Молитва облегчающая страдания. Что такое симптоматическая терапия. Изолируйте домашних животных


Самый надежный способ справиться с последствиями праздничных застолий, которые являются колоссальным стрессом для пищеварительной системы, – это не допустить переедания. Легко сказать, но трудно сделать! Как быть, если вы уже чувствуете, что переели? Журнал Cosmopolitan после консультаций с гастроэнтерологами предлагает следующий план спасательных операций по смягчению участи пострадавшего организма.

5 МИНУТ СПУСТЯ

Когда кажется, что уже больше ничего не влезет, но вы съедаете еще один кусочек, и чувствуете, что этот кусочек может выскочить обратно, тогда надо сказать себе «стоп», отложить столовые приборы и выйти из-за стола.

Вы уже нанесли своему организму сокрушительный удар, все «прелести» которого вам еще предстоит испытать. А пока, если есть возможность, следует ослабить ремень или переодеться в более свободную одежду.

Чем больше вы стеснены в движениях, тем более неудобно и напряженно вы будете себя чувствовать, что усугубит мучения пищеварительной системы.

В это время не стоит пить много воды – от этого вы почувствуете еще бóльшую переполненность организма. А вот медленное попивание теплого чая с мятой поможет расслабиться желудочно-кишечному тракту, в том числе кардиальному сфинктеру между желудком и пищеводом, нормальная работа которого приведет к отрыжке из желудка лишнего воздуха, проглоченного с едой. После избавления от избыточного воздуха вы почувствуете себя уже не таким «вздутым». (И помните что, всякий раз, когда на входе или выходе из ЖКТ происходит выпуск воздуха или газов, в нем освобождается место, что помогает еде двигаться по предназначенному ей пути).

Если же вы предпочитаете кофе, то чашка кофе также поможет работе пищеварительной системы, и вы почувствуете себя менее «нашпигованным» праздничными яствами.

15 МИНУТ СПУСТЯ

В это время очень хочется лечь, но ложиться не стоит – в горизонтальном положении на желудок оказывается бóльшее давление, а желудочный сок может попасть в пищевод и вызвать изжогу.

При болях в животе рекомендуется принять безрецептурное средство от повышенного газообразования (типа эспумизана), антацид (типа алмагеля) для снижения выработки желудочного сока, который при переедании производится в избыточном количестве, или ранитидин, который успокоит желудок и смягчит раздражение пищеварительной системы от злоупотребления едой и напитками (в том числе алкоголем). Если же вы чувствуете, что просто объелись, но не испытываете болевых ощущений, то принимать какие-либо препараты нет необходимости.

30 МИНУТ СПУСТЯ

Хотя, скорее всего, вы все еще чувствуете себя безумно объевшимся, самое время отправиться на короткую прогулку. Ходьба стимулирует работу ЖКТ. Когда вы сидите и не двигаетесь, то работа вашего ЖКТ также не отличается высокой активностью.

1-2 ЧАСА СПУСТЯ

Все еще не время спать, но и нельзя подвергать организм серьезным физическим нагрузкам. Рекомендуются легкие растяжки или упражнения из йоги, которые помогут выпустить избыточные газы из организма. Но при этом важно избегать положений, в которых голова находится ниже живота или на живот оказывается давление, т.к. это может вызвать кислотный рефлюкс.

2-3 ЧАСА СПУСТЯ

В это время почти вся еда, если не вся, переместилась из желудка вниз по ЖКТ, что снижает риск кислотного рефлюкса, и теперь можно принять горизонтальное положение.

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Самая главная задача на следующий день после переедания – вернуться к обычным, «непраздничным» нагрузкам на пищеварительную систему. Вместо того, чтобы взяться с утра за недоеденный торт, лучше принять здоровый завтрак из цельных ингредиентов, содержащих здоровые жиры, белок, а также овощи и фрукты.

Даже если вы чувствуете, что «после вчерашнего» ваша одежда стала слегка тесновата, не следует резко ограничивать себя в калориях и пропускать регулярные приемы пищи, но при этом лучше отдавать предпочтение легкой еде. Резкое ограничение в еде вызовет сильный аппетит и может подтолкнуть вас в новую пропасть переедания.

На следующий день полезно дать организму какую-то физическую нагрузку, хотя бы минимальную – например, отправиться в поход по магазинам за праздничными покупками. Положительные эмоции помогут вам пережить день «после вчерашнего». А в конце дня прислушайтесь к своему организму и почувствуйте – он вас умоляет не переедать во время следующего праздника!

Инструкция

Первое что хочется сделать - все забыть и убежать. Но способ «купить путевку на море или билет в деревню к бабушке» далеко не самый лучший. Он даст лишь сиюминутный результат. А потом все равно нужно будет вернуться домой в реальный мир. И тогда боль станет только острее. Все в привычной жизни будет напоминать о боли – память была приглушена на короткое время. А по возвращении она вновь завладеет сердцем.

Чтобы избавиться от боли, нужно назвать ее причину. Четко проговорить ее вслух. Или написать. Главное – осознать. Может для этого потребуется собеседник – это может быть лучшая подруга или психолог. Если боль вызвана потерей близкого человека, нужно разобраться, что же ранит в уходе боль ше всего? Это может быть страх или чувство вины перед . Если бросил любимый человек, нужно понять, что действительно произошло в результате его ухода: потеряна уверенность в завтрашнем дне или уязвлено самолюбие.

Теперь можно начать избавляться от того, что напоминает вам о причине душевной боли. Убрать на время или вовсе выкинуть фотографии и вещи человека, который является источником боли. Или поменьше общаться с ним, если он все еще присутствует . Если источник душевной боли – , то не читать статьи на профессиональные темы, избегать общения с коллегами.

Когда причина названа и осознана, нет ничего, что может напомнить о ней, а пустота в жизни заполнена любимым занятием, можно сказать: «Я начинаю новую жизнь, в которой нет места душевной боли». И начать радоваться каждому дню. Искать для этого подвод. Это может быть любимая , услышанная по радио, разговор с близким человеком, съеденная на ночь шоколадка, прогулка под дождем босиком и без зонта, покупка нового платья или галстука. Поводов для радости очень много. Их гораздо боль ше, чем поводов для грусти!А каждый новый день – это мощная пилюля против душевной боли.

Полезный совет

Не ждите мгновенных результатов, а первое облегчение не принимайте за выздоровление.

С физической болью все просто: есть и обезболивающие, есть и врачи. А как быть, если болит душа?

Инструкция

Причин душевной боли может быть множество. Мы обижаемся, занимаемся самоедством, переживаем о родных и близких, сталкиваемся с грубостью и предательством - и на все это тело реагирует острой, пронизывающей насквозь, горячо растекающейся по всем тканям болью, ноющей, пронзительной, от которой хочется кричать. Кажется, что унять ее нельзя, только через время боль немного притупится и можно будет периодами о ней забывать.

На самом деле, справиться с душевной болью можно. Как ни странно, но помочь может привычное обезболивающее средство, которое мы принимаем от головной боли, например. Если терпеть нет сил, то можно выпить таблетку обезболивающего и легкое успокоительное, например, пустырник или валериану. По возможности укутаться пледом, выпить травяной чай (ромашка, мята, шалфей, листья малины, клубничные хвостики - на выбор, что больше по вкусу) и поспать. Сон - хорошее лекарство.
Это не панацея, и боль, конечно, не пройдет так сразу, по щелчку, но даст возможность трезво оценить ситуацию. К сожалению или к счастью, но мы не можем объяснить мотивов чужих поступков. Поэтому и не надо пытаться. Не зацикливайтесь. Да, произошло событие, которое мы приняли близко к сердцу, ранил, обидел близкий человек или собственный недостойный поступок не дает покоя. Но ситуация уже сложилась именно так. И надо ее принять такой, какая она есть. Не ищите ни причин, ни виноватых.

Примите боль и позвольте ей быть, поплачьте, если хочется, не сдерживайте слез. "После отчаяния наступает покой", - говорила великая Анна Ахматова. Попробуйте, станет легче.
Когда образуется пустота, она требует немедленного заполнения - таков закон физики. Вечер в кругу друзей, праздник в честь хорошего дня, устроенный вместе с детьми, как ни банально звучит - шоппинг, даже не выходя из дома, поможет отвлечься и получить удовольствие.

Рисуйте, лепите, пеките пироги, варите борщ, стреляйте, сходите на неделю в лес, в компании, с палатками, посетите театр или выставку - спросите себя, чего хочется именно сейчас. Расскажите о боли, пусть даже листу бумаги - возьмите ручку и пишите, что чувствуете.

И не ждите, что все скоро пройдет - душевные раны затягиваются долго. Только помните, что жизнь чудесна, что бы в ней ни происходило. Всегда есть выход. Если, несмотря на все усилия, боль все равно нестерпима, можно обратиться за помощью к специалисту - хороший психолог даст совет, который подходит конкретному человеку в определенной ситуации.

Головная боль может быть симптомом серьезного заболевания либо следствием усталости и стресса. Улучшить свое самочувствие можно с помощью таблеток, растительных препаратов и нетрадиционной медицины.

Инструкция

Определите характер и причину головной боли. Если дело в перенапряжении, или усталости, можно попробовать вылечиться собственными силами. Если же болезненное состояние сопровождается тошнотой и рвотой, сохраняется в течение трех дней и более, либо стало следствием травмы головы (в том числе сотрясения), необходимо обратиться к врачу.

Постарайтесь расслабиться, лягте на спину, создайте в комнате полумрак и откройте окно, обеспечив приток свежего воздуха. По возможности постарайтесь побыть в тишине хотя бы несколько часов. Легкими круговыми движениями помассируйте височно-теменную часть головы, аккуратно пройдитесь по волосам массажной щеткой.

Если боль не сильная, постарайтесь обойтись без препаратов. Они обладают массой , вызывают и действуют краткосрочно, хоть и оперативно. Также не принимайте (можно прополоскать рот коньяком, не проглатывая его, если вы знаете, что головная боль развилась на фоне давления) и не курите. Если вы гипотоник, выпейте чашку кофе, если нет - травяной чай с валерианой, шалфеем или мятой перечной.

Воспользуйтесь проверенными методами. Приложите к правому виску корочку лимона и держите до легкого жжения кожи. Либо приложите к больному месту марлевый мешочек с ржаным хлебом, замоченным в столовом уксусе. Выпейте стакан теплого молока с размешанной в нем четвертью чайной ложки соды. Испытанным средством для снятия головной боли также является обыкновенный черный чай: его нужно заварить, размешать в стакане чайную ложку сахара и медленно выпить, после чего лечь спать. Если от перенапряжения, в чай можно добавить мяту.

Примите ванну с аромомаслами лаванды, мяты, сосны, шалфея, эвкалипта, полыни, ромашки. От четырех до восьми капель одного из этих масел смешайте со столовой ложкой оливкового масла или молока и вылейте в прохладную воду в ванне. Если ванна вам недоступна или противопоказана, капните эфирного масла на ткань и приложите на минуту к вискам, либо просто сделайте холодный компресс на голову.

Используйте технику точечного массажа: при определенном навыке им можно снять головную боль за считанные минуты. На левой руке найдите точку между широко разведенными большим и указательным пальцем, прямо , и в течение тридцати секунд сжимайте на это место с помощью двух пальцев правой руки.

Источники:

  • Головные боли в 2019

Когда вы испытываете физическую боль , выход очевиден – вы обращаетесь к , который прописывает вам необходимое лечение, и неприятные ощущения отступают. Гораздо сложнее обстоит дело с болью душевной. Люди редко в минуты отчаяния обращаются к психотерапевту, а все чаще пытаются заглушить переживания самостоятельно.

Инструкция

Большинство людей пытаются заглушить душевные терзания при помощи алкоголя. Это может помочь, если вы проведете один вечер с лучшим другом, распивая вино и обсуждая свою проблему. Наутро после задушевных разговоров вам должно стать легче. Однако если вы будете проводить подобное «лечение» регулярно, к вашей проблеме прибавится еще одна – проблема алкоголизма.

Займитесь спортом. Во время занятий вырабатывается эндорфин – гормон радости, а ритмичные повторяющиеся действия помогают отвлечься от переживаний. Кроме того, после регулярных тренировок у вас улучшится фигура, что также поднимет вам настроение.

Смените обстановку. Возьмите отпуск и отправляйтесь на курорт, где давно мечтали побывать. Если у вас нет такой возможности – отправляйтесь на выходные в другой город. Сделайте все, чтобы получить новые впечатления, которые заглушат душевную боль и отвлекут вас.

Уйдите с головой в работу. Смело берите на себя новые проекты, задерживайтесь после окончания рабочего дня. Если вам этого мало, найдите себе хобби. Клейте модели кораблей, вышивайте. Если вы будете постоянно заняты, вам некогда будет и подумать о ваших проблемах.

Самое подробное описание: молитва облегчить страдания - для наших читателей и подписчиков.

- Допустим, человек уже понимает, в чем смысл болезни, но страдания время от времени накатывают, и хочется эти временные страдания как-то ослабить. Как вы думаете, что больше всего мучает человека при болезни, сама болезнь, боль или какие мысли, чувства, эмоции?

Очень по-разному все бывает. При некоторых заболеваниях физическая боль бывает настолько мучительна, что я даже не вполне могу себе представить, какие мысли могут в этот момент сопровождать человека. Доходит порой до самых страшных мыслей о том, что лучше умереть, чем это дальше терпеть. У человека иногда просто сознание помрачается. Поэтому довольно трудно бывает этому сознанию направить волю человека на борьбу со страданием.

- Что в этой ситуации может сделать человек?

Во-первых, молиться, конечно. Молиться, как получится, может быть своими словами.

Видите ли, в чем дело, болезнь-то она тем и страшна, что отнимает силы молиться. Иногда, пока сам не заболеешь, кажется, что болезнь дает возможность больше молиться. Времени, кажется, полно, ничто не отвлекает, лежи и молись себе хоть весь день. А это не так. Когда серьезно, тяжело заболел - страдает все. Не только тело, страдает и душа, и дух. Болезнь поражает все, в том числе и волю человека. И все-таки из последних сил нужно стараться молиться. Молитва побеждает боль и укрепляет наши силы.

Второе… Напомню известную мысль отца Иоанна Кронштадтского о том, что когда тебе плохо, найди того, кому еще хуже, чем тебе, помоги ему, и Бог поможет тебе. И это действительно так. Проверено опытом.

Помню одну книгу, она была написана еще в советское время. Читал давно и имен не помню. Документальная книга про одного удивительного человека, который был очень болен, инвалид на коляске, испытывал тяжелые приступы своей болезни, но при этом умудрялся помогать куче людей вокруг. Он общался по телефону с больными, у него были знакомые врачи, аптекари. Он говорил: «Я живу потому, что помогаю другим, мне некогда страдать из-за своей болезни, потому что я вижу так много людей вокруг, которым я могу помочь!». Он был убежден, что живет только потому, что ему надо служить людям. «Как только я оставлю эту заботу о других и зациклюсь на себе, сразу умру».

Понятно, что это человек необыкновенной силы духа, и не каждый так может, но если есть хоть какая-то возможность, даже будучи в болезни, помочь тому, кому еще хуже, чем тебе, то это очень здорово, когда человек этой возможностью пользуется. Впрочем, не обязательно, кому хуже. Может и не хуже, но просто нуждается человек в помощи. Потому что одно дело, сказать - «мне не до вас до всех, мне самому настолько тошно и плохо, не трогайте меня, решайте свои вопросы и проблемы сами». Легче нам от этого не станет.

Коротко говоря, возможна такая позиция: «Мне не до вас…. Мне себе помочь нужно». И противоположная: «Мне не до себя… Есть кому и похуже». Первая - путь к углублению болезни и к унынию, вторая - к выздоровлению и радости. А если и не к выздоровлению, то значительному облегчению.

- Многие святые так же действуют. Та же Матронушка, она лежала парализованная и помогала людям

Да. А Амвросий Оптинский! Будучи совсем молодым монахом, он тяжело заболел и был почти прикован к постели. Монастырское начальство признало его полностью нетрудоспособным, и он был зачислен проживать на иждивении братии. И скольким людям этот «инвалид» смог помочь! Дожил до глубокой старости.

Есть удивительный рассказ в книге «Райские цветы с русской земли» про человека, который заболел, будучи молодым, в расцвете лет, был неподвижен. Сначала очень сильно бунтовал против этого, потом, в конце концов, что-то ему открылось, смирился, стал молиться, к нему стали приходить люди, и хоть он и продолжал болеть, но очень многим смог помочь молитвой, советом, добрым словом.

Мне запомнился один из «непридуманных рассказов» Вересаева. Читал его давно, деталей не помню. Он с восхищением рассказывает про одну женщину, из своих знакомых, которая была очень больна тяжелой и мучительной болезнью, и была она всегда радостна, и другим радость давала, хотя временами было видно по ее лицу, какие мучительные боли она переживала. В тот момент, когда у нее были приступы, никакой радости она, конечно, не могла излучать, но как только боль оставляла ее, как только приступ проходил, она снова была очень жизнерадостной. Такой радости, как у нее, у здоровых не увидеть! А ведь дни этой женщины были сочтены. И она знала об этом.

Однажды эту женщину спросили: «Как вам это удается?» - «Я живу исключительно в настоящем. В тот момент, когда боли нет, я наслаждаюсь всем тем хорошим, добрым, что я вижу вокруг себя и совершенно не думаю о том, что я всего этого скоро лишусь. Я приучила себя жить в настоящую минуту. В тот момент, когда боли нет, я вижу красоту природы и добрых людей, и я этому отдаюсь целиком и полностью. Запрещаю себе думать о том, что только что была боль и то, что боль вернется. Когда вернется, тогда вернется, но вот сейчас, когда боли нет, я буду радоваться».

Вот это умение целиком жить в настоящем моменте и видеть в нем доброе, хорошее - одно из важнейших духовных качеств. Человек очень часто несчастен, потому что он либо продолжает переживать то, что уже прошло или расстраивается из-за того, что, ему кажется, может наступить.

Получается так, что многие больные не только больше мучаются, но и больше радуются, чем обычные здоровые люди.

Наверно. Болезнь обостряет все переживания. И горькие, и радостные.

Существуют две точки зрения на страдание. Одна утверждает, что страдания возвышают и очищают человека, а другая, что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? И те и другие. Все зависит от человека. Страдание выявляет в человеке подлинное. Кого-то очищает и поднимает ввысь, а кого-то озлобляет, и в одной и той же болезни один человек становится просто озлобленным негодяем, который ненавидит весь мир за то, что все здоровые, а другой наоборот, приобретает какой-то такой опыт, что все самое лучшее в нем проявляется.

Если человек неравнодушен к вопросу о том, кто он есть, во время болезни самое время напомнить себе, что вот сейчас выясняется, чего я на самом деле стою, что я на самом деле за человек. Вот сейчас станет ясным и мне и окружающим, кто я - ничтожество или нет. Если же человек меньше всего заинтересован в том, чтобы познать самого себя, тогда конечно, он может только проклинать болезнь а порой и тех, кто здоров. Любая зависть отвратительна, но зависть больного к здоровым особенно.

Первое, что приходит мне на ум - «Молебный канон Божией Матери». Этот канон в молитвословах обычно предваряется таким надписанием: «Сей канон поется во всякой скорби душевной, и обстоянии». Сила этого молитвословия проверена веками. Я думаю, что вдумчивое чтение этого канона - самое подходящее молитвенное делание во время болезни.

Особо хочу сказать о чтении Евангелия. Болезнь захватывает человека врасплох и человек может быть просто не готов к молитве в той форме, в какой ему ее предлагает Церковь. Ведь большинство наших молитв - на церковно-славянском языке. Пусть читает больной Евангелие на русском, и, прочитав главу или «зачало», или просто небольшой отрывок отложит Книгу и своими словами обратится к Тому, о Ком только что прочитал, к Иисусу Христу. В Евангелии множество рассказов об исцелениях. И Тот, Кто совершал эти исцеления тогда, может сделать это и теперь. Он ведь невидимо рядом с каждым читающим.

Людям, которые в Церкви не один год, могу сказать: я не знаю ничего лучше и прекрасней Псалтыри. Лучше царя Давида никто к Богу не обращался. Хорошо читать Псалтырь и в болезни, и в радости, и в скорби, и на «Славах» вставлять какие-то свои личные молитвенные прошения. Но это для тех, кто имеет какой-то опыт чтения на славянском языке.

Есть сейчас акафисты для болящих. Акафисты чем хороши? Они абсолютно понятны, они написаны языком, близким к современному русскому языку. И конечно, все мы знаем святых, к которым принято обращаться во время болезни, например великомученика целителя Пантелеимона.

- Ну, вот допустим, что у человека нет такой книги, да и не во всякой ситуации есть возможность читать по книге. Как боль, она долбит тебя, как капля, так и молитва - она должна быть таким быстрым ответом на каждую каплю боли. Как в единоборствах - тебя бьют, ты в этот момент должен отразить удар. Когда ты читаешь молитвы, которые неточно отражают этот удар, ты этот удар пропускаешь. Можете порекомендовать краткие молитвы, подходящие к ситуации?

Думаю, молитва молитв - «Отче наш». Она поистине универсальна, недаром Сам Господь ее дал. Многократное вдумчивое повторение этой молитвы вводит нас в «правильное» состояние духа и привлекает обильную благодать.

Много написано об Иисусовой молитве. И на боль, на страдания, эта молитва ложится очень хорошо. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Действительно, нужно видеть, какой удар против нас направлен. Если боль вызывает в нас жалость к себе и ропот против Бога (а эти мысли и чувства обязательно усиливают боль), то оружие направленное прямо против боли - молитва «Слава Богу за все!». Или: «Слава Богу за все! Достойная по делам моим приемлю».

Очень помогает, когда мы в момент боли вспоминаем какой-то свой грех и как бы идем навстречу боли, принимаем ее добровольно как искупление этого греха. Когда мы идем так навстречу боли, боль отступает. Есть еще такая молитва: «Вытерплю же это ради Господа Иисуса Христа!» Это конечно уже для христиан, для людей, относящихся к своей жизни вполне сознательно.

Мы все время говорим о мучениках, которые свою верность Христу подтвердили достойным терпением мучений. Если человек в болезни находит в себе силы пусть не благодарить Бога, потому что это уже высшее, но хотя бы достойно без ропота претерпевать, и не озлобляется до ропота против Бога и окружающих, то в какой-то степени это тоже участие в мученическом подвиге. Человек терпит ради Христа. Ну а если душа возвысится до благодарности, то воистину недалеко такой человек до Царства Божия.

- Как вообще нужно к этим страданиям относиться? Мы только что говорили о том, что страдания с одной стороны могут озлоблять, с другой стороны очищать человека. Как с этой точки зрения, как относиться к страданиям? Допустим, если как к чему-то незаслуженному, то очевидно, что переносить страдания будет тяжелее, чем, если признать некую свою ответственность за свои страдания

Любой грех, он что-то в человеке разрушает всегда. Самое страшное не то, что я нарушил какие-то законы, а то, что я что-то в себе сломал, что- то в себе исказил, что -то в себе изувечил. Каждый грех, что-то во мне уродует. А вот дальше, если что-то во мне сломано, значит, нужно это восстанавливать. Как это восстановить?

И вот тут хочется привести некую аналогию. Мы знаем, что если мы оцарапались, на такое повреждение внимания можно не обращать, ну помазал ее зеленкой - и все. Более серьезную травму нужно перевязать, на перелом - шину наложить. А совсем серьезное увечье требует долгой операции, без этого никак. Точно так же и в душе, - если малый грех, достаточно помолиться и сказать: «Господи, прости!» И все, эта болячка в душе уже зарастет. Если грех больше - нужно правило почитать, на исповеди сказать. Не обо всех же грехах на исповеди говоришь, они же забываются, особенно мелкие, но вот это нужно пронести через «позор» исповеди. За какой-то грех, если мало самой исповеди, священник налагает епитимью, потому что, бывает, что без епитимьи никак. А есть самые тяжелые грехи, которые не могут проститься без страданий. Только страдания могут это исцелить

Я в этом отношении всегда привожу пример из Синайского патерика. Был разбойник, грабил, убивал, страшные вещи делал. В конце концов, покаялся, пришел в монастырь к игумену и говорит - «вот я тот самый разбойник. Меня ищут, если найдут, то меня ждут страшные муки. Я покаялся, есть ли для меня спасение?». Игумен переодел его в рясу, сказал: «Вот в этой пещере будешь жить, молиться, тебе будут давать сухарей, воды…»

Разбойник поселился в этой пещере. Естественно, его никто не может найти, потому что никому и в голову не приходит, что он у монахов. Проходит несколько лет. Игумен интересуется, как там разбойник. Ему говорят, что он молодец, уже Господь, наверное, ему все простил, потому что он молится, плачет, читает псалмы, в общем, все как положено.

Ну и приходит один раз этот разбойник к этому игумену и говорит: «Отче, я пришел к тебе, верни мне мою разбойничью одежду, а я тебе возвращаю иноческую». Монах расстроился, говорит: «Неужели ты к старому решил вернуться?» Разбойник отвечает: «Нет, я в город пойду». Монах недоумевает - «А зачем? Разве ты не понимаешь, что тебя схватят и лютой смертью казнят?». А разбойник отвечает: «Я хочу пойти и принять именно эту смерть». - « Ну, зачем, ты же уже столько лет каешься, простил же, наверное, уже тебя Господь». - «Не дает мне покоя один мальчик, которого я зарезал без всякой нужной причины. Стал ко мне приходить этот мальчик и все время спрашивает - зачем ты меня убил. И куда бы я ни шел, и когда я один молюсь, и когда в трапезной, и когда я на богослужении, мне снова и снова является этот мальчик и снова задает этот вопрос. И чувствую я, что не будет мне покоя, не простится мне этот грех, пока не пойду я туда и не умру за этого мальчика».

Возразить монаху было нечего. Разбойник взял свою одежду, и действительно его схватили, судили, приговорили к мучительной казни, казнили. Но монахи теперь уже знают, что он спасен.

И вот вопрос возникает. Кому нужны были эти страдания? Мальчик что ли такой мстительный был, разве ему так было нужно, чтобы разбойник пострадал? Я думаю, что нет. Богу нужны были его муки? Тоже нет. Но есть какая-то тайна, какой-то закон, по которому внутренние увечья, которые мы нанесли себе не могут быть залечены никак, кроме как страданиями. Ведь Сам Господь восстановил разрушенную грехом природу человеческую пройдя через крестные муки.

И вот, мне думается, что если мы рассмотрим в этом контексте и те страдания, которые испытываем в болезни, может быть, осознаем, что нужно нам это, что нужна нам эта боль. И будем молиться: «Господи, убери эту боль, нет больше сил ее терпеть. Но если Ты знаешь, что мне это нужно, оставь…»

- У профессора, архиепископа Луки Войно-Яснецкого есть книжка «Я полюбил страдания. Исходя из сказанного вами, получается, что в идеале мы если не должны полюбить страдания, то, по крайней мере, не нужно его ненавидеть и считать его своим врагом. Оно, получается, все-таки для нас целительное лекарство, хотя и горькое.

Я думаю, что да. Я думаю, что если мы сумеем увидеть в наших страданиях высокий смысл, все совершенно изменится. Странно, наверное, мне, православному священнику, цитировать такого человека, как Фридрих Ницше, но одно его высказывание мне очень нравится: «Человек вынесет любое «КАК», если будет знать, «ЗАЧЕМ»». Не может этот мир, «юдоль плача», быть без страданий. Нельзя пройти по этой жизни без скорбей и болезней, и достоинство человека как раз и заключается в том, чтобы их пронести как должно, чтобы эти страдания не сломали нас. Кто-то сказал, что Христос не для того пришел, чтобы избавить нас от страданий, а чтобы наши страдания стали, как Его.

Молитва Пантелеймону-Целителю лечит болезни, избавляет от страданий и болей. Кому молиться, чтобы выздороветь.

Друзья, давайте помолимся за Жанну -Фриске, за её выздоровление и всех тех людей, кто тяжело болен.

Православная молитва Пантелеймону-Целителю о здоровье помогает вылечиться от болезней и избавиться от болей. Святой Целитель избавляет от страданий – как физических, так и моральных, душевных невыносимых переживаний.

Пантелеймон остается главным покровителем и врачевателем для православных христиан уже третье тысячелетие. Если человек чем-то серьёзно болен или ему просто очень плохо, то усердно прочитав молитву и искренне раскаявшись в своих ранее содеянных грехах он скорее всего получит в самом скором времени избавление от своих недугов.

Помню, моя бабушка , выйдя на пенсию, часто страдала сильной зубной болью, отчего очень мучилась и переживала. Тогда ей одна знакомая подсказала, что надо почитать молитву святому Пантелеймону-целителю, и боль снимет, как рукой. Так и произошло - зубная боль бабушку оставила, а если потом и напоминала о себе, то после молитвы святому проходила.

Значение болезней и молитв об исцелении

Молясь святому исцелителю заболеваний, надо понимать, что он не сам нас исцеляет, а что Пантелеймон перенаправлят наши молитвенные воздыхания к Господу Богу и просит о даровании нам здравия.

Также каждому православному христианину надо знать и осознавать, что Господь Бог посылает нам болезни не просто так, а в наказание за наши грехи, чтобы мы раскаялись, исповедались, причастились и исправились, стали лучше.

К сожалению, до многих зачерствевших сердец невозможно достучаться даже через заболевания. И тогда Господь начинает взывать к грешнику и его совести, посылая недуги на его родных и близких людей, чаще всего ими оказываются дети или родители, любимый супруг. И очень часто, когда грешный понимает посланный ему сигнал и обращается к Богу, хвори отступают, словно их и не было.

Не стоит роптать на Святую Троицу за те испытания, которые Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой нам посылает: болезни – это обратимое явление, смерть собственная или близких людей – вот настоящее наказание за серьёзные грехи, которые Господь нам посылает, чтобы наши ожесточенные сердца смягчились и обратились к Нему.

Поэтому за свои болезни и болезни близких, особенно не сильно тяжелые, как это не парадоксально, Бога надо благодарить – ведь Он мог послать нам и более сильные, изматывающие испытания, но не сделал этого.

Поэтому если заболели Вы или Ваш ребенок, родной и близкий человек, первым делом надо не спешить к врачам (лучшие из них всегда сами уповают на Божью волю), а прибегать к горячей, искренней молитве.

Кому молиться, чтобы выздороветь

Святой великомученик и целитель Пантелеймон является главным покровителем всех врачей и больных.

Если Вас мучает какая-либо болячка либо недуг, просто помолитесь этому мученику, прочтите ему молитву, купите икону святого Пантелеймона, обязательно освященную в православной церкви, и поставьте ее дома на видное место.

Он обязательно поможет больному, страдающему от боли человеку - если не полностью излечит болезнь, то хотя бы уменьшит боль и мучения, страдания.

Это главная молитва за больных и болеющих, страждащих и страдающих от болей людей.

Данное молитвенное воздыхание можно читать не только ради излечения болезни, но и профилактических целях, чтобы дорогие Вам взрослые и дети не болели. Но из своего опыта (возможно, ошибочного, но все же) посоветую по пустякам его не дергать просто так.

Жизнь Святого Пантелеймона была очень тяжелой - он исцелял людей, а его за это наказывали, а позже и вовсе казнили. Он – очень сочувствующий и помогающий всем нуждающимся в его помощи, заботе и внимании.

Но даже после своей смерти святой помогает больным и мучающимся болями, страданиями, переживаниями людей, исцеляет их болезни и возвращает здоровье «безнадежно» больным.

Молитесь о здоровье и выздоровлении, не забывая, что при этом Вы должны также просить Господа о прощении ваших грехов и исправлении вашего поведения. И действительно старайтесь стать лушче, меньше грешить, делайте больше добрых дел, помогайте другим – и это обязательно "сработает".

МОЛИТВА СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ И ЦЕЛИТЕЛЮ ПАНТЕЛЕЙМОНУ О БОЛЬНЫХ, ОБ ИЗЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ, О ЗДОРОВЬЕ

О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачу многомилостивый Пантелеймоне!

Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховнаго Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго.

Приими недостойное моление грешнейшаго паче всех человек. Посети мя благодатным посещением.

Не возгнушайся греховных язв моих, помажи их елеем милости твоея и исцели мя; да здрав сый душею и телом, остаток дней моих, благодатию Божиею, возмогу провести в покаянии и угождении Богу и сподоблюся восприяти благий конец жития моего.

Ей, угодниче Божий! Умоли Христа Бога, да предстательством твоим дарует здравие телу моему и спасение души моей. Аминь.

Читайте еще такие молитвы Иисусу Христу о здоровье больного человека, чтобы выздоровел:

Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней; и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимаго; сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив.

Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия и возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляяй, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего (имя) немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное.

Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего (имя), воздвигни его от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоуждающа и творяща волю Твою.

Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Пантелеймон помогает даже в безвыходных ситуациях - надо только очень сильно верить в Бога и искренне молиться о помощи, о выздоровлении больного Иисусу Христу, Богородице Деве Марии и другим святителям.

Совет новичкам: Для лечения одних болезней надо молиться одним святым, для излечения других – другим. Книжечки, какому мученику надо молиться в каких случаях, можно купить в церкви.

Сходите в церковь и поставьте там свечку и закажите молебен о здравии болящего, закажите ежедневную в течение 40 дней молитву в церкви - сорокоуст о здоровье, купите икону святого Пантелеймона-Целителя и повесьте ее на видном месте в палате больного и у себя дома, окропите святой водой свой дом или квартиру (это можно сделать самим, взяв воду в Церкви или освятив её там на праздник, а можно вызывать батюшку), а также палату больного и его самого.

Господь Бог часто творит чудеса даже в обычной жизни - и это так, если Вы в это искренне верите.

А святой Пантелеймон помогает любому человеку - независимо от социального статуса и количества его грехов.

Читайте регулярно молитву Святому Пантелеймону-целителю о здоровье родных и близких людей - и будьте здоровы, и счастливы!

В самых тяжелых болезнях и при очень сильных болях читайте акафист Пантелеймону-Целителю (это очень длинная молитва, зато и очень действенная).

Верьте, надейтесь, любите – и вам воздастся по вашей Вере, мере Надежды и силе Любви.

Будьте здоровы Вы и все Ваши близкие и дорогие сердцу, любимые люди!

Еще в древние времена люди пытались помочь и поддержать друг друга во время болезни и в преддверии надвигающейся смерти. Умирающего человека окружала обстановка таинственности и торжественности. Болезнь и смерть есть и всегда будут неизбежной частью человеческого опыта. По тому, как общество заботится о детях, престарелых и умирающих, судят о зрелости этого общества. C целью облегчения страданий инкурабельного больного, в том числе умирающего, зарождается паллиативная помощь (и хосписная как ее компонент для оказания помощи в конце жизни).

Паллиативная помощь — всесторонняя медико-социальная помощь больным с диагнозом активного (при наличии симптомов, требующих активного медицинского вмешательства) неизлечимого прогрессирующего заболевания на стадии, когда исчерпаны все возможности специального/радикального лечения. Основной целью такой помощи является улучшение качества жизни больного и членов его семьи, что достигается благодаря активному выявлению, тщательной оценке и симптоматической терапии боли и других проявлений болезни, а также оказанию психологической, социальной и духовной поддержки как самому пациенту, так и его близким. Принципы паллиативной помощи могут быть реализованы на более ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения .

Решающим условием для развития паллиативной помощи является создание условий, необходимых для признания важности самой идеи холистической помощи инкурабельным больным и умирающим. Совершенно необходимо, чтобы общество, в том числе и сами пациенты и их семьи, осознавали важность паллиативной помощи и знали о ее возможностях.

Необходимо отметить, что в новом Федеральном законе Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в истории отечественного здравоохранения признается необходимость развития в стране паллиативной помощи. «Паллиативная медицинская помощь, — говорится в законе, — представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (статья 36) . Паллиативная медицинская помощь в соответствии с законом впервые признана одним из видов медицинской помощи, оказываемой населению. В законе говорится о том, что паллиативная помощь «… оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи» (статья 36), а также отмечается, что «паллиативная помощь в медицинских учреждениях оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи…» (статья 80). С принятием нового закона открываются новые возможности для развития паллиативной помощи в регионах страны.

Являясь инициатором зарождения нового направления, ВОЗ провозглашает основные принципы, в соответствии с которыми паллиативная помощь:

  • утверждает жизнь и считает смерть естественным закономерным процессом;
  • не имеет намерений продления или сокращения срока жизни;
  • старается насколько возможно долго обеспечить условия для того, чтобы больной мог вести активный образ жизни;
  • предлагает помощь семье пациента во время его тяжелой болезни и психологическую поддержку в период переживания тяжелой утраты;
  • использует межпрофессиональный подход с целью удовлетворения всех потребностей пациента и его семьи, в том числе и организацию ритуальных услуг, если это требуется;
  • улучшает качество жизни пациента и может также положительно влиять на течение болезни;
  • при достаточно своевременном проведении мероприятий в совокупности с другими методами лечения может продлить жизнь больного .

Паллиативная помощь складывается из двух больших компонентов — это облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни (параллельно с радикальным лечением) и помощь (медицинская, психологическая, социальная, духовная) в последние месяцы, дни и часы жизни. Именно помощи больному в конце жизни в России уделялось и до сих пор уделяется очень мало внимания. Неправильным было бы считать, что умирающий больной нуждается только в уходе. На самом деле существуют профессиональные тонкости искусства облегчения страдания больного, которые могут решить только подготовленный врач и медицинская сестра.

В настоящее время в ряде стран «помощь (больному) в конце жизни», или хосписная помощь (end-of-life care), выделена как самостоятельное направление паллиативной помощи. Ведущим компонентом в этом направлении является формирование особой философии, организация психологической поддержки больного и его семьи. Поэтому часто говорят, что паллиативная помощь и хоспис как одна из форм паллиативной помощи — это не просто лечебное учреждение, это — философия.

К сожалению, врачей и медицинских сестер не учат искусству оказания помощи умирающим. До сих пор сохраняется игнорирование умирающих больных, им остается недоступной медицинская помощь, весь уход ложится на плечи родственников и близких.

Однако надо помнить, что некоторые симптомы причиняют умирающим больным значительные страдания. Владение основными методами купирования симптомов у пациентов в последние дни жизни — одно из основных профессиональных требований для врача любой специальности. Однако простого владения навыками купирования симптомов недостаточно. Для оказания умирающим больным действенной помощи врач должен иметь хорошее представление об этой сфере деятельности, а также обладать умением общаться, принимать решения и строить взаимоотношения с людьми.

Выбор тактики для облегчения страданий умирающего начинается, как и в любом разделе клинической практики, с всесторонней оценки состояния больного. Необходимо активно выявлять проблемы, которые могут причинять страдания больному. Такая оценка формирует основу не столько для поиска решения отдельных проблем, сколько для определения целей лечения. Процесс оценки может сам по себе быть терапевтическим средством. Он дает пациенту возможность осознать, что его воспринимают как личность и относятся к нему с сочувствием.

Поскольку симптомы по сути своей носят субъективный характер, «золотым стандартом» для оценки является описание самим пациентом ощущений и переживаний. Существуют проверенные методики оценки симптомов, которые могут помочь врачу представить себе, как пациент воспринимает тот или иной симптом (например, степень его тяжести и др.). Решая вопрос о проведении диагностических тестов, следует оценить их целесообразность с точки зрения возможности облегчить страдания больного. Не стоит проводить сложную диагностику лишь ради того, чтобы выполнить стандарт обследования.

У большинства людей в терминальной стадии жизни наблюдаются патологические изменения аффективной и когнитивной функций, при этом возникает целый спектр эмоций и страхов. Страх потерять контроль над собой, быть брошенным, стать обузой, страх боли и других физических страданий нередко бывает настолько сильным, что у больного возникает желание ускорить приближение смерти. Поэтому при разговоре с больным необходимо провести оценку его эмоционального статуса, уловить признаки депрессии, тревожного состояния и нарушения когнитивной функции, поскольку эти проблемы можно и нужно корректировать .

Необходимо помнить о том, что в последние дни жизни больного следует отменить некоторые медикаменты, прием которых не имеет никакого смысла и лишь нарушает комфорт пациента и даже может усугубить его состояние. Могут быть отменены в последние 48 часов жизни такие препараты, как антибиотики, витамины, препараты железа, гормоны, кардиотоники, слабительные, сахароснижающие, диуретики, гипотензивные средства. Можно продолжать при необходимости введение обезболивающих средств, противосудорожных, антихолинергических и противорвотных средств, транквилизаторов. То есть следует обеспечить больному максимальный покой, отсутствие боли и симптоматическое купирование других тягостных симптомов.

В жизни каждого человека присутствует духовная сторона. Как показывают исследования, независимо от того, что вкладывается в понятие духовности — религиозный смысл или индивидуальное представление о смысле и тайне жизни, сущности бытия, больные охотно идут на разговор об их духовных проблемах. Хотя помощь такого рода обычно оказывает священник, врач должен учитывать, что часто духовные проблемы могут проявляться в виде страданий физического, душевного или социального характера.

Врач должен уметь проводить предварительную оценку социальных и практических потребностей пациента. Нерешенные проблемы взаимоотношений, неулаженные финансовые, юридические и практические дела могут быть источником душевных страданий больного. Поскольку многие семьи тратят на лечение и уход за больным часто все свои сбережения, иногда теряя при этом источник дохода, важно знать, каково финансовое положение пациента. Необходимо подумать об организации практической помощи: даже самый безупречный план лечения может не дать желаемых результатов, если не позаботиться о сугубо бытовых проблемах повседневной жизни.

В последние дни и часы жизни в организме происходит ряд физиологических изменений. Каждое из них, если не понимать его сути, может стать поводом для тревоги и производить угнетающее впечатление на родственников.

Слабость и утомляемость. По мере угасания функций организма у больного нарастают слабость и утомляемость. Больной может отказываться от привычной двигательной активности, в этом случае его не следует насильно заставлять двигаться. На этой стадии большинство препаратов для борьбы со слабостью можно отменить. При ограничении движений в суставах могут возникнуть тугоподвижность или боли. Продолжительное надавливание на один и тот же участок кожи, особенно над костными выступами, повышает риск ишемии кожи и появления болезненных ощущений. Больному необходимо устроить удобно постель, подложив подушки, чтобы реже возникала потребность поворачиваться.

Прекращение приема пищи и жидкости. В последние дни жизни больные, как правило, полностью теряют аппетит и перестают пить . Родственников это очень беспокоит. Однако специалисты считают, что обезвоживание в последние часы жизни не причиняет страданий и может стимулировать выделение эндорфинов и анестезирующих веществ, которые улучшают самочувствие больного . В данном случае часто низкое артериальное давление и слабый пульс связаны с процессом умирания, а не с обезвоживанием. Пациент, который не может принимать вертикальное положение, не испытывает головокружения. При тщательном гигиеническом уходе за ротовой полостью, полостью носа и слизистой глаз можно не опасаться, что больной испытывает жажду.

При наличии периферических отеков или асците у больного в организме скапливается избыток воды и солей, по-этому обезвоживания не происходит, хотя внутрисосудистый объем жидкости может сократиться вследствие гипоальбуминемии. Иногда назначают парентеральное введение растворов — внутривенно или подкожно, особенно если необходимо лечение делирия.

Следует обратить внимание, что парентеральное введение жидкости в последние дни жизни может оказать неблагоприятное действие, что очень часто недооценивается врачами. Парентеральное введение чрезмерного количества жидкости, особенно при значительной гипоальбуминемии, может привести к перегрузке системы кровообращения с развитием периферических отеков и/или отека легких, вызвать усиление одышки, кашля и увеличение секреции желез ротовой полости и трахеобронхиального дерева. Кроме того, внутривенные капельницы причиняют неудобство больному, особенно если он истощен и у него плохо определяются вены.

Потеря способности глотать. Если пациент не может глотать, следует прекратить давать ему пищу и препараты внутрь. Предупредите членов семьи и ухаживающих за больным медперсонал об опасности аспирации. Для уменьшения выделения слюны и других продуктов секреции можно назначить скополамин или гиосцина бутилбромид . Эти препараты сведут к минимуму или устранят шумное «клокотание» при дыхании из-за скопления слизи в глотке и трахее. Отсасывание жидкости из ротоглотки чаще всего неэффективно, поскольку выделения обычно находятся за пределами досягаемости катетера. Длительные попытки отсосать слизь могут лишь потревожить до этого спокойного больного и взволновать находящихся рядом членов семьи.

Неврологические изменения. Неврологи-ческие изменения, связанные с процессом умирания, обусловлены рядом одновременно происходящих необратимых процессов. Наличие или отсутствие таких изменений обуславливает тяжесть процесса умирания и некоторыми авторами называется «дорогой» к смерти (рис.). Большинство больных следуют по «обычной дороге», для которой характерно постепенное угасание сознания, после чего наступает кома, а затем смерть .

Агональный делирий. Первым сигналом, возвещающим о том, что больному предстоит пройти по «трудной дороге» к смерти, может служить появление делирия с ажитацией. У таких больных часто появляется спутанность сознания (дезориентация), беспокойство, возбуждение; иногда возникает инверсия цикла сна и бодрствования. Для семьи и ухаживающего медперсонала, которые не понимают сути происходящего, зрелище агонального делирия с ажитацией может быть очень тяжелым.

Если делирий нераспознан или не приняты меры для его устранения, то членам семьи скорее всего запомнится страшная смерть «в ужасных мучениях», что возможно, по их мнению, было спровоцировано назначением лекарств. Это произведет тяжелое впечатление на родственников, даже если вся предыдущая медицинская помощь была организована безупречно.

Необходимо попытаться определить причины делирия и купировать их. Однако если больной доживает последние часы и отмечаются другие признаки процесса умирания, лечение следует направить на купирование симптомов, связанных с агональным делирием, чтобы успокоить пациента и его близких.

Когда возбуждение и беспокойное поведение больного сопровождаются стонами и гримасами, это часто истолковывают как свидетельство физической боли . Однако нужно иметь в виду, что в последние часы жизни неконтролируемая боль развивается или усиливается редко. Признаком наличия боли может быть напряженный лоб, в частности появление на нем глубоких морщин. Терминальное беспокойство мучительно для пациентов, находящихся в сознании и, вероятно, также для пациентов в полубессознательном состоянии.

Если трудно оценить состояние пациента, который находится без сознания, и врач думает, что его беспокоит боль, можно попробовать назначить опиоиды. Но необходимо помнить, что при низком почечном клиренсе опиоиды могут аккумулироваться и усугублять делирий. Если пробное введение дозы опиоидов не снимает возбуждения или усугубляет делирий, усиливая возбуждение или провоцируя миоклонические судороги, следует назначить лечение для купирования симптомов, связанных с делирием.

Для лечения агонального делирия широко применяются бензодиазепины, поскольку они обладают анксиолитическими, амнестическими и противоэпилептическими свойствами и расслабляют скелетные мышцы .

Предварительно растворенный лоразепам для приема внутрь можно наносить на слизистую оболочку щеки, увеличивая дозу до получения нужного эффекта. Необходимо помнить, что на некоторых больных бензодиазепины оказывают парадоксальное действие, вызывая возбуждение. По мнению некоторых авторов анти-психотические средства, галоперидол и хлорпромазин, не обеспечивают адекватную седацию и могут приводить к усилению тонуса мышц и появлению конвульсий .

Диазепам 5-10 мг можно назначать перорально, ректально (в суппозиториях или инъекционно через ректальный зонд) или внутривенно (если венозый катетер установлен по другим причинам), поскольку этот препарат плохо всасывается после внутримышечных или подкожных инъекций. Его следует назначать через 6-12 ч, и доза титруется по эффекту.

Мидазолам имеет преимущество в том, что его можно назначать непрерывной подкожной инфузией и его также можно смешивать в одном шприце с морфином. Обычная начальная доза мидазолама составляет 2,5-10 мг подкожно через 2 ч или 10-20 мг в сутки.

Тазепам может вводиться в домашних условиях ректально (в виде капсул темазепама для приема внутрь). Для достижения эффекта в капсулах рекомендуется предварительно иголкой проделать отверстие .

Если лечение бензодиазепинами не дает желаемого результата, следует назначить фенобарбитал. Начинают с 60-120 мг, подкожно каждые 4-8 ч, постепенно повышая дозу. После достижения эффективной дозы препарат можно назначать в виде непрерывной подкожной инфузии, но не следует смешивать его с морфином или другими препаратами.

Терминальное тахипноэ. Терминальное тахипноэ производит угнетающее впечатление на родственников и других пациентов, хотя сам человек находится уже без сознания. У особенно ослабленных пациентов возможно появление на фоне дыхательных движений предсмертных хрипов, обусловленных перемещением секрета в глотке, трахее и крупных бронхах. Считается, что предсмертные хрипы не доставляют беспокойства больному, находящемуся без сознания.

При появлении терминального тахипноэ необходимо придать больному положение лежа на боку и объяснить суть происходящего родственникам, успокоить их. В качестве медикаментозной терапии чаще всего используются препараты, подавляющие секрецию слизи. Препаратом выбора считается гиосцина бутилбромид (20 мг однократно, затем 20 мг/24 часа подкожно).

Ослабление сфинктеров в последние часы жизни может привести к недержанию мочи и кала. Отвод мочи катетером и использование абсорбирующих пеленок помогают свести к минимуму смену белья и проведение гигиенических процедур. Однако при минимальном выделении мочи в этом не всегда есть необходимость, достаточно бывает использовать подгузники. Очень важно содержать кожу больного в чистоте, следует регулярно проводить гигиенические процедуры.

Использование абсорбирующего белья (подгузники, урологические прокладки и впитывающие пеленки) помогут свести к минимуму травмирование тканей и необходимость частой смены белья, что поможет обеспечить покой пациенту и значительно облегчить труд ухаживающих за ним людей.

Развитие олиго- или анурии в последние дни жизни не требует обследования или терапии, если это не сопряжено с болью или нарастающей одышкой.

Если окружающие не понимают, что происходит, каково состояние больного, на них могут угнетающе действовать то, что глаза больного постоянно открыты. При тяжелом истощении уменьшается объем ретробульбарной клетчатки, и глазное яблоко западает в глазницу иногда настолько глубоко, что длины век не хватает на то, чтобы сомкнуться и закрыть конъюнктиву полностью. В таком случае необходимо поддерживать влажность конъюнктивы с помощью глазных мазей или физиологического раствора.

Если больной умирает дома, то родственникам больного необходимо объяснить, что процесс умирания так же индивидуален, как и процесс рождения. Невозможно предугадать точное время смерти и как именно все будет происходить. Расскажите близким, что люди, которые стоят на пороге смерти, испытывают ряд похожих симптомов, независимо от типа заболевания.

С приближением смерти появляются определенные физические и эмоциональные симптомы: возникает и прогрессирует день ото дня сонливость и выраженная слабость, периоды бодрствования уменьшаются, угасает энергия; изменяется характер дыхания: периоды частого дыхания сменяются остановками; ухудшается аппетит, человек пьет и ест меньше, чем обычно, потом совсем отказывается от пищи и воды. Моча становится темно-коричневой или темно-красной, кишечник перестает опорожняться или наоборот бывает непроизвольный стул. Изменяются слух и зрение — они не просто ухудшаются, а наоборот, человек может слышать и видеть вещи, которые другие не замечают. Меняется температура тела, она может быть повышенной или наоборот очень низкой.

По мере приближения ухода из жизни человек перестает проявлять интерес к внешнему миру и отдельным деталям повседневной жизни.

Если умирающий человек, о котором вы заботитесь, видит или слышит что-то или кого-то, чего не видите вы, с ним следует согласиться — признайте то, что он видит или слышит. Отрицание этих переживаний может расстроить умирающего человека. Поговорите с человеком, даже если он в коме, подер-жите его за руку. Известно, что умирающие люди могут слышать, даже когда они находятся в глубокой коме. Есть пример того, что люди, которые выходили из комы, говорили, что они могли слышать все происходящее, находясь без сознания.

Принципы общения с умирающим человеком. Облегчить состояние умирающего только с помощью лекарственных средств невозможно. Не менее важно, а может быть и наиболее важно общение с больным, отношение к нему, как к живому человеку, который слышит и чувствует, нуждается в вашем присутствии и участии до самого конца. Поэтому при общении с умирающим человеком:

  • будьте всегда готовы оказать помощь;
  • проявляйте терпение;
  • дайте возможность ему выговориться, умейте активно слушать;
  • произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны;
  • спокойно относитесь к его гневу и недовольству;
  • избегайте неуместного оптимизма.

Умирающему больному необходимо чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что вы не можете сделать его снова здоровым.

Необходимо спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной, помочь ему доделать земные дела, обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно знать, что для него делается все возможное. Он не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы.

Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Он должен знать, что в момент смерти не останется один и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжелого больного и умирающего может иметь успокаивающее действие.

Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боль и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т. п.

Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо уметь слушать; понимать невербальный язык; уметь оказать эмоциональную поддержку; общаться с больным открыто, доверительно; относиться к нему с сочувствием и уважением; честно отвечать на вопросы; не внушать несбыточных надежд; давать возможность задавать вопросы; понимать потребности больного; принимать во внимание и стараться удовлетворить его психические, социальные и духовные потребности; предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

В заключение хочется процитировать слова митрополита Антония Сурожского: «Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность — как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!.. Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь, взаимное отвержение. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни» .

Литература

  1. Doyle D., Hanks G., MacDonald N. Introduction. Oxford textbook of Palliative Medicine. 1993. P. 3.
  2. WHO Definition of Palliative Care. WHO, 2007. URL: http://www.who.int/cancer/palliative/definition/en/ .
  3. Введенская Е. С., Соколова Е. Г., Петрушов П. К. Паллиативная помощь: содержание, определяющее подходы к формированию службы и контингентов больных // Росмедпортал.ком, электронный научно-практический журнал. 2012, т. 3, с. 136-144.
  4. Введенская Е. С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2011.
  5. Введенская Е. С. Паллиативная помощь — инновационное направление современного здравоохранения. В кн.: Актуальные проблемы химии, биологии и медицины. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. Кн. 3. С. 5-26.
  6. Эккерт Н. В., Новиков Г. А., Хетагурова А. К., Шарафутдинов М. Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи. М.: ММА им. И. М. Сеченова. 2008. 58 с.
  7. Рекомендации Rec. (2003) 24 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по организации паллиативной помощи. М.: Медицина за качество жизни. 2005. 30 с. URL: http://pallcare.ru/ru/images/user/Ryskversion3.pdf (Дата обращения 01.10.2011).
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/104 (Дата обращения: 09.02.2012).
  9. Singer P. A., Martin D. K., Kelner M. Quality end-of-life care: patient’s perspectives // JAMA. 1999, 281: 163-168.
  10. Vachon M. L., Kristjanson L., Higginson I. Psychosocial issues in palliative care: the patient, the family, and the process and outcome of care // J Pain Symptom Management. 1995, 10: 142-150.
  11. Bruera E., Fainsinger R. L. Clinical management of cachexia and anorexia. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine 2 Edition Oxford University Press, Oxford, England 1998, 548.
  12. Billings J. A. Comfort measures for the terminally ill: Is dehydration painful? // J Am Geriatr Soc. 1985, 33: 808-810.
  13. Ellershaw J. E., Sutcliffe J. M., Saunders C. M . Dehydration and the dying patient // J Pain Sympt Manage. 1995, 10: 192-197.
  14. Musgrave C. F., Bartal N., Opstad J. The sensation of thirst in dying patients receiving IV hydration // J Pall Care. 1995, 11: 17-21.
  15. Musgrave D. R. Terminal dehydration: to give or not to give intravenous fluids? // Cancer Nursing. 1990, 13: 62-66.
  16. Twycross R. B., Lack S. A. Therapeutics in terminal cancer, Churchill Livingstone3 Edition. 1990, 134-136.
  17. Frank D. Ferris, Charles F. von Gunten, Linda L. Emanuel. Ensuring competency in end-of-life care: controlling symptoms // BMC Palliative Care. 2002, 1: 5.
  18. Ferris F. D., von Gunten C. F., Emanuel L. L. Competency in end of life care: The last hours of living // J Palliat Med. 2003; 6: 605-613.
  19. Shuster J. L. Delirium, confusion, and agitation at the end of life // J Pall Med. 1998, 1: 177-186.
  20. Twycross R., Lichter I. The terminal phase. In: Oxford Textbook of Palliative Medicine. 2 Edition (Edited by: Doyle D., Hanks G. W. C., MacDonald N.). Oxford University Press, Oxford, England, 1998, 987-988.
  21. Паллиативная помощи онкологическим больным. Учебное пособие под редакцией профессора Г. А. Новикова и академика РАМН, профессора В. И. Чиссова, М.: ООД «Медицина за качество жизни», 2006.
  22. Сурожский А. Жизнь. Болезнь. Смерть, Издательство: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010, 96 с.

Е. С. Введенская, кандидат медицинских наук

ГБУЗНО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Нижний Новгород