могут полностью «остановить» инфекцию, но снизить и отложить на время распространение заболевания могут. И пример тому Австралия во время пандемии «Испанки». За счет введения жестких карантинных мероприятий в морских портах, она не была вовлечена в пандемию до 1919 года. К этому времени вирус стал заметно «ослабевать» и заболевания протекали в более легкой форме.

Противоэпидемические мероприятия при дизентерии

Меры в отношении источника инфекции. В последние годы наметилась тенденция к более широкому оставлению на дому больных дизентерией с целью создания наилучших условий для их выздоровления. Однако в определенных случаях вопрос о целесообразности госпитализации не может вызывать сомнения. По клиническим показаниям обязательна госпитализация ослабленных больных, в первую очередь малолетних детей и лиц преклонного возраста, больных с тяжелой клинической картиной заболевания, а также во всех случаях, когда невозможна организация врачебного наблюдения и необходимого лечения на дому.

По эпидемиологическим показаниям обязательна госпитализация больных из детских учреждений, закрытых учебных заведений, общежитий. Кроме того, госпитализируются работники пищевых предприятий и учреждений и лица, к ним приравненные, при возникновении диарейного заболевания с любым диагнозом, а также больные дизентерией, проживающие совместно с лицами из этих контингентов.

Наконец, по эпидемиологическим показаниям госпитализация является обязательной во всех тех случаях, когда не представляется возможным организовать необходимый санитарно-противоэпидемический режим по месту нахождения больного.

Если решение о госпитализации больного принято, осуществление его должно выполняться без промедления, так как поздняя госпитализация при плохой организации текущей дезинфекции повышает вероятность возникновения в очаге последовательных заболеваний как следствия заражения от имеющегося источника инфекции.
В каждом случае решение оставить больного на дому согласовывается с эпидемиологом.

При обострении хронической дизентерии вопрос о госпитализации также решается по клиническим и эпидемиологическим показаниям. Больные получают курс специфического и общеукрепляющего лечения.

При оставлении больного на дому ему назначается лечение инфекционистом поликлиники или участковым врачом. Проводится оно под контролем участковой сестры. Больным дизентерией, проходящим лечение на дому, медикаменты выдаются бесплатно.

В связи с возможностью затяжного течения заболевания регламентируются меры в отношении реконвалесцентов. Дети, перенесшие острую дизентерию, допускаются в детское учреждение непосредственно после стационара для реконвалесцентов или же через 15 дней после выписки из инфекционного стационара. Тот же срок установлен после лечения на дому при условии пятикратного отрицательного результата бактериологического обследования. После переболевания они в течение 2 месяцев не допускаются к дежурству по пищеблоку детского дома, школы-интерната. Дети, переболевшие хронической дизентерией (а также длительные бактерионосители), могут быть допущены в дошкольное детское учреждение или другой детский коллектив только при полной и стойкой нормализации стула в течение не менее 2 месяцев при общем хорошем состоянии и нормальной температуре.

При установлении порядка диспансерного наблюдения за переболевшими учитываются течение заболевания, состояние переболевшего и профессия.

Лица, перенесшие заболевание без осложнений и побочных явлений, с нормальной слизистой кишечника, не выделяющие возбудителя, наблюдаются от 3 до 6 месяцев со дня заболевания. При этом они ежемесячно осматриваются врачом и подвергаются бактериологическому обследованию. Переболевшие с длительно неустойчивым стулом или длительно выделяющие возбудителя наблюдаются не менее 6 месяцев с ежемесячным осмотром и бактериологическим обследованием.

Переболевшие работники пищевых предприятий и учреждений, детских учреждений и приравненные к ним лица после выписки из больницы не допускаются к своей работе в течение 10 дней. Им проводится 5 бактериологических анализов кала и одно копрологическое исследование. После допуска к работе они находятся на диспансерном учете в течение 1 года с ежемесячным бактериологическим обследованием. Выявленные носители отстраняются от работы в пищевом, детском и другом эпидемиологически важном учреждении. При длительности носительства более 2 месяцев они переводятся на другую работу и могут быть вновь допущены к прежней работе только через 1 год после 5-кратного отрицательного результата бактериологического исследования и при отсутствии поражения слизистой кишечника по данным ректороманоскопии.

При возникновении рецидива после перенесенного заболевания сроки наблюдения соответственно удлиняются.

Диспансерное наблюдение за переболевшими осуществляется поликлиникой, амбулаторией . В условиях города среди взрослых эта работа проводится под руководством инфекционного кабинета поликлиники. При необходимости переболевшие подвергаются здесь долечиванию.

Диспансерное наблюдение с ежемесячным осмотром и бактериологическим обследованием устанавливается также за лицами, перенесшими диарейное заболевание неустановленной этиологии (энтерит, колит, гастроэнтерит, диспепсия и др.), в течение 3 месяцев.

Школа - это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

Регулярно проветриваются учебные помещения;

Ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

Проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

Проводится противобактериальная обработку туалетов;

Соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

Осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.- распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.- попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе - поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии

Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

Соблюдение чистоты учебных помещений;

Выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;

Уничтожение мух;

Своевременное опорожнение мусорных ящиков;

Строгий контроль за личной гигиеной школьников;

Правильную организацию питьевого режима в школе;

Ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии.

Профилактика гепатита

Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.

2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.

3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.

4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.

5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.

6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.

2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.

3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).

4. В случае необходимости объявляется карантин.

В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!